КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Представлений
Театрализованных Драматургии Основы А. И. Чечётин
ББК 85.733 Рецензенты: 4-57 профессор, доктор искусствоведения И. Л. Вишневская, профессор, нар. арт. РСФСР И. Г. Шароев Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебника для студентов институтов культуры Чечетин А. И. 4-57 Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. Учебник для студентов ин-тов культуры.— М.: Просвещение, 1981.— 192 с. Учебник дает систематизированный материал для изучения курсов «История массовых представлений и народных празднеств» и «Основы драматургии». После исторического очерка, составляющего первую часть книги, рассматриваются основные категории теории драматургии театрализованных представлений, раскрываются специфические особенности таких видов театрализованных представлений, как агитационно-художественные представления, литературно-музыкальные композиции, массовые театрализованные празднества. 60602—339 -Л „ _„„„„„,Л ВБК 85.733 Ч ------------------ 79—81 4309022100 793 103(03)—81 © Издательство «Просвещение», 1981 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ В социалистическом обществе, по словам В. И. Ленина, начинается «быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни». В этих условиях театрализованные представления и народные празднества выступают как формы проявления свободной творческой самодеятельности масс, коллектива и личности одновременно, и вместе с тем как средство интеллектуального, эмоционального и физического развития, коммунистического воспитания. «Дело коммунистического воспитания, как и всю свою революционно-преобразующую деятельность,— отмечалось на XXIV съезде партии,— КПСС строит на прочном фундаменте марксистско-ленинской теории». Именно с этих позиций и рассматривается вопрос о природе, содержании и значении театрализованных представлений как особого способа удовлетворения духовных потребностей людей, вопрос, представляющий собой сложную проблему. Сложность данной проблемы обусловлена широтой самого явления и многообразием его функций (социально-нравственная, дидактическая, информационно-коммуникативная, гедонистическая и т. д.). Марксизм-ленинизм доказал решающую зависимость характера любой сферы духовной деятельности людей от способа материального производства, от совокупности социально-экономических отношений той или иной эпохи. Историческое рассмотрение театральной деятельности в самых различных аспектах и формах (от старинного обрядового действования до современного Всемирного форума молодежи) еще раз подтверждает истинность марксистско-ленинской теории и дает ключ к пониманию как всего процесса развития явления, так и его перспектив, и главное — открывает возможность для максимально активного воздействия на этот процесс. Рассматривая возникновение и развитие театрализованных представлений в рамках больших исторических эпох, нельзя не увидеть прежде всего той социально-нравственной функции, которую выполняют массовые празднества и театрализованные представления. С древнейших времен в народных обрядах, представлениях и празднествах имели место две стороны— элементы культовые и элементы фольклорные. Именно из недр фольклорного театра Великая Октябрьская революция вывела на первый план свойственную народу и его искусству активность отношения к действительности. Складывавшиеся в первые послереволюционные годы традиции качественно новых театрализованных представлений и празднеств отвечали тенденциям развития советского общества. Они давали выход творческой энергии народных масс, являлись одной из форм общения людей и вместе с тем — средством духовно-практической организации общественной жизни. Всенародные юбилейные торжества, смотры и фестивали искусств, театрализованные концерты и массовые представления сегодня свидетельствуют о все возрастающей активности советского народа, о его верности идеалам коммунизма. Но прежде чем приступить к изучению истории предмета и к его обстоятельному теоретическому осмыслению, необходимо установить основные терминологические понятия. I') немногочисленной пока литературе по массовым празднествам и театрализованным представлением 1п I, к сожалению, единой терминологии, и это ос- | ложняет понимание ряда проблем, связанных с драматургией и режиссурой театрализованных представлений и празднеств. Имеют распространение термины «массовое представление», «массовый праздник», «массовые формы работы» и т. п. Во главу угла в данном случае ставится слово массовый, не отражающее ни одну из важнейших функций и эстетических особенностей явления и исключающее театрализованные представления, в которых не обязательно участвует большое количество народа, такие, как агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический концерт и пр. В статьях и учебных пособиях встречается и термин «клубная драматургия». Говоря о клубной драматургии, авторы имеют в виду сценарии агитационно-художественных представлений, литературно-музыкальных композиций, тематических концертов и даже массовых театрализованных празднеств. Термин «клубная драматургия» (как и термины «клубное представление», «клубная пьеса») возник в 20-х годах в связи с появлением культурно-просветительных учреждений и с необходимостью четкого определения задач клуба. Выступавшие в то время по вопросам самодеятельного искусства авторы искали главнейшие специфические особенности драматургии самодеятельного театрализованного действа, театрализованного представления в отличие от драматургии исторически сложившейся, театральной, которая в то время не отражала еще в полной мере революционную ломку действительности. Затем, с появлением массовых самодеятельных театральных движений, таких, как «Синяя блуза», театры рабочей молодежи (ТРАМы),— термины «клубная пьеса», «клубная драматургия» утратили значение и во многом смысл. В наше время вновь оживленные термины «клубная драматургия», «клубное представление», «клубное действие», несмотря на включение их в названия учебных специальностей, широкого распространения не получили — и совершенно закономерно, так как они не охватывают многих типов представлений под открытым небом, к которым относятся, например, театрализованные шествия и празднества на стадионах, площадях и улицах, торжественные ритуалы на местах героических событий, у мемориалов. Между тем даже не специалисту ясно, что драматургии массовых театрализованных представлений имеет общие черты с драматургией тех типов представлений, которые организуются на сценических подмостках в современных клубах, Домах и Дворцах культуры. Более того, драматургия самодеятельных народных представлений имеет в большей части неписаную, но тем не менее многовековую историю. Поэтому отрывать современную, качественно новую, но возникшую и выросшую, разумеется, не на пустом месте драматургию театрализованных представлений от ее народной исторической почвы было бы неверно. И в этом смысле термин «клубная драматургия» неточно определяет явление. Да и помимо всего прочего, определение эстетического признака какого-либо явления через тип учреждения неправомерно, не может раскрывать существа этого явления. Обратимся к другому понятию. Мы говорим: театрализованный праздник, концерт и т. д. Это понятие довольно широкое, но и достаточно определенное. Когда говорят о театрализации, то всегда имеют в виду явление, принадлежащее области искусства, связанное с образным решением, имеют в виду обращение к эмоциональной сфере человеческого восприятия, так как эмоции — важнейший принцип, важнейшее качество именно художественного творчества. Правда, в последнее время из-за отсутствия научных теоретических разработок в этой области со словом театрализация обращаются слишком вольно. Можно встретить выражения типа: «театрализованный навык», «театрализованное мышление». В данном случае понятие театрализация совершенно отрывается от сферы искусства, а это в корне неверно. Театрализация предполагает возможность преподнесения в художественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи. А в применении к представлениям типа агитбригадных, типа тематических концертов, массовых празднеств слово театрализация может означать лишь органическое сочетание нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного; это сочетание, этот сплав документального и художественного, создается с целью определенного воздействия на публику. Иначе говоря, «начало художественно-образное сливается здесь воедино с началом утилитарным (дидактическим, агитационным, пропагандистским) и ему подчиняется». Думается, что и сценарную драматургию подобных представлений на современном этапе целесообразно называть широким и достаточно точным в искусствоведческом плане термином драматургии театрализованных представлений. Общественная функция искусства, согласно марксистско-ленинской эстетике, включает в себя познавательные, воспитательные и эстетические задачи. Если наука как одна из форм общественного сознания апеллирует к разуму человека, то искусство во всех своих разновидностях — «к разуму и сердцу, ко всему строю духовных чувств человека». Познавательная и воспитательная функции искусства неотъемлемы от его эстетической функции. Но если рассматривать наиболее выявившиеся в своем общественном значении формы искусства, то нельзя не увидеть, что та или иная из функций в отдельных его формах превалирует над другими, отнюдь не исключая их. Иными словами, познавательное, дидактическое и эстетическое начала в различных родах искусства находятся в разных соотношениях и их удельный вес различен. В. И. Ленин подчеркивал, что искусство должно объединять чувства, мысли и волю масс. «Оно должно пробуждать в них художников и развивать их». Учитывая особую связь искусства с действительностью и именно комплексное воздействие его на чувства, мысли и волю масс, В. И. Ленин не отрывал тем не менее задач искусства от «утилитарно-практического», от революционной практики. Воспитательная функция искусства (включающая в себя агитацию и пропаганду) в отдельных его формах понималась классиками марксизма-ленинизма как решающая. И театрализованные представления, несомненно, относятся к таким формам. Назрела необходимость выделить театрализованные представления в отдельный род искусства, имеющий специфику как в плане соотношения функций и задач, так и в художественной образности. И в этом смысле театрализованное представление — понятие наиболее точное. С одной стороны, оно означает театр в самом широком смысле этого слова и в основе своей соответствует понятию рода. С другой стороны, эволюция театрализованных представлений свидетельствует и об определенном, реально существующем движении в сторону видовых и жанровых подразделений. Этот древнейший и всегда новый благодаря тесной связи с жизнью род искусства имеет много точек соприкосновения с профессиональным театральным искусством, но, как уже было сказано, характеризуется и многообразными особенными чертами. В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды театрализованных представлений: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, театрализованный концерт, массовое театрализованное празднество. Внутри каждого из этих видов театрализованных представлений определились и продолжают определяться разновидности с более конкретными типологическими (трудно пока сказать — жанровыми) особенностями. Что касается самих основ драматургии театрализованных представлений, ее теории, ее важнейших категорий, то они в свою очередь не могут быть выведенными, понятыми и изученными без знания основ теории драмы, имеющей многовековую историю и отразившей практику мирового театра всех видов и жанров. Поэтому раздел «Теория драматургии театрализованных представлений» начинается с краткой характеристики важнейших эстетических категорий драматургии. А после определения общих и особенных черт драматургии театра и театрализованных представлений раскрываются такие понятия, как тема, идея и замысел в сценарии театрализованного представления, творческий монтаж, особенности номера, виды и жанры номеров в театрализованных представлениях и пр. Основой для обобщений послужило углубленное изучение истории народного театрального искусства, знакомство с различными видами театрализованных представлений нашего времени, а также осмысление, анализ многочисленных высказываний режиссеров-постановщиков театрализованных представлений. Историческое рассмотрение практики и определение на базе теории драмы основных категорий теории драматургии театрализованных представлений — единственно возможный путь к выявлению характер-черт, отличающих театрализованное представление «и традиционного театрального спектакля, путь к продуктивному рассмотрению различия этих двух явлений и отдельных их аспектов. Новый этап строительства коммунистического общества в пашей стране, бурное развитие (с середины 50-х годов) театрализованных представлений всех видов и разновидностей, общий ход развития искусств и главным образом практика самодеятельного творчества трудящихся обусловили насущную необходимость в режиссере самого широкого профиля — в специалисте по театрализованным представлениям, который мог бы профессионально и по-настоящему творчески, художественно и целенаправленно в масштабах клуба, Дворца культуры, парка культуры и отдыха, города, области и т. д. организовывать, координировать, ставить, в едином представлении объединять работу нескольких, а иногда и очень многих творческих коллективов. Это могут быть представления самых различных видов, от агитбригадной программы до массового театрализованного празднества. Такой специалист крайне необходим, ибо во многом спонтанно развивающийся процесс самодеятельного творчества масс нужно своевременно и активно направлять,— только тогда самодеятельное искусство может стать реальной силой в области формирования коммунистического мировоззрения. Вот почему в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского, во всех институтах культуры и искусств на соответствующих факультетах читаются такие курсы, как «История массовых представлений и народных празднеств», «Основы драматургии», «Сценарное мастерство». Содержание этих курсов в основных своих чертах и раскрывается в данном учебнике. Настоящая работа является результатом многолетней практики преподавания названных дисциплин, знакомства с изданными ранее исследованиями и учебными пособиями, и, безусловно, она стала возможной лишь благодаря появлению в последние годы работ теоретического характера, созданных такими ведущими деятелями в области режиссуры театрализованных представлений, как народный артист СССР И. М. Туманов, народный артист РСФСР И. Г. Ша-роев, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР Д. В. Тихомиров и другие.
Часть первая История театрализованных представлений
Глава I.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |