Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виктор Витенский 5 страница




(совр. Ма Шерик Хавран). В III в. здесь был созван собор, на котором присутствовал и Ориген по вопросу о монархи-анском учении епископа Вирилла. Смысл монархианского учения — в отрицании троичности и отстаивании какого-то одного лица в Боге. Монархиане были двух типов: динамис-ты, которые утверждали, что Христос есть простой человек, в котором действовала особая божественная сила; и мода-листы, которые видели во Христе самого Бога-Отца, воплотившегося ради спасения людей.

234 Гай Юлий Вер Максимин Фракиец (ок. 172/173 г. — 238 г.) родился в семье фракийского крестьянина и прошел путь от простого воина до военачальника. После расправы над Александром Севером войска провозгласили его императором. Он нанес ряд поражений алеманнам (235 г.), сарматам и дакам (236—237 гг.). Но его политика, направленная на удовлетворение интересов войска и ущемление сенаторов и крупных землевладельцев, стала причиной восстания против него под эгидой Гордианов. В 238 г. Максимин, выступив против сенатской партии, осадил Аквилею, но погиб во время вспыхнувшего в его лагере мятежа.

235 Было три императора с именем Гордиан. Марк Антоний Гордиан I (159—238 гг.) происходил из малоазийской аристократии, в 222 г. был консулом, а в 237—238 гг. — проконсулом провинции Африка. Он был видвинут местной аристократией как претендент на трон и в 238 г. поддержан сенатом против Максимина Фракийца. Гордиан сделал соправителем своего сына, носящего то же имя, — Гордиан П. Но Гордиан II погиб у Карфагена в битве с нумидийским легионом, оставшимся верным Максимину. Узнав о смерти сына, Гордиан I покончил с собой. По всей видимости, у Иеронима речь идет о Гордиане III. Марк Антоний Гордиан III (225—244 гг.) был сыном Гордиана II и внуком Гор-диана I. После убийства Максимина, кратковременного правления и убийства Пупиена и Бальбина преторианцы провозгласили в 238 г. императором Гордиана III. Гордиан III вел оборонительные войны на Дунае в 242—244 гг., а затем начал войну против персов в Сирии и Месопотамии, в ходе которой и погиб на Евфрате.

236 Ипполит был, вероятно, греком по происхождению, но родился в Риме, был одним из учеников Иринея Лионского. При епископе Зефирине стал римским пресвитером и приобрел большую славу своей ученой деятельностью.

Борясь против монархиан, Ипполит столкнулся с другим членом римского клира, Каллистом, который обвинял Ипполита в двубожии (Ипполит защищал различие Отца и Сына в Троице на основе некоторой субординации). А Ипполит, в свою очередь, подозревал Каллиста в склонности к савеллианству (савеллиане развили учение монар-хиан-модалистов). Кроме того, Ипполит обвинял Каллиста в чрезмерной снисходительности к кающимся грешникам, что объяснялось, по мнению Ипполита, личной небезупречностью Каллиста. После смерти Зефирина в 217 г. Каллист был избран епископом Рима и осудил и савеллианство и дву-божие и еще более смягчил требования церковной дисциплины. Тогда Ипполит пошел на раскол — прекратил церковное общение с Каллистом и принял от своих сторонников (в основном греков-христиан) посвящение в епископы, став фактически антипапой. Раскол прекратился в 235 г., когда Ипполит вместе со вторым преемником Каллиста Понтиа-ном был сослан на Сардинию в рудники, где и умер. Его тело было перенесено в Рим. Ипполит был одним из плодовитейших писателей своего времени. Но важнейшим его сочинением является «Обличение всех ересей», упоминаемое и Иеронимом.

237 Для вычисления фаз Луны употреблялись циклы Луны, т.е. периоды, по прошествии которых фазы Луны возвращались приблизительно в те же дни года. Система Ипполита была построена на 16-летнем цикле. Наиболее точным был 19-летний цикл, открытый еще греческим астрономом Метоном в 432 г. до н.э. Для вычисления Пасхи эта система была введена Евсевием (первоначально — в Александрийской церкви).

238 Антиной (Антинополис) — это древняя Беса, город в Египте на Ниле (совр. Шейх Абад). Этот город был расширен Адрианом и назван в честь его фаворита.

239 Секст Юлий Африкан жил во перв. пол. III в. Родился в городе Эммаусе, был пресвитером в Александрии. Главным его произведением является хронологический обзор событий греко-римской истории, от сотворения мира, относимого Африканом к 5500 г. до н.э., до 221 г. н.э. Этот труд послужил главным источником не только для Евсевия, но и для многих византийских историков.

240 Марк Опеллий Север Макрин (164-218 гг.), выходец из сословия всадников, по происхождению мавр из Кесарии.

Он служил в административном аппарате, в 212 г. стал префектом претория. В 217 г., во время войны с парфянами, организовал свержение Каракаллы и сам был провозглашен императором. Макрин был вынужден заключить мир с парфянами в тяжелых для римлян условиях. Макрин погиб в войне со сторонниками Элагабала.

241 Это город в Иудее, совр. Амвас.

242 Зебен был епископом Антиохии в 230—238 гг.

243 Феодор (ум. ок. 270 г.) родился в Неокесарии, городе на берегу Понта, древней Америи, получившей это название после того, как Тиберий вновь основал город. В 231 г. язычник Феодор стал учеником Оригена. В 239 г. он принял крещение под именем Григория и вскоре стал епископом Неокесарии. Известен как чудотворец. Григорий в 240 г. составил Символ Веры, принятый I Вселенским собором. Кроме того, известно его каноническое послание к его брату Афино-дору, епископу Понтийскому, включающее 12 правил (262 г.).

244 Город в Сирии, на побережье, совр. Бейрут.

245 Афинодор был епископом Понтийским. Известно, что он участвовал в 264 г. в соборе против Павла Самосатского в Антиохии.

246 После мученической смерти Фабиана в 250 г. место епископа Рима пустовало около года. Только после смерти Деция в 251 г. был избран Корнелий. Он старался восстановить общину после гонения и вел борьбу с ересью новациан. По приказу императора Галла Корнелий был изгнан в Цен-тумеллу (совр. Чивитавеккья), где и умер в 253 г.

247 Фабий был епископом Антиохии в 251—256 гг.

248 Собора в Риме в 251 г.

249 Луций был избран епископом Рима в 253 г. Вскоре он был изгнан римскими властями, через несколько месяцев вернулся в Рим и умер в 254 г.

250 Фасций Цецилий Киприан родился в начале III в. в богатой и знатной языческой семье. Он получил блестящее образование, стал преподавателем риторики, имел адвокатскую практику. Но под влиянием пресвитера Цецилиана Киприан ок. 246 г. принял крещение. Через год он стал пресвитером, а в 249 г. по желанию общины и клира был избран епископом Карфагена. Из-за гонений Деция, Галла и Валериана Киприан в 250-251 гг. находился в добровольном изгнании, откуда своими посланиями поддерживал дух паствы. В течение нескольких лет (вплоть до смерти) Киприан вел

борьбу с римскими епископами по вопросу перекрещивания отступников (см. прим. 260). В гонение императора Валериана Киприан был сослан в город Керубит, где находился в течение года, а в 258 г. был осужден и казнен.

