Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виктор Витенский 7 страница




а Лрисциллиан потребовал императорского суда. В 385 г. светский суд признал Присциллиана виновным в распространении пагубного учения. Максим приговорил Присциллиана с 4 сподвижниками к смертной казни (на основании закона Феодосия против манихеев), и они были казнены в Трире. Остальные члены секты подверглись ссылкам, конфискации имущества, телесным наказаниям, а также казням. Секта существовала еще ок. 100 лет, и после 600 г. присциллиане уже не упоминаются.

Идеологические расхождения присциллиан с ортодоксами были невелики. Хотя их и пытались обвинить в безнравственности, но твердо известно, что присциллиане, наоборот, были сторонниками аскетизма. Из сохранившихся фрагментов можно указать лишь на некоторые особенности их догматических воззрений: Писание нуждается в истолковании и исследовании основ веры, поскольку это дает возможность понять смысл писания. При этом Ветхий Завет сохраняет свое значение только при аллегорическом понимании. Целью всей высшей мудрости является единение с Христом, а если считать Христа началом всего, то и человек является местом обитания Христа.

353 Идаций и Ифаций, испанские епископы, были самыми принципиальными противниками Присциллиана. Именно они в 380 г. обратились к Грациану с просьбой запретить эту секту. После того как присциллиане получили поддержку императора через Македония, Ифацию пришлось бежать, и он нашел приют у префекта Галлии Григория. И в 383 г. Идаций и Ифаций обратились уже к Магну Максиму с просьбой созвать собор против присциллиан. Однако осуждение и казнь Присциллиана и его соратников вызвала возмущение среди самых видных представителей церкви, в том числе у Мартина Турского и Амвросия Медиоланского. Мартин, Амвросий и римский папа Сириций отказались общаться с епископами, осудившими Присциллиана, а Идаций даже лишился своей кафедры. В 386 г. в Трире состоялся собор, который оправдал Ифация, обвиненного в смерти Присциллиана.

354 В 383 г. в Британии вспыхнул мятеж, и войска провозгласили императором испанца Магна Максима. Император Грациан в это время находился в Парисиях (совр. Париж). Когда Максим начал наступление на Галлию, галльские войска изменили Грациану, и император был убит. Под властью Максима оказались Британия, Испания, Галлия.

В 384 г., после победы Максима над галлами, Валентиниан II признал Максима и заключил с ним мир (фактически от имени 12-летнего Валентиниана правила его мать Юстина, а скорее всего Феодосия). Под властью Валентиниана остались Италия и Иллирия. И в 387 г. Максим захватывает Италию. Валентиниан и Юстина бежали в Фессалонику и обратились за помощью к Феодосию. В 388 г. Феодосии двинулся на запад, разбил войска Магна Максима и убил его самого.

355 Амвросий родился ок. 340 г. в Галлии. Он принадлежал к знатному роду, его отец был префектом Галлии. Амвросий получил образование в Риме, где рано стал известен благодаря своему ораторскому таланту. К 374 г. Амвросий был консуляром Верхней Италии. В том же году умер епископ Медиолана Авксентий, и в городе разгорелись ожесточенные споры между православными и арианами о его преемнике. Обе стороны сошлись на кандидатуре Амвросия, который явился их успокаивать на собор. Несмотря на то что Амвросий не был клириком, его единодушно избрали. Довольно скоро новый епископ стал признанным авторитетом в богословии и в православии вообще: в результате упорной борьбы 385—386 гг. Амвросий не дал арианам захватить ме-диоланскую базилику. Вся антиязыческая политика императора Грациана и его преемников фактически определялась именно Амвросием. Умер епископ Медиолана в 397 г.

Литературное наследство Амвросия весьма обширно. Так, известны его 91 письмо к различным адресатам и 4 речи (три из которых надгробные). Из его догматических сочинений известны следующие: трактаты «Об обязанностях служителей», «О девственницах», «О девстве», «О вдовах», «О воспитании девы», «Одобрение девства», «О вере», «О Святом Духе», «О воплощении Господнем», «О таинствах», «О раскаянии». Большое место в творчестве Амвросия занимают экзегетические произведения: «О рае», «О Каине и Авеле», «Апология пророка Давида», «О Товите», «Комментарии к Евангелию от Луки», «Комментарии к псалму 118», «О Ное», «Об Аврааме», пр. Кроме того, Амвросий практически первым на Западе сочинил церковные гимны и преобразовал церковное пение (ввел т.н. антифонное, т.е. попеременно на двух клиросах) пение.

356 Имя Евагрия связано с расколом павлиниан-евстафиан в Антиохии (см. подробнее комментарии к Геннадию, прим. 15). Павлин, вставший во главе раскола, был рукоположен епис-

копом Антиохии для павлиниан. Перед смертью, в 389 г., Павлин рукоположил своим преемником на посту епископа раскольников Евагрия. Евагрий был пресвитером в церкви павлиниан, и в 373 г. именно он был в Риме у папы Дамаса, который благоволил к павлинианам. Умер Евагрий в 392 г.

357 См. прим. 354.

358 Григорий (ок. 335 — ок. 394 гг.) был младшим братом Василия Великого и образование получил главным образом под руководством старшего брата. Григорий первоначально неохотно вошел в клир и даже одно время вышел из него. Ему больше по душе были занятия наукой и аскетическими упражнениями. В 371 г. Василий посвятил Григория в епископа небольшого каппадокийского города Ниссы. В 376 г. ариане низложили его, но после смерти Валента в 378 г. он вернулся на свой пост. В 379 г., во время пребывания в Малой Армении, он был практически против воли избран митрополитом Севастийским, однако через несколько месяцев покинул этот пост. В 382 г. он присутствовал на II Вселенском соборе, и в указе Феодосия, изданном после собора, Григорий был среди тех, единомыслие с которыми служило мерилом православия.

Особенностью догматических воззрений Григория было то, что, придерживаясь общепринятого православного учения, он был почитателем Оригена, а также признавал некоторые элементы неоплатонической философии.

Литературное наследие Григория дошло до нас в практически полном виде и представляет собой достаточно солидный корпус экзегетических и догматических сочинений: «Толкование на шестиднев», «Об устроениии человека», «О жизни Моисея», «Большое огласительное слово», «Против Евномия», «Опровержение мнений Аполлинария», «Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому», «К Симпликию о вере», «Против язычников», «К Авлалию о том, что не три Бога», «Слово против Ария и Савеллия», «Слово о Св. Духе против Македония», «Слово о божестве Сына и Духа в похвале праведному Аврааму», «Против учения о судьбе», «О душе и воскресении», «Об истинном подвижничестве», пр. Кроме того, известны немногочисленные проповеди и 26 писем Григория.

359 По всей видимости, речь идет о молодом тогда (ок. 392 г., когда Иероним написал этот свой труд) Иоанне Златоусте, который родился в 347 г. (см. подробнее комментарии

к Геннадию, прим. 73). Известно, что Иоанн был учеником Дидора, впоследствии ставшего епископом Тарса. Евсевий Эмесский также мог быть среди учителей Иоанна, поскольку последнее время перед смертью он провел в Антиохии, где и умер в 360 г. Что касается сочинения, упоминаемого Иеро-нимом, то это «Слово о священстве», которое Иоанн написал в ответ на упреки, что он отказывается от сана епископа.

360 О Геласии известно крайне мало. Он был подвижником, неплохим оратором, явно антиарианином. Известно о его присутствии на соборе в Константинополе в 382 г. в числе православных епископов.

361 Феотим был славянином по рождению. В 390 г. он стал епископом г. Томы в Малой Скифии (области во Фракии). Известно о его присутствии на соборе в Константинополе в 399 г. Затем он принял участие в распре в Константинополе Иоанна Златоуста, епископа Константинополя, и Епи-фания Кипрского, став фактически на сторону Иоанна. Впоследствии Феотим путешествовал по Дунаю с евангельской проповедью. Умер он не позже 412 г. Из его произведений известны следующие: «Об учении Спасителя», «Против идолов», «На Бытие», «О посте».

362 Флавий Люций Декстр, расцвет творчества приходится на середину 90-х гг. IV в.

363 Амфилохий (род. в 344 г.) был епископом Иконии, главного города области Ликаонии в Малой Азии (совр. Ко-ния). Он был другом Василия Великого. Известно о его присутствии в 381 г. на II Вселенском соборе в Константинополе, на котором Амфилохий вместе с епископом Антиохии Писидийской Оптимом стал архиепископом малоазииских областей. В 383 г. он был на аудиенции у императора Феодосия, и именно его влиянию приписывают появление эдикта Феодосия против еретиков. Умер Амфилохий после 394 г. Из приписываемых ему сочинений одни явно подложные, подлинность других вызывает сомнения.

364 Годы жизни неизвестны. Расцвет его деятельности приходится на 492 г. Возможно, является автором греческого перевода данного сочинения Иеронима.

365 Речь идет о знаменитом культе Сераписа в Александрии. Это святилище было разрушено христианами в 391 г.

366 Иларион Великий, христианский аскет IV в. Он родился близ Газы, изучал науки в Александрии, где и принял христианство. Впоследствии он вернулся на родину и стал

вести жизнь отшельника в пустыне близ Газы. Иларион был основателем нескольких монастырей и первым распространителем монашества в Палестине.

367 Подробнее об Иерониме см. комментарии к Геннадию, прим. 2.

368 Стридон находился на дороге между совр. Гламочем и совр. Грахово. Первое упоминание этого городка относится к 282/284 г. Он находился в провинции Далмация, в районе совр. Грахово Поле, почти на границе Далмации и Пан-нонии. Христианство в Стридоне появляется рано, о чем свидетельствуют акты Никейского собора 325 г., в которых упоминается provinciae Pannoniae Domnus Stridonensis. После поражения войск Валента в сражении при Адрианополе в 378 г. готы осадили Константинополь, но затем «отошли оттуда и рассыпались по северным провинциям и свободно прошли их до самого подножия Юлиевых Альп, которые в древности назывались Венетскими» (Amm. Marc, XXXI, 16, 7). По всей видимости, именно тогда Стридон и был разгромлен. Маловероятно, что город был впоследствии восстановлен, поскольку в списке городов Прокопия Кесарийского Стридон не упоминается.

369 См. комментарии к Геннадию, прим. 5.

370 Павел Препростой был крестьянином и до старости жил в мире, терпеливо перенося оскорбления от своей злой и неверной жены. Потеряв надежду на ее исправление, в возрасте 60 лет Павел ушел в пустыню к Антонию Египетскому и здесь безропотным послушанием достиг совершенства, получив дар прозорливости и чудотворства. Умер Павел в 340 г.

371 См. комментарии к Геннадию, прим. 89.

372 Павла (346—404 гг.) происходила и богатой и знатной римской фамилии. После смерти мужа она посвятила себя благотворительности и в 385 г. с дочерьми отправилась на Восток. На дороге между Вифлеемом и Иерусалимом Павла построила мужской монастырь, где Иероним, с которым Павла познакомилась еще в Риме в 381—384 гг., был настоятелем. В самом Вифлееме Павла основала обширный женский монастырь, где и скончалась. У Павлы было три дочери, Блезилла, Юлия и Евстохия, к которым адресованы многие послания Иеронима, упоминаемые в тексте. Упоминаемая там же Марцелла также является римской знакомой Иеронима.

373 Филимон, апостол из числа 70, соратник апостола Павла, богатый и знатный гражданин Колосса, обращенный к Христу либо самим Павлом, либо епископом Колосса (Архиппом или Епафрасом). По одним данным, Филимон стал епископом Колосса и при Нероне был казнен приказу префекта Эфеса, либо он был епископом Газы. Послание Павла к Филимону вызвано тем, что один из рабов Филимона бежал в Рим, там был крещен Павлом и решил возвратиться к Филимону, а Павел просит Филимона принять раба как брата.

374 Михей, один из 12 малых пророков. Он родился в Иудее и проповедовал в VIII в. до н.э. Под его именем известна книга, состоящая из 7 глав. В ней предсказывается падение Иудейского царства и содержится указание причин этого. В частности, именно у Михея встречается упоминание Вифлеема как места рождения Мессии.

375 Софония, один из малых пророков. Жил в VII в. до н.э. и происходил, по всей видимости, из царского рода. Книга Софонии предсказывает катастрофу (распад) Иудейского царства с призывом к покаянию.

376 Наум, один из малых пророков. Жил в VII в. до н.э., был родом из Елкоса. Его книга состоит из трех глав и посвящена предсказанию разрушения Ниневии.

377 Аввакум, один из малых пророков. Родился и умер, вероятно, в Иудее. Вся книга Аввакума состоит из трех глав, в которых он предсказывает нашествие халдеев, но подчеркивается, что иудеи в конце концов будут спасены Богом от погибели.

378 Аггей, один из последних пророков Ветхого Завета. Он пророчествовал во второй половине VI в. Речи Аггея направлены к первосвященнику и паше, которых пророк упрекает в бездействии и побуждает к возобновлению реставрации Иерусалимского храма.

Геннадий Массилийский КНИГА О ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЯХ

Сегодня известно около 100 рукописей сочинения Геннадия. Самые старые кодексы — это Римский, Веронский, Верчельский, Монпелье, Парижский, Мюнхенский и Венский.

Печатных изданий книги Геннадия несколько меньше, чем труда Иеронима, поскольку они не всегда издавались вместе. Из отдельных публикаций наиболее известны издания 1612 и 1703 годов. Первым относительно критическим изданием текста считается веронское издание сочинений Иеронима 1734—1742 годов, предпринятое Валарси, которое учитывает не только традиционные кодексы, особенно Корвейский и Сен-Галленский, на которых основывались предыдущие издания, но также и Вольфенбюттельский, Мюнхенский, экземпляр из Бодлеянской библиотеки, Нюрнбергский и другие. Именно на это издание ориентировался аббат Минь, готовя текст произведения Геннадия для своей Патрологии. В 1895 году «Книга» была опубликована вместе с «каталогом» Иеронима в упоминавшемся издании Бернулли.

Кроме того, это сочинение Геннадия неоднократно издавалось с другими аналогичными каталогами средневековых писателей (например, кельнское издание (1580 г.) вместе с трудами Иеронима, Исидора Севильского, Гонория Августодунского, Сигиберта Гемблаценского, Генриха Ган-давенского; антверпенское издание (1639 г.) того же состава со схолиями Обера Миро и др.).

В настоящем издании перевод с латинского выполнен М.Ф. Высоким по изданию Ж.-П. Миня: Gennadii Massiliensis Liber de scriptoribus ecclesisticis // Patrologiae cursus completus. Series latina. T. LVIII. Paris, 1862. Col. 1053-1120.

* * *

1 Пресвитер — вторая степень священного сана после епископа. Обязанности пресвитера были следующие: благословение верующих; председательствование в собраниях верующих в отсутствие епископа (в его присутствии пресвитеры занимали второе место); произнесение проповеди с благословения епископа, которому это право принадлежало; совершение таинств и священнодействий.

2 Иероним (347—419/420 гг. н.э.), родился в богатой семье в г. Стридоне в Далмации, учился в Риме, был учеником грамматика Элия Доната, наиболее знаменитого в IV в. Крещеный папой Либерией (352-366 гг.) ок. 365 г., Иероним отправился в Трир для изучения теологии. Вернувшись в Аквилею, он ведет в 368—374 гг. аскетический образ жизни с группой друзей. Затем Иероним отправляется пилигримом в Иерусалим, но заболевает в Антиохии и, воспользовавшись вынужденной задержкой, слушает Аполлинария Лаодикей-ского и совершенствует свои познания в греческом. В течение трех лет (375—378 гг.) он жил отшельником в Халкидской пустыне близ Антиохии и изучал еврейский. Посвященный в духовный сан в 379 г., Иероним отправился из Антиохии в Константинополь, где посещал лекции Григория Назиан-ского. В 382 г. он сопровождает Павлина Антиохийского и Епифания в Рим на собор, который был собран для борьбы с антиохийской ересью. Здесь Иероним стал другом и секретарем папы Дамасия (366—384 гг.), который попросил его сделать латинский перевод Библии (впоследствии перевод Иеронима стал весьма популярен и получил название Вульгата «Vulgata» — «Общеупотребительный»). Острая критика Иеронимом церковных злоупотреблений создала ему столько врагов среди клира, что в 385 г., после смерти папы Дамасия, он опять покинул Рим. Во время своего пребывания в Риме Иероним был духовником нескольких благочестивых женщин, и в Антиохии к нему присоединились две из них — богатая вдова Павла и ее дочь Евстохия. Вместе они отправились в Иерусалим, но сначала посетили Египет. В конце концов они поселились в Вифлееме, где основали мужской и женский монастыри и где Иероним продолжил свои писательские труды вплоть до смерти.

3 Прямого соответствия в каноническом Евангелии нет. Возможно, это реминисценция какого-либо апокрифа. У Луки сохранился рассказ о том, что младенец Иисус лежал в яс-

лях (Лук. 2:7—17), однако конкретный образ «благоразумного вола» в канонических текстах не присутствует.

4 До нас дошло 117 его писем.

5 Феодосии I, император Римской империи в 379-395 гг.; Аркадий, провозглашен отцом императором в 383 г., император Восточной Римской империи в 395—408 гг.; Гонорий, провозглашен отцом императором в 393 г., император Западной Римской империи в 395—423 гг.

6 Яков, первый епископ Нисибса. Посвящен в сан в 308/309 г. и основал там церковь в 313-320 гг. Согласно утверждению Феодорита (II, 30), Яков был и светским правителем Нисибса. Умер он в 337 г. Ему приписывалось совершение множества чудес, например воскрешение мертвых (Theodorit. I, 7).

7 Гай Валерий Галерий Максимин Дайа (Даза), римский император (309—313 гг.). Он был выходцем из Иллирии, племянником императора Галерия (305—311 гг.). С 1 мая 305 г. он — цезарь восточной части империи, а в 309 г. получил титул августа. 30 апреля 313 г. потерпел поражение от своего соперника Лициния в битве при Адрианополе. Во время своего правления Максимин продолжил начатую Диоклетианом политику жестоких преследований христиан.

81 Вселенский собор в Никее в 325 г. Основатель учения — Арий, родом из Ливии, был пресвитером церкви в Бав-калии, районе Александрии. В 318—319 гг., когда Александрийским патриархом был Александр, Арий выступил с проповедью собственного христологического учения. Александр осудил учение Ария и собрал египетских епископов для обсуждения этого вопроса. Их было около 100, и только 2 оказались на стороне Ария. Эти двое, а также 6 пресвитеров и 6 диаконов были низложены. Арий со своими сторонниками покинул Египет и прибыл в Кесарию к своему соратнику епископу Евсевию. На соборе, созванном арианами в Вифинии, Евсевий требовал от Александра отменить отлучение, но тот отказался. Арий со своими сторонниками вернулся в Египет. В Александрии возникла смута, начались стычки между сторонниками и противниками Ария. Император Константин I, считавший спор чисто богословским, написал Александру и Арию письмо, в котором призывал их к согласию и миру. Посланник императора, доставивший письмо в Египет, убедился, что о мире не может быть и речи. Тогда Константин I решил созвать собор.

На соборе в Никее Арий был осужден и сослан, в 328 г. реабилитирован в связи с заступничеством Евсевия Кесарий-ского перед императором. С этого времени основной противник Ария — Афанасий, диакон Александра, который после смерти последнего стал Александрийским патриархом. В 333 г. вновь осужден Константином I, а в 335 г. вновь реабилитирован собором в Тире и Иерусалиме. Вскоре после этого Арий умер. Учение Ария состоит в следующем: Бог-Отец есть один Бог нерожденный. Сын от Отца имеет свое бытие. Творение Сына — абсолютно первичный момент бытия Сына. Бог, одаренный премудростью и словом и, следовательно, всесовершеннейший, почувствовал нужду в сыне лишь при сотворении мира, так как мир не мог выдержать непосредственного прикосновения руки Божьей. Поэтому Бог творит Сына, посредством коего создает мир низших существ, по отношению к которым созданный стоит как Создатель. Святой Дух, по мнению Ария, также не извечен, он сотворен, но уже Сыном.

9 Речь идет об императоре Флавии Валерии Константине I Великом (306—337 гг.) и его сыне императоре Флавии Юлии Констанции II (337—361 гг.). Константин I умер 22.05.337, а Констанций II еще при жизни отца, в 324 г., был титулован цезарем и в 335 г. получил в правление азиатские провинции империи.

10 Флавий Клавдий Юлиан Отступник (360—363 гг.) сам происходил из рода Константина — он был сыном Юлия Констанция, племянником Константина I. К моменту его воцарения из рода Константина кроме самого Юлиана в живых, насколько нам известно, осталась лишь дочь Констанция II — Констанция, родившаяся уже после смерти Констанция II в 361 г. Сведений о преследовании ее и ее матери, третьей жены Констанция II, Фаустины, мы не имеем. Фаустина с Констанцией жили в Константинополе (Агшп.Магс. XXVI, 7,10), и уехала Констанция оттуда, только когда вышла замуж за императора Грациана (Amm.Marc. XXIX, 6, 7). По-видимому, этот пассаж о преследовании Юлианом верного христианской вере рода Константина Великого связан с распространенной в христианской литературной традиции, прежде всего восточной, легенды о языческих гонениях при Юлиане (см., например, Theodor. Ill или мартирий (рассказ о мученичестве) Иуды Кириака, епископа Иерусалимского, созданный в конце IV — начале V вв.,

согласно которому Юлиан пытает и казнит Кириака, его мать Анну и своего «начальника песнопений», который объявил себя христианином). Посещение Юлианом Ниси-биса следует связывать с его походом против персов в 363 г.

11 Флавий Иовиан (27.06.363-17.02.364), будучи начальником личной охраны Юлиана, после смерти последнего был возведен на трон. Иовиан заключил с персидским царем Шапуром II мирный договор на 30 лет, по которому отказался от Армении и Месопотамии, в состав которой входил Нисибис.

12 Юлий I (337-352 гг.), папа Римский. Играл ведущую роль в борьбе против арианства во второй четверти IV в. Он оказал содействие в 339 г. Маркеллу Анкирскому и Афанасию Александрийскому после того, как они были низложены арианами. В 340 г. он собрал в Риме собор, куда съехались около 50 епископов, в основном Западной церкви, который признал эти низложения незаконными. Юлий единолично решил созвать Вселенский собор в Сердике (совр. София в Болгарии) в 343 г., на который, однако, восточные епископы не приехали. Собор поддержал решение Римского собора и утвердил за Римским епископом (Юлием) право принимать апелляции на решения всех провинциальных епископских синодов, присуждавших кого-либо к лишению епископского сана. В 346 г. по решению императора Констанция II Афанасию было возвращено епископское достоинство, и Юлий I отправил жителям Александрии послание, хваля их за верность истинному пастырю.

Стараясь возвеличить славу папского престола, Юлий построил 2 базилики в Риме и 3 церкви за пределами стен города.

"Основатель учения — Евтихий (371(?)—455 гг.), Константинопольский архимандрит. На Константинопольском соборе в 448 г. Евсевий, епископ Дорилейский (из Фригии) подал против Евтихия письменное обвинение в ереси. Ев-тихия вызвали на собор. Он сперва отказался явиться, ссылаясь на то, что дал обет не выходить из монастыря пока жив. В это время монахи Евтихия стали агитировать среди остального константинопольского монашества против Флавиана, архиепископа Константинопольского, выставляя обвинение Евтихия началом гонения на всех монахов. В конце концов Евтихий явился на собор под охраной монахов, а также солдат и полицейских чиновников, которые взяли с членов

собора обещание отпустить Евтихия на свободу, чем бы ни кончился соборный суд. Собор признал аналогичность учения Евтихия с ересью аполлинаристов (учение Аполлинария, епископа лаодикейского, осужденное на Римских соборах 376,377,382 гг., Вселенском соборе 381 г.) и приговорил его к лишению пресвитерианского сана и архимандритства. Евтихий отправил жалобу в Рим папе Льву I, который ответил покровительственным посланием; Евтихия также поддержали в Александрии. На Эфесском соборе 449 г. Евтихий признан невиновным, ему возвращено священство и архи-мандритство. Однако Римский собор объявляет Эфесский собор лишенным всякой силы, Лев I признает заблуждения Евтихия. Это подтвердил и IV Вселенский собор (Халкидон-ский), созванный в 449 г., Евтихий был предан анафеме.

Учение Евтихия — вариант доктрины монофизитства, которая слагается из двух моментов: материального, который решает вопрос о характере человеческой природы в Христе, и формального, который утверждает бытие в Христе одной природы, а не двух. Евтихий по формальной стороне полагал, что о двух естествах в Христе можно говорить лишь до его воплощения, а после единения в Христе уже одно естество. С материальной стороны Евтихий считал, что тело Христа не единосущно человеческому. Он считал, что Христос не мог принести человеческое естество с неба и считал, что Бог-Слово заимствовал человеческую природу от св. Девы. Человеческая природа способна принимать сущность того, кто ее носит. Поэтому в св. Деве, которая есть человек и единосущна людям, и человеческая природа единосущна людям. Но воспринятая от нее в Христе, единосущном Богу-Отцу, человеческая природа не единосущна людям. Допустить подобное единосущие, по мнению Евтихия, значит ставить под сомнение самое божество Христа.

14 Основатель учения — Тимофей Элур из Александрии. После получения в Александрии известия о смерти императора Маркиана (450—457 гг.), против Александрийского патриарха Протерия, который был водворен в 454 г., после смещения и смерти Александрийского патриарха Диоскора, с помощью военной силы, поднялось восстание: священник Тимофей Элур и диакон Петр Монг с восставшими ворвались в церковь, где Протерий пребывал под охраной, и убили его, а Тимофея Элура сторонники монофизитства избрали патриархом. Однако новый император Лев I (457-474 гг.)

передал вопрос легитимности правления Тимофея Элура на суд церкви, разослав митрополитам и епископам соответствующее циркулярное послание. В 458 г. он получил ответы епископов, которые не признали Тимофея епископом и считали его заслуживающим отлучения. Лев изгнал Элура и патриархом Александрийским был поставлен Тимофей Са-лофакиол (460—482 гг.). После смерти Льва на престол вступил Зинон (475-491), который в 476 г. был вытеснен узурпатором Василиском. Василиск попытался опереться на монофизитов и издал на имя Тимофея Элура рескрипт, по которому отменялись все решения Халкидонского собора. Тимофей восстановлен в сане патриарха и возвращается в Александрию (по дороге он возвращает Эфесскому епис-копу-монофизиту Павлу права патриарха Эфесского — Эфесская церковь потеряла права патриархии в соответствии с решением Халкидонского собора, и Элур отменил это решение в соответствии с рескриптом Василиска), где был с триумфом встречен. Однако патриарх Константинопольский Акакий встал на защиту Халкидонского собора и произвел такое впечатление на умы, что в 477 г. в Константинополе начались волнения. Василиск попытался исправить положение, отменив свой рескрипт, однако это не помогло, он был свергнут и сослан, и к власти вернулся император Зинон, а Тимофей Элур в том же году скончался.

Согласно учению Тимофея Элура, в Христе одна природа — божество его. Что касается человеческой сущности Христа, то Тимофей отказывается называть ее естеством. Хотя пречистое тело Богочеловека заимствовано из общего человеческого естества и существа и поэтому единосущно и однородно людям, в Богочеловеке нет человеческой природы, что доказывается сверхъестественностью его рождения. Если бы это была человеческая природа, св. Дева не пребыла бы в рождестве Девою.

15 К сожалению, в данном фрагменте Геннадия слишком мало биографических сведений, поэтому идентификация данного Павлина возможна с определенной долей вероятности. Скорее всего, в данном случае речь идет о Павлине Антиохийском. Истоки событий, активным участником которых был Павлин, восходят к 330 г., когда был сослан Евста-фий, епископ Антиохийский, и на его место был поставлен сторонник арианства. Тогда часть верной Евстафию паствы откололась от церкви, ставшей арианской, и составила

особую общину, управляемую пресвитерами. В 362 г. во главе евстафиан стоял пресвитер Павлин. Когда в 360 г. был изгнан Мелетий, епископ Антиохийский, вся масса православного населения Антиохии отказалась признать епископом арианина Евзоя. Однако евстафиане не признавали Меле-тия законным преемником Евстафия и своим епископом как запятнавшего себя общением с арианами. В 362 г. Александрийский собор постановил: сторонникам Мелетия присоединиться к Павлину, и направил в Антиохию для этого нескольких епископов. Но объединение не состоялось, так как прибывший в Антиохию несколько ранее других Люцифер, епископ Каралитанский (из Сардинии) усмотрел в догматических представлениях мелетиан след арианства, встал решительно на сторону евстафиан и рукоположил Павлина епископом Антиохийским. Таким образом, в Антиохии оказалось два православных епископа (Мелетий и Павлин) и один арианский. Павлин имел в дальнейшем поддержку среди западных епископов (так, на Римском соборе 382 г. он был признан единственно законным епископом Антиохийским), а Мелетий (после его смерти в 381 г. — его преемник Флавиан) — среди восточных. Умер Павлин в 389 г.

У Геннадия Павлин назван пресвитером. Вероятно, это связано с тем, что до Павлина евстафианами руководили пресвитеры, а епископов у них было только два — сам Павлин и рукоположенный им перед смертью Евагрий. После смерти Евагрия в 392 г. епископ мелетиан Флавиан добился того, что павлиниане не смогли поставить преемника-епископа Евагрию и во главе общины опять встали пресвитеры вплоть до 415 г., когда община павлиниан воссоединилась с Антиохийской православной церковью, во главе которой стоял епископ Александр. Так что в традиции руководители евстафиан-павлиниан вполне резонно (для не посвященного подробно в дела Антиохийской церкви) могут называться пресвитерами.

16Ефрем Сирин (ок. 306-373 гг.). Родился в Нисибисе в христианской семье. В возрасте около 18 лет Ефрем принял крещение и, по-видимому, тогда же принес аскетический обет. Около 338 г. Ефрем был посвящен в сан диакона, обычно соединявшийся в те времена с работой певца и регента, а порой с занятиями гимнографа и композитора. Епископ Нисибиса Иаков, оказавший на него сильное личное влияние, поручил Ефрему руководящую роль в только




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.