Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоаналитический портрет женщины: следуя духу




Карен Хорни, о концепции которой пойдёт речь в этой части статьи, можно считать как раз в наиболее точном смысле женским воплощением Фрейда, поскольку она, руководствуясь общими принципами построения теории отца психоанализа, выстроила свою концепцию, симметричную с "женской точки зрения". Это связано с тем, что, как она отмечает, "до недавнего времени объектом психоанализа преимущественно являлось сознание мужчин и мальчиков" (18, с. 26). Её взгляд был даже шире. Так, одна из первых ее статей, "Уход от женственности", имеет характерный подзаголовок: "Комплекс маскулинности у женщины глазами мужчин и женщин". Кроме того, она активно привлекала социальный контекст развития женщины, отмечая "недооценку дискриминации (женщины) в психоаналитической литературе" (18, с. 39). Как написал о ней Джеймс Браун, Хорни в своих теоретических взглядах стремилась оказать сопротивление антифеминизму Фрейда (1), хотя в принадлежности к феминизму не была замечена.

К заслугам Хорни относится и то, что она расширила представления о наиболее частых отклонениях женской психики от нормы, проявляющихся в комплексах кастрации, маскулинности, фригидности, предменструальном напряжении. Хорни как использовала, так и критиковала идеи не только Фрейда, но и Дойч. В упомянутой статье Хорни останавливается на точке зрения последней на функционирование фаллической фазы — когда в период инфантильной генитальной организации у обоих полов важное значение придается только одному половому органу, а именно мужскому. Дойч придерживалась того мнения, "что при включении каждой новой функции, то есть в начале пубертата, а затем — при вступлении в активную половую жизнь, наступлении беременности и рождении ребёнка, эта фаллическая фаза вновь реактивируется и её приходится преодолевать каждый раз, чтобы сохранить именно женскую полоролевую установку" (18, с. 26). Контраргумент Хорни основывается на следующем: "Когда Хелен Дойч пишет, что комплекс маскулинности у женщины играет большую роль, чем комплекс феминности у мужчин, она, вероятно, не принимает во внимание, что зависть мужчины имеет гораздо большие возможности для успешной сублимации, чем зависть девочки к пенису, и именно эта зависть служит одной (а возможно — главной) из движущих сил, побуждающих мужчин к созданию культурных ценностью" (18, с. 31).

Вывод Хорни состоит в следующем: "начало... мотивов ухода в роль мужчины лежит в Эдиповом комплексе. Но позднее они подкрепляются и поддерживаются реальной дискриминацией женского труда в обществе" (18, с. 39), чем и объясняется распространенность комплекса маскулинности, обнаруживаемая психоаналитиками.

Хорни, в отличие от других психоаналитиков, считала влечение к материнству не только следствием желания иметь пенис, но и первичным инстинктом. Эта неожиданно радикальная точка зрения всё-таки нашла своих сторонников в современном психоанализе (12, с. 358).

Изучая проблему женского мазохизма, она в первую очередь исследовала культурные факторы, участвующие в его порождении. Среди них она выделяла, например, невозможность для женщины открыто выражать свои чувства и сексуальность; ограничение числа детей, рождение которых приносит женщине положительные эмоции; взгляд на женщину как на приземлённое существо, что снижает ее уверенность в себе; экономическую, и, как следствие, адаптационную эмоциональную зависимость от мужчины, а также ограничение деятельности женщины теми сферами, где преобладают эмоциональные связи. Кроме того, она определяет не анатомические, но анатомо-психологические факторы, способствующие женскому мазохизму. В их число входят, например, следующие: большая физическая сила мужчин (что является, подчеркивает Хорни, приобретенным признаком), а также возможность изнасилования, что провоцирует появление у женщины соответствующей эмоциональной установки и мазохистских фантазий; болезненность и кровавость процессов менструации, деторождения, дефлорации; асимметрия участия в половом акте ("в женщину проникают") — всё это дает возможность истолкования своей роли как мазохистской, а мужской — как садистской.

Вывод, который делает Хорни, отличается от выводов многих других исследователей, и прежде всего Дойч: "биологические функции сами по себе не имеют мазохистского подтекста,... но если у женщины есть мазохистская потребность иного происхождения, то эти функции легко вовлекаются в мазохистские фантазии" (18, с. 196).

В анналы же современного психоанализа она вошла как автор, описавший "женскую генитальную тревогу" (12, с. 353), которая была введена ею для объяснения затруднения, с которым столкнулся Фрейд: что является эквивалентом страха кастрации в случае женщины? Более подробно на этом вопросе мы остановимся ниже. Это опять-таки было связано с полемикой относительно точки зрения Дойч на зависть к пенису, к которой та пришла в процессе логических рассуждений. В изложении Хорни они выглядели следующим образом: "маленькие девочки, за недостатком собственного источника специфического удовольствия или удовлетворения любого специфически женского желания, должны обратиться к концентрации всего своего внимания на клиторе, затем к сравнению клитора с пенисом у мальчиков, и затем, так как они практически проигрывают при этом сравнении, почувствовать себя определённо достойными сожаления" (18, с. 127). Нужно признать, что эта точка зрения, восходящая к классику, является распространённой среди психоаналитиков. Почему из неё не делается вывод, что женщины склонны к логическим построениям уже на уровне бессознательного — можно только догадываться! Видимо, потому, что это не является пороком.

Работы по женской психологии были написаны ею одними из первых. Впоследствии она выражала благодарность Эриху Фромму за то, что он "сделал более ясным... понимание значения той роли социальных факторов, которую они играют помимо женской психологии" (17, с. 7). Интересно, что, видимо, поначалу Хорни считала, что большую роль социальные факторы играют именно в женской психологии. В результате в работах феминисток она упоминается как одна из тех, кто "предложил единую, или "унитарную" теорию развития человека вместо дуалистической теории развития мужчины и женщины", и при этом "рассматривал каждого человека как уникальную индивидуальность" (13, с. 24).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.