КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема. Понятие человеческой природы
Развитие содержания понятия человеческой природы в истории философии. Дихотомия: природа как то, что не изменяется, то, что можно исправить только силой самой природы, и как то, что становится, то, что можно социализировать. Природа и сословная “порода” человека (Платон). Античная “маска” - то, что одевается на природное. “Гражданин мира”. Идея единого первородства в христианстве и ее значимость для становления идеи универсальной человеческой природы, всечеловечности. Гуманистический контекст проблемы человеческой природы. Механицизм в развитии идей целостной природы человека. Естественное состояние человека в теориях Просвещения. Немецкая классическая философия о человеке как природном существе. Марксизм: природа как неорганическое тело человека. Экзистенциализм: человек без природы. Философская антропология о человеке как незавершенном существе. Контексты проблемы человеческой природы (биологическое и социальное, гуманизм и человеческая природа, антропогенез и т.д.). Первая и вторая природа. Необходимость анализа проблемы на уровне постановки проблемы человеческой сущности. Человек как “выкидыш” природы. Естественное, искусственное и сверхъестественное в человеческом бытии. Витальность человека. Здоровье и болезнь. Тема. Философия в поисках человеческой сущности: проблема о-пределения человека. Философия о человеческой сущности. Теоретические трудности определения человека. “Человеческое в человеке”: суть человека (человек растождествлен с собственной сущностью; в человеке есть чужеродная, не-человеческая компонента). Определить человека - значит понять себя. Вопрошание о себе как момент человеческой сущности. Сущность человека - в поиске этой сущности? Основные подходы к определению сущности человека: трансцендентный, натурализаторский, социологизаторский, антропоцентристский. Полярные, взаимоисключающие характеристики человека. Множественность идей и определений человека как отражение его многомерности. Необходимость и продуктивность конкретно-исторических определений человека. Метафорические определения человека. Принцип отрицательных определений человека (аналогия с апофатической теологией). “Определить человека - значит убить его”. Определения человека как своего рода редукция человека. Человек как становящееся, самопреодолевающее, устремленное к своей сущности существо. Свобода как сущностное свойство человека. Фундаментальная уникальность человека (единственный в своем роде). Человек как самородок. Многогранность и противоречивость человека. Сущность и существование человека. Родовая сущность человека как полнота человеческих способностей и возможностей и ограниченность человеческого индивида. Взаимостановление человека и рода. Проблема присвоения человеческой сущности. Отчуждение сущности человека как фундаментальная онтологическая характеристика человека. Человек и человеческое. Многообразие человеческого. Человеческое в вещи, в безличном социальном институте. Человек как целостное существо. Противоречивая целостность человека. Проблема собранности человека. “Человеческое, слишком человеческое”. Разные степени адекватности человеческой сущности: человек, недочеловек, слишком человек, сверхчеловек. “Нулевой уровень человеческого” (Франкл, Жижек о “мусульманине” в концентрационных лагерях). Человек - не абстракция от людей. Как возможно человеческое: как собирание человека, в метафизических актах и состояниях, на пределе (лиминальность, пограничная ситуация). Человек как “простой смертный”. Человек вне социальных масок. Островки “очищенной” человечности.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |