Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая культура




Понятие и структура жизненной среды.

ТЕМА 11. ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Константы человеческого существования реализуются в конк­ретной природной и социокультурной среде. Природная среда, вне которой невозможна жизнь организма человека, накладывает замет­ную печать на существование людей не только тем, что она сейчас повсеместно начинает испытывать кризисы, но и тем, что такие ее атрибуты, как пространство и время, непременно обретают социо­культурную значимость, социализируясь уже как атрибуты жизне­обеспечения человека. Теоретическое осмысление этого процесса еще только начинается.

 

Термин «жизненная среда» охватывает такие частные среды, как природная и производственные среды, среда ежедневных передвиже­ний, среда отдыха и домашняя среда. Все они могут и по своим фун­кциям и организационно весьма серьезно противоречить друг другу, что, естественно, влияет на здоровье, психику и мироощущение чело­века, перемещающегося в течение суток из одной среды в другую как «челнок». Так, труд, протекающий в условиях загазованности или повышенного шума, езда в переполненном автобусе, нерациональная трата времени на очереди и т. д. могут породить стрессовое, депрес­сивное состояние индивида («усталость от жизни»), препятствующее восприятию даже эстетически прекрасных архитектурных ансамб­лей, исторических памятников, теплоты человеческих отношений и семье или ближайшем социальном окружении.

Сейчас особенно обострилось положение в природной среде — экологический кризис стал глобальным и требует срочных скоорди­нированных действий правительств всех стран мира. Поэтому на первый план в анализе жизненной среды человека выступают проблемы природопользования.

Человек был и остается в своей основе существом, являющимся частью природы - его организм зарождается, развивается и умирает по законам природы. Природой ему отпущено в среднем 700 часов жизни, из них на сон, опекаемое детство и беспомощную старость уходит примерно 300 тыс. часов. В оставшееся время человек естественно стремится не только полнокровно жить, но и самоактуализироваться. Но и это мизерное по сравнению с вечностью время сокращается из-за ухудшения природных условии: так, здоровье человека, оказывается, лишь на 20 % (приблизительно!) от врачебной помощи, а все остальное в немалой степени определяется тем, каким воздухом дышит человек, как и чем питается, в каком режиме живет. Ухудшение экологической обстановки сказывается и на заболеваниях: в нашей стране у 25-30 % детей хронические болезни, а в экологически неблагоприятных районах заболеваемость детей в 1,5- 2 раза выше, чем в более благоприятных1.

Рассмотрим теоретические аспекты этой проблемы. Наукой, изучающей отношения между живой и неживой природой, является экология. Если судить по этимологии слова «экология», то речь должна идти о науке, описывающей наш дом в самом широком смысле слова (греч. «ойкос» - дом). В XX веке стало ясным то, что без учета преобразовательной деятельности человека вопросы эколог и р невозможно, — так появилось понятие «социосфера» (вслед сферой»), включающее в себя техносферу, общественные отношения и культуру, в последнее время выделен термин «антропосфера», описывающий проблемы, возникающие между человеком и природой. С его помощью изучают созданную людьми технику, домашних животных и культурные растения с точки зрения их воздействия на жизнь человека, как непосредственные факторы его жизнеобеспечения. Ныне в теории (инвайронментализм) существуют по крайней мере четыре концептуальных направления: консерватизм, охранительная концепция, экологизм и экономизм. Инвайронментальная социология описывает механизм функционирования социоэкосистемы и выявляет структуру социально-экологического процесса, т.е. приспособления организованных человеческих популяций к среде обитания. Механизм этот включает в себя социальную организацию, состоящую из культурной системы, социальной системы и системы личности. В центре внимания теории — взаимодействие природной среды и всего социального комплекса. Социальная организация в целом признается коллективной адаптацией популяции к среде.

В русле логики антропологического понимания жизненной среды дальнейший анализ будет проводиться на основе двух суждений: 1) жизненная, т. е. витальная, среда обеспечивает прежде всего жизнь организма человека и функционирование его психики. Поэтому ныне основным показателем качества жизненной среды выступает харак­тер экологической ситуации; 2) естественными координатами функ­ционирования и развития жизненной среды являются пространство и время, превращающиеся в собственность людей (обладание по праву рождения и по нормам культуры).

Ныне площадь регионов с крайне неблагоприятной экологической ситуацией достигла 17 % всей территории Российской Федерации, что примерно равно территории двух Мексик или шести Франций. В 58 городах России выявлено свыше 500 участков радиоактивно­го заражения. Только в 1992 г., в самый кризисный год, возникало 769 чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 4,7 % из них — аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ1. Приро­доохранная деятельность становится одной из жертв экономической целесообразности, и предприятия прежде всего урезают финансиро­вание экологических технологий. Растет угроза превращения Рос­сии в мировую свалку токсичных отходов: в 1993 г. 95 иностранных фирм 96 раз пытались ввезти в нашу страну 34 тыс. тонны опасных отходов. Лишь 15 % населения страны дышит воздухом, соответ­ствующим гигиеническим нормативам. Только 50 % россиян пьют чистую, с точки зрения гигиенических требований, воду. Разумеет­ся, знание экологической ситуации еще не означает ее разрешения. Но оно необходимо для принятия грамотных программ федераль­ного и регионального уровней, направленных на снижение опасных тенденций. Однако социальный опыт последних лет показывает, что без борьбы самого населения за чистый воздух, воду и почву власти любых уровней не принимают соответствующих решений, а если они и принимаются, то чаще всего лишь декларативно. Движение «зеленых» в России пока не приобрело политического веса. Дело за активностью граждан, повседневно страдающих от экологически не­благоприятных ситуаций.

До последнего времени в понимании человечеством своего от­ношения к природе преобладала парадигма господства над ней, ее насильственного преобразования средствами техники ради удовлет­ворения бесконечно растущих потребностей людей и их обществ. Технический прогресс считался да и считается основным путем к благоденствию. Это время породило технократическое мышление, отличающееся узким прагматизмом в решении проблем совместной жизни множества людей. Истощение природных ресурсов, загрязне­ние среды обитания ставят перед всеми людьми дилемму — либо пас­сивно продолжать действовать по прежнему «алгоритму» ограбления природы, либо резко менять общее отношение к ней. Таков вызов времени. Творческий ответ на него заключается прежде всего в фор­мировании экологической культуры населения, т. е. знаний, мораль­но-правовой системы, навыков позитивного взаимодействия челове­ка с природой. Ею должны овладеть все — от рядового гражданина до самых верхних этажей власти, принимающих решения в этой сфере. При этом необходимо проводить в жизнь два принципа: 1) культ жизни человека, являющегося не господином, а органической час­тью природы. Ценность жизни внутренне связана с ценностью всей природы — это взаиморазвивающиеся значимости. «Благоговение перед жизнью» — этот девиз А. Швейцера должен быть основой гу­манизации социальной жизни и воспитания экологической культуры у широких масс; 2) защита человека от него самого, от его хищничес­кого отношения к природе. Ж. Дорст говорил, что человек появился, «как червяк в плоде, как моль в клубке шерсти, и выгрыз себе место обитания, выделяя из себя теории, чтобы оправдать свои действия». Широкая гуманитаризация физико-технических теорий в процессе обучения в средней и высшей школе — эффективный путь подго­товки людей, способных принимать грамотные и своевременные ре­шения в экологической сфере в своей последующей управленческой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.