КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иконостас как явление православной культуры
Слово иконостас имеет греческое происхождение и происходит от слов eicwn– икона и stasiz (stasis) – место для стояния. Иконостас - это перегородка, состоящая из нескольких ярусов икон, крепящихся на брусьях (тяблах) и резных дверей, которая отделяет алтарную часть храма от основной её части (наоса). В раннехристианскую эпоху эта перегородка была мраморной и не высокой (не более 1 метра). Более высокая мраморная преграда, на которой размещался один ряд икон, появилась только в Византии. Со временем количество рядов икон увеличивалось. Появились три, потом пять и даже семь. Иконостас символически приоткрывает нам преображенный мир «будущего века», образ Рая, населенного святыми. Высокий иконостас, имеющий несколько рядов икон, появился на Руси только к 14-15 веку и его появление связывают с деятельностью митрополита Киприана, Андрея Рублева и Феофана Грека. Ярким тому примером может служить иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Первым сформировался ряд икон получивший название «деисусный» (греч. «деисис» - моление).Главная идея деисусного ряда – моление всех святых перед Спасителем за род людской в преддверии Страшного Суда. Христос, восседающий на небесном престоле, окружен предстоящими Ему в молении Богоматерью, Иоанном Предтечею, архангелами Михаилом и Гавриилом, апостолами Петром и Павлом (или же другими святыми). Второй ряд икон получил название «праздничного», посколькуих сюжеты связаны с главными двунадесятыми праздниками годового церковного цикла. На иконах второго ряда изображены главные события из земной жизни Иисуса Христа (Рождество Христово, Сретение — принесение во храм, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря, Омовение ног ученикам, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Сошествие в ад, Вознесение, Сошествие Святого Духа — Пятидесятница) и Богородицы Девы Марии (Благовещение, Успение). Третий ряд – пророческий. На нем изображены молящимися библейные пророки. В XVI веке над верхним, пророческим рядом иконостаса возник еще один - праотеческий, состоящий из икон праотцев. Последний нижний ряд иконостаса получил название «местного», поскольку представлен образами святых высоко чтимых в данной конкретной местности.
Рисунок 21. Схема древнерусского иконостаса: 1 — царские врата; 2 — местный ряд; 3 — деисусный чин; 4 — праздничный чин; 5 — пророческий чин; 6 — праотеческий чин.
В этом ряду имеются три двери, ведущие в алтарь: центральные, которые напротив престола и называются «царскими» (или святыми вратами) а так жесеверные (слева) и южные (справа), получившие название дьяконских. В центральные двери (предназначенные для Царя Славы — Христа) входят только лица, имеющие священный сан. Вверху на царских вратах изображается Благовещение, на створках — четыре евангелиста (либо образы составителей Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста). На боковых дверях могут быть размещены: Благоразумный разбойник, покаявшийся и первым попавший в рай, архангелы, святые архидиаконы, а также ветхозаветные сцены. Иконостас – это история спасения Богом рода людского от первородного греха и смерти через воплощение Бога Сына Иисуса Христа и жертвенной земной жизни Спасителя. Это - моление святых Христу Судии о людях, совершаемое на небе вне исторического времени, представленное в живописных образах. Литература к теме 5. 1. Архимандрит Рафаил, О языке православной иконы. Сатись: СПб, 1997. 2. Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры / Византия. Южные славяне и древняя Русь. Искусство и культура. Сборник в честь В.Н. Лазарева. М., 1973. 3. Инок Григорий (Круг) Мысли об иконе. М. 4. Г.Н. Логвин Собор Святої Софії в Києві. Мистецтво. К. 2001 5. Петър Николов Богословие иконы (опыт исторического изложения догмата иконопочитания). Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев-Посад. 2000. 6. Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М.: Изд. ПБСФМ. 1999. 7. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви, гл.8. 8. Языкова И.К. Богословие иконы. М. 2007.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |