Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды условий труда




Условия труда представляют собой совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и рабо­тоспособность человека, удовлетворенность трудом, а поэтому и на его результативность. Обычно условиям труда посвящается специ­альный раздел организационного проекта.

Показателями общих условий труда считаются количество душе­вых и гигиенических комнат, буфетов, лечебно-профилактических заведений, баз отдыха.

Существует четыре специфические группы условий труда: сани­тарно-гигиенические, физиологические, психологические, эстети­ческие. К санитарно-гигиеническим относятся: состояние воздуха в производственных помещениях, уровень шума, степень вибрации оборудования, освещенность рабочих мест и т.п. Их параметры нор­мируются на основе рекомендаций санитарных служб. Этими параментами могут быть влажность, чистота, температура в производст­венных помещениях, освещенность рабочих мест, уровень вибрации, цветовой фон, озеленение, музыка, обеспеченность канализацией, отоплением, вентиляцией, водой, бытовыми помещениями, медпунктами.

В группу физиологических условий труда входят различного рода нагрузки на организм, возникающие в процессе выполнения как физической, так и умственной работы и определяющие ее тяжесть. Последняя классифицируется по шести степеням.

Работы первой степени выполняются в условиях оптимальной производственной среды, при физических, умственных и нервно-эмоциональных нагрузках на работника, соответствующих его состоянию и возможностям, что позволяет ему сохранять высокую трудовую активность на протяжении многих десятилетий.

Ко второй степени тяжести относятся работы, выполняемые в условиях, когда нагрузки на человеческий организм не превышают допустимых значений, определяемых санитарными нормами и другими медико-биологическими стандартами. Здесь также не возникает отклонений в состоянии здоровья человека, и его нормальные функциональные возможности сохраняются на протяжении всей жизни.

Работы третьей степени тяжести выполняются в не вполне благоприятных условиях, в том числе и при повышенных или, наоборот, пониженных физических, психических, нервно-эмоциональных нагрузках. Это приводит к ухудшению производственных и физиологических показателей у вполне здоровых людей. В то же время за счет улучшения условий и режима труда и отдыха влияние этих неблагоприятных факторов на человеческий организм может быть преодолено или компенсировано, что позволит избежать негативных для него последствий.

К четвертой степени тяжести относятся работы, производящиеся в неблагоприятных условиях, под влиянием которых у практически здоровых людей возникают реакции, близкие не к пограничным, как в предыдущем случае, а к патологическим состояниям. Это находит выражение в росте заболеваемости, производственного травматизма, ухудшении основных показателей работы. Человек держится «в форме» за счет перенапряжения и постепенного истощения организма.

Работы пятой степени тяжести выполняются в экстремальных условиях, в результате чего резко растут заболеваемость, травматизм, значительно ухудшается результативность, причем потеря трудоспособности уже не компенсируется никаким перенапряжением организма, мобилизацией его ресурсов.

К шестой степени тяжести относятся работы, постоянно выполняемые в экстремальных ситуациях, что рано или поздно приводит организм человека к патологическому состоянию, носящему необратимый характер, и в конечном счете к инвалидности.

Применительно к физиологическим условиям можно нормировать лишь степень тяжести и монотонности работ (ритмичный труд более производителен и менее утомителен). При работе, требующей большого внимания и напряжения, нужны перерывы на 5 мин через каждые 45 мин, а при постоянной сидячей работе — 5—8 мин через каждые 2 ч.

Нормы времени на отдых зависят от степени утомляемости ра­ботника при выполнении отдельных видов работ. Они основываются на специальных научных рекомендациях и выражаются в процентах к оперативному времени. Целесообразно компенсировать перегрузки, возникшие вследствие: излишних физических усилий — 1+9% оперативного времени; повышенного нервного напряжения с учетом сложности и опасности работы — 1+5%; усилий, связанных с повышенным темпом работы, измеряемым в количестве движений в минуту, а также с неудобным рабочим положением — 1+4%; повышенной монотонности работы, вызываемой повторяемостью операций - 1+3%; повышенного уровня температуры и влажности, загрязненности, характеризующейся увеличенным содержанием примесей в воздухе —5%; повышенного шума, вибрации — 1+4%; недостаточной освещенности — до 2% оперативного времени.

Затраты оперативного времени и времени на отдых лежат в основе расчета такого важнейшего социального показателя деятельности организации, как коэффициент улучшения условий труда Ку. у.т.

где Тф.о - фактическое время на отдых в соответствии с нормативами и реальными условиями труда после проведения мероприятий по их улучшению;

Тн.о -нормативное время на отдых до проведения мероприятий по улучшению условий труда;

Тф.оп - фактические затраты оперативного времени;

Тн.оп - нормативные затраты оперативного времени.

К психологическим условиям труда относятся моральный климат в коллективе, характер взаимоотношений между его членами, а к эстетическим - интерьеры производственных помещений, предметная среда, эргономические требования к оборудованию. Последние два вида условий труда не поддаются количественному выражению, а поэтому их нельзя нормировать; по ним можно высказывать лишь качественные рекомендации достаточно общего плана.

Важным элементом условий труда является освещенность. Лучше всего, если свет падает сверху или с левой стороны (в светлом помещении допустимо также справа). В то же время некоторые помещения, например столовые, туалеты, раздевалки, могут быть освещены полностью искусственным светом.

Естественное освещение должно создавать нормальную осве­щенность с учетом ее изменения в течение дня. Чтобы защищаться от прямых лучей и бликов, необходимы светорассеивающие шторы и жалюзи, а поверхности стен и мебели должны минимально погло­щать свет.

Искусственное освещение должно быть достаточным. Источники освещения должны правильно подбираться и рационально распределяться в помещении.

Выделяют несколько типов такого освещения: при прямом (с помощью рефлектора) до 100% света падает вниз на рабочее место, что вызывает сильные тени и ослепляющий эффект и в целом нежелательно; полупрямое освещение (с помощью просвечивающего рефлектора) используется для небольших помещений и вестибюлей и предполагает, что 60—90% света падает вниз, а 10-40% отражается от потолка; при прямом косвенном освещении с помощью ламп дневного света, применяемом в больших конторских помещениях, 40-60% его падает вниз и создает достаточно благоприятную для глаз освещенность; полукосвенное освещение, дающее минимум теней, предполагает, что от потолка отражается 60-90% света, и является наряду с предыдущим типом наиболее желательным; при косвенном освещении до 100% света направлено вверх и вбок, что обеспечивает его хорошее рассеивание при чистом потолке.

На рабочем месте в дополнение к общему освещению желатель­но пользоваться лампой накаливания на гибком шланге. Для общего же освещения предпочтительнее люминесцентные лампы, которые в 2,5 раза экономичнее.

Источник света не должен находиться в поле зрения работников; лучшее место для него - над окном или у стены (но не в центре комнаты, как часто считают). Он должен обеспечивать одинаковую яркость освещения на всей площади помещений, для чего нужно учитывать отражающие эффекты. Так, белый потолок должен обладать коэффициентом отражения 85-90%, стены - 50÷60; крышки столов - 25÷55; другие элементы мебели - до 45, пол - 20÷45. С учетом этого должно обеспечиваться соотношение в освещенности рабочего места и прилегающей площади не более 3:1, а рабочего места и пола 10:1.

На освещенность влияет окраска помещений. Кроме того, она оказывает благоприятное воздействие на нервную систему: бодрит при однообразной работе или ослабляет напряжение, а также обеспечивает эстетическую привязку цветов к архитектурным формам.

Стены в помещениях целесообразно окрашивать с учетом сторо­ны света, на которую выходят окна, климата, характера деятельнос­ти. Так, при работе, требующей сосредоточения, предпочтительнее светлые цвета: салатовый, беж, зеленый, голубой, которые успокаи­вают; при однообразной — лучше яркие и сочные, бодрящие; синий, голубой и фиолетовый дают ощущение прохлады; желтый, оранже­вый, красный — теплоты. Светлая окраска обеспечивает ощущение чистоты, однако требует ухода, а темная создает интимную обстановку.

Выбирая окраску, нужно учитывать функциональное назначе­ние помещений. Так, для коридоров, где недостаточная освещен­ность, предпочтителен яркий, например желтый цвет; для прием­ных — спокойный, но не монотонный; для кабинетов — темный.

Обычно для окраски стен в одном помещении целесообразно использовать два — три цвета, включая белый. Если свет падает с севера или с востока, предпочтительнее теплые цвета стен, если с юга и запада — холодные (голубой, фиолетовый, темно-зеленый). В узкой комнате боковые стены целесообразно делать светлее, а противоположную окну — темнее; для придания квадратной комнате удлиненной формы поступают противоположным способом, чтобы понизить высокий потолок, его окрашивают в более темный цвет и наоборот. Если специально не требуется усилить освещенность по­мещения, полы нужно делать темнее стен. По общему правилу по возможности следует избегать резких контрастов в цвете.

С помощью цвета можно подчеркнуть наиболее важные элемен­ты помещений и скрыть малосущественные. Для выделения специ­ального оборудования используют, например, яркую окраску. В то же время для маскировки структурных элементов применяется тот же цвет, что и для стен.

В помещениях следует поддерживать влажность воздуха 40— 60% (минимум 25—30%) и температуру от 18 до 20°С. Во многом это достигается с помощью кондиционирования, которое повышает производительность труда до 15%. Нужно иметь в виду, что при одной и той же положительной температуре влажный воздух воспринимается более теплым, а сухой — прохладным, при отрицатель­ных — наоборот.

При работе, требующей сосредоточенности, в помещении необходимо создавать тишину, что сберегает до 20% энергии работника. Благоприятные условия труда способствуют духовному и физичес­кому развитию людей, творчеству, росту производительности труда. Неблагоприятные же вызывают перенапряжение, переутомление, профессиональные заболевания, несчастные случаи, снижают каче­ство и результативность деятельности организации, приводят к росту затрат, а следовательно, к экономическим потерям.

Главными причинами несчастных случаев на работе являются потенциальная опасность задания, условия труда, возраст и характер исполнителя.

Чаще они происходят с работниками до 30 лет, лицами, облада­ющими недостаточными психомоторными способностями, импуль­сивными или, наоборот, меланхоличными, задумчивыми.

Глава 6. СЛУЖБЫ ПЕРСОНАЛА И ИХ ФУНКЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.