КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 9 страница
Суждения мыслителей: «Умереть с голоду — событие маленькое, а утратить мораль — большое» (Конфуций). «Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер» (Конфуций). «В этой области от философов требуется тщательное и настойчивое исследование той силы влияния, которой обладают привычки, упражнение, навыки, воспитание, подражание, соперничество, постоянное общение, дружба, похвала, упрек, уговоры, молва, законы, книги, занятия и пр. Ведь именно эти факторы являются господствующими в области морали, именно они воздействуют на душу и определяют ее состояние...» (Фрэнсис Бэкон). «Существуют истины, в которых недостаточно убедить кого-либо, но которые надо дать почувствовать; именно таковы истины морали» (Шарль Монтескье). «Я всегда, по мере возможности, свожу свою метафизику к морали» (Франсуа Мари Вольтер). «Что могут сделать законы б политике без морали?» (Бенджамин Франклин). «Если мораль признает в святости своего закона предмет глубочайшего уважения, то на ступени религии она в высшей, исполняющей эти законы причине представляет предмет поклонения и является в присущем ей величии» (Иммануил Кант), «Это влечение к счастью (мы назовем его здесь так. для краткости, дальнейшее же развитие этого понятия относится к области морали)...» (Фридрих Шеллинг). «Все бывшие до сих пор морали исходят из предрассудка, будто бы известно, для чего существует человек, т. е-, другими словами, будто бы известен был его идеал. Теперь известно, что есть много идеалов; прямое следствие отсюда: индивидуализирование идеала и отрицание всеобщей морали» (Фридрих Ницше). «Другие моралисты, сводящие всю нравственность к чувству симпатии, или принципу альтруизма, полагают, что ложь позволительна и даже обязательна вообще для спасения и блага ближнего -принцип слишком широкий и неопределенный, открывающий дверь всяким злоупотреблениям» (Владимир Соловьев). «Всем известно, что евангельская мораль строится на противоположении морали законнической. Но христианский мир сумел жить и строить свое учение так, как будто бы этика евангельская и этика закона никогда не сталкивались. Никто не сможет возражать против того, что христианская, евангельская мораль не есть мораль нормы и закона. Евангельская мораль есть мораль благодчтной силы, неизвестной закону, т. е. не есть уже мораль» (Николай Бердяев). «Человеческая жизнь только тогда на что-то годится, только тогда определена истинными добродетелями, когда эти последние только к тому устремлены и только тому способствуют, чтобы осуществить желанное и должное, следовать за ними и так подчинить себя «идеальному» (Мартин Хайдеггер). «Коллективизм апеллирует к различным чувствам, например к стремлению принадлежать группе или роду, а также выражает моральное требование альтруизма и отсутствия себялюбия или эгоизма. Платон полагает, что человек, который не может поступиться своими интересами ради целого, себялюбив» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Что такое мораль и чем она отличается от 2. Что означает «почувствовать» истины морали? 3. Создай свой собственный моральный кодекс. 4. Если есть много идеалов, как утверждает Кант, 5. Кто ты сам — индивидуалист или коллекти МУДРОСТЬ - глубинное, всеведущее знание, способность полного понимания смысла сущего. Суждения мыслителей: «Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость» (Соломон Мудрый). «Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Соломон Мудрый). «Мудрость поможет мудрому лучше, чем в городе десять могучих» (Соломон Мудрый). «Что всего мудрее? — Время, ибо оно одно открывает все» (Фалес). «Что есть мудрость? Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, все поставь на своем месте. Преходящая временная слава не стоит тихого и безмятежного порядка, видимого в ежедневных делах мудрого» (Пифагор). «Трудно найти благородного человека: не везде он рождается. Но где рождается такой мудрый, там процветает счастливый род» (Будда). «Мудрость — не в одном-единственном, Но все живые существа обладают умом. Так, самка куриного племени — Ты только присмотрись внимательно — не родит детенышей Живыми, а высиживает и оживляет. Какова эта мудрость — знает одна только природа, Ибо она обучена сама собой» (Эпихарм). «Мышление — великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно» (Гераклит). «Мудрость заключается в одном: познавать мысль, как то, что правит всем во всем* (Гераклит). «Мудрец — мера всех существующих вещей. При помощи чувств он — мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума — мера умопостигаемых вещей» (Демокрит). «Мудрому человеку вся Земля открыта. Ибо для хорошей души отечество — весь мир» (Демокрит). «Из мудрости вытекают три способности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать, что следует» (Демокрит). «Кто достиг мудрости, тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его отвлекали посторонние вещи и мнения» (Антисфен). «Мудрость и знание не является делом человеческим, и искать их надо только у богов» (Пиррон). «Существуют четыре вида мудрости: 1. Мудрость слуги: быстрота, находчивость, остроумие и проницательность в речи, но отсутствие в ней последовательности; способность разрабатывать учение, которое, однако, никому не нужно, нежелание считаться с правдой и ложью. 2. Мудрость ничтожного человека: лицемерие в 3. Мудрость образованного совершенного челове 4. Мудрость совершенномудрого: последователь «Мудрость — вот настоящих стихов исток и начало! Всякий предмет тебе разъяснят философские книги» (Гораций). «Я принимаю общее правило всех стоиков: «Живи сообразно с природой вещей». Не уклоняться от нее, руководствоваться ее законом, брать с нее пример — в этом и заключается мудрость. Следовательно, жизнь счастлива, если она согласна со своей природой» (Сенека). «Высшая мудрость непостижима и незрима, ее сокровенные глубины невозможно измерить. Поскольку она бесформенна и безымянна, никакие слова не могут исчерпать ее. Я просто... передаю ее в «безумных речах» (Сэн-Чжао). В мире покроется пылью забвенья, Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: Лишь дело героя да речь мудреца Проходят столетья, не зная конца. Фирдоуси «Однако здесь название науки оказывается неподходящим, ибо всякая наука есть приобретенное знание, но в Боге никакое познание не является приобретенным, а изначально присуще ему. Поэтому следует найти другое название, а именно мудрость, как и указывает Священное Писание» (Фрэнсис Бэкон). «Мудрость для души — то же, что и здоровье для тела» (Франсуа де Ларошфуко). «Начало всякой человеческой мудрости есть моральное самопознание, стремящееся проникать в трудно измеряемые глубины, или бездны сердца» (Иммануил Кант). «А наконец, должно сказать и то: Сократ своей благородною смертью исчерпал нравственную силу чисто человеческой мудрости, достиг ее предела» (Владимир Соловьев). «Мудрость — это проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью. В строго антиинтеллектуалист-ском смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики как основного духовного фактора во всей жизни человечества» (Николай Гартман). «Следует также подчеркнуть, что, требуя, чтобы правили мудрейшие, Платон хорошо отличал их от ученых. На самом деле он относился скептически ко всей профессиональной учености — как философов прошлого, так и современных ему ученых, софистов. Он имел в виду совсем иную мудрость. Мудрость состояла для него в осознании: «Как мало я знаю!» Он учил, что не знающие этого не знают ничего» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Попытайся дать собственное определение мудрости. 2. В чем отличие между человеком умным и мудрым? 3. Нужны ли мудрые люди - - в образовании, 4. Верно ли, что там, где рождается мудрый, 5. Как связаны между собой «мудрость и «поря МЫСЛЬ - отдельный акт мышления, а также его результат. Мышление представляет собой чередование и связь мыслей. Мысль выражает содержание, продукт мышления. Мыслью нередко называют также идею. Суждения мыслителей: «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков» (Лао-цзы). «Мысль - - превыше всего между людьми на земле» (Пифагор). «Прежде чем станешь говорить, дай время созреть твоей мысли под твоим языком» (Пифагор). «Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу» (Будда). «Одно и то же есть мысль и то, О чем мысль существует, Ибо ведь бытия, в котором ее выраженье, Мысли тебе не найти» (Парменид). «Человеческий образ мыслей не обладает разумом, божественный же обладает» (Гераклит). «Человеческие мысли — детские игры» (Гераклит). «Образ мыслей человека — его божество» (Гераклит). «Всем людям свойственно познавать себя и мыслить» (Гераклит). «Надо стремиться к многомыслию, а не к много-знанию» (Демокрит). Отныне мысли я держу в секрете, Чтоб не пугали ближних мысли эти. Аль-Маарри «Мысль нетленна» (Жан де Лабрюйер). «Недостающую глубину мысли обычно компенсируют ее длиной» (Шарль Монтескье). «Самое основательное и простое средство против всех страданий — мысль, наличие которой можно предположить у каждого разумного человека, — что жизнь вообще, если иметь в виду наслаждение ею... не имеет собственной ценности и что ценность имеет лишь то, как она используется...» (Иммануил Кант). «Мы не знаем, что такое мысль» (Жан Робине). «Мы познаем... так и там, где борются мысли с мыслями и победившая мысль как сильнейший мотив приводит человека в движение...» (Владимир Соловьев). «Мысль, думающая об истине бытия, конечно, уже не довольствуется больше метафизикой; но она мыслит также и не против метафизики. Она, если говорить образно, не вырывает корня философии» (Мартин Хайдеггер). Вопросы и задания: 1. Докажи утверждение, что мысль — начало по 2. Если мысли — это детские игры, попробуем 3. В каком смысле мысль нетленна? 4. Разверни сравнение Будды мысли со стрелой. 5. Какая мысль — твое божество? МЫШЛЕНИЕ — движение мыслей, внутренний процесс осознавания. В широком значении под мышлением подразумеваются все умственные процессы, в узком — лишь произвольное соединение или разъединение элементов сознания. В ходе мышления человек стремится овладеть своими представлениями, эмоциями, воспоминаниями. Постоянная перегруппировка всех возможных содержаний сознания дает разные результаты. Какие-то мыслительные связи возникают, другие — напротив, разрушаются. Если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным. Но мышление может быть и абстрактным, то есть отвлеченным. Конкретное и абстрактное мышление в реальности не разведены. Вы легко переходите от конкретного предмета к абстракции. Но в то же время, ссылаясь на понятия, обращаетесь и к конкретным предметам, к реальным объектам. Мышление развертывает себя в разных формах и в разном объеме. Суждения мыслителей: «Один из новейших философов очень тонко и удачно свел все способности души к движению и указал на небрежность и поспешность некоторых из древних философов, которые, рассматривая только память, воображение и рассудок, опрометчиво упустили из виду способность мышления, которой принадлежит первое место среди всех способностей души. Ведь и тот, кто помнит или просто пытается вспомнить, — мыслит^ и кто воображает - - равно мыслит, и кто рассуждает — тоже мыслит» (Фрэнсис Бэкон). «Для ученого мышление составляет питание, без которого он, пребывая в одиночестве и бодрствуя, не может жить...» (Иммануил Кант). «Эмпирическое познание, т. е. опыт, создается из этого лишь деятельностью рассудка, который связывает явления, подчиняя правилу мышления (привносит в многообразие порядок)» (Иммануил Кант). «Естествоиспытатели, по-видимому, не решались досаждать природе экспериментами в глубинах ее святилища; и еще очень невелико наше знание о благороднейшем органе, который, возвышаясь над животным процессом и будучи своей природой и составом, безусловно, нейтрализован (гарантирован) от какого бы то ни было участия в нем, испокон веку как будто определен для подлинного местонахождения мышления* (Фридрих Шеллинг). «Но если мое мышление разумно, то оно не может противоречить истине...» (Владимир Соловьев). «Как если бы мы сразу и знали, что называется мышлением...» (Мартин Хайдеггер). «Очищая разум, можно прийти к настоящему перевороту ценностей в области рационального и увидеть, что абстрактное мышление в современной физике имеет определяющее значение» (Гастон Башляр). Вопросы и задания: 1. Попробуй обосновать: «Мышление — это 2. Докажи обратный тезис — «Язык — это озву 3. Знаем ли мы «подлинное местонахождение 4. Приведи пример абстрактного мышления. 5. Может ли мышление быть неразумным? НАДЕЖДА — эмоциональное переживание, которое рождается, когда человек ожидает определенное событие. Надежда отражает вероятность того, что нечто может осуществиться. Суждения мыслителей: «Что человеку сладко? — Надежда* (Биант). «Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам» (Пифагор). «Надежда есть и у тех, у кого больше ничего нет» (Плутарх). «Надежда человека в том, чтобы ввериться Богу, чтобы то, что Бог хочет, человек сам хотел, и чего Бог не хочет, этого и сам он не хотел» (Эпиктет). «Надежда —- это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется... Страх есть склонность души, убеждающая ее в том, что желание не сбудется» (Репе Декарт). «Не начинай с чрезмерных надежд: Когда что-либо не в меру восхваляется, оно чаще всего не оправдывает надежд. Действительности не угнаться за воображением, ведь изображать желаемое легко, достигнуть трудно. От брака фантазии с желанием рождается нечто большее, чем дозволяет жизнь» (Бальтасар Грасиан). «Надежда мастерица подделывать истину; пусть же трезвость ее сдерживает, заботясь больше о полезном, чем о желаемом» (Бальтасар Грасиан). «Надежда — самое полезное и самое губительное из всех жизненных благ» (Люк де Вовенарг). «На что я могу надеяться?» (Иммануил Кант). «За добродетель считается только надежда, относящаяся к Богу как источнику истинного грядущего блага; а это есть то же самое основное религиозное отношение, видоизмененное представлением о будущем и чувством ожидания» (Владимир Соловьев). «Ясперсу известно, что в конце концов разум терпит поражение, и он подолгу останавливается на перипетиях истории духа, чтобы безжалостно разоблачить банкротство любой системы, любой всеспа-сительной иллюзии, любой проповеди» (Альбер Камю). Вопросы и задания: 1. Подбери синонимы к слову «надежда». 2. Можно ли сказать о твоих надеждах, что они сладки? 3. Почему надежда противостоит страху? 4. Надежда —- это маяк или «всеспасительная иллюзия»? 5. Сбываются ли твои надежды? Если нет, то почему? НАСИЛИЕ — использование силы для достижения определенных целей. Всем известная до сих пор история человечества во многом выглядит как летопись насилия. Люди вели войны, завоевывали другие народы, культивировали рабство. Однако постепенно в сознании людского рода стало укрепляться представление о том, что насилие нельзя победить насилием же. Поэтому издревле складывались такие воззрения, которые видели свою цель в том, чтобы прервать спираль насилия. Эти взгляды, разумеется, не были преобладающими. Однако человечество, можно сказать, последовательно продумало названную идею. Философские учения в религии Востока, такие, как индуизм, буддизм, даосизм, указывают в первую очередь на внутреннее освобождение от цепей эгоизма и насилия. В индийской философии существовало такое понятие, как ахинса. Это характерный этический принцип индийской философии и религии. Он состоит в проповеди воздержания от нанесения вреда всему живому без какого-либо ограничения или выбора. В этом воззрении отражено родство всех живых существ, неотделимость человека от природы. В индийской философии существовал также принцип «сатьяграха» («сатья» переводится как «правда», «Бог»). Это не только пассивное отношение к насилию. Скорее, это олицетворение созидательной и миротворческой силы. Сатьяграха, считали древние мудрецы, должна проникнуть в нас и изменить людей. Однако этот процесс противоречивый и сложный. На его пути возникают сбои, когда насилие кажется более действенным путем преобразования человека и общества. В текстах Ветхого завета насилие рассматривается как отрицательное, жизнеразрушительное начало. Народ Израиля осуждал агрессию извне. Однако он призывал к ответным действиям, которые могли бы быть возмездием. Принцип, который преобладал в культурах того времени, — на протяжении тысячи лет до нашей эры назывался талионным правилом — «Око за око, зуб за зуб!». Иначе говоря, можно было применить насилие в определенных дозах. Не более того! Христианская этика принципиально осуждала насилие и убийство. «Не убий!» — это осознание ценности человеческой жизни. Это безусловное уважение к человеку. Это, наконец, уверенность в том, что в обществе не должно быть насилия. В современном сознании все более укрепляется «этика ненасилия». Суждения мыслителей: «Ту глину, из которой Прометей вылепил человека, он замешал ие на воде, а на слезах. Поэтому и не следует воздействовать на человека силой — это бесполезно; а если нужно, то лучше укрощать его ненасилием и смягчать, успокаивать и урезонивать по мере возможности. И к такому обращению он отзывчив и чуток» (Эзоп). «Не силой бери, а убеждением» (Биант из При-ены). «Только гнев и страх заставляют применять насилие» (Фрэнсис Бэкон). «Всякая насильственная мера чревата новым злом» (Фрэнсис Бэкон). «Силой удерживается правительство, установленное силой» (ПольАнри Гольбах). «Никто не обязан воздерживаться от вмешательства во владения другого, если этот другой не дает ему гарантии, что он будет воздерживаться от такого же вмешательства. Следовательно, он не должен ждать, пока его научит печальный опыт противоположного образа мыслей другого... он правомочен применить принуждение к тому, кто уже в силу своего характера угрожает ему таким же принуждением» (Иммануил Кант). «...