Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Киевская церковная архитектура




Связь церковной археологии и литургики.

Билет № 2

Не разбрасываясь по другим специальностям и не за­хватывая не принадлежащего материала, церковный археолог ближайшим образом имеет дело с двумя категориями данных, имен­но: с формами церковного богослужения (= культа) и отчасти древнехристианского быта. В понятие церковного культа входят две стороны: литургическая, то есть, различные формы богослу­жебной обрядности в их историческом развитии, и монументаль­ная — те вещественные средства, которые составляют обстановку и материал литургических действий, то есть храм, как архитектурное целое, со всеми приспособлениями, относящимися к богослужению, церковная живопись, одежды, утварь и все вообще вещественные богослужебные принадлежности. Задача первой части — изложить историю церковного обряда; задача второй — представить историю церковного искусства, по крайней мере, в его главнейших отраслях. Взятые вместе эти части соответствуют тому, что на языке классиче­ской археологии называется: antiquitates religiosae, древности религиозные.

 

В истории формирования христианского храмового зодчества, особое место занимает 9век. Это была эпоха конечного фиксирования выработанного к этому периоду образцов. Архитектура храмов этого века явилась каноническим наследием для церковного зодчества всего христианского Востока. Канонов храмового зодчества для Византии становится крестово-купольная система. Канонизированный кресто - купольный тип христианского храма вместе с крещением пришло на Русь. Первым каменным памятником явилась Киевская Десятинная Церковь в честь Рождества Христова или успения Божией Матери. Название получило от того что 1\ 10 часть доходов на храм жертвовал князь. Но к сожалению не сохранилось. Монголы разрушили Церковь 1240 г. Ее строили греки, важная деталь этого храма состояла в том, что он был 6-ти столбный, с 5-ти куполами. С Западной стороны к нему примыкал нартекс (притвор) А в последствии он был 3-х сторон кроме восточной окружен широкими галереями.1828 г. на месте разрушенного храма построен новый архитектурный стас, который не имеет ничего древнего в наружности. Он также не сохранился был уничтожен советскими властями.

В середине 11 века в древнюю Русь из Царьграда проникает Новый тип храма 5-ти нефный. Киевский князь Ярослав Мудрый почти полностью реконструирует столицу, копируя Константинопль. В центре Киева сооружают 5-ти нефный собор Св. Софии, который был соборной или митрополичей Церковью, здесь посвящались русские князья. В связи с таким громадным значением собор старались увеличить обнося с северной и южной, западной сторон галереями, папертями, которых стало по два ряда. Собор имеет 13 глав которые увенчивают 5-ти нефный массив храма. Это число имеет смысл - Спаситель и 12 апостолов, соблюдается и иерархичность.В центре здания помещен наибольший купол, ниже и меньше помещены сначала 4, а затем и еще ниже 8 куполов. Внутреннее пространство Софии собранно и организованно делится 12 мощными крещатыми столбами на 5 - ти нефов, которые заканчиваются с восточной стороны алтарными абсидами, так – что план храма напоминает крещальную фелонь. В Софиевском соборе зодчими достигнута большая соразмерености всех частей храма как в плане так и в разряде. Так под - купольный квадрат имеет сторону равную диаметру расположенного над ними купола им 7 м. Этот размер является модулем, Равномерное соотношение частей храма и его пропорций способствовало достижению стройности и деморализации пространства. Каноническим образцом шестистолпного храма на Руси явился Успенский собор КПЛ. Служивший в течении ряда лет образцом. Величие и необычайность постройки в том, что эта видимая Церковь несколько раз являемая образцом невидимой небесной, прообраз которой был создан. Первые 2 раза она была явлена варяжскому князю Африкану Шимону. 1 раз при его путешествии во время бури и 2 раз когда он лежал раненый на поле битвы. Следуещее явление было произведенно Божией Матерью.4 грекам в Константинополе, которые ее и создали, Именно этот не земной замысел создание великой Лаврской Церкви и создали традицию по которой большие монастырские и соборные Церкви должны повторять печерский собор. Закладка-1073 г. и выстроен в течении 5 – ти лет, а освещение совершилось в 1089 г. т.к. после конца строительства долго не расписывался, пока сама Богородица не послала мастеров для росписи и мозаики. Необходимо отметить, что прекрасно сохранились по своему плану и интерьеру 12 века следующие храмы Киева, Свято - Кириловская Церковь, храм Выдубицкого монастыря, Церковь Спаса на Берестове, храм Успения Пресвятой Богородицы Пирогощи первоначально построен в 1131 – 1135 гг. при правлении кн. Мстислава сына Владимира Мономаха. Он был собором ремесленно рабочего Подола, храм был небольшой 13 на 15 с аспидами 6 – ти столбный, кресто – купольный 3 нефный. В 1482 г. сожжен татарским ханом Менги – Гереем. В 1613 г. возрожден итальянским архитектором Брачи, на собранные всем городом средства. В 1772 г. был реконструирован Киевским архитектором Григорович – Барским в форме украинского барокко. В 1934 – 1935 гг. уничтожен советской властью по причине расширения красной площади. 1997 – 98 гг. восстановлен по проекту 12 века.

Свято – Михайловская Церковь, Михайловско – Златоверхого монастыря построена 1108 г. затем разрушен Батыем и восстановлен в 16 веке. В 17 веке энтерьер (внешний вид) восстановлен в виде украинского барокко. В 1 – й половине 20 века разрушен, восстановлен по проекту 18 века.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.