Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виктор Витенский 8 страница




что основанной христианской школе. Когда в 363 г. Ниси-бис по договору персов с Иовианом отошел к империи Са-санидов, Ефрем переселился в Эдессу и перенес туда свою преподавательскую и организаторскую деятельность, с которой, по-видимому, и связано начало знаменитой эдесской «школы персов». Ефрем писал на сирийском, но вскоре его труды были переведены на греческий, латинский и армянский. Его слава, принесшая Ефрему почетное прозвище Пророка сирийцев, еще при его жизни вышла далеко за пределы сироязычной среды. Его сочинения даже читались в церквях после святого Писания.

17Вардесан (Бар-Дайшан) (154—225 гг.), сирийский ученый, астроном, математик, поэт, философ-гностик, один из виднейших представителей сирийской (дуалистической) школы. Родился близ Эдессы. Принадлежал к высшей аристократии, был личным другом царя Эдессы Абгара IX. В философском плане был последователем школы Валентина (Валентин — самый значительный гностический философ, родом из Египта, умер в 160 г. на Кипре), а в историю церкви вошел в том числе и как яростный борец против Мар-кионовой ереси — известны его диалоги против последователей этого учения. Вообще, его многочисленные религиозно-философские, исторические и поэтические сочинения были очень распространены, и восточные церковные писатели широко ими пользовались. Вардесан первым изобрел стихосложение для сирийского языка и сочинил по образцу псалтыри 150 гимнов, которые употреблялись при церковном богослужении, пока не были заменены гимнами Ефрема Сирина. Сын Вардесана Гармоний развил религиозно-философскую систему отца, внеся в нее элементы греческой философии.

В основе системы лежит общегностическая идея абсолютной полноты вечного бытия, или мира эонов, из которого происходит и к которому возвращается все способное к восприятию истины. Выраженная полнота абсолютного бытия — Плерома — состоит из 7 эонов и одного «Небесного Христа, Сына Жизни», который происходит от первого абсолютного и вечного сочетания (сизигии) активного и пассивного начала — Отца Жизни и Матери Жизни. Женский коррелят Христа — Хакмут (София), долженствующая составить с ним второе производное или обусловленное мировым процессом сочетание (сизигию), по немощи своей

пассивной природы падает в область темного хаоса или бесформенной материи, вечно противостоящей небесному свету Плеромы. Из этой материи Хакмут, следуя тайным внушениям Небесного Христа, создает Демиурга, а через него весь видимый мир. В каждом человеке Вардесан признавал две души — высшую, пневматическую, и низшую, материальную. Но последняя с безусловной необходимостью подчинена судьбе, действующей через астральное начало в 7 светилах, изображающих в нашем низшем мире 7 небесных эонов. Пневматическая душа же, как прямое порождение Хакмут, нисколько не зависит от судьбы и звезд; она свободна на добро и зло. В заключение мирового исторического процесса все духовные существа, очищенные земными испытаниями, соединяются с ангелами и участвуют в брачном пире Христа и Софии-Хакмут, достигающих своего окончательного и полного сочетания (сизигии).

18 Об этом деятеле не известно практически ничего, кроме сообщения Геннадия. Вителлий стал известен при императоре Флавии Юлии Константе (337—350 гг.), который вступил на престол после смерти отца, Константина I, 9.09.337 г. Однако еще при жизни Константина, в 335 г., Констант, имея титул цезаря с 333 г., получил в удел Иллирию, Италию и Африку. Так что время появления труда Вителлия следует отнести к промежутку между 333 и 350 гг.

"Донатизм — церковная схизма (раскол) в Римской Африке, возникшая на почве социальных, национальных и экономических трений между берберийским населением и римскими и романизированными землевладельцами и горожанами в начале IV в. Истоки раскола восходят к 311 г., когда умер Карфагенский епископ Менсурий. Значительная часть карфагенских христиан избрала преемником Менсу-рия архидиакона Цецилиана. Был созван собор, на который были приглашены ближайшие к Карфагену епископы. Во главе их стоял Феликс Аптунгский, который и рукоположил Цецилиана. Однако в Карфагене было и много недовольных Цецилианом. Они завязали отношения с нумидий-скими епископами, во главе которых стоял Секунд Тигизский. Уже после собора Секунд со своими 70 нумидий-скими епископами явился в Карфаген и встал на сторону недовольных. Догматическим поводом для непризнания нумидийскими епископами Цецилиана епископом Карфагенским было то, что, по мнению нумидийских иерархов,

все традиторы (т.е. те из христианского клира, кто под угрозой смерти выдал властям священные книги), к коим относился и Феликс Аптунгский, не способны совершать иерархические действия, а следовательно, рукоположение Цецилиана недействительно. Нумидийские епископы собрали собор против Цецилиана, признали его низложенным и отлученным и рукоположили в епископы карфагенского чтеца Майорина. Сторонники Майорина в 313 г. обратились к императору Константину с просьбой решить спор. Созванный в Риме по указанию Константина собор решил дело в пользу Цецилиана. В 314 г. в Арле был созван второй собор по этому вопросу, решение которого было также в пользу Цецилиана, а его обвинители лишились епископского сана. В 313 г. во главе раскольников вместо Майорина был избран Донат. Донатисты с помощью протекции при дворе упросили Константина решить вопрос своей властью. Константин согласился и в 316 г. решил его не в пользу донатистов. Донату разрешили вернуться в Африку, но запретили жить в Карфагене, однако он самовольно туда вернулся. Константин тогда издал против донатистов строгие законы. В 321 г. донатисты обратились к императору с просьбой оставить их в покое и предоставить им возможность пользоваться правами религиозной свободы. Константин удовлетворил их просьбу и отменил направленные против донатистов законы. В результате сфера деятельности донатистской церкви расширилась, к 330 г. было уже 270 епископов-донатис-тов, был донатистский епископ и паства в Риме (тайно). В 348 г. епископы донатистов заключили союз с циркумцел-лионами (упоминаемое с 345 г. это движение прежде всего берберийского населения, низших слоев свободных и беглых рабов, объединенных на основе некоей аскетической вариации христианского учения). В 348 г. император Констант попытался задобрить донатистов и побудить их войти в католическую церковь. Когда посланцы императора Павел и Макарий явились к Донату, он их прогнал, после чего приказал оповестить, чтобы никто не смел принимать милость от императора, и призвал циркумцеллионов постоять за веру, что они и сделали, начав нападения на солдат. Регулярные войска во главе с Макарием их разбили, 4 донатиста были казнены, некоторые другие были сосланы, в том числе и сам Донат, который в ссылке и умер. Базилики донатистов были переданы католикам. И на Карфагенском соборе в 349 г.

было официально объявлено об уничтожении раскола до-натистов. Однако это не соответствовало действительности. В 361 г. донатисты обратились к императору Юлиану с просьбой вернуть им гражданские права и свободу вероисповедания. Юлиан удовлетворил их просьбу. В Нумидии и Мавретании они захватили все церкви католиков, людей, вплоть до детей, подвергали покаянию за общение с «предателями», католиков нередко перекрещивали. После смерти Юлиана были изданы законы об ограничении своеволия донатистов, однако они продолжали законно существовать наряду с католиками. В это время они разделились на новые секты (урбанистов, клавдианистов, максимианистов, рога-тистов). В 410 г. от Карфагенского католического собора была отправлена к императору Гонорию депутация с просьбой, чтобы донатистам было предписано явиться в Карфаген для публичного обсуждения вероисповедального вопроса. Гоно-рий издал указ. В 411 г. состоялась Карфагенская конференция (286 католических и 279 донатистских епископов). Го-норий назначил третейским судьей трибуна и нотария Марцеллина, который признал донатистов побежденными. После этого император издал указ, которым предписывал донатистам предоставить свои базилики католикам. В тех местах, где донатисты составляли большинство населения, они отказались это сделать. Так что донатисты, хотя и ослабленные, продолжали существовать вплоть до вандальского завоевания Африки, а последнее историческое известие о них относится к концу VI — началу VII вв.

В чем же состояли догматические разногласия донатистов с католиками? 1) Вопрос о еретическом крещении. Благодать дана для церкви, вне церкви вовсе нет благодати. В вопросе о действенности крещения, как и о действенности благодати вообще, нужно обращать внимание на совесть дающего, который омывает и совесть приемлющего. Кто приемлет веру от неправомудрствующего, тот принимает не веру, а лишь состояние его виновности. А исходя из положения, что вне церкви нет спасения, донатисты и католиков третировали как язычников, некрещеных. Отсюда и требование перекрещения католиков; 2) католики считали церковь «католической», т.е. «повсюдной, вселенской», и критиковали донатистов за их локальность, поскольку другие апостольские церкви донатистов не признали. Донатисты истинную церковь определяли как церковь святую в субъек-

I

тивном смысле (т.е. как состоящую из святых людей) и в эмпирическом осуществлении своего идеала (т.е. уже очистившую себя от грешников). А католики — традиторы и гонители, следовательно, их церковь не святая и потому не католическая, католической же церковью должны называться донатисты.

20 Т.е. представителей католической церкви.

21В качестве донатистского епископа в Риме Макробий был преемником Энколпия. Умер Макробий после 365 г. Кроме упоминаемого у Геннадия труда Макробий был автором «Epistula de passione martyrum Isaaci et Maximiani» — повествования о смерти двух мирян-донатистов во время гонений Макария против донатистов в 348 г. (см. прим. 19).

"Оптат, епископ Милевы в Нумидии (западнее Цирты). Жил во второй половине IV в. Являлся одним из крупнейших католических деятелей, ведших борьбу с донатизмом, и первым антидонатистским писателем. Его сочинение «О расколе донатистов» в 6 книгах появилось ок. 367 г., а окончательный, пересмотренный вариант труда, с добавлением VII книги (в основном — документов по истории донатиз-ма) — ок. 385 г. Его произведение было весьма знаменитым и популярным. Так, труд Оптата был источником для Августина прежде всего в том, что касалось понятия церкви.

23 Монтанизм — довольно своеобразное движение, занимающее промежуточное положение между ересями и схизмами (раскольническими движениями, которые не имеют своей догматики либо имеют в минимальном виде лишь для оправдания своего отделения от церкви). Недаром Геннадий ставит монтанизм на один уровень с донатизмом, типичной схизмой. Основатель — Монтан, родившийся в небольшом городке Ардабау на границе между Мисией и Фригией (области Малой Азии). Центром движения была Пепуза, небольшой городок во Фригии. Монтан первоначально был скопцом, язычником, жрецом Кибелы. Свое обращение к христианству он ознаменовал отречением от всего имущества. Вместе с двумя ученицами, Присциллой и Максимиллой, он пророчествовал в состоянии религиозного экстаза. Вообще, время выступления Монтана точно определить невозможно и следует отнести к середине — второй половине II в. Движение довольно быстро охватило Фригию, а затем распространилось на Азию, Понт, Фракию. Однако на Востоке против них выступили все христианские авторитеты.

Многократные соборы в Малой Азии осудили монтанизм. Так, например, Иконийский собор во второй четверти III в. постановил перекрещивать обращающихся из монтанизма. Секта существовала до VI в., когда император Юстиниан (в 530—532 гг.) издавал указы против монтанистов, и даже до VIII в., когда в 724 г. император Лев Исаврийский издал закон, принуждавший монтанистов принимать православие.

Вскоре монтанисты перенесли пропаганду на Запад. В частности, в Галлии о существовании монтанизма знали уже в 177 г. Распространился монтанизм и на Италию, в частности на Рим. В IV в. произошло даже оживление римского монтанизма. Но в 388 г. император Феодосии издал указ против монтанистов, и главные их представители бежали из Рима.

Благотворную почву нашел монтанизм в Африке. Прежде всего это связано с именем карфагенского пресвитера Тертуллиана, обратившегося к этому учению: в 197 г. он защищает церковь как христианин-католик; в 202 г. он симпатиями на стороне монтанизма, но не порывает с католической церковью; в 208/209 г. Тертуллиан уже заявляет, что африканские монтанисты, к которым он примкнул, имеют свои богослужебные собрания, отдельные от католической церкви. Это общество, известное под названием тертуллиа-нистов, существовало до времен Августина. Благодаря усилиям Августина тертуллианисты обратились в лоно католической церкви.

Благодаря Тертуллиану мы знаем о доктрине монтанистов следующее: 1) именно теперь наступила эпоха, когда настало время полного откровения Параклита, Духа Утешителя: пришел дух истины, чтобы научить верующих всему (Иоан. 14:26) (т.е. признать монтанизм — значило уверовать в пророчества Монтана и Максимиллы); монтанисты посмотрели на откровения своих пророков с точки зрения придания им общеканонического значения, и поэтому они должны были дополнить этими пророчествами канонические книги Св. Писания; существенным отличием этих пророчеств было то, что они открывались в экстатическом состоянии; 2) все содержание пророчеств касалось нравственной стороны христианства. Выявляются периоды в религиозно-нравственной истории человечества: первоначально люди существовали в период детства; период отрочества наступил со времени естественного нравственного закона; Христос ввел церковь и всех верующих в состояние юношества;

с последними откровениями Параклита наступил зрелый возраст исполнения Христова. Поэтому большинство пророчеств — о близком наступлении второго пришествия, за которым должно открыться тысячелетнее Христово царство. Поэтому Евангелие — новый закон, который, как закон, должен иметь обязательную принудительную силу для всех. Базируясь на Евангелии, монтанисты воспрещали вторые браки; вводили свои, дополнительные посты; рьяно стремились к мученическому венцу, лишь только открывались гонения; епископ может прощать лишь легкие грехи, тяжкие, смертные грехи непростительны, их может простить только Бог, поэтому таким грешникам вход в церковь открыт только через мученичество.

24 О нем ничего не известно.

"Пахомий Великий (292—348 гг.) родился в семье язычников в Египте. Поступил на военную службу во время войны между Константином Великим и Максимином (312 г.). По окончании войны (ок. 314 г.) он принял крещение, удалился в Фиваидскую пустыню и здесь прожил 6 лет под руководством отшельника Паламона. Однако отшельническая жизнь перестала его удовлетворять. И в 320 г. он основал первый в мире монастырь, Табеннеси, в Верхнем Египте, на правом берегу Нила, немного западнее современного г. Дишна. Вскоре монастырь не мог вместить всех желающих, и Пахомий основал второй монастырь, Пбоу. Впоследствии возник еще ряд пахомианских монастырей. Пахомий составил первый монастырский устав, которым руководствовались не только египетские монастыри, но и обители, возникшие в Эфиопии, Сирии, Палестине, Месопотамии, а затем в Риме и Галлии.

26 Феодор был после Пахомия настоятелем монастыря Табеннеси в 350—368 гг. Упоминается (см. Aphanas. De abba Theod. et Pamm.) как покровитель Афанасия Александрийского при его бегстве во времена императора Юлиана.

27См., например, прим. 28.

28 Оресиесий был третьим преемником Пахомия на посту настоятеля монастыря Табеннеси. Умер Оресиесий в 380 г. Его труд был переведен Иеронимом. Сохранилось также 2 письма ему от Афанасия. Родным монастырем Оресиесия был монатырь Хенобоски, один из старейших пахомианских монастырей в Египте. Оресиесий был утвержден самим Пахо-мием настоятелем монастыря в 346 г. Через 5 лет он покинул

свой пост из-за конфликта с Феодором. После смерти Фео-дора в 368 г. по приказу Афанасия Александрийского вступил в руководство монастырем Табеннеси.

29 Макарий родился в 300 г. в Египте, ум. в 390 г. Был учеником Антония Великого. Кроме религиозного образования имел и вполне светское. В возрасте 30 лет он удалился в Нитрийскую пустыню и жил там отшельником среди отшельников-келиотов. Ок. 340 г. он был рукоположен в пресвитеры. Ок. 373 г. вместе с Макарием Александрийским был сослан епископом Александрии Люцием (ариани-ном) на остров в Египте, однако вскоре возвращен назад (см. Socr. HE, IV, 23).

30 Евагрий родился ок. 345 г. в городке Ивора (Понт). Отец Евагрия был рукоположен Василием Великим в сан хоре-пископа. Евагрий был принят в клир Василия Великого и рукоположен им в должность чтеца. В 379 г., после кончины Василия, Евагрий уезжает в Константинополь, где попадает под влияние Григория Богослова, сделавшего Евагрия своим архидиаконом. В это время он полюбил некую женщину знатного рода, однако, согласно традиции, явившийся ему ангел повелел оставить столицу. В 382 г. Евагрий уехал в Палестину и вступил в монастырь на масличной горе. После тяжелой 6-месячной болезни он отправился в 383 г. в Египет, где и прожил 16 лет до своей смерти (399 г.) среди египетских пустынников.

31 Проблема авторства «О восьми духах лукавства» остается нерешенной. В некоторых греческих и во всех сирийских и эфиопских рукописях это сочинение значится как творение Евагрия. Однако в большинстве греческих рукописей трактат приписывается преп. Нилу Синайскому.

32 Греч, «отшельники».

"Феодор, называемый также Феодоритом, пресвитер в Антиохии. Во время гонений комита Востока Юлиана, дяди императора Юлиана, претерпел мученическую смерть, будучи хранителем церковного имущества (Soz. V, 8,1). Есть сообщения, что он был пресвитером в монастыре Раиту. В «Vol. V. Bibliothecae Patrum (Coloniensis)» говорится, что он был автором комментария к труду о Господнем воплощении, против последователей Нестория и Евтихия.

34 Аполлинарий Младший, епископ Лаодикии Сирийской (младшим он называется в отличие от своего отца, Аполлинария, пресвитера в той же Лаодикии). Аполлинарий стал

епископом Лаодикии до 362 г., когда на Александрийском соборе были и монахи, посланные Аполлинарием. Вскоре после собора распространяется учение Аполлинария; ок. 372 г. Афанасий полемизирует с Аполлинарем; в 373 г. Василий Великий говорит о ереси, распускаемой Аполлинарием. Вскоре затем аполлинаристы выделились в отдельное общество. В Антиохии к Аполлинарию примкнул мелетианский пресвитер Виталий, которого он рукоположил в Антиохий-ские епископы. Учение аполлинаристов с их различными разветвлениями было осуждено на нескольких соборах (например, Римских 376, 377, 382 гг., Вселенском 381 г.).

Учение Аполлинария заключается в следующем. Существует совершенный Бог во плоти и совершенный человек в духе. Христос принял плоть и душу человеческие, но не человеческий ум; ум и дух его был непреложный, божественный. Это совершенно не противоречит природе, так как душе свойственно всегда управляться чем-то другим, и ей безразлично, будет ли ею управлять дух человеческий или дух божеский. Таким образом, Христос не просто сосуд божества, а органическое единство человека и бога. В лице Иисуса божество и человечество составляют одну природу, но они пребывают и не сливаются, и не переходят друг в друга. Христос, таким образом, является и иносущим и едино-сущим по отношению к человечеству: поскольку он есть Бог, он иносущен, а поскольку он — плоть, он единосущен.

35 Евномий, сторонник арианства, точнее, его крайней партии, члены которой именовались аномии (они считали, что Отец и Сын суть одно, однако Сын не подобен Отцу; сторонники этого учения отличались исключительной непримиримостью и твердо стояли на своих убеждениях, не вступая ни в какие сделки с другими течениями). Во главе этой партии стоял Аэций, учитель Евномия, с которым последний был тесно связан. Антиохийский епископ Леонтий рукоположил Аэция в диаконы, однако под давлением православных иерархов Флавиана и Диодора был вынужден запретить Аэцию священнодействовать и лишил его диаконства. Аэций, по-видимому, вместе с Евномием, какое-то время жил у Георгия, арианского епископа Александрии. В 357 г. умер Леонтий, и епископом Антиохии становится епископ герма-никский Евдоксий, взгляды которого были весьма близки к арианским. Аэций вместе с Евномием возвращаются из Египта. 15 апреля 360 г. в Константинополе предполагалось

освятить только что отстроенную церковь св. Софии. По этому случаю был созван собор, на который явились 72 епископа, в том числе и Евдоксий. На соборе занялись догматическими вопросами и, в частности, обвинили Евдоксия в ереси. Однако ему удалось оправдаться перед императором Констанцием, и в ответ он выдвинул различные канонические обвинения против своих обвинителей (василиан, сторонников Василия, епископа Анкирского, партии ариан, которая считала, что Сын совершенно подобен Отцу и по самому существу), под предлогом которых были низложены Македонии, патриарх Константинопольский, и еще 10 епископов. Евдоксий занял пост Константинопольского патриарха, однако вынужден был пожертвовать Аэцием, которого, обвиненного в ереси, сослали по приказанию Констанция. Евномий же был рукоположен Евдоксием в сан епископа Кизика Элевсия. Став епископом, Евномий открыто продолжал следовать учению аномиев (Аэций): так, он перекрещивал не только приходящих к нему василиан, но и ариан других толков. Противники Евномия в Кизике подали на него жалобу в Константинополь, императору Констанцию, обвинив епископа в приверженности к учению Аэция. Констанций потребовал от Евдоксия вызвать Евномия на суд. Евдоксий уведомил Евномия, рекомендуя бежать из Кизика. Евномий бежал (в 361 г.), а затем выступил с обвинениями Евдоксия в предательстве и его, и Аэция. В результате Евномий основал свое братство, и к нему перешли как сторонники Аэция, так и сторонники Евдоксия, считавшие последнего предателем. Евномий прожил до правления императора Феодосия, и известно, что он был изгнан за то, что, несмотря на указы Феодосия против ариан, продолжал пропаганду своего учения в Константинополе.

36 Аврелий Пруденций Клеменс, христианский поэт. Основной источник по его биографии — это его стихи. Родился в 348 г. в Тарраконской Испании. Возможно, был адвокатом. Вероятно, дважды был наместником Испании, видимо — Тарраконской. Дата смерти неизвестна.

37 Квинт Аврелий Симмах родился ок. 340 г. в аристократической семье. В возрасте примерно 25 лет Симмах был назначен управителем Лукании и Бруттия, богатейших областей Италии. В 369 г. он был послан со специальным почетным поручением от сената к императору Валентиниану I в Аугусту Тревиров (в то время велись военные действия про-

тив варваров в Германии). В 370—374 гг. Симмах был проконсулом Африки. После этого на некоторое время отошел от государственной службы и в основном заседал в сенате. В 382 г. он принимает активное участие в борьбе за алтарь Победы (в 382 г. император Грациан сложил с себя титул понтифика, конфисковал имущество жреческих коллегий и приказал вынести из курии римского сената статую богини Виктории и находящийся у ее подножья алтарь, стоявший здесь со времен императора Августа, который повелел воздвигнуть этот алтарь в честь битвы при Акциуме. Сенат, состоявший в основном из язычников, принял решение обратиться к императору с прошением о восстановлении алтаря). Грациан мотивировал свой указ об удалении алтаря тем, что он оскорблял веру сенаторов-христиан. Сенат же обязал Симма-ха ходатайствовать перед императором о восстановлении святынь. В 382 г. Грациан отказался принять Симмаха. Однако в 383 г. Грациан был убит, и бразды правления перешли к Валентиниану II. В 384 г. Симмах прибыл в Милан, где выступил перед императором с блестящей речью. Однако против него выступил епископ Милана Амвросий. Петиция Симмаха была отвергнута (кстати говоря, вдохновленный именно посланием Амвросия, Пруденций написал поэму «Против Симмаха»). Вернувшись в Рим, Симмах с июля 384 г. по февраль 385 г. занимал пост префекта Рима. Однако в результате усилившегося влияния христиан был вынужден оставить пост, уступив его христианину Пиниану. В 387 г. Симмах играл заметную роль в торжествах, посвященных третьему консульству императора Валентиниана II, но уже вскоре он приветствовал узурпатора Максимина. Когда Максимин был низвергнут Феодосием, Симмах нашел убежище в христианском храме. Епископ Леонтий способствовал тому, чтобы Симмах был прощен. Император его простил, и Симмах написал панегирик Феодосию. В 391 г. Симмах был избран консулом и снова возбудил дело о восстановлении алтаря Победы, надеясь воспользоваться разногласием между Феодосием и Амвросием Медиоланским, однако неудачно. Разочарованный своим поражением, Симмах поддержал узурпатора Евгения, однако и он был смещен Феодосием. Симмах стал вести частную жизнь. В 395 г., когда в Риме разразился голод, Симмах откликнулся на призыв сената и помог в преодолении продовольственного кризиса. Затем Симмах помог организовывать официальные игры,

которые готовились его сыном, ставшим претором в 400 г. В 402 г. Симмах опять отправился в Милан к императору, прося по поручению сената о восстановлении алтаря Победы, однако получает окончательный отказ. Вскоре (в 403 г.) он умирает.

38 Епископ ок. 370 г.

39 Основатель манихейства — перс Мани. Родился в первой четверти III в. в Ктесифоне и получил тщательное воспитание. Его отец примкнул к секте могтазилах (крестиль-ников), и с самого детства Мани вращался в среде, проникнутой духом бурного религиозного искательства. Одно время он был христианским пресвитером. Ок. 240 г. Мани проповедует свою религию при дворе персидского царя Шапура I. Но здесь он остается недолго, после чего предпринимает миссионерское путешествие на восток до Китая и на юг до Индии. В конце царствования Шапура (ок. 270 г.) Мани снова является в Персию, но в 276/277 г. в результате происков магов он был распят.

Учение Мани заключается в следующем. Безначально существуют два начала — доброе и злое, свет и мрак (называемый материей). Свет именуется древом жизни и обнимает области к востоку, северу и западу, мрак (материя) — древом смерти и обнимает южные области. Область света включает в себя 5 атрибутов-эонов — чертогов: разум, знание, мысль, рассуждение, волю. Область мрака заключает в себе 5 эонов-чертогов противоположного характера. Возмущение элементов древа смерти (которое находится в брани со своими же плодами) привело его в соприкосновение с древом жизни: вся материя старалась ворваться в область света. Во время вторжения духов злобы Отец производит Матерь Жизни, а она — Первого человека. Первый человек вызывает к бытию 5 сыновей, но в происшедшей схватке вместе с сыновьями он был пожран сынами мрака. Первый человек 7 раз взывает о помощи к Отцу Величия, который вызывает к бытию вторую Троицу. Последний член ее, Животворящий Дух, создает 5 сыновей. Во время нового столкновения Первый человек был освобожден из объятий адских сил. Затем Дух, приступил к творческой работе. Он повелел своим сыновьям убить и ободрать архонтов, сынов мрака. Матерь Жизни из их кож распростерла небеса. Дух очистил часть света, отнятую у 5 сынов Первого человека, и создал из него Солнце, Луну и звезды. Потом были сотворены сти-

хии — воздух, вода, огонь. Но творению вновь угрожали злые силы. Тогда Матерь Жизни, Первый человек и Животворящий Дух стали молить отца о ниспослании третьего вестника. Вестник продолжает дело отделения света от скверны архонтов. Однако часть скверны упала на сушу и прозябла под формой 5 растений. После жизни растительной является животная, а затем человек. Адама и Еву породил сын мрака. Он заключил свет в нечистую плоть. Тогда Вестник, Матерь Жизни, Первый человек и Животворящий Дух посылают спасителя Иисуса. Он приблизился к Адаму, пробудил его от сна смертного, отогнал от него демона-соблазнителя. Когда Адам стал существом разумным, Иисус научил его необходимым истинам. Человек уразумел свое несчастье, но и узнал средство избавиться от него: он должен охранять свою душу от всякой телесной нечистоты в самоотречении и воздержании, должен освобождать мало-помалу от уз материи божественную сущность, заключенную в нем и разлитую в мире, и таким образом содействовать великой работе очищения, которую Бог совершает во Вселенной. На помощь людям Бог воздвигал пророков и учителей — в их числе Адама, Ноя, Авраама, Иисуса Навина и, величайшего из них, Мани.

Таким образом, поведение манихея — аскетическое. Он живет под тремя печатями: 1) печать на уста — заставляет его избегать всего нечистого в пище (мясо, вино; даже при изготовлении растительной пищи манихею не дозволяется умерщвлять растения) и в слове; 2) печать на руки — воспрещается заниматься вещами, поскольку в них есть элемент тьмы; 3) печать на лоно — безусловное половое воздержание. Но вводилась двойная нравственность: манихеи делились на совершенных (избранных) и слушателей, которые должны только воздерживаться от пролития крови, идолопоклонства, волшебства, лжи и пр. Вообще, культ Мани был сухим, строгим и состоял из молитв и гимнов.

40 Об основателе учения Савеллии известно крайне мало. Ок. 217 г. он жил в Риме и ок. 220 г. стал проповедовать свое учение. Он подвергся резкой критике со стороны Ипполита (ок. 170—235 гг. — один из самых выдающихся религиозных писателей III в., сторонник морального ригоризма и блюститель традиционных христианских обычаев; во имя этих принципов он пошел на разрыв с папой Каликстом в 217 г., стал во главе отдельной общины, то есть был первым

антипапой) и в конце концов был отлучен от церкви папой Каликстом I (217—222 гг.). Евсевий сообщает, что савелли-анство распространилось в Ливии и Пентаполе (грен. Пяти-градье — союз, состоящий из пяти городов; в данном случае имеется в виду ливийский Пентаполь с городами Берени-кой, Арсиноей, Птолемаидой, Киреной и Аполлонией). С этим, видимо, связано то, что многие позднейшие писатели называют Савеллия ливийцем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.