Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, типы и модели бюджетного федерализма




Учеты экспертно-криминалистических подразделений

Экспертно-криминалистическим учетом является система хранения и поиска экспертно-криминалистической информации об объектах учета, используемая для решения задач оперативно-разыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Порядок формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел Российской Федерации определяет Инструкция по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту Инструкция), утвержденная приказом МВД России от 10.02.2006 г. № 70.

Экспертно-криминалистические учеты органов внутренних дел ведутся в Экспертно-криминалистическом центре Министерства внутренних дел Российской Федерации – федеральные учеты; в экспертно-криминалистическом центре МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации по преступлениям, совершенным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая территории обслуживания УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах, либо на территории нескольких субъектов Российской Федерации, определяемых МВД России – региональные учеты; в территориальных структурных подразделениях ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД по экспертно-криминалистическому обеспечению городского, районного органа внутренних дел, в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД на закрытых территориях и режимных объектах по преступлениям, совершенным на территории обслуживания соответствующего органа внутренних дел – местные учеты.

Формирование и использование экспертно-криминалистических учетов осуществляется следователями, дознавателями, сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел, а также сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, в пределах их компетенции.

Формирование учета представляет собой комплекс мероприятий по обнаружению, изъятию и направлению предметов, следов, которые могут быть объектами учета, в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел в целях создания информационных систем, используемых при решении задач оперативно-разыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Использование учета представляет собой комплекс мероприятий по получению результатов сопоставления экспертно-криминалистической информации об объектах учета и объектах проверки, в целях установления лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также иных обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-разыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Ведение экспертно-криминалистических учетов осуществляется сотрудниками ЭКП и представляет собой деятельность по систематизации и размещению в информационной системе экспертно-криминалистической информации об объектах учета, позволяющей осуществить ее использование в целях решения задач оперативно-разыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Основной формой ведения экспертно-криминалистических учетов является картотека, состоящая из информационных карт установленной формы, содержащих закрепленную и систематизированную индивидуальную экспертно-криминалистическую информацию об объектах учета.

В случаях, предусмотренных Инструкцией, к информационным картам прилагаются натурные объекты.

Направление натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, в ЭКП на исследование, проверку и постановку на учет осуществляется органами предварительного расследования, либо по их поручению сотрудниками оперативного подразделения.

Постановка на учет и хранение в экспертно-криминалистических учетах натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изъятие натурных объектов из массивов учетов до истечения установленных сроков хранения осуществляется на основании письменного требования органа или лица, осуществляющего производство по уголовному делу, иному делу (материалу).

Ведение экспертно-криминалистических учетов может быть автоматизировано с использованием технических средств и автоматизированных информационных систем, прошедших апробацию и рекомендованных к использованию ЭКЦ МВД России.

Автоматизированное ведение картотек экспертно-криминалистических учетов не допускается без обеспечения специальными средствами архивирования, контроля и защиты от несанкционированного доступа к учетным данным.

Объектами экспертно-криминалистических учетов являются: неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, пригодной для закрепления и последующего использования в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Обязательной постановке на экспертно-криминалистический учет подлежит информация о следующих объектах:

1. Следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест преступлений.

2. Данные ДНК биологических объектов, изъятых с мест преступлений.

3. Данные ДНК неопознанных трупов, установить личность которых иными методами не представилось возможным.

4. Пули, гильзы и патроны со следами нарезного ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий и преступлений.

5. Контрольные пули и гильзы утраченного служебного, гражданского и боевого оружия.

6. Самодельное (переделанное) оружие.

7. Самодельные взрывные устройства и их части.

8. Поддельные денежные билеты, ценные бумаги и документы.

9. Поддельные монеты.

10. Фонограммы речи (голоса) неустановленных лиц.

11. Следы подошв обуви.

12. Следы орудий взлома.

13. Следы протекторов колес транспортных средств.

14. Субъективные портреты устанавливаемых и(или) разыскиваемых лиц.

15. Микрообъекты (микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий, полимеров и металла).

16. Черепа неопознанных трупов, установить личность которых иными способами не представляется возможным.

При наличии необходимости, соответствующего организационно-штатного и материально-технического обеспечения в экспертно-криминалистических подразделениях может осуществляться учет иных объектов, поступающих в ЭКП в установленном законодательными и нормативными правовыми актами порядке.

Объектами проверки по экспертно-криминалистическим учетам являются лица, предметы, вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, использование которой может способствовать установлению лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также иных обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-разыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Обязательной проверке по экспертно-криминалистическим учетам подлежат все объекты учета перед их постановкой на соответствующий учет, а также:

1. Установленные лица, подозреваемые в совершении преступлений либо представляющие иной оперативный интерес – по учетам:

-следов рук;

-данных ДНК биологических объектов, изъятых с мест преступлений;

-субъективных портретов;

-фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц.

2. Одежда и обувь лиц-объектов проверки – соответственно, по учетам:

-микрообъектов (микроволокон);

-следов подошв обуви.

3. Транспортные средства лиц-объектов проверки, а также обнаруженные ранее угнанные транспортные средства – по учетам:

-следов протекторов колес транспортных средств;

-микрообъектов (частиц лакокрасочных покрытий) – при наличии на транспортных средствах повреждений или следов свежего ремонта.

4. Изъятое, найденное, добровольно сданное огнестрельное оружие с нарезным стволом, самодельно изготовленное и переделанное, в том числе гладкоствольное оружие, приспособленное под патроны для нарезного оружия (вкладыши) – по учету пуль и гильз, изъятых с мест происшествий и преступлений, а в случае отсутствия и невозможности восстановления индивидуальной маркировки – по учету пуль и гильз утраченного служебного, гражданского и боевого оружия.

5. Предметы-объекты проверки (орудия преступлений) – по учетам:

-следов орудий взлома;

-микрообъектов (частиц металла).

6. Фотографии лиц, пропавших без вести – по учету черепов неопознанных трупов.

7. Данные ДНК биологических родителей (детей) лиц, пропавших без вести, – по учету данных ДНК неопознанных трупов.

Учет работы по ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов осуществляется сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений.

Содержащаяся в экспертно-криминалистических учетах информация имеет ограниченный доступ.

Основанием постановки объекта на экспертно-криминалистический учет, а также проверки объекта по экспертно-криминалистическому учету, является рапорт сотрудника оперативного подразделения, утвержденный его руководителем, или поручение следователя, дознавателя либо иного лица, уполномоченного осуществлять розыскные меры по делу.

Поручение или рапорт о постановке либо проверке объекта по учету может быть представлено в ЭКП в виде отдельного документа либо изложено в иных документах, содержащих поручения уполномоченного органа (лица) по исследованию объектов.

Основанием для снятия объекта с учета является:

1. Справка о совпадении объекта учета с идентифицируемым объектом.

2. Официальная информация о прекращении производства по делу.

3. Истечение сроков хранения объектов. Срок хранения объектов в учетах ЭКП определяется сроками давности по уголовным делам, по которым они изъяты, либо степенью устойчивости идентификационных признаков объектов.

Срок хранения объектов в зависимости от вида преступления составляет: 2 года с момента постановки на учет – по преступлениям небольшой тяжести; 6 лет – преступлениям средней тяжести; 10 лет – тяжким преступлениям; 15 лет – особо тяжким преступлениям, если иное не определено лицом (органом), направившим объект для постановки на учет.

Срок хранения объекта в зависимости от степени устойчивости идентификационных признаков определяется Правилами ведения экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел.

Снятые с учета информационные карты помещаются в архив ЭКП, натурные объекты возвращаются инициатору их постановки на учет для дальнейшего принятия решения о вещественных доказательствах в установленном законом порядке. 4. Справочно-вспомогательные учеты

Справочно-вспомогательные учеты (коллекции, каталоги, картотеки, фототеки) формируются из объектов или сведений о них, имеющих криминалистическое значение. Они выполняют роль вспомогательных банков данных. С их помощью можно, например, получить информацию о возможном происхождении частиц веществ или микрообъектов, высказать суждение о признаках объектов, имеющих групповое значение, и т. п. Кроме того, они используются при проведении экспресс-исследований и выполнении экспертиз, а также исследований по оперативным материалам.

Систему информационно-справочных учетов составляют его виды. При решении вопроса о формировании того или иного вида учета, следует иметь в виду, что одни из них являются обязательными, другие - инициативными (рекомендуемыми).

К числу обязательных относятся учеты: огнестрельного оружия и боеприпасов; инструментов и других распространенных предметов, используемых в качестве орудий взлома; наркотических и наиболее распространенных сильнодействующих лекарственных средств; изображений подошвы и верха обуви; отпечатков протекторов шин автотранспорта; фарных рассеивателей.

