Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентировочные темы контрольных работ




по курсу “Экономическая социология”

1.Экономическая теория и экономическая социология: различие подходов.

2.Способы построения моделей "социологического человека" в экономике.

3.Понятие рациональности экономического действия.

4.Границы рациональности и множественность типов рационального действия.

5.Модель “социологического человека” в экономике и ее эволюция.

6.Эволюция взаимоотношений экономической теории и экономической

социологии.

7.Социологический портрет хозяйственной организации.

8.Социальные роли предпринимательства в современном обществе.

9.Эволюция моделей управленческого контроля над трудовым процессом.

10.Формы капитала и их взаимная конвертация..

11.Социальные механизмы формирования спроса на труд.

12.Социальные механизмы формирования предложения труда.

13.Неформальная экономика и структура домашнего хозяйства.

14.Рыночный обмен перераспределение и реципрокность как исторические формы интеграции хозяйства.

15.Основные модели взаимодействия государства и рынка.

16.Социальный портрет современного предпринимателя.

17.Экономическая социология в советский и постсоветский периоды.

18.Наиболее перспективные направления развития экономической социологии.

19.Основные концепции предпринимательской деятельности.

20.История «старого» российского предпринимательства.

21.Становление нового российского предпринимательства.

22.Социальный портрет и имидж «нового» российского

предпринимателя.

23. Различие экономических и экономико-социологических подходов к анализу современных организаций.

24.Основные формы хозяйственной организации и их историческая эволюция.

25. Развитие экономической социологии в России.

26. Экономическая социология в … (на примере одной из зарубежных стран).

27. Принципиальные отличия экономической социологии в советский и постсоветский периоды.

28.Обзор основных направлений развития экономической социологии в России.

 

Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «Экономическая социология»

1. Основные этапы становления экономико-социологической традиции.

2. Основные этапы взаимодействия экономической теории и экономической социологии.

3. Вклад М.Вебера в развитие экономической социологии.

4. Становление экономической социологии в России.

5. В чем сущность органической теории Г.Спенсера.

6. Специфика экономико-социологического подхода.

7. Предмет и объект экономической социологии, его элементы.

8. В чем заключается «идеализм» терии О.Конта.

9. Экономическое действие, социальное действие, структурная укорененность социального действия. действия.

10. Влияние базовых типов социальных связей на хозяйственную жизнь.

11. Понятие хозяйственной культуры и ее основные элементы.

12. Понятие «хозяйственная» власть и ее основные функции.

13. Социологическое содержание понятия «капитал». Взаимная конвертация форм капитала.

14. Общее понятие рынка. Отличие рынка от других исторических форм интеграции хозяйства.

15. Сетевой и неоинституциональный подходы к анализу рынков.

16. Рыночная культура и ее элементы.

17. Критериальные признаки рынка.

18. Основные элементы рынка. Социальная специфика рынка в традиционном и капиталистическом обществе.

19. Общее понятие государства. Виды монополий государства.

20. Модели государства согласно типологии Ф.Блока

21. Модели государства по типологии А.Шляйфера.

22. Задачи и основные функции государства.

23. Стратегии участников рынка по отношению к государству, понятие коррупции.

24. Неформальная экономика, факторы ее развития.

25. Сегменты неформальной экономики.

26. Неформальная экономика как элемент формального сектора.

27. Теневая, криминальная и фиктивная экономика.

28. Общее понятие предпринимательства, основные подходы к определению предпринимательства как экономической функции.

29. Исторические и социальные корни предпринимательского духа (М.Вебер, В.Зомбарт).

30. Психологический портрет современного предпринимателя и структура его мотивации.

31. Различие предпринимателя дореволюционной и современной России.

32. Понятие хозяйственной организации и ее элементы.

33. Основные черты и способы построения хозяйственной организации.

34. Община, корпорация и ассоциация как исторические формы хозяйственной организации.

35. Социологические модели хозяйственной организации.

36. Занятость и ее основные элементы.

37. Внутренние и внешние рынки труда (П.Дерингер, М.Пиоре).

38. «Ядро» и «периферия» рынка труда.

39. Основные факторы сегментации рынка труда.

40. Вторичная и неформальная занятость.

41. Гендерная дискриминация на рынке труда.

42. Понятие безработицы и ее основные виды.

43. Роль социальных связей в поиске работы (М.Гранноветер).

44. Основные черты и социологические подходы к анализу хозяйственной организации

45. Принципы управления человеческими ресурсами.

46. Основные формы пассивного сопротивления работников менеджменту.

47. Потребление и основные принципы классификации процесса потребления.

48. Потребление и его основные свойства.

50.Потребление и стиль жизни в теориях социальной стратификации

К.Маркса, М.Вебера, П.Бурдье, Т.Парсонса.

51. Этика и культура потребления.

52. Основные функции потребления.

 

Глоссарий

Актор - действующее лицо, субъект социального действия, в процессе которого проявляются мотивации, ожидания, ценности и нормы.

Анкетирование -метод сбора первичной социологической информации путем распространения и сбора анкет.

Аномия - состояние общества, характеризующееся ценностно-нормативным вакуумом, разрывом в преемственности социальных и культурных норм.

Аппарат государственный - структура, осуществляющая функции государства.

Банк данных – систематизированная социологическая информация.

Безработица -отсутствие спроса на предложение рабочей силы на рынке труда.

Бюрократизм- система управления, оторванная от интересов народа.

Государство - система политической власти, опирающаяся на одну из форм политической легитимного господства.

Действие социальное - действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями других людей и ориентированное на их поведение и реакцию.

Действие рациональное - действие, при котором действующий субъект ясно осознает его цель, рационально просчитывает средства, необходимые для достижения поставленной цели, при этом понимание смысла действия совпадает с пониманием самого субъекта действия и наоборот.

Дискриминация гендерная - ограничение прав, равных возможностей по гендерному признаку (при приеме на работу, выплате заработной платы и т.п.)

Занятость -деятельность индивидов, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей.

Империализм- тенденция к расширению господства.

Институты – правила поведения и способы их поддержания.

Капитал – накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм.

Конкуренция – действия двух и более участников рынка, нацеленные на получение одного и того же ограниченного ресурса, доступного при определенных усилиях с их стороны.

Коррупция – использование чиновником служебного положения для получения частного вознаграждения от заинтересованных участников рынка путем сознательного нарушения в их интересах формальных служебных правил.

Неформальная экономика – совокупность видов хозяйственной деятельности, не отраженной в статистической и налоговой отчетности. Распространена в условиях аномии.

Обмен- процесс приобретения и потери материальных и культурных ценностей.

Очередь- собрание людей в одном месте, характеризующееся темпорально изменяющимся личным составом, когда новые члены прибывают, а старые выбывают.

Патернализм- тип властных отношений, предполагающих защиту, покровительское руководство взамен на верность и подчинение.

Партнерство - совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях.

Потребление - процесс использования продуктов труда для удовлетворения потребностей людей.

Предпринимательство - самостоятельность социального актора, принимающего на свой риск ответственность за деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Рынок – система товарно-денежных отношений производителей и потребителей товаров.

Рынок труда - спрос и предложение рабочей силы.

Сети социальные – структуры отношений, в которых взаимодействуют социальные субъекты.

Социальная норма – идеальная форма поведения, предписанная при выполнении определенных способов действия и подкрепляемая санкциями.

Социальная укорененность действия - встроенность действий в социальные структуры, институциональные формы, культурные и властные отношения.

Социальный навык – способность следовать установленным правилам и побуждать других к их исполнению.

Стратификация социальная - различия людей сообразно их принадлежности к конкретному классу, как результат определенных экономических отношений.

Типическое действие – широко распространенное в данном сообществе способ действия, совершаемый без непосредственного взаимодействия и согласия.

Хозяйственная культура – совокупность профессиональных знаний и навыков, хозяйственных норм, ценностей и символов, необходимых для самоидентификации и выполнения хозяйственных ролей.

Хозяйственная власть – возможность реализовать свои хозяйственные интересы независимо от других агентов.

Хозяйственный мотив – внутреннее побуждение к хозяйственному действию.

Экономическое действие – ненасильственное использование ограниченных ресурсов, имеющих различное употребление, для достижения количественно определенной цели, связанной с обеспечением жизнедеятельности людей.

Явление социальное – любой элемент социальной реальности.

 

Список литературы по курсу

Основная литература

  1. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М. Аспект Пресс. 1997.
  2. Зарубина Н.Н. Социология хозяйственной жизни. М. Логос.2006.
  3. Силласте Г.Г. Экономическая социология: ее предмет и прикладное значение. М.:1999.
  4. Силласте Г.Г. Экономическая социология: учебное пособие. М.2005.

Дополнительная литература

  1. Вебер М. Основные социологические понятия /Вебер М. Избранные произведения. М.:Прогресс. 1990: 625-636.
  2. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск. Наука.1991: 49-83.
  3. Левада Ю.А. Статьи по социологии. М.: 1993: 61-98.
  4. Радаев В.В. Что изучает экономическая социология // Российский экономический журнал.1994. 9: 49-51.
  5. Экономическая социология. Том 1, № 1, 2000 www.ecsoc.msses.ru104
  6. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология, 1993, № 11, с. 107-119; № 12, с. 86-104.
  7. Никифорова А. Уровень безработицы: как его считать? (Методологические аспекты на примере стран рыночной экономики) // Вопросы экономики. 1993. 12: 73-79.
  8. Радаев В.В. Этническое предпринимательство: Россия и мировой опыт // Полис. 1993. 5.с. 79-87.
  9. Радаев В.В. Предпринимательство как новый российский миф // Знание-сила. 1996. 4. c.8-16.
  10. Снисаренко А. Этническое предпринимательство в большом городе современнойРоссии / Шанин Т. (ред.). Неформальная экономика: Россия и мир. М.: Логос,1999, с. 138-155.
  11. Рощина Я.М. Социология потребления: учебное пособие. М 2007.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.