1.Пианино 2.Баян. 3. Комплект детских музыкальных инструментов
Тематическое планирование (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой)
№
п/п
Разделы, темы
Классы
«Музыка вокруг нас»
«Музыка и ты»
«Россия – родина моя»
4.
«День, полный событий»
«О России петь – что стремиться в храм»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
«В музыкальном театре»
«В концертном зале»
«Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье»
Итого: 135 часов
Тематическое планирование в 1 классе по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка» (в соответствии с требованиями ФГОС)
Содержание в соответствии с ФГОС (ООП)
Характеристика основных видов учебной деятельности (с авторской программы)
Планируемые результаты по разделу (ООП)
Раздел «Музыка вокруг нас» (16 часов)
Музыка в жизни человека.Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры.
Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык»
Наблюдатьза музыкой в жизни человека.
Различатьнастроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Исполнятьпесни (соло, ансамблем, хором).
Игратьна детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).
Сравниватьмузыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Осуществлятьпервые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Инсценироватьдля школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
Участвоватьв совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Знакомитьсяс элементами нотной записи.
Выявлятьсходство и различие музыкальных и живописных образов.
Подбиратьстихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Моделироватьв графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
Раздел«Музыка и ты»(17 часов)
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравниватьречевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Разыгрывать народные песни,участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Участвовать в проведении урока-концерта.
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
• воспринимать музыку различных жанров; размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции;
• воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
• соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции
Поурочное планирование в 1 классе
№
Дата
Тема урока
Тип урока
Элемент содержания
Характеристика основных видов учебной деятельности (УУД)
Вид и задания контроля
Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас»
1.
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
(Урок-путешествие )
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
· П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
· Д.Кабалевский «Песня о школе».
· И.Якушенко «Пестрая песенка»
Наблюдатьза музыкой в жизни человека.
Различатьнастроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Подбиратьстихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Музыкальный фольклор народов России и мира. Народные музыкальные традиции родного края.
(Урок - экскурсия )
Музыкальный фольклор народов России и мира. Народные музыкальные традиции родного края.
Знакомство с понятием“хор”, “хоровод”, с музыкой, которая самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни.
· р.н.п. «Во поле береза стояла»
· греческий танец «Сиртаки»
· молдавская хороводная песня-пляска «Хора».
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Исполнятьпесни (соло, ансамблем, хором).
Моделироватьв графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
6.Б.П.Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.( Урок - игра)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.
Ролевая игра «Играем в композитора»,
Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.
Осуществлятьпервые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Песня, танец, марш.
(Урок-путешествие)
Представление о многообразии музыкальных жанров песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке.
П.Чайковский:
· «Сладкая греза», «Вальс»,
· «Марш деревянных солдатиков».
Игратьна детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).
Сравниватьмузыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Выявлятьсходство и различие музыкальных и живописных образов.
Песенность - основное свойство русской музыки.
(урок – путешествие)
Образная природа музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
· П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
· Г.Свиридов «Осень»
· В.Павленко «Капельки»
· Т.Попатенко «Скворушка прощается»
Выявлятьсходство и различие музыкальных и живописных образов.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Интонации музыкальные и речевые. Народные музыкальные традиции родного края.
(урок – импровизация)
Интонации музыкальные и речевые. Народные музыкальные традиции родного края. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому.
Игратьна детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).
Осуществлятьпервые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
6.Б.П.Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях
Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
(урок – театрализация)
Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
· Д.Кабалевский «Песня о школе»
· А. Островский «Азбука»
Знакомитьсяс элементами нотной записи.
Сравниватьмузыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш)
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм). Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
· В. Дроцевич «Семь подружек»
· «Нотный хоровод»
Знакомитьсяс элементами нотной записи.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
11.Б.П.Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению)
Вокализация, графическое моделирование
Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Обобщающий урок 1 четверти.
Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.
Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.
Русские народные музыкальные инструменты.Региональные музыкальные традиции.
Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции.
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.
· «Полянка» (свирель),
· «Во кузнице» (рожок),
· «Как под яблонькой» (гусли)
· «Пастушья песенка» (французская народная песня)
Игратьна детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).
Осуществлятьпервые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Сравниватьмузыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Музыкальный фольклор народов России в сочинениях профессиональных композиторов.
Музыкальный фольклор народов России в сочинениях профессиональных композиторов.
Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. Понятие «композиторская музыка».
· Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)
· Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»
Игратьна детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).
Осуществлятьпервые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Основные средства музыкальной выразительности – тембр.Музыкальные инструменты.
Основные средства музыкальной выразительности – тембр. Музыкальные инструменты.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.
· И.С.Бах «Шутка»
· К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
· Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)
Сравниватьмузыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Музыка народная и профессиональная.
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
· К.Кикта «Фрески Софии Киевской»
· Л.Дакен «Кукушка»
Игратьна детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).
Осуществлятьпервые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций
Развитие в музыке.
Развитие в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, динамика, ритм, темп) Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки.
Сравниватьмузыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Участвоватьв совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Музыкальный фольклор народов России и мира.
Народные музыкальные традиции родного края. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
· «Тихая ночь» - международный рождественский гимн
· «Щедрик» украинская народная колядка
· «Все идут, спешат на праздник» - колядка
· С.Крылов - «Зимняя сказка»
Сравниватьмузыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
7.Б.П.Назвать народные праздники и сопровождающие их обряды, песни, игры, определить возможности своего участия в подготовке, организации и проведении народного праздника
Представление о многообразии музыкальных жанров - балет.
Представление о многообразии музыкальных жанров - балет.Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
Урокпосвящен Новому году. Знакомство сосказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен.
П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:
· «Марш»
· «Вальс снежных хлопьев»
· «Па- де-де»
· «Зимняя песенка» А.Бердыщев
Осуществлятьпервые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Участвоватьв совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Инсценироватьдля школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
Тема второго полугодия: «Музыка и ты»
Сочинения профессиональных композиторов.
Сочинения профессиональных композиторов.Региональные музыкальные традиции. (Знаменитые музыканты Ярославской земли). Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Средства передачи разнообразных жизненных явлений.
В.Степанова «Добрый день»
· А.Шнитке - «Пастораль»
· Г.Свиридов – «Пастораль»
· В.Алексеев «Рощица»
· Н.Гогин «Цветочные часы»
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравниватьречевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
.
Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности.
· И. Кадомцева «Песенка о солнышке, радуге и радости»
· И.Никитин «Вот и солнце встает»
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Образная природа музыкального искусства. Интонация.
Образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационно – образная природа музыкального искусства.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми.Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес.
· Э.Григ «Утро»
· П.Чайковский «Зимнее утро»
· В.Симонов «Утро в лесу»
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.
Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
· В. Гаврилин «Вечерняя музыка»
· С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»
· Е. Крылатов «Колыбельная Умки»
· В.Салманов «Вечер»
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
· В.Моцарт «Менуэт»
· С.Прокофьев «Болтунья»
Разыгрывать народные песни,участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Музыкальный фольклор народов России.
Интонация и развитие в музыке. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении.
Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.
· П.Чайковский «Баба Яга»
· «Баба – Яга» - детская песенка
Образная природа музыкального искусства.
Музыка народная и профессиональная.Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники
защитникам Отечества.
· А.Бородин «Богатырская симфония»
· «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня)
· «Учил Суворов»
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Образная природа музыкального искусства.
Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки
· В.Моцарт «Колыбельная»
· И.Дунаевский «Колыбельная»
· М.Славкин «Праздник бабушек и мам»
· И.Арсеев «Спасибо»
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Обобщающий урок 3 четверти.
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника
Музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты ярославской губернии, оркестр народных инструментов «Струны Руси».
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
· «У каждого свой музыкальный инструмент» - эстонская народная песня.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
3.Б.П.Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных муз. инстру-ментах, худо-жественного движения, пластического интонирования)
Инсценировка
Музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад).
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавесин. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
· И.Бах «Волынка»
· П.Чайковский «Сладкая греза»
· Л.Дакен «Кукушка»
· «Тонкая рябина» - гитара
· Ж.Рамо - «Тамбурин» - клавесин
· И.Конради – «Менуэт» - лютня
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Музыкальный фольклор народов России и мира
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудеснаялютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
3.Б.П.Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных муз. инстру-ментах, худо-жественного движения, пластического интонирования)
Разыгрывание
Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш).
Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
· А.Журбин «Добрые слоны»
· И.Дунаевский «Выходной марш»
· Д.Кабалевский «Клоуны»
· О.Юдахина «Слон и скрипочка»
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
1.Б.П.Распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений
Музыкальная викторина
Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш) и их разновидности; опера, балет.
Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш) и их разновидности; опера, балет.Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.
Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
· Н.Римский-Корсаков опера «Садко»
· (фрагменты)
· Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок» («Золотые рыбки»)
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш)и их разновидности; опера.
Опера.Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. М.Коваль «Волк и семеро козлят»
· М.Красев «Муха – цокотуха»
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника
Композитор – исполнитель – слушатель.
Певческие голоса: детские. Музыка для детей.
Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
· Г.Гладков «Бременские музыканты»
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника
Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
Образная природа музыкального искусства.
Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п.
Участвовать в проведении урока-концерта
9.Б.Осмысленно исполнить музыкальные произведения профессионального и народного творчества, разработать исполнительский план с возможным включе-нием жеста, движения, исполнить песню на концерте в классе, школе Вокально-хоровое и сольное исполнительство
Примерное тематическое планирование по музыке во 2-м классе
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление