КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Девушка 1963/1982 из Ипанемы
Стройна и смугла, юна и прелестна, Девушка из Ипанемы гуляет по берегу. Она идет, как будто танцует самбу, Плавно двигаясь, нежно покачиваясь. Как мне сказать, что люблю ее? Я готов ей сердце отдать. Но каждый день, направляясь к морю, Она смотрит вдаль и меня не видит. Вот так девушка из Ипанемы смотрела на море тогда, в 1963-м. И точно так же она продолжает смотреть на море теперь, в 1982-м. Она ничуть не постарела. Застывшая в своем образе, она плывет через океан времени. Если бы она становилась старше, ей, возможно, было бы теперь уже под сорок. А может, и нет. Но в любом случае она уже не была бы такой стройной, такой загорелой. Что-то от ее прежней миловидности, может, и сохранилось бы, но она уже была бы матерью троих детей, и обилие солнца могло повредить ее коже. Но внутри моей пластинки она, конечно же, совсем не изменилась. Окутанная бархатом тенор-сакса Стэна Геца*, она все такая же классная, как и раньше, — нежно покачивающаяся девушка из Ипанемы. Я ставлю пластинку, опускаю иглу на бороздку, и вот она... Как мне сказать, что люблю ее? Я готов ей сердце отдать. * Стэн Гец — музыкант, записавший в 1963 г. каноническую версию «Девушки из Ипанемы» вместе с Жоао и Аструд Жильберто, основателями стиля «bossa nova». С мелодией всегда приходят воспоминания о коридоре школы, где я учился в старших классах, — темном, сыром школьном коридоре. Всякий раз, когда ты шел по бетонному полу, высокий потолок эхом отвечал твоим шагам. На северной стороне коридора было несколько окон, но все они выходили на гору, поэтому в коридоре всегда было темно. И почти всегда — тихо. По крайней мере, по моим воспоминаниям. Я не могу с точностью сказать, почему «Девушка из Ипанемы» напоминает мне о школьном коридоре. Они ведь никак не связаны. Интересно, что за камушки забросила в колодец моего сознания девушка 1963-го из Ипанемы. Когда я думаю о коридоре моей школы, мне на память приходят разные салаты: латук, помидоры, огурцы, зеленые перцы, аспарагус, кольца лука и розовый соус «Тысяча Островов». И ведь не то чтобы в конце коридора помещался салат-бар — нет, там была просто дверь, а за ней тускло-желтый двадцатипятиметровый бассейн. Так почему же мой старый школьный коридор напоминает мне о салатах? Они ведь тоже ничем не связаны. Их объединяет случайность, подобная той, что усаживает невезучую даму на свежевыкрашенную скамейку. Салаты напоминают мне о девушке, с которой я был вроде как знаком в то время. А вот эта связь уже имеет логическое объяснение, ибо эта девушка всегда ела одни лишь салаты. — Ну а как там (хрум-хрум) твой отчет по-английскому (хрум-хрум)? Уже заканчиваешь? __ Да не совсем (хрум-хрум). Надо еще (хрум-хрум) кое-что почитать. Я и сам питал слабость к салатам, поэтому всякий раз, когда мы оказывались вместе, мы вели такие — начиненные салатом — разговоры. Она была девушкой твердых убеждений, например таких: если соблюдать сбалансированный рацион питания, содержащий много овощей, то все будет в порядке. Если бы все ели овощи, Земля была бы цитаделью красоты и мира, до краев наполненной любовью и прекрасным здоровьем. Что-то в духе «Земляничной декларации»*. «Давным-давно, — писал один философ, — были времена, когда между материей и памятью лежала метафизическая пропасть». Девушка 1963/1982 из Ипанемы продолжает молча шествовать по горячим пескам метафизического пляжа. Это очень длинный пляж, омываемый нежными белыми волнами. Просто запах моря. И жгучее солнце. Развалясь под пляжным зонтом, я беру банку пива из холодильника и открываю крышку. Девушка все еще проходит мимо, в бикини того же цвета, льнущем к ее длинному загорелому телу. Я делаю попытку: — Привет, как дела? — Привет, — отвечает она. * «Земляничная декларация» (1970) — фильм режиссера Стюарта Хэгмэна о студенческих волнениях в американских университетах во время войны во Вьетнаме (по одноименной книге Джеймса Кунена, участника событий). В написании музыки к фильму приняли участие Джон Леннон и Пол Маккартни. — Может, пивка? Девушка колеблется. Но, в конце концов, она устала от ходьбы и ее мучит жажда. — Неплохая мысль, — говорит она. И вот мы вместе пьем пиво под моим зонтом. — Кстати, — я набираюсь смелости, — уверен, что мы встречались в 1963-м. В это же самое время. В этом же месте. — Должно быть, это случилось очень давно, — девушка слегка приподнимает голову. — Да, — соглашаюсь я, — давно. Она одним глотком выпивает половину банки, потом разглядывает дырку в крышке. Это самая обыкновенная банка с самой обыкновенной дыркой, но девушка смотрит на нее так, словно у всего этого есть особый смысл, словно целый мир собирается проскользнуть внутрь банки. — Может, мы и встречались. В 1963-м, говоришь? Хм... Может, и встречались. — Но ты совсем не постарела. — Конечно, нет. Я же метафизическая девушка. Я киваю. — Тогда, в прошлом, ты не знала о моем существовании. Ты смотрела только на океан и ни разу не взглянула на меня. — Вполне возможно, — произносит девушка. Потом она улыбается. Чудесная улыбка, хотя и немного грустная. — Может, я все время смотрела на океан. Может, я больше ничего не видела. Я открываю еще одно пиво для себя и предлагаю ей. Она только качает головой. — Не могу я пить столько пива, — признается она. — Мне нужно все время идти, идти. Но все равно — спасибо. — Неужели твоим пяткам не горячо? — спрашиваю я. — Ни капельки, — успокаивает она меня. — Они ведь чисто метафизические. Хочешь взглянуть? — Давай. Она вытягивает длинную, стройную ногу и показывает мне свою пятку. Девушка права: это изумительно метафизическая нога. Я трогаю ее пальцем. Не горячая и не холодная. Слышится слабый всплеск волн, когда мой палец прикасается к ее пятке. Метафизический всплеск. Я на время закрываю глаза, а потом открываю их и разом опустошаю целую банку холодного пива. Солнце совсем не изменило положения. Само время остановилось, словно поглощенное зеркалом. — Когда бы я ни подумал о тебе, мне на память приходит коридор моей школы, — решаюсь я ей сказать. — Интересно, почему? — Сущность человека заключена в сложности, — сообщает она. — А предметы научного исследования заключены не в объекте, ты знаешь, а в субъекте, содержащемся внутри человеческого тела. — Да ну? — В любом случае ты должен жить. Жить! Жить! Жить! И все тут. Самое важное — продолжать жить. Вот и все, что я могу сказать. Честное слово. Я просто девушка с метафизическими пятками. Девушка 1963/1982 из Ипанемы отряхивает песок с бедер и встает. «Спасибо за пиво». — Не за что. Время от времени — впрочем, довольно редко — я вижу ее в метро. Я узнаю ее, она узнает меня. Она всегда дарит мне эту свою улыбочку — «Спасибо за пиво». С тех пор как я встретил ее на пляже, мы больше не разговаривали, но, мне кажется, между нашими сердцами возникла какая-то связь. Я только не знаю, что это за связь. Возможно, нас соединяет какое-то странное место в далеком мире. Я пытаюсь представить себе эту связующую нить, пролегающую в моем сознании в тишине темного коридора, по которому никто не идет. Когда я так думаю, любые происшествия, любые вещи наполняют каждую клеточку моего существа ностальгией. Где-то там, внутри, несомненно, есть звено, соединяющее меня с самим собой. А когда-нибудь, уверен, я встречу самого себя в странном месте в далеком мире. И если мое мнение кого-то волнует, то мне хотелось бы, чтобы это было в теплых краях. А если у меня там будет еще и пара банок холодного пива, то больше не о чем и мечтать. В том краю я буду «я», а «я» будет мной. Субъект — объектом, а объект — субъектом. И никакого зазора между ними. Совершенный союз. Должно же где-то в мире существовать такое вот странное место. * Девушка 1963/1982 из Ипанемы продолжает идти по горячему пляжу. И она так и будет идти без отдыха, пока не сотрется последняя запись. В этой короткой, похожей на песню, забавной истории слышны мотивы утраты и старения, памяти и музыки, времени и вечности, реальности и глубин подсознания, меланхолических мечтаний о тех особых времени и месте, когда ты полностью — «никакого зазора» — воссоединяешься с другими и самим собой. Это, как мы увидим далее, и есть настоящий Мураками.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |