КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ориентировочные темы контрольных работ
по курсу “Экономическая социология” 1.Экономическая теория и экономическая социология: различие подходов. 2.Способы построения моделей "социологического человека" в экономике. 3.Понятие рациональности экономического действия. 4.Границы рациональности и множественность типов рационального действия. 5.Модель “социологического человека” в экономике и ее эволюция. 6.Эволюция взаимоотношений экономической теории и экономической социологии. 7.Социологический портрет хозяйственной организации. 8.Социальные роли предпринимательства в современном обществе. 9.Эволюция моделей управленческого контроля над трудовым процессом. 10.Формы капитала и их взаимная конвертация.. 11.Социальные механизмы формирования спроса на труд. 12.Социальные механизмы формирования предложения труда. 13.Неформальная экономика и структура домашнего хозяйства. 14.Рыночный обмен перераспределение и реципрокность как исторические формы интеграции хозяйства. 15.Основные модели взаимодействия государства и рынка. 16.Социальный портрет современного предпринимателя. 17.Экономическая социология в советский и постсоветский периоды. 18.Наиболее перспективные направления развития экономической социологии. 19.Основные концепции предпринимательской деятельности. 20.История «старого» российского предпринимательства. 21.Становление нового российского предпринимательства. 22.Социальный портрет и имидж «нового» российского предпринимателя. 23. Различие экономических и экономико-социологических подходов к анализу современных организаций. 24.Основные формы хозяйственной организации и их историческая эволюция. 25. Развитие экономической социологии в России.
26. Экономическая социология в … (на примере одной из зарубежных стран). 27. Принципиальные отличия экономической социологии в советский и постсоветский периоды. 28.Обзор основных направлений развития экономической социологии в России.
Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «Экономическая социология» 1. Основные этапы становления экономико-социологической традиции. 2. Основные этапы взаимодействия экономической теории и экономической социологии. 3. Вклад М.Вебера в развитие экономической социологии. 4. Становление экономической социологии в России. 5. В чем сущность органической теории Г.Спенсера. 6. Специфика экономико-социологического подхода. 7. Предмет и объект экономической социологии, его элементы. 8. В чем заключается «идеализм» терии О.Конта. 9. Экономическое действие, социальное действие, структурная укорененность социального действия. действия. 10. Влияние базовых типов социальных связей на хозяйственную жизнь. 11. Понятие хозяйственной культуры и ее основные элементы. 12. Понятие «хозяйственная» власть и ее основные функции. 13. Социологическое содержание понятия «капитал». Взаимная конвертация форм капитала. 14. Общее понятие рынка. Отличие рынка от других исторических форм интеграции хозяйства. 15. Сетевой и неоинституциональный подходы к анализу рынков. 16. Рыночная культура и ее элементы. 17. Критериальные признаки рынка. 18. Основные элементы рынка. Социальная специфика рынка в традиционном и капиталистическом обществе. 19. Общее понятие государства. Виды монополий государства. 20. Модели государства согласно типологии Ф.Блока 21. Модели государства по типологии А.Шляйфера. 22. Задачи и основные функции государства. 23. Стратегии участников рынка по отношению к государству, понятие коррупции. 24. Неформальная экономика, факторы ее развития. 25. Сегменты неформальной экономики.
26. Неформальная экономика как элемент формального сектора. 27. Теневая, криминальная и фиктивная экономика. 28. Общее понятие предпринимательства, основные подходы к определению предпринимательства как экономической функции. 29. Исторические и социальные корни предпринимательского духа (М.Вебер, В.Зомбарт). 30. Психологический портрет современного предпринимателя и структура его мотивации. 31. Различие предпринимателя дореволюционной и современной России. 32. Понятие хозяйственной организации и ее элементы. 33. Основные черты и способы построения хозяйственной организации. 34. Община, корпорация и ассоциация как исторические формы хозяйственной организации. 35. Социологические модели хозяйственной организации. 36. Занятость и ее основные элементы. 37. Внутренние и внешние рынки труда (П.Дерингер, М.Пиоре). 38. «Ядро» и «периферия» рынка труда. 39. Основные факторы сегментации рынка труда. 40. Вторичная и неформальная занятость. 41. Гендерная дискриминация на рынке труда. 42. Понятие безработицы и ее основные виды. 43. Роль социальных связей в поиске работы (М.Гранноветер). 44. Основные черты и социологические подходы к анализу хозяйственной организации 45. Принципы управления человеческими ресурсами. 46. Основные формы пассивного сопротивления работников менеджменту. 47. Потребление и основные принципы классификации процесса потребления. 48. Потребление и его основные свойства. 50.Потребление и стиль жизни в теориях социальной стратификации К.Маркса, М.Вебера, П.Бурдье, Т.Парсонса. 51. Этика и культура потребления. 52. Основные функции потребления.
Глоссарий Актор - действующее лицо, субъект социального действия, в процессе которого проявляются мотивации, ожидания, ценности и нормы. Анкетирование -метод сбора первичной социологической информации путем распространения и сбора анкет. Аномия - состояние общества, характеризующееся ценностно-нормативным вакуумом, разрывом в преемственности социальных и культурных норм. Аппарат государственный - структура, осуществляющая функции государства. Банк данных – систематизированная социологическая информация. Безработица -отсутствие спроса на предложение рабочей силы на рынке труда.
Бюрократизм- система управления, оторванная от интересов народа. Государство - система политической власти, опирающаяся на одну из форм политической легитимного господства. Действие социальное - действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями других людей и ориентированное на их поведение и реакцию. Действие рациональное - действие, при котором действующий субъект ясно осознает его цель, рационально просчитывает средства, необходимые для достижения поставленной цели, при этом понимание смысла действия совпадает с пониманием самого субъекта действия и наоборот. Дискриминация гендерная - ограничение прав, равных возможностей по гендерному признаку (при приеме на работу, выплате заработной платы и т.п.) Занятость -деятельность индивидов, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей. Империализм- тенденция к расширению господства. Институты – правила поведения и способы их поддержания. Капитал – накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм. Конкуренция – действия двух и более участников рынка, нацеленные на получение одного и того же ограниченного ресурса, доступного при определенных усилиях с их стороны. Коррупция – использование чиновником служебного положения для получения частного вознаграждения от заинтересованных участников рынка путем сознательного нарушения в их интересах формальных служебных правил. Неформальная экономика – совокупность видов хозяйственной деятельности, не отраженной в статистической и налоговой отчетности. Распространена в условиях аномии. Обмен- процесс приобретения и потери материальных и культурных ценностей. Очередь- собрание людей в одном месте, характеризующееся темпорально изменяющимся личным составом, когда новые члены прибывают, а старые выбывают. Патернализм- тип властных отношений, предполагающих защиту, покровительское руководство взамен на верность и подчинение.
Партнерство - совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях. Потребление - процесс использования продуктов труда для удовлетворения потребностей людей. Предпринимательство - самостоятельность социального актора, принимающего на свой риск ответственность за деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от производства товаров, выполнения работ или оказания услуг. Рынок – система товарно-денежных отношений производителей и потребителей товаров. Рынок труда - спрос и предложение рабочей силы. Сети социальные – структуры отношений, в которых взаимодействуют социальные субъекты. Социальная норма – идеальная форма поведения, предписанная при выполнении определенных способов действия и подкрепляемая санкциями. Социальная укорененность действия - встроенность действий в социальные структуры, институциональные формы, культурные и властные отношения. Социальный навык – способность следовать установленным правилам и побуждать других к их исполнению. Стратификация социальная - различия людей сообразно их принадлежности к конкретному классу, как результат определенных экономических отношений. Типическое действие – широко распространенное в данном сообществе способ действия, совершаемый без непосредственного взаимодействия и согласия. Хозяйственная культура – совокупность профессиональных знаний и навыков, хозяйственных норм, ценностей и символов, необходимых для самоидентификации и выполнения хозяйственных ролей. Хозяйственная власть – возможность реализовать свои хозяйственные интересы независимо от других агентов. Хозяйственный мотив – внутреннее побуждение к хозяйственному действию. Экономическое действие – ненасильственное использование ограниченных ресурсов, имеющих различное употребление, для достижения количественно определенной цели, связанной с обеспечением жизнедеятельности людей. Явление социальное – любой элемент социальной реальности.
Список литературы по курсу Основная литература
Дополнительная литература
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |