Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 2. 3 страница




Часто Ницше называют идеологом фашизма, его слова: «Бог умер – да здравствует сверхчеловек» была воспринята Гитлером как личная концепция для господства над миром.

Зигмунд Фрейд, австрийский врач-невропатолог, основатель теории и метода психоанализа.

Фрейд был убежденным детерминистом (детерминизм – учение о всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений в мире), тем не менее продолжал разрабатывать линию Шопенгауэра и Ницше по исследованию неосознанного в поведении человека. В этом он намного превзошел и того и другого.

Психика рассматривается Фрейдом как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми психическими силами, лежащими за пределами сознания.

По Фрейду, движущей силой психики является либидо – сексуальная энергия человека. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в действие вытеснение и сублимация. Срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется в разрешенных действиях - спорт, искусство, работа, творчество. Таким образом, либидо становится движущей силой прогресса, если сублимация не происходит, то человек может психически заболеть.

Концепция Фрейда об исцелении общества через исцеление индивида часто не учитывает социальные закономерности, поэтому она оказала гораздо большее влияние на современное западное искусство и литературу, чем на психиатрию.

«Философия жизни» к 30-м годам 20 века постепенно стала сходить на нет, уступая свое место экзистенциализму, в котором более органично описываются многообразные стороны человеческого бытия.

В становлении экзистенциализма большую роль сыграли Шопенгауэр, Ницше, Достоевский. Наиболее яркие представители Экзистенциализма – Сартр, Камю, Хайдеггер.

Экзистенция буквально означает существование. В своем подлинном существовании человек «заброшен» в мир, он постоянно находится в ситуации ответственности, экзистенция выступает как страх, тревога, ожидание перед неопределенностью.

Исходный пункт философии Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании.

Экзистенциализм имел важное значение как в философии, так и в искусстве. Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий

Вопрос № 15.

Русская философия: особенности становления и развития, основные этапы, важнейшие идеи, значение.

Всякая форма философии несет на себе печать национально-культурного своеобразия. С этой точки зрения выделяют национальные типы философии, в том числе русскую философию. Мировое значение имеет не только русская культура, но и философия. Рядом с именами Пушкина, Достоевского, Толстого, Чайковского, Мусоргского стоят имена таких философов, как Чаадаев, Хомяков, Герцен, Чернышевский, Соловьев, Бердяев, Флоренский, Лосев.

Принятие христианства русским народом явилось поворотным пунктом в его развитии. Был выбран византийский вариант христианства, в соответствии с этим в р.ф. стали преобладать теоцентрические («теос» - Бог) идеи. Это продолжалось до эпохи Петра 1. Реформы Петра 1 положили начало энергичному освоению достижений западной философии. В частности, были популярны воззрения Вольтера, Руссо, позднее – Канта, Фихте, Гегеля.

Начало развития непосредственно русской философии относится к первой половине 19 века. В 40-50 годы 19 века активно велись идейные споры о будущих путях развития России. В связи с этим русская интеллигенция разделилась на западников и славянофилов. Западники ориентировались на европейскую модель развития, славянофилы отстаивали самобытный путь России, видели ее будущее в крестьянской общине, в православии, в соборности русского народа.

А.С.Хомяков, принадлежащий к славянофильству, считал истинной религией православие, именно в нем он видел соборность, т.е. общинность, сочетание единства и свободы, опирающаяся на любовь к Богу.

Поздний славянофил Данилевский развивал концепцию культурно-исторических типов: общечеловеческой цивилизации нет, есть определенные типы цивилизаций, всего их 10, среди которых выделяется своим будущим славянский историко-культурный тип.

Под влиянием славянофильства сложилось почвенничество, к которому тяготел Достоевский. «Почва» для Достоевского – это родственное единение с русским народом. Быть с народом значит иметь в себе Христа, предпринимать постоянные усилия по своему моральному усовершенствованию.

Идеи славянофильства были также близки и Л.Н.Толстому. Толстой был занят богоискательством, призывал к непротивлению злу и насилию.

Западники, в отличии от славянофилов, были убеждены, что россиянам надо учиться философии у Запада.К ранним западникам относят Чаадаева, Станкевича, Белинского, Герцена. Особо выделялся Герцен. Диалектику Гегеля он оценивал как «алгебру революции». Все философские построения Г. пронизаны идеей единства. Он подчеркивает единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления. В политической области Г. стремится к достижению общества без насилия и антагонизма. Будущее России он связывал с идеалами народного социализма.

Русская философия второй половины 19 века вывела на сцену совершенно оригинальных философов, таких как Владимир Сергеевич Соловьев. Он разработал новую философскую систему, которая называется философия положительного всеединства. Всякое многообразие скреплено божественным единством. Материальное многообразие выступает как мировая душа – София. Греческий термин София означает мудрость. У Соловьева София – это результат божественного мастерства и творчества. Человек творит вместе с Богом, поэтому человечество становится Богочеловечеством.Для Соловьева гарантом спасения человечества является любовь, единение добра, истины и красоты.

Судьба русской философии в 20 веке оказалась во многом трагичной, связанной с революциями 1905 и 1917 года. Группа видных интеллигентов, среди которых был Бердяев была выслана из страны. Многие философы, подобно Флоренскому, погибли в тюремных застенках.

Бердяев считал, что воскресение достигается не в революциях, не в технике, а в божественной духовной жизни.

В 20 веке возникло такое явление как Русский космизм.

Космизм – учение о необходимости выхода человека за пределы Земли.

Космизм делится на естественнонаучный и религиозный. К естественнонаучному Космизму принадлежали такие философы-естествоиспытатели как Чижевский, Вернадский, Циолковский, Купревич. Циолковскому принадлежит теория: человеку необходимо выйти в космос; Земля – колыбель, но нельзя же жить в колыбели.

Вернадский - создатель теории ноосферы. На определенном уровне развитие достигает такой стадии, что способно оказывать разрушительное влияние на окружающий мир, природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы. Ее назначение - в гармонизации отношений человека с природой. Человек исчерпывает земные ресурсы - надо использовать ресурсы космоса.

Купревич. Разрабатывает проблему бессмертия. Вирусы и одноклеточные живут практически вечно. Секвойя живет тысячелетия и умирает из-за влияния извне. Купревич считает, что смерть - это результат сбоя в генетическом механизме. Необходимо рассмотреть сбой на молекулярном уровне. Был уверен, что жизнь можно продлить. Ввел понятие «биотехнологии».

К религиозному направлению космизма принадлежат Соловьев, Бердяев, Флоренский, Булгаков. С их точки зрения выход в космос обусловлен нравственными причинами.

Идеи, которые разрабатывал Соловьев:

1. Идея всеединства человечества.

2. Идея софийности.

3. Идея обожествления мира. Богочеловечество. Человек вместе с богом участвует в совершенствовании мира.

Вопрос № 16.

Философское понимание мира. Проблема происхождения и сущности мира. Философская и научная картина мира. Философский смысл бытия.

Философские учения о происхождении и сущности мира в процессе истории имели разный подход к этой проблеме. Вначале, в античности и средневековье господствовал монизм – мир происходил от одной субстанции, от Бога, Бог объединял мир в единое целое и управлял им.

В эпоху Просвещения возник дуализм – стали считать, что мир образован двумя исходными началами – материальным и идеальным (материя и Бог).

Современный материализм считает основополагающим и объединяющим началом всего мира материю. Материя первична и она есть основа всего, во всех своих многообразных проявлениях.

15-20 млрд лет назад наша вселенная была сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти. Становление вселенной связывают с черными дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные частицы сжатые пространством и временем. «Всем управляет Логос - закон, ко­торый приводит мир к гармонии через связь и борьбу противо­положностей» - так считал др.греческий философ Гераклит (544 - 483 г. до н.э.).

Понятие картины мира. Философская и научная картина мира.

Поскольку материя неоднородна, то в мире существует бесчисленное множество структурных уровней и материальных систем со свойственными им пространственно-временными отношениями. Проблемы бытия, субстанции, материи и форм ее существования имеют не только философское, но и общенаучное значение.

В отличие от отдельных наук, философия изучает мир как целое. Вопрос о том: «Что есть мир?» - основной вопрос философии.

Философская картина мира дает знание о мире в двух плоскостях: материальной и духовной, раскрывает наиболее общие законы развития мира, пути его познания. Единая картина мира в философском представлении - это соотношение духовного и материального, природы и мышления, их постоянное переплетение и взаимное развитие.

Научная картина мира формируется внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших научных достижений; В условиях современного научно-технического развития научная картина мира – это обобщенное теоретическое знание, которое интегрирует и систематизирует конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Различают три ее типа:

Общая научная картина мира - выступающая как целостный образ мира, который включает представления и о природе, и об обществе.

Научная картина природы - применяется для обозначения системы знаний в естественнонаучных дисциплинах.

Научная картина знаний в отдельной науке.

Основные компоненты картины мира формируются в соответствии с теми или иными философскими и мировоззренческими представлениями времени.

Таким образом, связь философской и научной картины мира фиксирует определенную систему развивающегося знания и включение его результатов в культуру.

Бытие как философская категория. Основные сферы бытия.

Учение о бытие - онтология - одна из центральных проблем философии. В самом широком смысле слова бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы: “Что существует? - Мир. Где существует? - Здесь и везде. Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет».

Философский смысл бытия заключается в том, что философия фиксирует не просто существующие вещи (человека, идеи, мир в целом), а более сложную связь всеобщего характера: вещи существуют во взаимосвязи с окружающим миром, т.е. мир имеет внутреннюю логику своего существования и развития. Бытие природы существует до, вне и независимо от сознания человека. Человек с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

Основные формы бытия: 1) бытие вещей; 2) бытие человека; 3) бытие духовного; 4) бытие социального.

Вопрос № 17-18.

Основные философские категории. Материя и сознание. Пространство и время. Современное понимание единства мира. Философское учение о развитии.

Категории – это наиболее фундаментальные понятия той или иной науки.

Основные философские категории:

1) бытие и ничто;

2) материя и сознание;

3) пространство и время;

4) причина и следствие;

5) необходимость и случайность;

6) возможность и действительность;

7) содержание и форма;

8) сущность и явление.

В философии основополагающей категорией является бытие. Бытие – это всеохватывающая реальность, существование, сущность. Антитезой бытия или нечто, является ничто.

Основные формы бытия: 1) бытие вещей; 2) бытие человека; 3) бытие духовного; 4) бытие социального.

Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим основанием материю.

Материя – это есть также основная философская категория, происходит от лат. materia – вещество. Значение материи как вещества удерживалось до 20в, когда произошла революция в физике. Появление таких понятий, как электрон, атом, электромагнитное поле, ядерный распад и т.д. привело к утрате понимания материи как вещества. Материю стали воспринимать как объективную реальность, существующую вне нашего сознания.

Сознание – это следующая философская категория, сознание - это свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной - человеческого мозга.

Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно позднего развития материального мира.

Сознание неразрывно связано с материей, оно неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.

Следующая философская категория – пространство и время.

Способом существования материи является движение, материя выявляет себя через движение.

Формами движущейся материи, ее важнейшими атрибутами являются пространство и время. Пространство характеризует ее протяженность, время - длительность ее существования.

Пространство и время обладают своими свойствами.

Пространство обладает трехмерностью, оно а) симетрично; б) однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат); в) пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо).

Время – длительность, оно асимметрично, т е необратимо. Время может пониматься по разному: а) как циклическое время (календари); б) как некоторая симметрия, т. к. ряд процессов не является необратимыми (соединение Н и О2 дает Н2О и обратно, возможно распадение); в) время как необратимый процесс, т.е. нельзя вернуться в прошлое.

Есть две теории относительности:

Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. П и в меняются в завис-и от скорости движения; ритм времени сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются. Было введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой.

Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.

Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается или расширяется. Наша же вселенная расширяется.

В общей теории относительности (1916 г.) А.Эйнштейн показал, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое зависит от расположения тяготеющих масс. Вблизи них происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовых параметров) и замедление хода времени. Таким образом, теория относительности фиксирует органичное единство пространства, времени, движения, материи.

Следующую группу категорий: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность рассматривает философское учение, которое называется детерминизм.

Детерминизм от лат determino – определяю, учение о взаимосвязи вещей, процессов и явлений реального мира.

Причина – это явление или действие, которое влечет за собой другое явление; последнее называют следствием

Необходимость - это свойства и связи, обусловленные внутренними причинами объекта или субъекта (предмета или человека).

Случайность – это свойства и связи, обусловленные стечением внешних обстоятельств.

Процесс развития осуществляется путем перехода возможности в действительность.

Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета.

Действительность – это реальный переход от тенденции к действию.

Возможность и действительность — это категории, фиксирующие основные моменты движения и развития материи.

Также к философским категориям принадлежат категории содержания и формы; сущности и явления.

Содержание – внутреннее состояние объекта (предмета), форма – внешнее.

Сущность – внутреннее состояние субъекта (живой материи), явление – внешнее.

Содержание и форма относятся к неживой материи, сущность и явление – к живой.

Современное понимание единства мира.

Вопрос о единстве мира является одним из важнейших вопросов бытия: мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли человека. Природа, человек, мысли, идеи, общество различны по формам своего существования, но они образуют единство бесконечного, непреходящего мира.

Гениальный немецкий философ Гегель считал, что «Вселенная – это единая органическая целостность, и ею управляют всеобщие принципы и законы».

Философское учение о развитии.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Движение – это способ существования материи. Но движение - это не только механическое перемещение тел в пространстве, но и качественное изменение состояния объекта или субъекта. Качественное изменение, т.е. переход от одного качества в другое называется развитием.

(Развитие бывает восходящим (погресс) и нисходящим (регресс, разрушение).

Наука, изучающая развитие как фундаментальное свойство материи называется диалектикой.

В соответствии с диалектикой сущность вещи может быть полностью понята лишь тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи.

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).

3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).

4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).

Вопрос № 19

Познание в философии. Структура, формы, закономерности познания.

Гносеология («гносис» - знание)- наука о познании, в которой изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможность познать мир.

Категории гносеологии - истина, достоверность, сознание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера.

Эпистемология --- теория научного познания есть часть гносеологии.

Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа познания:

Чувственное

Рациональное

Чувственное познание является начальным этапом познания. Для познания объектов необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущения, такая форма познания называется чувственным познанием. Есть три формы чувственного отражения: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения - простейший и исходный элемент познания. На первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Ощущения синтезируются и превращаются в восприятие. Восприятие- это уже целостный образ предмета, данного посредством наблюдения.

Представление – это целостный образ предмета, удержанный в нашей памяти. В отличие от ощущения и восприятия представление существует и без непосредственного наблюдения за объектом.

В чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который присущ только человеку. Человек способен наглядно представить не только то, что видит собственными глазами, большую часть своих знаний он получает из описаний (результаты опыта ряда его предшественников).

С чувственным познанием неразрывно связано рациональное познание, оно гармонично вытекает из чувственного познания и находится в постоянном взаимодействии с ним.

Рациональное познание делится на три формы: понятие, суждение и умозаключение, т.е. вывод.

Понятия – это воплощенные в словах продукты познания, которые фиксируют общие свойства предметов и явлений. Если бы в ходе истории не вырабатывались понятия, человечество в каждом новом поколении вынуждено было бы вновь и вновь описывать каждую вещь.

Суждение - форма мысли, в которой посредством понятий утверждается или отрицается что-либо. Понятия есть элементы суждений.

На базе суждений и понятий формируется умозаключение, которое является выводом. Все три формы рационального познания образуют ум, а сам процесс рационального познания называется мышлением.

Таким образом, познание, начинаясь с ощущений, восприятий и представлений, поднимаясь на более высокие этажи мышления, преобразуется в понятия, суждения и умозаключения.

Процесс познания и понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми знаний, но и в конструировании принципиально новых знаний, не существовавших ранее.В сложном взаимодействии чувственного и рационального познания обнаруживается два типа деятельности:

1) практическая деятельность;

2) теоретическая деятельность, (направленная на создание знаний).

На эмпирическом(практическом) уровне используют наблюдение, эксперимент, измерение. На теоретическом уровне используют идеализацию и формализацию. А метод моделирования можно использовать на обоих уровнях.

Эпистемология (научное познание) делится на:

усвоение фактического материала;

научные предположения (гипотезы);

создание научных законов.
Смена этапов в науке приводит к изменению норм научного познания.

Методология – один из разделов эпистемологии создает новые способы и методы для решения проблем современной науки.

С переходом на современном этапе естествознания к изучению больших и сложноорганизованных объектов (систем) прежние методы классического естествознания оказались не эффективными. Сейчас мир понимается, как динамическая система, где компоненты взаимодействуют и приобретают новые качества. Для изучения такой системы выработан системный подход.

Особенности системного подхода:

При исследовании объекта как системы, компоненты этой системы рассматриваются не сами по себе отдельно, а с учетом их места в структуре целого.

При исследовании систем обязательно предполагается учет внешних условий их существования.

Создание такого подхода стало возможным на базе нового научного направления - синергетика. Синергетика - это наука о самоорганизации систем, состоящих из множества подсистем самой различной природы. Другое определение синергетики - кооперация, сотрудничество, взаимодействие различных элементов систем.

Положения из синергетического подхода:

Сложно организованным системам нельзя навязывать пути их развития. Наоборот следует понять, каким образом способствовать их собственным тенденциям развития.

Для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития. Вывод - существуют такие пути развития человека и природы, которые могли бы устроит человека и не наносить вреда природе.

Синергетика дает знания о том, как оперировать сложными системами.

Синергетика позволяет раскрыть закономерности протекания быстрых, нелинейных процессов, которые лежат в основе качественных преобразований системы.

Вопрос № 20.

Проблема истины. Критерий истинности в философии и науке, виды истины. Истина, заблуждение, ложь. Знание и вера.

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту.

Истина - это свойство знания, адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного или интелектуального постижения и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.

Свойство истины заключается в ее конкретности, т.е. любая истина должна быть основана на реальном положении дел. Истинность или ложность суждений не может быть установлена, если не известны условия места и времени, в которых они сформулированы. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных условиях (вода: в одних условиях, при 100о она кипит, в других условиях, при 0о – замерзает).

Критерий истины заключается в практике. Именно на практике человек должен доказать истинность своего мышления. Этот принцип выражается термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практическом действии знание сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру истинности своего содержания.

Ранее выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Существует и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те, которые хорошо работают (полезные). Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей нашей жизнью – то и истинно. Если представления о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Виды истины.

Относительная истина – это неполное, неточное, незавершенное знание о предмете.

Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

Абсолютная истина – это более полное, более точное, более завершённое знание о предмете. Она складывается из относительных истин. По мере формирования абсолютной истины постоянно наблюдается взаимосвязь абсолютной и относительной истин, и в этом проявляется диалектический характер истины

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти итд. Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.

Заблуждение - это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.

Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман.

Научное познание по своей сути невозможно без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. «До тех пор, пока человек стремится вперед, он блуждает” - говорил Гете.

Проблема истины.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется в процессе исторического развития. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Поэтому истинные знания истинны здесь и сейчас, но будут ли они истинны через какой-то промежуток времени, покажет история. Особенно это касается научных знаний. Научные знания поэтому носят относительный, вероятностный характер.

Часто в науке новые истины не отменяют старые, а дополняют или включают их в себя (теория относительности Эйнштейна и Ньютоновская механика).

Знание и вера.

Вера - одна из сущностных характеристик человека. В зависимости от того, во что верит человек, складывается его характер. Вера - основа личности. В доисторическую эпоху основным было чувство. В эпоху ренессанса - разум. Сегодня все больше укрепляется мнение, что вера есть основа личности и это согласуется с результатами науки. Не смотря на то, что в современном обществе главенствуют научные истины, человек ощущает настоятельную потребность верить в категории надсознательного, т.е. верить в Бога. В тех обществах, где запрещалась религия и проповедовался атеизм, неизбежно возникала квазирелигия, вера в идеи (коммунизм, национализм, партийный тоталитаризм).

Любая религия в основе своей несет глубоко положительные этические истины и ценности. Научные знания не дают таких ценностей, как религия. Все мы знаем христианские заповеди: «Не убей, не укради» и т.д, вера в эти истины помогает человеку не потерять свой истинно человеческий облик и не стать лишь придатком научно-технического прогресса.

Сегодня вера и разум не противопоставляются. Человек делает только то, во что верит.

Есть научная вера (в силу науки), религиозная вера, индивидуальная вера (в себя, в свои силы), моральная вера (в справедливость, добро).

Научные знания в совокупности с философскими и религиозными знаниями образуют истинные знания, которые помогают человеку воспринимать мир как гармоничное, единое целое.

Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.