КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская Православная церковь при Алексее Михайловиче. Раскол
С G Am F Dm G С G Am F C G F G C F G C F G Am F G C С G Am F Dm G С G Am F C G Скрой меня C F G C F G C F G C F G Блажен кто поверил Богу, Творцу небес и земли, Дающему хлеб голодным, хранящего от беды!
1 Скрой меня, Своим крылом, Сохрани под сильною рукой. Пр: Пусть бушует шторм и гром гремит, Над бурей буду я с Тобой парить, Мой Отец – Ты Царь над всей землёй, Я не боюсь – мой Бог со мной! 2 Найду покой, в Тебе – Христос, Верю я, в могущество Твоё.
Уже в 30-е гг. XVII в. часть духовенства, в первую очередь, провинциального, начинает осознавать падение авторитета церкви. В Москве в середине 40-х гг. XVII в. вокруг молодого царя Алексея Михайловича и его духовника, настоятеля кремлевского Благовещенского собора протопопа Стефана Вонифатьева, образовался кружок «ревнителей древнего благочестия», стремившихся поднять уровень религиозной жизни народа, искоренить пороки духовенства и исправить саму церковную жизнь. В кружок входили не только духовные, но и светские лица. Из столичных членов кружка наиболее видными были окольничий Ф. М. Ртищев, архимандрит Новоспасского монастыря Никон (позже митрополит и патриарх); из «провинциалов» - юрьевецкий протопоп Аввакум, епископ Коломенский Павел и др. По мнению «ревнителей», реформа должна была коснуться только церковной организации и нравственности, но вовсе не затрагивать существа вероучения и культа. Речь шла не об изменениях, а о внешнем упорядочении: литургическом единообразии, исправлении ошибок и разночтений в книгах, борьбе с языческими обычаями, повышении религиозно-нравственного уровня как духовенства, так и прихожан. Кружок развернул активную издательскую деятельность. Увеличилось не только количество, но стало более разнообразным содержание издаваемых книг. Большинство их составляли не богослужебные, а «учительные» и церковно-просветительские. Однако к концу 40-х гг. кружок «ревнителей благочестия» потерял былое единомыслие. «Провинциалы» стояли за верность традициям и святорусскому православию, правке книг по древнерусским рукописям. Греческие богослужебные книги они признавали только древние, рукописные, а изданные после падения Константинополя в иноверных землях, считали «исполненными ересей лютерских и латинских». Столичные «ревнители» (Вонифатьев, Никон, Ртищев) выражали «грекофильские» позиции, считая возможным обращение к греческим образцам и уставам. Отечественные церковные книги, по их мнению, испорчены, их необходимо править, также как русские обряды и чины, по греческим образцам. Царь Алексей Михайлович тоже воспитывался в «грекофильских» традициях. По мнению ряда историков и богословов, именно Алексею Михайловичу принадлежала инициатива реформы Церкви. Но для осуществления этих планов был нужен новый патриарх. Престарелый патриарх Иосиф не годился как по возрасту, так и из-за приверженности московской старине. Подходящей кандидатурой мог стать Новоспасский архимандрит, а затем митрополит Новгородский Никон. Знакомство Никона с царем Алексеем Михайловичем произошло в 1646 г., когда он, настоятель одного из провинциальных монастырей, отправился в Москву за сбором подаяния и, по обычаю, явился на поклон к государю в Коломенское. Много видевший и знавший 43-летний Никон сумел произвести впечатление на 17-летнего царя, и тот предложил ему остаться в Москве. Никон был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря и примкнул к влиятельному кружку ревнителей древнего благочестия. В 1648 г. Никон получил пост новгородского митрополита. Во время «хлебного бунта» в Новгороде (1650) Никон укрывал бежавшего от восставших воеводу Хилкова, за что был жестоко избит, вел переговоры с бунтовщиками, предавая анафеме непокорных, но при этом ходатайствовал перед царем о прощении восставших после подавления бунта. А между тем, используя свое влияние на Алексея Михайловича, «ревнители» добились от царя и патриарха ряда строгих указов, в которых обличалось скоморошество и другие «богомерзкие игры», запрещалось работать в воскресные и праздничные дни, требовалось неукоснительно соблюдать посты, исповедоваться и причащаться. Эти меры не вызвали, однако, поддержки прихожан. Так, в Юрьевце среди местного населения вспыхнуло недовольство действиями протопопа Аввакума. Бунт, направленный против протопопа Даниила, произошел в Костроме. В апреле 1652 г. скончался патриарх Иосиф, а в июле того же года патриархом был избран Никон. Став патриархом, Никон получил от Алексея Михайловича титул «великий государь». Первые шаги Никона были направлены на нравственное оздоровление общества. Патриарх выступил с инициативой запрета продажи спиртных напитков в праздничные и постные дни в городах, разрешено было оставить лишь один питейный дом на весь город, строго воспрещалось продавать водку монахам и священникам. Никон добился выселения иноверцев в специальную Немецкую слободу, построенную на берегу Яузы. Программа Никона состояла в укреплении Русской православной Церкви и утверждении ее как вселенской церкви во вселенском православном царстве. Идея очень нравилась молодому царю, мечтавшему занять место византийских императоров и превратить Русское государство во Вселенскую Греко-Российскую Восточную империю. Реформа Никона была очень умеренной. Она не касалась основ вероучения. Проводя ее, Никон преследовал две основных цели. Во-первых, устранение различий в богослужебной практике между русской и греческой православной церковью, что позволило бы восстановить связи с европейским православным миром и расширить возможности для влияния. Во-вторых, введение единообразия в церковной службе по всей России и установление единого канона. Достижение второй цели было жизненно необходимо для поддержания авторитета церкви внутри страны. Несмотря на то, что «законы» богослужения были канонизированы Стоглавым собором еще в 1551 г., русская церковь до реформы не имела единого культа. В каждой местности сложилась своя практика богослужений, воспринимавшаяся как единственно правильная. Имели распространение соловецкая, московская, новгородская и другие традиции. При этом русские чины богослужения не только отличались друг от друга, но и сильно расходились с греческими чинами. Начало церковной реформы Никона принято связывать с событиями февраля 1653 г., когда накануне Великого поста патриарх разослал по московским приходам «память», в которой говорилось о том, как во время молитвы нужно класть поклоны и креститься. Изменения касались обрядовой стороны, но были восприняты многими верующими как посягательство на чистоту православия. «Ревнители» сразу же подали царю записку с критикой Никона, но тот передал ее патриарху. Эти выступления против нововведений Никона привели к первым опалам и ссылкам, в том числе был отправлен в ссылку в Сибирь протопоп Аввакум, принял постриг Стефан Вонифатьев. Реформа Никона сводилась в основном к следующему: - устанавливался единый для всех православных церквей культ богослужения; - за образец брался греческий богослужебный чин; все священные и богослужебные книги исправлялись по греческим образцам; - главное внимание обращалось на правильность и торжественность богослужения; - устанавливалось единоголосие во время церковной службы (вместо обычая читать и петь одновременно разное несколькими голосами); - вводилось крестное знамение тремя перстами («троеперстие»); двуперстие было предано проклятию; - земные поклоны при богослужении заменялись поясными; - для богослужения допускались иконы только греческого письма; - изменение формы креста (допущение шестиконечного наряду с восьмиконечным); - замена обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу, по часовой стрелке, «посолонь» обхождением против движения солнца (навстречу солнцу); - запрет на строительство шатровых храмов. Исправление богослужебных книг и обрядов проводилось в 1653-1655 гг. В качестве образцов для редактирования новых переводов брались современные греческие книги, изданные в Италии. При этом никакой сверки богослужебных книг с более ранними греческими и славянскими текстами не проводилось. Все эти изменения вводились принудительно и поспешно. Опираясь на поддержку царя, Никон в 1654 г. добивается утверждения перемен на Церковном соборе. Однако Собор 1654 г. уполномочил Никона проводить исправления по древним славянским и по древним греческим спискам. Таким образом, Никон нарушил данные ему Собором полномочия и вызвал обоснованную критику со стороны приверженцев старого обряда. Как уже отмечалось, Никон и начатая им церковная реформа пользовались поддержкой Алексея Михайловича. В этой ситуации государство преследовало свои цели. Во-первых, без налаживания связей с христианским миром невозможно было укрепление международного положения государства. Во-вторых, необходимо было утвердить приоритет светской власти, в противовес излюбленной формуле Никона о том, что «священство выше царства». В-третьих, после включения в 1654 г. в состав России Украины, необходимо было обеспечить единство православного населения страны и сблизить позиции русской и украинской православной церквей, а в перспективе объединить православные народы, оказавшиеся под игом Османской империи. На короткий период интересы Никона и государства совпали. Никон считал, что сближение русской православной церкви с остальным христианским миром приведет к расширению возможностей для роста ее влияния и будет способствовать превращению Москвы в ведущий религиозный центр. Таким образом, в деятельности Никона сплелись воедино интересы государства, объективные потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха. Для самого Никона богослужебные реформы, которые традиционно связывают с его именем, не были делом первостепенной важности. Главной его целью было достижение первенства церкви над царством. По его замыслу, священство должно быть выше царства, поскольку царству поручено земное, временное, а священству — вечное, небесное. Как луна получает свет от солнца, так государь получает, через венчание на царство, власть от первосвятителя. Поначалу Никон добился значительного успеха. Советник и друг царя, он обладал большой властью не только в церкви, но и в государственных делах. Никон укреплял и церковное имущество. В личное владение Никона царем были пожалованы земли, на которых были построены три монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестовый. Воскресенский монастырь, которому Никон дал наименование «Новый Иерусалим», должен был стать символом и центром вселенского православия, а также выражением идеи «Москва – Новый Иерусалим», в которой определяющее место принадлежало духовной власти. Однако постепенно между Алексеем Михайловичем и Никоном назревал конфликт. После Собора 1656 г. Никон все больше начинает выражать претензии и на светскую власть, демонстрируя полную независимость от государя. Властолюбие и непримиримость патриарха зашли так далеко, что, пользуясь дарованным ему титулом «великого государя», он самостоятельно принимал решения по делам государства, был противником войны с Польшей, настаивал на войне со Швецией в целях овладения Балтийским побережьем и даже поддерживал тайные связи с польской агентурой на Украине. Окончательный разрыв между патриархом и царем произошел в 1658 г. Царь перестал посещать патриаршьи службы и потребовал от Никона перестать титуловаться «великим государем». В ответ Никон демонстративно отрекся от патриаршества, не дав благословения на избрание нового патриарха, и удалился в Воскресенский монастырь, рассчитывая вызвать этим замешательство царя и вернуть себе его расположение. Но это было явной переоценкой своих сил. Патриарх и царь обменялись посланиями, содержащими взаимные обвинения. Выяснение отношений царя и патриарха затянулось, приняв форму идейного спора о месте церковной и светской власти. После разрыва с царем Никон еще более резко стал высказываться в адрес Соборного уложения 1649 г., называя его «беззаконной книгой». Он призывал духовенство не признавать мирской суд, а также обвинял Алексея Михайловича во вмешательстве в церковные дела. По инициативе государя в Москве в декабре 1666 — январе 1667 г. заседал Собор с участием вселенских патриархов — Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении «царства и священства». Примечательно, что многие русские архиереи, добивавшиеся низвержения Никона, выступали в то же время на Соборе в поддержку его точки зрения о превосходстве духовной власти над светской. Присутствовавшие на Соборе греческие иерархи, напротив, активно выступили в защиту царской власти, доказывая, что царство выше священства. Собор единодушно осудил Никона. Он обвинялся в самовольном уходе с патриаршества, бесчестье государя в письмах к патриархам, критике Соборного Уложения и других царских законов о Церкви. Новым патриархом был избран архимандрит Троице-Сергиева монастыря Иоасаф. Никон же был лишен сана и простым монахом отправлен в Ферапонтов монастырь, а в 1676 г. по указу нового царя Федора Алексеевича переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. Заточение опального патриарха длилось 15 лет. В 1681 г. Никону разрешили вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь. Но он был уже серьезно болен и в августе 1681 г. скончался в дороге под Ярославлем, на пристани Толгского Богородичного монастыря. Хоронили его как патриарха. На отпевании присутствовал царь Федор Алексеевич, по просьбе которого восточные иерархи посмертно вернули Никону высокий церковный чин. Решения собора 1667 г. закрепили принцип независимости духовной власти от светской. Церкви удалось вернуть некоторые из утерянных привилегий. Духовенство было освобождено от светского суда. Из патриаршего Разрядного приказа выделили Духовный приказ, который занимался судом над духовенством по всем делам. Фактически Монастырский приказ был лишен судебной функции (окончательно он был упразднен в 1677 г., а его функции переданы приказу Большого дворца). Наступление государства на позиции церкви было пока приостановлено. Собор 1666—1667 гг. осудил старообрядцев как людей, отказывающихся повиноваться авторитету официальной церкви, отлучив их от церкви и предав светскому суду. Такое решение Собора повысило активность раскольников. Они теперь уже не просто выступили представителями религиозной оппозиции, а стали открытыми врагами царского правительства. Поэтому царь издал несколько указов, которые предписывали воеводам разыскивать раскольников и подвергать их «царским сиречь казнениям по градским законам». С этого момента начинается открытая кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Официально Раскол как религиозно-общественное движение существует со времени принятия решений собором 1667 г., фактически — с начала проведения церковной реформы. К формальным причинам Раскола обычно относят обрядовые разногласия, споры о богослужебных текстах, а также несоблюдение старообрядцами (как стали называть сторонников древнерусской церковной традиции) церковного послушания (дисциплины, обязывающей священников и мирян исполнять соборные решения и повиноваться архиереям). Объективная же причина гораздо глубже – это столкновение двух взглядов на будущее Московского царства, на его роль в утверждении православия. Старообрядцы, по сути, опирались на концепцию изоляционизма, искали свой идеал в былом, пытались обнаружить гармонию в Московском прошлом. Никон, так же, как и старообрядцы, пытался опереться на традицию, но не на московскую, а на вселенскую, под которой патриарх зачастую понимал традицию греческую, византийскую. Оценка Раскола и старообрядчества не может быть однозначной. В этом движении сплелись воедино обряд и идеи, религиозное и социальное, поступки и эмоции людей. Старообрядцы включали представителей разных групп населения: белого и черного духовенства, боярства, посадских людей и купечества, стрельцов, казачества, крестьянства. По разным оценкам, в раскол ушло от одной четверти до одной трети населения. Одним из основоположников движения раскольников был протопоп Аввакум Петров. Около 1644 г. он получил сан священника. Довольно начитанный, угрюмый и строптивый по характеру, он неумолимо преследовал всякие мирские развлечения и потому не уживался со своею паствой. В 1651 г. он отправился в Москву и вскоре стал активным участником кружка «ревнителей благочестия». Когда Никон начал церковную реформу, Аввакум вместе с костромским протопопом Даниилом подали царю сочинение о спасительности и правильности старого обряда. Но их послание тут же было отдано патриарху, и последствия не заставили себя ждать. В 1653 г. Аввакум был сослан с семьей в Сибирь. В 1664 г., после падения Никона, Аввакум был возвращен в Москву. Царь приказал поселить Аввакума в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. Но протопоп воспользовался этим вниманием в своих целях. Он обращается к государю с челобитной, в которой насильственные действия церковных и царских властей против раскольников он отождествляет с «мучительством» древних язычников над первыми христианами и требует отказаться от реформ. Вскоре Аввакум вновь был сослан в Мезень. В 1666 г. его привезли на Церковный собор, на котором предали анафеме, а в 1667 г. сослали в Пустозерск, ставший идейным центром старообрядчества, еще 14 лет Аввакум продолжал рассылать оттуда свои грамоты о «старой вере». Вместе с другими лидерами Раскола в апреле 1682 г. по приговору царя Федора Алексеевича он был сожжен в Пустозерске «за великие на царский дом хулы». Религиозно-философские взгляды протопопа Аввакума отразились в его многочисленных произведениях: «Книге бесед», «Книге толкований и нравоучений», «Книге обличений», посланиях, автобиографическом «Житии».
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 3011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |