КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональная культура. Современный «человек умелый» (homo faber) — человек квалифицированный, специализирующийся в какой-либо сфере трудовой деятельности
Современный «человек умелый» (homo faber) — человек квалифицированный, специализирующийся в какой-либо сфере трудовой деятельности. В обществе каждый взрослый человек, добывающий средства к существованию через труд, находит свою «нишу» в социально-профессиональной пирамиде, включающей ныне в себя около сорока тысяч специальностей — от грузчика до специалиста, имеющего квалификацию «академик». Ныне нашему обществу нужны миллионы грузчиков и лишь сотня-другая академиков, поэтому внутренне строение этой пирамиды таково, что оно движется вверх от простого, низшего к сложному, а профессиональные группы отличаются друг от друга уровнем оплаты труда, образованностью, паттернами (стандартами) потребления, ценностно-нормативными координатами повседневного, трудового и общественного поведения, профессиональной культурой. Иными словами, эти группы отличаются друг от друга укладом, уровнем, качеством и стилем жизни (в целом — образом жизни). Это состояние и традиционно, но и весьма динамично. Разумеется, жизненные миры некоторых людей, включенных в те или иные профессиональные группы, могут сильно отличаться от социально-типичного, присущего всей группе образа их реальной жизни. Поэтому пирамида профессий формируется так, что «нижние» теснят «верхних», постепенно повышая свою квалификацию и находя соответствующее признание в обществе (по статусу, престижу, материальному обеспечению). В обществе, где труд, его качество и количество обусловливают меру потребления, профессиональная пирамида движется в направлении социального равенства. Однако опыт социализма показал, что всякие волевые усилия, преодолевающие естественные границы между группами, ведут к дисгармонии и падению интереса у людей к повышению своей квалификации, что в целом чревато деградацией общества, т. е. падением культуры труда и производства. Поскольку все общества в мире находятся на таком историческом отрезке развития производительных сил, когда труд для большинства людей является лишь средством к существованию и стимулируется извне, то всякие государственнополитические усилия по искусственному преодолению неравенства в сфере труда ведут к экономической деградации. Но и переход к принципу «каждому — по собственности» (рабочая сила — товар), осуществляемый ныне в России, не приводит пока к успеху. Мониторинг социально-трудовой сферы (1992-1994 гг.) позволил выявить, что работниками устойчиво снижаются оценки положения дел на предприятии, где они заняты1. За этими общими оценками стоят проблемы скрытой безработицы, спада производства, ухудшения финансовой ситуации на предприятиях, роста неуверенности в завтрашнем дне, снижения научного обслуживания предприятий, вопросы повышения квалификации и т. д. Например, система профессиональной подготовки кадров до перестройки (1985 г.) обеспечивала каждому рабочему, занятому в народном хозяйстве, обучение или переобучение один раз в 2,8 года, а в 1992-1993 гг. — один раз лишь за 11 лет. В металлургии этот период достиг 20 лет, в нефтеперерабатывающей — 18 лет2. В сферу купли-продажи ушло более 4 млн трудоспособного населения, в сферу охраны «новых русских» — около 1 млн. Это в основном молодые люди, остающиеся без профессионального образования и труда, что весьма неблагоприятно сказывается на криминогенной ситуации в обществе. Обобщенный социальный портрет безработного выглядит сегодня следующим образом: преимущественно (более 70 %) женщины, более 30 % — молодежь, около половины — лица со средним техническим и высшим образованием, особенно в крупных городах. Материальное положение большинства (более 60 %) ниже прожиточного уровня3. Ситуация безработицы, период безработицы, уровень стресса оказывают негативное влияние на психофизиологическое состояние человека. Для общества это означает депрофессионализацию трудовых ресурсов, падение производительности труда. Как сказалась российская перестройка на качестве жизни граждан1? Для сравнительного анализа стран мира используется индекс человеческого развития, измеряющий долголетие, образованность и уровень жизни, Если в 1992 г. отставание России от стран Запада по суммарному значению индекса человеческого развития определялось главным образом чрезвычайно низкой продолжительностью жизни, а отставание по индексу реального душевого ВВП (в долларах) было не слишком большим, то уже в 1994 г. углубившееся отставание по продолжительности жизни пополнилось и усугубилось резким падением уровня жизни. В результате, если по данным на середину и конец 1980-х годов СССР был на 26-м месте среди 130 стран мира по шкале суммарного индекса (а Россия, если бы индекс рассчитывался тогда и для нее, видимо, была бы еще на более высоком уровне), то к середине 90-х годов Россия скатилась уже на 67-е место среди 175 стран2. Ныне Россия резко отстает по значениям долголетия и реального душевого дохода. В 2004 г. наконец-то правительство Путина объявило борьбу с бедностью своим приоритетной задачей. Неумело проводимые реформы, отягощенные политическими пристрастиями, связанные с настроениями социального реванша, ведут в конечном счете к деградации «человека умелого» в нашей стране, к превращению его в человека «выживающего физически», которому уже не до повышения своей трудовой квалификации. Хаотическое проведение реформ у нас привело к криминализации страны: например, только уголовных дел, связанных с приватизацией государственной собственности, сейчас насчитывается, по заявлению Генеральной прокуратуры, свыше 50 тысяч. Экономика ныне — это сфера формирования и разрастания организованной преступности в стране (при этом надежда лишь на правоохранительные силы иллюзорна — примерно из 140 факторов преступности МВД может контролировать лишь около 40). Необходимо указать, обострившаяся борьба с коррупцией показала, что идейный импульс чиновничьей коррумпированности придало в свое время утверждение Г. X. Попова о том, что чиновник оказывает услуги, а за услуги надо платить. Россия, по данным американского Центра изучения коррупции, занимает четвертое, после Нигерии, Колумбии и Боливии, место в мире по коррумпированности государственного аппарата. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Является ли производительность труда фактором естественно- исторического отбора той или иной цивилизации? 2. Может ли труд стать главной жизненной потребностью того или иного человека? Если да, то в каких условиях? 3. Что понимается под «отчуждением труда»? Можно ли его когда-либо преодолеть? 4. Что означает термин «человек умелый»? 5. Какие существуют ныне проблемы в развитии трудовой искусности населения России? ЛИТЕРАТУРА
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование. М., 1995. С. 16-20. Гельвеций К. Соч. В 2-х томах. М., 1972. Т. 1. С. 353. Кара-Мурза С. Г. Угасание рациональности: имитация // Социально-гуманитарные знания. М., 2004. № 6. КуреллаА. Свое и чужое. М., 1970. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. И. С. 110. Основы изучения человеческого развития / Под ред. Н. Б. Баркалова и С. Ф. Иванова. М., 1998. Современная американская социология. МГУ, 1994. С. 190-191. Социология труда. МГУ, 1994. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. Раздел: Экономическая социология и социология труда. М., 2003. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 586.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |