Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цифровые и электронные образовательные ресурсы 3 страница




 

  № дата Тема урока Музыкальный материал Содержание урока Дидактические единицы Характеристика деятельности учащихся Вида и задания контроля  
  1.1. Россия-Родина моя Русская профессиональная музыка. 1. «Музыканты» нем. нар. песня. 2.Чайковский П.И. Мелодия 2-й части «Симфонии № 4». 3. Музыкальная викторина: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Осень» Г. Свиридова, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина и др. 4.Я.Дубравин, сл. В.Суслова «Всюду музыка живет». Русская профессиональная музыка. Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ». Выразительность и изобразительность в музыке. Определение характера, выразительных средств музыки. Викторина на узнавание знакомых мелодий, сравнение песенных мелодий лирического характера. Понятия: «симфония», «лирика», «лирический образ» Выявлять чувства и настроение человека, выраженные в музыке. Выражать свое отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. 11.Б. Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению) Музыкальная викторина  
  1.2. Россия-Родина моя Вокальная музыка. 1.Романс «Благословляю вас, леса» П. И.Чайковского, стихи А.К.Толстого. 2.Романс «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова, стихи А.К. Толстого. 3.Романс «Жаворонок» М.И. Глинки, стихи Н. Кукольника. 4.Фрагмент «Романса» Г. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»). Вокальная музыка. Образная природа музыкального искусства. Определения: «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: женские, мужские - сопрано, баритон. Сравнение музыкальных образов и выразительных средств романсов на основе метода «тождества и контраста». Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке. Выражать свое отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. 3.Б.Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений Сольно и хоровое исполнительство  
  1.3. Россия-Родина моя Русская народная музыка. 1.Кант «Орле Российский» (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.). 2. «Радуйся, Росско земле» (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.). 3. Народная солдатская песня «Славны были наши деды». 4.Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки». Русская народная музыка. Исполнители – мужской хор (а capella.) Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость), речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер и солдатской песни-марша. Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей. Выражать свое отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. 3.Б. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений Сольно и хоровое исполнительство  
  1.4. Россия-Родина моя Различные виды музыки: вокальная, хоровая. 1. «Патриотическая песня» М.И. Глинки. 2.Хоры из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4). 3.Икона «Святой благоверный князь Александр Невский», фрагмент живописного батального полотна В. Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». 4.Народные солдатские песни «Славны были наши деды». Различные виды музыки: вокальная, хоровая. Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты ». Представление о многообразии форм, 3-х частная форма Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол). Сопоставление картин, определение основной идеи.   Выражать свое отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Петьмелодии с ориентацией на нотную запись. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках. 19.Б.П. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (2-х частной, 3-х частной форм, вариаций, рондо), наблюдая за процессом и результатом развития музыки в произведениях разных жанров Интонационно-образный анализ (опрос)  
  1.5. Россия-Родина моя Представление о многообразии музыкальных жанров - опера. 1.Хор из пролога оперы – «Родина моя!» и «На зов своей родной земли…». 2.Тема ответа Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной». 3.Ария Сусанина из 4-го действия оперы «Велик и свят наш край родной». 4.Хор «Славься!» из финала (эпилога) оперы. Представление о многообразии музыкальных жанров опера. Певческие голоса: мужские – бас. Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Сравни два ответа Сусанина полякам: музыкальный и поэтический из стихотворения Рылеева. Что их роднит? Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках. Петьмелодии с ориентацией на нотную запись. Выражать свое отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Выявлять чувства и настроение человека, выраженные в музыке. Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров. 3.Б. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений Сольно и хоровое исполнительство  
  1.6. День, полный событий Интонация и развитие в музыке. 1. «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. 2.Э.Григ. Пьеса «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». 3.Э.Григ «Заход солнца». 4. Главные мелодии 2-й части из Симфонии № 4 П. Чайковского и вступления к опере «Хованщина». «Рассвет на Москве-реке». 5. «Добрый день» А. Дубравина, «Утро» А. Парцхаладзе, «Доброе утро» Д. Кабалевского из кантаты «Песни утра, весны и мира». Интонация и развитие в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Образы природы в инструментальной музыке. Какие картины можно озвучить этой музыкой? Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации. Пластическое интонирование: имитация дирижерского жеста. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений. Находить общность интонаций в музыке. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера и разыгрывать их. 28.Б.П. Спеть запомнившиеся мелодии народной песни и песни композитора Сольно и хоровое исполнительство  
  1.7. День, полный событий Выразительность и изобразительность в музыке. 1.С.С. Прокофьев «Болтунья», «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта», портреты действующих лиц симфонической сказки «Петя и волк». 2. С.С. Прокофьев «Вальс», «Танец с шалью (Па де шаль)» из балета «Золушка». 3.С.С. Прокофьев «Гавот» из балета «Золушка». 4. «Слон и скрипочка» В. Кикты (слова В. Татаринова), «Лошадки» Ф. Лещинской (слова Н. Кучинской), хор «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке. Почему композитор рисует портрет Золушки такими разными музыкальными темпами? Соединение в музыке изобразительного и изобразительного. Сравнение музыкальных характеристик, пластические этюды по изображению разных персонажей.     Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии 13.Б.П. Узнавать характерные черты музыкальной речи разных отдельных композиторов Музыкальная викторина, музыкальный кроссворд  
  1.8. День, полный событий Различные виды музыки: вокальная, сольная. 1.Две песни из вокального цикла «Детская» М. Мусоргского – «С няней» и «С куклой». 2. «Нянина сказка» П. Чайковского (из «Детского альбома») и «Сказочка» С. Прокофьева (из «Детской музыки»). 3.Знакомые пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Различные виды музыки: вокальная, сольная. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности) Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Сравнительный анализ произведений на основе метода «сходства и различия». Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.   1.Б.П. Распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений Музыкальная викторина, музыкальный кроссворд  
  1.9. День, полный событий Образная природа музыкального искусства. 1. «Утро» и «Заход солнца» Э. Грига. 2. «Утренняя молитва» и «Колыбельная песня» П. Чайковского. 3. «Тюильрийский сад» и «Вечерняя песня» М. Мусоргского. 4.Иллюстрации - «Кукла» М. Добужинский, «Сумерки. Луна», «Заход солнца» И. Левитан. Образная природа музыкального искусства. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Контраст в музыке. Сравнительный анализ контрастных произведений на основе «метода сходства и различия». Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений. Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций. 25.Б.П. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы Музыкальная викторина  
  2.1. О Росси петь-что стремиться в храм Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая. 1. «Аве Мария» Ф. Шуберта. 2. «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. 3.И.С. Бах «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира». 4. «Богородице Дево, радуйся» С.В. Рахманинова. 5. Сопоставление со стихами А.С. Пушкина и иконой «Богоматери с младенцем» В. Васнецова. 6.В. Гаврилин «Мама». Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая. Музыкальные инструменты. Знакомство с жанром прелюдии, определение тембра клавесина. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие. Обнаруживатьсходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций. Знакомиться с жанрами церковной музыки. 13.Б.П. Узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов Музыкальная викторина  
  2.2. О Росси петь-что стремиться в храм Музыка народная и профессиональная. 1. «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова. 2.Икона «Богоматерь Владимирская». 3.Тропарь, посвященный Владимирской иконе Божией Матери. 4.Народное песнопение о Сергии Радонежском. 5.Польская народная песня «Колыбельная» («Божья Мать Младенца на руках качала»). 6.В. Гаврилин «Мама». Музыка народная и профессиональная. Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыке. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении. Подбор образных характеристики к произведениям духовного искусства. Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, величание, молитва) Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций. 28.Б.П. Спеть запомнившиеся мелодии народной песни и песни композитора Сольно и хоровое исполнительство  
  2.3. О Росси петь-что стремиться в храм Композитор – исполнитель – слушатель. 1.К.Петров-Водкин «Петроградская мадонна» и О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми». 2.Ч. Биксио «Мама». 3. В. Гаврилин «Мама». Композитор – исполнитель – слушатель Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве. Сравнение содержания, определение эмоционального строя, подбор знакомых произведений, созвучных картинам. Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, величание, молитва) Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций. 24.Б.П. Передавать образное содержание музыкальных произведений, различных по форме (построению) и жанрам в художественно-творческой деятельности Вокально-хоровое и сольное исполнительство  
  2.4. О Росси петь-что стремиться в храм Представление о многообразии музыкальных жанров. 1.Хор «Осанна!» из рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера. 2. «Вербочки» Гречанинова и Р. Глиэра. 3. ВеличаниеВеликому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге. 4.Народное песнопение «Баллада о князе Владимире». Представление о многообразии музыкальных жанров. Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания. Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения. Жанр баллады. Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Иметьпредставление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций. Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, величание, молитва)    
  2.5. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. 1. «Былина о Добрыне Никитиче». 2. «Былина о Садко и Морском царе». 3.Картина К. Васильева «Бой Добрыни со Змеем» и рисунок В. Брагинского с изображением Садко и Морской царь. 4. «Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» современного композитора В. Кикты. 5. «Былинные напевы» или импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой». 6. Былина «То не белая береза». Музыкальный фольклор народов России Народные музыкальные традиции родного края. Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин (мелодика и ритмика былин). Исполнение былин a capella, работа над кантиленой, с имитацией игры на гуслях. Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин. Выявлять общность жизненных истоков и особенностей народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Выразительно и интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.   4.Б.Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России Музыкальная викторина, 31.П. Спеть песню (или мелодию) своего народа, сочинить мелодию в народном духе  
  2.6. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. 1.Песня Баяна из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». 2. «Ой ты, темная дубравушка» (протяжная), «Заиграйте, мои гусельки!» (плясовая), «Высота ли, высота поднебесная…» (былинный напев с хором) из оперы Римского-Корсакова «Садко». 3.3 песня Леля из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. 4.Репродукции с лаковой миниатюры В. Липицкого из Федоскино – «Лель» и «Песня Леля». 5.Разыгрывание русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот». Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Разучивание главных мелодий песен садко, определение жанровых особенностей. Народные напевы в оперном жанре. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям. Выявлять общность жизненных истоков и особенностей народного и профессионального музыкального творчества. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Выразительно и интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.   6.Б.П. Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях Драматизация Инсценировка Разыгрывание 30.П.Соотносить особенности музыкального языка своего народа и народов, населяющих нашу страну и другие страны  
  2.7. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Музыкальный фольклор народов России в профессиональной музыке. 1.Б.Кустодиев «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье». 2.Пение знакомые масленичные песенок, веснянок, исполнение игр и забав, пословиц и поговорок русского народа об этом празднике. Сцена «Прощание с масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Музыкальный фольклор народов России в профессиональной музыке. Народные музыкальные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Определение характерных интонаций, ладовой окраски, жанровых особенностей масленичных песен. Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями. Выявлять общность жизненных истоков и особенностей народного и профессионального музыкального творчества. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Выразительно и интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.   3.Б.П. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных муз. инстру-ментах, худо-жественного движения, пластического интонирования) Разыгрывание 7.Б.П. Назвать народные праздники и сопровождающие их обряды, песни, игры, определить возможности своего участия в подготовке и проведении праздника Беседа  
  3.1 В музыкальном театре. Представление о многообразии музыкальных жанров - опера. 1. «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». 2.Речитатив и ария Руслана из 2 действия оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». 3. «Каватина Людмилы» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Сочинения профессиональных композиторов. Представление о многообразии музыкальных жанров: (опера). Урок-путешествие в оперный театр.Певческие голоса: детские, женские, мужские. Составные элементы оперы: ария, каватина. 3-частная форма арии. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: сопрано, баритон.Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Исполнять интонационно-осмысленно мелодии тем из опер. 20.П. Определять характер музыки по графической записи знакомого музыкального произведения Работа с нотным текстом  
  3.2. В музыкальном театре. Представление о многообразии музыкальных форм – рондо. 1.Сцены Наины и Фарлафа и «Рондо Фарлафа» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». 2. «Увертюра» к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила». 3.Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету» (слова М. Пляцковского), Г. Гладков «Песня-спор» (слова В. Лугового) и др. Представление о многообразии музыкальных форм - рондо. Певческие голоса – мужские. Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Рассуждатьо смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Исполнять интонационно-осмысленно мелодии тем из опер. 11.Б. Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению) Вокализация  
  3.3 В музыкальном театре. Основные средства музыкальной выразительности 1.Фрагменты из оперы К. В. Глюка «Орфей и Эвридика»: хор фурий, «Мелодия». 2.Фрагменты из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»: арияСнегурочки «С подружками по ягоду ходить…», сцену таяния Снегурочки. 3.Картина В. Васнецова «Снегурочка». Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Контраст образов в опере. Лирические образы. Определение выразительных средств оперных номеров, сопоставление по контрасту. Знакомство с музыкальной характеристикой Снегурочки. Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Исполнять интонационно-осмысленно мелодии тем из опер. 2.Б.П. Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке Интонационно-образный анализ (опрос)  
  3.4. В музыкальном театре. Песенность, танцевальность, маршевость – как основные черты русской музыки. 1.Н. А. Римский-Корсаков.Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа». 2.Репродукция с картины В. Васнецова «Палаты Берендея». 3. «Шествие царя Берендея». 4. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. 5. «Пляска скоморохов». 6.Заключительный хор из оперы «Свет и сила, Бог Ярило». 7.Песня «Я рисую море» В. Тугаринова (слова Вл. Песенность, танцевальность, маршевость – как основные черты русской музыки. Сравнение сходных приемов развития музыки для передачи особенностей характеров оперных персонажей (на примере образа царя Берендея). Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.). Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Исполнять интонационно-осмысленно мелодии тем из опер. Рассуждатьо смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Участвоватьв сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. 19.Б.П.Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (2-х частной, 3-х частной вариаций, рондо), наблюдая за процессом и результатом развития музыки в произведениях разных жанров Игра в дирижера, театрализация  
  3.5. В музыкальном театре. Интонация и развитие музыки в опере. Вступление к опере-былине «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. 3.Танец феи Карабос и феи Сирени из балета-сказки «Спящая красавица» П. Чайковского. 4. «Вальс» из первого действия балета-сказки «Спящая красавица» П. Чайковского. 5.Финал первого действия балета-сказки «Спящая красавица» П. Чайковского. Интонация и развитие музыки в опере. Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы. Контрастные образы в балете. Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Исполнять интонационно-осмысленно мелодии тем из опер. Рассуждатьо смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Участвоватьв сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Узнавать тембры музыкальных инструментов. 11.Б. Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нот-ному письму (графическому изображению) Вокализация  
  3.6. В музыкальном театре. Представление о многообразии музыкальных жанров - мюзикл. 1.Песенка о звукоряде и нотах из мюзикла «Звуки музыки» Р. Роджерса. 2.Главные темы персонажей детской оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля. 3.Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят» А. Рыбникова Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; мюзикл,) З акрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр. Выявление сходных и различных черт между двумя жанрами – детской оперы и мюзикла. Определение характерных черт мюзикла. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Исполнять интонационно-осмысленно мелодии тем из опер. Рассуждатьо смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Участвоватьв сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. 24.Б.П. Передавать образное содержание музыкальных произведений, различных по форме (построению) и жанрам в художественно-творческой деятельности Вокально-хоровое и сольное исполнительство  
  3.7. В концертном зале. Различные виды музыки: инструментальная; оркестровая. 1.Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят» А. Рыбникова. 1.Украинская народная песня-закличка «Веснянка». 2. «Концерт № 1» для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского. 3.Шуточная песня «Наш оркестр» Е. Адлера (слова В. Семернина) или «Песенка про оркестр» С. Важова (слова М. Яснова). Различные виды музыки: инструментальная; оркестровая. Определение жанра концерта. Музыка народная и профессиональная. Представление о многообразии музыкальных форм (вариации). Вариационное развитие народной темы в жанре концерта. Наблюдатьза развитием музыки разных форм и жанров. Узнаватьстилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Понимать смысл и значение вступления, увертюры к опере и балету. Различатьна слух старинную и современную музыку. 18.Б.П.Исполнить известную (знакомую, полюбившуюся) песню, передавая в интонации смену настроения (или развитие одного настроения) от куплета к куплету  
  3.8. В концертном зале. Композитор исполнитель – слушатель 1.Портреты действующих лиц симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева. 2. «Шутка» из сюиты №2 И. С. Бах. 3. «Каприс №24» Н. Паганини 4. «Мелодия» П. И. Чайковский Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Имитация игры на скрипке. Различатьвиды музыки, сопоставлятьмузыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Называть исполнительские коллективы и имена отечественных и зарубежных исполнителей. 2.Б.П. Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке  
  3.9. В концертном зале. Различные виды музыки: вокальная, сольная, оркестровая. 1.Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига к драме Г. Ибсена. «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг». 2. «Утро» А. Парцхаладзе, 3. «Добрый день» Я. Дубравина. 4. Шаповаленко, сл. Вратарева «Два веселых маляра». Различные виды музыки: вокальная, сольная, оркестровая. Определение жанра сюиты. Представление о многообразии музыкальных форм вариации. Особенности вариационного развития. Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость. Узнаватьстилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. 13.Б.П. Узнавать характерные черты музыкальной речи разных отдельных композиторов Музыкальная викторина  
  3.10. В концертном зале. Песенность, танцевальность, маршевость 1.Фрагменты из «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена: 1 и 2 части. 2. Л. Бетховен «Сурок (русский текст Н. Райского). Образцы симфонической музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша. Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Узнаватьстилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. 29.П.Придумать проект памятника Музыке в твоём городе, районе или школе, подобрать или сочинить к нему музыкальное сопровождение  
  3.11 Резервный урок. Обобщение тем четверти. Музыкальная викторина.   Узнаватьстилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена отечественных и зарубежных исполнителей. 13.Б.П. Узнавать характерные черты музыкальной речи разных отдельных композиторов  
  4.1. В концертном зале. Образцы симфонической музыки. 1.Фрагменты из «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена:финал симфонии. 2. «Контрданс» Бетховен. 3.1-я часть «Сонаты № 14 («Лунной»), пьесы «Весело. Грустно», «К Элизе», песня «Сурок». Композитор – исполнитель – слушатель. Представление о многообразии музыкальных форм - вариации Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена. Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии. Узнаватьстилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров 13.Б.П. Узнавать характерные черты музыкальной речи разных отдельных композиторов Музыкальная викторина  
  4.2. В концертном зале. Композитор – исполнитель – слушатель.    
