Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Философская антропология, ее предмет, задачи и статус




Сущность современного “антропологического бума”, “антропологического ренессанса”. Современное антропологическое знание: множество отраслей (региональных антропологий) и насущная необходимость интеграции имеющегося знания о человеке. Антропологические тенденции в гуманитарном знании. Религиозный, художественный, научный, философский способы мышления о человеке.

Теоретические дискуссии о статусе философской антропологии. Философская антропология и другие виды антропологий. Предмет, задачи, функции философской антропологии. Основные проблемы философской антропологии.

Тема. Человек как философская проблема.

Человек как предмет осмысления сугубо философским дискурсом. Понятие “человек” в науке и в философии. Человек и философствующий человек. Философия как зеркало и самосознание человека. Забота о человеке как фундаментальная задача философии. Философская антропология как единственно возможная форма учение о человеке (осмысление сущности, противоречивой целостности, свободной, становящейся, универсальной, вечной природы человека). Антропологический принцип в философии. Философская антропология в широком и узком смысле слова. Человек как первоначало в философской антропологии. Двойственный смысл принципа “познай самого себя”: познание себя через познание мира и познание себя в себе. Рефлексия в философской антропологии. Постоянная внутренняя поставленность исследователя-философа под вопрос в философской антропологии.

Становление философской антропологии: осознание человеком собственной проблематичности. Кант об антропологии с физиологической и прагматической точки зрения. Философская антропология в системе философского знания. Философская антропология как направление ХХ века. Современное состояние философской антропологии.

Антропологизм, антропоцентризм, антропоморфизм, гуманизм как методологические и мировоззренческие позиции и принципы и “идолы человеческого рода”. Сущность антропологического подхода (к бытию, познанию, обществу). Кризис гуманизма.

 

Раздел II. Человек глазами самого себя: из истории философских взглядов на человека. Идеи (образы) человека в истории.

Образ и идея человека. Продуктивность обращения к историческим образам человека. Поиск всеобщей природы человека. “История реальна только в человеке”. Жизненность образов. Образ мира и образ человека. Образ и идея человека как ценностно-смысловое единство, Идея человека и идеал.

Шелер об основных идеях человека в истории. Человек религиозный, человек разумный, человек природный, человек декаданса, сверхчеловек. Роль данных идей в развитии человечества. Ограниченность каждой идеи. Кризис идеи человека как кризис человека вообще. Невозможность выработки единой и универсальной идеи человека.

Человек Востока и Запада. Интенсивный путь восточного человека и экстенсивный путь западного человека. Традиции и древневосточный человек. Стертость, растворенность и невидимость человека Востока. Идея отсутствия на Востоке антропологии (возможная связь с идеей отсутствия на Востоке личности). Учитель и ученик - одна личность на двоих. Человек глазами древневосточной мысли. Древневосточные практики человека. Идеалы человека. Гуманизм и человеколюбие. Антропоморфность, но не антропоцентричность восточного космоса. Онтологическое назначение человека. Человек как путь. Идея перерождения. Недеяние. Желание, страдание, нирвана.

Формирование антропологической устремленности философии в античной философии (в споре с натурфилософией). Антропоцентризм античной философии. Человек как разумное существо, как микрокосм, как совершенное существо (эстетизм). Образы человека древнегреческой античности: политическая, трагедийная и философская формы существования человека. Природа и порода человека. Гражданин и идиот. Публичность грека. “Забота о себе” как онтологическая и пайдейтическая задача. Мудрец как идеал человека. Основные идеи античной философии человека. Роль софистов в выделении человека как предмета философии. Человек как мера всех вещей. Сократ: “Познай самого себя”, демон и моральное сознание человека. Антропология под соусом гносеологии. Платон и его учение о душе, Эросе. Аристотель: человек - политическое, общественное животное. Учение о душе Аристотеля. Антропологическое измерение этических проблем (счастье и удовольствие как приземление, очеловечивание добра и зла). Антропологизм в этике как способ преодоления понимания добра и зла как космических величин и прихода собственно к их моральному содержанию. Идеальное государство.

Теологическая идея человека в средние века. Религиозно-философская антропология средневековья как теория его спасения. Бог как предел человека в средневековой философии. Бог как абсолютная Личность. Человек как образ и подобие божье. Идея божественной (трансцендентной) сущности человека и его падшей (грешной) природы. “Царство Божие внутри нас”. Идея первородства и ее значимость для утверждения единой и универсальной человеческой природы. Первородный грех. Родовой крест. Искупление. Христос как соединение двух природ: божественной и человеческой. Открытие человеческой души и исторического измерения человеческого существования. Душа и плоть. Тело как храм Божий. Внешний и внутренний человек. Самопознание как путь к богопознанию. Исповедь и молитва в жизни средневекового человека. Божественное предопределение и свобода. Августин: внутреннее раздвоение человека на праведника и грешника. Память как основа самотождественности человека. Вера, воля, любовь, надежда в жизни человека. Душа как субстанциональная форма тела в учении Фомы Аквинского. Теодицея. Человек как источник зла в мире (отрицательный онтологический смысл человека). Грешный человек как небытийствующий. Карнавал и рыцарская честь в средневековье. Учение Боэция и Абеляра о личности.

Становление возрожденческого гуманизма как нового типа мировоззрения. Средневековый и возрожденческий гуманизм. Возрожденческий гуманизм: его историческая значимость и ограниченность. Гуманист как “специалист по культуре вообще” (Баткин). Риторика в жизни человека. Концепция “универсального человека”: достоинства и недостатки. Обожествление человека (антропотеизм) в философских учениях возрожденцев. Узурпация человеком творческого принципа у Бога. Человек и Абсолют. “Обратная сторона титанизма”. Достоинство и свобода как категория философии эпохи Возрождения. Проблема человеческой индивидуальности. Реформация как гуманизация религиозного сознания.

Основные антропологические идеи Нового времени. Частный интерес и права человека. Ученый как очищенная от субъективного субъективность (объективность). Науки о человеке в научном корпусе знания. Гносеологическая робинзонада. Автономия мыслящего субъекта в нововременской философии как логическое следствие идей возрожденцев. Проблема субъекта познания. Учение о человеческой природе. “Человек-гражданин”, “человек моральный” и “человек исторический” как три концепта человека в Новом времени. Механицизм в воззрениях на человека как форма осуществления идеи его целостности. Разум и страсти как основная дилемма в философии человека 17 вв. Принцип “когито”. Мышление как удостоверение моего существования. Учение о страстях Декарта. Врожденные идеи. Человек как “мыслящая тростинка” (Паскаль).

“Естественный человек” в эпоху Просвещения. “назад к природе”. Естественное право. Культ разума. Идея равенства. Теории общественного договора. Природа и воспитание. Человек - продукт обстоятельств. Человек-машина. Идея отчуждения. Кризис просветительского идеала человека.

Определение статуса антропологии в немецкой классической философии. Кант: антропология в физиологическом и прагматическом смысле слова. “Что такое человек?” - основной вопрос философии по Канту. Идея человека как родового существа в немецкой классической философии. Область свободы как область специфически человеческого. Человек как самоценность. Человек как историческое существо. Кант и идея распластанности человека на два мира: мир природы и мир свободы. Учение о Я. Идея взаимостановления человека и рода Гегеля. Человек как орган самопознания Абсолютной идеи. Антропология в общественном сознании. Философия Духа. Опредмечивание в человеческой жизни. Антропологический материализм Фейербаха: достоинства и недостатки. Фейербах: человек как единственный, универсальный и высший предмет философии, а антропология как универсальная наука. Бог как отчужденная сущность человека. Атеизм Фейербаха и новая религия человека. Чувственная природа человека. Я и Ты. Мужчина и женщина как род. Эвдемонизм Фейербаха.

Марксизм о родовой сущности человека и его универсальности. Человек как ансамбль (носитель) общественных отношений. Марксизм о происхождении человека. Человек как чувственное, активное, предметно-деятельностное существо. Человек как товар. “Рабочая сила” как выражение всеобщей природы человека. Органическое и неорганическое тело человека. Человек, природа и общество. Предметный мир как “раскрытая книга сущностных сил человека”. Диалектика опредмечивания и распредмечивания. “Реальный гуманизм” марксизма. Человек как субъект истории. Отчуждение.

Кьеркегор: эстетический, этический, религиозный человек как этапы развития человека. Шопенгауэр о воле, страдании. Вклад философии жизни в философскую антропологию. Жизнь как боль и страдание. Ницше: человек как существо, которое необходимо преодолеть, идея Сверхчеловека. Слова Ницше “Бог умер” и антропологические последствия этого. Нравственный нигилизм Ницше. Человек-толпа. Воля к власти. Дильтей. Бегрсон.

Метафизика человека в русской философии. Идея богочеловечества. Исключительное положение человека. Русский космизм о человеке. Понятие личности в русской философии. Экзистенциальные и персоналистические идеи в русской философии. Свобода и творчество. Антроподицея. Онтология пола. Бердяев о реальном состоянии и перспективах антропологического знания. “Наука о человеке” Несмелова. Несмелов: философия как специальная наука о человеке; предназначение философии - развитие человеческой природы по идеалу человечности. Русская философия о жизни, смерти, бессмертии и смысле жизни человека.

Антропологический поворот в философии ХХ века, его совпадение с онтологическим поворотом. Конституирование философскойантропологии в качестве самостоятельного направления. Предметное самоопределение философской антропологии как области знания. Идея философской антропологии как некой метафилософии. Проблема отсутствия единой идеи человека. Шелер об основных идеях человека в истории. Кризис идеи человека. Специфика подхода Шелера к человеческой сущности: анализ положения человека в космосе. Двойственность человеческого акта в учении Шелера: инстинктивность и духовность. Дух и личность. Человек - место встречи порыва и духа (Шелер). Человек как вечный аскет, протестант против действительности. Шелер о любви. Этика Шелера. Эксцентричное существо Плеснера. Основные антропологические законы Плеснера. Неспециализированность человека (Гелен).

Экзистенциализм: новое соотношение сущности и существования человека, индивидуального и социального. Основные понятия экзистенциализма: экзистенция, трансценденция, пограничная ситуация. Человек как проект. Время и человек. Одиночество человека. Абсурдность человеческого бытия. Человек бунтующий. Человек - “пастух бытия”. Человек в просвете бытия. Присутствие - Dasein. Das Man. “Бытие-в-мире”. “Бытие-в-себе” и бытие-для-другого”. Бытие к смерти. Ничто как суть человеческой реальности. Сознание как особый род бытия. Я и Другой. Заброшенность в свободу. Кризис гуманизма. “Экзистенциализм - это гуманизм”. Хайдеггер о видах гуманизма. Человек и люди. Категория “жизненного мира” в философии ХХ века. Психоанализ: фундаментальные влечения человека. Человек - больное существо. Бессознательное в человеческой структуре. Персонализм. “Личностный универсум”. Личность как центр переориентации объективной вселенной” (Мунье). Структурная антропология. Ценности, обычаи, нормы. Индивидуальное и социальное в философском учении Х. Ортеги-и-Гассета. “Мужество быть” Тиллиха. Разработка идей гуманизма в учении Маритена. Категория “Другой” в философии и культуре ХХ века. Бубер: Я, Ты, Оно - диалогическое отношение к миру. Бубер о принципе развития антропологического знания: эпохи обустроенности и эпохи бездомности. Кассирер: человек как символическое животное; драматизм развития антропологии. Левинас о лице, теле, любви. Критика “проекта Просвещения” в постмодернизме. Идея исчезновения человека и “смерти субъекта” в постмодернизме. “Герменевтика субъекта” Фуко. Шизоанализ в постструктурализме. Человек-шизоид. Человек как машина желания. Человек как текст. Проблема “конца истории”. Феминизм и его роль в переворачивании “бинарных оппозиций”. Проблема соотношения человека и власти в постмодернизме. Философия тела. Основные антропологические темы современной философии.

 

Раздел III. Философская антропология о природе, сущности и сущностных проявлениях человека

Тема. Проблема возникновения человека: методологические принципы, основные гипотезы решения.

Сущность проблемы антропогенеза, ее сопряженность с проблемой сущности человека. Проблемное поле антропогенеза и основные сложности, пред-рассудки. Стереотип сведения проблемы антропогенеза к появлению человека как биологического вида или человеческой телесности. Основные подходы к решению проблемы происхождения человека, их достоинства и недостатки.

Единство антропогенеза и социогенеза. Разница генетического способа передачи информации в животном мире и социальной памяти, социального наследования. Предметное закрепление человеческого опыта. Труд, сознание, язык - проблема их возникновения. Методологический принцип единства фило- и онтогенеза человека в анализе проблемы антропосоциогенеза. Теория “двух скачков” в переходе от биологической к социальной форме. “Труд создал человека”.

Идеи вечности человека и/или человеческого. “Человек вошел в мир бесшумно” (Тейяр де Шарден). Внутренняя революция: возникновение рефлексии. Необходимость включения психогенеза в проблемное поле антропогенеза. “Зернистость” человека. Человек как космопланетарный феномен, продукт космогенеза. Идея атрибутивности человека Вселенной. Человек - узел всех порядков космоса. Антропный принцип космологии (выражение чуждости человеку идей своей случайности в мире).

Ницше: человек в массе своей еще не возникал. Человек как “неустановившееся животное”. Ясперс: человек как преждевременно родившийся. Донашивание человека в социальном теле. Идеи первичности культурно-символического смысла первых человеческих предметов.

“Антропогенез продолжается” - основная идея решения проблемы в философской антропологии. Человек как принципиальная незавершенность. Проблема антропогенеза как современная проблема, как проблема каждого человека. Человек должен стать человеком. Взаимостановление индивида и рода. Человек рождается без сущности. Человек сам себя рождает. Человек как усилие быть человеком. Человек как проект. Отчуждение сущности.

“Как случается (рождается, возможен) Человек?” - основание проблемы возникновения человека. Творение и рождение. Человек как рождение “здесь и сейчас”. Социализация и трансценденция как два пути становления человека. Метафизическое рождение человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.