Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 14 страница. Страх - глубинное человеческое состояние, по­рождаемое способностью человека осознавать несо­вершенство мира




Страх - глубинное человеческое состояние, по­рождаемое способностью человека осознавать несо­вершенство мира, его коллизии. Человек остается частью природы, он неотторжим от нее. Но он пони­мает, что «заброшен» в случайном месте и времени, осознает свою беспомощность, ограниченность свое­го существования. Над ним тяготеет своего рода про­клятие: человек никогда не освободится от этого противоречия, не укроется от собственных мыслей и чувств, сопряженных с ужасом своего бытия. Чело­век — единственное животное, для которого само существование является проблемой...

Можно ли отождествить тревогу и страх? Нет. Страх нередко порождается конкретными причина­ми. Мы боимся смерти, разорения, предательства, нападения. Все это порождает смятение духа. Фак­тор враждебности, как говорится, налицо. Но есть и другой тип страха, когда никакой реальной опаснос­ти нет, а человек все равно бывает в предельном замешательстве. Это страх человека перед самим собой.

Великий датский философ Се'рен Кьеркегор про­водил различие между этими двумя экзистенциаль­ными состояниями. Есть безотчетная тревога, посто­янно живущая в душе человека и взыскующая все новые и новые образы. Но есть и страх, порожден­ный конкретными угрозами. Зигмунд Фрейд и его последователи тоже различали страх рациональный, который обусловлен внешними факторами, и страх глубинный, иррациональный. Страх в истолковании психоанализа — это итог тайных вожделений, несо­стоявшихся побуждений.

Суждения мыслителей:

«Страх заставляет человека бросаться из огня да в полымя» (Эзоп).

«Человек бывает несчастлив или вследствие стра­ха, или вследствие безграничной, вздорной страсти» (Эпикур).

«Страхи и заботы не боятся оружия» (Лукреций Кар).

«Если зла нет, то самый страх перед злом есть зло» (Августин Блаженный).

«Страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, до­пущенных государством, называется религией, не допущенных — суеверием. Когда же воображаемая сила в самом деле такова, как мы ее представляем, то это истинная религия» (Томас Гоббс).

«Поставьте мудрейшего философа на широкую доску над пропастью; сколько бы разум ни твердил ему, что он в безопасности, все равно воображение возьмет верх» (Блез Паскаль).

«Страх возникает вследствие бессилия духа» (Бе­недикт Спиноза).

«Страх божий — это данный образ мыслей в ис­полнении божьих заповедей из обязательного (под­даннического) долга, т. е. из уважения к закону; любовь к Богу — тоже исполнение, но по собствен­ному свободному выбору...» (Иммануил Кант).

«Не страх, а смерть дает человечеству первых богов» (Владимир Соловьев)..

«Страх, испытываемый тварью, есть последствие первородного греха, отделения от Бога. Мотив стра­ха играл определяющую роль в религиозных верова­ниях, миросозерцаниях, социальных институтах, обычаях и бытовых устроениях. Страх есть основа греховной жизни, и он проникает в самые высшие духовные сферы, он заражает собой религиозную и нравственную жизнь» (Николай Бердяев).

«Ужас в корне отличен от боязни. Мы боимся всегда того или другого конкретного сущего, которое нам в том или ином определенном отношении угро­жает. Страх перед чем-то касается всегда тоже каких-то определенных вещей. Поскольку боязни и страху присуща эта очерченность причины и предме­та, боязливый и робкий прочно связаны вещами, среди которых находятся. В стремлении спастись от чего-то — от этого вот — они теряются и в отноше­нии остального, т. е. в целом «теряют голову». При ужасе для такой сумятицы уже нет места. Чаще всего, как раз наоборот, ужасу присущ какой-то оце­пенелый покой. Хотя ужас это всегда ужас перед чем-то, но не перед этой вот конкретной вещью. Ужас перед чем-то есть всегда ужас от чего-то, но не от этой вот определенной угрозы...» (Мартин Хай-деггер).

«Как жить свободным и без закона? На эту загад­ку человек должен ответить под страхом смерти» (Альбер Камю).

Вопросы и задания:

1. Подбери синонимы к слову «страх».

2. В чем различие между «страхом» и «ужасом»?

3. Как сопоставить «страх» и «тревогу»?

4. Что такое страх божий?

5. Раскрой тему: «Страх и первородный грех».

СТЫД — состояние, которое испытывает чело­век, когда пробуждается совесть, смущение от совер­шенного поступка. Стыд может проснуться и в том случае, когда самого деяния еще нет, но человек в собственном воображении ясно осознает его послед­ствия. Вопрос о том, как возник стыд, остается для философов открытым, поскольку нельзя с уверенностью сказать, что у животных нет стыда. Чувство стыда обнаруживается у всех народов, на всех ступе­нях цивилизации. Однако оценка поступков зависит от типа культуры. Так, многоженство оказывается приемлемым 'для одного народа и стыдным для дру­гого.

Суждения мыслителей:

«Стыдись себя сам, тогда другой тебя не присты­дит» (Теофраст).

«Стыд есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей от страха перед порица­нием» (Рене Декарт).

«Стыд — это страх из опасения заслужить пре­зрение присутствующего лица и как таковой — аф­фект. Впрочем, человек может испытывать стыд и не в присутствии того, кого он стыдится; но тогда это не аффект, а подобно скорби, страсть, которая выра­жается в том, что человек, испытывая презрение к себе, долго, но напрасно мучается; напротив, стыд, будучи аффектом, появляется внезапно» (Иммануил Кант).

«Ощущение совместного стыда — чувство всегда искреннее. Его испытываешь, когда человек, высоко ценимый, недостаточно зная тех, перед кем он хочет порисоваться, становится смешным» (Георг Лихтен-берг).

«Краснеют ли от стыда в темноте? Что от испуга в темноте бледнеют, в это я верю, но в первое — нет. Потому что бледнеют только из-за себя, а краснеют и за себя, и за других» (Георг Лихтенберг).

«Есть одно чувство, которое не служит никакой общественной пользе, совершенно отсутствует у самых высших животных и, однако же, ясно обна­руживается у самых низших человеческих рас. В силу этого чувства самый дикий и неразвитый чело­век стыдится, т. е. признает недолжным и скрывает такой физиологический акт, который не только удовлетворяет его собственному влечению и потреб­ности, но сверх того полезен и необходим для поддержания рода. В прямой связи с этим находится и нежелание оставаться в природной наготе, побуж­дающее к изобретению одежды и таких дикарей, которые по климату и простоте бытия в ней вовсе не нуждаются» (Владимир Соловьев).

Вопросы и задания:

1. Подбери синонимы к слову «стыд».

2. Как соотносятся «стыд» и «совесть»?

3. Есть ли стыд у животных?

4. Можно ли считать бесстыжими дикие народы?
б. Испытываешь ли ты стыд как вид печали?

СУДЬБА — непостижимая предопределенность жизненных событий и поступков.

Суждения мыслителей:

«Судьба изменчива, и меняется она обычно толь­ко к худшему» (Эзоп).

«От судьбы все равно не уйдешь; поэтому человек должен уметь применяться к обстоятельствам и все время помнить, что в любой момент они могут изме­ниться» (Эзоп).

«Счастья нельзя просить, несчастья нельзя избе­жать, если сам поступил плохо, трудился не усерд­но. Почитать судьбу не имеет смысла...» (Мо-цзы).

«То, с чем сталкивается человек, называется его судьбой» (Сюкь-цзы).

«Не все, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти» (Карнеад).

«Судьба согласного с ней ведет, противящего­ся — тащит» (Сенека)-

«С человеком ничто не может произойти, что бы не определялось судьбой человека, подобно тому как с животным, с растением, камнем ничего не может случиться, что бы не соответствовало их природе. Если же ни одно существо не может испытать ничего другого, кроме того, для чего оно взросло и к чему оно определено по своей природе, зачем тебе жало­ваться? Будь уверен, что всемогущая природа не наделила тебя ничем непосильным» (Марк Авре­лий).

«При всех превратностях судьбы, самое большее несчастье — быть счастливым в прошлом» (Боэций).

Судьба коааелюбива и упряма. Ни перед кем она не знает срама. Она сильна в хорошем и в плохом. Заботиться не хочет ни о ком. Добра и ала вожатый постоянный — Таков весь мир и все его обманы.

Фирдоуси

Беспощадная судьба, наши планы круша, Час наступит, и тело покинет душа. Не спеши, посиди на траве, под которой Скоро будешь лежать, никуда не спеша.

Омар Хайям

Что воля перед волею судьбы! _ О вы, предначертания рабы...

Саади

«Если человек говорит: «Это предопределено», идет и становится под отвесную стену, и стена падает и придавливает его, то это нельзя отнести только за счет судьбы. В человеческих делах, когда человек сделал все, что было в его силах, можно говорить о судьбе» (Чжу Си).

«Судьба благосклоннее всего именно к тем пред­приятиям, где успех зависит исключительно от нее» (Мишель Монтень).

«Выдвинутое нами положение опровергает и фи­лософию Эпиктета, который исходит из того, что счастье должно строиться на том, что находится в нашей власти, и именно таким путем, по его мне­нию, мы сможем избежать зависимости от судьбы и случайностей...» (Фрэнсис Бэкон).

«Судьбу считают слепой главным образом те, кому она не дарует удачи» (Франсуа де Ларошфуко).

«Мыслящий человек испытывает печаль, кото­рая вполне может привести его к нравственному раз­ложению, о чем безрассудный человек ничего не знает, а именно к недовольству Провидением, управ­ляющим ходом мировых событий, когда он подводит итоги бедствиям, угнетающим человеческий род (как кажется) без надежды на лучшее» (Иммануил Кант).

«Если наша рефлексия обратится только на бес­сознательное, или объективное, во всяком действо-вании, то мы должны будем признать, что все сво­бодные действия, следовательно и история, детерми­нированы, но не сознательной, а совершенно слепой предопределенностью, которая находит свое выра­жение в темном понятии судьбы; в этом состоит система фатализма» (Фридрих Шеллинг).

«Человек, который на своем нравственном неду­ге, на своей злобе и безумии основывает свое право действовать и переделывать мир по-своему, такой человек, каковы бы ни были его внешняя судьба и дела, по самому существу своему есть убийца...» (Владимир Соловьев).

«Парадоксально отношение к судьбе и мировому разуму в античном язычестве и в иудаизме. Грек и римлянин (трагедия, стоицизм) смирялись перед судьбой, так как не к кому было на нее апеллиро­вать. Древние евреи бунтовали, боролись с самим Богом (Иов, пророки, псалмы). Безраздельной влас­ти царящего над миром закона противопоставляли или бесстрастие и покорность, или восстание, или борение с Богом. Но возвышались до этого Иов и пророки, трагики и античные мудрецы» (Николай Бердяев).

«Перед лицом сущностной бездомности человека его будущая судьба видится бытийно-историческому мышлению в том, что он повернется к истине бытия и попытается найти себя в ней» (Мартин Хайдег-гер).

 

Вопросы я задания:

1. Подбери синонимы к слову «судьба».

2. Можно ли верить в судьбу?

3. Надо ли почитать судьбу?

4. Почему понятие «судьба» Шеллинг называет
темным?

5. Что можно вырвать из рук судьбы?

СУЕВЕРИЕ — ложная вера, неполноценная, пре­вратная убежденность. Суеверием можно считать предубеждение в области религиозной жизни. Можно отличать теоретическое суеверие, проникаю­щее в миросозерцание человека, от практического — веры в оккультизм,'в магические действия. Суеве­рия обнаруживаются в преданиях всех времен и на­родов.

Суждения мыслителей:

«Искусственное предвидение осуществляется двумя путями: либо оно строится на анализе при­чин, либо слепо подчиняется одному только опыту. Это последнее, как правило, исполнено всяческих суеверий: таковы были языческие учения о гадани­ях по внутренностям жертвенного животного, по по­лету птиц и т. п. Да и астрология халдеев, хотя и более знаменита, ненамного лучше их» (Фрэнсис Бэкон).

«Суеверие есть самый страшный враг человечес­кого рода» (Франсуа Мари Вольтер).

«Не бойтесь высмеивать суеверия, друзья мои. Я не знаю лучшего способа убить суеверие, чем выста­вить его в смешном виде. Что сделалось смешным, не может быть опасным» (Франсуа Мари Вольтер).

«Чем больше человек зависит от случайностей, тем сильнее он предается суеверию» (Дэвид Юм).

«Суеверие можно сравнить, скорее, с помеша­тельством, а мечтательность с сумасшествием» (Им­мануил Кант).

«В своих современных формах заговорщицкая

теория общества, которая, подобно современному ис-торицизму и современным попыткам установить «ес­тественные социальные законы», является типич­ным результатом секуляризации религиозных пред­рассудков. Вера в гомеровских богов, заговорами ко­торых объясняли историю Троянской войны, про­шла. Боги изгнаны. Однако их место заняли могу­щественные индивидуумы или группы -- злонаме­ренные группы, порочные замыслы которых ответ­ственны за все то зло, от которого мы страдаем» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Приведи примеры суеверий, которые тебе из­
вестны.

2. Чем суеверие отличается от заблуждения?

3. Суеверен ли ты?

4. Почему суеверия прежде всего рождаются в
религиозном сознании?

5. Найди в тексте пример нерелигиозного суеве­
рия.

СЧАСТЬЕ - чувство предельного удовольствия от достижения цели, обретения предмета. Древние философы проводили различие между благосклон­ностью судьбы, которая приносит удачу, и способ­ностью переживать эту радость, то есть чувством счастья. Понимание счастья различно в разных культурах. Оно не тождественно материальным бла­гам. Когда был проведен опрос среди народов мира, то оказалось, что чувство счастья более распростра­нено в тех странах, где невысокий уровень потребле­ния. Напротив, так называемые развитые народы чаще демонстрировали печаль, меланхолию и не­удовлетворенность своим положением.

 

Суждения мыслителей:

«Что же я люблю и что ненавижу?

Я люблю счастье и благополучие и ненавижу не­счастье» (Мо-цзы).

«Счастье — это хорошее расположение духа, бла­госостояние, гармония, симметрия и невозмути­мость» (Демокрит).

«Поскольку мы достигаем счастья только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное прису­ще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья. А ее-то мы дости­гаем при хорошем здравомыслии» (Аль-Фараби).

«Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее» (Фрэнсис Бэкон).

«Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется» (Франсуа де Ларошфуко).

«Счастье человека всегда заключается в соответ­ствии его желаний окружающей обстановке» (Поль Анри Гольбах).

«Высшее из возможных в мире и являющихся конечной целью наших стремлений — физическое благо — это счастье, при объективном условии со­гласия человека с законами нравственности — это достоинство быть счастливым» (Иммануил Кант).

«Счастье — вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-либо в ином месте» (Никола Шамфор).

«Величайшее счастье, о котором я ежедневно прошу небо: пусть превосходят меня в силах и зна­ниях лишь разумные и добродетельные люди» (Георг Лихтенберг).

«Есть ли в мире счастье? Нет. Если цель, кото­рую ставит человек, не достигнута, если желание не осуществлено — человек несчастен. Но если достиг­нуты — человек пресыщен, наступает неизбежное разочарование и неумолимо возникает вопрос: а что же дальше?» (Артур Шопенгауэр).

«Счастье человека обычно сравнивают с шаром — ведь он тоже быстро катится; это сравнение вдвойне оправданно, так как имеет еще и второй смысл. Неподвижный шар представляется наблюда­телю завершенным, замкнутым в себе, самодостаточ­ным существом и поэтому, так же как счастливец, не может долго привлекать к себе внимание. Всякое довольство, всякая умиротворенность, из чего бы они ни проистекали, — просты. Счастливцев мы предоставляем самим себе...» (Иоганн Гёте).

«Однако при тщательном анализе понятия счас­тья обнаруживается, что в нем содержится не что иное, как именно это тождество того, что независимо от воления, с самим велением. Следовательно, счас­тье, объект естественного влечения, должно быть явлением чистой воли, то есть одним и тем же объ­ектом с самой чистой волей» (Фридрих Шеллинг).

«Но есть такая цель, которая не проблематична, которая составляет не одну только из множества целей, а предполагается как действительно сущест­вующая для всех существ в силу естественной необ­ходимости, — эта цель есть счастье» (Владимир Со­ловьев).

«Человек есть существо, мучащее себя и других и испытывающее от этого мучения наслаждение. Че­ловек совсем не стремится к счастью. Такое стремле­ние было бы беспредметным и бессодержательным. Человек стремится к предметным благам и ценнос­тям, обладание которыми может дать счастье и бла­женство, но само счастье и блаженство не может быть сознательной целью» (Николай Бердяев).

Вопросы и задания:

1. «Счастье — это когда тебя понимают». Откуда
это?

2. В чем твое понимание счастья?

3. Прокомментируй стихотворение Шиллера:

Мужа зову я великим, кто сам свой творец и ваятель, Доблестной силой своей парку сумел одолеть. Но не достичь ему счастья, и то, что хариты ревниво Берегут от него, силой у них не отнять.

От недостойного ты храним сурового волей, Высшее благо богов вольно слетает к тебе.

4. Можно ли сказать, что все люди хотят счас­
тья?

5. Каковы образы счастья в разных культурах?

6. Прокомментируй стихи христианского фило­
софа Григория из Назианза:

Сказал однажды сребролюбец скаредный: «Ах, капля счастья лучше бочки разума!» Такой ответ услышал он от мудрого: «Нет, лучше ковш ума, чем море счастья!»

ТЕЛО — название материальной протяженной вещи; физический организм, носитель жизни жи­вотных и человека.

Суждения мыслителей:

«Тело свое не делай гробом своей души» (Пифа­гор).

«Тело, покинутое душой, подобно вину, из кото­рого выдохнулась его крепость и аромат, или мази, потерявшей свой запах. Ведь масса как вина, так и мази в этих случаях остается такой, как если бы от нее ничего не убавилось. Поэтому-то душа и может почти поместиться в точке или в самом маленьком месте, если представить ее себе сосредоточенной в одном месте» (Эпикур).

«Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезнен­ное, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определенности, ни постоянства. Изношено это тело, гнездо болезней; эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет концом своим смерть» (Будда).

«Не возносись, глядя на свое красивое тело. Ты скоро расстанешься с ним, как змея со старой кожей» (Кабир).

«Не гордись собой и своим телом. Даже тому, кто восседает сегодня на боевом коне, под царским опа­халом, вперед уготована яма в земле» (Кабир).

«Нужно выяснить силу и действие сопротивле­ния среды, т. е. тела, встречающегося на пути пада­ющего тела, на характер движения тяжести» (Фрэн­сис Бэкон).

«Не подлежит сомнению, что тело действует лишь там, где оно есть, но столь же не подлежит сомнению, что оно есть только там, где оно действу­ет. Этим положением взят последний бруствер ато­мистической философии» (Фрэнсис Бэкон).

«...Что тела существуют вне нас (в пространст­ве), — это такой же достоверный опыт, как и то, что я сам существую согласно представлению внутренне­го чувства (во времени)» (Иммануил Кант).

«Органическое природное тело мыслится, таким образом, как машина (тело, преднамеренно образо­ванное по своей форме)» (Иммануил Кант).

«Не подлежит сомнению, что тело действует лишь там, где оно есть, но столь же не подлежит сомнению, что оно есть всегда там, где оно действу­ет» (Фридрих Шеллинг).

«Признавать в живых телах особую, исключи­тельно им присущую жизненную силу — это все равно что приписывать храму особую храмовую силу, а статуе — особую ваятельную силу. Явно, что с точки зрения реального состава в органических телах нет совсем ничего, кроме физических и хими­ческих элементов, точно так же как с этой точки зрения в храме нет ничего, кроме камня, золота и прочих материалов, а в мраморной статуе — ничего, кроме мрамора» (Владимир Соловьев).

Дано мне тело — что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?

Осип Мандельштам

Я хочу, чтоб мыслящее тело Превратилось в улицу, в страну: Позвоночное, обугленное тело. Сознающее свою длину.

Осип Мандельштам

Вопросы и задания:

1. Как ты воспринимаешь свое тело в разные
годы?

2. Почему эллины были зачарованы человечес­
кой плотью?

3. Тело — первооснова индивида. Что это означа­
ет?

4. Почему римляне говорили: «В здоровом
теле — здоровый дух»?

5. Нужны ли конкурсы красоты?

ТЕОЛОГИЯ (от греч. theoa и logos — учение) — богословие, учение о Боге- Греки первоначально на­зывали теологами авторов теогонии, то есть расска­зов о рождении богов. У первых христианских писа­телей теологами называли тех, кто защищал боже­ственность Разума. Со времен Пьера Абеляра (1079 —1142) под теологией стали понимать научное изложение учения о Боге. В средневековой филосо­фии отличали естественное богословие от философ­ского, или откровенного, или религиозного. Естест­венным богословием называли такое учение, которое можно построить исключительно при содействии ра­зума, без участия веры. Религиозная теология по­строена на откровении. Философская теология пре­вращает Бога в теоретическую проблему. Людвиг Фейербах (XIX в.) понимал под теологией психоло­гическое исследование возникновения идеи Бога.

Суждения мыслителей:

«Теология не следует другим наукам как высшим

по отношению к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам> (Фома Аквинскии).

«Теология — это интеллектуальная процедура, предназначенная для укрепления веры. Но ежели человек вериг, если им инстинктивно овладевает дух Божий, зачем ему схоластические размышления? Ведь последнее слово предоставлено вовсе не систе­матическому рассуждению. Кто же не знает, что божественное откровение превосходит совершенное использование разума. Сам Фома в последние годы своей жизни осознал этот парадокс и охарактеризо­вал свои теологические труды как «сплошную соло­му». Вывод напрашивается сам собой: мы можем отбросить все эти осложнения как неправомерные изощрения средневекового интеллектуализма» (Па­радокс Фомы Аквинского в трактовке мельбурнско­го теолога А. Келли).

«Священное учение.есть наука. Следует, однако, знать, что природа наук бывает двоякой. Одни из них таковы, что зиждутся на основоположениях, непосредственно отысканных естественной познава­тельной способностью, как-то: арифметика, геомет­рия и другие в этом же роде. Другие таковы, что зиждутся на основоположениях, отысканных при посредстве иной, и притом высшей, дисциплины; так, теория перспективы зиждется на основоположе­ниях, выясненных арифметикой. Священное учение есть такая наука, которая относится ко второму роду, ибо она зиждется на основоположениях, выяс­ненных иной, высшей наукой; последнее есть то зна­ние, которым обладает Бог, а также те, кто удостоен блаженства. Ибо, подобно тому как теория музыки принимает на веру основополонсения, переданные ей арифметикой, совершенно так же священное учение принимает на веру основоположения, преподанные ей Богом» (Фома Аквинскии).

«Поэтому и теология складывается из священной истории, из притч... являющихся своего рода рели­гиозной поэзией, и из поучений и догматов — некой вечной философии. Что же касается той части теоло­гии, которая остается и после такого деления (я имею в виду пророчества), то это по существу род истории, ибо божественная история имеет то преимущество перед человеческой, что сообщение о каких-то событиях в равной степени может как сле­довать за ними, так и предшествовать им» (Фрэнсис Бэкон).

«Но никак нельзя недооценивать и услугу, кото­рую критика оказывает теологии, делая ее независи­мой от суждения догматической спекуляции и тем самым совершенно ограждая ее от всех нападок со стороны таких противников (Иммануил Кант).

«Дело в том, что при всех своих достоинствах эта теология лишена двух признаков, необходимо вхо­дящих в полное понятие истины: во-первых, она исключает свободное отношение разума к религиоз­ному содержанию, свободное усвоение и развитие разумом этого содержания; во-вторых, она не осу­ществляет своего содержания в эмпирическом мате­риале знания» (Фридрих Шеллинг).

«Эта непотаенность сущего впервые только и дала возможность того, что христианское богословие овладело греческой философией, для своей ли поль­зы, для своего ли вреда, это пусть решают богословы из своего опыта христианства» (Мартин Хайдеггер).

Вопросы и задания:

1. Найди в тексте синонимы к слову «теология».

2. В чем заключается «парадокс Фомы»?

3. Что такое естественное богословие и чем оно
отличается от религиозного?

4. Сильна ли теология в эмпирическом материале
знания?

5- Как христианское богословие овладело гречес­кой философией?

ТИРАН — верховное лицо тирании. Так называ­лась в древнегреческих полисах форма государствен­ной власти, которая установлена насильственным путем и основана на единоличном правлении. Тира­ния возникла в УП—VI вв. до н. э. в процессе борьбы между родовой знатью и демосом. Реформы тиранов были направлены на улучшение положения демоса, способствовали формированию классового общества и государства.

Суждения мыслителей:

«Однажды Конфуций увидел плачущую женщи­ну и спросил, в чем ее горе. Она рассказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее'родных.

— Почему же ты не покидаешь эту местность? —
удивился мудрец.

— В других областях князья угнетают народ.

— Видите, — сказал тогда Конфуций учени­
кам, — жестокий тиран страшнее для.человека, чем
лютый зверь».

«Тирания — это власть, основывающаяся не на законе, а на произволе правителя, такая власть — против народа» (Сократ).

«В деспотическом государстве всякий тиран в то же время и раб» (Шарль Монтескье).

«В былые наивные времена, когда тиран ради вящей славы сметал с лица земли целые города, когда прикованный к победной колеснице неволь­ник брел по чужим праздничным улицам, когда пленника бросали на съедение хищникам, чтобы по­тешить толпу, тогда перед фактом столь простодуш­ных злодейств совесть могла оставаться спокойной, а мысль — ясной. Но загоны для рабов, осененные знаменем свободы, массовые уничтожения людей, оправдываемые любовью к человеку или тягой к сверхчеловеческому, — такие явления в определен­ном смысле обезоруживают моральный суд» (Альбер Камю).

«И действительно, нетрудно показать, что воз­можна свободная от парадокса суверенитета теория демократического управления. Такая теория, кото­рую я имею в виду, основывается не на учении о доброте и справедливости правления большинства, а на представлении о низости тирании. Точнее, она опирается на решение или на согласие избегать ти­рании и оказывать ей сопротивление» (Карл Поп-

пер).

 

Вопросы н задания:

1. Подбери синонимы к слову «тирания».

2. Когда появилась тирания?

3. Кто такой тиран?

4. Как демократия противостоит тирании?

5. Возможна ли тирания в современном мире?

ТРУД — целесообразная деятельность человека при помощи орудий, направленная на изменение и приспособление предметов природы для своих по­требностей.

Суждения мыслителей:

«Что пользы человеку от его трудов» (Соломон Мудрый),

«Труд притупляет боль» (Цицерон).

«Боги продали все блага лишь только за труды» (Эпихарм).

«Труд избавляет человека от трех главных зол — скуки, порока и нужды» (Франсуа Мари Вольтер).

«Все промыслы, ремесла и искусства выиграли от разделения труда, когда человек не один делает все, а каждый, дабы иметь возможность выполнить свою работу наиболее совершенно и с большей легкостью, занимается определенным трудом, который по спо­собу своего выполнения отличается от других видов груда» (Иммануил Кант).

«Разберем эти основные понятия с точки зрения нравственной, начиная с самого основного из них — понятия труда. Мы знаем, что первый толчок к труду дается материальною необходимостью, но для человека, признающего над собою безусловно совер­шенное начало действительности, или волю Божию, всякая необходимость есть выражение этой воли. С этой точки зрения труд есть заповедь Божия. Эта заповедь требует, чтобы мы с усилием (в поте лица) возделывали землю, т. е. обрабатывали материаль­ную природу» (Владимир Соловьев).

«Хлеб» добывается в поте лица, т. е. трудом. От­сюда универсальное значение для жизни труда и вместе с тем двойственное его значение. Труд есть проклятие, поскольку он мучителен, сопровождает­ся болью и призван создавать не райское, а грехов­ное хозяйство. Все дается греховному человеку с трудом и с усилием, не только необходимое для под­держания жизни хозяйство, но и царство Божье, и вместе с тем в труде чувствуется, хотя и отяжелен­ное, творческое призвание человека» (Николай Бер­дяев).

Вопросы и задания:

1. Что такое труд?

2. Подбери синонимы к этому слову.
3- Что такое разделение труда?

4. В чем нравственный смысл труда?

5. Как обнаруживается двойственное значение
труда?

ТЩЕСЛАВИЕ — поиск тщетной славы.

Суждения мыслителей:

«Тщеславие толкает человека к нелепому бах­вальству и лицемерию» (Эзоп).

«Тщеславие — это низменное стремление к поче­ту» (Теофраст).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.