Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представлений




Театрализованных

Драматургии

Основы

А. И. Чечётин

 

 

 

ББК 85.733 Рецензенты:

4-57

профессор, доктор искусствоведения И. Л. Вишневская,

профессор, нар. арт. РСФСР И. Г. Шароев

Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебника для студентов институтов культуры

Чечетин А. И.

4-57 Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. Учебник для студентов ин-тов культуры.— М.: Просвещение, 1981.— 192 с.

Учебник дает систематизированный материал для изучения курсов «История массовых представлений и народных празднеств» и «Основы драматургии».

После исторического очерка, составляющего первую часть книги, рассматрива­ются основные категории теории драматургии театрализованных представлений, раскрываются специфические особенности таких видов театрализованных представ­лений, как агитационно-художественные представления, литературно-музыкальные композиции, массовые театрализованные празднества.

60602—339 „ _„„„„„,Л ВБК 85.733

Ч ------------------ 79—81 4309022100 793

103(03)—81

© Издательство «Просвещение», 1981 г.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В социалистическом обществе, по словам В. И. Ле­нина, начинается «быстрое, настоящее, действитель­но массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение впе­ред во всех областях общественной и личной жизни». В этих условиях театрализованные представления и народные празднества выступают как формы прояв­ления свободной творческой самодеятельности масс, коллектива и личности одновременно, и вместе с тем как средство интеллектуального, эмоционального и физического развития, коммунистического воспита­ния. «Дело коммунистического воспитания, как и всю свою революционно-преобразующую деятельность,— отмечалось на XXIV съезде партии,— КПСС строит на прочном фундаменте марксистско-ленинской тео­рии». Именно с этих позиций и рассматривается во­прос о природе, содержании и значении театрализо­ванных представлений как особого способа удовлет­ворения духовных потребностей людей, вопрос, пред­ставляющий собой сложную проблему.

Сложность данной проблемы обусловлена широ­той самого явления и многообразием его функций (социально-нравственная, дидактическая, информа­ционно-коммуникативная, гедонистическая и т. д.).

Марксизм-ленинизм доказал решающую зависи­мость характера любой сферы духовной деятельности людей от способа материального производства, от со­вокупности социально-экономических отношений той или иной эпохи. Историческое рассмотрение теат­ральной деятельности в самых различных аспектах и формах (от старинного обрядового действования до современного Всемирного форума молодежи) еще раз подтверждает истинность марксистско-ленинской теории и дает ключ к пониманию как всего процесса развития явления, так и его перспектив, и главное — открывает возможность для максимально активного воздействия на этот процесс.

Рассматривая возникновение и развитие театрали­зованных представлений в рамках больших историче­ских эпох, нельзя не увидеть прежде всего той со­циально-нравственной функции, которую выполняют массовые празднества и театрализованные представ­ления.

С древнейших времен в народных обрядах, пред­ставлениях и празднествах имели место две сторо­ны— элементы культовые и элементы фольклорные. Именно из недр фольклорного театра Великая Ок­тябрьская революция вывела на первый план свойст­венную народу и его искусству активность отноше­ния к действительности. Складывавшиеся в первые послереволюционные годы традиции качественно но­вых театрализованных представлений и празднеств отвечали тенденциям развития советского общества. Они давали выход творческой энергии народных масс, являлись одной из форм общения людей и вме­сте с тем — средством духовно-практической органи­зации общественной жизни. Всенародные юбилейные торжества, смотры и фестивали искусств, театрали­зованные концерты и массовые представления сегод­ня свидетельствуют о все возрастающей активности советского народа, о его верности идеалам комму­низма.

Но прежде чем приступить к изучению истории предмета и к его обстоятельному теоретическому ос­мыслению, необходимо установить основные термино­логические понятия.

I') немногочисленной пока литературе по массо­вым празднествам и театрализованным представлени­ем 1п I, к сожалению, единой терминологии, и это ос-

|

ложняет понимание ряда проблем, связанных с дра­матургией и режиссурой театрализованных представ­лений и празднеств.

Имеют распространение термины «массовое пред­ставление», «массовый праздник», «массовые формы работы» и т. п. Во главу угла в данном случае ста­вится слово массовый, не отражающее ни одну из важнейших функций и эстетических особенностей яв­ления и исключающее театрализованные представле­ния, в которых не обязательно участвует большое количество народа, такие, как агитационно-художест­венное представление, литературно-музыкальная ком­позиция, тематический концерт и пр.

В статьях и учебных пособиях встречается и тер­мин «клубная драматургия». Говоря о клубной дра­матургии, авторы имеют в виду сценарии агитацион­но-художественных представлений, литературно-му­зыкальных композиций, тематических концертов и даже массовых театрализованных празднеств.

Термин «клубная драматургия» (как и термины «клубное представление», «клубная пьеса») возник в 20-х годах в связи с появлением культурно-просвети­тельных учреждений и с необходимостью четкого оп­ределения задач клуба. Выступавшие в то время по вопросам самодеятельного искусства авторы искали главнейшие специфические особенности драматургии самодеятельного театрализованного действа, театра­лизованного представления в отличие от драматур­гии исторически сложившейся, театральной, которая в то время не отражала еще в полной мере революци­онную ломку действительности. Затем, с появлением массовых самодеятельных театральных движений, таких, как «Синяя блуза», театры рабочей молодежи (ТРАМы),— термины «клубная пьеса», «клубная драматургия» утратили значение и во многом смысл. В наше время вновь оживленные термины «клуб­ная драматургия», «клубное представление», «клуб­ное действие», несмотря на включение их в названия учебных специальностей, широкого распространения не получили — и совершенно закономерно, так как они не охватывают многих типов представлений под открытым небом, к которым относятся, например, театрализованные шествия и празднества на стадионах, площадях и улицах, торжественные ритуалы на местах героических событий, у мемориалов. Между тем даже не специалисту ясно, что драматургии мас­совых театрализованных представлений имеет общие черты с драматургией тех типов представлений, кото­рые организуются на сценических подмостках в сов­ременных клубах, Домах и Дворцах культуры. Более того, драматургия самодеятельных народных пред­ставлений имеет в большей части неписаную, но тем не менее многовековую историю. Поэтому отрывать современную, качественно новую, но возникшую и выросшую, разумеется, не на пустом месте драма­тургию театрализованных представлений от ее народ­ной исторической почвы было бы неверно. И в этом смысле термин «клубная драматургия» неточно опре­деляет явление. Да и помимо всего прочего, определе­ние эстетического признака какого-либо явления че­рез тип учреждения неправомерно, не может рас­крывать существа этого явления.

Обратимся к другому понятию. Мы говорим: теат­рализованный праздник, концерт и т. д. Это понятие довольно широкое, но и достаточно определенное. Когда говорят о театрализации, то всегда имеют в ви­ду явление, принадлежащее области искусства, свя­занное с образным решением, имеют в виду обраще­ние к эмоциональной сфере человеческого восприя­тия, так как эмоции — важнейший принцип, важней­шее качество именно художественного творчества. Правда, в последнее время из-за отсутствия научных теоретических разработок в этой области со словом театрализация обращаются слишком вольно. Можно встретить выражения типа: «театрализованный на­вык», «театрализованное мышление». В данном слу­чае понятие театрализация совершенно отрывается от сферы искусства, а это в корне неверно.

Театрализация предполагает возможность препод­несения в художественной форме и именно театраль­ными средствами той или иной идеи. А в применении к представлениям типа агитбригадных, типа тематиче­ских концертов, массовых празднеств слово театра­лизация может означать лишь органическое сочета­ние нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, об­разного; это сочетание, этот сплав документального и художественного, создается с целью определенного воздействия на публику. Иначе говоря, «начало худо­жественно-образное сливается здесь воедино с нача­лом утилитарным (дидактическим, агитационным, пропагандистским) и ему подчиняется».

Думается, что и сценарную драматургию подоб­ных представлений на современном этапе целесооб­разно называть широким и достаточно точным в ис­кусствоведческом плане термином драматургии теат­рализованных представлений.

Общественная функция искусства, согласно марк­систско-ленинской эстетике, включает в себя позна­вательные, воспитательные и эстетические задачи. Если наука как одна из форм общественного созна­ния апеллирует к разуму человека, то искусство во всех своих разновидностях — «к разуму и сердцу, ко всему строю духовных чувств человека».

Познавательная и воспитательная функции искус­ства неотъемлемы от его эстетической функции. Но если рассматривать наиболее выявившиеся в своем общественном значении формы искусства, то нельзя не увидеть, что та или иная из функций в отдельных его формах превалирует над другими, отнюдь не исключая их. Иными словами, познавательное, дидак­тическое и эстетическое начала в различных родах искусства находятся в разных соотношениях и их удельный вес различен.

В. И. Ленин подчеркивал, что искусство долж­но объединять чувства, мысли и волю масс. «Оно должно пробуждать в них художников и разви­вать их». Учитывая особую связь искусства с действитель­ностью и именно комплексное воздействие его на чувства, мысли и волю масс, В. И. Ленин не отрывал тем не менее задач искусства от «утилитарно-практи­ческого», от революционной практики. Воспитатель­ная функция искусства (включающая в себя агита­цию и пропаганду) в отдельных его формах понима­лась классиками марксизма-ленинизма как решаю­щая. И театрализованные представления, несомненно, относятся к таким формам.

Назрела необходимость выделить театрализован­ные представления в отдельный род искусства, имею­щий специфику как в плане соотношения функций и задач, так и в художественной образности. И в этом смысле театрализованное представление — понятие наиболее точное. С одной стороны, оно означает театр в самом широком смысле этого слова и в осно­ве своей соответствует понятию рода. С другой сто­роны, эволюция театрализованных представлений свидетельствует и об определенном, реально сущест­вующем движении в сторону видовых и жанровых подразделений. Этот древнейший и всегда новый бла­годаря тесной связи с жизнью род искусства имеет много точек соприкосновения с профессиональным театральным искусством, но, как уже было сказано, характеризуется и многообразными особенными чер­тами.

В практике театрализованных представлений по­следних десятилетий можно четко выделить следую­щие виды театрализованных представлений: агитаци­онно-художественное представление, литературно-му­зыкальная композиция, театрализованный концерт, массовое театрализованное празднество.

Внутри каждого из этих видов театрализованных представлений определились и продолжают опреде­ляться разновидности с более конкретными типоло­гическими (трудно пока сказать — жанровыми) осо­бенностями.

Что касается самих основ драматургии театрали­зованных представлений, ее теории, ее важнейших категорий, то они в свою очередь не могут быть вы­веденными, понятыми и изученными без знания ос­нов теории драмы, имеющей многовековую историю и отразившей практику мирового театра всех видов и жанров. Поэтому раздел «Теория драматургии теат­рализованных представлений» начинается с краткой характеристики важнейших эстетических категорий драматургии. А после определения общих и особен­ных черт драматургии театра и театрализованных представлений раскрываются такие понятия, как те­ма, идея и замысел в сценарии театрализованного представления, творческий монтаж, особенности но­мера, виды и жанры номеров в театрализованных представлениях и пр.

Основой для обобщений послужило углубленное изучение истории народного театрального искусства, знакомство с различными видами театрализованных представлений нашего времени, а также осмысление, анализ многочисленных высказываний режиссеров-постановщиков театрализованных представлений.

Историческое рассмотрение практики и определе­ние на базе теории драмы основных категорий тео­рии драматургии театрализованных представлений — единственно возможный путь к выявлению характер-черт, отличающих театрализованное представле­ние «и традиционного театрального спектакля, путь к продуктивному рассмотрению различия этих двух явлений и отдельных их аспектов.

Новый этап строительства коммунистического общества в пашей стране, бурное развитие (с середины 50-х годов) театрализованных представлений всех ви­дов и разновидностей, общий ход развития искусств и главным образом практика самодеятельного твор­чества трудящихся обусловили насущную необходимость в режиссере самого широкого профиля — в специалисте по театрализованным представлениям, который мог бы профессионально и по-настоящему творчески, художественно и целенаправленно в мас­штабах клуба, Дворца культуры, парка культуры и отдыха, города, области и т. д. организовывать, ко­ординировать, ставить, в едином представлении объ­единять работу нескольких, а иногда и очень многих творческих коллективов. Это могут быть представле­ния самых различных видов, от агитбригадной про­граммы до массового театрализованного празднества. Такой специалист крайне необходим, ибо во многом спонтанно развивающийся процесс самодеятельного творчества масс нужно своевременно и активно на­правлять,— только тогда самодеятельное искусство может стать реальной силой в области формирования коммунистического мировоззрения.

Вот почему в Государственном институте теат­рального искусства им. А. В. Луначарского, во всех институтах культуры и искусств на соответствующих факультетах читаются такие курсы, как «История массовых представлений и народных празднеств», «Основы драматургии», «Сценарное мастерство». Со­держание этих курсов в основных своих чертах и рас­крывается в данном учебнике.

Настоящая работа является результатом много­летней практики преподавания названных дисциплин, знакомства с изданными ранее исследованиями и учеб­ными пособиями, и, безусловно, она стала возмож­ной лишь благодаря появлению в последние годы ра­бот теоретического характера, созданных такими ве­дущими деятелями в области режиссуры театрализо­ванных представлений, как народный артист СССР И. М. Туманов, народный артист РСФСР И. Г. Ша-роев, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР Д. В. Тихомиров и другие.

 

 

Часть первая

История театрализованных представлений

 

 

Глава I.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.