Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные темы курса




1. Становление и развитие экономической социологии как науки.

2. Человек в социально-экономическом измерении.

3. Хозяйственная жизнь: мотивация, культура и власть.

4. Рынок как объект социологического исследования.

5. Государственное регулирование хозяйства.

6. Неформальная экономика как форма хозяйства.

7. Предпринимательство: социальная сущность, функции, формы.

8. Феноменология занятости и безработицы.

9. Потребление и социальная стратификация.

Рабочая программа курса «Экономическая социология»

Тема 1. Становление и развитие экономической социологии как науки.

Предмет и задачи экономической социологии. Основные этапы формирования экономико-социологической мысли. Вклад классиков обществоведения в развитие основ экономсоциологии (О.Конт, К.Маркс, Э. Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс, К.Поланьи, М.Гранноветер и др.). Экономическая социология в России (П.А.Сорокин, А.А.Богданов, Н.И.Кондратьев, Т.И.Заславская, Р.В.Рывкина, В.В.Радаев, Н.Н.Зарубина и др.). Понятия «экономики» и «хозяйства». Понятие экономического действия, его основные элементы. Понятие социального действия. Структурная укорененность экономического и социального действия.

Тема 2. Человек в социально-экономическом измерении.

Два подхода к изучению человека. Модель “экономического человека” и ее эволюция: маржинализм, кейнсианство, теории рационального выбора. Модель “социологического человека” и ее эволюция: социологические элементы неолиберальных экономических теорий, институционализм, структурный функционализм, новая экономическая социология и "социо-экономика". Эволюция взаимоотношений экономической теории и экономической социологии. Основные направления развития современной экономической социологии.

 

Тема 3. Хозяйственная жизнь: мотивация, культура и власть.

Социальная сущность хозяйственной жизни. Мотивация хозяйственного поведения человека. Структура хозяйственной мотивации «экономико-социологического человека». Проблема рационального действия (Й.Шумпетер, М.Вебер, А.Маслоу). Понятие «хозяйственная культура» и ее основные функции. «Хозяйственная власть» и ее основные элементы. Сущность хозяйственных отношений. Социологическое содержание понятий «труд», «обмен», «капитал». Взаимная конвертация форм капитала.

Тема 4. Рынок как объект социологического исследования.

Общее понятие рынка и его основные элементы. Рынок как историческая форма интеграции хозяйства. Социокультурный подход к анализу рынков. Сетевой подход к анализу рынков. Когнитивные, ценностные и символические аспекты рыночной культуры. Рынок как совокупность сетей, институтов и культур. Рынок как социальная конструкция. Формирование новых рынков в современной России.

Тема 5. Государственное регулирование хозяйства.

Общее понятие государства. Монополии государства. Роль государства в формировании хозяйства. Модели взаимодействия государства и рынка. Либеральная, консервативная и социал-демократическая концепция государственного благосостояния. Традиционная и новая парадигмы взаимодействия государства и рынка. Основные функции современного государства. Стратегии участников рынка на вмешательство бюрократических структур. Понятия коррупции, волюнтаризма, фаворитизма, бюрократической волокиты, захвата государства.

 

Тема 6. Неформальная экономика как форма хозяйства.

Неформальная экономика как сегмент формального сектора. Структурный и институциональный подходы к анализу неформальной экономики. Неформальная экономика как совокупность сегментов хозяйства (легальная, теневая, криминальная, фиктивная экономика). Предпринимательский, трудовой, потребительский и макроэкономический подходы к измерению масштабов неформальной экономики. Факторы развития неформальной экономики в современной России.

 

Тема 7. Предпринимательство: социальная сущность, функции, формы.

Общее понятие предпринимательства, его исторические и социальные корни (М.Вебер, В.Зомбарт). Историческая эволюция предпринимательских групп. Социально-психологический портрет предпринимателя по Й.Шумпетеру.

Малое предпринимательство: сущность, экономические и социальные функции. Прирожденное, добровольное и вынужденное предпринимательство. Социальный статус групп предпринимателей. Семейное, женское предпринимательство. Этническое предпринимательство. Социальные факторы предпринимательской деятельности. Основные принципы и механизмы влияния государства на предпринимательскую деятельность. Социальный портрет предпринимателя в дореволюционной и современной России.

Тема 8. Феноменология занятости и безработицы.

Занятость и ее основные элементы. Формирование спроса на труд. Неоднородность рынка труда. Гибкая занятость и сегментация рынка труда. «Ядро» и «периферия» рынка труда. Формирование предложения труда. Социальные механизмы заполнения рабочих мест. Роль социальных связей в поиске работы (М.Грановеттер и др.). Понятие безработицы и ее виды. Особенности современного российского рынка труда. Положение женщин на рынке труда в условиях современного российского общества.

 

Тема 9. Потребление и социальная стратификация.

Общее понятие потребления. Особенности изучения поведения потребителя в социологии. Основные концепции экономической модели потребителя. Потребление и стиль жизни в теориях социальной стратификации (по К. Марксу, М.Веберу, П.Бурдье, Т.Парсонсу). Потребление и стиль жизни в теориях социальной стратификации. Теория праздного класса Т.Веблена. Культура, функции и этика потребления.

Краткое содержание лекций

Тема 1.Становление и развитие экономической социологии как науки.

 

Экономическая социология в начале ХХI в. является одним из наиболее активно развивающихся исследовательских направлений в социологии. Эта дисциплина опирается на богатую интеллектуальную традицию и в то же время является молодой отраслью познания. Как любая наука экономическая социология имеет свою историю. Первые элементы экономико-социологических знаний появились еще в эпоху Возрождения. Однако характер теоретических конструкций оно приобретает лишь в ХYIII веке. Наиболее значительный вклад в развитие науки вносят идеи Шарля Луи Монтескье, Клода Гольвеция, Адама Смита, Жана Шарля де Сисмонди, Анри Сен Симона, Шарля Фурье. Уже в этот период появляются первые факты обращения практиков, управляющих производством, к экономико-социологическому знанию.

Экономическую социологию проще всего определить, используя формулировку Вебера и Дюркгейма, как социологический взгляд на хозяйственные явления с применением схем анализа, объяснительных моделей социологии и ее переменных к изучению видов деятельности, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением дефицитных продуктов и услуг.

Огюст Конт одним из первых отметил ограниченность политэкономических теорий, игнорировавших фактор человека, отрывавших экономические явления от социальной сферы. Одним из важных достижений индустриального общества О.Конт считал то, что люди в нем занимают социально-экономическое положение согласно не рождению, а способностям и труду. Конт считается идеалистом, т.к. видел решение всех проблем в научной организации индустриального общества.

Герберт Спенсер в своих работах акцентировал внимание на вопросах социального развития и социальной эволюции. Важнейшее достижение ученого - органическая теория, положившая начало специальному и подробному изучению проблем социальной организации.

Согласно К.Марксу, существуют объективные законы поведения и отношений людей, в том числе и в социально- экономической сфере. Объективное сильнее субъективного, но субъективное может изменить объективное.

Экономическая социология, по М Веберу, изучает экономическое действие, как форму социального действия. Экономическое действие представляет собой осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей. А социальное действие - это форма деятельности, которая, во-первых содержит в себе внутреннее смысловое единство, во-вторых, по этому смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия.

Современная экономическая социология представляет собой широкое научное движение, направленное на изучение стыковых социально-экономических проблем. Основными направлениями ее научного интереса являются проблемы развития институтов современного рыночного хозяйства в разных социокультурных контекстах, социокультурные предпосылки хозяйственного взаимодействия как на микроуровне, так и на уровне глобальной системы, современные проблемы развития рынка труда и особенности рабочей силы.

Предмет экономической социологии составляют:

-социальное и экономическое как отдельные и самостоятельные явления общества и общественной жизни;

-совпадение социального и экономического;

-противоположность социального экономическому, противоречия между ними;

-влияние социальных факторов на экономические явления;

-влияние экономических факторов на социальные явления.

Экономическая социология использует основные понятия и инструментарий социологии для анализа экономических отношений.

В середине 80-х гг. ХХ века, в связи с переводом экономики на «рельсы ускорения и перестройки», в нашей стране произошла концентрация внимания на ресурсах «человеческого фактора». Активизировались социологические исследования экономических проблем. Социологи Новосибирского института экономики и организации промышленного производства (Т.И.Заславская, Р.В.Рывкина) внесли значительный вклад в становление и развитие отечественной экономической социологии. Однако только на волне социальных и экономических потрясений начала 1990-х развитие экономической социологии вышло за пределы относительно изолированных региональных исследовательских центров, что способствовало институционализации экономической социологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины.

Контрольные вопросы к теме 1.

1. Что является предметом изучения экономической социологии?

2. Чем различаются понятия «экономика» и «хозяйство»?

3. В чем основной смысл взглядов О.Конта и М.Вебера на развитие экономической социологии?

4. В чем заключается суть органической теории Г.Спенсера?

5. Что такое экономическое действие?

6. В чем заключается социальное действие?

7. Кто из российских ученых внес наибольший вклад в развитие отечественной экономической социологии?

 

Тема 2. Человек в социально-экономическом измерении.

 

Предметную область экономической социологии целесообразно определять через базовые абстракции экономического и социологического человека.Понятие«человек экономический» в социологии применяется для того, чтобы охарактеризовать особую форму социального действия- основанную на ценностях и нормах экономизма, т.е. абсолютизации значения рыночного обмена как универсального фактора регуляции рыночных отношений.

Человек экономический по своей сути:

Человек независимый. Это атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения, исходя из своих личных предпочтений.

Человек эгоистичный. Он в первую очередь заботится о своем интересе и стремится к максимизации собственной выгоды.

Человек рациональный. Он последовательно стремится к поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки того или иного выбора средств ее достижения.

Человек информированный. Он не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает достаточной информацией о средствах их удовлетворения.

Таким образом, понятие «человек экономический» может использоваться в двух смыслах:

1.как абстракция, способствующая прояснению предмета экономики.

2.как социологическая абстракция, обозначающая историческую и культурную форму хозяйствующего человека.

Социологический человек представляет собой продукт социальных отношений, его действия основаны на ценностях, нормах, традициях, выработанных обществом. Он руководствуется нравственными, религиозными, культурными, эстетическими и прочими мотивами. В своих действиях он ориентируется на оценки и мнения других людей, на социальную группу, к которой принадлежит, на необходимость поддерживать и оптимизировать связи и интегрироваться в существующие институциональные структуры. Таким образом, социологический человек неэгоистичен, его действия ориентированы на других. Развитие социологии дало возможность сделать выводы о том, что поведение человека в обществе далеко не всегда рационально: он ориентируется не только и не столько на цели и адекватные пути их достижения, сколько на обыденное знание, на привычные стереотипы, на эмоциональную, нравственную атмосферу вокруг, на поведение других людей.

Концепция “социологического человека” получила развитие в социологических аспектах неолиберальных экономических теорий, в рамках институционализма, структурного функционализма, новой экономической социологии и "социо-экономики". Эволюция взаимоотношений экономической теории и экономической социологии складывается из следующих этапов:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.