Именно из того, что не одна, а несколько религий утверждают безусловную достоверность своей истины, требуя выбора в свою пользу и тем самым волей-неволей подвергая свои притязания исследованию свободной мысли, так как иначе выбор был бы делом слепого произвола...» (Владимир Соловьев). «Родовая месть есть самый характерный нравственный феномен древнего человечества, и она остается в христианском человечестве, поскольку древняя природа в нем не просветлена и не преображена» (Николай Бердяев). «Слишком ясно, что на Евангелии невозможно обосновать государства, хозяйства, семьи, культуры, нельзя оправдать Евангелием насилий, которыми движется история» (Николай Бердяев). «Смертная казнь есть насилие, совершенное государством над Богом, над Божьим Промыслом» (Николай Бердяев). «Нам пришлось также побороть свою любовь к человеку и представление о мирной, миролюбивой судьбе; нам пришлось преодолеть глубокое убеждение в том, что ни одна победа не приносит добрых плодов, так как любое насилие над человеком непоправимо» (Альбер Камю). «Предложенное Марксом определение, если его рассматривать как историческое пророчество, действительно не дает определенного ответа по поводу того, будет ли в ходе социальной революции применено насилие или нет. Тем не менее важно осознавать, что если его рассматривать с точки зрения законности или морали, то это определение социальной революции, несомненно, изображает ее насильственным восстанием» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Подбери из текста синонимы к слову «насилие». 2- Почему нельзя убивать живое? 3. Что такое правило талиона? 4. Согласен ли ты с этикой ненасилия? 5. Способен ли ты лично подставить другую НАУКА (греч. episteme, лат. scientia) — сфера человеческой деятельности, которая направлена на добывание и осмысление знания (см. Знание). Мощная тяга к знанию — чисто человеческая потребность. Любое живое существо на земле принимает мир таким, какой он есть. Только человек пытается понять, как этот мир устроен, какие законы им управляют, что определяет его динамику. Зачем человеку это нужно? Ответить на этот вопрос непросто. Иногда говорят: знание помогает человеку выжить. Но это не совсем так, ведь именно знание способно повести человечество к гибели... Не случайно Экклезиаст учит нас: многознание умножает скорбь... Тем не менее уже древний человек обнаружил в себе могучее желание проникнуть в тайны Вселенной, понять ее секреты, ощутить законы универсума. Это стремление все глубже проникало в человека, все более и более захватывало его. В этом неодолимом устремлении к знанию отразилась человеческая природа. Казалось бы, зачем индивиду, лично мне знать, есть ли жизнь на других планетах, как развертывается история, можно ли отыскать мельчайшую единицу материи, в чем загадка живого мыслящего вещества. Однако, вкусив плодов знания, человек уже не может отказаться от них. Напротив, он готов ради истины (см. Истина) взойти на востер. Наука родилась не сразу. Начатки науки появились еще в Древнем Китае и Индии. Почти все естественные науки прошли через мифологическую стадию. С идеей общих закономерностей в природе мы встречаемся уже в вавилонской астрологии, которая открыла ряд закономерностей в движении небесных светил. Математический язык сочетался в ней с чисто мифологическими концепциями. Однако собственно наука ведет свое начало от пифагорейской школы, создавшей первую философию числа. Таким образом, методически, логически осознанной наука становится только в античной культуре. Благодаря науке культура Европы оказалась существенно иной, чем на Востоке. История науки неисчерпаема по своей глубине. Самым поразительным по новизне и по своим неслыханным практическим последствиям в области техники является со времен Кеплера и Галилея естественнонаучное знание с его применением математической теории. Однако оно составляет лишь звено во всеохватывающем процессе познания. Географические открытия завершились первым кругосветным путешествием и установлением того факта, что при плавании на запад теряется один день. Все это произошло только четыреста лет назад. В настоящее время мы знаем о начальной стадии истории Греции, об истории Передней Азии и Египта больше, чем древние греки. История Земли и земной цивилизации углубилась для нас в прошлое на тысячелетия и теперь открыта нашему взору, звездное небо уходит в неизмеримую глубину, открываются тайны мельчайших частиц... Наука требует разработки определенных принципов классификации. Когда Линней создал свою систему, многие критики рассматривали ее как чисто искусственную. Однако постепенно стало ясно, что предложенная классификация позволяет описывать явления природы. Природа состоит из отдельных и разнородных феноменов, которые наука упорядочивает, распределяя их по классам и подчиняя общим законам. Современный мир как бы создает повсюду науки, независимые друг от друга, но общие по духу. В мастерских художников и архитекторов возникла наука о природе, мореплавание создало географию, государственные интересы — экономическую науку. Импульсом повсюду служило желание извлечь из знания непосредственную пользу. Но постепенно формировался и живой интерес к объекту познания. Наука строится на объективных и вещественных доказательствах. Аналитическое сознание вбирает в себя многоликий жизненный опыт и всегда открыто для уточнений. Мы можем говорить о научном знании только тогда, когда оно общезначимо. Обязательность результата — конкретный признак науки. Наука также универсальна по своему духу. Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все происходящее в мире подвергается наблюдению, рассмотрению, исследованию — явления природы, действия или высказывания людей, их творения и судьбы. Суждения мыслителей: «Наука увеличивает разум» (Эмпедокл). С тех пор, кок мир возник большой, Стремились люди к знанью всей душой. На разных языках из века в век Дорогу к знанью ищет человек. И каждый шаг был им запечатлен Для поколений будущих времен. Науки свет в сердцах светлей огня Жизнь бережет надежней, чем броня. Рудяки «Людям прирожден способ познания от ощущения к уму, так что, если нет ощущений, нет и науки» (Роджер Бэкон). «Опытная наука — владычица умозрительных наук» (Роджер Бэкон). «Я люблю науку, но не боготворю ее» (Мишель Монтень). «Наука есть не что иное, как отображение действительности» (Фрэнсис Бэкон). «Факты, взятые со стороны их достоверности, определяют, чему быть знанием, а чему — наукой» (Томас Гоббс). «Успех науки — дело времени и смелости ума» (Франсуа Мари Вольтер). «Систематическое целое познания может уже по одному тому, что оно систематическое, называться наукой, а если объединение познаний в этой системе есть связь оснований и следствий, — даже рациональной наукой» (Иммануил Кант). «Я знаю много прекрасных наук, но науки прекраснее философии не знаю» (Георг Гегель). «Настоящая форма, в которой существует истина, может быть только ее научной системой. Я поставил себе целью поработать над тем, чтобы философия приняла форму науки, чтобы она могла покинуть имя любви к знанию и стать действительным знанием» (Георг Гегель). «Ибо все, что в науках основано на разуме, зависит от философии» (Георг Гегель). «Пусть наука все-таки возвысится до абсолютного принципа, а если она хочет стать системой, это даже необходимо» (Фридрих Шеллинг). «Я никогда не претендовал, чтобы моя философия все исчерпывала и не оставляла больше вопросов. В этом смысле философия действительно невозможна — это была бы наука всезнания» (Артур Шопенгауэр). «Я нисколько не сомневаюсь, что настоящая наука может познать и действительно познает необходимые отношения или законы явлений, но спрашивается только: остается ли она при этом познании на исключительно эмпирической почве... не заключает ли она в себе и других познавательных элементов, кроме того, которым хочет ограничить его отвлеченный эмпиризм?» (Владимир Соловьев). «Как раз если смотреть с точки зрения наук, ни одна область не имеет превосходства над другой, ни природа над историей, ни наоборот- Ни один способ разработки предмета не имеет преимуществ перед остальными. Математическое познание не строже, чем историко-филологическое. Следовательно, наше понимание, сформированное в рамках научной культуры, отличается от понимания, сформированного в процессе обыденного наблюдения» (Гаспгон Башляр). «Дело в том, что Маркс использовал некоторый правдоподобный аргумент, согласно которому наука может предсказывать будущее, только если будущее предопределено, — если, так сказать, будущее присутствует в прошлом, свернуто в нем» (Карл Поп-пер).
Вопросы и задания: 1. Зачем нужна наука? 2. Можем ли мы вслед за Рудаки сказать, что 3. Надо ли боготворить науку? 4. Какая наука может считаться главнейшей? 5. Чем отличается научное понимание от житей НЕНАВИСТЬ — активная враждебность, полярность любви. Отрицательное отношение, доведенное до аффекта, до страсти. Древний философ Эмпедокл полагал, что именно любовь и ненависть обеспечивают развитие. Психоаналитики учат, что от любви до ненависти один шаг. Более того, они сплавлены. Ненависть нередко обнаруживается как вытесненная любовь, перетекшая в свою противоположность. Ненависти часто предшествует острое недовольство, если события развиваются не так, как хочется. Чувство ненависти способно вызвать все, что противоречит потребностям, убеждениям и ценностям человека.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |