Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура курса




Миграция населения: понятие, функции, причины, факторы, виды, последствия (цели 1,2,4,11)  
Модуль 1.Значение исследований миграционных процессов для социальной работы (цели 1,2,4,5,10)
Модуль 2.Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с мигрантами (цели 18,22,26)
Модуль 3. Технологии социальной работы с мигрантами (цели 6,14,20,25)
Нормативно-правовая база по миграции (цели 8,12,22,26)
Миграционная политика: цели, задачи, принципы, инструменты (цели8,12,17,21)
Проблемы легализации положения мигрантов (цели 22,26)
Методы и формы социальной работы с мигрантами (цели 6,14,20,25)
Масштабы, основные направления миграционных потоков в России (цели 2,4,11)
Организация групп самопомощи и самоподдержки мигрантов (цели 25,27,28)
Массовые миграции населения и их влияние на демографическую, политическую, экономическую ситуации в стране (цели 1,2,4)
Способствуют   решению

 


Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе с мигрантами (цели 6,14,20,25)

Социальные проблемы мигрантов (цели 11,16,23)
Влияние миграции на межэтнические отношения в регионе, способы их урегулирования (цели 25,27,28)
Приводят   к
Маргинальность и проблема аккультурации этнических мигрантов (цели 19, 23, 24, 31)
Федеральная миграционная служба: цели, функции, задачи, структура (цели 8, 12, 17)

 



4. Содержание и структура учебной дисциплины

Темы лекционных занятий

Тема Часы Ссылки на цели
Семестр 6
Тема 1. Миграционные процессы в России. Характеристика миграционных процессов в СССР и России: масштабы и основные направления. Последствия миграционной подвижности населения.   3, 5, 10
Тема 2. Правовое регулирование миграционных процессов. Миграционная политика как основа регулирования миграции: сущность, основные задачи и принципы. Инструменты миграционной политики.Структура и функции миграционной службы. Задачи специалиста по работе с мигрантами.   1, 2, 4, 11
Тема 3. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с мигрантами. Правовая защита вынужденных и добровольных мигрантов. Правовые акты, регулирующие положение беженцев и вынужденных переселенцев в регионах РФ. Проблемы легализации положения мигрантов на территории Российской Федерации.   11, 15, 16, 23
Тема 4. Социокультурные проблемы переселенцев. Маргинальность этнических мигрантов. Аккультурация и явление «культурного шока».   8, 12, 17, 21
Тема 5. Миграция населения и межэтнические отношения в принимающем регионе. Влияние этнической миграции на межэтнические отношения в регионе. Основные направления социальной работы по предотвращению и разрешению межэтнических проблем иммигрантов.   18, 22, 26
Тема 6. Зарубежный опыт социальной работы с мигрантами. Формы и технологии социальной работы с мигрантами за рубежом. Общинная работа с переселенцами.   11, 23, 24
Тема 7. Технологии решения проблем добровольных и вынужденных мигрантов в социальной работе. Формы, направления, методы и технологии социальной работы с мигрантами. Функционально-ролевой репертуар и личностные качества специалиста по социальной работе с мигрантами.   6, 14, 20, 25
Тема 8. Использование психосоциальных технологий в работе с вынужденными мигрантами. Сущность и виды психосоциальных технологий. Формы и методы социальной работы в группах самопомощи и самоподдержки.    

Темы семинарских занятий:

 

Тема семинара Работая на семинаре, студент: Ча- сы Ссылки на цели
Семестр № 6
1. Массовые миграции населения в отечественной и зарубежной истории - изучает примеры массовых миграций в истории человечества; - рассматривает их масштабы, специфику и последствия.   2, 9, 15, 16
2. Иммиграционная политика: опыт зарубежных стран в регулировании миграционных потоков - анализирует опыт зарубежных стран в регулировании миграцией населения; - рассматривает специфику миграционной политики зарубежных стран; - сравнивает миграционную политику в России и за рубежом, выделяет ее достоинства и недостатки; - анализирует эффективность существующей системы управления миграционными потоками за рубежом и России.    
3. Проблемы легализации положения мигрантов в РФ. Получение гражданства в России и за рубежом. Получение статуса вынужденного переселенца или беженца в РФ. - сравнивает процедуру натурализации в РФ и зарубежных странах; - осуществляет анализ НПА, регламентирующих положение мигрантов в РФ; - рассматривает правила, условия и порядок получения гражданства РФ, опираясь на ФЗ «О гражданстве РФ»; - осуществляет анализ ФЗ «О вынужденных переселенцах» и ФЗ «О беженцах»; - рассматривает условия получения статусов «вынужденный переселенец» и «беженец», условия признания лица вынужденным переселенцем и беженцем и основания для отказа лицу в рассмотрении ходатайства о предоставлении соответствующего статуса.   2, 9
4. Социальная работа в учреждениях и организациях, специализирующихся на миграционной проблематике. - Изучает деятельность учреждений и организаций, специализирующихся на миграционной проблематике (Центры временного размещения мигрантов, Реабилитационные центры, МОМ, МОТ, УВКБ ООН и др.); - анализирует и оценивает формы и методы работы с мигрантами, применяемые в данных учреждениях.    
5. Организация социальной работы с мигрантами за рубежом. - Рассматривает зарубежный опыт организации социальной работы с мигрантами; - выделяет особенности организации социальной работы в таких учреждениях.   18, 22, 26
6. Проблемы адаптации мигрантов к новым социокультурным условиям - Изучает мотивы переезда мигрантов на новое место жительства; - анализирует стратегии адаптации мигрантов к новым социокультурным условиям; - осуществляет анализ существующих видов помощи в социальной адаптации мигрантов на новом месте жительства.   18, 22, 26
7.Основные направления социальной работы в разрешении межэтнических проблем в принимающем этнических мигрантов регионе   - Определяет на основе опубликованных эмпирических исследований проблемы этнических мигрантов; - аргументирует выбор действенных методов и форм работы с мигрантами и принимающим населением в целях гармонизации межэтнических отношений в регионе; - обосновывает роль социального работника как посредника в процессе урегулирования межэтнических отношений в мигрантских общинах; - определяет стратегии взаимодействия клиента-мигранта и принимающего сообщества.   6, 12  
8. Организация групп самопомощи и самоподдержки мигрантов - рассматривает деятельность групп самопомощи и самоподдержки мигрантов, особенности их организации; - изучает формы и методы работы в группах самопомощи; - выделяет этапы работы в таких группах.   19, 24, 27, 31
9. Функции и роли специалиста по социальной работе с мигрантами - Рассматривает функциональный репертуар специалиста по социальной работе с мигрантами; - дополняет существующие роли новыми примерами, предлагает иное содержание функционально-ролевого репертуара социального работника (соответствующее современной ситуации в сфере миграции).   14, 29
10. Презентации кейс-стади: разрешение проблемных ситуаций мигрантов методами социальной работы - Формулирует проблемные ситуации из жизни мигрантов (на реальных примерах или из СМИ); - составляет алгоритм оказания помощи мигрантам и их семьям; - определяет технологии и методы социальной работы для разрешения трудной жизненной ситуации мигранта.   30, 31

 

Самостоятельная работа студента

Тема занятия и вид деятельности студента Работая самостоятельно, студент: Ча- сы Ссылки на цели
 
1. Подготовка к семинару по теме: Массовые миграции населения в отечественной и зарубежной истории - осуществляет поиск и анализирует примеры массовых миграций в истории человечества; - рассматривает их масштабы, специфику и последствия.   2, 9, 15, 16
2. Подготовка к семинару по теме: Иммиграционная политика: опыт зарубежных стран в регулировании миграционных потоков - анализирует опыт зарубежных стран в регулировании миграцией населения; - рассматривает специфику миграционной политики зарубежных стран; - сравнивает миграционную политику в России и за рубежом, выделяет ее достоинства и недостатки; - результаты своего анализа оформляет в виде таблицы.    
3. Подготовка к семинару по теме: Проблемы легализации положения мигрантов в РФ. Получение гражданства в России и за рубежом. Получение статуса вынужденного переселенца или беженца в РФ. - На основе анализа рекомендованной литературы сравнивает процедуру натурализации в РФ и зарубежных странах; осуществляет анализ НПА, регламентирующих положение мигрантов в РФ; - рассматривает правила, условия и порядок получения гражданства РФ, опираясь на ФЗ «О гражданстве РФ»; - осуществляет анализ ФЗ «О вынужденных переселенцах» и ФЗ «О беженцах».   2, 9
4. Подготовка к семинару по теме: Социальная работа в учреждениях и организациях, специализирующихся на миграционной проблематике. - Осуществляет поиск информации по деятельности учреждений и организаций, специализирующихся на миграционной проблематике (Центры временного размещения мигрантов, Реабилитационные центры, МОМ, МОТ, УВКБ ООН и др.); - анализирует и оценивает формы и методы работы с мигрантами, применяемые в данных учреждениях.    
5. Подготовка к семинару по теме: Организация социальной работы с мигрантами за рубежом. - Рассматривает зарубежный опыт организации социальной работы с мигрантами; - выделяет особенности организации социальной работы в таких учреждениях.   18, 22, 26
6. Подготовка к семинару по теме: Основные направления социальной работы в разрешении межэтнических проблем в принимающем этнических мигрантов регионе   - аргументирует выбор эффективных методов и форм работы с мигрантами и принимающим населением в целях гармонизации межэтнических отношений в регионе; - определяет стратегии взаимодействия клиента-мигранта и принимающего сообщества. - Пишет эссе о роли социального работника как посредника в процессе урегулирования межэтнических отношений в мигрантских общинах.   6, 12  
7. Подготовка РГР и презентации кейс-стади: разрешение проблемных ситуаций мигрантов - Формулирует проблемные ситуации из жизни мигрантов (на реальных или выдуманных примерах, или из СМИ); - составляет алгоритм оказания помощи мигрантам и их семьям; - определяет технологии и методы социальной работы для разрешения трудной жизненной ситуации мигранта; - оформляет результаты работы в электронном виде, готовит презентацию в PowerPoint.   30, 31
8. Подготовка портфолио по курсу - на протяжении каждой подготовки к семинарским занятием параллельно составляет портфолио по курсу.    
9. Подготовка к экзамену      
ВСЕГО 37 ч.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.