КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Любавины 21 страница
- Можно. - Давай закуску. Когда закуска была принесена, и все расставлено на столе, Мария села рядом с Иваном, причем так, что ногой - бедром - коснулась его ноги, но не обратила на это внимания. Ивана опять охватило тревожное и радостное предчувствие. "Нет, тут что-то будет", - опять подумал он. Угрюмость понемногу сходила с его лица, глаза засветились необидной насмешливостью. Он потихоньку убрал свою ногу и опять подумал: "Будет дело". Родионов налил в рюмки... Посмотрел на дочь, на Ивана... - Ну, за что? - За знакомство, - сказала Мария и чокнулась с Иваном, потом с отцом. - И за дружбу, - добавил Родионов и первый выпил. Иван выпил последним - смотрел с интересом, как пьет женщина. Мария выпила, удивленно посмотрела на него, дрогнула уголками влажных губ... Стала закусывать. Иван тоже выпил. - А ты чего в кино не пошла? - спросил Родионов. - Не хочется, - ответила Мария, лениво перегнулась назад, через стул, включила приемник. Опять коснулась своей ногой ноги Ивана. И опять не обратила на это внимания, причем действительно не обратила: Иван умел разбираться, когда не обращают внимания, а когда только делают вид. Он не убрал свою ногу. Из приемника полилась хорошая музыка. А может, показалось, что хорошая. Во всяком случае, с музыкой Ивану стало лучше. - Странное вы поколение, молодые люди, - заговорил Родионов, - иногда просто трудно понимать вас. - Мы пассивные, неинициативные, равнодушные, - спокойно стала перечислять Мария и опять перегнулась через стул - за сигаретами, которые лежали на приемнике. И опять невольно прислонилась к Ивану. Достала сигареты, отодвинулась от него. - Неужели активность в том только и заключается, чтобы в кино каждый вечер бегать? - Не в этом, конечно. - А в чем? - Мария взяла со стола спички, прикурила. - А в том хотя бы, что ты вот куришь! Да еще при отце. Мария слабо усмехнулась, но продолжала курить. - Ведь это же дико! - Родионов посмотрел на Ивана, точно призывая его согласиться с ним. - А без отца не дико? Родионов сердито глянул на дочь. И отвернулся. Видно, это был старый разговор у них. - Я понимаю, о чем ты говоришь, отец. Но вот чего я действительно не понимаю: почему я сейчас должна волноваться, суетиться, проявлять инициативу?.. Во-первых, где проявлять? На работе? Я неплохо работаю, меня даже хвалят. Что еще? Целина? Но, сколько бы я ни волновалась по поводу целины, я ничего не изменю - ее вспашут без меня. И посеют, и уберут хлеб, и выполнят план. Что еще? Государственные вопросы? Там тоже без меня все сделают. Что я должна делать, чтобы не казаться равнодушной? Заметки писать в областную газету? Не умею. Да и... все, что там пишут, меня опять-таки не волнует. Все идет своим чередом, что же тут волноваться? "Умная, - отметил Иван. - Правильно говорит". - А в кино не люблю ходить - не интересно. Фильмы неинтересные. Ну что я могу сделать, если фильмы неинтересные?.. Если я знаю заранее, чем все кончится, кто кого полюбит, кто будет прав, кто виноват. Скучно. - Что ты с фильмами привязалась? Не в фильмах дело... - чувствовалось, что отец не сразу находит как возразить дочери, и от этого больше злится. Иван с интересом слушал перепалку отца с дочерью. - А в чем? - А в том, что ты вот сейчас сидишь и преспокойненько меня же спрашиваешь: "А почему должна волноваться?". Да ты молодая, черт возьми-то! Поэтому. Почему я, старик, должен волноваться? - По должности. - Поехала!.. Не то ведь совсем говоришь! И не так думаешь. Кривляешься. - Возможно. "Сам ты не то говоришь", - с досадой и сожалением подумал Иван; его начала раздражать деланная невозмутимость молодой женщины. - Вот!.. Вот это самое и называется равнодушием. - Неубедительно. Иван заскучал. Разговор перестал его интересовать. Кроме того, ему разонравилась Мария. Захотелось уйти домой. - Пожалуй, поздно, - сказал он, глядя на Родионова. Тот спохватился. - Ты что? Ну, нет. Это, брат, нет... Давайте-ка еще по одной выпьем. А потом споем чего-нибудь. Вон вы как хорошо давеча пели. Иван усмехнулся, вспомнив Пашку: сидит сейчас, наверно, с отцом и с Гринькой и учит их петь про восемнадцать лет. - А вы с кем согласны: с отцом или со мной? - спросила вдруг Мария. Иван спокойно посмотрел ей прямо в глаза. - Мое дело маленькое. - Ну, а все-таки? Вы же слышали, о чем мы говорили... - А о чем вы говорили? - Ивана охватило непонятное раздражение. Показалось ему, что женщина ждет от него какой-нибудь смешной глупости - тоже, видно, заскучала. - Вы, в общем-то, ни о чем и не говорили. А вы особенно. - Так их, Иван!- поддакнул Родионов и испортил все дело. Иван замолчал. - Так, - неопределенно сказала Мария и опять просто и весело оглядела его всего, потом внимательно посмотрела в глаза. - Что? - спросил Иван. - Ничего. - А я, значит, тоже неважно выступил? - поинтересовался Родионов. - По-моему, да, - с суровой непоколебимостью ответил Иван. Отец и дочь засмеялись. - Тогда выпьем! - Родионов подал рюмки молодым. Мария взяла свою, подняла. - За правду-матку! "Воображаешь из себя много", - подумал о ней Иван и выпил залпом. И почувствовал, что женщина наступила ему на ногу. Иван ухом не повел. Как сидел, так и продолжал сидеть, в сторону Марии не посмотрел. Закусывал. Женщина опять наступила на его ногу. У Ивана сдавило сердце... Он откинулся на спинку стула, нехотя полез в карман за папиросами. На женщину опять не посмотрел. Она убрала ногу. "Вот так. Так-то оно лучше будет", - весело и победно подумал Иван. Домой идти расхотелось. - Ну, так споем? - Родионов посмотрел на Ивана. - Я певец неважный. Подтянуть, если что, могу, - сказал тот. - Какую вы любите? - спросила Мария. - Гоп со смыком, - Иван посмотрел на женщину и улыбнулся. И понял, что пошутил рискованно: у той нехорошо дрогнули ноздри красивого прямого носа и так же - чуть дрогнув - сузились холодные глаза. - Русскую какую-нибудь. Родионов встал. - Сейчас гитару принесу, - сказал он и вышел из комнаты. Иван внутренне весь подобрался - ждал. - Вы молодец, - насмешливо сказала Мария. - Спасибо, - вежливо поблагодарил Иван. И спокойно и серьезно посмотрел на нее. - Стараюсь. Мария слегка растерялась. Иван понял почему: она, видите ли, позволила себе вызывающе-смелый жест - наступила на ногу. А это не приняли. Причем это, конечно, надо было принять и понять как знак союзнической солидарности в борьбе со стариками. Но после этого молодой союзник может "по-товарищески" обнять женщину за талию, а при удобном случае притиснуть в углу. И тогда-то получит в ответ обжигающую пощечину. Иван эти шуточки знал. Потом выяснится, что она просто "хотела обратить его внимание на то-то, а он, оказывается, понял это вон как!.." "Сильно умная", - думал Иван о женщине. Он не хотел затевать с ней никакой игры. Он устарел для игры. - А где гитара-то, Мария? - спросил из другой комнаты Родионов. - На комоде, наверно! - громко сказала Мария. - Или за ящиком. Иван аккуратненько - мизинцем - стряхнул пепел в блюдечко. - Вы оригинальничаете или действительно такой? - спросила женщина. - Какой? - Такой... что-то вроде телеграфного столба - прямой и скучный. - Я бы ответил, но неудобно - в гостях все-таки. - А вы коротко, в двух словах. - В двух словах не умею, я не учитель. - А вы кто, кстати? - Шофер. Женщина не сумела скрыть удивления. Ивана это окончательно развеселило. Он повернулся к женщине и тут со всей ясностью понял: она красива, как черт ее знает кто! - Что? - спросил он и опять улыбнулся. Женщина ничего не сказала, пристально и серьезно смотрела на него. Родионов нашел наконец гитару. Неумело забренькал, направляясь к ним. - Ну-ка!.. - сказал он, подавая гитару дочери. Мария взяла ее, отодвинулась со стулом от стола, положила ногу на ногу. И опять Иван, не желая того, увидел белую полоску на ее ноге - между чулком и юбкой. - Так что же?.. - Мария посмотрела с усмешкой на Ивана. - Что хотите. Спойте только одна. Мария подстроила гитару, подумала... Запела негромко: Не брани меня, родная, Что я так люблю его... При первых же звуках песни, необычайно верно выбранной, у Ивана заболело в груди - сладко и мучительно. Пела Мария хорошо, на редкость хорошо - просто и тихо, точно о себе рассказывала. А Иван так и видел: стоит русская девка в сарафане и просит матушку: "Не брани ты меня, милая, не надо...". Мария пела и задумчиво смотрела в темное окно. Гитара тоже задумчиво гудела, навевала ту тихую грусть, которая где-то, когда-то родилась и осталась жить в песне. Я не знаю, что такое Вдруг случилося со мной... "Ох ты!..", - Иван посмотрел на Родионова. Тот сидел, накоршунившись над столом, печально смотрел в стол. Наверно, многое он прощал дочери за ее песни. И стоило. Ах, какая же это глубокая, чистая, нерукотворная красота - русская песня, да еще когда ее чувствуют, понимают. Все в ней: и хитреца наша особенная - незлая, и грусть наша молчаливая, и простота наша неподдельная, и любовь наша неуклюжая, доверчивая, и сила наша - то гневная, то добрая... И терпение великое, и слабость, стойкость - все. Мария допела песню, положила ладонь на струны, посмотрела с улыбкой на Ивана и на отца; она знала, что поет хорошо. - Чего носы повесили? Родионов очнулся, поднял глаза, внимательно и долго смотрел на дочь, точно изучал. - Давайте вместе какую-нибудь? - предложила Мария. - Ну уж нет! - возразил Иван. Родионов тоже сказал: - Зачем? Спой еще. Я о прошлом уже не мечтаю... запела Мария, и опять властное чувство щемящей тоски и скорби - странной какой-то скорби: как будто вовсе и не скорбь это, а такое состояние, когда говорят: "Э-э, да чего мы! Вот она, жизнь-то! Жить надо!" - такое чувство опять сразу охватило Ивана. И он увидел степь и солнце... И почему-то зазвенела над степью милая музыка далекого детства, точно где-то колокольчики вызванивали - тихо и тонко. В таком состоянии люди плачут. Или молятся. Или начинают любить. "Наверно, я влюбился в нее, - думал Иван. И не пугался и не тревожился больше. - Значит, песни эти будут мои. Вся она моя будет". Это радовало. У Родионова были другие мысли. Он думал: "Почему я еще горюю? Да у меня же хорошая жизнь была - я же любил свою жизнь. Другие в двадцать пять лет скисают, а я всю жизнь любил. Радоваться надо, а не горевать". Песня кончилась. Долго все трое сидели молча - додумывали те думы, какие породила песня. Жалко было уходить из того