Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка надежности по данным эксплуатации




Существует два способа опытной оценки количественных характеристик надежности [9]: по результатам специальных испытаний на надежность и по результатам наблюдений за работой объекта в реальных условиях эксплуатации. Эти оба способа имеют свои достоинства и недостатки.

Проведение испытаний на надежность связано с большими трудностями имитации внешних условий и режимов работы, с большой стоимостью организации и проведения испытаний, а часто и с невозможностью их проведения по различным причинам. Однако при таких испытаниях удается получить наиболее полные и разносторонние данные о надежности изделий.

При втором способе стоимость работ по оценке надежности значительно ниже, чем при первом, не требуется имитации усло­вий эксплуатации и режимов работы, не требуется пересчета по­казателей надежности с лабораторных условий на эксплуатацион­ные. Показатели надежности, полученные на основе эксплуата­ционной информации, имеют порою решающее значение, особенно для сложных объектов с большим сроком службы, для которых пока нет проверенных способов определять показатели надежно­сти другим путем.

При оценке показателей надежности судового оборудования по данным эксплуатации необходимо учитывать следующие осо­бенности:

-количество судов и судовых технических средств, с которых по­ступает информация о надежности в процессе эксплуатации, мо­жет изменяться;

-по судовым эксплуатационным документам для большей части оборудования можно установить лишь общее количество отказов за определенный период эксплуатации, но не промежутки времени между отказами;

-отказы судового оборудования могут возникать как во время работы, так и в нерабочие периоды эксплуатации (под воздейст­вием внешних климатических и механических нагрузок).

Стремление получить оценку надежности в возможно корот­кий срок приводит к тому, что определение показателей произво­дится при ограниченном, а порою незначительном количестве ис­ходной информации. В этих условиях следует помнить основное свойство статистических оценок: чем меньшее количество данных использовано при определении показателя, тем ниже точность оценки при заданном уровне достоверности. Точность выборочных оценок показателей надежности определяется с помощью довери­тельных интервалов.

В предыдущих параграфах были рассмотрены общие расчет­ные формулы для определения показателей надежности. Однако при оценке надежности реальных объектов по эксплуатационным данным эти формулы получают дальнейшую конкретизацию.

Рассмотрим, как можно использовать эксплуатационные дан­ные об отказах для определения параметра потока отказов судо­вого оборудования, его изменения в процессе эксплуатации и его зависимости от режимов работы и внешних условий.

Общая формула с учетом изменяющегося в процессе эксплуа­тации количества наблюдаемых объектов и нерегулярного полу­чения информации с судов может быть представлена в следующем виде:

 

ωi(t) = Σmij / ∆t Σnij,

 

 

где: mij и nij - количество отка­зов и количество объектов рассмат­риваемого типа в i -м промежутке времени длитель­ностью ∆t на j -м судне;

Рассчитав ωi за ряд последо­вательных интервалов времени (например, кварталов), получим ступенчатый график (гистограмму) изменения параметра потока отказов в процессе эксплуатации.

Чтобы установить зависимость безотказности объекта от ре­жимов работы и условий эксплуатации, необходимо определить установившееся значение ωуст для каждой из групп отказов с уче­том доминирующих факторов их возникновения. Например, ωp - для рабочих отказов, т. е. отказов, возникших под воздействием рабочих нагрузок, и ωн - для нерабочих отказов, вызванных воз­действием факторов окружающей среды - внешней вибрации, температуры, влажности и т. д.; в свою очередь, нерабочие отка­зы могут быть разбиты на тропические и умеренные в зависимо­сти от климатической зоны, в которой находилось судно при воз­никновении отказов. Для этих подгрупп определяют значения ωн.тр и ωнум. При расчетах следует иметь в виду, что для ωр, как правило, ∆t принимается в часах работы (наработки), а для ωн - в единицах времени эксплуатации (квартал, месяц, час).

Результаты такого раздельного анализа могут быть использо­ваны для сравнения надежности объектов, однотипных по назна­чению, но различных по исполнению и условиям эксплуатации. В качестве сравниваемого показателя целесообразно принять па­раметр общего потока отказов, приведенный к одинаковым усло­виям эксплуатации:

 

ωоб = ωрkи + ωнтрkтр + ωнумkум,

 

где: kи - коэффициент использования объекта или доля времени работы объекта в общем времени эксплуатации;

kтр, kум - соответственно коэффициенты времени эксплуатации объекта (судна) в зонах тропического и умеренного климата.

Эта же формула может быть использована также для определе­ния (прогнозирования) надежности судового оборудования при эксплуатации на различных линиях. Для этого достаточно подста­вить в формулу коэффициенты времени, соответствующие усло­виям эксплуатации на выбранных направлениях, линиях плава­ния. Значения kи изменяются в широких пределах: 0,005 - для шпи­лей и брашпилей; 0,06÷0,08 - для грузовых кранов и лебедок; 0,3÷0,4 - для механизмов ходового режима; 0,8÷1 - для распредустройств, освещения, некоторых вентиляторов.

Время Твi и трудоемкость Hвi - восстановления после отказа зависят от многих факторов: вида (характера) отказа, конструк­тивных особенностей объекта, наличия приспособлений и специн­струмента, количества и квалификации персонала и т.д. Поэтому среднее время ¯ Тв и средняя трудоемкость Нвi восстановления оп­ределяются как характеристики центра распределения случайных величин. Их положение между наименьшим и наибольшим зна­чениями, наблюдаемыми на практике, зависит от закона распреде­ления. Чаще других здесь применяются экспоненциальное и лога­рифмически нормальное распределения.

Производя оценку показателей ремонтопригодности, не следу­ет смешивать их с комплексными показателями. Например, еще нередко периодичность и среднегодовую трудоемкость и стоимость ТО относят к показателям ремонтопригодности. В действительно­сти же периодичность обслуживания характеризует безотказность объекта и долговечность его элементов, а среднегодовая трудоем­кость ТО является комплексным показателем, характеризующим безотказность (количество необходимых техобслуживаний) и ре­монтопригодность (трудоемкость каждой операции). Также необ­ходимо учитывать существующую практику замены отказавших элементов (форсунок, поршней, топливных насосов и т. д.) на но­вые или отремонтированные с последующим ремонтом снятых элементов. В этом случае время восстановления Tвi будет опреде­ляться только процессом замены, а трудоемкость восстановления Нвi будет включать также ремонт снятых элементов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.