Норвежские исследования подтверждают, что длительные поездки без остановки на отдых могут ухудшать состояние водителя, его способность эффективно управлять автомобилем и приводят к повышению риска вовлечения в дорожно-транспортное происшествие (Fosser, 1988).
Спустя нескольких часов непрерывного управления автомобилем большинство водителей желает остановиться и сделать перерыв на обед, небольшой отдых, посещение туалета или для чего-либо другого, чтобы отвлечься от монотонной поездки. Места отдыха и придорожного сервиса предоставляют водителям эту возможность.
Монотонная поездка без остановки на отдых из-за отсутствия придорожных предприятий сервиса как причина дорожно-транспортных происшествий обычно не фиксируется. Считается, что в этом случае причиной дорожно-транспортного происшествия могло быть влияние нескольких факторов. При учете дорожно-транспортных происшествий не фиксируется продолжительность поездки до происшествия, поэтому из учетной карточки нельзя взять информацию о том пользовался ли водитель или хотел ли он пользоваться возможностями придорожного сервиса.
Исследования, проведенные среди водителей-профессионалов в отношении продолжительности непрерывной поездки без остановки на отдых, показали, что уровень риска попасть в происшествие начинает повышаться после 6 часов непрерывного движения. При продолжительности до 10 часов непрерывного движения уровень риска поднялся на 10-80%. При продолжительности более 10 часов уровень риска достигает 100-250% (Fosser, 1988). Аналогичных исследований среди водителей легковых автомобилей не проводилось. Так как большинство поездок, совершенных на легковых автомобилях, является непродолжительными (Vibe, 1993), продолжительность непрерывного движения и отсутствие возможности отдыха не играют такой большой роли.
В исследованиях, проведенных в США, установлено, что отсутствие предприятий придорожного сервиса вынуждает водителей останавливаться на отдых на обочине дороги (King, 1989). Количество дорожнотранспортных происшествий с наездом на стоящий на обочине дороги автомобиль в США составляет 1-5% всех происшествий, зарегистрированных на скоростных автомагистралях в малонаселенной местности. В Норвегии в 1988 году полицией было зарегистрировано 84 происшествия с наездом на стоящий на обочине автомобиль и 41 происшествие с участием остановившегося автомобиля, всего количество таких дорожнотранспортных происшествий в Норвегии составило 1,5% всех зарегистрированных полицией происшествий с травматизмом в рассматриваемый год (Центральное статистическое бюро Норвегии, 1989). Большинство происшествий с участием стоящих на обочине автомобилей произошло на участках дорог, проходящих через населенные пункты. Места отдыха и другие придорожные объекты сервиса должны, в свою очередь, повлиять на то, чтобы водители не останавливались на обочинах дороги, а останавливались для отдыха только в предназначенном для этого местах, чтобы избежать риска оказаться в дорожно-транспортном происшествии, связанного с длительным и однообразным движением.
Описание мероприятий
Места отдыха и предприятия придорожного сервиса в Норвегии подразделяют следующим образом (Ragnoey, 1978):
остановочные уширения ("карманы") и площадки отдыха - без персонала и оборудования;
площадки отдыха (обычно без персонала, но оборудованные, как минимум, столом и скамейкой, мусорными емкостями, туалетом и стоянками для автомобилей с разметкой);
аварийные телефоны (без персонала);
киоск (с персоналом);
бензозаправочные станции/предприятия автосервиса (с персоналом);
пункты питания (с персоналом);
места ночлега (с персоналом).
Как правило, на дорогах государственного значения в Норвегии имеются хорошо оборудованные места отдыха для водителей через каждые 45 км, небольшие по размеру площадки отдыха с выездом через второстепенную дорогу через каждые 15 км. Основные площадки отдыха водителей и пассажиров должны быть оборудованы столами, стульями, мусорными ящиками и туалетом. На скоростных автомобильных магистралях площадки отдыха обслуживает только одно направление движения.
Влияние на аварийность
Имеется только одно исследование, в котором сделана попытка установить влияние наличия мест отдыха на аварийность (King, 1989). В исследовании исходят из предположения, согласно которому водители при отсутствии мест отдыха вдоль дороги останавливаются на обочинах. Поэтому, согласно исследованию, наличие мест придорожного обслуживания и отдыха предотвращает происшествия с участием стоящих на обочине автомобилей. Предполагалось, что в рассмотренном году (1981) на сети скоростных автомагистралей США количество происшествий с наездом на стоящие на обочине автомобили было бы на 50% больше в случае отсутствия придорожных предприятий сервиса и мест отдыха, которые были созданы в том году. В среднем на автомагистралях США объекты сервиса в том году имелись через каждые 70 км.
Расчет, однако, полностью гипотетичный. В отчете подчеркиваются методические трудности, связанные с расчетом влияния на аварийность количества мест отдыха и придорожного сервиса, так как обычно в связи с вопросами безопасности рассматривается какие именно типы происшествий позволило предотвратить наличие мест отдыха (King, 1989).
Влияние на пропускную способность дороги
Отсутствуют исследования, рассматривающие влияние мест отдыха и предприятий придорожного сервиса на пропускную способность дорог. Данное мероприятие направлено не на увеличение пропускной способности, а на решение других проблем обеспечения дорожного движения.
Влияние на окружающую среду
Отсутствуют исследования, рассматривающих влияние мест отдыха и предприятий придорожного сервиса на состояние окружающей среды. Можно предположить, что наличие объектов придорожного сервиса делает длительные автомобильные поездки более привлекательными. Норвежский опрос с лета 1978 года показал, что автомобилисты считают принятие пищи и отдых наиболее важными причинами кратковременных остановок и использования места отдыха. В среднем водители останавливались на 15-30 минут (Ragnoey, 1978). Количество остановок зависело от протяженности пути. При поездках протяженностью не более 50 км останавливалось только 11% водителей. Если протяженность пути была от 51 до 100 км, количество останавливающихся водителей поднялось до 35%, при поездках на расстояние от 101 до 200 км останавливалось 61%, а от 201 и более км - 85% водителей в сутки.
Затраты
Имеется немного информации о расходах, связанных с сооружением мест отдыха и предприятий придорожного сервиса. Расходы зависят от площади сооружаемого места отдыха, а также от грунтовых условий. В справочнике Государственной дорожной службы Норвегии (Statens vegvesens handbok 124, planlegging av serviceanlegg, 1985) приводится оценка, согласно которой стоимость сооружения места отдыха составляет 150000-300000 крон (в ценах 1982 года), за исключением туалетов, на долю которых следует добавлять 200 000 крон (на одно место отдыха, в ценах 1982 года).
Ежегодные затраты на обслуживание различных мест отдыха составляют (данные из справочника):
Тип объекта придорожного сервиса
Ежегодные эксплуатационные расходы/одно место (1982), крон
Уширение для остановки типа "карман"
Небольшая площадка отдыха без туалетов
Большая площадка отдыха без туалетов
Большая площадка отдыха с туалетами
В пересчете на цены настоящего времени эти цифры удваиваются.
Эффект от вложенных на реализацию мероприятия средств
Анализ эффективности инвестиции в строительство площадок отдыха и предприятий придорожного сервиса, проведенный американскими исследователями, показал, что средний срок окупаемости инвестиций составляет 3,2 года (King, 1989). Выгода заключается в сокращении количества происшествий на 30%, сокращении поездок для поиска подходящего места для остановки на 26% и увеличения комфортности поездки на 44%.
ГЛАВА 2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление