КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознание и физические процессы
Проблема природы сознания В отечественной философии сложилась традиция рассматривать в качестве основной категории, конкретизирующей духовное, категорию сознания. Следуя этой традиции, соотнесения проблемы сознания с идеальным, обратимся к природе сознания, выделив в ней три среза, находящихся в центре внимания противоборствующих течений: а) существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений; б) является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое; в) как соотносятся между собой сознание и близкие ему реальности - психика, духовное, идеальное? Одним из центральных вопросов о сущности сознания для противоборствующих течений является вопрос: существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений. Актуальность рассмотрения этого среза проблемы природы сознания обусловлена тем, что многие современные философы и естествоиспытатели считают, что сознания как такового нет. В 50-60 гг. сложилось широкое философское течение, объединяющее тех, кто отождествлял сознание и физические процессы (так называемый "научный материализм"). Его "жесткие" формы характеризуются как физикализм, который представляет собой стремление перевести все виды знания на язык физики и признать смысл только тех положений науки, которые переводимы на язык "физикалий". Понимание сознания в рамках физикализма наиболее кратко можно представить в формулах: "все есть физическое", "все подчинено жестким физическим законам", "сознание есть нейрофизиологические, биологические и, в конечном счете, физические процессы". Аргументы физикализма: успехи в моделировании "искуственного интеллекта", генетическую обусловленность ряда особенностей психики человека, воздействие фармакологических средств на психику, связь типа мышления с работой полушарий мозга и т.д. Эти и многие другие достижения науки XX века, по мнению физикалистов, подтверждают тождество телесного и психического, мышления и нейрофизиологических процессов. Делается вывод: сознание как качественно особая реальность не существует, поэтому психология должна стать частью физики, статус теории о духовных событиях был придан ей незаслуженно. Физикалисты считают, что философские утверждения о реальности сознания аналогичны вере в реальность бога, они не могут быть удостоверены никакими фактами. Язык философии сознания и психологии в принципе переводим на язык физики: "...все предложения психологии описывают физические события, а именно физическое поведение людей и животных". Понятия "память", "мотивация", и т.п. без потери объяснительной силы могут быть выражены через термины физических систем, способных к самоорганизации. Так, отказ рисковать, объясняемый в обыденном языке трусостью, на языке физики есть дисфункция; свобода воли - термин, придуманный философами для обозначения поведения людей, причины которого неясны; размышления о смысле жизни, угрызения совести, ощущение счастья и т.п. есть в конечном счете физические процессы и могут быть выражены на языке физики. Различия в позициях отдельных физикалистских школ непринципиальны. (Д.Армстронг, Дж.Дж.Смарт и др. Теория тождества), В "теории элиминации" (исключения) (Ф.Фейерабенд, Р.Рорти и др.) В постановке проблемы качественного своеобразия сознания представителями "научного материализма" многое ценно. Это - и внимание к генетической, нейрофизиологической и в целом материальной обусловленности психики, сознания, поведения человека. Это - переосмысление природы сознания на базе новейших знаний о его материальных основах. Это - и ценные прикладные разработки, в которые вылилась дискуссия о смысле категорий "духовное" и "телесное". Например, рекомендации по борьбе с преступностью, которые делают упор не на репрессивной системе по отношению к нарушителям, а на помощи людям с "дисфункцией". Это - и анализ понятий, который высветил множество нерешенных проблем объяснения сознания. Вместе с тем сторонники "научного материализма" не доказали тождество духовного и телесного. Отстаиваемая ими терминология физики явно проигрывает языку философии и психологии по богатству, гибкости, разносторонности и точности описания духовных явлений. Другой крайностью в подходе к качественному своеобразию сознания является отрицание материи и утверждение, что сознание индивида - единственная достоверная реальность, а "материальный" мир - лишь его порождение. Такая позиция получила название "солипсизм". Рассмотренные крайности не исчерпывают всех позиций. Своеобразие сознания по отношению к физическим (материальным) объектам. Существует множество объяснений своеобразия сознания по отношению к физическим объектам. Их различие определяется прежде всего решением вопроса, является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |