Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические занятия. Тема 5: «Управление общественным мнением»




Лекции

Модуль 6.

Модуль 5.

Тема 5: «Управление общественным мнением»

Понятие о социальном управлении и его видах. Нормативное, административное, политическое, общественное управление. Роль СМИ в управлении общественным мнением. Формальные институты и власть. Неформальные институты и их влияние. Общественное мнение как база социальной политики. Способы и технологии управления общественным мнением. Правила и принципы воздействия на общественное мнение. Агенты влияния: социальные институты, лидеры мнений, СМИ. Роль авторитета и репутации агента влияния.

Манипуляция общественным мнением: факторы, способы, технологии. Нормативный и общественный контроль над манипуляцией.

Технологии ПР и рекламы в управлении общественным мнением.

 

 

Тема 6: «Подходы и методы исследования общественного мнения»

Методология и методика исследования общественного мнения. Классификация исследовательских методов: анкетирование, интервью, анализ документов, контент-анализ, метод экспертных оценок, фокус-группы и т.д. Количественные социологические исследования: понятие переменной, квантификация, шкалирование, статистика как базис генерализации, формализованные методы сбора эмпирической информации, математические методы анализа данных. Качественные социологические исследования: феноменология, понимающие и проективные методики, ситуативный анализ как исследовательская стратегия.
Методы анализа документов: государственная статистика, биографические записи, кино/фотодокументы, предметы материальной культуры.

Выбор и обоснование метода исследования. Важность и необходимость сочетания различных методов в социологическом исследовании общественного мнения. Профили ведущих российских исследовательских компаний: АНО "Левада-центр", ВЦИОМ, ИС РАН, ФОМ, КОМКОН, "ГФК-Русь", TNS.

№п/п Наименование модуля, раздела, (отдельной темы) Трудоемкость по очной форме обучения (час) Виды занятий (час) Виды контроля*
Лк, МК* Пр. зан. (Сем., колл)* Лб.раб.* СРС*
ВСЕГО       ----   УО-3, ПР-1
1 2 Модуль 1. Общественное мнение как предмет социологического исследования             ПР-1
2 3 Модуль 2. Очерк истории изучения общественного мнения             ПР-1
3 4 Модуль 3. Структура и параметры общественного мнения             ПР-1
  Модуль 4. Факторы трансформации общественного мнения           ПР-1  
  Модуль 5. Управление общественным мнением             ПР-1  
6 5 Модуль 6. Подходы и методы исследования общественного мнения             ПР-1  
                 
№ п/п Номер раздела дисциплины Объем, часов Содержание (перечень раскрываемых вопросов)
1. 1 Модуль 1. Общественное мнение как предмет социологического исследования       Общественное мнение как социальный институт: механизмы нормативного регулирования, ролевые взаимодействия, функциональные особенности. Место в общей структуре социальных институтов. Специфика взаимодействия с другими социальными институтами. Общественное мнение в структуре общественного сознания. Общественное мнение как предмет научных исследований. Гносеологический анализ сущности общественного мнения. Основные разновидности общественного мнения. Проблема идентификации агентов общественного мнения. Многообразие подходов. Толпа, публика, масса, народ, электорат, группа, интеллигенция, интеллектуалы, элита. Понятие об общественности как объекте и субъекте общественного мнения. Виды общественности как носителя общественного мнения. Лидеры мнений и носители мнений. Особенности общественного мнения в постперестроечной России.
2. 4 Модуль 2. Очерк истории изучения общественного мнения       Этапы научного изучения общественного мнения. Основные достижения социологии общественного мнения в 19-м веке. Идеи и методы изучения общественного мнения в середине 20-го века. Современные подходы и принципы в изучении общественного мнения. Взгляды на проблему управления общественным мнением в истории. Способы трансляции общественного мнения в истории. Роль СМИ в трансляции общественного мнения. Типы средств массовой информации и их влияние на общественное мнение. Современные технологии изучения и формирования общественного мнения. Лекция-конференция на тему: «Принципы научности в изучении общественного мнения»  
3. 7 Модуль 3. Структура и параметры общественного мнения       Многомерность общественного мнения: массовые настроения, оценки, стереотипы, нормы, ценности, традиции, установки и т.д. Два подхода к структуризации общественного мнения: статическая и динамическая модель. Статическая модель: компоненты и параметры, функции, масштаб, знак, способы формирования, способы трансляции, факторы трансформации, социальный контроль, носители. Три компонента мнения: эмоциональный, рациональный, поведенческий. Динамическая модель: этапы формирования общественного мнения, циклы, ритмы, факторы динамики. Процессы формирования общественного мнения: факторы и механизмы.  
4. Модуль 4. Факторы трансформации общественного мнения       Общественное мнение в системе факторов социальной динамики. Роль общественного мнения в трансформации различных подсистем: политической, социальной, экономической, культурной, идеологической, духовной. Взаимосвязь и взаимодействие общественного мнения и систем власти. Потребности, ценности, интересы как факторы формирования общественного мнения. Проблема культурной традиции (авторитета) и актуального социального влияния. Механизмы формального и неформального контроля. Каналы циркуляции. Роль СМИ в процессах циркуляции общественного мнения. Актуализация общественного мнения посредством СМИ. Роль неформальных каналов (слухи, сплетни, желтая пресса, поветрия и т.п.) в процессе формирования, распространения и функционирования общественного мнения в различных социальных слоях. Лекция-конференция на тему: «Неформальные каналы формирования общественного мнения»  
5. Модуль 5. Управление общественным мнением     Понятие о социальном управлении и его видах. Нормативное, административное, политическое, общественное управление. Роль СМИ в управлении общественным мнением. Формальные институты и власть. Неформальные институты и их влияние. Общественное мнение как база социальной политики. Способы и технологии управления общественным мнением. Правила и принципы воздействия на общественное мнение. Агенты влияния: социальные институты, лидеры мнений, СМИ. Роль авторитета и репутации агента влияния. Манипуляция общественным мнением: факторы, способы, технологии. Нормативный и общественный контроль над манипуляцией. Технологии ПР и рекламы в управлении общественным мнением.  
6. Модуль 6. Подходы и методы исследования общественного мнения     Методология и методика исследования общественного мнения. Классификация исследовательских методов: анкетирование, интервью, анализ документов, контент-анализ, метод экспертных оценок, фокус-группы и т.д. Количественные социологические исследования: понятие переменной, квантификация, шкалирование, статистика как базис генерализации, формализованные методы сбора эмпирической информации, математические методы анализа данных. Качественные социологические исследования: феноменология, понимающие и проективные методики, ситуативный анализ как исследовательская стратегия. Методы анализа документов: государственная статистика, биографические записи, кино/фотодокументы, предметы материальной культуры. Выбор и обоснование метода исследования. Важность и необходимость сочетания различных методов в социологическом исследовании общественного мнения. Профили ведущих российских исследовательских компаний: АНО "Левада-центр", ВЦИОМ, ИС РАН, ФОМ, КОМКОН, "ГФК-Русь", TNS.  

 

№ п/п Номер раздела дисциплины Объем, часов Содержание (перечень раскрываемых вопросов)
1. 1 Модуль 1   Общественное мнение как предмет научных исследований. Гносеологический анализ сущности общественного мнения. Основные разновидности общественного мнения. Лидеры мнений и носители мнений. Ознакомление с методами исследования и оценки лидерских качеств личности.  
2. 3 Модуль 2   Взгляды на проблему управления общественным мнением в истории. Способы трансляции общественного мнения в истории. Роль СМИ в трансляции общественного мнения. Типы средств массовой информации и их влияние на общественное мнение. Современные технологии изучения и формирования общественного мнения. Деловая игра: формирование группового мнения.
3. 4 Модуль 3   Два подхода к структуризации общественного мнения: статическая и динамическая модель. Статическая модель: компоненты и параметры, функции, масштаб, знак, способы формирования, способы трансляции, факторы трансформации, социальный контроль, носители. Три компонента мнения: эмоциональный, рациональный, поведенческий. Динамическая модель: этапы формирования общественного мнения, циклы, ритмы, факторы динамики. Процессы формирования общественного мнения: факторы и механизмы. Ознакомление с методами мониторинга общественного мнения.  
4. 5 Модуль 4   Каналы циркуляции общественного мнения. Роль СМИ в процессах циркуляции общественного мнения. Актуализация общественного мнения посредством СМИ. Роль неформальных каналов (слухи, сплетни, желтая пресса, поветрия и т.п.) в процессе формирования, распространения и функционирования общественного мнения в различных социальных слоях. Обсуждение проблемы: Роль неформальных каналов в циркуляции общественного мнения (на примере желтой прессы).
5. 6 Модуль 5   Правила и принципы воздействия на общественное мнение. Агенты влияния: социальные институты, лидеры мнений. Роль авторитета и репутации агента влияния. Манипуляция общественным мнением: факторы, способы, технологии. Нормативный и общественный контроль над манипуляцией. Технологии ПР и рекламы в управлении общественным мнением. Обсуждение темы: Технологии ПР и рекламы в управлении общественным мнением
6. Модуль 6   Классификация исследовательских методов: анкетирование, интервью, анализ документов, контент-анализ, метод экспертных оценок, фокус-группы и т.д. Количественные социологические исследования: понятие переменной, квантификация, шкалирование, статистика как базис генерализации, формализованные методы сбора эмпирической информации, математические методы анализа данных. Качественные социологические исследования: феноменология, понимающие и проективные методики, ситуативный анализ как исследовательская стратегия. Выбор и обоснование метода исследования. Профили ведущих российских исследовательских компаний: АНО "Левада-центр", ВЦИОМ, ИС РАН, ФОМ, КОМКОН, "ГФК-Русь", TNS. Обсуждение докладов на тему «Профили ведущих российских исследовательских компаний: АНО "Левада-центр", ВЦИОМ, ИС РАН, ФОМ, КОМКОН, "ГФК-Русь", TNS».  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.