251 Лучшие произведения Киприан написал в 251 г. в полемике с карфагенскими и римскими раскольниками по вопросу об отсупниках: «О единстве церкви, или О чистосердечии архиерейском» и «О падших». Впоследствии в трактатах «О благе терпения» и «О ревности и зависти» Киприан призывает клириков к укреплению церковного мира и ликвидации расколов. Трактаты «О благодати Божией, или Донату» и «Почему идолы не есть Боги?» написаны вскоре после крещения Киприана и посвящены критике политеизма. В трактате 248 г. «К Квирину, или Книги свидетельств против иудеев» Киприан представил критику иудейства на основе данных из Писания. Трактат «К девственницам», написанный в 249 г., направлен против обычая проживания девственниц под видом духовных сестер в домах клириков. В 252—253 гг., во время моровой язвы, им написаны трактаты «О смерти» и «К Деметриану», в которых он призывает паству к покаянию и отвергает указание язычников, что это бедствие — результат гнева богов. Написанный в 252 г. трактат «О молитве» посвящен анализу молитвы. В период гонений Киприан написал трактат «К Фортунату об увещевании к мученичеству», в котором призывает христиан к твердости духа. Кроме трактатов до нас дошло много писем Киприана (65), написанных в период 248-258 гг., когда он был епископом.

252 Публий Лициний Валериан (ок. 193 — после 260 гг.) происходил из италийской сенаторской фамилии. После смерти Деция в 253 г. он в Реции был провозглашен своими войсками императором. Он сделал своего сына Галлиена соправителем. В 254 г., поручив сыну защиту рейнско-дунай-ской границы, Валериан отправился в восточные провинции, где в 257—259 гг. пытался отражать нападения персов на Каппадокию и Сирию. В конце концов он потерпел поражение при Эдессе от персидского царя Шапура I и попал в плен. Валериан умер в персидской тюрьме.

Публий Лициний Эгнаций Галлиен (218-268 гг.) в 254-259 гг. оборонял рейнско-дунайскую провинцию от варваров. После пленения отца стал полноправным правителем. В течение всего своего правления боролся с многочисленными узурпаторами и вторжениями варваров (особенно на

Западе). Он провел военную реформу, закрыв сенаторам доступ в армию в пользу всадников. Начатые отцом гонения на христиан он прекратил. Галлиен был убит возле Медио-лана в результате мятежа в войске.

253 Первые три года своего правления Валериан был весьма благосклонен к христианам. Однако затем, в значительной степени под влиянием своего ближайшего соратника полководца Маркиана, Валериан начал гонения (возможно, что в определенной степени это было связано с прибытием Валериана в восточные провинции и началом там войн с персами: император нуждался в надежном тыле, а христиане вызывали у него подозрения). Первый указ против христиан появился в 257 г.: епископы и прочее христианское духовенство отправлялось в ссылку, запрещались богослужебные собрания и за их проведение назначалась кара — отправка в рудники. Однако сами требования к христианам были смягчены по сравнению с предыдущими гонениями: христианам не обязательно было отрекаться, они могли продолжать поклоняться Христу, но они обязаны были также поклоняться и римским божествам, т.е. практиковать римские религиозные обряды. Второй указ был издан в 258 г. и предписывал гонение на всех христиан. Весь клир подлежал аресту, христиане, выявленные среди сенаторов, всадников или придворных, подвергались конфискации имущества и казни или ссылке на каторгу. Подобные действия по отношению к христианам низших классов подразумевались сами собой. Было казнено много мучеников. Известны репрессии в церквях Александрии, Кесарии Палестинской, Карфагена, Нумидии, Испании, Рима. Иными словами, репрессии, по всей видимости, затронули прежде всего азиатские и африканские провинции, наиболее подверженные нашествию внешних врагов, и это является подтверждением того, что Валериан воспринимал христиан как возможных пособников внешним врагам Рима. После пленения Валериана его сын и наследник Галлиен издал указ, согласно которому гонения прекращались, христианам возвращались места для совершения богослужений, а всему духовенству разрешалось совершать богослужение. Обычно это отношение к христианам объясняют увлечением Галлиена неоплатонизмом. Однако нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что основной центр тяжести внешнеполитических войн был перенесен на рейнско-дунайскую границу и ликвидация неблаго-

надежных на Востоке стала неактуальной. Наоборот, перед лицом внешнего врага (в том числе и сепаратистских мятежей) необходимы были мир и спокойствие внутри империи.

254 Дионисий был епископом Александрии в 247—264 гг. В гонение Деция он был вынужден скрываться, в гонение Валериана он был сослан в Ливию, где развернул успешную проповедь христианства среди местного населения, за что и был переведен в другое место ссылки. Вернулся в Александрию только при Галлиене в 262 г. В 264 г. Дионисий был занят подготовкой собора в Антиохии против Павла Самосатско-го, он не дожил до этого события. Догматические воззрения Дионисия были близки к оригенистским, однако в борьбе с Савеллием они доходят до крайней субординации, вызвавшей протесты богословов: Дионисий подчеркивал человеческие свойства Христа и особенности его бытия, и считал, что Сьш есть творение, по существу чуждое Отцу и не тождественное ему по природе. И как творение, Сын не существовал до рождения. Таким образом, Сьш не вечен, а Бог не всегда был Отцом, а некогда существовал и без Слова. Впоследствии, под влиянием Римского епископа Дионисия, Дионисий дал разъяснения, приближенные к общецерковным.

255 Жестокие гонения при Деции и Валериане выдвинули вопрос о «падших», т.е. о тех, кто в период гонений отрекся от христианства, а затем выразил желание вновь соединиться с церковью. В связи с этим стояло несколько обрядовых вопросов, одним из которых являлся вопрос о перекрещивании: в западных церквях и Риме ограничивались возложением рук епископа на «падшего», а в восточных церквях и Северной Африке «падшего» обязательно перекрещивали. При Киприане и по его инициативе в Карфагене было проведено несколько соборов по этому вопросу: в 255 г., два собора в 256 г. Римский епископ Стефан стремился утвердить римскую традицию и потребовал от Кип-риана подчиниться ему как «епископу епископов» и следовать ему в вопросе о крещении еретиков. В ответ осенний собор 256 г., который и упоминается у Иеронима, принял соборное послание «Мнение 87 епископов о необходимости крещения еретиков», в котором указал на незыблемость восточной традиции.

256 См. комментарии к Геннадию, прим. 61, 105.

257 Стефан I был епископом Рима в 254-257 гг. Он был родом римлянин, начал свою духовную карьеру с поста

архидиакона. Основным событием его правления стал острый конфликт с африканской церковью по вопросу перекрещивания еретиков (см. прим. 260). Погиб мученической смертью в гонение Валериана.

258 После смерти Сикста II пост епископа Рима пустовал около года вследствие гонений. После пленения Валериана гонения прекратились, и епископом был избран Дионисий, который оставался на этом посту в 259-268 гг. О деятельности Дионисия сохранилось очень мало информации, главным образом фрагменты его переписки с Дионисием Александрийским, в которых римский епископ критикует взгляды Оригена и самого епископа Александрии.

259 Непот был епископом города Арсинои в Египте, который был сторонником учения хилиазма, смысл которого был в ожидании скорого пришествия Христа и наступления тысячелетнего царства Христова.

260 j04Hee Береники — города в Египте, в области Фи-ваиде, на берегу Красного моря (совр. Шакайт эль Кублее).

Упоминаемый в дальнейшем Тимофей был, по всей видимости, тем самым спутником Дионисия, который фактически спас епископа во время гонений Деция, когда Дионисия схватили солдаты, а Тимофей привел крестьян, которые освободили Дионисия.

261 См. комментарии к Геннадию, прим. 55.

262 Новат был пресвитером Карфагенской церкви. Когда епископом Карфагена в 248 г. был избран Киприан, пять пресвитеров во главе с Новатом, недовольные этим избранием, отделились от Киприана. Новат без ведома Киприана поставил диаконом Фелициссима. Возник раскол, который углубился во время гонения Деция, когда сторонники Но-вата, в пику Карфагенской церкви Киприана, относились крайне либерально к «падшим»: их принимали в церковь без всякого рассмотрения, не требуя от них покаяния, по ходатайствам исповедников. Однако на Карфагенском соборе 251 г. Новат и его партия были осуждены. Тем не менее сторонники Новата избрали своим епископом Карфагена Фор-туната. Раскол Новата уже к IV в. прекратил существование.

263 Дело в том, что авторство Новациана твердо признано для трактатов «О Троице» и «О пище иудеев». Известны также два его письма. Авторство всех остальных сочинений, приписываемых ему, в том числе и упоминаемых Иерони-мом, весьма спорно.

264 Малхион был представителем софистической школы и содержал училище, где наряду с другими предметами преподавалась логика, поэтому преподавателей этого училища называли софистами. Он был активным участником собора в Антиохии в 268 г. против Павла Самосатского. Именно он организовал присутствие стенографистов, которые зафиксировали учение Павла.

265 Павел родился в г. Самосаты в Сирии, он получил блестящее светское образование и начинал ритором и софистом в Антиохии. В 260/262 г. он стал епископом Антиохии. Ему оказывала особое покровительство царица Пальмиры Зенобия, правившая в то время Сирией, и Павел даже занимал светскую должность дуценария. Но в своей епархии он ввел много нововведений: отменил древние церковные гимны в честь Спасителя и заменил гимнами в честь себя, когда проповедовал, использовал ораторские жесты и требовал рукоплесканий. Кроме того, он провозгласил свою собственную теологическую систему. По поводу его учения в Антиохии трижды собирались соборы (в 264, 267, 268 гг.), на последнем из которых учение его признано ересью, а Павла лишили епископства. Однако до смерти Зенобии он не оставлял епископского дома и лишь в 272 г. был удален из него силою.

Основным смыслом учения Павла было отрицание принципа троичности. Он считал, что в божестве нет различия лиц, Слово и Святой Дух находятся в Отце так же, как разум и дух в человеке. До рождения Иисус существовал только как Божеское предвидение, а рождение означало для него выступление для деятельности. Иисус был простым человеком, Слово обитало в нем, как и в Моисее, и в пророках, только в большей степени. Сыном Божьим он стал лишь через нахождение в нем божественного слова, которое, однако, не означало личного единения с Богом.

266 Артемон (Артема) был главой секты антитринитариев в Риме в начале III в. Он считал, что Христос был простой человек, хотя и выше всех других пророков. Артемон считал, что учение о божестве Христа было возвращением к языческому политеизму. А версия о том, что Артемон был предшественником Павла Самосатского, восходит к Евсевию (НЕ, V, 28).

267 Максим (Максимилиан) был епископом Александрии в 264-282 гг.

268 Марк Аврелий Клавдий родился в Иллирии ок. 219 г. Он стал императором в 268 г. после убийства Галлиена.

Во время своего недолгого правления он вел войны на дунайской границе, одержал победу над готами при Наиссе, за что и получил прозвище Готик. Он провел реорганизацию дунайской границы и принудительно заселял готами безлюдные территории на римской стороне. Во время проведения этих мероприятий он умер в 270 г. от чумы в Сирмии (Паннония).

269 Луций Домиций Аврелиан (214-275) родился в Мезии в незнатной семье. Он вступил в армию и при Клавдии стал начальником конницы. После смерти Клавдия Аврелиан был провозглашен солдатами дунайских легионов императором. В 270/271 г. он вел войны на дунайских границах, и весьма успешно, что позволило восстановить ее. Тем не менее Аврелиан был вынужден уступить готам Дакию. В том же 271 г. он с трудом остановил вторжение алеманнов в Италию. После этого Аврелиан построил дополнительные укрепления вокруг Рима (т.н. Аврелиановы стены). После этих событий Аврелиан в тяжелой войне покорил Пальмирское царство царицы Зенобии (в 272-273 гг.) и Галлию (в 274 г.), в которой утвердился узурпатор Тетрик. В результате Аврелиан практически восстановил единство империи. Он провел денежную реформу и ввел культ ближневосточного бога солнца (в 274 г.) в качестве высшего государственного божества. Аврелиан был убит в результате заговора во время похода против персов.

270 По всей видимости, речь идет об Эдессе, практически крупнейшем и древнейшем христианском центре Месопотамии.

271 См. комментарии к Геннадию, прим. 39.

272 Марк Аврелий Проб (232-282 гг.), родом из Панно-нии (Сирмий), служил в армии, участвовал во многих войнах. В 276 г. был провозглашен войском императором. Он достиг выдающихся успехов в войнах против германцев, вандалов, персов. Проб принудил армию заниматься мирными строительными работами и был за это убит возмущенными солдатами.

273 Марк Клавдий Тацит родился ок. 200 г. в Интерамне, городе в Умбрии, области Италии. Он служил на гражданских должностях, а в 273 г. стал консулом. После смерти Аврелиана и длительного периода междуцарствия сенат провозгласил Тацита императором в 275 г. В период своего короткого правления Тацит успел разгромить готов в Малой Азии. Но Тацит был стариком, и после десяти месяцев правления он скончался в 276 г.

274 Анатолий родился в Александрии. В 264 г. он был рукоположен в пресвитеры епископом Кесарии Феотекном. Анатолий принимал самое активное участие в событиях антиримского восстания в Александрии (в 264—265 гг.; александрийцы выступили в поддержку царицы Зенобии), когда ему удалось спасти многих александрийцев, прежде всего христиан, от осаждающих город римлян. В 264 г. Анатолий отправился в Антиохию вместе с Евсевием, который был послан на собор против Павла Самосатского епископом Александрии Дионисием. Назад Евсевий уже не вернулся и стал епископом Лаодикии, города в Сирии. После смерти Евсевия в 268/278 г. Анатолий стал епископом Лаодикии. Самым ярким его трудом является трактат о пасхальном каноне с 19-летним циклом в основе, который Анатолий составил к 277 г.

275 Марк Аврелий Кар родился в Южной Галлии. При императоре Пробе он занимал должность префекта претория, а после смерти Проба был провозглашен императором легионами Реция и Норика в сентябре 282 г. Он также вел пограничные войны и одержал победы над германцами и сарматами на Дунае и над персами в Месопотамии, причем захватил столицу Ктесифон. Но во время похода Кар внезапно скончался в июле 283 г.

276 Петавион (Петавоний, Патаоний), — город в Панно-нии, на реке Драва (совр. Петтау). Епископ этого города Викторин мученически скончался в период гонений Диоклетиана 303-305 гг.

277 См. комментарии к Геннадию, прим. 62.

278 Речь идет о Максимине Дайе (см. подробнее комментарии к Геннадию, прим. 7). Он активно поддержал гонения на христиан, начатые еще Диоклетианом, в 306 г., вскоре после вступления на престол вновь разослал по всем областям Востока последний указ Диоклетиана о гонениях: всех христиан вносили в списки и вызывали поименнб для исполнения обряда языческого жертвоприношения. По приказанию Максимина товары, продававшиеся на рынках, должны были быть окропляемы жертвенными возлияниями; в баню можно было войти, только принеся предварительно жертву. По его же приказу были пущены в обращение некие акты Пилата, в которых Христос описывается в самых неприглядных чертах. Списки этих актов были прибиты на столбах на всеобщее обозрение, а в школах ученики их заучивали наизусть.

Гонения эти продолжались в течение всего правления Мак-симина, до 313 г., и, по свидетельству Евсевия (НЕ, IX, 6), были тяжелее гонений Диоклетиана. В частности, в своей книге «О палестинских мучениках» Евсевий называет 74 мученика только в Палестине, указывая при этом, что многие остались в живых, но были сосланы в рудники.

279 Руководил Александрийским катехетическим (богословским) училищем в 265—281 гг. Есть данные, что претерпел мученическую кончину. Кроме упоминаемого Иеронимом «Слова на пророка Осию», известны его книги «О Пасхе», «На Евангелие от Луки». Однако сочинения Пиерия до нас не дошли.

280 Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (245—316 гг.) был родом из Далмации, сын вольноотпущенника. При императоре Каре он был командиром преторианцев, а после смерти в 284 г. императора Нумериана в Никомедии Диоклетиан (тогда — Диокл) был провозглашен своими отрядами императором. Став императорм, он переменил свое греческое имя Диокл на Диоклетиан. Вскоре, в 285 г., Диоклетиан провозгласил своего друга Максимиана Геркулия цезарем, а в 286 г. — августом и соправителем, а также передал ему в управление западную часть империи. Диоклетиан поручил Максимиа-ну подавить восстание багаудов в Галлии в 285—286 гг., а сам вел войны на рейнской и дунайской границах: в 288 г. — против алеманнов, в 289 и 292 гг. — против сарматов. В 298-299 гг. Диоклетиан подавил восстание в Египте и в те же годы отнял у персов Армению и Месопотамию. Он ввел новую систему управления империей: было два августа, которые управляли восточной и западной половинами империи, при сохранении верховного управления в руках Диоклетиана. С 293 г. каждому августу был назначен цезарь из лучших полководцев (Галерий у Диоклетиана и Констанций Хлор у Максимиана), которые считались официальными преемниками августов. Столицей официально оставался Рим, но тетрархи управляли из городов-резиденций (Никомедии, Анти-охии, Медиолана, Трира, Сирмия, Фессалоник). Была проведена и реформа административного деления империи: деление на сенатские и императорские провинции было упразднено, империя была разделена на 12 диоцезов и приблизительно 100 провинций. Для устранения влияние сената, прежде всего на войска, власть цезарей была подкреплена многочисленным аппаратом чиновников. В целях идеоло-

гического укрепления государства Диоклетиан поощрял культ Юпитера, единообразный для всей империи. Этим и было вызвано гонение на христиан, начатое с 303 г. В 305 г. Диоклетиан отрекся от престола в своей резиденции в Никомедии и заставил отречься Максимиана, а цезари наследовали правление в качестве августов. Диоклетиан до смерти жил у себя на родине, в гигантском дворце в Салонах (совр. Сплит).

281 Феона был епископом Александрии в 282—300 гг. Сохранилось его письмо начальнику постельничих императорского двора, написанное в первые годы правления Диоклетиана, которое является наставлением христианину.

282 В 311 г. император Галерий издал указ, прекращавший гонения на христиан. В нем говорится, что поскольку христиане упорно не желают возвращаться к древним законам римлян, им разрешено исповедовать свою религию и строить дома для богослужебных собраний.

283 Осия, сын Беерия, — пророк, книга которого сохранилась в Ветхом Завете. Он был родом из Вифлеема, вероятно, священником. Выступление его падает на последние годы правления иудейского царя Иеровоама II (835-794 гг. до н.э.).

284 Лукиан (220-312 гг.) был родом из Самосат, сын богатых родителей, получил хорошее образование. После смерти родителей он прибыл в Эдессу, где начал изучать Евангелие под руководством исповедника Макария. Переселившись в Антиохию, Лукиан был сделан пресвитером и основал христианское училище. В 311 г., во время гонений Максимина, Лукиан был схвачен и отвезен в Никомедию на суд императора. При этом он составил апологию (упоминаемая у Иеро-нима книга «О вере»). Лукиан был в оковах брошен в тюрьму и замучен. Но уже в 326 г. царица Елена воздвигла над его мощами великолепный храм. Главный труд Лукиана — пересмотр и исправление греческого перевода 70 толковников Ветхого Завета, а также всего текста Нового Завета. В его редакции Ветхий Завет был представлен в трех параллельных столбцах: тексты на еврейском, сирийском и переводы 70 толковников с исправлениями. Этот текст был весьма распространен в Сирии, Малой Азии, частично в Египте.

285 Этот город в Вифинии назывался Дрепан и находился на азиатском берегу Пропонтиды (совр. Эрсек). Император Константин дал ему новое название — в честь своей матери, императрицы Елены.

286 Филей, епископ Тмуита, был обезглавлен в 307 г. Известны два его послания: «Увещевание к мученикам», написанное к его пастве, и «Послание к Мелетию, епископу Ликопольскому».

287 Арнобий (ум. ок. 327 г.) был учителем риторики в городе Сикке в Нумидии, христианином стал ок. 300 г. Желая изложить епископу, который должен был его крестить, свое вероисповедание, Арнобий написал апологетический трактат «Против народов 7 книг», в котором опровергает обвинения язычников против христианства.

288 фирмиан Цецилий Луций Лактанций родился ок. 250 г. в языческой семье, вероятно, в Северной Африке. Он получил образование ритора, обучаясь в школе Арнобия в Сикке. В Никомедию Лактанций был приглашен ок. 290 г. для преподавания латинской риторики при дворе. Считается, что именно здесь он и стал приверженцем христианства. Вскоре после начала гонения Диоклетиана (303 г.) Лактанций удалился в Галлию к Констанцию Хлору, где также служил при дворе ритором. Здесь его учеником был сын Константина Великого Крисп. Умер Лактанций ок. 325 г. Кроме упоминаемых у Иеронима трудов Лактанция известно его сочинение «О смертях гонителей», созданное в 315/316 г. Фактически это единственное дошедшее до нас сочинение апологета.

289 Флавий Валерий Константин I Великий (272—337 гг.) был сыном августа Констанция Хлора. При Диоклетиане и Га-лерии служил в армии. После смерти отца Констанция Константин был войсками провозглашен августом в Эбуракуме (совр. Йорк). Константин успешно воевал на рейнской и дунайской границах. В 310 г. он лишил власти Максимиана, бывшего соправителя Диоклетиана, и после смерти Галерия в 311 г. одержал в 312 г. победу в союзе с Лицинием над Мак-сенцием, сыном Максимиана Геркулия, в битве у Мальвие-ва моста близ Рима. Первоначально победители разделили империю, но к 316 г. Константин отвоевал у Лициния большую часть Балканского полуострова и после победы над Лицинием и его казни стал единоличным правителем империи. Константин провел реформу управления и административного деления. В период 317—333 гг. три его сына (Константин II, Констанций, Констант) были провозглашены цезарями, соправителями и наследниками. Соответственно государство было разделено на 4 префектуры (Восточную,

Иллирик, Италию и Галлию), подразделявшиеся на 14 диоцезов и 114 провинций. В 326 г. Костантин окончательно избрал столицей Византии, который в 330 г. переименовал в Константинополь. Константин усилил чиновничий аппарат и учредил консисторий (тайный императорский совет). Но при этом сенаторы активно привлекались к управлению. Также Константин провел реформу армии: войска были разделены на подвижные и постоянно дислоцирующиеся в приграничных районах, а преторианцы были распущены. Кроме того, приток в армию германцев принял массовый характер. Поворот у христианству произошел у Константина в период борьбы с Максенцием. В 313 г. Миланским эдиктом христианство было признано равноправной религией. С этого времени Константин активно вмешивался во внут-рицерковные дела. В 325 г. Константин созвал в Никее I Вселенский собор, поощряя деятельность церкви в распространении христианства. К 337 г. персы заняли области, приобретенные Диоклетианом на берегах Тигра. Константин сам выступил во главе войска в поход, но смертельно заболел и скончался в Никомедии. Незадолго перед смертью он принял крещение от Евсевия Кесарийского.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.