Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоаналитический портрет женщины: следуя букве. Гендерная проблематика в психологии Женщины-психологи о женской психологии




ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПСИХОЛОГИИ Женщины-психологи о женской психологии

Тамара Булавина

Эту статью можно считать в известном смысле продолжением знаменитого мысленного эксперимента Глории Стайнсм — что было бы, если бы Фрейд был женщиной (11). Здесь я попытаюсь проследить работу "женских" воплощений отца психоанализа: каким "Фрейдом" была, скажем, его дочь — Анна Фрейд? Каким "Фрейдом" стали — Хелен Дойч, Карен Хорни, Мелани Кляйн?

Одновременно обнаружится, что базисные парадигмы Фрейда, фундаментальные понятия, введенные им, оказались обладающими огромным потенциалом развития. Как только у него появились последователи, выяснилось, что на основе этих понятий можно строить концепции, резко отличающиеся от классических, корректирующие или полностью отрицающие умозаключения Фрейда и влекущие за собой совершенно другие выводы. Некоторые из них я здесь и рассмотрю.

Именно в связи с работами Хелен Дойч феминистки замечают, что "развитие учения Фрейда приводит к определённым социальным выводам, подтверждающим самые жестокие постулаты патриархата" (13, с. 23), в них можно обнаружить наиболее откровенный вариант патриархальных представлений. К этому можно добавить, что столь откровенной патриархальная культура бывает нечасто — она предпочитает проводить в отношении женщины дискурс идеализации и посредством его эксплуатировать неистощимые женские ресурсы, а благодаря такой откровенности патриархальную культуру легко "ловить". Столь откровенным не был даже Фрейд, хотя в подходе Дойч представлено подробно именно его видение. Для него женская психология продолжала сохранять характер проблемы. В фундаментальной двухтомной работе Дойч "Психология женщины" проблемный характер такой системы взглядов смещается в сторону описательного — это уже не столько постановка проблемы, сколько описание некоего положения вещей. Именно поэтому откровенность становится почти предельной. И, видимо, в силу откровенности данной работы придётся ещё долго ждать её перевода на русский — для нашего варианта патриархальности такая степень прямых признаний или пройденный этап, или недопустима.

Одной из неоспоримых заслуг Фрейда является устранение жёсткой границы между нормой и патологией: психологическая динамика нормального человека стала описываться в терминах, обычно атрибутируемых аномальным случаям. Особенно повезло в этом смысле женщинам; их психическая жизнь получила, пожалуй, наибольшее количество традиционно аномальных атрибутов. Если бы они после этого перестали быть аномальным, миссию психоанализа можно было бы считать выполненной: но увы, мощная психоаналитическая индустрия не смогла изменить отношения ни к женщинам, ни к атрибутам их психики.

Наиболее последовательной ученицей классика психоанализа в этом смысле и являлась Хелен Дойч. Именно ей принадлежит один из первых фундаментальных трудов по женской психологии, к идеям которого возвращались авторы, писавшие на эту тему. Поэтому здесь я лишь схематично очерчу круг её идей, чтобы потом возвращаться к более обстоятельному их описанию в контексте других исследований.

С помощью её труда можно увидеть, пожалуй, более выпукло, чем у Фрейда, каким скопищем пороков является женщина, даже вполне "нормальная", следуя фрейдовскому представлению о том, что "всё зло человеческой души содержится в бессознательном". В женском бессознательном собралось особенно много зла. В общем, это не так уж и страшно, лишь бы сама женщина вследствие этого не считалась порочной. "Основополагающими" пороками оказались пассивность, мазохизм и нарциссизм (13, с. 22), из них базовой является первая характеристика, ведущая свое происхождение от "установки на ожидание" и роли в половом акте. От последнего, а так же от рождения детей, ведёт своё происхождение вторая характеристика — мазохизм, являющийся следствием женских пристрастий к ощущениям, в которых удовольствие смешано с болью. Оставшийся порок регулирует отношения между данными характеристиками и уравновешивает их, он вытекает из компенсации чувства не безопасности и неполноценности.

Дойч рассматривала развитие женской психики на протяжении препубертата, пубертата и юности. Кроме этого, она сосредотачивает внимание на материнстве. Препубертальную фазу она определяет как гомосексуальную, поскольку объект любви на этой фазе того же пола (19, с. 27). Гомосексуальности, что показательно, она отводила столько же внимания, сколько и базовым характеристикам.

Гомосексуальность тесно связана с бисексуальностью, которую Фрейд считал нормальной чертой психологического устройства. Заронить сомнения в том, что гомосексуальность — это порок, удалось только смежному с феминизмом направлению queer theory ("теории странности").

Нужно отметить, что взгляды в среде современных психоаналитиков в этом вопросе достаточно близки точке зрения, развиваемой в феминистском психоанализе: "... слово "бисексуальность" используется для обозначения как сексуальных устремлений, направленных на оба пола, так и идентификаций, осуществляемых с каждым из родителей в процессе развития, этот термин размывает границу между половой идентичностью в широком смысле и сексуальной ориентацией" (12, с. 344). В результате термин становится смазанным, что очень ценится в феминистском психоанализе, психоаналитики же пытаются это преодолевать: "Мы считаем полезным разграничивать характеристики выбора объекта и качества идентификаций, участвующих в формировании половой идентичности" (там же). В психоанализе считается общепризнанным, что "психосексуальное развитие девочек сложнее, чем у мальчиков, потому что девочкам для вступления в фазу Эдипова комплекса необходимо сменить объект любви" (12, с. 344-345). Сложности же в развитии мальчиков связываются со сменой роли по отношению к объекту.

Для феминисток должно быть утешением, что концепция Хелен Дойч даже не упоминается в психоаналитических обзорах по половому развитию, несмотря на почти 20-кратное с 1944 года переиздание ее двухтомника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.