  4.3 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. Представление о многообразии музыкальных жанров - мюзикл. 1. «Мы дружим с музыкой» Й. Гайдна (русский текст П. Синявского), 2. «Чудо-музыка» Д. Кабалевского (слова З. Александровой. 3. «Звуки музыки» Р. Роджерса (русский текст М. Цейтлиной) и «Песенка козлят» из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова (слова Ю. Энтина). 4. «Острый ритм» (русский текст А. Струкова) и «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Представление о многообразии музыкальных жанров, мюзикл Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия». Определение характерных элементов джазовой музыки. Джаз – искусство ХХ века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Симфоджаз. Известные джазовые исполнители. Различатьхарактерные черты современной музыки. Импровизироватьмелодии в соответствии с поэтическим содержанием. Определятьпринадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Выразительно и интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.   18.Б.П. Исполнить известную песню, передавая в интонации смену настроения (или развитие одного настроения) от куплета к куплету  
  4.4 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. Интонация 1. Г. В. Свиридов «Весна. Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». 2.Г Г. В. Свиридов «Запевка» (стихи И. Северянина). 3. Г. В. Свиридов «Снег идет» – часть из «Маленькой кантаты» (стихи Б. Пастернака) Интонация. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выявление стилистических особенностей музыкального языка Г. Свиридова. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Образы природы в музыке Г. В. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Определятьособенности построения музыкальных сочинений. Выявлятьизменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Импровизироватьмелодии в соответствии с поэтическим содержанием. 13.Б.П. Узнавать характерные черты музыкальной речи разных отдельных композиторов Музыкальная викторина  
  4.5 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. 1. С. С. Прокофьев «Шествие солнца», фрагмент из 4-й части Скифской сюиты «Алла и Лоллий» 2.С. С. Прокофьев «Утро» из фортепианного альбома «Детская музыка», 3. М. П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке») 4. Э. Григ «Утро» Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выявление стилистических особенностей музыкального языка С. С. Прокофьева. Мир музыки С. С. Прокофьева. Музыка – источник вдохновения, надежды и радости жизни. Фортепианная, вокальная, симфоническая музыка. Определятьпринадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Определятьособенности построения музыкальных сочинений. Выявлятьизменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбиратьсяв элементах музыкальной грамоты. 13.Б.П. Узнавать характерные черты музыкальной речи разных отдельных композиторов Музыкальная викторина  
  4.6 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. Интонация и развитие в музыке. 1.Норвежская народная песня «Камертон». 2. «Утро» Э.Григ. 3. «Мелодия» П.И.Чайковского. 4.Главные темы увертюры к опере «Свадьба Фигаро», 1-й части «Симфонии № 40» В.А.Моцарта. 5. «Весенняя песня» или «Колыбельная» В.А.Моцарта. 6.4-я часть (финал) «Симфонии № 40» В.А.Моцарта. Интонация и развитие в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певцы родной природы: П. И. Чайковский, Э. Григ. Выявление стилистических особенностей музыкального языка Э. Грига, П. И. Чайковского. Музыкальная речь, лирические чувства. Ролевая игра «Играем в дирижера» Выявлятьизменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбиратьсяв элементах музыкальной грамоты. Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. 13.Б.П. Узнавать характерные черты музыкальной речи разных отдельных композиторов Музыкальная викторина  
  4.7 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. Композитор – исполнитель – слушатель. 1.Главные темы увертюры к опере «Свадьба Фигаро», 1-й части «Симфонии № 40» В.А.Моцарта. 2. «Весенняя песня» или «Колыбельная» В.А.Моцарта. 3.4-я часть (финал) «Симфонии № 40» В.А.Моцарта. 4. Канон «Слава солнцу» Композитор – исполнитель – слушатель. Интонация и развитие в музыке. Опера, симфония, песня. Выявление стилистических особенностей музыкального языка В.А.Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера» Тестирование. Инсценироватьмузыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвоватьв подготовке заключительного урока-концерта. Разбиратьсяв элементах музыкальной грамоты. Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. 11.Б.П. Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению)  
  4.8 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. 1.Л. Бетховен. Фрагмент из финала «Симфонии № 9» 2. М. И. Глинка. Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» и «Патриотическая песня» Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, гимна, канта. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Разбиратьсяв элементах музыкальной грамоты. Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. Определятьпринадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Определятьособенности построения музыкальных сочинений. Выявлятьизменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Инсценироватьмузыкальные образы песен, пьес программного содержания. 9.Б.Осмысленно исполнить музыкальные произведения профессионального и народного творчества, разработать исполнительский план с возможным включением жеста, движения, исполнить песню на концерте в классе, школе Вокально-хоровое и сольное исполнительство  
Примерное тематическое планирование по музыке в 4-м классе
  № урока Музыкальный материал   Содержание урока Дидактические единицы Характеристика деятельности учащихся Виды и задания контроля  
  1-я четверть 1.1. Россия-Родина моя (4 ч.) Песенность – основное свойство русской музыки   1. М.И. Глинка. «Славься», ария Ивана Сусанина. 2. М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке». 3. П.И. Чайковский. Темы из симфонии №4. 4. С.В. Рахманинов. «Концерт для фортепиано с оркестром №3» 1 часть. Вокализ. 5. М.И. Глинка. «Жаворонок». 6. Р.н.п. «Ты река ль моя, реченька». 7. Локтев. «Песня о Роccии». Музыка народная и профессиональная. Песенность – основное свойство русской музыки. Характерные особенностей русской музыки. Близость мелодий С.В. Рахманинова к русским темам. Определение «концерт» и «вокализ». Сравните мелодию песни с мелодией 3-го концерта для ф-но с оркестром С.В. Рахманинова. Размышлятьо музыкальных произведениях как о выражении чувств и мыслей человека Выявлять общность истоков и особенностей народной и профессиональной музыки Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран и высказывать мнение о его содержании. 13.Б.П. Узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов Музыкальная викторина  
       
  1.2. Россия-Родина моя Музыкальный фольклор народов России 1. Локтев. «Песня о России» или по выбору. 2. Рассказ М. Горького «Как сложили песню». 3. Повторение р.н.п. по жанрам: «озвученный комментарий». Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Работа с учебником 4-го класса (стр. 14-15). Пробуем сочинить мелодию на любимые стихи. Понятия «декламация» и «речитатив». Характерные особенности различных жанров народных песен: солдатских, трудовых, колыбельных, лирических, игровых, обрядовых. Подбор музыкальных произведений к картине К. Петрова-Водкина «Полдень». Выразительно, интонационно-осмысленно исполнять сочинения разных жанров. Импровизировать на заданные тексты Подбиратьассоциации к художественным произведениям различных видов искусств Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях 12.Б.П.Сочинить две музыкальные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния человека, например: восторг - гнев, радость - печаль - или изображающие какие-либо явления природы  
  1.3. Россия-Родина моя Музыка народная и профессио-нальная 1. «Солдатушки, бравы ребятушки». 2. «У зари-то у зореньки». 3. «Милый мой хоровод». 4. «Колыбельные по выбору». 5. «А мы просо сеяли». Музыка народная и профессиональная. Выявление характерных особенностей солдатских песен как жанра (четкий ритм-пульс). Выявление характерных особенностей лирических народных песен (певучесть, песенность, распевы). Попробуйте сочинить колыбельную песню. Выявление характерных особенностей игровых народных песен. Разыграть хоровод. Выявление характерных особенностей трудовых народных песен. Тембровые особенности голоса меццо-сопрано. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях Подбиратьассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусствимпровизировать на заданные тексты 8.Б.П. Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки Сочинение мелодии  
  1.4. Россия-Родина моя Образная природа музыкального искусства 1. «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева. 2. Жанр песни-плача в 6-й части кантаты «Мертвое поле». 3. «Въезд Александра Невского во Псков». 4. «Радуйся, Росско земле» (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.). 5. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Образная природа музыкального искусства. Певческие голоса. Тембровые особенности голоса меццо-сопрано. Исполнение темы (с опорой на нотную строку). В чем сходство и различие народной песни и песни, написанной в народном складе? Понятие «кантата». Трехчастная форма.Повторение структурных и образных особенностей жанра кантаты. Передать в исполнении интонации торжественной песни и шаговую поступь солдатской песни-марша. Понятие «кант». Выявлять особенности народной и профессиональной музыки Размышлятьо музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека    
  1.5. О России петь – что стремиться в храм (4 ч.) Песенность. Маршевость 1. Локтев «Песня о России» или по выбору. 2. «Стихира русским святым». 3.Мелодия былинного напева. 4. ВеличаниеВеликому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге. 5. Симфония №2 «Богатырская» А.П. Бородина. М. Мусоргский «Богатырские ворота». 6. «Родные места» Ю. Антонова. Песенность. Маршевость. Музыка народная и профессиональная. Музыкальные инструменты. Жанр стихиры. Характерные черты духовной музыки (пение без сопровождения a capella, богослужебный текст). Жанр былины. Как в мелодии былины отражен богатырский дух Ильи Муромца? Сравните величание и былину. Что общего в этих жанрах, а что разного?Особенности жанра былины, тембровая характеристика инструмента гуслей. Отражение богатырской тематики в музыке. Размышлятьо музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека Сопоставлятьвыразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры 29.П. Придумать проект памятника Музыке в твоём городе, районе или школе, подобрать или сочинить к нему музыкальное сопровождение  
  1.6. О России петь – что стремиться в храм Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни   1. П.Чесноков. «Ангел вопияше». 2. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся». 3. Ф. Шуберт «Аве Мария». 3. Тропарь, посвященный Владимирской иконе Божией Матери. 4. В. Зиновьев «Херувимская» «Верую». 5. Р.н.п. «Не шум шумит». Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Сравни по нотной записи начало молитвы С.В. Рахманинова и П. Чеснокова. Как композиторам удалось сделать главным слово «радуйся»? Сравни мелодии молитв с величанием и русскими народными песнями. Интонационно-образный анализ и сравнение жанра молитвы в русской и западноевропейской музыке. Чем отличается икона от картины? Определение «лирического образа» в поэзии и музыке. Понятие «пасторали». Выразительность и изобразительность в музыке. Сопоставлятьвыразительные особенности языка музыки, живописи. Размышлятьо музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека   25.Б.П, Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы Музыкальная викторина  
  1.7. О России петь – что стремиться в храм Выразительность и изобразительность в музыке 1. «В деревне» М. Мусоргского, «Осень», «Пастораль» Г.В.Свиридова. 2. «Осенняя песнь» П.И. Чайковского,Стихи А.С. Пушкина об осени, картина В. Попкова «Осенние дожди». 3. Конкурс на лучшее исполнение песни. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Понятие «музыкальной живописи». Повторение тембровых и регистровых особенностей музыкальных инструментов. Какая из трех пьес отвечает настроению А.С. Пушкина в Михайловском? Понятие «пастораль». Близок ли характер музыки П.И. Чайковского стихам А.С. Пушкина и картине «Осенние дожди»? Определение «лирического образа» в поэзии и музыке. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов в поэзии А.С. Пушкина Интонационно-осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей Участвоватьв коллективной музыкально-творческой деятельности Размышлятьо музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека 21.Б.П. Передавать с помощью рисунка или пластических движений смену частей и образов музыкального произведения Пластические этюды, вокальное исполнительство  
  1.8. День, полный событий Выразительность и изобразительность в музыке 1. С.С. Прокофьев. «Сказочка» из «Детской музыки». 2. П.И. Чайковский. «Нянина сказка» из «Детского альбома». 3.Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. 4. Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету» или Г. Гладков «Песня-спор». Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Понятие «музыкальной живописи». Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений. Как музыка помогает почувствовать красоту пушкинской поэзии? Как развивается музыка? Как развивается поэтический образ? Вокализация тем Царевны Лебеди и Белочки. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов в поэзии Пушкина Участвоватьв коллективной музыкально-творческой деятельности Размышлятьо музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека 24.Б.П. Передавать образное содержание музыкальных произведений, различных по форме и жанрам в художественно-творческой деятельности  
  1.9 День, полный событий Музыкальный фольклор народов России 1. Репродукция картины Б. Кустодиева «Ярмарка». 2. Пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского – «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Русская песня». 3. П.И. Чайковский. Хор «Девицы, красавицы» из оперы «Евгений Онегин». 4. Р.н.п. «Уж как по мосту, мосточку». 5. А. Дубравин. «Добрый день» или А. Парцхаладзе. «Утро». Музыкальный фольклор народов России Народные музыкальные традиции родного края. Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни. Подбор музыкального ряда для «озвучивания» картины. Разыгрывание с передачей содержания песни выразительными движениями. Повторение видов колокольных звонов. Традиции ярославских и ростовских колокольных звонов Особенности строения оперы: вступление. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов Участвоватьв коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках музыкальных произведений разных жанров и форм Размышлятьо музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека 3.Б.П. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, художественного движения, пластического интонирования) Разыгрывание  
  2-я четверть 2.1. День, полный событий Музыкальный фольклор народов России и мира 1. Вступление к опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. 2. Симфонический эпизод «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». 3. Р.н.п. «Уж как по мосту, мосточку». 4. А. Дубравин «Добрый день» или А. Парцхаладзе «Утро». Музыкальный фольклор народов России и мира. Музыкальные инструменты. Особенности строения оперы: вступление. Какие колокольные звоны вы знаете? В какие минуты звучит колокол? Разыгрывание с передачей содержания песни с музыкальными инструментами. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов Участвоватьв коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках музыкальных произведений разных жанров и форм Размышлятьо музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека 8.Б.П. Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки  
  2.2. День, полный событий Выразительность и изобразительность в музыке 1. Э. Григ. «Утро» и «Заход солнца». 2. П.И. Чайковский. «Утренняя молитва» и «Колыбельная песня». 3. М.П. Мусоргский. «Тюильрийский сад» 4. А. Дубравин. «Добрый день» или А. Парцхаладзе. «Утро». Выразительность и изобразительность в музыке. Понятие «пейзажная лирика». Какие картины можно озвучить этой музыкой? Как развивается эта музыка? Пластические этюды. Какие еще произведения «пейзажной лирики» вы знаете? Что общего и разного в музыкальных почерках П.И. Чайковского и Э.Грига? Понимать особенности построение (формы) музыкальных и литературных произведений Размышлятьо музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека 31.П. Спеть песню (или мелодию) своего народа, сочинить мелодию в народном духе  
  2.3. День, полный событий Музыкаль-ные инструме-нты симфони-ческого оркестра   1. М.И. Глинка. «Жаворонок». 2. М.И. Глинка. «Венецианская ночь». 3. П.И. Чайковский. Хор «Девицы, красавицы» из оперы «Евгений Онегин». 4. Р.н.п. «Уж как по мосту, мосточку». Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа музыкальных инструментов симфонического оркестра. Имитация игры на музыкальных инструментах. Повторение музыкальной формы вариаций. Повторение музыкальных жанров романс, дуэт, ансамбль. В какой форме написан романс М.И. Глинки? Иллюстрация: О. Кипренский «Портрет Пушкина». Как понять слова А.С. Пушкина: «Приют, сияньем муз одетый…? Есть ли связь между словами муза и музыка. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов в поэзии А.С. Пушкина Участвоватьв коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках музыкальных произведений разных жанров и форм 21.Б.П. Передавать с помощью рисунка или пластических движений смену частей и образов музыкального произведения Пластические этюды  
  2.4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Оркестр русских народных инструме-нтов   1. Р.н.п. «Ты река ль, моя реченька» или «Во поле береза стояла». 2. «Светлячок» - грузин. н. п.; «Бульба» - белорус. н. п.; «Санта Лючия» - итал. н. п. 3. У.н.п. «Веснянка». 4. П.И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 5. «Былина о Добрыне Никитиче». 6. Песня по выбору. Оркестр русских народных инструментов. Найдите интонации, передающие национальный колорит каждой песни? Какие национальные музыкальные инструменты могли бы озвучить эти песни? Понятие «музыка в народном стиле». Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Повторение жанра «былина». Сравните былину с мелодиями, сочиненными в народном стиле. Какой музыкальный инструмент сопровождает рассказ певца-сказителя? Вспомни произведения русских композиторов, в которых слышно подражание звучанию народных инструментов. Понимать значение преобразующей силы музыки Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров Знатьнародные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов 4.Б.Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России Музыкальная викторина 32.Б.П.Узнавать музыку (из произведений программы) и называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира  
  2.5. Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Оркестр русских народных инструментов 1.Разучивание песен по выбору: грузинская народная песня «Светлячок», белорусская народная песня «Бульба», итальянская народная песня «Санта Лючия». 2. Наигрыши «Светит месяц», «Камаринская». 3. «А мы просо сеяли». 4. Наигрыши «Светит месяц», «Камаринская» 5. «Бояре, а мы к вам пришли». Оркестр русских народных инструментов. Классификация инструментов оркестра русских народных инструментов. Разыгрывание, инсценировка песни. Создание ритмической партитуры. Викторина на определение тембров (балалайка, гармонь, баян и т.д.). Разыгрывание, инсценировка песен. Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов Понимать значение преобразующей силы музыки Знатьнародные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников 5.П. Различать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России по жанру Викторина  
  2.6. В концертном зале (5 ч.) Интонация и развитие в музыке 1. «Ноктюрн» из Квартета №2 А.П. Бородина. 2. «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром П.И. Чайковского. 3. «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского 4. «Старый замок» из сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». 5. Е. Адлер, В. Семернин «Наш оркестр» или С. Важов, М. Яснов «Песенка про оркестр». Интонация и развитие в музыке. Слушание и вокализация с опорой на нотную строку, учебник для 4-го класса (стр. 75). Определения «струнного квартета» и «ноктюрна». Музыкальные инструменты симфонического оркестра – виолончель. Имитация игры на виолончели. Чем отличается тема Вариаций от хора из оперы «Евгений Онегин»? Стиль рококо в архитектуре и музыке. Разыгрывание с передачей содержания песни с музыкальными инструментами. Определение жанра сюиты и серенады. Определятьи соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму, графическому изображению Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм Участвоватьв коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках музыкальных произведений разных жанров и форм Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов 11.Б.П. Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению) Вокализация, пластический этюд  
  2.7. В концертном зале Жанры вокальной и инструме-нтальной музыки 1. С.В. Рахманинов. «Сирень». 2. Э. Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» к драме Г. Ибсена: «Утро»; «В пещере горного короля»; «Танец Анитры»; «Смерть Озе»; «Песня Сольвейг». 3. Е. Адлер, В. Семернин «Наш оркестр» или С. Важов, М. Яснов «Песенка про оркестр». Жанры вокальной и инструментальной музыки. Повторение особенностей вокальных жанров: песня, романс, вокализ. Каковы основные черты музыкального стиля С.В. Рахманинова? Повторение жанра сюиты. Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм 13.Б.П.Узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов Музыкальная викторина 15.П.Принять участие в конкурсе на лучшее исполнение песни о школе, оценить свое исполнение в соответствии с ее основными конкурсными требованиями - интонационно верное исполнение песни в соответствии с художественно-образным содержанием  
  3-я четверть 3.1. В концертном зале Интонация и развитие в музыке 1. «Желание» Ф. Шопена, сл. С. Витвицкого. 2. «Полонез» ля мажор. 3. Мазурка №47 (ля минор), Мазурка №48 (фа мажор), Мазурка №1 (Си- мажор). 4. «Вальс» си минор. Интонация и развитие в музыке. Разучивание с опорой на нотную строку учебник для 4-го класса (стр. 85).Стилистические особенности музыкального языка Ф.Шопена. Характерные черты танцевальных жанров: полонеза, мазурки, вальса. Пластическое интонирование основных танцевальных фигур. Повторение музыкальных форм: 3-частной, куплетной. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки Узнавать по звучанию различные виды музыки Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм 26.Б.П.Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами (в том числе и современными электронными) в различных интерпретациях  
  3.2. В концертном зале Интонация и развитие в музыке 1. Л.Бетховен. «Патетическая соната». 2. Л. Бетховен. Фрагменты из симфонии № 3 («Героической»), 1 и 2 части. 3. Л. Бетховен, Н. Райский. «Сурок». 4. Песни по выбору. Интонация и развитие в музыке. Слушание и вокализация с опорой на нотную строку учебник для 4-го класса (стр. 87). Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша. Слушание, пластическое интонирование. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки 11Б.П.Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению)  
  3.3 В концертном зале Музыкальные инструменты симфониче-ского оркестра 1. «Желание» Ф. Шопена, сл. С. Витвицкого. 2. М.И. Глинка «Венецианская ночь». 3. «Баркарола» (июнь) из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. 4. М.И. Глинка «Арагонская хота». 5. Песни о защитниках Отечества Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп,тембр, динамика, лад). Обобщение по музыкальным инструментам симфонического оркестра: определение основных групп, сравнение тембровых и регистровых характеристик. Инструментальное музицирование. Назначение дирижера в оркестре. Ярославский симфонический оркестр и знаменитые ярославские дирижеры.Слушание и пластическое интонирование Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки Узнавать по звучанию различные виды музыки   28.Б. Спеть запомнившиеся мелодии народной песни и песни композитора Вокальное исполнительство  
  3.4 В музыкальном театре (6 ч.) Песенность и танцеваль-ность 1. М.И.Глинка Танцы из 2 действия оперы «Иван Сусанин»: «Полонез», «Мазурка», «Краковяк». 2. М.И.Глинка. Интродукция из оперы «Иван Сусанин». 3. Ф. Шопен «Полонез» ля мажор, «Мазурки №1, № 47, № 48». 4. Песни по выбору. Песенность и танцевальность. Отличительные черты русской музыки.<



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.