Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 2. 4 страница




Вопрос № 21.

Сознание, его природа, структура. Инстинкты, чувства, разум. Сознательное и бессознательное.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь. Различие в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.

Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно позднего развития материального мира.

Источники сознания:

1) внешний предметный и духовный мир;

2) социальная среда, общие понятия и ценности, идеалы;

3) духовный мир индивида, уникальный опыт жизни и переживаний;

4) макроструктурная природная система из множества нейронов;

5) космическое информационно-смысловое поле, квантово-механическая природа мозга, мозг берет для работы энергию прямо из вселенной, кожа --- механизм захвата энергии.

Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что образы, составляющие сознание, не обладают свойствами отражаемых в нем предметов, и не обладают свойствами нервных процессов.

Возникновение сознания связано с преобразовательной общественной деятельностью людей и с необходимостью закрепления навыков и норм деятельности человеческого сообщества, что предполагает общение людей, их кооперацию. В этом заключается общественная природа сознания. Люди не просто пассивно усваивают нормы и представления общественного сознания, а активно включаются в реальную совместную деятельностью. Без этого была бы невозможна совместная деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому.

Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая схему воспроизводства накопленного человеческого опыта Нормы и представления сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по способу функционирования (функция программирования совместного действия, социальная память).

Итак, сознание - продукт природы, свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной - человеческого мозга. Сознание возникло как результат развития материи, сознание неразрывно связано с материей Сознание неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.

Стpyктypa cознaния.

Сознание представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как:

осознание вещей;

переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается в сознании.

Осознание вещей имеет разные уровни проникновения и понимания. Это может быть обыденное, философское, научное осознание. Также уровень сознания может быть чувственным и рациональным.

Ядро сознания образуют ощущения, понятия, восприятия, мышление. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции являются компонентами сознания. Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их сложное структурное целое.

САМОСОЗНАНИЕ — один из элементов сознания – это выделение человеком себя из объективного мира, осознание себя как личности, своих поступков, своего отношения к миру.

Бессознательное – это совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта. Термин «бессознательное» используется также для характеристики поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

К бессознательному относятся инстинкты, интуиция, сновидения, состояния невменяемости, аффекта и т.д.

Фрейд представлял бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг (последователь Фрейда) помимо личного Б, ввел понятие коллективного Б, идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего человечества.

Б представляет собой форму психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличии от сознательного в бессознательном отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. Вследствие этого в бессознательном отсутствуют контроль осуществляемых действий и оценка их результатов. Бессознательное ярче всего выражается в формах поведения ребенка, в интуициях, аффектах и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.

Вопрос № 22.

Проблема человека. Человек как объект философского знания. Биологическое и социальное в человеке.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА.

Разрушение природной среды, оскудение привычного ландшафта, распространение новейших пандемий, грозящих опустошить Землю, ядерные производства - все это рождает ощущение беззащитности человечества, возможности его гибели. Исследовательская мысль все глубже проникает в загадки живой, одухотворенной материи. Перспективы генетической инженерии, трансплантация органов, клонирование клеток - все это разрушает традиционное представление о неизменной биологической природе человека. Болезненную остроту приобрели психологические проблемы. Разрушение традиционных форм и норм жизни, изменение окружающей обстановки, новые виртуальные элементы реальности и т.д. приводит к утрате людьми представлений о устойчивости своего внутреннего мира и специфически человеческих черт.

Эволюция человека основывается на том, что он утратил свою первоначальную родину - природу. Он никогда уже не сможет туда вернуться. У него теперь только один путь: покинуть свою естественную родину и искать новую, которую он сам себе создаст, в которую он превратит окружающий мир.

Философское понимание человека никогда не станет однозначным потому, что единый ответ на этот вопрос исключается предельной противоречивостью нашего бытия.

Высший акт самоутверждения личности заключается в жертвенности, в том, чтобы принять страдание и смерть, но не изменить своему человеческому призванию. Наше бытие и становится в высшей степени человеческим именно тогда, когда мы начинаем понимать, что "Я", личностное начало является чем-то большим, чем собственная жизнь. Таков парадокс: человек обретает себя как личность, только теряя себя как биологическую особь.

Антропология («антропос» – человек, «логос» – учение) - наука о природе и сущности человека. Центральная проблема антропологии - что есть человек? Термин “философская антропология” ввел Кант, как раздел философии, интерес которой прикован к проблемам человека. Современная философская антропология пытается выявить основы и сферы человеческого бытия, индивидуальность и уникальность человеческой личности, ее творческие возможности, смысл существования человека.

Согласно Библии, человек создан "по образу и подобию Божию". А философы определяли его по-разному, называя то "мыслящим тростником", то "полуангелом"- "полузверем" то "политическим животным", то "венцом природы". Так кто же он? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, поскольку человек является чрезвычайно сложным и неисчерпаемым феноменом.

Философская концепция человека. Биологическое и социальное в человеке.

Человек - часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков.

Анотомические особенности человека как биологического существа:

Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности.

Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции.

Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях.

Большой мозг и сложная нервная система.

Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка.

Длительная зависимость детей от родителей.

Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

Жизнь человека подчиняется биологическим законам. Возникновение человека есть результат развития его предков (животное, обезъяны-люди, гомениды, современный человек).

Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться (рука, мозг и прямая походка).

С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят:

Труд. Мышление. Сознание. Эмоции. Воля.

В ходе философских дискуссий делаются попытки выяснить, какое из этих начал доминирует в человеке. Среди философов есть сторонники преобладания биологических начал в человеке (социал-дарвинисты – пытаются объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина). Философы-марксисты, наоборот, представляют человека всего лишь как слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм). Несомненно, истина лежит посередине, в человеке должно гармонично сочетаться как биологическое, так и социальное.

Вопрос № 23.

Сущность и существование человека. Смысл жизни. Человек и его будущее как глобальная проблема современности.

Сущность есть нечто сокровенное, внутренний организующий принцип человека или вещей. Понятие сущности соотносится с понятием содержание.

Вскрыть сущность чего-либо - значит проникнуть в глубину вещей, раскрыть сущность человека – значит проникнуть в его внутренний мир.

Существование есть все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии.

Жизнь - форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. От всех других живых существ человек отличается тем, что на протяжении всей своей жизни он постоянно развивается. Человек не удовлетворяется ситуацией. Поэтому призвание, задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуру. В этом и заключается смысл жизни человека, который он реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

На протяжении истории в разных религиях и цивилизациях существовал различный подход к проблеме существования человека и к смыслу жизни вообще.

Буддизм трактовал смысл жизни так: человек живет для того, чтобы после смерти переродиться в другое живое существо, затем прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться.

Христианство проповедовало жизнь как восхождение человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная.

Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть.

В средневековой философии господствовал теоцентризм, одной из главных проблем тогда была жизнь после смерти. Жизнь человека трактовалась как мука.

Затем наступила эпоха рационализма – человек стал рассматриваться как своеобразный механизм, а любой механизм рано или поздно изнашивается. Задача - не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс. Эпоха Просвещения вырабатывает гуманистические идеалы, и в то время, как человек окончательно осознает свою смертность, данные идеалы призывают к жизненной активности, к созданию чего-то положительного в своей жизни. Практический же смысл философской проблемы человеческой жизни - определить систему ценностей и направления поведения человека.

Смысл жизни.

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего существования. Человек единственное существо которое осознает свою смертность. Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности. Наличие такого знания в духовном опыте человека порождает остроту, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую следующие точки зрения: смысл жизни – в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни – в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы оценки цели жизни.

Человек и его будущее как глобальная проблема современности.

Ускорение процессов развития общества сопровождается понижением уровня его стабильности, состоянием неустойчивости. Так как человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали носить глобальный характер.

Развитие человечества, его производительных сил столкнули человека с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения равновесия природы. Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней. Проблемами мирного сосуществования с природой занимается наука экология. Экология изучает закономерности взаимодействия живого мира с внешними условиями его обитания.

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность".

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления. Это прежде всего означает, что человечество должно осознать себя как единое целое с природой. Самое главное условие сохранение равновесия с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем.

Другие проблемы:

Невозможность затормозить технический прогресс, загрязнение.

Демографические проблемы, перенаселение.

Нравственные проблемы. Проблема эвтаназии как безболезненной смерти, проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия.

Предотвращение деградации человечества как элемента биосферы заключается в формировании новой цивилизации и разработки Стратегии Человека, согласованной со Стратегией природы.

Вопрос 24.

Социальная философия. Философское понимание общества. Природа и общество, их взаимодействие.

Общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. В результате взаимодействия между ними складываются определенные отношения. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Произведение материальных благ есть основа и необходимое условие существования любого общества. Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовные).

Решающим элементом всей системы общественныйх отношений являются производственные отношения. Производственные отношения возникают в процессе производства материальных благ, обмена или их распределения.

Социальные отношения - отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев. Сюда же входят условия жизни людей, условия образования, здравоохранения, структура семьи, бытовые отношения, социальная защита. Социальные отношения отражают уровень благосостояния общ.

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.

Политические отношения направлены на удовлетворение политических интересов. Это и митинги, демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, выборы. Крайняя форма политических отношений – революции и войны. Ведущее звено политической системы - государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах господствующих в обществе социально-классовых сил.

Духовные отношения - отношения человека к духовным ценностям, распространение и усвоение их слоями населения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание, религия. Оказывает влияние на формирование духовного начала в жизни, в поведении. Виды духовных отношений - познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения учителя и ученика, воспитателя и воспитуемого.

Отношения не могут складываться при отсутствии средств общения. Средства общения все время развиваются, в последнее время в потрясающем темпе. Если раньше основным и единственным средством была устная беседа и переписка, то теперь все больше и больше коммуникационная связь.

В эпоху индустриального общества капиталистической ори­ентации возникает классическое деление общества на такие со­циальные группы, как буржуазия, наемные рабочие и интел­лигенция. Применительно к постиндустриальному обществу — обществу, называемому информационным, эта схема нуждает­ся в корректировке.

Есть все основания полагать, что в информационном обще­стве будут постепенно складываться условия для перехода от техногенной к антропогенной цивилизации. Информационное общество - это социальный феномен, ко­торый имеет общечеловеческий характер и не укладывается в формационную парадигму «капитализм-социализм» или «За­пад-Восток». Его становление происходит неравномерно. В раз­витых странах этот процесс идет довольно быстрыми темпами. В России пока закладывается лишь предпосылки информационного об­щества, его становление сдерживается охватившим нашу стра­ну системным кризисом.

В информационном обществе интенсивно формируется но­вый правящий класс — высшие чиновники и крупные бизнес­мены, класс производственных и непроизводственных работни­ков (люди наемного труда, не имеющие собственности, низшие служащие в сфере услуг). Все большее значение приобретает так называемый средний класс, занимающий промежуточное по­ложение между двумя названными классами (мелкие предпри­ниматели, интеллигенция, работающая по найму, и др.).

Научно-технический прогресс не замыкается в своих соб­ственных рамках; он оказывает воздействие на всю совокуп­ность общественных отношений. Это воздействие может быть как конструктивными, так и деструктивным. Какая из тенден­ций возобладает, во многом зависит от способностей человека направить этот процесс в гуманистическое русло.

Общество и природа, их взаимодействие.

Возникновение общества. История возникновения общества неотделима от истории становления самого человека. Являясь частью природы человек постепенно, в поцессе труда и общения формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим началом выделение человека из животного мира, формирование у него социальных побудительных мотивов поведения. Наряду с естественным отбором возникает социальный отбор. Выживали те сообщества, которые подчинялись определенным требованиям: сплоченности, взаимопомощи и т.д.

Главной материальной силой, которая вела к возникновению и формированию общества являлся труд. Труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой. Природная среда - естественное условие жизни общества. Человек живет на земле в пределах тонкой ее оболочки – географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая седа - это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. Вне ее наша жизнь невозможна.

С самого начала человеческое общество изменяло окружающую природу и само менялось под ее воздействием. В свою очередь и географическая среда влияла на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Геограяическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Естественной средой жизни общества является сфера всего живого - биосфера.

С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющей собой сферу живого и разумного.

Развитие человечества столкнулось с проблемой ограниченности природных ресурсов, возникает наука экология, изучающая закономерности взаимодействия живого мира с внешними условиями и вырабатывающая стратегию поддержания равновесия системы “общество-природа”.

Человек, превращая природу в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.

В настоящее время главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом.

Вопрос № 25

Философия истории. Различные подходы к пониманию развития общества (формационный, цивилизационный, культурологический).

Жизнь человеческого общества представляет собой исторический процесс. Этот процесс охватывает все развитие человечество, начиная от первых шагов обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами XX-го века. Естественно возникают вопрос: по каким законам происходит развитие?

Материалистический подход к истории включает в себя признание единства исторического процесса в его многообразии. Единство истории закладывается в самой жизни, в способе ее материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд - вечное условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса является основой его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то в таких цивилизациях общие исторические законы не работают.

Единство исторического процесса проявляется в установлении связей между странами: экономических, культурных, научных, политических. В этом взаимосвязанном мире социально значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются, происходит консолидация народностей.

Многообразие истории заключается в том, что она развивается во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития – формации и эпохи. В пространстве - это наличие реального многообразия социальной жизни, основной источник которого - неравномерность исторического развития.

В понимании развития общества существуют разные подходы: формационный, цивилизационный, культурологический.

Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества. Марксисты ввели такое понятие как формация.

Формация - определенный тип общества, цельная социальная система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по общим или специфическим законам.

Общие законы - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном развитии).

Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства).

Основным критерием, определяющим развитие и смену формаций является сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.

Прежде всего, К.Маркс выделил такие понятия как базис и надстройка.

Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.

Надстройка - это совокупность идей и идеологических отношений. Главным ее элементом является государство.

Вслед за способом производства меняется и социально-классовая структура развития общества. Развитие общества осуществляется по восходящей линии от низших формаций к высшим, от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, коммунистическому обществу. Смена формации осуществляется с помощью революций

Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество. Но эти категории не отражают весь спектр развития общества и формационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным и культурологическим.

Цивилизационный подход. Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не линейный прогресс, а локальное возникновение различных цивилизаций. Сторонником этого подхода является Арнольд Тойнби, который считает, что каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет. К настоящему времени сохранилось лишь пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная.

Цивилизационный подход также очень многое объясняет в человеческой истории. Примеры современности: боснийский конфликт. Различий в языке у сербов и хорватов меньше, чем в русском и украинском. А боснийские мусульмане по национальности являются сербами. До сих пор ведутся споры о месте России: принадлежим ли мы к православной культуре или мы особая цивилизация.

Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и востока.

Культурологический подход. Главной категорией в данном подходе является категория культуры. Сторонники культурологического подхода делят развитие человечества не на формации или цивилизации, а на культуры. Шпенглер выделяет 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская культура. Каждая культура подчинена жесткому биологическому ритму, который определяет основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. Каждая культура имеет 2 основных этапа: восхождение культуры (собственно культура), нисхождение или цивилизация (культура умирает и переходит в цивилизацию).

Современный анализ хода истории показывает, что не существует какого-либо единственно верного подхода к развитию человечества. Все они верны и дополняют друг друга. Эволюция общества заключается в стремлении и к единству и к многообразию.

Вопрос № 26

Проблема личности в философии. Свобода и ответственность личности. Новые проблемы личности в современном мире.

Анализ общества невозможен без обращения к лич­ности. Под личностью обычно понимают социальную сущность человека. Становление личности происходит в тот период, когда человек осваивает образцы поведения, нормы культуры под влияни­ем тех социальных групп, в которых он существует. Но поскольку социальные группы являются следствием отно­шений, существующих в обществе, то личность может рассмат­риваться и как продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной самостоятельностью, но и активна в своём взаимодействии с обществом.

Сферами проявления активности каждой личности обычно выступают:

создание условий жизни, когда каждая личность стре­миться их рационализировать в своих интересах;

передача социального опыта вступающему в жизнь поко­лению;

корректировка сложившихся отношений и норм; с одной стороны - с целью удовлетворения своих интересов, с другой - с целью приведения их в соответствие с общественными идеалами, присущими данной личности;

освоение духовных ценностей и их последующая адаптация с учетом реальных условий, в которых живёт личность.

Типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности (эгоист); западный (деловой); восточный (рефлексирующий, т.е. склонный к самоанализу, созерцательный).

К объективным условиям формирования личности также относятся материальные факторы социальной среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы.

Ответственность – категория, отражающая особое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он ясно осознаёт мотивы своего поведения.

Необходимость и свобода. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для достижения этой цели. Свобода претворяется в жизнь как осуществление возможностей путем выбора определенной цели и плана действий. Свобода воли - это способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своим интересами, целями, оценками и идеалами. Т.о. каждое действие человека есть сплав свободы и необходимости. Свобода личности, общества заключается в способности выбирать, принимать решения. Иными словами, свобода есть осознание необходимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.