КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 11 страница. «Чтобы наконец после стольких веков существования мира философия и науки более не были висящими в воздухе
«...Чтобы наконец после стольких веков существования мира философия и науки более не были висящими в воздухе, а опирались на прочные основания разнородного и притом хорошо взвешенного опыта» (Фрэнсис Бэкон). «Эксперимент — это учитель, за которым надо следовать в физике» (Влез Паскаль). «Опыт более чем достаточно учит, что язык менее всего находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти» (Бенедикт Спиноза). «Опыт — это дорогая школа, но что делать, если для дураков нет другой школы» (Бенджамин Франклин). «Конечно, с помощью опыта... Но... опыт ничего не отвечает на него» (Дэвид Юм). «Опыт, показывающий, насколько ограничен наш разум, учит нас покоряться предрассудкам» (Люк де Вовенарг). «Опыт должен содержать в себе все предметы для наших понятий, но вне опыта понятия лишены значения, так как под них не может быть подведено никакое созерцание» (Иммануил Кант). «Я вновь задаю вопрос: почему вообще существует область опыта? Любой ответ на этот вопрос предполагает уже наличное бытие мира опыта» (Фридрих Шеллинг). «Очевидно, что эти формы и категории не могут быть нами получены из опыта, от внешней действительности, ибо, будучи необходимым условием всякого опыта, они всякому опыту предшествуют...» (Владимир Соловьев). «В основании этики лежит нравственный опыт. Более того, в основании философии лежит нравственный опыт» (Николай Бердяев). «Ибо через новый опыт поэт, пусть прикровенно, видит другую власть слова. Куда приведет поэта и его прежнее творчество это постижение?» (Мартин Хайдеггер). Вопросы и задания: 1. Почему опыт и эксперимент — синонимы? 2. Каков твой нравственный опыт? 3. Что противостоит опыту в теории познания? 4. С чего начинается познание? 5. Можно ли исправить обретенный опыт? ОТКРОВЕНИЕ (от лат. revelatia, греч. apokalyp-sis) - проявление Высшего Существа в земном мире, чтобы сообщить более или менее полную истину о себе и о том, чего Оно от нас требует. Это обнаружение, раскрытие истины, самовыявление Бога, божественного духа. Откровение в отличие от познания свободно от заблуждения. Откровение доступно немногим, и то в редчайшие минуты. Это относится к авторам Библии, Моисею, Христу. Суждения мыслителей: «Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала истина, основанная на божественном откровении; это необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью» (Августин Блаженный). «Вопрос, почему нечто существует, — самый трудный из всех, предлагаемых философией; на него отвечает только откровение...» (Дели Дидро). «Поскольку религия излагает как необходимые догматы, которые как таковые не могут быть познаны посредством разума, но тем не менее должны быть без всяких искажений (по существенному содержанию) сообщены всем людям на все будущие времена, — постольку ее (если не допускать чуда постоянного откровения) следует рассматривать как священное достояние, вверенное надзору ученых» (Иммануил Кант). «Хотя собственно философский интерес относится ни к чему другому, как к истине, но нельзя остановиться на этом слишком широком, общем определении. Моралист, изъясняющий истинное добро, толкующий истинное откровение Божества, также заняты истиною, и, однако, не все они бывают философами» (Владимир Соловьев). «...Что намерение человека положиться на им самим найденное и обеспеченное основание истины возникает из того «освобождения», когда он освобождает себя от первоочередной обязательности биб-лейско-христианской истины откровения и церковного учения» (Мартин Хайдеггер). Вопросы н задания: 1. Что такое откровение? 2. Чем отличается откровение от истины? 3. Почему поиск истины связан с освобождением 4. Какая истина дается откровением? 5. Почему нечто существует? Каковы ответы Бога ПЕССИМИЗМ (pessimus — худший) — мировоззрение, противоположное оптимизму, исходящее из того, что мир есть зло. Это восприятие мира пронизано безнадежностью, унынием. Оно утверждает, что лучше вообще не родиться. Пессимизм обращает внимание на теневые стороны мира, считает человеческую жизнь бессмысленной. Пессимизм просматривается и в религии, однако здесь он окрашен верой в лучший мир. Суждения мыслителей; Наш мир худший из миров. Если бы в подтверждение этого своего взгляда я захотел бы привести изречения великих умов всех времен во враждебном оптимизму духе, то цитатам не было бы конца. Знамениты прекрасные стихи Феогнида: «Лучший жребий века — это совсем не родиться, не видеть дня и солнечных лучей, а если уж родился человек, то лучше всего тотчас же низринуться ему в Аид и скрыть свое угнетенное тело во глубине земли». Да и Байрон, наконец, сказал так: «Сосчитай те часы радости, которые ты имел в жизни; сосчитай те дни, в которые ты был свободен от тревоги, и пойми, какова бы ни была твоя жизнь, лучше было бы тебе не жить» (Артур Шопенгауэр). «Грек знал и ощущал страхи и ужасы существования: чтобы иметь вообще возможность жить, он вынужден был заслонить себя от них блестящим порождением грез — олимпийцами» (Фридрих Ницше). «...И хотя принцип всеединого духа и содержит основания для относительного, практического пессимизма, но для коллективного самоубийства в нем не заключается ни логической возможности, ни практических мотивов» (Владимир Соловьев). «Есть пессимизм от силы и как сила; но есть и пессимизм от слабости и как слабость. Первый не обманывает себя, видит опасность, не хочет никаких сокрытий; он трезво вглядывается в силы и власти, создающей опасность... Пессимизм как слабость и упадок, напротив, видит повсюду только мрак, приводит для всего основание неудачи и мнит себя позицией, обо всем заранее знающей, чем кончится дело» (Мартин Хайдеггер). «Хайдеггер хладнокровно рассматривает удел человеческий и объявляет, что существование ничтожно» (Альбер Камю). Вопросы и задания: 1. Кто ты — оптимист или пессимист? 2. Чем отличается религиозный пессимизм от 3. Почему некоторые философы проповедовали 4. Какие философы утверждали пессимизм как 5. Помогает ли пессимизм жить? Прокомменти
ПЛОТЬ — человеческое тело, лишенное души, одухотворенности. Суждения мыслителей: Душа и плоть достойны изумленья. Сперва о них ты возымей сужденье. Фирдоуси О человек, ничтожен ты и слаб — Ты — плоти алчущей презренный раб. Аль-Маарри «Плоть есть бытие, не владеющее собою, всецело обращенное наружу — пустота, голод и ненасытность, — бытие, расплывающееся во внешности и кончающее реальным распадением; в противоположность этому дух есть бытие, по внутренним определениям, вошедшее в себя, самообладающее и действующее наружу собственною своею силою...» (Владимир Соловьев). Вопросы и задания: 1. Чем отличается плоть от тела? 2. Что противостоит плоти в качестве полярнос 3. Действительно ли человек — раб плоти? 4. Что означает мысль Вл. Соловьева о том, что б. «Дух наружу собственною своею силою». Прокомментируй. ПОЗНАНИЕ — процесс духовного освоения мира, направленный на поиск истины. Человек — существо любознательное. Он способен удивляться миру. Разумеется, жестокая реальность диктует свои законы, которые лучше бы побыстрее освоить. Однако познание имеет какие-то другие, более глубинные истоки. Не только практическая надобность, но что-то более значимое заставило человека напрягать свой ум, мучительно постигать окружающую нас реальность. Прежде чем осваивать мир, надо было его полюбить. Мир предстал перед человеком во всей его чарующей привлекательности. Любовь, считают многие философы, вот что оказалось предпосылкой и началом процесса познания. Подлинное познание вовсе не является продвижением к абстрактным холодным истинам, жестоким утверждениям. В познании участвует не только ум, но и наши эмоции. Знание сообразуется с нравственными предписаниями. Суждения мыслителей: «Что трудно? — Познать самого себя» (Фалес). «Скудные средства познания нашим дарованы членам» (Эмпедокл). «Ничего на свете нельзя познать, даже того, что оставил для познания Сократ» (Аркесилай из Пита-ны). «Способность познавать вещи — врожденное свойство человека; возможность быть познанными — закономерность вещей» (Сюнь-цзы). «Все непознаваемо» (Карнеад). «Мы познаем мир в той мере, в какой любим» (Августин Блаженный). «Часто случается, что вещи мелкие и незначительные дают нам больше для познания великих вещей, чем великие — для познания малых» (Фрэнсис Бэкон). «Нет более плодотворного занятия, чем познание самого себя» (Рене Декарт). «Ограниченное познание — это все-таки познание, а не скептицизм» (Джон Локк). «Нам нужно только отдернуть завесу слов, чтобы ясно увидеть великолепнейшее древо познания, плоды которого прекрасны и доступны нашей руке» (Джордж Беркли). «Для того чтобы представление было познанием (я имею здесь в виду всегда теоретическое познание), нужны понятие и созерцание предмета, связанные в одном и том же представлении, так что понятие представляется основывающимся на созерцании» (Иммануил Кант). «Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия» (Георг Гегель). «Разум хотел реализовать этот переход от бесконечного к конечному, чтобы тем самым привнести единство в свое познание* (Фридрих Шеллинг). «Если задача философии — объяснить все существующее, то разрешить эту задачу, оставаясь в... сфере актуального человеческого познания так же невозможно, как дать истинное объяснение солнечной системы, принимая нашу Землю за средоточие» (Владимир Соловьев). «В познании духа, которое и есть философия, должно быть внутреннее родство познающего со своим предметом, должно быть признание реальности духа, должен быть творческий духовный опыт» (Николай Бердяев). Вопросы и задания: 1. Что такое познание? 2. Что движет познанием? 3. Беспредельны ли возможности познания? 4. Верна ли мысль Карнеада — «все непознавае 5. Нужен ли философу духовный опыт? ПОРЯДОК — абсолютная налаженность в мире, в сфере человеческой деятельности, в стране. Мир опутан сложными нитями. Социальная ткань рвется легко. Сколь трудно ощутить глубинные связи. Порядок — это проникновенное постижение разнообразных связей. Такая идея порядка разительно отличается от своего мифологического аналога, Химеpa порядка прежде всего возводит на эшафот свободу. Платон, выстраивая идеальное государство, хотел укрепить общество, казня и изгоняя... Чтобы достичь порядка, следует, согласно античному философу, очистить, удалить, выслать, изгнать и убить. В такой трактовке химера порядка сама превращается в беспредел. Метафизическое понимание порядка сложилось уже в древней космологии. Слово «космос» и означало «порядок». В современном сознании именно рынок рассматривается как расширенный порядок человеческого сотрудничества. Суждения мыслителей: «Порядок да будет твоим божеством! Непрестанно воздавай ему сердечное служение: порядок есть союз всех вещей. Сама природа через него существует» (Пифагор). «Что есть мудрость? Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение всей жизни, все поставь на своем месте. Преходящая временная слава не стоит тихого и безмятежного порядка, видимого в ежедневных делах мудрого» (Пифагор). «Причины порядка во Вселенной, вероятно, имеют некоторую отдаленную аналогию с человеческим разумом» (Дэвид Юм). «Фатальность — это вечный, незыблемый, необходимый, установленный в природе порядок...» (Поль Анри Гольбах). «Как много могут навредить правила, едва только наведешь во всем строгий порядок» (Георг Лих-тенберг). Вопросы и задания: 1. Что такое порядок? Почему древние называли 2. Разверни мысль Пифагора о том, что поря 3. Почему рынок — это порядок расширенного 4. Можно ли совместить порядок со свободой? 5. Тоска по порядку как современное политичес ПРАКТИКА (от греч. praktikos — деятельный, активный) — многообразная и разносторонняя деятельность людей. Практика — это освоение и преобразование объективной действительности, всеобщая основа развития человеческого общества и познания. Практика в философии противостоит теории. Практический — относящийся к действию. Если философия направлена на конкретные действия, она называется практической. Такой практической философией можно считать этику. Кант называет практическим разумом свод принципов и законов действия. Суждения мыслителей: «Истина и полезность — суть одно. Практика — залог истины» (Фрэнсис Бэкон). «Теорией называют совокупность правил, даже практических, когда эти правила мыслятся как принципы в некоторой всеобщности, и притом отвлеченно от множества условий, которые, однако, необходимо имеют влияние на их применение. Наоборот, практикой называется не всякое действование, а лишь такое осуществление цели, какое мыслится как следование определенным, представленным в общем виде принципам деятельности» (Иммануил Кант). «Процесс развития религиозной идеи касается ее объема, а также свойства тех умственных представлений и практических предписаний, которые с нею связаны, а не нравственного ее содержания, т. е. основного отношения человека к тому, что он презнает как высшее над собою, в чем он видит свое Провидение» (Владимир Соловьев). «Практика — это волевая деятельность идеи» (Георг Гегель). «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Карл Маркс). «Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания» (Владимир Ленин). «Надлежит, собственно, спросить: если мысль, продумывая истину бытия... то остается ли эта мысль только лишь теоретическим представлением о бытии и о человеке, или же из такого познания колено извлечь также ориентиры для деятельной жизни и дать их ей для руководства? Ответ гласит: эта мысль не относится ни к теории, ни к практике. Она имеет место прежде их различения» (Мартин Хайдеггер). «Наука, учил Маркс, должна давать практические результаты. Всегда смотри на плоды, на практические следствия теории! Они кое-что говорят даже о структуре теории. Философия и наука не дают в настоящее время практических результатов, а только объясняют мир, в котором мы живем, но они могут и должны делать больше, они должны изменять мир» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Подбери синонимы к слову «практика». 2. Что такое практическая философия? 3. Должна ли философия непременно изменять 4. Всегда ли практика подтверждает фундамен 5. Что такое фундаментальные исследования?
ПРИРОДА (от греч. physis, от phyen — возникнуть, быть рожденным; лат. not ига, от naaci — то же самое) — все сущее, весь мир в многообразии его форм. В разные культурные эпохи человек воспринимался не только как неотторжимая часть природы. Он нередко в конкретных философских системах противостоял ей, будучи способным возвыситься над лоном природы, угадать или даже направить пути ее развития. Человек принадлежит природе, его телесность, его сознание обладает творческим, созидающим потенциалом. Он действительно стремится надстроить нечто над самой природой. Человеческая деятельность реализуется по каким-то иным законам, нежели развертывание природных сил. И, стало быть, нет оснований считать неверным суждение о том, что природа — это какая-то реальность, которая существует сама по себе, вне человеческого воздействия, человеческого сознания. Не будь этого парадокса, внутри которого слитность с природой соседствует с противостоянием ей, постижение феномена природы было бы более простым. С одной стороны, понятие природы выглядит всеобъемлющим, поскольку сам человек слит с нею. С другой стороны, продукты человеческого труда и гения не растворяются в ней, а, напротив, противостоят ей как нечто искусственное, надстроенное, иное. Для Аристотеля и античных греков самодвижение природы представляет собой упорядоченное и целенаправленное действие. Природа по содержанию есть совокупность, сумма всех вещей и событий в их всеобщей связи. Природа и дух полярно противоположны и одновременно тесно связаны друг с другом. Суждения мыслителей: «Природа любит скрываться» (Гераклит). «Из существующих предметов одни существуют по природе, другие в силу иных причин» (Аристотель). «Природа обыскивает нас при входе и при выходе. Голыми пришли, голыми уходим- И нельзя вынести отсюда больше, чем принес» (Сенека). «Природа не все утаила от нас, так как в противном случае не было бы возможности что-либо постичь, и не все сделала явным, ибо тогда не было бы исследования, но все устроила природа так, чтобы ее можно было познать через исследование и разыскание» (Анахт Давид). «Все чудеса мы называем явлениями, противными природе. Но на самом деле они не противны природе. Ибо как может быть противным природе го, что совершается по воле Божьей, когда воля Творца есть природа всякой сотворенной вещи? Чудо противно не природе, а тому, как известна нам природа» (Августин Блаженный). «Мудрая природа окутала младенцев покровом глупости, который, чаруя родителей и воспитателей, награждает их за труды, доставляет малюткам любовь и славу» (Эразм Роттердамский). «Поистине, если «чудом» мы называем власть над природою, то оно, чудо, всего более являет себя в бедствиях» (Фрэнсис Бэкон). «Природа повторяет себя: зерно, посеянное в тучную землю, плодоносит; мысль, посеянная в восприимчивый ум, плодоносит; числа повторяют пространство, хотя так от него отличны. Все создано и определено единым Творцом: корни, ветви, плоды; причины, следствия» (Влез Паскаль). «Законы и правила природы везде и всегда одни и те же» (Бенедикт Спиноза). «Вы говорите — природа. А что такое природа? Что это — некий смысл? Некое лицо? Есть ли у нее разум и разумение? Нет? Кто же тогда разумеет за нее, кто печется и заботится о ней? Никто, ни единая душа, но каждый — сам по себе» (Антоны Шефтс-бери). «Природа действует всегда медленно и, если можно так выразиться, бережно: ее действия никогда не бывают насильственны. Даже в своих продуктах она требует умеренности; поступает по правилам и соразмерно; если ее понуждают, она скоро истощается и всю оставшуюся силу употребляет на то, чтобы сохранить себя, совершенно теряя при этом свою продуктивную способность и творческую мощь» (Шарль Монтескье). «Силы, управляющие порядком природы, нам совершенно неизвестны... Вы спрашиваете меня: что за причина этой причины? Я не знаю, я не забочусь об этом, это меня не касается. Я нашел Божество, и здесь я останавливаю свое исследование. Пусть идут дальше те, кто более мудр и прозорлив» (Дэвид Юм). «Природа напоминает женщину, любящую переодеваться, — ее разнообразные наряды, от которых ускользает то одна часть тела, то другая, дают надежду настойчивым поклонникам некогда узнать ее всю» (Дени Дидро). «Будем смотреть на природу, как на колоссальную мастерскую» (Поль Анри Гольбах). «Если мы рассмотрим взаимоотношения человека с природой, то убедимся, что связывающие их обязательства не были ни добровольны, ни взаимны, Воля человека не играет никакой роли при его рождении. Обычно он вынужден умереть вопреки своему желанию, а все его поступки являются необходимыми следствиями неизвестных причин, определяющих его волю. В руках природы то же самое, что шпага а ее собственной руке: если бы последняя выпала из его рук, то было бы странным обвинять ее в том, что она нарушила принятые на себя обязательства или выказала неблагодарность по отношению к ее владельцу. Человек может любить бытие только а том случае, если он счастлив. Но, если вся природа отказывает ему в счастье, он вправе покинуть место, где не находит для себя никакой опоры» (Артур Шопенгауэр). «Природа неисчерпаема в новых проявлениях» (Иммануил Кант). «Кто хочет наивысшего, должен хотеть всего; кто рассуждает о духе, должен рассуждать и о природе, кто говорит о природе, должен предполагать дух или втайне подразумевать его» (Иоганн Гёте). «Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя» (Георг Гегель). «Пока человек пребывает в области природы, он в собственном смысле слова — господин природы так же, как он может быть господином самого себя» (Фридрих Шеллинг). «...То есть природой называется способ бытия вещей, поскольку он определяется всеобщими законами...» (Владимир Соловьев). «Сколь бы однобоким и во многих аспектах недостаточным ни было истолкование «природы» как «протяженной вещи», оно тем не менее, будучи продумано в своем метафизическом содержании и измерено во всем размахе своего метафизического проекта, есть тот первый решительный шаг, который сделал метафизически возможными новоевропейскую машинную технику и с ней — новый мир и его человечество» (Мартин Хайдеггер). Вопросы и задания: 1. Покажи, что человек есть часть природы. 2. Почему природа любит скрываться? Найди в 3. Что означает: природа повторяет себя? 4. Можно ли стать господином природы? Найди 5. Какой персонаж русской литературы считал ПРОБЛЕМА (от греч. ргоblemа — задача, задание) — сформулированный парадокс, непроясненная задача, вопросы, поставленные для разрешения. Умение ставить проблемы — высокое искусство науки, философии. Философия есть проблемное сознание - Предмет познания сокрыт и не может быть разгадан до конца. Суждения мыслителей: «Таков, следовательно, естественный путь человеческого разума. Сначала он убеждается в существовании какой-то необходимой сущности. В ней он признает безусловное существование. Затем он ищет понятие того, что независимо от каких бы то ни было условий, и находит его в том, что само служит достаточным условием для всего остального, т. е. в том, что содержит в себе всю реальность» (Иммануил Кант). «Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится истина. Ни в коем случае! Между ними лежит проблема» (Иоаганн Гёте). «На вопрос, в чем и как сохраняется душевная жизнь во время сна, никакой прямой ответ не обязателен с точки зрения предварительного сомнения» (Владимир Соловьев). «...Иначе говоря, и в диалоге «Политик», и в «Государстве» при решении конкретных исторических проблем Платон ограничивается рассмотрением только той части исторического цикла, для которой характерен упадок» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Проблема — это то же самое, что вопрос, за 2. Располагается ли истина между двумя мнения 3. Почему проблема начинается с сомнения?
4. Назови проблемы, которые интересны для 5. Каков естественный путь человеческого разуа?
ПРОГРЕСС (от лат. progressus) — поступательное движение к лучшему, более сложному, совершенному. Прогресс это восхождение человечества. Представление о том, что жизнь становится все лучше, наука открывает небывалые законы, люди оказываются все умнее, кажется естественным. Для чего же еще живет человечество, как не для устроения своего бытия наилучшим образом. В философии идея социального прогресса возникла по аналогии с природой. В течение истории Земли (геологического развития) возникают все более высокоорганизованные существа, то есть живые создания, которые становятся все более приспособленными к окружающей среде. В социальной истории идея прогресса оформилась в ХУЦ в. В начале этого столетия бурно развивалась наука и техника. К концу столетия высказывались твердые убеждения относительно неизбежности прогресса в области благосостояния, в цивилизации, в социальной организации общества, в искусстве и литературе, даже в человеческой природе и в биологическом строении человека. Стало быть, идея прогресса существовала не всегда, она имеет предысторию, а родившись, приобрела «полный облик» не сразу, актуализируя те или иные стороны общественного процесса, привлекая внимание к разным сторонам социального бытия. Философия XVIII в., основываясь на блестящих результатах естествознания в эпоху открытий и изобретений, сделала вывод о неограниченном могуществе человеческого разума. Многие философы пришли к выводу, что у человечества нет другой задачи, кроме как идти вперед по прежнему пути к все большему овладению природой. Прогресс касается всех сторон человеческого существования - - благоденствия, социального устройства, нравственной жизни. Однако чувство истории как осмысленного и сцепленного потока свершений было присуще, по-видимому, весьма непродолжительному периоду европейской истории философии, примерно от начала XIX в. до первой трети XX столетия. В это время еще существовали определенные общезначимые нормы, помогающие исследовать исторический процесс в его целостности. Позже идея прогресса стала подвергаться «демонтажу». Артур Шопенгауэр считал, что из хорошей трагедии можно большему научиться, чем из всей истории. Фридрих Ницше отмечал, что человек эпохи Возрождения гораздо выше, богаче, чем человек XIX в. Какие же основания верить в постоянное восхождение человечества? Кроме того, расцвет экономики далеко не всегда сопровождается нравственным прогрессом. Демократия может смениться тоталитаризмом. В XX в. идею.прогресса стали критиковать со всех сторон. В противовес идее прогресса сложилось другое умонастроение — ожидание гибели. Суждения мыслителей: «Как мал наш прогресс в философии!» (Бенджамин Франклин). «Быстрый прогресс истинной науки иногда вызывает у меня сожаление, что я родился так рано. Невозможно представить себе той высоты, которой достигнет власть человека над материей через тысячу лет. Мы, возможно, научимся лишать огромные массы их тяжести и придавать им абсолютную легкость дал более удобной перевозки. Наша жизнь будет по желанию продлена даже за пределы глубокой старости. Наука нравственности пойдет по верному пути усовершенствования, так что уже не будет, как теперь, «человек человеку волк», и люди наконец узнают то, что они сейчас неверно называют человеколюбием» (Бенджамин Франклин). «Но этот бесконечный прогресс возможен, только если допустить продолжающееся до бесконечности существование и личность разумного существа (такое существование и называют бессмертием души). Следовательно, высшее благо практически возможно только при допущении бессмертия души...» (Иммануил Кант). «Не будем противополагать бесполезного и часто опасного сопротивления неизбежным следствием прогресса просвещения, но будем лишь крайне осторожно изменять наши учреждения и обычаи, к которым мы уже давно применились. Мы хорошо знаем по опыту прошлого те неудобства, которые они представляют, но мы не знаем, как велико будет зло, которое может причинить их изменение. При такой неизвестности теория вероятностей предписывает избегать всякого изменения; особенно следует избегать внезапных изменений, которые в нравственном порядке, как и физическом, никогда не происходят без большой потери живой силы» (Пьер Симон Лаплас). «В предшествующем изложении было в достаточной мере доказано, что в понятии истории заключено понятие бесконечного прогресса. Из этого, правда, нельзя сделать непосредственный вывод о способности человеческого рода к бесконечному совершенствованию...» (Фридрих Шеллинг). «Прогресс — это сновидение XIX в., подобно тому как воскрешение из мертвых было сновидением X века; у каждого времени свои сны* (Артур Шопенгауэр). «Какой прок от просветителей, реформаторов, гуманистов?» (Артур Шопенгауэр). «Чего добились на самом деле Вольтер, Юм, Кант? Все их старания - - тщетные и бесплодные усилия, ибо мир — это госпиталь неизлечимых» (Артур Шопенгауэр). «Бели ты хочешь быть человеком будущего, современный человек, не забывай в дымящихся развалинах отца Анхиза и родных богов... Вот тайна прогресса — другой нет и не будет» (Владимир Соловьев). «Внутри истории Нового времени и в качестве истории новоевропейского человечества человек пытается, во всем и всегда опираясь на самого себя, поставить самого себя как средоточие и мерило в господствующее положение...» (Мартин Хайдег-гер). «Несколько упрощая, можно сказать, что Маркс разделял веру прогрессивных промышленников, «буржуа» своего времени, веру в закон прогресса... И для пророка это совершенно негодное снаряжение, так как оно сковывает историческое воображение» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Что такое прогресс? 2. Как родилась идея прогресса? 3. Почему понятие прогресса стало объектом кри 4. Что такое историческое воображение? 5. Ощутим ли прогресс вокруг тебя?
РАБСТВО — исторически первая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина — рабовладельца. Рабство легло в основу рабовладельческого строя. В последующие эпохи наиболее широкие размеры и экономическое значение приобрело в XVH — начале XIX в. в колониях на Американском континенте, куда ввозились негры-рабы из Африки для работы на плантациях. Рабство отменено в основном в XIX в., в некоторых странах Африки в середине XX в. В широком смысле рабство — это приниженность, зависимость духа.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |