Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 2. 5 страница




Новые проблемы личности в современном мире.

Современная индустриальная культура создает широкие возможности для манипуляции сознанием. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис.

Наряду с вечными проблемами типа смысла жизни, формирования личности, роли сознательного и бессознательного в поведении человека, соотношение биологического и социального встают принципиально новые проблемы. Это ускорение темпа жизни и информатизации общества. Готов ли человек к столь мощному изменению условий существования? Может ли мозг человека адаптироваться в этих условиях? Чтобы максимально реализовать интеллектуальный потенциал в современных условиях, необходимо качественно обновлять систему образования.

Нравственные проблемы личности заключаются в том, что в связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого Проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия. Мутации - повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему - если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и нравственны. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?

Создалось общество потребления, общество массовой культуры. Хорошо это или плохо? Проблема чел ценностей и их изменения в процессе развития. Проблема расизма, апартеида, геноцида, сионизма и связанные с этим теории расовой дискриминации.

Вопрос № 27.

Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и цивилизация.

Культура новейшего времени - это культура, утратившая веру в разум. Жизнь человека становится бессмысленной, появляется эгоистическое сознание, формируется резко индивидуалистический подход к окружающему миру. Мир все чаще представляется абсурдным, он неподвластен разуму. Его не понять с точки зрения разума. Мир не разумен, мир не добр. Человек уходит в виртуальный мир, который воспринимается как альтернатива реальному.

Сам человек испытывает состояние дискомфорта, кризиса, стресса; он нервный, не всегда здоров. Поэтому часто человек экспрессивен, не адекватен.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжёлое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье - причина многих бед.

Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия - злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларёк на месте храма, некультурный земледелец уродует землю…(этот ряд можно продолжить, но это введёт в уныние моего читателя). Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками, язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что столетиями создавали интеллект, дух и талант нации, разрушаются старинные города, гибнут книжные архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для страны представляет бедственное положение науки и образования.

Культура и цивилизация.

Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком.

Понятие культура охватывает то, что относится к духовной жизни, политике, военному искусству, суду и праву, медицине, здравоохранению, изучению природных условий страны, торговле, сельскохозяйственному производству. В-общем, культура включает в себя все результаты созидательной деятельности людей, духовные и материальные ценности. Культура – это и выдающиеся достижения человечества и реальная жизнь всех общественных слоев.

Цивилизация (лат. civilis - гражданский) употребляется в трех смыслах:

1. Цивилизация как синоним культуры.

2. Цивилизация – этап в развитии культуры. Это понимание до логической завершенности довел немецкий философ Шпенглер, который написал книгу “Закат Европы”, где говорил, что развитие истории имеет циклический характер. Каждый цикл – это культура. Сначала нарастают духовные ценности, а затем они начинают костенеть, осуществляется переход к науке и технике – это и есть цивилизация, затем происходит распад культуры и начинается новый цикл.

3. Цивилизация - уровень общественного развития, его третья ступень, (первая ступень – дикость, вторая - варварство).

Под «цивилизацией» чаще всего подразумевают материальную культуру. Цивилизация характеризуется прежде всего уровнем развития техники.

Вопрос № 28

Запад, Восток, Россия в диалоге культуры.

Постигая прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом смысле важно определить соотношение Западной и Восточной культур и цивилизаций, а также месте Росси в диалоге этих культур.

Запад – особый тип цивилизации, который сформировался в Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее характерные черты: быстрое изменение техники и технологий, благодаря применению науки. Результатом чего являются научно-технические революции (НТР), меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Это приводит к быстрому формированию нового типа личности. Предпосылки западной цивилизации и культуры закладывались еще в античности и средневековье.

Основные вехи в ее истории:

опыт демократии,

становление теоретических наук,

сформировавшееся в эпоху средневековья представление о человеческой индивидуальности, понимание человеческого разума как созданного по образу и подобию бога, и поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия.

В эпоху Просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной цивилизации. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления капиталистического производства, экономических отношений и буржуазно-демократических форм правления, становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане – с индустриальным и постиндустриальным обществом. В процессе собственного развития сформировались следующие ценности западной культуры:

1) динамизм, ориентация на новизну;

2) утверждения достоинства и уважения к человеческой личности;

3) индивидуализм, установка на автономность личности;

4) рациональность;

5) идеалы свободы, равенства и терпимости;

6) уважения к частной собственности.

Западному типу противостоит восточный тип, получивший название “традиционного общества”. Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта, странами мусульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков – является высшей ценностью в восточной культуре. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. Жизнь человека предопределена. Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни восточного человека. Восточным людям чужд дух демократии, гражданского общества.

Особого рода стоит вопрос относительно России. Как соотносятся в России западное и восточное? Возможен ли и необходим ли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19в сформировались идеологии западничества (Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен) и славянофильства (Киреевский, Хомяков, Самарин). Западники считали, что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению, душу русского человека отличают: глубокая религиозность, повышенная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д.

Этот вопрос о самобытности России большое значение приобрел для философов- эмигрантов после революции (Бердяев, Федотов и др.). Бердяев считал, что для определения национального типа, народной индивидуальности определения дать невозможно. Тайна индивидуальности познается любовью и в ней всегда есть что- то непостижимое для ума. Главный вопрос по Бердяеву - что же представляет собой умопостижимый образ русского народа? По Тютчеву: “Умом Россию...” Поэтому, говорит Бердяев, для постижения России надо применить веру, надежду, любовь. Бердяев считает, что Россия соединяет в себе и Запад и Восток.

Несколько иной характер носит решение темы о самобытности российской истории и культуры в работах представителей так называемого евразийского движения (Карсавин, Трубецкой, Норовский). Евразийство рассматривает Россию как Евразию – особый этнографический мир, занимающий срединное пространство Азии и Европы. Россия имеет самобытную культуру с креном в сторону Азии. Революция уничтожила прежнюю Россию. Запад исчерпал себя и его поразит глубокий кризис, а будущее принадлежит России и православию.

Эти вопросы имеют актуальность и сегодня, особенно в свете проблем Запада и кризиса в странах СНГ.

Вопрос № 29.

Ценности и их роль в жизни человека и общества.

Аксиология - наука о ценностях. Сформировалась в 19-20 вв. хотя как часть философии присутствовала с самого начала. Еще в античной философии ценности отождествлялись с бытием, они и являлись критерием истинного бытия. В основе «идеального государства» Платона лежала идея справедливости. Парменид - высшие ценности носят абсолютный характер, софисты - все ценности относительны, а «человек есть мера всех вещей». Аристотель - есть несколько самоценностей (человек, счастье, справедливость) и есть относительные ценности (брак, любовь, и др.). В эпоху Возрождения появляются ценности гуманистические. Система ценностей эволюционирует в обществе и в каждом индивидууме. Гегель разграничивает ценности на экономические и духовные.

Считалась, что проблема ценностей есть вненаучное исследование, своеобразный способ видения мира. Теперь существует теория ценностей, которая делится на 3 вида:

Объективно-идеалистическая теория - ценность есть потустороння сущность вне времени и пространства.

Субъективно-идеалистическая - ценность есть явление сознания, проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к рассматриваемому предмету.

Натуралистическая теория ценностей - ценность как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом.

Ценность может рассматриваться как предмет, удовлетворяющий ту или иную потребность, как идеал, как социальная норма, как положительная значимость чего-либо для человека. Ценность - это то, что вызывает интерес. Каждый человек имеет свою систему ценностей и их иерархию.

Есть важнейшие, абсолютные ценности, ценности-цели, ценности-средства. Абсолютная ценность - человек и его жизнь. Ценности-цели оказывают первостепенное влияние на социализацию личности. При этом их нереализация приводит к душевным расстройствам, потере смысла жизни и даже к самоубийствам. К ценностям-целям можно отнести бытийные ценности, такие понятия как закон, справедливость, свобода, красота, истина.

Ценности-средства есть промежуточные цели, но без них нельзя достичь абсолютных ценностей. Они более подвержены влиянию конкретных обстоятельств, их выбор широк.

Существуют также специфические ценности, которые принадлежат отдельным социокультурным типам общества, таким как восток или запад, они связаны со спецификой существования. Есть также рыночные ценности, к чему мы благополучно переходим.

Любая переориентация ценностей есть процесс болезненный и проблемный, что и происходит в современной России. Но это, в свою очередь, открывает широкое поле деятельности для аксиологов, которые должны выработать, систематизировать и раскрыть перед обществом новые ценности.

Вопрос № 30-31.

Философское осмысление науки и техники. Человек в информационно-техногенном мире. Сциентизм и антисциентизм.

В последнее время наша цивилизация рассматривается как техногенная, индустриальная. Сциентизм - концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться в философии конца 19 - начала 20вв, когда бурным развитием науки и техники был поставлен вопрос о роли и месте науки в системе культуры. В этих условиях и возник сциентизм и антисциентизм.

Особая острота возникла в споре во время НТР (научно-технической революции), в связи с вопросом о достижениях и последствиях науки. Отрицательные черты сциентизма заключаются в том, он не учитывает сложную системную организацию общественной жизни, в которой наука занимает важное, но не доминирующее место.

Сциентизм своими корнями уходит в эмпиризм Бэкона, французский материализм и в позитивизм.

В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и так называемые точные науки. Сциентизм проявляется по-разному, с разной степенью и силой - от внешнего подражание точным наукам, нарочитого придания философским проблемам формы, характерной для точных наук (аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация), до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицание философии как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм). Сциентизм в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с другими науками, отрицание философии как особой формы общественного сознания, имеющей свою специфику по сравнению с другими специальными научными знаниями. Сциентизм в социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, исследуемыми в естественных науках.

Противостоит ему антисциентизм. Антисциентизм настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Философия рассматривается антисциентистами как нечто принципиально отличное от науки, носящее чисто утилитарный характер и неспособное подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Социально-гуманитарное знание трактует антисциентизм как такую форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Крайние формы: Ницше, Хайдеггер, Бердяев - стремление рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося с остальным миром, куда входит и наука, в соответствии с этим самым высоким типом отношения к действительности признается религия и нравственность. Антисциентизм вырос из экзистенциализма.

Отстаивая принципы научного подхода ко всякой мировоззренческой, философской и социально-гуманитарной проблематике, марксизм тяготел к сциентизму, но в то же время отрицал плоский сциентизм с его игнорированием сложных вопросов о месте и функции науки в системе культуры, об отношении разных форм общ сознания.

Вопрос № 32.

Современная цивилизация: глобальные проблемы и поиски их решения. Перспективы существования человека и человечества.

ХХ век истории человечества ознаменован возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Они многообразны. К числу наиболее важных относят:

стремительный рост народонаселения Земли, ведущий к демографическому взрыву;

ближайшая перспектива исчерпания традиционных энергетических и других природных ресурсов;

беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастрофой.

Серьезной проблемой современного мира является “демографический взрыв”. Десять тысяч лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около 200 млн, в 1960 г – 3 млрд, в 1975 – 4 млрд, в 1987 - 5 млрд. Если этот темп прироста населения сохранится то к 2000г на Земле будет более 6 млрд человек, а к концу 21 века в два раза больше.

Для своей жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания, промышленных товарах. Все это своим источником имеет природу. Исходя из среднего уровня жизни человека в США, на 1 км2 могут жить 57 человек, а на всей земле – 5,7 млрд человек.

Особая острота этой проблемы подчеркивается тем, что свыше 4/5 прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В итоге столь быстрого роста численности населения развивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. К этому надо добавить, что снижение жизненного уровня во многих странах СНГ делает эти страны опасными с т.зр. ядерного потенциала. Неуклонный рост народонаселения планеты сталкивается с не менее сложной глобальной проблемой – исчерпания традиционных энергетических ресурсов. Так, запасы угля составляют 600 лет, нефти – 90 лет, природного газа – 50 лет, урана – 27 лет. Т.о. все виды топлива по всем категориям будут сожжены за 800 лет. При этом традиционные энергетические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет атмосферу. На сжигание угля, газа и нефти из атмосферы ежегодно изымается 20 млн тонн кислорода, а взамен выбрасываются миллионы тонн углекислого газа и прочих ядовитых веществ. Планета буквально тонет в массе ядовитых отходов промышленности.

В настоящее время биосфера вышла из состояния устойчивости. Она перестала поглощать избыток углерода в атмосфере и, наоборот, начала выбрасывать углерод в нее. Биосфера утратила способность стабилизировать окружающую среду. Порог устойчивости континентальной части биосферы превышен в 5-7 раз. При этом следует иметь в виду, что если ресурсная модель допускает численность населения Земли в 7-8 млрд человек, то биосфера – всего 1-2 млрд.

Возрастание темпов прироста населения повлекло за собой интенсивное использование плодородных почв. Если в начале 20 века на 1 человека приходилось 9 га культурных земель, то к середине века этот показатель составлял уже 6га, а в наст время около 3 га (в связи с увеличением населения).

Так называемые интенсивные технологии истощают плодородие почв.

Одной из серьезнейших проблем является экологическая проблема, которая заключается в противоречии между производительной деятельностью человека и стабильностью природы

Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности. Одновременно этот кризис касается и современного человека вообще, способа его самореализации, ибо все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и США, стремятся идти по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе.

Для преодоления глобальных проблем нет простых решений. Несомненно, уничтожение ядерного оружия, развертывание безотходных технологий, экономия природных ресурсов способствовали бы улучшению состояния человечества, но даже их осуществление не отменит глобальные проблемы, т.к. на их место придут новые. Многие философы приходят к мнению, что должно произойти формирование новой цивилизации, основной задачей которой была бы разработка «Стратегии Человека», согласованной со «Стратегией Природы».

52.Глобальные проблемы современности. Ноосфера как форма единения человека и природы. Экологический императив.

То новое, что внес XX век в существо проблемы, состоит в колоссальном росте масштабов антропогенного воздействия на природу. Гигантски выросла связанная с человеческой деятель­ностью теплоотдача в окружающую среду, выбросы вредных веществ в атмосферу, засорение не только рек и озер, но даже морских акваторий производственными отходами. В ряде мест­ностей содержание вредных веществ в атмосфере превышает допустимые меры. В наши дни нежелательные воздействия приобрели глобальный характер, создав острую экологическую ситуацию и ставя под угрозу само выживание человечества.

Способность природы ассимилировать (усваивать) вредные отходы производства далеко не безгранична.

Осознание этих процессов вызывает глубокое беспокойство ученых многих стран. В 1960 г. возникла общественная органи­зация под названием Римский клуб, поставившая своей целью создание и изучение глобальных моделей развития человечест­ва.

Общая черта эпохи, переживаемой сейчас человечеством, состоит в том, что впервые за все время его существования пе­ред ним встала проблема выживания. Есть и угроза термоядер­ного самоуничтожения, и угроза экологической катастрофы. Вторая даже более опасна, ибо обладает свойством постепенно­сти, плавности, относительной незаметности своего наступле­ния. Человечество в основной массе до сих пор не осознало глобального характера развертывающегося экологического кризиса.

Человечество должно выработать новое экологическое мышление, в котором ведущей господствующей ценностью становятся экологические приоритеты, т.е. выживание челове­чества, гармонизация его отношений с природой. Это коренное изменение глобальной стратегии развития человечества.

Новая глобальная стратегия исходит из того, что никакие частные цели не будут достигнуты, если при этом будет разру­шена естественная среда обитания человека. Гармонизация от­ношений природы и общества - это высшая нравственная цен­ность человечества.

Существует общая перспективная идея для достижения этой гармонии - это идея ноосферы и коэволюции.

Понятие ноосферы было предложено в 20-е годы XX столе­тия французским учеными Леруа и Тейяром де Шарденом и развито в концепцию ноосферы В.И. Вернадским. Мысль, по его взглядам, уже превратилась в явление планетарного мас­штаба. Преобразующая работа научной мысли должна привес­ти к радикальному изменению статуса Земли. Так же, как воз­никновение биосферы преобразовало геосферу, возникновение ноосферы должно привести к возникновению нообиосферы. Отныне развитие человечества возможно лишь как согласован­ный путь коэволюции человека и природы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.