Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика управления силами и средствами на пожаре




Рассмотренные общие понятия об управлении как процессе, происходящем во всякой материальной среде, полностью относятся и к управлению силами и средствами на пожаре.

Однако только общего понятия при управлении силами и средствами на пожаре явно недостаточно. Для того чтобы глубоко познать предмет, надо изучить все его стороны, все связи и "опосредствования". Данное методологическое требование означает, что кроме общих понятий об управлении, необходимо глубокое понимание специфики управления силами и средствами на разных уровнях, имея при этом в виду, что эта специфика занимает доминирующее положение и носит двоякий характер. Во-первых, при управлении силами и средствами на пожаре органам управления приходится руководствоваться общими законами общественного развития государственного управления, поскольку пожарная охрана - составная часть общества. Во-вторых, им необходимо знать и умело применять закономерности и принципы тушения, вытекающие из особого назначения и структуры подразделений пожарной охраны как объекта управления, а также из условий тушения, которые существенно отличаются от условий любого другого явления общественной жизни.

Для уяснения специфики управления силами и средствами воспользуемся методологией теории познания и проведем системный анализ организационной структуры подразделений пожарной охраны и процесса ведения боевых действий.

По своей организационной структуре и характеру действий пожарные подразделения с полным основанием можно отнести к так называемым большим самоуправляемым системам, поскольку им присущи все характерные этим системам основные черты: сравнительно большое число составных элементов; сложность построения; разнообразие связей и взаимодействия между элементами и внешней средой; сложность решаемых задач; высокий динамизм системы и ее способность решать заранее не предусмотренные задачи; наличие нескольких критериев оценки результатов действий системы.

Эти черты особенно четко проявляются в системах управления подразделений современной пожарной охраны. Если рассматривать эти подразделения как систему, а тушение пожаров в целом как ее действия, то, несмотря на их сложность, можно установить следующие их составные компоненты.

Первым из них являются подразделения пожарной охраны; пожарные путем применения имеющихся средств тушения непосредственно ведут борьбу с пожаром.

Вторым компонентом данной системы является тыловое обеспечение данных подразделений.

Третьим компонентом системы каждого данного звена являются РТП и другие органы управления. Они предназначены для того, чтобы управлять первыми двумя компонентами системы, т.е. подчиненными подразделениями и тылом, составляющими для них объекты управления. Успешные действия последних без управления в принципе немыслимы, особенно в том случае, когда они решают общую задачу при активном развитии пожара. В таких условиях отсутствие управления, согласованности в их действиях по цели, времени и месту неизбежно приведет к ошибкам в тушении пожара.

К настоящему времени функция управления у РТП и оперативного штаба постепенно стала не только главной, но и единственной. Для ее выполнения они получили в свое распоряжение необходимые органы и технические средства управления. Во время тушения важнейшей и даже единственной их задачей является управление пожарными подразделениями, оказание на них направляющего воздействия, необходимого для успешного выполнения боевой задачи.

Ступенчатость в построении систем управления пожарными подразделениями позволяет упорядочить потоки информации, добиться организованности в действиях подразделений, привести в соответствие количество объектов управления в каждом звене с возможностями РТП и органов управления.

"Исходными клеточками" общей системы управления подразделениями являются силы, непосредственно управляющие соответствующей пожарной техникой и с ее помощью осуществляющие тушение пожара. На них в конечном итоге "замыкается" всякая система управления пожарными подразделениями. От их морального духа, боевой выучки и всех других чисто человеческих качеств в первую очередь зависит успех действий всей системы управления. При этом сочетание пожарного и пожарной техники составляет в общей системе подсистему "человек - техника". Данную подсистему правильнее будет отнести к категории управления не подразделениями, а техникой, средствами тушения со всеми ее особенностями. В
процессе такого управления пожарный оценивает цель, готовит или уточняет исходные данные для тушения, выходит на позицию ствольщика, ликвидирует горение, обеспечивает безопасность людей. При этом управление может осуществляться вручную, механическим способом, полуавтоматически или автоматически. В зависимости от способа управления в данной системе применяются различные каналы и технические средства прямой и обратной связи: визуальные, механические, проводные, радио и др. Помимо разработки программы действий приборов управления, человек всесторонне готовит весь комплекс боевых средств к применению, располагает их в нужном месте и в нужное время, контролирует работу приборов и находится в постоянной готовности взять на себя их функции в случае неисправности или по другим причинам. Такими причинами могут быть изменения в обстановке и несоответствие ей имеющихся данных о пожаре с действительностью. Поэтому в данном звене особо важное значение приобретает правильное сочетание интеллектуальных возможностей человека с тактическими возможностями пожарной техники.

Непосредственное управление подразделениями, т.е. людьми, оснащенными пожарной техникой и сведенными организационно в соответствующие коллективы, начинается с таких первичных подразделений, как отделение, караул и т.д. Именно здесь зарождается система, в которой в качестве органа и объекта управления выступают люди, т.е. командир отделения и подчиненные ему бойцы. Для связи между ними используются, как правило, зрительные, слуховые, а иногда и технические каналы прямой и обратной связи. Налицо, таким образом, появление признаков, свойственных системе управления пожарными подразделениями (рис. 4.5).

 

Рис. 4.5. Содержание процесса управления силами и средствами на пожаре

Отделение организационно входит в качестве подсистемы в систему вышестоящего подразделения - караула, где функции органа управления осуществляет начальник караула, но его управляющее воздействие обычно обращено непосредственно не на бойцов, оснащенных средствами тушения, а на командиров отделений. Командиры отделений, следовательно, выполняют функции органа управления по отношению к подчиненным ему пожарным и одновременно являются объектом (субъектом) управления со стороны начальника караула. Для образования каналов прямой и обратной связи здесь, кроме слуховых и зрительных сигналов, могут уже широко использоваться различные технические средства (радиостанция и пр.). Тем самым в карауле образуется более сложная, чем в отделении, система – "человек (начальник караула) - техника (радиостанция) - человек (командир отделения)" – со всеми признаками, свойственными системам управления подразделениями. Эти признаки вновь усиливаются и углубляются на последующих ступенях "иерархической лестницы", где командиры управляют подчиненными не только лично, но и с помощью специально созданных органов управления, а также самых различных технических средств. При этом право принимать решение на тушение в целом во всех звеньях предоставлено только РТП. Важнейшим принципом построения систем управления является, следовательно, единоначалие командира. В строгом соответствии с его решением действуют все остальные должностные лица органов управления и сами подразделения.

Для осуществления своих управленческих функций РТП и офицеры органов управления применяют свойственные им методы работы, располагаются на соответствующих пунктах управления и используют специально предназначенные средства управления.

Таким образом, в общей структуре пожарных подразделений при тушении пожара управление ими по своей форме представляет собой не что иное, как деятельность РТП, оперативного штаба. Составными элементами системы управления подразделениями пожарной охраны в каждом звене являются:

РТП и органы управления (там, где они есть) данного звена, располагающиеся на соответствующих позициях или боевых участках и применяющие различные технические средства и свойственные им методы работы;

командиры и органы управления подчиненных подразделений (объекты управления);

система связи между первыми двумя элементами с каналами прямой и обратной связи и средствами автоматизации управления.

Поскольку пожарные подразделения имеют иерархически построенную структуру, управляющее воздействие на бойцов подчиненных подразделений со стороны командира каждого уровня, начиная от караула, осу-ществляется обычно не непосредственно, а через нижестоящих командиров. Последние, следовательно, являются органом управления по отношению к своим подчиненным и объектом (субъектом) управления для вышестоящего командира и органа управления. По форме, структурной схеме управление пожарными подразделениями на пожаре, следовательно, в основном схоже с управлением в любой другой области. Однако по своим целям, функциям (содержанию) и условиям их выполнения оно обладает уже более принципиальным отличием, учет которого имеет важное значение. Первоочередной целью управления подразделениями пожарной охраны РТП и оперативным штабом при тушении пожаров является постоянное поддержание на высоком уровне боевой готовности подчиненных им подразделений.

Следует отметить, что часть специалистов поддержание высокой боевой готовности подразделений до последнего времени трактуют не как цель, а как отдельное мероприятие РТП, равнозначное другим мероприятиям (сбору данных об обстановке, планированию боевых действий и т.д.). Такое мнение нуждается в уточнении, поскольку оно далеко не полностью соответствует действительности, необоснованно сужает и обедняет суть боевой готовности пожарных подразделений и, кроме того, противоречит требованиям логики, не допускающей ставить знак равенства между целым и его частью, располагать их в одном ряду. В боевой готовности пожарных подразделений сосредоточены огромные усилия и материальные затраты на оснащение пожарной охраны, сознательность, боевая выучка и дисциплина всех сотрудников, искусство командного состава в управлении подразделениями и многое другое.

Под боеготовностью пожарных подразделений следует понимать такое их состояние, при котором они способны в любой момент и в самых сложных условиях обстановки локализовать и ликвидировать пожар любой сложности с использованием различных средств и способов ведения боевых действий. Основными слагаемыми боевой готовности подразделений пожарной охраны являются: высокие морально-боевые качества всего личного состава, его обученность, дисциплина, организованность и физическая закалка; оснащенность ПТВ и пожарной техникой, поддержание этого ПТВ и техники в исправном состоянии; высокий уровень специальной подготовки командных кадров, их способность взять на себя управление подразделениями, умело руководить их действиями, организовать бесперебойное снабжение материальными средствами; готовность всех командиров словом и личным примером вдохновлять бойцов пожарной охраны на выполнение боевых задач.

Таким образом, высокая боевая готовность подразделений, являясь одной из главных целей управления ими, достигается в результате осуществления большого комплекса взаимосвязанных мероприятий, в том числе мероприятий по управлению. Последние являются составной частью, одним из важных условий достижения боеготовности пожарных подразделений. Нельзя считать боеготовыми подразделения, если РТП и оперативный штаб не знают обстановки, не умеют принимать обоснованного решения на тушение, организовывать взаимодействие и обеспечение подразделений всем необходимым для достижения успеха тушения.

Вторая цель управления пожарными подразделениями, дополнительно возникающая перед РТП и органами управления всех степеней в условиях ведения боевых действий и с получением конкретной боевой задачи, заключается в том, чтобы в любой сложной обстановке всесторонне подготовить боевые действия, а в ходе их ведения обеспечить эффективное применение подчинёнными подразделениями имеющихся средств тушения и направить их усилия на успешное выполнение боевой задачи, т.е. ликвидацию пожара в минимально короткий срок и с наименьшим ущербом.

Управление подразделениями на пожаре осуществляется не ради самого управления, а ради достижения указанной цели, боевой задачи. По результатам выполнения боевой задачи, т.е. эффективности использования сил и средств, можно и нужно в первую очередь оценивать эффективность управления подразделениями со стороны РТП и оперативного штаба. Это - главные критерии оценки не только действий подразделений, но и деятельности РТП и оперативного штаба. Очевидно, что нельзя считать управление подразделениями успешным, если они не выполнили боевой задачи или выполнили её с большими потерями (материальными, физическими), достигли намеченной цели тушения слишком дорогой ценой.

Все остальные частные критерии и показатели эффективности управления, как, например, оперативность системы по осуществлению каждого мероприятия по управлению, её устойчивость, ритмичность и непрерывность действия, точность получаемых данных и производимых расчётов, квалификация, интенсивность, культура и условия труда, оснащённость техникой управления, полнота и достоверность информации, количество, качество и сроки разработки документов, экономические затраты на содержание всей системы и другие могут считаться лишь как вспомогательные и дополнительные к указанным выше главным критериям.

Такова специфика целей управления силами и средствами при тушении пожаров по сравнению с управлением в любой другой области.

Существенно отличаются при тушении по сравнению с другими условиями и содержание управления пожарными подразделениями, т.е. те функции, которые выполняют РТП и оперативный штаб как при подготовке, так и в ходе ведения боевых действий для достижения перечисленных целей - поддержания высокой боеготовности подразделений и успешного выполнения ими полученной боевой задачи. При этом некоторые функции, свойственные другим органам, здесь хотя и сохраняют свое название, но имеют иное внутреннее содержание, а часть из них являются дополнительными, свойственными только управлению пожарными подразделениями. Кроме того, важно отметить, что объем работ РТП и органов управления всех звеньев при выполнении каждой функции в современном тушении по сравнению с прошлым значительно возрос, а время для этого резко сократилось, что явилось следствием появления в составе подразделений новой пожарной техники, а также сокращения времени на подготовку тушения.

Для подтверждения сказанного рассмотрим, как управляют подразделениями пожарной охраны, прибывшими на пожар, любой РТП и орган управления при тушении, какие выполняют функции.

Первой их функцией всегда является сбор и обработка данных об обстановке. В других сферах аналогичную функцию принято называть получением органом управления информации состояния. Именно с нее начинается и процесс управления подразделениями со стороны любого РТП и оперативного штаба. Какую бы общую или частную цель они не имели перед собой при подготовке и в ходе ведения боевых действий (повысить боеготовность подразделений, обеспечить успешное выполнение ими полученной задачи, организовать взаимодействие с другими службами, провести разведку и т.д.), их практическая деятельность всегда и везде начинается с получения и обработки данных об объективной, реально сложившейся обстановки на пожаре. Без этого они не смогут достичь намеченной цели, а если это сделают, то неизбежно допустят грубые ошибки и субъективизм.

Важно отметить, что в ряде источников данная функция управления называется не сбором (получением), а добыванием данных обстановки. Такое название также нельзя признать правильным, поскольку оно не соответствует действительности, приводит к путанице в практике управления пожарными подразделениями. РТП и оперативный штаб сами добывают данные обстановки личным наблюдением за тушением пожара.

Все остальные данные они именно собирают (получают) от различных источников. Так, данные о развитии и месте пожара добывают силы и средства разведки. Функция же РТП и оперативного штаба состоит именно в том, чтобы вовремя собрать (получить) и изучить все эти данные и умело их использовать для достижения цели тушения. Если же на них полностью возложить функцию добывания данных, то такие понятия, как "управление пожарными подразделениями", "система управления" и др., расширяются до необозримых пределов.

Но дело не только в названии и значении данной функции. Главное заключается в ее специфическом содержании, которое характеризуется большим объемом, разнообразием и противоречивым характером тех данных, которые необходимы каждому РТП и оперативному штабу при управлении подразделениями при тушении.

Для успешного управления подразделениями любому РТП и органу управления требуются данные о следующих факторах, которые принято называть элементами обстановки: пожар; силы и средства; местность; что горит; где горит; на какой площади; куда распространяется.

Часть данных обстановки при современных темпах тушения будет быстро стареть, а некоторые из них, особенно данные о развитии пожара, будут носить неполный, противоречивый и даже ложный характер. Ряд важных сведений пока трудно и даже невозможно точно измерить количественно. К таким сведениям относятся, например, данные о моральном и психологическом состоянии личного состава, о степени его боевой выучки, стойкости при смертельной опасности, об умственных, организаторских и волевых качествах командиров пожарной охраны и др. Такую особенность сведений, по мнению специалистов, особенно важно учитывать не только при принятии решения на тушение и планировании боевых действий, но и при решении проблем автоматизации процессов управления пожарными подразделениями.

Следующей функцией управления подразделениями является принятие РТП решения на тушение и планирование боевых действий.

Сущность любого решения состоит в определении цели действий и выборе сил, средств, способов и времени ее достижения. Во всякой системе управления с участием человека решение является результатом его знаний, творчества, опыта и воли. Не отрицая роли последней, все же следует указать, что воля должна базироваться на глубоком знании законов, действующих в данной среде, правильной оценке объективно сложившейся обстановки, имеющихся сил и средств. Волевой импульс человека полезен, когда он является отражением объективного мира. Особенно это важно при принятии РТП решения на тушение, поскольку от его научной обоснованности, соответствия боевой обстановке полностью зависит не только успех выполнения подразделениями той или иной боевой задачи, но и жизнь подчиненных людей. Это обусловливается тем, что тушение пожара принципиально отличается от любого другого общественного явления. Любое тушение пожара - это процесс борьбы человека с огнём. При этом современные пожарные подразделения - это не только пожарная техника, ПТВ и другие средства тушения, но, прежде всего, люди, их применяющие, организационно сведенные в различные подразделения, порой подвергающиеся смертельной опасности. Им всегда присуще чувство страха и самосохранения. Решение РТП на тушение в этих условиях призвано объединить их в единое целое, обеспечить между ними четкое взаимодействие по цели, времени и месту, подчинить их действия единой воле командира. Поэтому в пожарной охране решение справедливо считается основой управления подразделениями, а его принятие – важнейшей творческой функцией и личным актом командира-единоначальника. В строгом соответствии с решением осуществляются все остальные мероприятия по управлению, а также действия самих подразделений по выполнению боевой задачи.

С учетом сказанного можно дать следующее определение сути решения любого РТП на тушение. Решение на тушение – это основанный на закономерностях и принципах тактики тушения, правильном уяснении полученной боевой задачи и оценке обстановки результат творческого мышления и воли лица, принимающего решение, определяющий цель боевых действий, силы, средства, способы и сроки ее достижения, а также задачи подчиненных.

Важнейшим требованием к решению на тушение является его научная обоснованность, то есть соответствие сложившейся и ожидаемой обстановке, полученной задаче, замыслу РТП, закономерностям и принципам ведения боевых действий, закрепленным в уставах и нормативных актах, рекомендациях. Только в этом случае решение может быть надежной основой управления. Особенно важно, чтобы решение обосновывалось соответствующими расчетами тактических возможностей подразделений и обеспечивало наилучшее применение ими средств тушения, давало наибольший эффект. Решение, не соответствующее обстановке, ведет или к постановке подразделениям нереальных (невыполнимых) задач, или к неполному использованию их тактических возможностей. В прошлом такие ошибки давали о себе знать постепенно и их можно было устранить в ходе боевых действий на пожаре. В современном тушении они могут сказаться мгновенно и чреваты гораздо более тяжелыми, чем прежде, порой непоправимыми последствиями. Следует также отметить, что ошибочное решение на тушение оказывает большое отрицательное влияние на морально-психологическое состояние личного состава подчиненных подразделений, подрывает у него веру в способности своего командира и возможность достижения успеха.

Кроме обоснованности каждое решение на тушение должно быть своевременно принято и позволить подразделениям тщательно подготовиться к его выполнению, а также быть для подчиненных предельно ясным, исключающим различное его понимание.

Выполнение перечисленных требований к решению, особенно его оптимальности и своевременности принятия, в современных условиях значительно усложняется тем, что в отличие от прошлого время на подготовку боевых действий резко сократилось, а объем мероприятий по управлению увеличился.

Кроме повышенного значения оптимальности (обоснованности) и своевременности, решение на тушение отличается от решений в другой области и тем, что его качество нельзя по известным причинам проверить на практике (прорепетировать) до начала ведения боевых действий в абсолютно схожих с ними условиях.

Данный недостаток можно в известной мере компенсировать путем математического моделирования решения на предстоящие боевые действия и проверки его с помощью ЭВМ. Его внедрение является характерной чертой современной науки управления. Однако при принятии решения на тушение он сопряжен со значительными трудностями, которые заключаются в следующем.

Во-первых, ряд исходных данных об обстановке для математического моделирования, особенно данные о состоянии личного состава подразделений, не поддаются точному количественному измерению, но, вместе с тем, имеют важное, порой даже определяющее значение для принятия решения и достижения успеха тушения.

Во-вторых, каждый новый пожар никогда не бывает точной копией предыдущего, поскольку не бывает одинаковой обстановка, по которой принимается решение.

В-третьих, в тушении крупных пожаров участвует большое количество подразделений, отличающихся друг от друга своим назначением, оснащением, возможностями и способами действий.

В-четвертых, обоснованность принимаемого решения на тушение приходится оценивать не по одному какому-либо критерию, а сразу по нескольким различным по характеру показателям: ожидаемый ущерб от пожара, возможные гибель или травмирование людей, расход материальных средств и затрат времени на выполнение боевой задачи, а также социальные и экологические последствия тушения.

В-пятых, на пожаре лучшего успеха нередко может добиться тот РТП, который с чисто математической точки зрения примет менее обоснованное, но зато неожиданное и правильное решение.

Таким образом, РТП при принятии решения на тушение приходится сталкиваться со многими противоречиями, основными из которых являются: противоречия между необходимостью иметь научно обоснованное решение и трудностью получить все необходимые для этого данные обстановки и создать модель предстоящего тушения; противоречия между необходимостью сокращения сроков принятия решения и возросшим объемом требуемой для этого исходной информации, на сбор, обработку и изучение которой приходится расходовать значительное время; противоречия между требованием простоты, ясности и краткости решения и большим объемом информации, которую необходимо довести на основе решения до подчиненных; противоречия между возможным ущербом и расходом материальных средств и времени; противоречия между объективными и субъективными факторами, влияющими на содержание решения.

Практика и исследования показывают, что для успешного разрешения всех этих и других противоречий при принятии решения на тушение необходимы, прежде всего, тесное сочетание логических и математических методов, а также глубокие знания и опыт РТП, его умение творчески мыслить, мужество, решительность, сильная воля, развитая интуиция, предвидение хода предстоящих боевых действий, способность пойти на обоснованный риск и взять на себя ответственность за его последствия. В решении РТП, таким образом, концентрируются его математические и чисто профессиональные знания, а также опыт, искусство и субъективные морально-волевые качества, которые нередко играют важную роль в достижении успеха тушения. Математика и вычислительная техника при этом являются лишь мощным "инструментом", повышающим творческие возможности по принятию обоснованного решения.

Принятие командиром решения на тушение неразрывно связано с таким понятием, как планирование боевых действий пожарных подразделений. Это с логической и технической точек зрения единый и неразрывный процесс. Принципиально ошибочным является встречающееся иногда мнение о том, что вначале будто бы РТП принимает решение на тушение и лишь потом начинает планировать боевые действия.

Сущность планирования боевых действий состоит в определении последовательности, способов и сроков выполнения полученной задачи, а также необходимого для этого количества сил и средств, порядка их взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления ими. Из этого следует, что когда РТП принимает решение на тушение, т.е. намечает замысел действий, ставит задачи подчиненным подразделениям с определением решающего направления: как разместить ствольщиков, как поддерживать взаимодействие по задачам и времени, и тем самым он планирует боевые действия, причем выполняет основные задачи планирования. Именно поэтому решение является основой планирования.

После принятия решения процесс планирования не начинается, а продолжается и затем завершается. При этом оперативной штаб под руководством РТП конкретизирует и детализирует отдельные элементы решения, особенно те, которые касаются способов и сроков действий подразделений, порядка их взаимодействия и обеспечения, обосновывают их необходимыми расчетами и дополнительными данными обстановки. Если такой возможности нет (например, при отсутствии времени), то они ограничиваются только принятием решения.

Планирование боевых действий пожарных подразделений также, как их взаимодействие и управление ими, является объективной необходимостью, закономерностью при тушении любого пожара. Она вытекает из действия закона диалектической взаимосвязи и взаимозависимости, существующей в природе и обществе, особенно там, где действует коллектив людей, пусть даже самый небольшой (отделение, боевой расчет и т.д.). Правильное понимание объективной и субъективной сторон управления подразделениями - важнейший методологический исходный пункт в решении всех проблем управления, и, прежде всего, принятия решения на тушение и планирование боевых действий.

Резкой грани между принятием решения на тушение и планированием боевых действий, следовательно, нет и быть не может. Разница бывает лишь в степени детализации тех или иных вопросов: в решении они обычно отражаются в более общем виде, чем при дальнейшем планировании.

Принятое командиром решение на тушение становится законом для подчиненных после того, как оно стало им известно. Поэтому следующими после принятия решения и планирования тушения функциями РТП, оперативного штаба и других органов управления являются доведение боевых задач до подчинённых и организация их взаимодействия. Обе эти функции по своей сути также неразрывно связаны между собой. Отдавая приказ или распоряжение подчиненным подразделениям и указывая в них конкретные их действия, РТП тем самым уже в известной мере согласовывает их усилия и действия по цели, времени и месту, что и составляет суть организации взаимодействия. Однако, как показал опыт тушения пожаров, только постановки задач подразделениям недостаточно для достижения их тесного и непрерывного взаимодействия. Кроме того, полезно дать им дополнительные указания о том, как они должны действовать при выполнении своих задач с тем, чтобы оказывать друг другу взаимную помощь и согласованными усилиями успешно выполнять общую боевую задачу.

Следующей функцией управления при подготовке тушения является организация всестороннего обеспечения боевых действий. Цель этой функции состоит в том, чтобы создать подразделениям необходимые условия для успешного выполнения ими своих боевых задач по тушению пожара. Данная функция также отличается от аналогичной функции в других сферах управления своим разнообразием и сложностью.

Особенно важно иметь в виду, что для организации тылового обеспечения объективно необходимо иметь дополнительные данные об обстановке, на основе общего замысла РТП на тушение определить по данному виду обеспечения задачи и поставить их исполнителям.

Особо следует остановиться на такой специфической функции управления на пожаре, как подготовка подразделений к боевым действиям по тушению пожаров. Опыт тушения пожаров показал, что, кроме постановки подразделениям задач, очень важно провести с командирами и подразделениями занятия и тренировки по их выполнению в условиях, максимально приближенных к условиям предстоящих боевых действий. Конечно, при современных условиях возможности для проведения таких занятий и тренировок будут весьма ограниченными из-за недостатка времени и средств, но забывать и полностью исключать их не следует. РТП и органы управления должны использовать малейшую возможность для того, чтобы добиться твердого знания боевой задачи и способов ее выполнения каждым участником тушения.

Не меньшую специфику имеет и такая функция, как организация самого управления пожарными подразделениями. При выполнении данной функции в боевых условиях на основе решения РТП на тушение обычно осуществляются следующие основные мероприятия:

создается пункт управления; устанавливаются его состав, техническое оснащение, место развертывания, инженерное оборудование; намечается порядок перемещения в ходе тушения;

организуется работа должностных лиц на пункте управления с точным определением кто, что, где, когда и как должен делать;

организуется связь с подчиненными подразделениями, взаимодействующими службами, местной администрацией и т.п.

Наконец, важной функцией управления является контроль за готовностью подразделений к боевым действиям с оказанием необходимой помощи. Главная его цель состоит в том, чтобы каждый участник тушения точно знал свою задачу и был во всех отношениях готов к ее успешному выполнению путем применения вверенной ему техники. По своему содержанию контроль включает не что иное, как изучение фактического состояния дел в подразделениях, принятие на основе такого изучения решения на устранение выявленных недостатков и доведение до подчиненных соответствующих распоряжений (задач).

Таково основное содержание и специфика функций управления пожарными подразделениями при подготовке боевых действий по тушению пожаров.

Управление пожарными подразделениями в ходе тушения является не чем иным, как прямым продолжением рассмотренных выше функций управления, осуществляемых при подготовке к тушению. В его основе лежит проведение в жизнь принятого решения с внесением необходимых коррективов по мере изменений конкретно складывающейся в ходе развития пожара обстановки.

Так, при управлении силами и средствами в ходе ведения боевых действий РТП и органы управления для того, чтобы добиться успешного выполнения полученной ими боевой задачи, продолжают собирать и изучать данные о реально складывающейся обстановке; уточняют в соответствии с ней ранее принятое решение, а при резких ее изменениях принимают новое решение; доводят до подчиненных уточненные или новые задачи, поддерживают непрерывное взаимодействие подразделений; руководят осуществлением мероприятий по обеспечению боевых действий; обеспечивают непрерывность управления подразделениями и восстанавливают его в случае нарушения; осуществляют контроль за ходом боевых действий с оказанием необходимой помощи подразделениям в выполнении ими своих задач. Дополнительно к этому они изучают опыт тушения подобных пожаров с тем, чтобы использовать его в дальнейшем для повышения боеспособности своих подразделений.

Как видно, по своему содержанию (названию функций) управление пожарными подразделениями в ходе боевых действий принципиально не отличается от управления при их подготовке. При этом из всех перечисленных функций главными, всегда обязательными, устойчивыми и в практике постоянно повторяющимися функциями являются сбор и обработка данных об обстановке, принятие по ней решения и доведение задач до исполнителей. Какая бы общая или частная цель ни преследовалась при управлении, как во время подготовки, так и в ходе боевых действий, РТП и орган управления для ее достижения объективно вынуждены иметь и изучить соответствующие данные об обстановке, принять решение и поставить задачи исполнителям.

Если все остальные функции и мероприятия могут носить эпизодический характер и являются как бы обеспечивающими, то исключение из цикла управления хотя бы одной из трех названных главных функций приведет к нарушению управления, а, следовательно, и к срыву выполнения задачи.

Таким образом, на основе анализа структуры системы, целей и содержания управления пожарными подразделениями при подготовке и в ходе ведения боевых действий по тушению пожара можно дать следующее определение его сущности. Управление силами и средствами на пожаре представляет собой основанную на закономерностях борьбы с пожарами целенаправленную деятельность РТП и оперативного штаба по поддержанию высокой боевой готовности подчинённых подразделений, подготовке их боевых действий и направлению усилий на успешное выполнение боевой задачи в ходе тушения путём эффективного применения имеющихся сил и средств. При этом среди многих функций управления, как при подготовке, так и в ходе ведения боевых действий важнейшими являются: сбор и изучение данных обстановки, принятие и уточнение РТП решения на тушение и доведение задач до исполнителей.

Данное определение сущности управления пожарными подразделениями не противоречит формулировкам, изложенным в нормативных документах. Оно лишь конкретизирует их и указывает кто, кем, на основе чего, с какой целью и каким путем управляет силами и средствами на пожаре с учетом его специфики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.