смутного, радостного и грустного мира, в который уводила песня. - Да-а, - сказал Родионов. - Так-то, братцы. Иван смотрел на руку женщины, лежащую на струнах, и его охватило сильное желание взять эту руку и положить себе на грудь. И прижать. - Давайте еще выпьем, и я пойду, - сказал он несколько осевшим голосом. Родионов молча налил в две рюмки, посмотрел на дочь... Та отрицательно покачала головой. Она по-прежнему была задумчива. Родионов и Иван выпили. Иван не стал закусывать. Закурил, поднялся. Мария тоже поднялась, чтобы пропустить его. Иван, проходя, задел ее, почувствовал тепло ее тела. И с этим теплом вышел на улицу и долго еще чувствовал его - легкое, с тонким дурманом духов. Родионов проводил его до ворот. Остановились. - До свиданья. - Я подумал насчет вашего предложения, - сказал Иван. - Ну и как? - Согласен. - Ну вот... Принимай завтра машину и... будем работать. - Как же поет она! - не выдержал Иван. - Поет, - неопределенно согласился Родионов. - Из нее могла бы большая человечина вырасти... - секретарь замолчал, видно, спохватился, что начал об этом совсем некстати. - До свиданья. - До свиданья. Иван пошел домой. Шел, засунув руки в карманы, медленно, как будто он очень устал, как будто нес на плечах огромную глыбистую тяжесть - не то счастье, вдруг обретенное, не то погибель свою, роковую и желанную. "Как же это так - с одного вечера врезался, - думал он. - Наверно, пройдет". А в глазах стояла Мария. Смотрела на него. И луна смотрела. И слепые глаза домов - окна - тоже смотрели на него. "Смотрите, смотрите - хорошего тут мало". Пашка Любавин жил легко и ярко. Он решительно ничего не унаследовал от любавинского неповоротливого уклада жизни, и хитрость отцовскую и прижимистость его тоже не унаследовал - жил с удовольствием, нараспашку. Шоферил. Уважал скорость. Лихачество не один раз выходило ему боком - Пашка не становился от этого благоразумнее. Он никогда не унывал. Ходил по селу с гордо поднятой головой - крученый, сухой, жилистый... С круглыми, изжелта-серыми ясными глазами, с прямым тонким носом - смахивал на какую-то птицу. Отчаянно любил форсануть. На праздники надевал синие диагоналевые галифе, хромовые сапога, вышитую рубаху, подпоясанную гарусным пояском, пиджак синего бостона внакидку военную новенькую фуражку, из-под козырька которой темно-русой хмелиной завивался чуб - и шел такой, поигрывая концами пояска. Но и работы Пашка не боялся. И работать умел. Как шофера его охотно брали везде, только предупреждали: "Но смотри!..". Пашка отвечал: "Главное в авиации - что? Не?.. Ну: не?.." - "Главное в авиации - порядок, точность". - "Нет, не то, - Пашка дарил конторским обаятельные улыбки и принимался за работу. Но судьба с ним как-то нехорошо шутила: не везло Пашке в любви. Он всем своим существом шел ей навстречу - смело, рискуя многим, а счастье почему-то сворачивало с его дорожки, доставалось другим. Пашка нервничал, но не сдавался. Нахватался по дорогам у разных людей словечек всяких и сыпал их кстати и некстати - изощрялся, как мог. Он много раз был влюблен. Но всегда в последний момент что-нибудь да случалось: то оказывалось, что он недостаточно крепко любит, то - его не очень. То выяснялось, что она - дура дурой, то обнаруживалось, что он - редкий трепач, то она - "колода", то он - ветрогон и пустомеля. А чаще всего приходил кто-то третий - "он" - и бессовестным образом становился у Пашки на дороге. А иногда Пашка не менее бессовестным образом сам становился у кого-нибудь на дороге, и все равно ему не везло. Вот, к примеру, две его последние любовные истории. Поехал он в отдаленный район в командировку - на уборочную. По дороге встретил председателя колхоза Прохорова Ивана. Тот ехал из города домой на колхозном газике и не доехал - лопнула рессора. Прохоров, всласть наругавшись с шофером, стал "голосовать" попутным машинам. Тут-то и подлетел Пашка на своей полуторке. - Куда? - До Быстрянки. - А Салтон - это дальше или ближе? (Пашка не знал дороги в Салтонский район - впервые ехал туда). - Малость ближе. А что? - Садись до Салтона. Дорогу покажешь. Поехали. Мрачное настроение председателя не привлекло внимания Пашки. Он сидел, откинувшись на спинку сиденья; правая рука на баранке, левая - локтем - на дверце кабины. Смотрел вперед, на дорогу, задумчиво щурился. Полуторка летела на предельной скорости, чудом минуя выбоины. С одним встречным самосвалом разъехались так близко, что у Прохорова дух захватило. Он посмотрел на Пашку: тот сидел как ни в чем не бывало - щурился. - Ты еще головы никогда не ломал? - спросил Прохоров. - А?.. Ничего, не трусь, дядя, - и спросил, как всегда спрашивал: Главное в авиации - что? - Главное в авиации - не трепаться, по-моему. Пашка обжег гневного председателя ослепительной доброй улыбкой. - Нет, не то, - совсем отпустил руль и полез в карман за папиросами. Придерживал руль только коленями. Его, видно, забавляло, что пассажир трусит. Прохоров стиснул зубы и отвернулся. В этот момент полуторку основательно подкинуло - Прохоров инстинктивно схватился за дверцу... Свирепо посмотрел на Пашку. - Ты!.. Авиатор! Пашка опять улыбнулся. - Ничего не сделаешь - скорость, - признался он. - Поэзия российских деревень, как говорится. Прохоров внимательно посмотрел в глаза Пашке... Парень начинал ему нравиться. - Ты в Салтон зачем едешь? - В командировку. - На уборочную, что ли? - Да... Помочь надо отстающим. Верно? Хитрый Прохоров некоторое время молчал. Он смекнул, что парня можно, пожалуй, переманить из Салтонского района к себе. - В сам Салтон или на периферию? - На периферию. Деревня Листвянка. Хорошие места тут у вас, - похвалил Пашка. - Тебя как зовут-то? - Меня-то? Павлом. А что? Павел Ефимыч. - Тезки с тобой, - сказал Прохоров. - Я тоже по батьке - Ефимыч. - Очень приятно. - Поехали ко мне, Ефимыч? - То есть как это? - Так... Я в Листвянке знаю председателя и договорюсь с ним насчет тебя. Я, видишь ли, тоже председатель. И я тебе авторитетно заявляю, что Листвянка это дыра, каких свет не видел. А у нас деревня... - Что-то не понимаю: у меня же в путевке сказано... - Да какая тебе разница?! Я тебе дам такой же документ, что отработал на уборочной - все честь по чести. А мы с тем председателем договоримся. За ним как раз должок имеется. Район-то один - Салтонский! А? - Клуб есть? - спросил Пашка. - Клуб? Ну как же!.. Вот такой клуб! - Сфотографировано. - Что? - Согласен, говорю! Пирамидон. Прохоров заискивающе посмеялся. - Шутник ты... Один лишний шофер да еще с машиной! На уборочной - это пирамидон. Шутник ты, оказывается, Ефимыч. - Что делать! Значит, говоришь, клубишко имеется? - Вот такой клуб! - бывшая церковь. - Помолимся, - сказал Пашка. Оба - Прохоров и Пашка - засмеялись. В тот же вечер Пашка уписывал у председателя жирную лапшу с гусятиной и беседовал с его женой. - Жена должна чувствовать! - утверждал Пашка. - Правильно, Ефимыч! - поддакивал Прохоров, согнувшись пополам, стаскивал с ноги тесный сапог. - Что это за жена, понимаешь, которая не чувствует. - Если я приезжаю домой, - продолжал Пашка, - так? - усталый, грязный, то, се... так? Я должен кого первым делом видеть? Энергичную жену. Я ей, например: "Здорово, Муся!". Она мне должна весело: "Здорово, Павлик! Ты устал?". - А если она сама, бедная, наработалась за день, то откуда же у нее веселье возьмется? - заметила на это хозяйка. - Все равно. А если она грустная, кислая - я ей говорю: "Пирамидон". И меня потянет к другим. Верно, Ефимыч? - Абсолютно! - воскликнул Прохоров. Хозяйка назвала их "охальниками". Два часа спустя Пашка появился в здешнем клубе - нарядный, как всегда (он возил с собой чемодан с барахлишком). - Как здесь население? Ничего? - довольно равнодушно спросил он у одного парня, а сам ненароком обшаривал глазами танцующих: хотел знать, какое он произвел впечатление на "местное население". - Ничего, - ответил парень. - А ты, например, чего такой кислый? - А ты кто такой, чтобы допрос мне устраивать? - обиделся парень. Пашка миролюбиво оскалился. - Я - ваш новый прокурор. Порядки приехал наводить. - Смотри, как бы тебе самому не навели тут. - Ничего, - Пашка подмигнул парню и продолжал рассматривать девушек и ребят в зале. - Целинники есть? - Пошел ты!.. - сказал парень. Пашку тоже разглядывали. Он такие моменты очень любил: неведомое, незнакомое, недружелюбное поначалу, волновало его. Больше всего его, конечно, интересовали девки. Танец кончился. Пары расходились по местам. - Что это за дивчина? - спросил Пашка у того же парня - он увидел Настю Платонову, местную красавицу. Парень не захотел с ним разговаривать, отошел. Пашка стоял около стенки, поигрывал концами гарусного пояска, смотрел на Настю. Заиграли вальс. Пашка прошел через весь зал к Насте, слегка поклонился ей и громко сказал: - Предлагаю на тур вальса. Все подивились изысканности Пашки; на него стали смотреть с нескрываемым веселым интересом. Настя спокойно поднялась, положила тяжелую руку на сухое Пашккно плечо. Пашка, не мигая, ласково смотрел на девушку... Закружились. Настя была несколько тяжела в движениях, ленива. Зато Пашка начал сходу выделывать такого черта, что некоторые даже перестали танцевать - смотрели на него. Пашка выдрючивался, как только мог. Он то приотпускал от себя Настю, то рывком приближал к себе и кружился, кружился... Но окончательно он доконал публику, когда, отойдя несколько от Насти, но не выпуская ее руки из своей, пошел с приплясом. Все так и ахнули. А Пашка смотрел куда-то выше "местного населения" с таким видом, точно хотел сказать: "Это еще не все. Вот будет когда-нибудь настроение - покажу, как это делается". Настя раскраснелась, ходила все так же медленно, плавно. - Ну и трепач ты! - весело сказала она, глядя в глаза Пашке. Пашка только повел бровью. Ничего не сказал. - Откуда ты такой? - Из Питера, - небрежно бросил Пашка. - Все у вас там такие? - Какие? - Такие... вображалы. - Ваша серость меня удивляет, - сказал Пашка, вонзая многозначительный ласковый взгляд в колодезную глубину темных загадочных глаз Насти. Настя тихо засмеялась. Пашка весь затрепетал в ее руках, весь ходуном заходил... - Вы мне нравитесь, - сказал он, - я такой идеал давно искал. - Быстрый ты, - Настя в упор, спокойно смотрела на Пашку. - Я на полном серьезе, - сказал он. - Ну, и что? - Я вас провожаю сегодня до хаты. Если у вас, конечно, нет какого-нибудь другого хахаля. Договорились? Настя усмехнулась, качнула отрицательно головой. Пашка не обратил на это никакого внимания. Вальс кончился. Пашка проводил девушку на место, опять галантно поклонился и вышел покурить в фойе к парням. Парни косились на него. Пашка по опыту знал, что так бывает всегда. - Тут забегаловки нигде поблизости нету? - спросил он, подходя к группе курящих - решил сразу войти в доверие. - Пивишка бы выпить... Парни молчали... Смотрели на Пашку насмешливо. - Вы что, языки проглотили? - спросил Пашка. - Тебе не кажется, что ты здесь слишком бурную деятельность развел? спросил тот самый парень, с которым Пашка беседовал до танца. - Нет, не кажется. - А мне лично кажется. - Крестись, если кажется. Парень нехорошо прищурился. - Выйдем на пару минут? Потолкуем? Пашка отрицательно качнул головой. - Не могу. - Почему? - Накостыляете сейчас ни за что... Мы потом когда-нибудь потолкуем. Вообще-то, чего вы на меня надулись? Я, кажется, никому еще на мозоль не наступал. Парни не ожидали такого поворота. Им понравилась Пашкина прямота. Разговорились. Пока разговаривали, заиграли танго, и Настю пригласил другой парень. Пашка с остервенением растоптал окурок... Тут-то и рассказали ему, что его карта уже бита - у Насти есть жених, инженер, и дело у них идет к свадьбе. Пашка внимательно следил за Настей и, казалось, не слушает, что ему говорят. Потом сдвинул фуражку на затылок, прищурился. - Посмотрим, кто кого сфотографирует, - сказал он и поправил фуражку. Где он? - Кто? - Инженеришка. - Его нету сегодня. - Зарубите себе на носу: я интеллигентов делаю одной левой, - сказал Пашка. Танго кончилось. Пашка прошел к Насте. - Вы мне не ответили на один вопрос. - На какой вопрос? - Я вас провожаю сегодня до хаты? - Я одна дойду. Спасибо. - Не в этом дело... - Пашка сел рядом с девушкой. Круглые кошачьи глаза его смотрели серьезно. Длинные тонкие пальцы рук заметно дрожали. - Поговорим, как жельтмены... - Боже мой, - вздохнула Настя и поднялась. И пошла в другой конец зала. Пашка смотрел ей вслед... Слышал, как вокруг него сочувственно посмеиваются. Он не испытывал никакого позора. Только стало больно под ложечкой. Горячо и больно. Он тоже встал и пошел из клуба. На другой день после работы Пашка нарядился пуще прежнего. Попросил у Прохорова синюю шелковую рубашку - увидел, как тот вчера надевал ее на собрание, - надел свои синие диагоналевые галифе, надраил до жгучего сияния сапоги, накинул на плечи пиджак и появился такой в здешней библиотеке (Настя работала библиотекарем, о чем Пашка заблаговременно узнал). - Здравствуйте! - солидно сказал он, входя в просторную избу, служившую и библиотекой и избой-читальней одновременно. В библиотеке была только Настя, и еще у стола сидел молодой человек интеллигентного вида, просматривал "Огонек". Настя поздоровалась с Пашкой и улыбнулась. Пашка с серьезным видом подошел к ее столу и стал перебирать книги - на Настю ноль внимания. Он сообразил, что парень с "Огоньком" - и есть тот самый инженер, жених Насти. - Почитать что-нибудь? - спросила Настя, несколько удивленная тем, что Пашка не узнал ее. - Да, надо, знаете... - Что вам дать? - Настя невольно перешла на "вы". - "Капитал" Карл Маркса. Я там одну главу не дочитал... Надо дочитать, пока есть свободное время. Верно? Парень, сидевший за столом, с удивлением посмотрел на Пашку. Настя хотела засмеяться, но, увидев строгие Пашкины глаза, сдержала смех. - Как ваше фамилия? - Любавин Павел Ефимыч. Год рождения 1935, водитель-механик второго класса. Пока Настя записывала все это, водитель-механик искоса разглядывал ее. Потом посмотрел на парня с "Огоньком"... Тот тоже в этот момент смотрел на него. Пашка на секунду-две растерялся... Зачем-то подмигнул парню. Тот улыбнулся. - Кроссвордиками занимаемся? - ляпнул Пашка. Парень не сразу нашелся, что ответить. - Да... А вы, я смотрю, глубже берете, - глаза у парня веселые и неглупые. - Между прочим, Гена, он тоже из Ленинграда, - сказала Настя. - Ну?! - Гена искренне обрадовался. - Вы давно оттуда? Расскажите хоть, что там нового? Пашка излишне долго расписывался в карточке, потом придирчиво оглядел том "Капитала"... Молчал. - Спасибо, - сказал он Насте. Подошел к парню, ухнул на стол огромный том, протянул руку. - Павел Ефимыч. - Гена. Очень рад! - Взаимно. - Как там Ленинград-то? - Ленинград-то? - переспросил Пашка, придвигая себе несколько журналов. Шумит Ленинград, шумит, - и сразу не давая Гене опомниться, затараторил: Люблю смешные журналы смотреть! Особенно про алкоголиков - так разрисуют всегда... - Да, иногда смешно. А вы давно из Ленинграда? - Из Ленинграда-то? - Пашка перелистнул страничку журнала. - А я там не бывал сроду. Девушка меня с кем-то спутала. Или во сне видела. - Вы же мне вчера в клубе говорили! - изумилась Настя. Пашка глянул на нее весело и невозмутимо. - Что-то не помню. Настя посмотрела на Гену, Гена - на Пашку... А Пашка спокойно листал журнал. - Странно, - сказала Настя. - Значит, мне действительно приснилось. - Это бывает, - сказал Пашка, продолжая смотреть журнал. - Вот, пожалуйста, - очковтиратель, - показал он, подавая журнал Гене. - Кошмар! Гена посмотрел очковтирателя, улыбнулся. Ему хотелось разговориться с Пашкой. - Вы на уборочную к нам? - Так точно, - Пашка оглянулся на Настю: та улыбалась, глядя на него. Пашка отметил это. - Сыграем в пешки? - предложил он инженеру - В пешки? Может, в шахматы лучше? - В шахматы скучно, - сказал Пашка (он не умел в шахматы). А в пешечки раз-два и пирамидон. - Можно в шашки, - согласился Гена и посмотрел на Настю. Настя вышла из-за перегородки, подсела к ним. - За фук берем? - спросил Пашка. - Как это? - не понял инженер. - За то, что человек прозевает, когда ему надо рубить, берут пешку, пояснила Настя. - А-а. Можно брать. Берем. Пашка быстренько расставил шашки на доске... Взял две, спрятал за спиной. - В какой? - В левой. - Ваша не пляшет, - ходил первым Пашка. - Сделаем - так, - начал он, устроившись удобнее на стуле, выражение его лица было довольное и хитрое. - Здесь курить нельзя, конечно? - спросил он Настю. - Нет, конечно. - Понятно, - Пашка пошел второй. - Сделаем некоторый пирамидон, как говорят французы. Инженер играл слабо, это было видно сразу, Настя стала ему подсказывать. Он возражал против этого. - Погоди, слушай, ну так же нельзя! Зачем же подсказывать? - Ты же неверно ходишь! - Ну и что! Играю-то я, а не ты. - Учиться надо. Пашка улыбался. Он ходил уверенно, быстро и точно. - Вон той, Гена, крайней, - не выдерживала Настя. - Нет, я не могу так! - кипятился Гена. - Я сам только что хотел идти этой, а теперь не пойду принципиально. - А что ты волнуешься-то? - удивилась Настя. - Вот чудак. - Как же мне не волноваться? - Волноваться вредно, - встревал Пашка и подмигивал незаметно Насте. Настя краснела и смеялась: ей было немножко неудобно за своего жениха - за то, что он по пустякам нервничает.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |