КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 14 страница. Страх - глубинное человеческое состояние, порождаемое способностью человека осознавать несовершенство мира
Страх - глубинное человеческое состояние, порождаемое способностью человека осознавать несовершенство мира, его коллизии. Человек остается частью природы, он неотторжим от нее. Но он понимает, что «заброшен» в случайном месте и времени, осознает свою беспомощность, ограниченность своего существования. Над ним тяготеет своего рода проклятие: человек никогда не освободится от этого противоречия, не укроется от собственных мыслей и чувств, сопряженных с ужасом своего бытия. Человек — единственное животное, для которого само существование является проблемой... Можно ли отождествить тревогу и страх? Нет. Страх нередко порождается конкретными причинами. Мы боимся смерти, разорения, предательства, нападения. Все это порождает смятение духа. Фактор враждебности, как говорится, налицо. Но есть и другой тип страха, когда никакой реальной опасности нет, а человек все равно бывает в предельном замешательстве. Это страх человека перед самим собой. Великий датский философ Се'рен Кьеркегор проводил различие между этими двумя экзистенциальными состояниями. Есть безотчетная тревога, постоянно живущая в душе человека и взыскующая все новые и новые образы. Но есть и страх, порожденный конкретными угрозами. Зигмунд Фрейд и его последователи тоже различали страх рациональный, который обусловлен внешними факторами, и страх глубинный, иррациональный. Страх в истолковании психоанализа — это итог тайных вожделений, несостоявшихся побуждений. Суждения мыслителей: «Страх заставляет человека бросаться из огня да в полымя» (Эзоп). «Человек бывает несчастлив или вследствие страха, или вследствие безграничной, вздорной страсти» (Эпикур). «Страхи и заботы не боятся оружия» (Лукреций Кар). «Если зла нет, то самый страх перед злом есть зло» (Августин Блаженный). «Страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется религией, не допущенных — суеверием. Когда же воображаемая сила в самом деле такова, как мы ее представляем, то это истинная религия» (Томас Гоббс). «Поставьте мудрейшего философа на широкую доску над пропастью; сколько бы разум ни твердил ему, что он в безопасности, все равно воображение возьмет верх» (Блез Паскаль). «Страх возникает вследствие бессилия духа» (Бенедикт Спиноза). «Страх божий — это данный образ мыслей в исполнении божьих заповедей из обязательного (подданнического) долга, т. е. из уважения к закону; любовь к Богу — тоже исполнение, но по собственному свободному выбору...» (Иммануил Кант). «Не страх, а смерть дает человечеству первых богов» (Владимир Соловьев).. «Страх, испытываемый тварью, есть последствие первородного греха, отделения от Бога. Мотив страха играл определяющую роль в религиозных верованиях, миросозерцаниях, социальных институтах, обычаях и бытовых устроениях. Страх есть основа греховной жизни, и он проникает в самые высшие духовные сферы, он заражает собой религиозную и нравственную жизнь» (Николай Бердяев). «Ужас в корне отличен от боязни. Мы боимся всегда того или другого конкретного сущего, которое нам в том или ином определенном отношении угрожает. Страх перед чем-то касается всегда тоже каких-то определенных вещей. Поскольку боязни и страху присуща эта очерченность причины и предмета, боязливый и робкий прочно связаны вещами, среди которых находятся. В стремлении спастись от чего-то — от этого вот — они теряются и в отношении остального, т. е. в целом «теряют голову». При ужасе для такой сумятицы уже нет места. Чаще всего, как раз наоборот, ужасу присущ какой-то оцепенелый покой. Хотя ужас это всегда ужас перед чем-то, но не перед этой вот конкретной вещью. Ужас перед чем-то есть всегда ужас от чего-то, но не от этой вот определенной угрозы...» (Мартин Хай-деггер). «Как жить свободным и без закона? На эту загадку человек должен ответить под страхом смерти» (Альбер Камю). Вопросы и задания: 1. Подбери синонимы к слову «страх». 2. В чем различие между «страхом» и «ужасом»? 3. Как сопоставить «страх» и «тревогу»? 4. Что такое страх божий? 5. Раскрой тему: «Страх и первородный грех». СТЫД — состояние, которое испытывает человек, когда пробуждается совесть, смущение от совершенного поступка. Стыд может проснуться и в том случае, когда самого деяния еще нет, но человек в собственном воображении ясно осознает его последствия. Вопрос о том, как возник стыд, остается для философов открытым, поскольку нельзя с уверенностью сказать, что у животных нет стыда. Чувство стыда обнаруживается у всех народов, на всех ступенях цивилизации. Однако оценка поступков зависит от типа культуры. Так, многоженство оказывается приемлемым 'для одного народа и стыдным для другого. Суждения мыслителей: «Стыдись себя сам, тогда другой тебя не пристыдит» (Теофраст). «Стыд есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей от страха перед порицанием» (Рене Декарт). «Стыд — это страх из опасения заслужить презрение присутствующего лица и как таковой — аффект. Впрочем, человек может испытывать стыд и не в присутствии того, кого он стыдится; но тогда это не аффект, а подобно скорби, страсть, которая выражается в том, что человек, испытывая презрение к себе, долго, но напрасно мучается; напротив, стыд, будучи аффектом, появляется внезапно» (Иммануил Кант). «Ощущение совместного стыда — чувство всегда искреннее. Его испытываешь, когда человек, высоко ценимый, недостаточно зная тех, перед кем он хочет порисоваться, становится смешным» (Георг Лихтен-берг). «Краснеют ли от стыда в темноте? Что от испуга в темноте бледнеют, в это я верю, но в первое — нет. Потому что бледнеют только из-за себя, а краснеют и за себя, и за других» (Георг Лихтенберг). «Есть одно чувство, которое не служит никакой общественной пользе, совершенно отсутствует у самых высших животных и, однако же, ясно обнаруживается у самых низших человеческих рас. В силу этого чувства самый дикий и неразвитый человек стыдится, т. е. признает недолжным и скрывает такой физиологический акт, который не только удовлетворяет его собственному влечению и потребности, но сверх того полезен и необходим для поддержания рода. В прямой связи с этим находится и нежелание оставаться в природной наготе, побуждающее к изобретению одежды и таких дикарей, которые по климату и простоте бытия в ней вовсе не нуждаются» (Владимир Соловьев). Вопросы и задания: 1. Подбери синонимы к слову «стыд». 2. Как соотносятся «стыд» и «совесть»? 3. Есть ли стыд у животных? 4. Можно ли считать бесстыжими дикие народы? СУДЬБА — непостижимая предопределенность жизненных событий и поступков. Суждения мыслителей: «Судьба изменчива, и меняется она обычно только к худшему» (Эзоп). «От судьбы все равно не уйдешь; поэтому человек должен уметь применяться к обстоятельствам и все время помнить, что в любой момент они могут измениться» (Эзоп). «Счастья нельзя просить, несчастья нельзя избежать, если сам поступил плохо, трудился не усердно. Почитать судьбу не имеет смысла...» (Мо-цзы). «То, с чем сталкивается человек, называется его судьбой» (Сюкь-цзы). «Не все, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти» (Карнеад). «Судьба согласного с ней ведет, противящегося — тащит» (Сенека)- «С человеком ничто не может произойти, что бы не определялось судьбой человека, подобно тому как с животным, с растением, камнем ничего не может случиться, что бы не соответствовало их природе. Если же ни одно существо не может испытать ничего другого, кроме того, для чего оно взросло и к чему оно определено по своей природе, зачем тебе жаловаться? Будь уверен, что всемогущая природа не наделила тебя ничем непосильным» (Марк Аврелий). «При всех превратностях судьбы, самое большее несчастье — быть счастливым в прошлом» (Боэций). Судьба коааелюбива и упряма. Ни перед кем она не знает срама. Она сильна в хорошем и в плохом. Заботиться не хочет ни о ком. Добра и ала вожатый постоянный — Таков весь мир и все его обманы. Фирдоуси Беспощадная судьба, наши планы круша, Час наступит, и тело покинет душа. Не спеши, посиди на траве, под которой Скоро будешь лежать, никуда не спеша. Омар Хайям Что воля перед волею судьбы! _ О вы, предначертания рабы... Саади «Если человек говорит: «Это предопределено», идет и становится под отвесную стену, и стена падает и придавливает его, то это нельзя отнести только за счет судьбы. В человеческих делах, когда человек сделал все, что было в его силах, можно говорить о судьбе» (Чжу Си). «Судьба благосклоннее всего именно к тем предприятиям, где успех зависит исключительно от нее» (Мишель Монтень). «Выдвинутое нами положение опровергает и философию Эпиктета, который исходит из того, что счастье должно строиться на том, что находится в нашей власти, и именно таким путем, по его мнению, мы сможем избежать зависимости от судьбы и случайностей...» (Фрэнсис Бэкон). «Судьбу считают слепой главным образом те, кому она не дарует удачи» (Франсуа де Ларошфуко). «Мыслящий человек испытывает печаль, которая вполне может привести его к нравственному разложению, о чем безрассудный человек ничего не знает, а именно к недовольству Провидением, управляющим ходом мировых событий, когда он подводит итоги бедствиям, угнетающим человеческий род (как кажется) без надежды на лучшее» (Иммануил Кант). «Если наша рефлексия обратится только на бессознательное, или объективное, во всяком действо-вании, то мы должны будем признать, что все свободные действия, следовательно и история, детерминированы, но не сознательной, а совершенно слепой предопределенностью, которая находит свое выражение в темном понятии судьбы; в этом состоит система фатализма» (Фридрих Шеллинг). «Человек, который на своем нравственном недуге, на своей злобе и безумии основывает свое право действовать и переделывать мир по-своему, такой человек, каковы бы ни были его внешняя судьба и дела, по самому существу своему есть убийца...» (Владимир Соловьев). «Парадоксально отношение к судьбе и мировому разуму в античном язычестве и в иудаизме. Грек и римлянин (трагедия, стоицизм) смирялись перед судьбой, так как не к кому было на нее апеллировать. Древние евреи бунтовали, боролись с самим Богом (Иов, пророки, псалмы). Безраздельной власти царящего над миром закона противопоставляли или бесстрастие и покорность, или восстание, или борение с Богом. Но возвышались до этого Иов и пророки, трагики и античные мудрецы» (Николай Бердяев). «Перед лицом сущностной бездомности человека его будущая судьба видится бытийно-историческому мышлению в том, что он повернется к истине бытия и попытается найти себя в ней» (Мартин Хайдег-гер).
Вопросы я задания: 1. Подбери синонимы к слову «судьба». 2. Можно ли верить в судьбу? 3. Надо ли почитать судьбу? 4. Почему понятие «судьба» Шеллинг называет 5. Что можно вырвать из рук судьбы? СУЕВЕРИЕ — ложная вера, неполноценная, превратная убежденность. Суеверием можно считать предубеждение в области религиозной жизни. Можно отличать теоретическое суеверие, проникающее в миросозерцание человека, от практического — веры в оккультизм,'в магические действия. Суеверия обнаруживаются в преданиях всех времен и народов. Суждения мыслителей: «Искусственное предвидение осуществляется двумя путями: либо оно строится на анализе причин, либо слепо подчиняется одному только опыту. Это последнее, как правило, исполнено всяческих суеверий: таковы были языческие учения о гаданиях по внутренностям жертвенного животного, по полету птиц и т. п. Да и астрология халдеев, хотя и более знаменита, ненамного лучше их» (Фрэнсис Бэкон). «Суеверие есть самый страшный враг человеческого рода» (Франсуа Мари Вольтер). «Не бойтесь высмеивать суеверия, друзья мои. Я не знаю лучшего способа убить суеверие, чем выставить его в смешном виде. Что сделалось смешным, не может быть опасным» (Франсуа Мари Вольтер). «Чем больше человек зависит от случайностей, тем сильнее он предается суеверию» (Дэвид Юм). «Суеверие можно сравнить, скорее, с помешательством, а мечтательность с сумасшествием» (Иммануил Кант). «В своих современных формах заговорщицкая теория общества, которая, подобно современному ис-торицизму и современным попыткам установить «естественные социальные законы», является типичным результатом секуляризации религиозных предрассудков. Вера в гомеровских богов, заговорами которых объясняли историю Троянской войны, прошла. Боги изгнаны. Однако их место заняли могущественные индивидуумы или группы -- злонамеренные группы, порочные замыслы которых ответственны за все то зло, от которого мы страдаем» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Приведи примеры суеверий, которые тебе из 2. Чем суеверие отличается от заблуждения? 3. Суеверен ли ты? 4. Почему суеверия прежде всего рождаются в 5. Найди в тексте пример нерелигиозного суеве СЧАСТЬЕ - чувство предельного удовольствия от достижения цели, обретения предмета. Древние философы проводили различие между благосклонностью судьбы, которая приносит удачу, и способностью переживать эту радость, то есть чувством счастья. Понимание счастья различно в разных культурах. Оно не тождественно материальным благам. Когда был проведен опрос среди народов мира, то оказалось, что чувство счастья более распространено в тех странах, где невысокий уровень потребления. Напротив, так называемые развитые народы чаще демонстрировали печаль, меланхолию и неудовлетворенность своим положением.
Суждения мыслителей: «Что же я люблю и что ненавижу? Я люблю счастье и благополучие и ненавижу несчастье» (Мо-цзы). «Счастье — это хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия и невозмутимость» (Демокрит). «Поскольку мы достигаем счастья только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья. А ее-то мы достигаем при хорошем здравомыслии» (Аль-Фараби). «Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее» (Фрэнсис Бэкон). «Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется» (Франсуа де Ларошфуко). «Счастье человека всегда заключается в соответствии его желаний окружающей обстановке» (Поль Анри Гольбах). «Высшее из возможных в мире и являющихся конечной целью наших стремлений — физическое благо — это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности — это достоинство быть счастливым» (Иммануил Кант). «Счастье — вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-либо в ином месте» (Никола Шамфор). «Величайшее счастье, о котором я ежедневно прошу небо: пусть превосходят меня в силах и знаниях лишь разумные и добродетельные люди» (Георг Лихтенберг). «Есть ли в мире счастье? Нет. Если цель, которую ставит человек, не достигнута, если желание не осуществлено — человек несчастен. Но если достигнуты — человек пресыщен, наступает неизбежное разочарование и неумолимо возникает вопрос: а что же дальше?» (Артур Шопенгауэр). «Счастье человека обычно сравнивают с шаром — ведь он тоже быстро катится; это сравнение вдвойне оправданно, так как имеет еще и второй смысл. Неподвижный шар представляется наблюдателю завершенным, замкнутым в себе, самодостаточным существом и поэтому, так же как счастливец, не может долго привлекать к себе внимание. Всякое довольство, всякая умиротворенность, из чего бы они ни проистекали, — просты. Счастливцев мы предоставляем самим себе...» (Иоганн Гёте). «Однако при тщательном анализе понятия счастья обнаруживается, что в нем содержится не что иное, как именно это тождество того, что независимо от воления, с самим велением. Следовательно, счастье, объект естественного влечения, должно быть явлением чистой воли, то есть одним и тем же объектом с самой чистой волей» (Фридрих Шеллинг). «Но есть такая цель, которая не проблематична, которая составляет не одну только из множества целей, а предполагается как действительно существующая для всех существ в силу естественной необходимости, — эта цель есть счастье» (Владимир Соловьев). «Человек есть существо, мучащее себя и других и испытывающее от этого мучения наслаждение. Человек совсем не стремится к счастью. Такое стремление было бы беспредметным и бессодержательным. Человек стремится к предметным благам и ценностям, обладание которыми может дать счастье и блаженство, но само счастье и блаженство не может быть сознательной целью» (Николай Бердяев). Вопросы и задания: 1. «Счастье — это когда тебя понимают». Откуда 2. В чем твое понимание счастья? 3. Прокомментируй стихотворение Шиллера: Мужа зову я великим, кто сам свой творец и ваятель, Доблестной силой своей парку сумел одолеть. Но не достичь ему счастья, и то, что хариты ревниво Берегут от него, силой у них не отнять. От недостойного ты храним сурового волей, Высшее благо богов вольно слетает к тебе. 4. Можно ли сказать, что все люди хотят счас 5. Каковы образы счастья в разных культурах? 6. Прокомментируй стихи христианского фило Сказал однажды сребролюбец скаредный: «Ах, капля счастья лучше бочки разума!» Такой ответ услышал он от мудрого: «Нет, лучше ковш ума, чем море счастья!» ТЕЛО — название материальной протяженной вещи; физический организм, носитель жизни животных и человека. Суждения мыслителей: «Тело свое не делай гробом своей души» (Пифагор). «Тело, покинутое душой, подобно вину, из которого выдохнулась его крепость и аромат, или мази, потерявшей свой запах. Ведь масса как вина, так и мази в этих случаях остается такой, как если бы от нее ничего не убавилось. Поэтому-то душа и может почти поместиться в точке или в самом маленьком месте, если представить ее себе сосредоточенной в одном месте» (Эпикур). «Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезненное, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определенности, ни постоянства. Изношено это тело, гнездо болезней; эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет концом своим смерть» (Будда). «Не возносись, глядя на свое красивое тело. Ты скоро расстанешься с ним, как змея со старой кожей» (Кабир). «Не гордись собой и своим телом. Даже тому, кто восседает сегодня на боевом коне, под царским опахалом, вперед уготована яма в земле» (Кабир). «Нужно выяснить силу и действие сопротивления среды, т. е. тела, встречающегося на пути падающего тела, на характер движения тяжести» (Фрэнсис Бэкон). «Не подлежит сомнению, что тело действует лишь там, где оно есть, но столь же не подлежит сомнению, что оно есть только там, где оно действует. Этим положением взят последний бруствер атомистической философии» (Фрэнсис Бэкон). «...Что тела существуют вне нас (в пространстве), — это такой же достоверный опыт, как и то, что я сам существую согласно представлению внутреннего чувства (во времени)» (Иммануил Кант). «Органическое природное тело мыслится, таким образом, как машина (тело, преднамеренно образованное по своей форме)» (Иммануил Кант). «Не подлежит сомнению, что тело действует лишь там, где оно есть, но столь же не подлежит сомнению, что оно есть всегда там, где оно действует» (Фридрих Шеллинг). «Признавать в живых телах особую, исключительно им присущую жизненную силу — это все равно что приписывать храму особую храмовую силу, а статуе — особую ваятельную силу. Явно, что с точки зрения реального состава в органических телах нет совсем ничего, кроме физических и химических элементов, точно так же как с этой точки зрения в храме нет ничего, кроме камня, золота и прочих материалов, а в мраморной статуе — ничего, кроме мрамора» (Владимир Соловьев). Дано мне тело — что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? Осип Мандельштам Я хочу, чтоб мыслящее тело Превратилось в улицу, в страну: Позвоночное, обугленное тело. Сознающее свою длину. Осип Мандельштам Вопросы и задания: 1. Как ты воспринимаешь свое тело в разные 2. Почему эллины были зачарованы человечес 3. Тело — первооснова индивида. Что это означа 4. Почему римляне говорили: «В здоровом 5. Нужны ли конкурсы красоты? ТЕОЛОГИЯ (от греч. theoa и logos — учение) — богословие, учение о Боге- Греки первоначально называли теологами авторов теогонии, то есть рассказов о рождении богов. У первых христианских писателей теологами называли тех, кто защищал божественность Разума. Со времен Пьера Абеляра (1079 —1142) под теологией стали понимать научное изложение учения о Боге. В средневековой философии отличали естественное богословие от философского, или откровенного, или религиозного. Естественным богословием называли такое учение, которое можно построить исключительно при содействии разума, без участия веры. Религиозная теология построена на откровении. Философская теология превращает Бога в теоретическую проблему. Людвиг Фейербах (XIX в.) понимал под теологией психологическое исследование возникновения идеи Бога. Суждения мыслителей: «Теология не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам> (Фома Аквинскии). «Теология — это интеллектуальная процедура, предназначенная для укрепления веры. Но ежели человек вериг, если им инстинктивно овладевает дух Божий, зачем ему схоластические размышления? Ведь последнее слово предоставлено вовсе не систематическому рассуждению. Кто же не знает, что божественное откровение превосходит совершенное использование разума. Сам Фома в последние годы своей жизни осознал этот парадокс и охарактеризовал свои теологические труды как «сплошную солому». Вывод напрашивается сам собой: мы можем отбросить все эти осложнения как неправомерные изощрения средневекового интеллектуализма» (Парадокс Фомы Аквинского в трактовке мельбурнского теолога А. Келли). «Священное учение.есть наука. Следует, однако, знать, что природа наук бывает двоякой. Одни из них таковы, что зиждутся на основоположениях, непосредственно отысканных естественной познавательной способностью, как-то: арифметика, геометрия и другие в этом же роде. Другие таковы, что зиждутся на основоположениях, отысканных при посредстве иной, и притом высшей, дисциплины; так, теория перспективы зиждется на основоположениях, выясненных арифметикой. Священное учение есть такая наука, которая относится ко второму роду, ибо она зиждется на основоположениях, выясненных иной, высшей наукой; последнее есть то знание, которым обладает Бог, а также те, кто удостоен блаженства. Ибо, подобно тому как теория музыки принимает на веру основополонсения, переданные ей арифметикой, совершенно так же священное учение принимает на веру основоположения, преподанные ей Богом» (Фома Аквинскии). «Поэтому и теология складывается из священной истории, из притч... являющихся своего рода религиозной поэзией, и из поучений и догматов — некой вечной философии. Что же касается той части теологии, которая остается и после такого деления (я имею в виду пророчества), то это по существу род истории, ибо божественная история имеет то преимущество перед человеческой, что сообщение о каких-то событиях в равной степени может как следовать за ними, так и предшествовать им» (Фрэнсис Бэкон). «Но никак нельзя недооценивать и услугу, которую критика оказывает теологии, делая ее независимой от суждения догматической спекуляции и тем самым совершенно ограждая ее от всех нападок со стороны таких противников (Иммануил Кант). «Дело в том, что при всех своих достоинствах эта теология лишена двух признаков, необходимо входящих в полное понятие истины: во-первых, она исключает свободное отношение разума к религиозному содержанию, свободное усвоение и развитие разумом этого содержания; во-вторых, она не осуществляет своего содержания в эмпирическом материале знания» (Фридрих Шеллинг). «Эта непотаенность сущего впервые только и дала возможность того, что христианское богословие овладело греческой философией, для своей ли пользы, для своего ли вреда, это пусть решают богословы из своего опыта христианства» (Мартин Хайдеггер). Вопросы и задания: 1. Найди в тексте синонимы к слову «теология». 2. В чем заключается «парадокс Фомы»? 3. Что такое естественное богословие и чем оно 4. Сильна ли теология в эмпирическом материале 5- Как христианское богословие овладело греческой философией? ТИРАН — верховное лицо тирании. Так называлась в древнегреческих полисах форма государственной власти, которая установлена насильственным путем и основана на единоличном правлении. Тирания возникла в УП—VI вв. до н. э. в процессе борьбы между родовой знатью и демосом. Реформы тиранов были направлены на улучшение положения демоса, способствовали формированию классового общества и государства. Суждения мыслителей: «Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она рассказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее'родных. — Почему же ты не покидаешь эту местность? — — В других областях князья угнетают народ. — Видите, — сказал тогда Конфуций учени «Тирания — это власть, основывающаяся не на законе, а на произволе правителя, такая власть — против народа» (Сократ). «В деспотическом государстве всякий тиран в то же время и раб» (Шарль Монтескье). «В былые наивные времена, когда тиран ради вящей славы сметал с лица земли целые города, когда прикованный к победной колеснице невольник брел по чужим праздничным улицам, когда пленника бросали на съедение хищникам, чтобы потешить толпу, тогда перед фактом столь простодушных злодейств совесть могла оставаться спокойной, а мысль — ясной. Но загоны для рабов, осененные знаменем свободы, массовые уничтожения людей, оправдываемые любовью к человеку или тягой к сверхчеловеческому, — такие явления в определенном смысле обезоруживают моральный суд» (Альбер Камю). «И действительно, нетрудно показать, что возможна свободная от парадокса суверенитета теория демократического управления. Такая теория, которую я имею в виду, основывается не на учении о доброте и справедливости правления большинства, а на представлении о низости тирании. Точнее, она опирается на решение или на согласие избегать тирании и оказывать ей сопротивление» (Карл Поп- пер).
Вопросы н задания: 1. Подбери синонимы к слову «тирания». 2. Когда появилась тирания? 3. Кто такой тиран? 4. Как демократия противостоит тирании? 5. Возможна ли тирания в современном мире? ТРУД — целесообразная деятельность человека при помощи орудий, направленная на изменение и приспособление предметов природы для своих потребностей. Суждения мыслителей: «Что пользы человеку от его трудов» (Соломон Мудрый), «Труд притупляет боль» (Цицерон). «Боги продали все блага лишь только за труды» (Эпихарм). «Труд избавляет человека от трех главных зол — скуки, порока и нужды» (Франсуа Мари Вольтер). «Все промыслы, ремесла и искусства выиграли от разделения труда, когда человек не один делает все, а каждый, дабы иметь возможность выполнить свою работу наиболее совершенно и с большей легкостью, занимается определенным трудом, который по способу своего выполнения отличается от других видов груда» (Иммануил Кант). «Разберем эти основные понятия с точки зрения нравственной, начиная с самого основного из них — понятия труда. Мы знаем, что первый толчок к труду дается материальною необходимостью, но для человека, признающего над собою безусловно совершенное начало действительности, или волю Божию, всякая необходимость есть выражение этой воли. С этой точки зрения труд есть заповедь Божия. Эта заповедь требует, чтобы мы с усилием (в поте лица) возделывали землю, т. е. обрабатывали материальную природу» (Владимир Соловьев). «Хлеб» добывается в поте лица, т. е. трудом. Отсюда универсальное значение для жизни труда и вместе с тем двойственное его значение. Труд есть проклятие, поскольку он мучителен, сопровождается болью и призван создавать не райское, а греховное хозяйство. Все дается греховному человеку с трудом и с усилием, не только необходимое для поддержания жизни хозяйство, но и царство Божье, и вместе с тем в труде чувствуется, хотя и отяжеленное, творческое призвание человека» (Николай Бердяев). Вопросы и задания: 1. Что такое труд? 2. Подбери синонимы к этому слову. 4. В чем нравственный смысл труда? 5. Как обнаруживается двойственное значение ТЩЕСЛАВИЕ — поиск тщетной славы. Суждения мыслителей: «Тщеславие толкает человека к нелепому бахвальству и лицемерию» (Эзоп). «Тщеславие — это низменное стремление к почету» (Теофраст).
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |