КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние на пропускную способность дорог. Исследования выбора скорости движения с шипованными шинами и без них дали неоднозначные результаты
Исследования выбора скорости движения с шипованными шинами и без них дали неоднозначные результаты. Carlsson и Оberg (1976) не обнаружили никакой разницы в скорости между автомобилями с шипованными шинами и автомобилями без шипованных шин при езде по дороге с не покрытой снегом или льдом дорожным покрытием. При движении по дороге, покрытой снегом или льдом, автомобили с шипованными шинами проезжали один километр дороги в среднем на 2 сек быстрее, чем автомобили без шипованных шин. При скорости 60 км/ч эта разница соответствует 2 км/ч. Более поздние исследования дали другие результаты. Оberg (1989) не обнаружил систематических различий в скорости между автомобилями с шипованными шинами и без них при различных состояниях проезжей части дороги. Фоссер и Ингебригтсен (1991 В) также не нашли систематических различий в скорости между автомобилями с шинами различных типов. С другой стороны, изучение поведения водителей и опросы (Fosser и Ingebrigtsen 1991, Fosser и Saetermo 1995) указывают на то, что водители приспосабливаются в своем поведении к шинам, которыми оснащен автомобиль, и стандарту шин. Ответы, полученные при опросах, указывают на то, что водители автомобилей без шипованных шин, возможно с изношенными шинами, ведут себя в условиях дорожного движения более осторожно, чем водители автомобилей, которые знают, что у них хорошие шины. Поведенческое приспособление не обязательно относится только к скорости движения, но и, например, к тому, насколько часто отменяются поездки изза дорожных условий и к чувству неуверенности во время движения. Возросшая неуверенность может, в частности, привести к тому, что водитель становится более внимательным при движении.
Шипованные шины производят более сильный шум, чем летние шины (Bang 1996). Имеющиеся норвежские данные показывают, что уровень шума от дорожного движения в зимний период возрастает на 2-3 дБА при движении по обычному асфальтобетонному покрытию с ровной поверхностью при скорости 70-90 км/ч и при доле грузовых транспортных средств в пределах 15-25%. При небольшой доле грузовых транспортных средств уровень шума может возрасти на 3-5 дБА, но лишь на 1-2 дБА при движении по городу. Что касается шума от шин легковых автомобилей, увеличение уровня шума может составить 3-10 дБА, в зависимости от скорости, типа шины и качества резины. Пока отсутствуют достоверные данные о транспортном шуме в зимнее время, производимом от зимних и всепогодных шин без шипов. Шипованные шины стирают асфальтобетонную массу, которая распространяется вокруг в виде сажи и взвешенной пыли. Сажа состоит из крупных частиц, остающихся на дороге, оседающих на автомобилях или распространяющихся вокруг дороги. Считается, что шипованные шины в Норвегии стирают приблизительно 140000 т асфальтобетонной массы ежегодно (Christensen, 1993). В последние годы это количество сокращается вследствие тенденции к уменьшению применения шипованных шин, перехода на шипы, не опасные для окружающей среды, и укладки более износостойких дорожных покрытий. Частицы пыли, которые люди могут вдыхать, состоят частично из сажи (неорганический и органический углерод с абсорбированными органическими соединениями), частично из крошечных частиц, которые практически распространяются как газы. Диаметр таких частиц составляет не больше 10 микрон и обозначается как РМ10. Количество их (все размеры считаются как один), которое стираются шинами, считается равным (Банг, 1996):
Для традиционных шипованных шин можно в среднем считать 25 г для легковых автомобилей и 100 г для грузовых автомобилей и автобусов. Измерения, проведенные на дорогах Осло (Норвегия), показали, что только 0,1% веса частиц состоит из частиц, которые могут попадать в органы дыхания (Bang, 1996). Rosendahl (1996) на основе исследования влияния попадания частиц в органы дыхания на здоровье человека рассчитал, что в Осло ежегодно отмечаются 90 смертельных случаев вследствие сильного загрязнения атмосферы, т. е. ненормально высокой концентрации частиц в воздухе. 60% концентрации РМ10 в воздухе в Осло приходится согласно Росендалю (1996) на дорожное движение, из них почти половина вызвана применением шипованных шин. Росендаль рассчитал, что социальноэкономические расходы, связанные с влиянием на здоровье местного загрязнения воздуха в Осло, в 1992 г. составили 1728 млн. крон, из них около 480 млн. крон можно приписать применению шипованных шин.
Ранее сделаны несколько оценок эффективности расходов для различных правил относительно применения шипованных шин. В норвежском анализе эффективности расходов сделана оценка в связи с запретом на применение шипованных шин (Gabestad og Ragnоy, 1986). Рассчитанный в ценах 1985 г. анализ дал результаты, приведенные в табл. 4.2.2. Таблица 4.2.2. Экономия и затраты при запрете применения шипованных шин. Источник: Gabestad og Ragnоy, 1986
Общая годовая экономия при запрете на применение шипованных шин в Норвегии оценена в 473 млн. крон, ежегодные дополнительные расходы - в 131 млн. крон. Отношение выгоды к затратам составит приблизительно 3,6 при запрете на применение шипованных шин. В этом анализе установлено чистое увеличение числа ДТП при запрете на применение шипованных шин на 232 зарегистрированных полицией происшествий с травматизмом людей в год. Это соответствует увеличению приблизительно на 7% числа таких же происшествий в сезон, когда применялись шипованные шины (приблизительно 32000 ДТП). Шведский анализ отношения выгода/расходы от 1991 г. (Carlsson, Nystrоm og Perby, 1991) включал расходы, связанные с ДТП, расходы на шины, расходы на мойку автомобилей и расходы на содержание дорог. Изменения расходов в шведских кронах (в ценах 1989 г.) при применении шин, альтернативных современным шипованным шинам, были следующими (табл. 4.2.3). Таблица 4.2.3. Выгода и затраты при применении зимних или летних шин вместо шипованных. Источник: Carlsson, Nordstrоm og Perby, 1991
Лучшей оценкой чистых изменений в социально-экономических расходах при переходе на зимние шины без шипов являлась экономия в 90 млн. шведских крон в год (отношение выгода/затраты составило 1,15). Вследствие разброса данных о расходах, связанных с ДТП, и расходах на содержание дорог (не отмеченного выше) изменения могут составлять от 200 млн. крон экономии до 20 млн. крон увеличения расходов. При переходе на летние шины лучшей оценкой изменений социально-экономических расходов было увеличение на 70 млн. шведских крон (отношение выгода/затраты составило 0,94). Диапазон разброса в данном случае составлял от 20 до 120 млн. крон увеличения расходов в год. Норвежский анализ отношения выгода/затраты (Christensen, 1993) в связи с налогом на применение шипованных шин (альтернатива запрету на применение шипованных шин) при рассмотрении различных составляющих выгоды и затрат при современном применении шипованных шин в сравнении с зимними шинами дал следующие результаты (табл. 4.2.4.). Таблица 4.2.4. Выгода и затраты, связанные с применением шипованных шин. Источник: Christensen, 1993
Расчеты показывают, что выгода от применения шипованных шин выше, чем затраты, с точки зрения участников движения. Поэтому неудивительно, что большинство водителей предпочитают применение шипованных шин. Однако применение шипованных шин связано с большими внешними расходами, которые участники движения прямо не оплачивают, но которые приходятся на остальную часть общества. Согласно анализу наибольшие внешние расходы приходятся на расходы, связанные с охраной окружающей среды. Дополнительные расходы, связанные с износом дорожного покрытия, в этих расчетах оцениваются значительно меньшей суммой, чем в прежних норвежских исследованиях (см. Gabestad и Ragnоy, 1986). При учете внешних расходов применение шипованных шин становится невыгодным с общественно-экономической точки зрения. Выгода оценивается в 252 млн. крон, а расходы в 366 млн. крон. Следовательно, запрет на применение шипованных шин даст соотношение выгода/затраты равным приблизительно 1,45. Число происшествий в зимний период по расчетам увеличится приблизительно на 80 в год или на 2% от числа всех происшествий в зимний период. Krokeborg (1997) исследовал возможные последствия сокращения применения шипованных шин в Норвегии. В качестве альтернативных вариантов, подвергавшихся оценке, были сокращение применения шипованных шин приблизительно с 80% до 5% по всей стране (что равнозначно запрету на применение шипованных шин) и сокращение применения шипованных шин в четырех крупнейших городах страны до 20%. Рассчитанные экономия и расходы при этих вариантах приведены в табл. 4.2.5. Таблица 4.2.5. Выгода и затраты при сокращенном применении шипованных шин по всей стране и в четырех крупнейших городах. Источник: Krokeborg, 1997
В расчетах страну поделили на пять климатических зон с учетом зимних дорог, на которых, как можно предполагать, применение шипованных шин обеспечит наибольшую безопасность. Расчеты показали, что изменения в расходах, связанных с происшествиями и охраной окружающей среды, являются определяющими для общественно-экономической полезности при сокращении применения шипованных шин. Основанием для расходов, связанных с охраной окружающей среды, послужили расчеты Росендалем (1996) ущерба для здоровья, связанного с применением шипованных шин в Осло. Было рассчитано, что риск ДТП при переходе с шипованных шин на шины без шипов возрастет на 25% на дороге, покрытой снегом или льдом, уменьшится на 2% на чистой проезжей части и возрастет на 1,5% на влажном нешероховатом покрытии в летний период. Учитывалось также и то, что сокращение применения шипованных шин изменит дорожные условия настолько, что дорога, покрытая снегом или льдом, будет более обычным явлением, чем в настоящее время. Расчеты показывают, как свидетельствует табл. 4.2.5, что с общественно-экономической точки зрения невыгодно сокращать применение шипованных шин до 5% в целом по Норвегии. Однако сокращение применения шипованных шин до 20% в четырех крупнейших городах страны весьма выгодно, поскольку в этих городах ущерб окружающей среде из-за применения шипованных шин является наибольшим, в то же время выигрыш в безопасности движения является наименьшим. Предсказанное увеличение риска ДТП при переходе с шипованных шин на шины без шипов и расчетное увеличение общего числа происшествий вследствие сокращения применения шипованных шин плохо координируется с результатами прежних исследований. Методически лучшие исследования показывают значительно меньшие различия в риске ДТП между автомобилями с шипованными шинами и автомобилями с зимними шинами без шипов, чем это показано в исследованиях сцепления с дорожным покрытием. Новейшие исследования относительно запрета на применение шипованных шин указывают также на то, что происшествия увеличиваются лишь незначительно (приблизительно на 3%, что является статистически надежной величиной). Однако в этом случае не учитывалось поведенческое приспособление участников дорожного движения при переходе на шины без шипов, а учитывалась только разница в коэффициенте сцепления. В среднем все исследования, касающиеся влияния запрета на применение шипованных шин показывают увеличение количества происшествий в зимний период приблизительно на 5%. При таком увеличении расходов, связанных с ДТП, запрет по всей стране на применение шипованных шин будет выгодным с общественно-экономической точки зрения при условии, что прочие экономия и дополнительные расходы, указанные в табл. 4.2.5 останутся неизменными.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |