Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цифровые и электронные образовательные ресурсы 2 страница




 

№ дата Тема урока Музыкальные произведения Содержание урока Дидактические единицы Характеристика деятельности учащихся Виды и задания контроля
1.1. Россия – Родина моя (3 ч) Композитор – исполнитель – слушатель 1. “Моя Россия” (музыка Г. Струве, стихи Н. Соловьевой) 2. Знакомые песни о Родине 3. “Рассвет на Москве-реке” М. Мусоргского (вступление из оперы “Хованщина”)   Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни Образы родной природы в музыке русских композиторов. Музыкальные образы родного края Слушание, вокализация темы с опорой на нотную строку учебника (стр. 8-9).Закрепление понятийкомпозитор – исполнитель – слушатель Подбиратьслова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций) Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись Закреплятьосновные термины и понятия музыкального искусства 2. Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке Хоровое испол-нительство
1.2. Россия – Родина моя Основные средства музыкальной выразительности 1. “Здравствуй, Родина моя!”, (Ю.Чичков, К. Ибряев). 2. “Рассвет на Москве-реке” М. Мусоргского (вступление из оперы “Хованщина”). 3.Р.н.п. “Калинка”. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика). Определение динамики как средства развития музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Знакомство с понятиями «мелодия-аккомпанемент», «запев-припев». Разучивание с шумовым оркестром, придумывание танцевальных движений. Сочинение ритмической партитуры. Инструментальное музицирование. Подбиратьслова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций) Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении Закреплятьосновные термины и понятия музыкального искусства 4.Б Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России
1.3. Россия –Родина моя Государственный музыкальный символ – Гимн России. Музыкальные образы родного края 1. “Здравствуй, Родина моя!”, (Ю. Чичков, К. Ибряев). 2. “Гимн России”, (А.Александров, С. Михалков). 3. “Патриотическая песня”, (М. Глинка, А.Машистов). 4. Р.н.п. “Калинка”. 5. "Гимн городу Ярославлю", (Л. Сёмина, Е. Сокольская). Государственный музыкальный символ – Гимн России. Музыкальные образы родного края. Закрепление понятий: «мелодия» и «аккомпанемент» (сопровождение), «запев» и «припев». Общие представления о жизни страны. Знакомство с символами России – флаг, герб, гимн (стр. 14-15). Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр) (стр. 14-15). Выявление общности интонаций, ритмов, характера и настроения патриотической песни и гимна России. Исполнение русской народной песни с шумовым оркестром, придумывание танцевальных движений. Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении Закреплятьосновные термины и понятия музыкального искусства Подбиратьслова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций) Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей Исполнятьгимн России 3Б.Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений Вокально-хоро-вое и инстру-ментальное ис-полнительство
1.4. День, полный событий (6 ч) Музыкаль-ные инструмен-ты 1. «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского и «Марш» С.С. Прокофьева. 2. «Сладкая греза» П.И. Чайковского и «Вечер» С.С. Прокофьева. 3. «Полька» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. 4. «Тарантелла» С.С. Прокофьева. 5. «Здравствуй, Родина моя!», (Ю.Чичков, К. Ибряев). Музыкальные инструменты. Знакомство с терминами «форте» и «пиано». Тембровые характеристики фортепиано. Сопоставление пьес П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева на основе метода «сходства и различия». Слушание фрагментов произведений, имитация игры на музыкальных инструментах: ансамбль скрипачей и виолончелистов. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки Пониматьвыразительные возможности ф-но в создании различных образов Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении 2Б.Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке Фронтальная беседа
1.5. День, полный событий Интонация и развитие в музыке 1. «Дождик, дождик», «Заинька, зайка!», «Жук, жук, где твой дом?». 2.Пьесы из «Детской музыки» С.С. Прокофьева: «Утро» и «Вечер». 3. «Вечерняя песня», (А. Тома, К. Д. Ушинский). Интонация и развитие в музыке. Природа, детские игры, забавы, сказка в музыке. Ритмизация песенок-закличек. Импровизация детских народных песенок-попевок, знакомство с нотной грамотой. Работа с разворотом учебником (стр. 21). Анализ средств живописной выразительности (сюжет, краски, линии). Слушание, вокализация темы с опорой на нотную строку (стр. 20-21). Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки Анализироватьвыразительные и изобразительные интонации и свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения 12.Б.П.Сочинять две музыкальные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния человека, например: восторг - гнев, радость Музыкальные импровизации и сочинение музыки
1.6. День, День полный событий Песня, танец, марш и их разновиднос-ти 1. «Вечерняя песня», (А. Тома, К. Д. Ушинский). 2. «Полька» из «Детского альбома», П.И. Чайковского. 3. Фрагменты двух вальсов – П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева. 4. «Тарантелла» С.С. Прокофьева. 5. “Менуэт” И.-С. Баха. 6. «Начинаем перепляс», (С. Соснин, П. Синявский). Песня, танец, марш и их разновидности. Сопоставление различных танцев, выявление сходных и различных черт в их музыке. Выявление характерных особенностей менуэта. Пластическое интонирование. Определить характерные особенности польки: подскоки, легкость, пружинистость, акценты на первый звук. Определить характерные особенности вальса: кружение, мелодичность, трехдольность Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей Определять жизненную основу музыкальных произведений Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения Воплощатьэмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пении) 1.Б.П.Распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений Музыкальная викторина, музыкальный кроссворд
1.7. День, полный событий Песенность, танцевально-сть, маршевость 1. «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского 2. «Марш» С.С. Прокофьева. 3. «Похороны куклы» П.И. Чайковского 4. «Шествие кузнечиков», «Ходит месяц над лугами» С.С. Прокофьева. 5. «Сказка о барабанах». 6. «Начинаем перепляс», (С. Соснин, П. Синявский). 7. П. Федотов «Портрет Н. Жданович за фортепиано», О. Ренуар «Девушки за пианино», П. Корин «Пианист Константин Игумнов». Песенность, танцевальность, маршевость. Слушание и ритмизация. Характерные особенности маршевости: интонация шага, ритм марша. Слушание с опорой на иллюстрации учебника (стр. 26-27). Анализ средств выразительности интонаций, мелодии, ритма, темпа, динамики, а также формы этих сочинений. Исполнение ролей Большого Барабана через исполнение ритмического рисунка Подбор фортепианных произведений, созвучных знакомых образам картин (стр.28-29). Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей   1.Б.П. Распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений Вокализация и ритмизация
1.8. День, полный событий Представле-ние о многообразии музыкальных жанров 1. Л.н.п. «Ай-я, жу-жу, медвежонок». 2. «Сонная песенка», (Р. Паулс). 3. «Спят усталые игрушки», (А. Островский). 4. «Колыбельная медведицы», (Е. Крылатов). 5. «Нянина сказка» П.И. Чайковского, 6. «Сказочка» С.С. Прокофьева. 7. «Сказки гуляют по свету», (Е. Крылатов, М. Пляцковский). Представление о многообразии музыкальных жанров. Колыбельные песни. Разучивание с опорой на иллюстрацию (стр. 35). Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора Выявлять различные по смыслу интонации Определять жизненную основу музыки Передаватьв собственном исполнении различные музыкальные образы Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей 13.Б.П. Узнавать характерные черты музыкальной речи разных отдельных композиторов Музыкальная викторина
1.9. День, полный событий Композитор – исполнитель – слушатель Обещающий урок 1четв 1. «Рассвет на Москве-реке», М.П. Мусоргский. 2. Конкурс на лучшее исполнение «Марша» С.С. Прокофьева. 3.Конкурс на лучшее исполнение песни по командам. 4.Русская народная песня-пляска «Светит месяц».     .   Композитор – исполнитель – слушатель. Урок в форме игры-соревнования, игры-КВН. 1.Какое время суток нарисовал композитор в своем произведении? Подтвердите свои предположения. Назовите фамилию композитора, сочинившего эту музыку. Вспомните другие музыкальные произведения, в которых изображена утренняя природа. 2.Барабанщик исполняет пульс марша, дети каждой команды маршируют. Музыка народная или сочинена композитором? Что это – песня, танец или марш? 4. Звучание каких музыкальных инструментов вы слышите в этом произведении? Украсьте звучание этого произведения различными танцевальными движениями (хлопками, притопами) и инструментами шумового оркестр. Определять жизненную основу музыки Передаватьв собственном исполнении различные музыкальные образы Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей Анализироватьвыразительные и изобразительные интонации и свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения 1.Б.П.Распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений Вокально-хоровое, сольное инструментальное исполнительство
2.1. О России петь – что стремиться в храм (5 ч.) Музыкальные традиции родного края. Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали 1. «Праздничный трезвон» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. 2. Картины И. Левитана «Вечерний звон» и А. Лентулова «Небосвод». 3. «Вечерняя музыка», В. Гаврилина. 4. Р.н.п. «Вечерний звон». 5. «Бубенчики» - американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова). Музыкальные традиции родного края. Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали. Беседа о колоколах с опорой на разворот учебника (стр. 36-37) Тембры колоколов. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Производство и литье колоколов (на примере деятельности Тутаевского колокольного завода). Колокольные звонницы Ярославля и Ростова Великого. Колокольные звоны – главная и неповторимая особенность фестиваля «Преображение». Ярославская школа колокольного искусства. Знакомство с понятием «музыкальный пейзаж» Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы 24.Б.П. Передавать образное содержание музыкальных произведений, различных по форме (построению) и жанрам в художественно-творческой деятельности Сольное хоровое исполнительство
2.2. О России петь – что стремиться в храм Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. 1.М. Нестеров «Князь Александр Невский» и П. Корин «Александр Невский». 2.Фрагменты из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»: «Песнь об Александре Невском» (№ 2) и хора «Вставайте, люди русские» (№ 4). 3. «Бубенчики» - американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова), «Братец Яков». Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Рассказ об Александре Невском. Воплощение образа князя Александра в музыке кантаты. Определение жанра кантаты. Жанр молитвы, хорала. Моделирование музыкальных интонаций, вокализация тем. Составление ритмической партитуры, инструментальное музицирование. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей Определять жизненную основу музыки 24.Б.П.Передавать образное содержание музыкальных произведений, различных по форме (построению) и жанрам в художественно-творческой деятельности Сольное и хоровое исполнительство
2.3. О России петь – что стремиться в храм Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая Народные музыкальные традиции родного края 1.Картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и «Юность Сергия Радонежского». 2. «Народные песнопения о Сергии Радонежском». 3. Напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе». 4. Пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского – «Утренняя молитва» и «В церкви». 5. «Бубенчики» - американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Святые земли Русской. Жанр молитвы. Ярославская область - родина Преподобного Сергия Радонежского. Рассказ о жизни Сергия Радонежского. Сравнение образа Сергия Радонежского на картинах. Эмоционально-образный анализ музыки Интонационно-образный анализ пьес П.И. Чайковского. Определение плана развития динамики в этой пьесе: тихо – усиливая – громко – затихая – тихо. Сравнение пьес на основе метода «тождества и контраста». Исполнение песни с аккомпанементом шумового оркестра. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов Определять жизненную основу музыки Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности 2.Б.Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке Хоровое и соьное испол-нительство
2.4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Оркестры: народных инструмен-тов, духовой, симфониче-ский.   Русские народные песни и пляски из фонохрестоматии 1 класса: «Березка» (оркестр русских народных инструментов); «Полянка» (свирель); «Во кузнице» (трио рожечников); «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши» (гусли). Стихотворение Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?». «Коробейники» стихи Н.А.Некрасова. 4. Народная песня-пляска «Светит месяц» в исполнении ярославского оркестра р.н.и. «Струны Руси» п/у Е. В. Агеева 5. Игра «Разыграй песню»: игровые русские народные песни – «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли». Оркестры: народных инструментов, духовой, симфонический. Народные музыкальные традиции родного края. Музыкальная викторина: «Узнай тембры русских музыкальных инструментов. Фольклор – народная мудрость». Работа с учебником (стр. 54-55) Музыкальное воплощение в фольклоре творчества великих ярославских поэтов Л.Н. Трефолева, И.З. Сурикова, Н.А. Некрасова. Понятие «оркестр народных инструментов» Создание ритмической партитуры, исполнение с инструментами шумового оркестра. Понятия «наигрыши», «пляска», «вариации». Исполнение ритмического сопровождения, изменяя его при повторении. Понятие «хоровода». Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности Общатьсяи взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора Исполнять выразительно, интонационно-осмысленно русские народные песни, инструментальные наигрыши Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам Разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы   6.Б.П. Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях Драматизация Инсценировка. Разыгрывание
2.5. Гори, гори ясно, чтобы не погасло Народные музыкальные традиции родного края
2.6. О России петь – что стремиться в храм Выразительность в музыке 1. «Поспешают к Вифлеему пастушки» 2. «Колыбельная» (польская народная песня). 3. «Рождество Христово» (колядка). 4. Сказка Т. Гофмана и музыка балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»: «Марш» детей у новогодней елки, «Вальс снежных хлопьев», «Па-де-де» из второго акта. 5. Добрый тебе вечер! 6. Рождественское чудо (нар. славянские песнопения), 7. Рождественская песенка (П. Синявский) Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные традиции родного края. Праздники Русской Православной Церкви. Рождество Христово Традиции празднования Рождества в Ярославской области. Рассказ о Рождестве, работа с учебником (стр. 50-51). Музыка на новогоднем празднике. Подготовка инсценировки новогоднего бала. Рассказ о либретто балета. Слушание (просмотр видеофрагментов). Рассказ о славянских народных обрядах колядования (стр. 50-51). Петь колядки с опорой на нотную строку, следить за движением мелодии. Исполнять рождественские песни на уроке и дома Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений 6.П.Б.Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях Драматизация Инсценировка. Разыгрывание
2.7. О России петь – что стремиться в храм Изобразительность в музыке
3.1. В музыкальном театре (5 ч) Представле-ние о многообразии музыкальных жанров (опера) 1. «Песня-спор», (Г. Гладков, В. Луговской) из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». 2.Опера М. Коваля “Волк и семеро козлят” (либретто Е. Манучаровой). 3. Хор козлят «Целый день поем, играем», заключительный хор «Семеро козлят» 4. «Играем в музыкальный театр». Инсценировка-импровизация русской народной сказки “Теремок”. Представление о многообразии музыкальных жанров (опера). Понятие «музыкальный диалог». Разучивание песни по ролям (стр. 72-73) Музыкальные театры. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Беседа о детском музыкальном театре: опера и балет. Слушание и разучивание тем главных персонажей оперы (стр. 74-75). Понятия «театр», «опера», «хор», «солист». Песенность, маршевость, танцевальность в опере и балете. Эмоционально откликаться и выражатьсвое отношение к музыкальным образам оперы Знать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер Выявлять особенности развития образов Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность Участвовать в ролевых играх (дирижер в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля) 1.Б.П. Распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений Вокально-хоровое и сольное испол-нительство
Разыгрывание музыкальной сказки, распределение ролей, вокальные, двигательные, речевые импровизации.    
3.2. В музыкальном театре Певческие голоса: детские, женские, мужские 1.Опера М. Коваля «Волк и семеро козлят». 2. Фрагмент из балета «Золушка» С.С. Прокофьева. 3. «Песня-спор», (Г. Гладков, В. Луговской) из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Закрепление понятий «театр», «опера», «хор», «солист». Разыгрывание сцен, исполнение хоров. Песенность, маршевость и танцевальность в опере.Балет на сказочный сюжет. Знакомство с понятиями «балет», «балерина», «танцор». Выявление основной идеи: контраста образов добра и зла. Эмоционально откликаться и выражатьсвое отношение к музыкальным образам оперы Знать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер Выявлять особенности развития образов 25.Б.П. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы Музыкальная викторина
3.3. В музыкальном театре Песенность, танцеваль-ность, маршевость 1. «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. 2. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. 3. «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева, «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. 4. «Песня-спор», (Г. Гладков, В. Луговской) из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Песенность, танцевальность, маршевость. Симфонический оркестр, дирижер. Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов. Разворот учебника (стр. 80-81) - работа с нотными примерами. Игра в дирижера (свободное дирижирование). Выявление основных особенностей маршевой музыки – изображение барабанной дроби во вступлении к «Маршу» С.С. Прокофьева, танцевальный характер «Марша» П.И.Чайковского, сказочность «Марша Черномора» М.И. Глинки. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Знать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер. Выявлять особенности развития образов Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкально спектакля Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность 13.Б.П. Узнавать характерные черты музыкальной речи разных отдельных композиторов Музыкальная викторина
3.4. В музыкальном театре Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов  
3.5. В музыкальном театре Музыка народная и профессиона-льная 1. «Песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. 2.Свадебный хор «Лель таинственный». 3.Сцена похищения Людмилы волшебником Черномором. 4.Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. 5.Заключительный хор «Слава великим богам!» М.И. Глинки. Музыка народная и профессиональная. Работа с учебником (стр. 83). Закрепление понятий «солист», «хор». Понятие «увертюра». Близость тем М.И. Глинки народным песням-былинам. Контраст в музыке: анализ средств музыкальной выразительности. Музыкальные темы – характеристики главных действующих лиц. Сравнить начало увертюры с темой заключительного хора оперы. Финал. Знать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер. Выявлять особенности развития образов   20.П. Определять характер музыки по графической записи знакомого музыкального произведения
     
3.6. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Музыкальный фольклор народов России и мира 1.С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами» из альбома «Детская музыка». 2. «Вечерняя песня», (А. Тома, К. Д. Ушинский). 3. «Камаринская» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. 4. «Сочини песенку». Музыкальный фольклор народов России и мира. Понятие «музыка в народном стиле». Слушание с опорой на нотную строку (стр. 62), вокализация. Выразительное чтение текста народных песенок, подбор движения, изображение действий персонажей песенок. Традиции народного музицирования. Общатьсяи взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора Исполнять выразительно, интонационно-осмысленно русские народные песни, инструментальные наигрыши Осуществлять опыт сочинение мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек 11.Б.П. Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению) Вокализация нотных примеров
3.7. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. 1.Инструментальное исполнение народных наигрышей «Светит месяц», «Калинка». 2. «А мы масленицу дожидаем», «Едет масленица дорогая». «Горелки», «Гуси-лебеди», «Ручеек», «Ворота», «Блины», а также песенки-веснянки. Народные обряды, связанные с Масленицей и встречей весны Ярославского края.   Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Обряды и праздники русского народа. Беседа о русском народном празднике Масленица (стр. 66-67). Народные обряды Ярославского края, связанные с Масленицей и встречей Весны. Слушание, разучивание масленичных песенок. Создание ритмической партитуры, исполнение с инструментами шумового оркестра. Понятия «наигрыши», «пляска», «вариации». Понятие «песни-заклички». Исполнение песен, игр, чтение стихов о весне, прослушивание музыкальных записей с пением птиц, пляска под свист глиняных игрушек-свистулек и детских дудочек, исполнение инструментальных наигрышей с использованием музыкальных инструментов. Общатьсяи взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора Исполнять выразительно, интонационно-осмысленно русские народные песни, инструментальные наигрыши Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам Осуществлять опыт сочинение мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек 3.Б.П. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных муз. инстру-ментах, худо-жественного движения, пластического интонирования) Разыгрывание инсценировка
3.8. В концертном зале (5 ч) Представле-ние о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидно-сти; образцы симфоничес-кой музыки) 1. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». Темы Пети, Птички, Утки, Кошки, Дедушки, охотников, Волка. 2. Песни по выбору. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; образцы симфонической музыки). Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Знакомство с понятиями «тембр», «тема», «сюжет», партитура». Выявить жанровые признаки и особенности музыкального языка, которые положены в основу музыкальных характеристик. Инсценировка симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». Подготовка к обобщающему уроку четверти Составление программы урока-концерта. Узнаватьтембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра» Составлятьафишу и программу урока-концерта 16.Б.П. Анализировать и соотносить различные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии, применяя знания основных средств музыкальной выразительности на примере симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк» 17.Б.П. Инсценировать симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк» Музыкальная викторина, музыкальный кроссворд, инсценировка
3.9. В концертном зале Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
3.10. В концертном зале Образная природа музыкального искусства Обобщающий урок Пьесы из фортепианной сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». 1. «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга»). 2. «Богатырские ворота» («В стольном граде Киеве»). 3. «Балет невылупившихся птенцов». 4. «Лиможский рынок». 5. «Песня о картинах», (Г.Гладков, Ю. Энтин). Образная природа музыкального искусства. Музыкальная живопись. Понятие «сюита». Музыкальные образы сюиты «Картинки с выставки». Работа с учебником (стр. 93-94). Знакомство с рисунками Гартмана. Закрепление понятия «музыкальный диалог».   Выявлятьвыразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии Передаватьсвои музыкальные впечатления в рисунках   11.Б.П.Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению) Вокализация
4.1. В концертном зале Представле-ние о много-образии музыкальных жанров симфоничес-кой музыки и форм (двух- и трехчастная). 1. В. Боков «Звучит нестареющий Моцарт». Фрагменты двух увертюр: М.И. Глинки из оперы «Руслан и Людмила» и В.-А. Моцарта из оперы «Свадьба Фигаро». 2. В.-А. Моцарт «Симфония № 40». 3. «Песня о картинах», (Г.Гладков, Ю. Энтин). Представление о многообразии музыкальных жанров симфонической музыки и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо). Жанр симфонии. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Приемы развития музыки в симфонической музыке. Симфония №40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М.П. Мусоргского. Ролевая игра «Играем в дирижера». Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра» Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью Выявлятьвыразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов 19.Б.П. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (двухчастной, трёхчастной форм, формы вариаций, рондо), наблюдая за процессом и результатом развития музыки в произведениях разных жанров Игра в дирижера. Музыкальная викторина, музыкальный кроссворд
4.2. В концертном зале Представле-ние о много-образии музыкальных жанров симфоничес-кой музыки и форм (вариации, рондо).
4.3. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч.) Сочинения профессио-нальных композиторов 1. «Токката» для органа Баха (из двухчастного цикла «Органная токката и фуга» ре минор). 2. Бах «За рекою старый дом» (русский текст Д. Тонского). 3. Бах: «Менуэт» из «Нотной тетради» Анны Магдалены Бах. 4. «Волынка» из «Нотной тетради» Анны Магдалены Бах. Сочинения профессиональных композиторов. Анализ средств музыкальной выразительности (стр.106). Выявление характерных особенностей менуэта. Пластическое интонирование. Понятие выразительности и изобразительности. Контраст. Сравнение двух танцев на основе музыкальной интонации и танцевальных движений. Анализироватьхудожественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства Пониматьтриединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения Узнаватьизученные на уроках музыкальные произведения и назвать их авторов 13.Б.П. Узнавать характерные черты музыкальной речи разных отдельных композиторов Музыкальная викторина
4.4. Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье Различные виды музыки: инструментальная; оркестровая 1. «Тройка» Г.В. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель») 2. «Попутная песня» М.И. Глинки (стихи Н. Кукольника). 3. Песни по выбору Различные виды музыки: инструментальная; оркестровая. Определение характера и изобразительных моментов. Вокализация с опорой на нотную строку учебника (стр. 114-115). Контраст как способ развития музыки. Составление афиши для урока-концерта. Осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью Составлятьафишу и программу заключительного урока-концерта 3.Б.П. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений Хоровое испол-нительство
4.5. Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни 1.Марш «Кавалерийская». 2.Танец «Клоуны». 3.Песня «Карусель» (слова И. Рахилло). 4. «Наш край», (Д.Б. Кабалевский, А. Пришелец). 5. Г.В. Свиридов. «Весна» и «Осень» (из музыкальных иллюстраций к повести «Метель» А.С. Пушкина). Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Имитация цокота копыт (пощелкивание языком). Изображение танца клоунов, подчеркнув акценты звучанием ударных инструментов (барабан, ложки). Изображение кружения карусели движениями рук по кругу. Подобрать движения в характере музыки. Знакомство с понятиями «лад», «мажор», «минор». Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведенияосознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность 3.Б.П. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений Хоровое испол-нительство, вокализация
Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали 1. «Наш край», (Д.Б. Кабалевский, А. Пришелец). 2.П.И. Чайковский. «Концерт» для фортепиано с оркестром.   Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали. Рассказ о Международном конкурсе музыкантов-исполнителей имени П.И. Чайковского (стр. 124-125). Сравнение пьес из двух фортепианных циклов: «Детской музыки» С.С. Прокофьева и «Детского альбома» П.И. Чайковского по общим тематическим линиям: мир детских игр и увлечений, природа и музыка, народные мотивы, сказка в музыке, танцевальная музыка. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения  
4.7. Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье Выразительность и изобразительность в музыке 1.Природа и человек в музыке («Утро» – «Утренняя молитва» – «Зимнее утро»; «Вечер» – «Ходит месяц над лугами» – «В церкви»; «Дождь и радуга» – «Песня жаворонка»). 2.Мир детских игр и увлечений («Игра в пятнашки» – «Игра в лошадки», «Марш», «Прогулка» – «Марш деревянных солдатиков»). 3.Народные мотивы («Камаринская» – «Мужик на гармонике играет»). 4.Сказка в музыке («Сказочка» – «Нянина сказка»). 5.Танцевальная музыка («Вальс», «Тарантелла» – «Вальс», «Полька»). Выразительность и изобразительность в музыке. Закрепление понятий «лад», «выразительность». Сопоставление как способ развития музыки. Напой и сравни мелодии песен, интонации знакомых тебе сочинений М.И. Глинки, В.-А. Моцарта. Вокализация, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, слушание. Закрепление названия средств музыкальной и живописной выразительности. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения Подбиратьслова, отражающие содержание музыкальных произведений Закреплятьосновные термины и понятия музыкального искусства Воплощатьхудожественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки Пониматьвыразительные возможности ф-но в создании различных образов Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность Узнаватьизученные на уроках музыкальные произведения и назвать их авторов Анализироватьвыразительные и изобразительные интонации и свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии 28.Б. Спеть запомнившиеся мелодии народной песни и песни композитора Вокально-хоровое и сольное испол-нительство
4.8. Обобщаю-щий урок Заключительный урок-концерт 1.Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. 2. «Светит месяц». 3. Исполнение песен по выбору Исполнение русской народной песни-пляски с танцевальными движениями (хлопки, притопы) и музыкальными инструментами. Анализироватьвыразительные и изобразительные интонации и свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии Исполнять выразительно, интонационно-осмысленно русские народные песни, инструментальные наигрыши Общатьсяи взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников 9.Б.Осмысленно исполнить музыкальные произведения профессионального и народного творчества, разработать исполнительский план с возможным включением жеста, движения, исполнить песню на концерте в классе, школе Вокально-хоровое и сольное исполнительство

Примерное тематическое планирование в 3 классе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.