Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема сознания в философии XX в




Переоткрытие сознания.

Проблема сознания в Новое время.

В Новое время происходит постепенный отказ от Бога, что свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, для которого все меньше оставалось места Божественному.

Европейские философы Нового времени приняли мировоззрение "онтологического нигилизма" и попытались его выразить и обосновать.

Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Нет ничего, кроме самого человека, что обеспечивало бы ему возможность реализовать себя как человека. Человек сам, своей деятельностью творит мир, в котором он живет и действует.

Сознания нет без самосознания, только в акте самосознания сознание себя знает, проясняет свое содержание и структуру. Таков вывод философов Нового времени. Сознание стало средством обнаружения объективно-природного мира, средством доказательства его существования. Сознание - в актах самосознания обращало внимание только на предметное содержание, то есть такое содержание, которое было связано с характеристиками объективно-предметного мира.

Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность субъекта. Считалось, что к содержанию опыта сознания относятся только такие данные, которые можно повторять, воспроизводить бесконечно. Содержанием сознания признавалось только то, что удовлетворяло критерию наблюдаемости: сознание должно уметь рационально воспроизвести свое содержание.

Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны, восторжествовали правила логики.

Сознание индивида становится функцией надындивидуального сознания. Индивидуальное сознание определяется не столько индивидуальной жизнью человека, сколько общественным бытием. Каково бытие людей, таково и их сознание, и наоборот. Отсюда изучение сознания через анализ предметно практических форм человеческой деятельности, то есть анализ сознания, "вплетенного" в бытие людей.

Индивидуальность сознания непременно коррелируется в соответствии с установками, ценностными ориентациями того социального слоя, к которому принадлежит конкретный человек.

Сознание есть содержание духовного опыта, но сознание есть и индивидуальный творческий акт. И в этом плане необходимо выделить скрытый детерминант сознания: бессознательное.

Процесс детерминации скрыт от сознания, не представлен в его опыте. Реальная жизнь формирует сознание человека вне сознательного контроля с их стороны. Люди часто не осознают, что их сознание обусловлено способом их жизни.

Проблема бессознательного - это проблема наличия скрытых детерминант сознания. Бессознательная мотивация сознания была открыта К.Марксом, но этой проблемой занимались до него Спиноза, Гегель.

Главная мысль К.Маркса заключалась в том, что сознание не есть нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе: оно рождается в материальной деятельности и материальном общении людей, оно порождается материальными отношениями людей. Таким детерминантом сознания является бессознательное, которое имеет социальный характер, а поэтому его преодоление может произойти только в ходе общественных изменений.

Чтобы стать фактом сознания, человеческие мысли, переживания должны пройти через фильтр господствующих в данном обществе структур духовного опыта. Каждая культура нарабатывает свой определенный набор понятий, с помощью которых осуществляется перевод состояний духовного мира на уровень сознания. Переживания, для которых в языке нет подходящих слов, остаются за пределами сознания в виде смутных и неясных образов.

Содержание сознания скрыто детерминировано господствующей в данной культуре логикой, направляющей мышление. В любом обществе всегда существуют социальные табу

- запреты на высказывания некоторых идей и обнародование чувств.

Необходимость вытеснения переживаний из области сознания тем больше, чем меньше общество представляет интересы всех своих членов.

Итак, в каждом обществе существуют своеобразные социальные и культурные фильтры, через которые проходит содержание духовного опыта перед его допуском в сферу сознания.

Идея бессознательной мотивации сознания стала предметом внимания 3.Фрейда. Как и К.Маркс, он исходил из принципа детерминированности сознания объективными по отношению к нему факторами, не представленными в опыте самого сознания, а поэтому бессознательными. Но в отличие от К.Маркса,

3.Фрейд относил к этим факторам психологические и биологические потребности, вызывающие неосознаваемые переживания.

Фрейд не связывал жестко свободу человека с общественными изменениями. Он исходил из того, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, самостоятельно определяющего свою судьбу, если сделать осознанным его индивидуальное сознание.

Рассмотрев различные историко-философские толкования проблемы сознания, можно сделать следующие выводы:

а) Философы не изобрели то или иное понимание сознания: они воспроизводили реальную, для определенной исторической эпохи, структуру человеческой духовности и реальное место сознания в ней.

б) Структура духовного опыта во все времена была тесно связана со спецификой мировоззрения эпохи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.