Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание - человек - космос




Существует три основных варианта ответа на поставленный вопрос:

- сознание - космическое образование, не связанное ни с человеком, ни с миром живого;

- сознание - свойство живых организмов;

- сознание - атрибут человека.

Первое решение представлено прежде всего в религиозных течениях, в центре внимания которых - божественный разум, надмировое начало - творец природы и человека.

Один их примеров - "философия всеединства"

В.С.Соловьева, русского религиозного философа (1853-1900). Вот некоторые из ее положений:

- "В материальном мире действительность имеет только атом. В идеальном мире полнотою бытия обладает существо универсальное, сущее всеединое или Бог" (Соловьев В.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. 1989. N 6. С.78);

Другим примером религиозного понимания природы сознания как надчеловеческого образования является подход русского поэта и философа Даниила Андреева (1906-1959), одного из представителей монадологии - учения о монадах. Он считал, что неделимыми и бессмертными духовными единицами мира являются монады, сотворенные Богом. Он их сравнивал с тончайшей энергией Вселенной. "Вопрос о каком-то моменте появления в ней сознания после периода существования бессознательного лишается смысла" (Андреев Д. Роза мира. М., 1991. С.50), - писал Д.Андреев.

Сознание предстает как явление надчеловеческое не только в форме божественного разума. В учениях и религиозного, и атеистического характера ему даются самые разнообразные определения: "живое тело космоса", "всепроникающий эфир", особо тонкая энергия, прнизывающая космос, "океаноподобный абсолют", "информационное поле космоса" и т.д.

Делаются попытки естественнонаучного обоснования способов взаимодействия разума человека с "космическим разумом". Среди них - метод "трансцендентальной медитации" - отрешенного сверхчувственного общения с потусторонним (трансцендентальным) разумом.

Один из таких примеров - учение французского биолога, антрополога и философа П.Тейяра де Шардена (1881-1955). Он считал, что сознание присуще всей материи и представляет собой ее "внутреннюю сторону", ее "сокровенность". Единая энергия мира предстает как единство материальной и духовной энергии. На вершину развития "материальных построений" Тейяр де Шарден ставит человека, сознание которого - это революция в длительном процессе развития сознания космоса. Суть этой революции состоит в том, что в лице человека сознание приобретает способность к рефлексии - осознанию самое себя.

Е.И.Рерих: По его мнению, человек общается с внеземной мыслью, воспринимает ее. Подтверждение этому они видят в возникновении одинаковых мыслей в разных концах мира одновременно. Но мышление "Сил Надземных" воспринимает только подготовленное сознание, "Поврежденным Душам" оно не ведомо.

Многие естествоиспытатели XX века считают, что из теории относительности и квантовой теории вытекает связь Вселенной и сознания человека с "трансцендентальной реальностью".

Так, создатель "теории межзвездной нейрогенетики"

Т.Лири, говоря о внеземном уровне сознания, утверждает, что оно "вписано" в ДНК и развивается как на планете, так и во внеземном существовании.

В "релятивистской квантовой психологии" волны человеческого сознания - элемент всей Вселенной, подобно энергии.

В теории М.Талбота Вселенная - это гигантский разум, а мышление - это результат взаимодействия полей, которые организуют материю.

В гипотезе "галактического разума" американского исследователя О.Рейзера галактический разум подобен разуму человека. Галактика, находясь в резонансе с мозгом, порождает психосферу, которая через магнитногидродинамические волны строит структуру человеческого мышления.

Во многих естественнонаучных объяснениях природы "космического" сознания уживаются и представления о божественном разуме. Знаменитый физик Макс Планк считал, что разум человека не одинок. Правит природою Всемогущий Разум, независимый от мыслящего человечества. Планк считал что нет противоречия между религией и естествознанием, "а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах" (там же. С.25).

Как и в случае с физикализмом, новейшие гипотезы надчеловеческой природы сознания перекликаются с древнейшими:

с анимизмом первобытного мышления, то есть верой в одушевленность каждой вещи,

с представлениями о связи "души" человека с "мировой душой" в древнеиндийских учениях,

с признанием всеобщей одушевленности материи (универсальности сознания как атрибута материи), получившим в XVII веке название гилозоизма (hyle - тело, zoe - жизнь).

Из признания космической природы сознания следуют версии его происхождения, не связанные с антропогенезом. Они или признают вечность существования разума Вселенной, "трансперсональной реальности", Высшего Разума и т.п., или связывают их возникновение с более глобальными процессами происхождения Вселенной, Галактики, Бога, Высших Сил.

3) Сознание - свойство живых организмов

Второй подход (сознание - свойство живых организмов) представлен в социобиологии, которая изучает биологические механизмы социальной организации, присущей по ее мнению, и человеку, и животным.

Для социобиологов сознание - это биологическая реакция самосохранения, свойственные и человеку и животным. Конечные причины мотивов, целей, чувств, впечатлений и т.д. - биологические.

Изучая поведение животных, социобиологи обнаружили у них и общественный образ жизни (термиты, муравьи, пчелы, осы, не говоря уже о более высокоорганизованных представителях животного мира), и своеобразную "мораль", например, самопожертвование ради других, и сходные с человеческими психические явления - лидерство, конфликтность, внушаемость, заражаемость и др.

Эксперименты по исследованию грани между сознанием человека и психикой высших животных показали: в психике животных присутствует воображение, большой объем памяти, ее активное использование, способность к элементарному счету, воля, самоконтроль, сокрытие эмоций, планирование, обобщение. Животное способно "говорить" жестами, осваивая, по разным сообщениям, 130-225 знаков. [В.Маяковский: "Простое как коровье "му"" - был не прав]

Исследования социобиологов восполняют многие пробелы в познании общих оснований сознания человека и психики животного. Но тезис об их единой сущности остается недоказанным. Эксперементально подтвержденная общность отдельных элементов психического в человеческом и животном мире упирается в отсутствие каких-либо доказательств аналогии систем психики человека и животного.

Третий подход к сознанию - как атрибуту человека - представлен множеством учений. Среди них и мистические, для которых сознание - "тайна человеческой души", "интуитивное постижение человеко сущности вещей" и т.д., и материалистические, согласно которым сознание - свойство высокоорганизованной материи - мозга и тела человека, взаимодействующего с миром.

Ниже рассматривается наиболее разработанное, на наш взгляд, учение, представляющее этот подход, - учение о сознании как атрибуте человека - уникального существа, находящегося в деятельностном взаимодействии с миром. В рамках этого учения мы раскроем одно из решений третьего из заявленных вопросов природы сознания - о соотношении сознания, психики, духовного и идеального.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.