К числу инициативных (рекомендуемых) относятся учеты: горюче-смазочных материалов; лакокрасочных покрытий; волокнистых материалов; волос животных; холодного оружия; взрывчатых веществ; материалов, используемых для изготовления документов; оттисков печатей и штампов; пломб; замков и т. п.

По решению руководства МВД, ГУВД, УВД с учетом специфики оперативной обстановки в регионе могут быть созданы и другие информационно-справочные учеты.

Все виды обязательных информационно-справочных учетов создаются во всех ЭКУ, ЭКЦ, УВД и остальных подразделениях, а инициативные (рекомендуемые) при необходимости формируются в экспертно-криминалистических подразделениях любого уровня. Некоторые инициативные учеты могут быть организованы только при наличии в данном подразделении специалистов соответствующего профиля.

Массив информационно-справочных учетов может состоять как из объектов н натуре, так и их копий-отображений, представленных в виде слепков, фотоснимков, а также описания и технических характеристик, графиков, спектрограмм и т. д. В учет могут включаться по согласованию со следователем и объекты, являющиеся вещественными доказательствами. В этом случае составляется справка установленного образца.

Справочный фонд инструментов и других предметов, используемых в качестве орудий взлома, представляет собой часть справочных сведений о свойствах, размерах, форме и иных характеристиках предметов промышленного изготовления, которые могут использоваться в качестве орудий взлома. Перечень объектов, образующих справочный фонд, определяется на основе анализа практики раскрытия преступлений, трасологических экспертиз и исследований, а также изучения ассортимента изделий, поступающих на предприятия и в торговлю на обслуживаемой территории.

Справочный фонд волокнистых материалов состоит из пяти разделов: волокна животного происхождения; волокна растительного происхождения; волокна химического происхождения; образцы тканей; образцы искусственного меха. Используется в основном при работе с микрообъектами, изымаемыми с мест происшествия.

Справочный фонд наркотических средств и сильнодействующих веществ комплектуется из натурных образцов и атласа спектров, снятых с них. Предназначен для эффективного диагностирования неизвестных наркотических средств и сильно­действующих веществ, поступающих на исследование.

5. Криминалистические информационные массивы международных организаций.

Необходимость обмена криминальной информацией между государствами СНГ привела к подписанию в 1992 г. Соглашения о взаимодействии МВД Союза Независимых Государств в сфере борьбы с преступностью. На основании Соглашения создан Межгосударственный информационный банк (МИБ). Учету в Межгосударственном информационном банке подлежат три группы объектов:

1. Лица следующих категорий: осужденные, которые в соответствии с нормативными актами сторон подлежат учету в МИБ; задержанные за бродяжничество; скрывшиеся от следствия и суда, уклоняющиеся от отбытия наказания, уплаты алиментов или разыскиваемые по искам предприятий, организаций и граждан; пропавшие без вести; неизвестные больные и дети; особо опасные рецидивисты; уголовные авторитеты, организаторы преступных групп; преступники-гастролеры; привлекавшиеся к ответственности за совершение половых преступлений с особой жестокостью; привлекавшиеся к уголовной ответственности за хищение культурных, исторических ценностей, антиквариата, а также за изготовление, транспортировку, сбыт и хищение наркотиков в крупных размерах; судимые за тяжкие преступления и имеющие характерные отличительные признаки; неопознанные трупы.

2. Предметы преступного посягательства, утраченные, изъятые и бесхозные ве­щи: нарезное огнестрельное оружие; автомобили и бронетехника; антиквариат; радио-, видео-, фото- и компьютерная техника, имеющая индивидуальные номера; номерные ценные бумаги и документы, имеющие государственное обращение.

3. Нераскрытые преступления: убийства и причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом; половые преступления, совершенные с особой жестокостью; разбои, совершенные с применением огнестрельного оружия; мошенничества в крупных размерах, фальшивомонетничество, подделка денег и ценных бумаг; хищения огнестрельного оружия, крупных партий взрывчатых веществ, боеприпасов, наркотиков, отравляющих веществ, радиоактивных материалов и редкоземельных металлов; кражи автотранспорта и бронетехники, а также из металлических хранилищ, из квартир, совершенных характерным способом, антиквариата, культурных и исторических ценностей; деяния, связанные с финансовыми, биржевыми и валютными аферами; связанные с похищением людей; вымогательства, связанные с насилием.

Основные положения Соглашения предусматривают: обмен оперативно-розыскной, справочной, криминалистической и иной информацией, касающейся любых преступлений, как совершенных, так и подготавливаемых к совершению на территории стран СНГ в составе организованной группы; представление информации о конкретных фактах и событиях, осуществленных как физическими лицами, так и юридическими лицами, причастными к организованной преступности; сообщение сведений о структуре, персональном составе, сфере деятельности, организации управления, структурных и внешних связях криминальных группировок, носящих международный характер; информирование об имевших место или предполагаемых контактах между преступными группами, действующими на территории СНГ; сообщение заинтересованным сторонам о формах и методах преступной деятельности, организованных групп, включая и отмывание средств, полученных в результате такой деятельности.

Вступив в сентябре 1990 г. в Интерпол, Россия получила доступ к учетам Международной организации уголовной полиции. Правоохранительные органы России осуществляют регулярную связь со 113 государствами из 176, являющихся членами этой организации.

Учеты Интерпола, как правило, касаются конвенционных преступлений, т. е. преступлений, общественная опасность которых констатируется соответствующими международными конвенциями, терроризма, незаконного оборота наркотиков, фальшивомонетничества, хищений культурных ценностей и др. На учет ставится информация, которая затрагивает интересы двух и более государств: о лицах, совершивших опасные преступления за рубежом; о преступлениях, связанных с международными преступными организациями; о лицах, совершивших преступление и скрывшихся за границей, и т. д.

Все обращения в Интерпол осуществляются через Национальное центральное бюро (НЦБ) государств, являющихся его членами.

Применительно к учетам Интерпола и НЦБ государств - членов этой международной организации возможно пользование: алфавитной картотекой лиц, имеющих судимость, подозреваемых в совершении преступлений (через НЦБ поступают сведения об их подозрительном поведении, связях, перемещении); картотекой данных о внешности преступников; картотекой документов и наименований; картотекой преступлений, состоящей из нескольких разделов, каждый из которых соответствует виду преступления либо его видовой группе (в сведениях о преступлениях обязательно фиксируется способ их совершения); дактилоскопической картотекой; фототекой наиболее опасных преступников; картотекой лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов; картотекой похищенных автомашин, произведений искусства, культурных ценностей и антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий; справочной картотекой ручного нарезного огнестрельного оружия.

Правоохранительные органы России с помощью Интерпола могут получить также ряд дополнительных сведений о собственности, находящейся на территории государств - членов организации, в частности, данные о банковской информации, налогах, недвижимости, транспортных средствах, деятельности фирм.

В настоящее время в Интерполе функционирует автоматическая система поиска необходимой информации (ASF). Массив документов в ASF пополняется ежедневно.

В 1974 г. в Висбадене на международном полицейском симпозиуме было принято решение о создании “особой формы полицейского сотрудничества” - региональной полицейской организации, получившей название “Европол”. Эта организация создана в 1992 г. на встрече в Брюсселе 12 министров внутренних дел и юстиции государств - членов ЕЭС. С 1994 г. Центр Европола находится в Страсбурге (Франция). Государства, входящие в ЕЭС, организовали единую систему учета криминальных сведений. Для этой цели создан центральный банк электронной информации, в котором хранятся сведения о лицах, совершивших преступления или представляющих оперативный интерес, об угнанных автомашинах, о похищенных деньгах, об утраченном и выявленном огнестрельном оружии и др. Полиция каждого государства - члена ЕЭС, имея компьютерную связь с центральным банком криминалистически значимой информации, может постоянно получать необходимые сведения.

Заключение

Криминалистическая регистрация – это подраздел криминалистики, представляющий собой систему научных положений и методик по регистрации, сосредоточению и использованию информации об объектах, попадающих в сферу оперативно-розыскной и уголовно-правовой деятельности правоохранительных органов, в целях раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

Система криминалистической регистрации состоит из отдельных учетов.

Учет - это подсистема криминалистической регистрации, в которой сосредоточена информация об однородных (однотипных) объектах.

Общая (главная) цель всей системы криминалистической регистрации может быть разделена на следующие решаемые задачи:

1) обеспечение условий идентификации объектов с помощью учетных данных;

2) содействие розыску объектов, данные о которых содержатся в криминалистических учетах;

3) предоставление в распоряжение оперативно-розыскных, следственных и судебных органов необходимой доказательственной, ориентирующей и справочной информации;

4) информационное криминалистическое сопровождение процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

В рамках криминалистической регистрации учеты группируются по трем основным направлениям:

- оперативно-справочные учеты;

- криминалистические учеты;

- справочно-вспомогательные учеты.

В зависимости от уровня централизации учеты подразделяются на:

- централизованные (федеральные); - местные (региональные); - централизованно-местные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.