Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Рынок как объект социологического исследования




Период социологического империализма (с середины 1980-х годов). Происходит определенная фрагментация и переоформление экономической категорий во все возрастающем количестве исследовательских областей теории. Одновременно организуется встречное наступление со стороны экономической социологии как ответная реакция сначала на беспорядочное, а затем все более организованное наступление экономической теории. Экономсоциологи начинают покушаться на реинтерпретацию экономических концепций и категорий во все возрастающем количестве исследовательских областей.

Период экономического империализма (середина 60-х середина 80-х гг. ХХ в.) Экономическая теория переживает кризис, связанный с пересмотром предпосылок (теория рационального выбора, институциональная теория). Экономическая социология вступает в период профессиональной зрелости. На почве взаимного отталкивания двух наук происходит развитие нескольких социологий - неомарксистской, неовеберианской, феноменологической.

Период взаимного обособления (конец ХIХ-начало ХХ в.). Происходит обособление экономической теории как профессиональной отрасли знания, создание ее рабочего аппарата. Одновременно закладываются классические основы экономической социологии, и начинается период ее расцвета

Социологический империализм.

Экономический империализм;

Взаимное игнорирование;

Взаимное обособление;

Первоначальное единство;

1. Период первоначального единства (конец ХУIII - середина ХIХ вв.) связан с первоначальным оформлением как «позитивной науки» (О.Конт). Социология предъявляет первые претензии на интегрирующую роль, но экономические вопросы ею еще всерьез не рассматриваются. Между двумя дисциплинами отсутствуют четкие границы, осуществляются произвольные междисциплинарные переходы и заимствования.

3. Период взаимного игнорирования (1930—середина 60-х гг.ХХв.). Наблюдается этап зрелости экономической теории с разделением ее основных отраслей (макро- и микроэкономика) и теоретических направлений(либерального и кейнсианского, бихевиористского и институционального). В это же время развертывается неоклассический этап экономической социологии и ее оформление как профессиональной отрасли с особым методическим аппаратом (теоретическая ветвь представлена Парсонсом, эмпирическая – индустриальной социологией). Ни экономисты, ни социологи не интересуются по большому счету тем, что происходит в «соседнем лагере» и редко вторгаются в чужие области.

Основными направлениями развития современной экономической социологии являются: проблематика трудовых отношений, исследования в области трудовой мотивации и ценностей, социология потребления. В числе новых предметных областей экономической социологии следует назвать изучение предпринимательства, рынков. Социология рынков тесно связана с социологией хозяйственных организаций, исследованиями неформальной экономики. Все более популярным становится исследование проблем социальной политики. В первую очередь это связано с началом масштабных социальных реформ.

 

 

Контрольные вопросы к теме 2.

1. В чем различие понятий «экономический человек» и «социологический человек»?

2. Каковы основные этапы взаимодействия экономической теории и экономической социологии?

3. Каковы основные направления развития современной экономической социологии?

Тема 3. Хозяйственная жизнь: мотивация, культурные и властные отношения.

Хозяйственная жизнь социологами определяется как сфера социальных и экономических отношений, в которых взаимодействуют субъекты рынка на основе рациональных экономических интересов, мотивов, культурных стереотипов и норм. Социальное действие реализуется в трех ключевых типах отношений: экономических, культурных, властных. Каждая общность может строиться на любом из них, а чаще всего включает в себя все три типа отношений, ни один из которых не имеет заведомого приоритета, будь то рыночный обмен, единые нормы и ценности или властные взаимозависимости.

Одним из наиболее сложных вопросов экономической социологии является характер мотивации поведения человека в экономике. Принципиальным источником хозяйственной мотивации, наряду с экономическим интересом, выступают социальные нормы и принуждение. Всякая экономическая активность людей осуществляется, в конечном счете, во имя реализации их потребностей, которые можно определить как необходимость и возможность приобретения, сохранения и использования различных благ — экономических и неэкономических, материальных и нематериальных.

Особым источником мотивации выступают социальные нормы -идеальные формы поведения, которые не являются для хозяйствующего субъекта сводом чисто внешних ограничений, успешно осваиваются и становятся внутренними элементами его личных побуждений Можно выделить три типа социальных норм: типическое действие, конвенцияи правило.

Хозяйственные отношения имеют сложный характер и включают как минимум три составляющих элемента: собственно экономические отношения; культурные отношения; властные отношения.

Экономические отношения нацелены на повышение эффективности, они демонстрируют как достигается наивысшая эффективность на основе использования ограниченных ресурсов.

Сложный характер хозяйственных мотивов человека вызывается тем, что, выполняя, казалось бы, чисто экономические функции, он выступает одновременно как продукт, носитель и творец культуры, которая является интегративным понятием, включающим как минимум три аспекта:

когнитивный — приобретаемые знания и навыки;

ценностный — осваиваемые роли, нормы и ценности;

символический — вырабатываемые способы идентификации.

Хозяйственная культура - это совокупность профессиональных знаний и навыков, хозяйственных норм, ценностей и символов, необходимых для самоидентификации и выполнения хозяйственных ролей.

Культура реализует функции двух основных типов.

Во-первых, это регулятивные функции, осуществляемые с помощью готовых концептуальных схем и накопленных информационных баз, общепринятых конвенций и норм, наборов устойчивых ритуалов и символов, с которыми должно соотноситься всякое, в том числе экономическое, действие. Во-вторых, это конституирующие функции, реализуемые через познавательные практики и способы трансляции информации, разыгрывание ролей и переопределение ситуаций в процессе экономического действия.

Освоение всего “багажа” знаний и символов, норм и ценностей называют процессом социализации.

Наличие общих норм и ценностей, значений и интерпретаций не уничтожает почвы для возникновения конфликтов. В борьбе за ресурсы одни группы пытаются подчинить себе другие и добиться господства над ними. В этом случае мы говорим об отношениях хозяйственной власти, или о возможности субъекта (индивида, группы) реализовать свои хозяйственные интересы независимо от интересов других субъектов, даже если интересы “властвующих” и “подчиненных” не совпадают. Власть включает следующие элементы: право на истолкование событий и выдвижение целей развития; особые позиции в распределении ресурсов, готовой продукции, доходов; контроль за доступом к информации как особому ресурсу; возможность диктовать правила деятельности, запрещать те или иные ее виды; способность оказывать личное влияние на людей.

Власть реализуется путем прямого насилия, экономического принуждения или легитимного господства посредством утверждения авторитета. Авторитет в свою очередь может опираться на силу закона или обычая, апеллировать к особым личным качествам власть имущего или к абстрактным высшим ценностям. Власть как социальное отношение трудно поддается формализации и проявляет себя скорее опосредованно, через косвенные признаки. Значимость культурных и властных отношений экономсоциологи рассматривают на примере таких экономических понятий как «труд», «обмен» и «капитал».

Экономическая сторона труда раскрывается в использовании рабочей силы в соединении с другими ресурсами или факторами производства с целью получения вознаграждения. Но, помимо этого существует другая, социологическая сторона труда, где он выступает как процесс социализации.

Экономическое действие можно представить как обмен деятельностью, осуществляемый на началах возмездности и эквивалентности в целях максимизации полезности хотя бы для одного, а в идеале для всех участников этого обмена.

Конечно, взаимный обмен выполняет и экономические функции — взаимного хозяйственного страхования и поддержки, быстрой мобилизации ресурсов в экстремальных ситуациях. Но механизм реализации этих функций лежит за пределами экономики как таковой. Поэтому один и тот же с формальной точки зрения обмен благами может иметь совершенно различное экономическое и социальное содержание.

Помимо целей и мотивов, которые побуждают человека к хозяйственному взаимодействию, он располагает совокупностью ресурсов, которые могут быть в нем задействованы. Эти ресурсы условно получили название капитал.

В исходном политико-экономическом определении капитал обладает пятью свойствами:

1.ограниченный хозяйственный ресурс,

2. накапливаемый хозяйственный ресурс,

3.ресурс, обладающий определенной ликвидностью, способностью превращаться в денежную форму,

4.стоимость, воспроизводящаяся в процессе непрерывного кругооборота форм,

5. стоимость, приносящая новую, добавочную стоимость.

Таким образом, капитал- это накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм.

С точки зрения экономической социологии капитал имеет следующие формы: экономический, физиологический, культурный, человеческий, социальный, административный, политический, символический.

Контрольные вопросы к теме 3.

1. Каковы основные элементы хозяйственных отношений?

2. Что понимается под мотивацией поведения человека в экономике?

3. Каково влияние социальных норм на хозяйственные действия?

4. Какие формы принуждения побуждают человека к хозяйственным действиям?

5. Что понимается под хозяйственной культурой?

6. Что такое капитал с социологической точки зрения?

7. В чем суть конвертации различных форм капитала?

Существует множество классификаций понятия «рынок», например французский социолог Р.Бойе предлагает пять различных концепций рынка:

1.Рынок – это место, где регулярно встречаются продавцы и покупатели, и осуществляется процесс торговли, Это понятие сформировалось еще в ХII веке, но существует и сегодня. Например, в обыденной речи мы по-прежнему называем так «открытые рынки», подразумевая места организации так называемой «внемагазинной торговли».

2.Рынок- это определенная территория, на которой происходят акты купли продажи.

3.Рынок- это суммарный платежеспособный спрос, предъявляемый на определенный вид продуктов или услуг.

4. Рынок - саморегулирующийся механизм спроса и предложения. Здесь хозяйственные агенты сами решают, что производить, по какой цене продавать, т.е. рынок характеризуется как сфера, где доминируют конкуренция между независимыми агентами и свободное ценообразование.

5. Рынок- это экономическая система, в которой саморегулирующийся рыночный механизм является господствующей формой хозяйства. В данном случае рыночные принципы хозяйственной организации вменяются целым сообществам, именуемым «рыночными обществами».

В настоящее время наряду с трактовкой понятия «рынок» как «территории обмена» используется его понятие как формы хозяйства, уже не столь привязанное к определенному месту. Однако рынок это не только совокупность агентов (фирм, домохозяйств), которые производят и потребляют некоторые виды товаров в определенных объемах и реализуют их по определенным ценам, но переплетение социальных сетей,под которыми понимается совокупность устойчивых связей между участниками рынка. Т.е. рынки различаются прежде всего структурой сложившихся между ними связей, а конкурентоспособность, идентичность рынков определяются не столько собственными свойствами самих участников сколько их позиционированием в сетях. Многие простейшие хозяйственные формы, выдержав проверку временем, сохранились и по сей день в почти неизменном или несколько измененном виде, что дает возможность непосредственно наблюдать их в качестве конкретных эмпирических объектов.

Сетевые связи характеризуются тремя принципиальными чертами, подчеркивающими их социальный характер:

· укорененностью, т.е. встроенностью в социальные структуры, институциональные формы, культурные и властные отношения

· связанностью

· реципрокностью (взаимностью)

Сетевой подход исходит из того, что хозяйственные агенты с большей вероятностью вступают в отношения с теми, с кем они имели дело ранее, убедившись в надежности уже известных партнеров.

Под институтами понимаются правила поведения и способы поддержания этих правил. Все эти правила не возникают из ниоткуда, за ними скрываются отношения власти.

Основные институты рынка содержат три элемента: права собственности, управленческие схемы, правила обмена.

Институты образуют своего рода материал, из которого изготовлен структурный каркас рынка. Образно структуры рынка можно представить в виде карт социального пространства, где хозяйственные агенты выполняют роль «населенных пунктов», или «транспортных развязок», а связи между ними обозначаются в виде «дорожной сетки».

Основные структуры рынка также включают три элемента: ресурсы, организации, деловые связи.

Итак, рынки не автономны от других сфер общества, их участники руководствуются не только узкоэкономической логикой. Любой рынок является социальной конструкцией, продуктом регулирования со стороны государства и социальных институтов, которые не просто влияют, но и конституируют данный рынок.

Контрольные вопросы к теме 4.

1. Из каких основных элементов складывается понятие рынка в экономической социологии?

2. Чем характеризуются сетевые связи участников рыночных отношений?

3. Из чего состоит структура рынка?

 

Тема 5.Государственное регулирование хозяйства.

В процессе становления капитализма имеет место тенденция к обособлению рыночных отношений. Однако, как указывает Поланьи, невозможно автономное развитие рынка, а тем более возникновение рыночного общества, в котором социальные и политические отношения подчиняются рыночной логике. Согласно Веберу, государство это принудительная политическая организация, действующая в течение продолжительного времени, чья администрация успешно поддерживает притязания на монополию легитимного использования физического насилия для поддержания установленного порядка». Таким образом, ключевым признаком государства выступает исключительное право на осуществление легитимного насилия на определенной территории.

Оно связано с принуждением всех других агентов к отказу от использования насилия без санкции государства. Из этой территориальной монополии силы вытекает другая монополия государства - фискальная. Она выражена исключительным правом сбора налогов на данной территории.

В социальных и экономических науках сложилась определенная традиция описания взаимодействия государства и рынка. При этом либералы превозносят достоинства рыночного регулирования и предлагают минимизировать присутствие государства. Консерваторы, наоборот, защищают государство и пытаются ограничить рыночные свободы. Считается, что их взаимопроникновение крайне вредно для обеих сторон, так как порождает симбиозы в виде олигархических хозяйственных структур и коррумпированных чиновничьих режимов.

В противоположность традиционному подходу в конце ХХ сформировалась новая парадигма, основная задача которой заключается в преодолении этой жесткой дихотомии. Государство конституирует рынок, и одновременно рынок активно влияет на структуру политической власти. Экономические и политические процессы, тем самым, утверждаются и воспроизводятся друг через друга, и в результате возникают системы управления, интегрирующие частные интересы участников рынка и интересы политических структур. Главным вопросом здесь становится не количественное соотношение государственного и рыночного секторов (например, относительный размер государственного бюджета или доля государственной собственности в производственных активах), а характер способов интеграции двух типов структур и двух типов институциональных правил.

Позиция экономической социологии заключается в том, что полномочные представители государства являются непосредственными участниками рыночных отношений, однако это не обычные участники рынка. Их особенность заключается в том, что позиции представителей государства и негосударственных участников рынка в хозяйственных взаимодействиях принципиально не равновесны:

-во-первых, концентрация в руках представителей государственной власти силовой и фискальной монополий порождает еще один вид монополии- административную. Она распространяется на многие элементы институционального оформления прав собственности и контроля за их соблюдением. Такие институциональные ограничения получили название административных барьероввхода на рынок. Они означают необходимость получения разрешений на доступ к ресурсам и осуществление хозяйственной деятельности. Характерно, что если полномочия между государственными контролирующими органами четко не разделены и дублируют друг друга, конкурентной ситуации не возникает, просто увеличивается число административных барьеров, которые приходится преодолевать участнику рынка.

-во-вторых, в отличие от экономической монополии, когда услугу можно купить только у одного продавца, а можно отказаться от ее покупки вовсе, административная монополия государства имеет другую природу. Государство предлагает услуги, от которых нельзя отказаться. Отказ от их «покупки» квалифицируется как нарушение закона и влечет за собой санкции неэкономического характера.

-в-третьих представители государства руководствуются самыми разными мотивами, многие из которых далеки от стремления к наилучшему соотношению экономических издержек и выгод. С одной стороны, одним из решающих мотивов их деятельности является воспроизводство собственных властных позиций и извлечение политической и административной ренты. А с другой стороны, представители государства призваны заботиться о реализации долгосрочных национальных интересов, выходящих за рамки сиюминутной экономической выгоды отдельных участников рынка.

Итак, государство реализует во взаимодействии с участниками рынка три вида взаимосвязанных монополий: силовую, фискальную, административную.

Задачами государства являются:

-территориальная целостность (противостояние захватам и дроблению территории),

-национальная безопасность (предотвращение угрозы зависимости и нанесение ущерба стране).

Непосредственно со сферой хозяйства связаны задачи управления.

Задачами государственного управления являются:

1.поддержание устойчивого развития,

2.производство общественных благ,

3.предоставление и обеспечение общегражданских прав.

Для реализации указанных задач защиты и управления государство выполняет следующие регулирующие функции:

1. законодательная функция-установление формальных правил, в рамках которых осуществляется хозяйственная деятельность;

2 репрессивная функция – поддержание формального порядка с наложением санкций за нарушение установленных правил;

3.рестрибутивная функция – перераспределение части хозяйственных ресурсов и извлекаемых доходов,

4. монетарная функция – регулирование средств денежного обращения;

5. производственная функция – непосредственное участие в производстве.

Представителями либеральных взглядов модель государства представляется как модель государства в виде «ночного сторожа». Она предполагает, что государство, единожды создав надлежащие формальные правила, способствующие экономической конкуренции, уже не должно вмешиваться в рыночные процессы. Оно призвано следить за тем, чтобы одни участники рынка не достигали своих интересов за счет грубого нарушения интересов других участников рынка. Другая крайность представлена коммунистической моделью государства как единого народнохозяйственного центра, который задает сверху основные хозяйственные параметры и осуществляет централизованное перераспределение решающей части ресурсов и получаемых доходов.

Между указанными полюсами располагаются другие модели, различающиеся по степени и характеру воздействия государства на хозяйственные процессы. Именно эти процессы интересуют экономическую социологию.

Согласно типологии французского социолога Ф.Блока государство можно классифицировать как:

-государство общественных благ;

-государство макроэкономической стабильности;

- государство обеспечения социальных прав;

- государство развития;

-социалистическое государство.

Конечно, все перечисленные типы связи государства и хозяйства являются идеальными типами и в реальной политике правительств они чаще всего комбинируются в определенных пропорциях.

В свою очередь участники рынка на вмешательство представителей государственной власти реагируют несколькими видами стратегий.

-стратегия «лояльности»- покорное следование установленным государством формальным правилам и навязываемым чиновниками неформальным нормам;

- стратегия «голоса» - означает публичное оспаривание сложившихся правил. Но она предполагает наличие независимой судебной власти развитой системы политического представительства интересов.

- стратегия «выхода» - связана с уходом от контроля, скрытым невыполнением установленных формальных правил.

- стратегия «договора». Не имея возможности не только оспорить претензии публично, но и ускользнуть в спасительную «тень», участники рынка вынуждены вступать в переговоры и достигать институциональных компромиссов, т.е. такого смягчения условий выполнения формальных правил, которое оказывается приемлемым для контролирующей и контролируемой сторон. А это не что иное, как коррупция.

Коррупция - это использование чиновником служебного положения для получения частного вознаграждения от заинтересованных участников рынка путем сознательного нарушения в их интересах формальных служебных правил. Согласно теории агентских отношений, для того чтобы сложились коррупционные отношения, необходимо непременное участие трех субъектов: принципал (законодательный орган), агент (представитель исполнительной власти), клиент (фирма, предприниматель).

Основными элементами коррупционного отношения являются:

1.Существование формальных правил, установленных принципалом.

2.Наделение агента монопольными полномочиями по распределению ресурсов и оказанию услуг в соответствии с этими формальными правилами, которые агент не вправе изменить.

3.Наличие клиента как независимого третьего лица, заинтересованного в получении ресурсов или услуг с нарушением формальных правил.

4.Организация изначально оговоренного обмена услугами (вознаграждениями) между агентом и клиентом.

5.Нарушение агентом формальных правил в пользу клиента.

6.Получение агентом частной выгоды, а клиентом частной или общественной выгоды.

Контрольные вопросы к теме 5.

1. Что такое государство?

2. Каковы основные задачи государства?

3. Каковы основные функции государства?

4. Какие типы государства предлагает Ф.Блок?

5. Какие стратегии используют участники рынка на вмешательство государства?

6. Что такое коррупция и в чем заключается теория агентских отношений?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.