Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об опыте 29 страница




 

[3327] Все, что делается согласно природе, должно считать хорошим (лат.). – Цицерон. О старости, 19

 

[3328]…смерть… к которой нас приводит старость, – наиболее легкая… – Платон говорит об этом в «Тимее», 81 е.

 

[3329] Молодых лишает жизни насилие, стариков – преклонный возраст (лат.). – Цицерон. О старости, 19

 

[3330]…постничал, чтобы отучить свой вкус от изобилия яств… – Об этом передает Сенека: Письма, 18, 9

 

[3331]…с… божком… раздувшимся от винных паров… – т. е. богини разума Афины и Диониса – бога вина.

 

[3332]…согласен с… Эпикуром… – Источник Монтеня: Сенека. Письма, 19, 10

 

[3333]…одобряю Хнлона… – См.: Плутарх. Пир семи мудрецов, 2

 

[3334]…пил всего три раза в день. – Об этом рассказывает Светоний: Жизнеописание Августа, 77

 

[3335]…не желая нарушать правило Демокрита… – Это передает Плиний Старший: Естественная история, XXVIII, 17 Впрочем, Плиний Страший говорит о Деметрии, а не о Демокрите. Монтень позаимствовал свой пример у Эразма Роттердамского (Афоризмы, II, 3, 1), который и допустил эту ошибку.

 

[3336]…обычай разбавлять вино водой введен был Кранаем… – Об этом рассказывает Атеней: II, 2 Кранай – легендарный афинский царь.

 

[3337] Прислужница… Хрисиппа говорила… что у него только ноги хмелеют… – Об этом рассказано у Диогена Лаэрция: VII, 183

 

[3338] из Диоген… дал… оплеуху… воспитателю. – См.: Плутарх. О том, что добродетель можно преподать и ей можно научиться, 2

 

[3339] В Риме были люди, обучавшие пристойно жевать… – Источник Монтеня: Сенека. Письма, 15, 7

 

[3340] Алкивиад… не допускал за столом даже музыки… – Источник Монтеня: Платон. Протагор, 347 с-е.

 

[3341] Варрон считал… – Об этом рассказывает Авл Геллий: XIII, 11

 

[3342] Ксеркс… был просто самодовольным хлыщом… – См.: Цицерон. Тускуланские беседы, V, 7

 

[3343] Если сосуд недостаточно чист, скиснет все, что бы ты в него ни влил (лат.). – Гораций. Послания, I, 2, 54

 

[3344]…как показали весы Критолая. – О весах Критолая сообщает Цицерон: Тускуланские беседы, V, 17 Критолай – греческий философ-перипатетик (II в. до н. э.), считавший, что если положить на чаши весов духовные и телесные радости, то духовные радости перевесят.

 

[3345] Философы киренской школы считают… – Источник Монтеня: Диоген Лаэрций, II, 90

 

[3346]…как говорит Аристотель… – Никомахова этика, II, 7 и III, 11

 

[3347]…как бы их поддержали… только Марс, Паллада или Меркурий – вместо Венеры, Цереры и Вакха. – Т. е. бог войны, богиня мудрости и бог торговли, с одной стороны, и с другой – богиня любви, богиня плодородия и бог вина и веселья.

 

[3348] Аристипп выступал лишь в защиту плоти… – Источник Монтеня: Цицерон. Академические вопросы, II, 45

 

[3349]…Зенон считался только с душой… – Источник Монтеня: Цицерон. Академические вопросы, II, 45

 

[3350]…Платон нашел некий средний путь… – Источник Монтеня: Августин. О граде божием, VIII, 4

 

[3351]…предается трапезе и беседе… как Брут… – Об этом передает Плутарх: Жизнеописание Брута, 14 Полибий (около 210–215 гг. до н. э.) – греческий историк.

 

[3352] О храбрые мужи, часто претерпевавшие со мной бедствия, вином отгоните заботы; завтра мы пустимся в бескрайное море (лат.). – Гораций. Оды, I, 7, 30–33

 

[3353]…богословское и сорбоннское вино… превратились в пословицу… – Эразм Роттердамский отмечает в своих «Афоризмах», что в Париже «богословским вином» называли вино, отличавшееся своей крепостью.

 

[3354] У кого ученое сердце, у того и небо ученое (лат.). – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, II, 8 Монтень изменил текст Цицерона.

 

[3355] Эпаминонд не считал… – Об этом сообщает Корнелий Непот: Жизнеописание Эпаминонда, 2

 

[3356] Среди стольких… деяний Сципиона Старшего. – Об этом говорят: Тит Ливий, XXVI, 19; Авл Геллий, VI, 1; Валерий Максим, III, 7, 3

 

[3357]…он… собирает ракушки и играет в ромки… – Источник Монтеня: Цицерон. Об ораторе, II, 6 Впрочем, Цицерон гороиит о Сципионе Эмилиане, а не о Сципионе Старшем, так что тут ошибка Монтеня

 

[3358]…посещает… школы Сицилии и просиживает на уроках философии. – Источник Монтеня: Тит Ливий, XIX, 19 Тит Ливий, однако, говорит о Сципионе Африканском, так что и здесь, как и в предыдущая случае, Монтень допустил ошибку.

 

[3359]…в старости находит время обучаться танцам… – Об этом передает Ксенофонт: Пир, 2

 

[3360]…Сократ… простоял в экстазе целый день и целую ночь… – Об этом рассказывает Платон: Пир, 220 d-е.

 

[3361] Первый… устремился… на помощь… Алквиаду… – Об этом рассказывает Платон: Пир, 220 d. Это случилось в битве при Потидее (429 г. до н. э,).

 

[3362] Первым… попытался он спасти Ферамена… – Источник Монтеня: Диодор Сицилийский, XIV, 5

 

[3363]…он поднял и спас Ксенофонта, сброшенною с коня… – Об этом передает Диоген Лаэрций, II, 22

 

[3364]…превосходил всех своих товарищей терпением… – См.: Платон, Пир, 220 Ь.

 

[3365] Евдокс, почитавший наслаждение высшим жизненным благом… – Источник Монтеня: Диоген Лаэрций, VIII, 87; Евдокс (ок. 409 – ок. 356 гг. до н. э.) – греческий математик, астроном и географ, ученик Платона.

 

[3366] Как безмерная радость, так и безмерная скорбь в одинаковой мере заслуживают порицания (лат.). – Цицерон. Тускуланские беседы, IV, 31

 

[3367]…сила духа должна противостоять как страданию, так и… прелести наслаждения. – Платон. Федон, 64 d-65 d.

 

[3368] Это два источника… – Платон. Законы, I, 636 d-е.

 

[3369] Жизнь глупца неблагодарна, трепетна, целиком обращена в будущее (лат.). – Сенека. Письма, 15, 9 Монтень незначительно изменил слова Сенеки.

 

[3370] Похожие на призраков, которые, как говорят, витают после смерти людей или являются в сновидениях, обманывая наши уснувшие чувства (лат.). – Вергилий. Энеида. X, 641–642

 

[3371]…Александр говорил, что цель трудов в том, чтобы трудиться… – Об этом передает Ариан: Анабасис, V, 26

 

[3372] Считал, что ничего не сделано, если нужно было еще что-нибудь сделать (лат.). – Лукан, II, 657

 

[3373] Мудрый усердно ищет естественного богатства (лат.). – Сенека. Письма, 119, 5

 

[3374] Эпименид отбивал у себя охоту к еде… – Об этом сообщают: Плутарх. Пир семи мудрецов, 14; Диоген Лаэрций, I, 114 Эпименид – см.прим. 6, гл. XLIV, том I.

 

[3375] Все, что согласно с природой, заслуживает уважения (лат.). – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, III, 6 Монтень скорее излагает, чем цитирует Цицерона.

 

[3376]…Сократ… ценит… плотское наслаждение, но предпочитает духовное… – См. Платон. Государство, IX, 586 d-587 а.

 

[3377] Нужно проникнуть в природу вещей… – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, V, 16

 

[3378] Кто восхваляет как высшее благо природу души и осуждает природу плоти, видя в ней зло, тот, конечно, и душу любит по-плотски и по-плотски бежит от плоти, потому что он судит о них, руководствуясь не божьей правдой, а человеческой суетностью (лат.).

Кто… осуждает природу плоти… тот… и душу любит по-плотски… – Августин. О граде божием, XIV, 5

 

[3379] Кто не признает, что глупости свойственно вяло и против воли делать то, что следует сделать, увлекать в одну сторону тело, в другую душу, и отрывать их друг от друга, направляя в противоположные стороны? (лат.). – Сенека. Письма, 74, 32 Монтень не вполне точно цитирует Сенеку, приспособляя его слова к своему контексту.

 

[3380] Эзоп… увидел как-то.... – Плануд. Жизнеописание Эзопа.

 

[3381] Филота забавно уязвил его… – Источник Монтеня: Квинт Курций, VI, 9, 18 Филота – см.прим. 16, гл. V, том II.

 

[3382] Ты властвуешь, потому что ведешь себя, как подвластный богам (лат.). – Гораций. Оды, III, 6, 5

 

[3383] Себя считаешь человеком ты… – Плутарх. Жизнеописание Помпея, 27 Монтень приводит эти слова в стихотворном переводе Амио.

 

[3384] Дозволь, сын Латоны, мне, полному сил, наслаждаться тем, что я приобрел, и молю тебя, оставь мне незатуманенный разум, чтобы я достойно провел свою старость и не расставался с моею лирой (лат.). – Гораций. Оды, I, 31, 17–20 Сын Латоны – т. е. Аполлон, бог солнца и искусств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.