Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Инженерная психология – это область знаний и сфера практики




Инженерная психология – это область знаний и сфера практики. В центре ее внимания находится человек, управляющий транспортным технологическим процессом. Вместе с другими науками транспортная психология призвана участвовать в изучении, усовершенствовании и проектировании человеческого труда.

Все это существенно изменяет специфику и структуру трудовой деятельности человека, предъявляет повышенные требования к оптимизации его взаимодействия с современной техникой. В связи с этим возникает большой круг теоретических и прикладных проблем, связанных с изучением и совершенствованием транспортных систем «человек-машина», являющихся основным объектом исследования транспортной психологии.

Тесты ориентированы на овладение студентами курса «транспортная психология» в рамках образовательной программы. Они призваны помочь студентам наиболее полно усвоить необходимый минимум информации и научить самостоятельной работе с дополнительной литературой, лекционным материалом.

Тесты направлены, с одной стороны, на овладение студентами необходимыми для самостоятельной работы умениями, с другой стороны - на формирование у обучающихся установки и потребности самостоятельно и вдумчиво осваивать новую информацию. Они могут быть использованы для проверки теоретических положений курса на практических занятиях по дисциплине «Инженерная психология» или в качестве контрольных заданий в конце лекции.

Студентам предлагаются следующие типы заданий:

- тесты для проверки;

- контрольные и проблемные вопросы;

- задания на установление соответствия;

- задания на восстановление последовательности;

Тесты состоят из 4 тематических разделов, включающих 17 тем.

Раздел 1 - «Деятельность человека в автоматизированных системах производства и транспорта как объект инженерной транспортной психологии» раскрывает место инженерной транспортной психологии в системе психологических наук, предмет инженерной транспортной психологии, этапы развития инженерной транспортной психологии, цель и стратегия инженерной транспортной психологии, основные задачи инженерной транспортной психологии.

Раздел 2 - «Психофизиологические характеристики деятельности оператора» включает темы:

2. Прием информации оператором.

Психофизиологическая характеристика процесса приема информации. Энергетические и информационные характеристики зрительного анализатора. Пространственные и временные характеристики зрительного анализатора. Характеристики слухового анализатора. Восприятие речевых сообщений, в том числе синтезированной речи. Характеристики тактильного анализатора. Взаимодействие анализаторов при приеме информации.

3. Хранение и переработка информации оператором.

Характеристика памяти. Закономерности памяти. Виды памяти. Характеристика оперативной памяти. Оперативное мышление. Основные компоненты оперативного мышления в процессе управления транспортными средствами. Преобразование информации по поисковому и автоматизированному каналу. Эвристические машинные программы.

4. Принятие решения в деятельности оператора.

Психологические аспекты проблемы принятия решения. Принятие решения на перцептивно-опознавательном уровне. Особенности принятия решения на речемыслительном уровне.

5. Управляющие действия оператора.

Рабочие движения человека-оператора. Связь восприятия и движения. Антропометрические характеристики. Использование речевых сигналов для управления машиной.

6. Деятельность оператора в системе «человек-машина».

Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. Планирование и регуляция деятельности. Виды и структура действий. Специфика труда оператора. Факторы, влияющие на операторскую деятельность. Виды деятельности оператора. Алгоритмы деятельности ДСП и ДНЦ.

7. Функциональные состояния оператора.

Эмоциональные состояния оператора. Показатели напряженности оператора. Утомление оператора.

Раздел 3 - «Инженерная психология и проектирование систем «человек-машина» включает темы:

8. Проектирование средств отображения информации на транспорте.

Классификация и общие инженерно-психологические требования к средствам отображения информации. Инженерно-психологические требования к отдельным видам зрительной индикации: стрелочная индикация, знаковая, графическая. Способы кодирования информации. Инженерно-психологические требования к акустическим индикаторам. Построение систем отображения информации в диспетчерских пультах.

9. Проектирование органов управления.

Классификация и общие инженерно-психологические требования к органам управления. Инженерно-психологические требования к отдельным типам органов управления. Совместное расположение индикаторов и органов управления. Организация ручного ввода информации оператором.

10. Организация рабочего места оператора.

Общие требования к организации рабочего места. Построение пультов управления. Оптимальная зона условий труда. Интерьер оперативного пункта управления.

11. Факторы производственной среды.

Классификация и общая характеристика факторов. Физические факторы производственной среды. Химические факторы производственной среды.

12. Надежность оператора и системы «человек-машина».

Принципы определения надежности системы «человек-машина». Показатели надежности оператора. Методы расчета надежности системы «человек-машина». Работоспособность человека-оператора. Надежность транспортной эргатической системы при опасных отказах. Надежность программного обеспечения транспортных систем.

13. Принципы проектирования систем «человек-машина».

Возникновение и структура инженерно-психологического проектирования. Этапы инженерно-психологического проектирования Содержание работ по учету человеческого фактора на различных стадиях проектирования. Общие инженерно-психологические требования к проектированию систем «человек-машина». Возможные методы решения отдельных задач инженерно-психологического проектирования.

14. Инженерно-психологическая оценка систем «человек-машина».

Общие сведения об инженерно-психологической оценке. Особенности проведения инженерно-психологической оценки при проектировании, производстве и эксплуатации систем «человек-машина». Инженерно-психологическая оценка рабочего места по чертежам общего вида. Оценка сложности алгоритма трудовой деятельности диспетчера железнодорожного транспорта.

Раздел 4 - «Инженерная психология и эксплуатация систем «человек-машина».

15. Профессиональный отбор и обучение операторов.

Понятие о профессиональном отборе. Принципы и методы отбора. Оценка эффективности психофизиологического отбора. Обучение операторов железнодорожного транспорта.

.

16. Групповая деятельность операторов железнодорожного транспорта.

.

Понятие о группе. Социально-психологические вопросы групп и коллективов. Управление групповой деятельностью. Вопросы групповой психологии в изолированных коллективах.

17. Психологические аспекты эксплуатации сложных транспортных систем.

Контроль состояния оператора железнодорожного транспорта.

. Контроль результатов работы оператора железнодорожного транспорта.

. Пути совершенствования психологических качеств операторов. Психологические аспекты совершенствования эксплуатационно-технической документации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.