Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и язык




Сознание, являясь идеальным, существует только в материальной форме своего выражения - языке. Сознание выступает как единство знания и материальной формы его выражения - языка.

Сознание и язык представляют собой единство, но это - диалектическое единство, не исключающее и различие. Не существует языка без мышления, так же, как и мышления без языка. Однако структура мышления и структура языка не совпадают. Это видно уже из того простого факта, что законы и формы мышления едины для всех людей, а язык национален. Поэтому связь языка и мышления представляет собой связь различных компонентов, которая возникла в ходе общественно-трудовой практики.

У высших животных есть элементарное образное мышление и способность издавать звуки, но обе эти способности в основном разъединены. Человек - деятельное производящее предметный мир и через него самого себя существо. В отличие от животного, жизнедеятельность которого в основном генетически запрограммирована, человек пользуется социально выработанной программой действий: вся его жизнь возможна только как совместная социальная деятельность; опыт человека существует только как общественный опыт, он не передается генетическим путем, а только коммуникативным. Для такого способа бытия необходим язык. Язык возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления поведением и деятельностью, орудие познания и самопознания.

Для фиксации познания, его передачи и общения человеку необходимо слово, речь. Непосредственное отношение животного к действительности на основе действия 1-ой сигнальной системы сменяется опосредованным: материальной формой такого опосредованного отражения выступает слово. Как на основе орудийной деяельности человека удваивается мир, так на основе языковых знаков удваивается отражение. Это значит, что непосредственно с 1-ой сигнальной системой вступает в действие в действие 2-ая сигнальная система. Слово выступает наряду с непосредственным сигналом опосредованным сигналом отражения, так как человек реагирует не на звучание слова, а на его значение.

Слово имеет сложную структуру. Оно служит заменителем предмета: слово предмет обозначает. Это обозначение выражает значение слова, его идеальный смысл.

Слово, отражающее предмет, имеет материальную знаковую форму и идеальное содержание - смысл, значение.

Знак является материальным заменителем предмета; он служит для получения, хранения и передачи информации. Знак есть чувственно-воспринимаемое обозначение предмета. Между знаком и предметом никакого сходства нет (такое сходство было в пиктографическом письме). Есть небольшое количество звукоподражательных слов, например кукушка, где знак и предмет образуют некоторое единство.

Значение (смысл) слова есть идеальный образ предмета, получающий затем материальное выражение в знаке. Между знаком и значением существует отношение выразительности. Знак выражает значение, а значение выражается в знаке.

Мышление всегда является умственной деятельностью на каком-либо языке. Если бы разумное существо с другой планеты посетило Землю и описало бы все языки, то оно не могло бы не приметить их удивительное сходство по логической структуре, определяемого строем единого земного мышления (субъект, предикат суждения, понятие, суждение, умозаключение). Но вместе с тем эти единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами. Каждый национальный язык обладает структурной и смысловой спецификой. Поэтому неверной является точка зрения, предполагающая, что люди, говорящие на разных языках, по-разному мыслят. Если бы это было так, то невозможен был бы перевод с одного языка на другой.

Сознание и язык представляют собой такое единство, в котором определяющей стороной является сознание. Будучи отражением действительности, оно "лепит" формы и диктует законы своего речевого бытия. Сознание всегда есть знаково выраженное отражение. Где нет языка, там нет и отражения. Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит,; мысля, осуществляет речевую деятельность. Когда ум хорошо овладел мыслью, то она выходит оформленной в слове, как Минерва из головы Юпитера в доспехах.

Нельзя отрывать язык от мышления, но нельзя отождествлять мышление с языком. Говорить - это еще не значит мыслить. Однако мыслить - это значит одновременно отливать мысль в определенные речевые структуры. В речи мысли формируются и формулируются. Это процесс. Мысль не пользуется готовыми формами. (Выражение: знаю, но сказать не могу, лишено оснований). Внутренняя (молчаливая) речь отличается от внешней по структуре и может быть молниеносной. Предназначенная для себя, она опускает все, что является само собою разумеющимся.

Возможно ли мышление вне речи? Единство языка и мышления - это правило. Однако мысль может иметь и не словесное выражение - выражаются языком танца музыки, цвета и т.д. По признанию А.Эйнштейна, в механике его мыслительной деятельности обычные слова, как они произносятся и пишутся, не играли существенной роли. Здесь действовали крылья интуиции в отличие от веревочной лестницы логики. Однако правило остается правилом. Нарушение мышления всегда сказывается в нарушении речи, в ее так называемом расстройстве.

* * *

Итак, суммируя наиболее существенные особенности сознания, рассмотренные нами, можно дать ряд определений сознания в каждом из которых отраженa та или иная особенность сознания.

1) Продукт общественно-трудовой деятельности;

многоструктурность деятельности - многоструктурность

сознания.

2) Целенаправленное отражение.

3) Опережающее отражение.

4) Творчески активный характер сознания.

5) Субъективный образ объективного мира.

6) Идеальный образ материального мира.

7) Продукт развития материи; свойство

высокоорганизованной материи; функция мозга, действующего на

основе потребностей человека.

8) Сознание материализовано в языке.

Таким образом, рассмотрев альтернативные взгляды на природу сознания, мы подробно остановились на распространенной в современной отечественной философии концепции сознания как атрибута деятельного человека. Есть основания предполагать, что в условиях мировоззренческого плюрализма на основе дальнейшего развития науки произойдет обогащение наших представлений о сущности сознания.

Литература

1. Андреев Д. Роза мира: Метафилософия истории. - М.: Прометей, 1991.

2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. - М.: Наука, 1987.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. _ М.: Изд-во АПН, 1956.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -

М.: Политиздат, 1975.

5. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии, 1990. N 8.

6. Рерих Е.И. Братство // Социологические исследования.

1991. N 10.

7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: Изд-во АН СССР, 1957.

8. Соловьев Вл.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. 1989. N 6.

9. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972.

10. П. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М.: Наука,

1987.

11. Философия: Учебное пособие... - Томск: Редакционно-издательский отдел ТПУ - 1992. - 270 с.

* * *

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 7508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.