Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я» как предмет исследования




Я — это форма переживания человеком своей личности, фор­ма, в которой личность открывается сама себя. Я имеет несколько граней, каждая из которых была в свое время предметом ин­тереса тех или иных психологических школ и направлений.

Первая грань Я — это так называемое телесное, или физи­ческое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни (подростковый возраст, компенсация и сверхкомпенсация дефектов по Адлеру).

Вторая грань Я — это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций.

Третья грань Я — психологическое Я. Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребно­стей и способностей и отвечает на вопрос «какой Я?». Психоло­гическое Я составляет основу того, что в психологии называют образом Я или Я-концепцией, хотя телесное и социально-роле­вое Я тоже в него входят.

Четвертая грань Я — это ощущение себя как источника ак­тивности или, наоборот, пассивного объекта воздействий, пере­живание своей свободы или несвободы, ответственности или посторонности. («Мыслю — следовательно, существую», «На том стою и не могу иначе»). Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражают­ся личностные особенности высшего, экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а об­щих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

Пятая грань Я — это самоотношение, или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка — общее положительное или отрицательное отношение к себе. Во-первых, следует различать самоуважение — от­ношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками, и самопри­нятие — непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняю­щие это отношение. Слишком большое внимание, уделяемое человеком своему Я, — признак того, что он не достиг успеха в реализации своих жизненных целей (Д.А. Леонтьев).

«Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен. Если я хочу стать самим собой, я должен выполнять личные и конкретные задачи и требования. Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир» (Франкл В.).

   
 
   
Подождите, идёт загрузка курса  
Теоретический раздел → Курс лекций → Тема 6. Персоногенез личности. → Тема 6.2 Проблема волевой регуляции деятельности.
             

Проблема воли. Личность как субъект регуляции деятельности. Произвольность действий. Волевые качества личности. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности. Волевая регуляция деятельности личностью и ее смысловая природа. Сила воли. Организация личностью времени своей жизни.

   
 
   



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.