Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные признаки диалектики и метафизики как способов познания и стилей мышления




Занятие первое

СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ

ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА КАК ФИЛОСОФСКИЕ

1. Основные признаки и сущность диалектического и метафизического способов познания и стилей мышления.

2. Исторические виды диалектического и метафизического способов познания; их связь с типами философствования.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

 

1. Мир философии. Книга для чтения: в 2-х чч. – Ч. I. Раздел третий (п. 2, С. 303-315; п. 4, С. 363-372; 385-393; п.5, С. 395-410).

2. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. Предисловие к трем изданиям. Введение (гл. I. Общие замечания) / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-е изд. – Т. 20; или отдельное издание. Гл. XII (С. 124, 129, 135-140).

3. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-е изд. – Т. 21, Гл. IV. – С. 300-307.

4. Ленин, В. И. Философские тетради / В. И. Ленин // Полное собр. Соч. – Т. 29. – С. 202-203; 316-322.

5. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. – Т.1. – С. 133-137.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Белозерцев, В. И. Гуманистический потенциал материалистической диалектики / В. И. Белозерцев // Проблемы гуманизации философии и наук об обществе. Тез. докл. XXVI НТК. – Ульяновск, 1992.

2. Ильенков, Э. В. Диалектическая логика. Очерк седьмой / Э. В. Ильенков. – М., 1974.

3. Лосев, А. Ф. Дерзание духа. Разд.: Учиться диалектике / А. Ф. Лосев. – М., 1988.

4. Виндельбанд, В. История древней философии / В. Виндельбанд. – Киев, 1995. – С. 94-133.

5. Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М., 1991. – С. 109-145; 407-440.

6. Рассел, Б. История западной философии: в 3-х книгах / Б. Рассел. – Новосибирск, 2001. (Кн. 1. Ч. 2. гл. XV, XXII; кн. 3. ч. 2. гл. XXII).

7. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

 

Основная цель, которая ставится при рассмотрении темы, – выяснение главных характеристик двух философских способов познания и их различий.

Задачей первого семинарского занятия является определение и анализ сущностных признаков диалектики и метафизики как способов и стилей мышления, а также выявление характерных особенностей исторически обусловленных видов диалектики и метафизики.

 

Общим предметом осмысления, описания и выражения диалектики и метафизики является движение. Признавая его наличие, диалектика и метафизика по-разному отвечают на следующие вопросы: почему происходит движение? как осуществляется движение? каков результат движения?

Ответы на эти вопросы позволяют выделить ряд отличительных признаков рассматриваемых способов познания. Эти признаки можно сгруппировать следующим образом:

 

ДИАЛЕКТИКА МЕТАФИЗИКА
1. В движении выявляется внутренний источник (причина), поэтому движение трактуется как само движение, объект - как движущийся. 1. Источник движения выявляется во внешних причинах, поэтому движение трактуется как результат посторонних обстоятельств, объект - как движимый.
2. Источник движения – это противоречие, т.е. специфический тип связи, моментов (сторон, характеристик) объекта. 2. Источник движения – это внешняя сила, действующая на объект.  
3. Взаимодействие внутри объекта приводит к одновременным изменениям всех его параметров, что означает преобразование объекта в другой объект. 3. Внешние воздействия ведут к полному разрушению (уничтожению) объекта, либо к таким его изменениям, которые не затрагивают его существа.
4. Преобразованный в ходе движения объект заключает в себе моменты (черты, тенденции) своего предшественника и принципиально иные, не существовавшие ранее. 4. Объект абсолютно ничего не содержит в себе от предшествующего либо отличается от него только незначительным образом.  

 

Задание 1. Какой способ познания характерен для человека, утверждающего, что ничего нового в мире не происходит, все есть повторение бывшего когда-то?

Исходя из выделенных признаков диалектического и метафизического способов познания, можно охарактеризовать основные черты стилей мышления. Так, для метафизического стиля мышления присущи: односторонность, абстрактность, абсолютизация, догматизация, схематизм, внеисторичность, разрыв и противопоставление частей единого целого, индетерминизм.

Задание 2. Определите основные черты диалектического стиля мышления.

В итоге рассмотрения данного пункта плана семинарского занятия приходим к пониманию того, что диалектика является способом исследования таких форм движения, которые связаны с процессом возникновения нового, ранее не существовавшего. Такие формы движения называются развитием. Метафизика как способ познания и описания движения характеризует его как процесс функционирования уже наличествующих, сложившихся структур. Тем самым выявляется потенциал этих способов познания и одновременно границы и возможности их применения для объяснения, описания, прогнозирования состояний исследуемой реальности. Поэтому неправомерно утверждать преимущество какого-либо способа познания и стремиться распространить его на все сферы бытия. Подобная установка как раз означает проявление метафизического стиля мышления. Таким образом, выясняется неправомерность отождествления способа познания и стиля мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.