Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 9 страница




Суждения мыслителей:

«Умереть с голоду — событие маленькое, а утра­тить мораль — большое» (Конфуций).

«Мораль благородного мужа подобна ветру; мо­раль низкого человека подобна траве. Трава накло­няется туда, куда дует ветер» (Конфуций).

«В этой области от философов требуется тщатель­ное и настойчивое исследование той силы влияния, которой обладают привычки, упражнение, навыки, воспитание, подражание, соперничество, постоянное общение, дружба, похвала, упрек, уговоры, молва, законы, книги, занятия и пр. Ведь именно эти фак­торы являются господствующими в области морали, именно они воздействуют на душу и определяют ее состояние...» (Фрэнсис Бэкон).

«Существуют истины, в которых недостаточно убедить кого-либо, но которые надо дать почувствовать; именно таковы истины морали» (Шарль Мон­тескье).

«Я всегда, по мере возможности, свожу свою ме­тафизику к морали» (Франсуа Мари Вольтер).

«Что могут сделать законы б политике без мора­ли?» (Бенджамин Франклин).

«Если мораль признает в святости своего закона предмет глубочайшего уважения, то на ступени ре­лигии она в высшей, исполняющей эти законы при­чине представляет предмет поклонения и является в присущем ей величии» (Иммануил Кант),

«Это влечение к счастью (мы назовем его здесь так. для краткости, дальнейшее же развитие этого понятия относится к области морали)...» (Фридрих Шеллинг).

«Все бывшие до сих пор морали исходят из пред­рассудка, будто бы известно, для чего существует человек, т. е-, другими словами, будто бы известен был его идеал. Теперь известно, что есть много идеа­лов; прямое следствие отсюда: индивидуализирова­ние идеала и отрицание всеобщей морали» (Фридрих Ницше).

«Другие моралисты, сводящие всю нравствен­ность к чувству симпатии, или принципу альтруиз­ма, полагают, что ложь позволительна и даже обяза­тельна вообще для спасения и блага ближнего -принцип слишком широкий и неопределенный, от­крывающий дверь всяким злоупотреблениям» (Вла­димир Соловьев).

«Всем известно, что евангельская мораль строит­ся на противоположении морали законнической. Но христианский мир сумел жить и строить свое учение так, как будто бы этика евангельская и этика закона никогда не сталкивались. Никто не сможет возра­жать против того, что христианская, евангельская мораль не есть мораль нормы и закона. Евангель­ская мораль есть мораль благодчтной силы, неиз­вестной закону, т. е. не есть уже мораль» (Николай Бердяев).

«Человеческая жизнь только тогда на что-то годится, только тогда определена истинными доброде­телями, когда эти последние только к тому устрем­лены и только тому способствуют, чтобы осущест­вить желанное и должное, следовать за ними и так подчинить себя «идеальному» (Мартин Хайдеггер). «Коллективизм апеллирует к различным чувст­вам, например к стремлению принадлежать группе или роду, а также выражает моральное требование альтруизма и отсутствия себялюбия или эгоизма. Платон полагает, что человек, который не может поступиться своими интересами ради целого, себя­любив» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Что такое мораль и чем она отличается от
этики (см. Этика)1?

2. Что означает «почувствовать» истины морали?

3. Создай свой собственный моральный кодекс.
Каков он?

4. Если есть много идеалов, как утверждает Кант,
возможна ли всеобщая мораль?

5. Кто ты сам — индивидуалист или коллекти­
вист?

МУДРОСТЬ - глубинное, всеведущее знание, способность полного понимания смысла сущего.

Суждения мыслителей:

«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость» (Соломон Мудрый).

«Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Соломон Мудрый).

«Мудрость поможет мудрому лучше, чем в городе десять могучих» (Соломон Мудрый).

«Что всего мудрее? — Время, ибо оно одно от­крывает все» (Фалес).

«Что есть мудрость? Знание порядка. Если жела­ешь быть мудрым в течение твоей жизни, все по­ставь на своем месте. Преходящая временная слава не стоит тихого и безмятежного порядка, видимого в ежедневных делах мудрого» (Пифагор).

«Трудно найти благородного человека: не везде он рождается. Но где рождается такой мудрый, там процветает счастливый род» (Будда).

«Мудрость — не в одном-единственном, Но все живые существа обладают умом. Так, самка куриного племени — Ты только присмотрись внимательно — не родит детенышей

Живыми, а высиживает и оживляет. Какова эта мудрость — знает одна только приро­да,

Ибо она обучена сама собой» (Эпихарм). «Мышление — великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообраз­но» (Гераклит).

«Мудрость заключается в одном: познавать мысль, как то, что правит всем во всем* (Гераклит). «Мудрец — мера всех существующих вещей. При помощи чувств он — мера чувственно воспринимае­мых вещей, а при помощи разума — мера умопости­гаемых вещей» (Демокрит).

«Мудрому человеку вся Земля открыта. Ибо для хорошей души отечество — весь мир» (Демокрит).

«Из мудрости вытекают три способности: выно­сить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать, что следует» (Демокрит).

«Кто достиг мудрости, тот не должен интересо­ваться науками, книгами, чтобы его отвлекали по­сторонние вещи и мнения» (Антисфен).

«Мудрость и знание не является делом человечес­ким, и искать их надо только у богов» (Пиррон). «Существуют четыре вида мудрости: 1. Мудрость слуги: быстрота, находчивость, ост­роумие и проницательность в речи, но отсутствие в ней последовательности; способность разрабатывать учение, которое, однако, никому не нужно, нежела­ние считаться с правдой и ложью.

2. Мудрость ничтожного человека: лицемерие в
словах, нарушение всех принципов в поступках,
множество ошибок в делах.

3. Мудрость образованного совершенного челове­
ка: способность говорить мало, но прямо и сжато,
способность излагать свои мысли по порядку, словно
каждое слово нанизано на одну ниточку, и быть
сдержанным.

4. Мудрость совершенномудрого: последователь­
ность в изложении, способность целыми днями об­
суждать причины тех или иных явлений, рассматри­
вать их со всех сторон и в то же время сохранять
единую последовательность» (Сюнь-цзы).

«Мудрость — вот настоящих стихов исток и на­чало!

Всякий предмет тебе разъяснят философские книги» (Гораций).

«Я принимаю общее правило всех стоиков: «Живи сообразно с природой вещей». Не уклоняться от нее, руководствоваться ее законом, брать с нее пример — в этом и заключается мудрость. Следова­тельно, жизнь счастлива, если она согласна со своей природой» (Сенека).

«Высшая мудрость непостижима и незрима, ее сокровенные глубины невозможно измерить. По­скольку она бесформенна и безымянна, никакие слова не могут исчерпать ее. Я просто... передаю ее в «безумных речах» (Сэн-Чжао).

В мире покроется пылью забвенья, Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: Лишь дело героя да речь мудреца Проходят столетья, не зная конца.

Фирдоуси

«Однако здесь название науки оказывается не­подходящим, ибо всякая наука есть приобретенное знание, но в Боге никакое познание не является приобретенным, а изначально присуще ему. Поэто­му следует найти другое название, а именно муд­рость, как и указывает Священное Писание» (Фрэн­сис Бэкон).

«Мудрость для души — то же, что и здоровье для тела» (Франсуа де Ларошфуко).

«Начало всякой человеческой мудрости есть мо­ральное самопознание, стремящееся проникать в трудно измеряемые глубины, или бездны сердца» (Иммануил Кант).

«А наконец, должно сказать и то: Сократ своей благородною смертью исчерпал нравственную силу чисто человеческой мудрости, достиг ее предела» (Владимир Соловьев).

«Мудрость — это проникновение чувства ценнос­ти в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое пережива­ние; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью. В строго антиинтеллектуалист-ском смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики как основного духовного фактора во всей жизни че­ловечества» (Николай Гартман).

«Следует также подчеркнуть, что, требуя, чтобы правили мудрейшие, Платон хорошо отличал их от ученых. На самом деле он относился скептически ко всей профессиональной учености — как философов прошлого, так и современных ему ученых, софистов. Он имел в виду совсем иную мудрость. Мудрость состояла для него в осознании: «Как мало я знаю!» Он учил, что не знающие этого не знают ничего» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Попытайся дать собственное определение муд­рости.

2. В чем отличие между человеком умным и муд­рым?

3. Нужны ли мудрые люди - - в образовании,
политике, искусстве? Доводы «за» и «против»...

4. Верно ли, что там, где рождается мудрый,
процветает счастливый род?

5. Как связаны между собой «мудрость и «поря­
док»?

МЫСЛЬ - отдельный акт мышления, а также его результат. Мышление представляет собой чере­дование и связь мыслей. Мысль выражает содержа­ние, продукт мышления. Мыслью нередко называют

также идею.

Суждения мыслителей:

«Будьте внимательны к своим мыслям — они на­чало поступков» (Лао-цзы).

«Мысль - - превыше всего между людьми на земле» (Пифагор).

«Прежде чем станешь говорить, дай время со­зреть твоей мысли под твоим языком» (Пифагор).

«Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязви­мую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу» (Будда).

«Одно и то же есть мысль и то,

О чем мысль существует,

Ибо ведь бытия, в котором ее выраженье,

Мысли тебе не найти» (Парменид).

«Человеческий образ мыслей не обладает разу­мом, божественный же обладает» (Гераклит).

«Человеческие мысли — детские игры» (Герак­лит).

«Образ мыслей человека — его божество» (Герак­лит).

«Всем людям свойственно познавать себя и мыс­лить» (Гераклит).

«Надо стремиться к многомыслию, а не к много-знанию» (Демокрит).

Отныне мысли я держу в секрете, Чтоб не пугали ближних мысли эти.

Аль-Маарри

«Мысль нетленна» (Жан де Лабрюйер).

«Недостающую глубину мысли обычно компен­сируют ее длиной» (Шарль Монтескье).

«Самое основательное и простое средство против всех страданий — мысль, наличие которой можно предположить у каждого разумного человека, — что жизнь вообще, если иметь в виду наслаждение ею... не имеет собственной ценности и что ценность имеет лишь то, как она используется...» (Иммануил Кант).

«Мы не знаем, что такое мысль» (Жан Робине).

«Мы познаем... так и там, где борются мысли с мыслями и победившая мысль как сильнейший мотив приводит человека в движение...» (Владимир Соловьев).

«Мысль, думающая об истине бытия, конечно, уже не довольствуется больше метафизикой; но она мыслит также и не против метафизики. Она, если говорить образно, не вырывает корня философии» (Мартин Хайдеггер).

Вопросы и задания:

1. Докажи утверждение, что мысль — начало по­
ступков. Приведи примеры.

2. Если мысли — это детские игры, попробуем
поиграть словами, суждениями. Есть ли мысли, ска­
жем, о любви?

3. В каком смысле мысль нетленна?

4. Разверни сравнение Будды мысли со стрелой.

5. Какая мысль — твое божество?

МЫШЛЕНИЕ — движение мыслей, внутренний процесс осознавания. В широком значении под мыш­лением подразумеваются все умственные процессы, в узком — лишь произвольное соединение или разъ­единение элементов сознания. В ходе мышления че­ловек стремится овладеть своими представлениями, эмоциями, воспоминаниями. Постоянная перегруп­пировка всех возможных содержаний сознания дает разные результаты. Какие-то мыслительные связи возникают, другие — напротив, разрушаются. Если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным. Но мышление может быть и абстрактным, то есть отвлеченным. Конкретное и абстрактное мышление в реальности не разведены. Вы легко переходите от конкретного предмета к аб­стракции. Но в то же время, ссылаясь на понятия, обращаетесь и к конкретным предметам, к реальным объектам. Мышление развертывает себя в разных формах и в разном объеме.

Суждения мыслителей:

«Один из новейших философов очень тонко и удачно свел все способности души к движению и указал на небрежность и поспешность некоторых из древних философов, которые, рассматривая только память, воображение и рассудок, опрометчиво упус­тили из виду способность мышления, которой при­надлежит первое место среди всех способностей души. Ведь и тот, кто помнит или просто пытается вспомнить, — мыслит^ и кто воображает - - равно мыслит, и кто рассуждает — тоже мыслит» (Фрэн­сис Бэкон).

«Для ученого мышление составляет питание, без которого он, пребывая в одиночестве и бодрствуя, не может жить...» (Иммануил Кант).

«Эмпирическое познание, т. е. опыт, создается из этого лишь деятельностью рассудка, который связы­вает явления, подчиняя правилу мышления (при­вносит в многообразие порядок)» (Иммануил Кант).

«Естествоиспытатели, по-видимому, не решались досаждать природе экспериментами в глубинах ее святилища; и еще очень невелико наше знание о благороднейшем органе, который, возвышаясь над животным процессом и будучи своей природой и составом, безусловно, нейтрализован (гарантирован) от какого бы то ни было участия в нем, испокон веку как будто определен для подлинного местонахожде­ния мышления* (Фридрих Шеллинг).

«Но если мое мышление разумно, то оно не может противоречить истине...» (Владимир Соло­вьев).

«Как если бы мы сразу и знали, что называется мышлением...» (Мартин Хайдеггер).

«Очищая разум, можно прийти к настоящему перевороту ценностей в области рационального и увидеть, что абстрактное мышление в современной физике имеет определяющее значение» (Гастон Башляр).

Вопросы и задания:

1. Попробуй обосновать: «Мышление — это
немая, внутренняя речь».

2. Докажи обратный тезис — «Язык — это озву­
ченное мышление».

3. Знаем ли мы «подлинное местонахождение
мышления» (Шеллинг)?

4. Приведи пример абстрактного мышления.

5. Может ли мышление быть неразумным?

НАДЕЖДА — эмоциональное переживание, ко­торое рождается, когда человек ожидает определен­ное событие. Надежда отражает вероятность того, что нечто может осуществиться.

Суждения мыслителей:

«Что человеку сладко? — Надежда* (Биант).

«Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам» (Пифагор).

«Надежда есть и у тех, у кого больше ничего нет» (Плутарх).

«Надежда человека в том, чтобы ввериться Богу, чтобы то, что Бог хочет, человек сам хотел, и чего Бог не хочет, этого и сам он не хотел» (Эпиктет).

«Надежда —- это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется... Страх есть склонность души, убеждающая ее в том, что желание не сбудет­ся» (Репе Декарт).

«Не начинай с чрезмерных надежд:

Когда что-либо не в меру восхваляется, оно чаще всего не оправдывает надежд. Действительности не угнаться за воображением, ведь изображать желае­мое легко, достигнуть трудно. От брака фантазии с желанием рождается нечто большее, чем дозволяет жизнь» (Бальтасар Грасиан).

«Надежда мастерица подделывать истину; пусть же трезвость ее сдерживает, заботясь больше о полезном, чем о желаемом» (Бальтасар Грасиан).

«Надежда — самое полезное и самое губительное из всех жизненных благ» (Люк де Вовенарг).

«На что я могу надеяться?» (Иммануил Кант).

«За добродетель считается только надежда, отно­сящаяся к Богу как источнику истинного грядущего блага; а это есть то же самое основное религиозное отношение, видоизмененное представлением о буду­щем и чувством ожидания» (Владимир Соловьев).

«Ясперсу известно, что в конце концов разум терпит поражение, и он подолгу останавливается на перипетиях истории духа, чтобы безжалостно разо­блачить банкротство любой системы, любой всеспа-сительной иллюзии, любой проповеди» (Альбер Камю).

Вопросы и задания:

1. Подбери синонимы к слову «надежда».

2. Можно ли сказать о твоих надеждах, что они

сладки?

3. Почему надежда противостоит страху?

4. Надежда —- это маяк или «всеспасительная

иллюзия»?

5. Сбываются ли твои надежды? Если нет, то

почему?

НАСИЛИЕ — использование силы для достиже­ния определенных целей. Всем известная до сих пор история человечества во многом выглядит как лето­пись насилия. Люди вели войны, завоевывали дру­гие народы, культивировали рабство. Однако посте­пенно в сознании людского рода стало укрепляться представление о том, что насилие нельзя победить насилием же. Поэтому издревле складывались такие воззрения, которые видели свою цель в том, чтобы прервать спираль насилия. Эти взгляды, разумеется, не были преобладающими. Однако человечество, можно сказать, последовательно продумало назван­ную идею.

Философские учения в религии Востока, такие, как индуизм, буддизм, даосизм, указывают в первую очередь на внутреннее освобождение от цепей эгоиз­ма и насилия. В индийской философии существова­ло такое понятие, как ахинса. Это характерный эти­ческий принцип индийской философии и религии. Он состоит в проповеди воздержания от нанесения вреда всему живому без какого-либо ограничения или выбора. В этом воззрении отражено родство всех живых существ, неотделимость человека от приро­ды.

В индийской философии существовал также принцип «сатьяграха» («сатья» переводится как «правда», «Бог»). Это не только пассивное отноше­ние к насилию. Скорее, это олицетворение созида­тельной и миротворческой силы. Сатьяграха, счита­ли древние мудрецы, должна проникнуть в нас и изменить людей. Однако этот процесс противоречи­вый и сложный. На его пути возникают сбои, когда насилие кажется более действенным путем преобра­зования человека и общества.

В текстах Ветхого завета насилие рассматривает­ся как отрицательное, жизнеразрушительное нача­ло. Народ Израиля осуждал агрессию извне. Однако он призывал к ответным действиям, которые могли бы быть возмездием. Принцип, который преобладал в культурах того времени, — на протяжении тысячи лет до нашей эры назывался талионным прави­лом — «Око за око, зуб за зуб!». Иначе говоря, можно было применить насилие в определенных дозах. Не более того!

Христианская этика принципиально осуждала насилие и убийство. «Не убий!» — это осознание ценности человеческой жизни. Это безусловное уважение к человеку. Это, наконец, уверенность в том, что в обществе не должно быть насилия. В современ­ном сознании все более укрепляется «этика ненаси­лия».

Суждения мыслителей:

«Ту глину, из которой Прометей вылепил челове­ка, он замешал ие на воде, а на слезах. Поэтому и не следует воздействовать на человека силой — это бес­полезно; а если нужно, то лучше укрощать его нена­силием и смягчать, успокаивать и урезонивать по мере возможности. И к такому обращению он отзыв­чив и чуток» (Эзоп).

«Не силой бери, а убеждением» (Биант из При-ены).

«Только гнев и страх заставляют применять на­силие» (Фрэнсис Бэкон).

«Всякая насильственная мера чревата новым злом» (Фрэнсис Бэкон).

«Силой удерживается правительство, установ­ленное силой» (ПольАнри Гольбах).

«Никто не обязан воздерживаться от вмешатель­ства во владения другого, если этот другой не дает ему гарантии, что он будет воздерживаться от такого же вмешательства. Следовательно, он не должен ждать, пока его научит печальный опыт противопо­ложного образа мыслей другого... он правомочен применить принуждение к тому, кто уже в силу своего характера угрожает ему таким же принужде­нием» (Иммануил Кант).

«...Именно из того, что не одна, а несколько ре­лигий утверждают безусловную достоверность своей истины, требуя выбора в свою пользу и тем самым волей-неволей подвергая свои притязания исследо­ванию свободной мысли, так как иначе выбор был бы делом слепого произвола...» (Владимир Соло­вьев).

«Родовая месть есть самый характерный нравст­венный феномен древнего человечества, и она остается в христианском человечестве, поскольку древ­няя природа в нем не просветлена и не преображена» (Николай Бердяев).

«Слишком ясно, что на Евангелии невозможно обосновать государства, хозяйства, семьи, культуры, нельзя оправдать Евангелием насилий, которыми движется история» (Николай Бердяев).

«Смертная казнь есть насилие, совершенное госу­дарством над Богом, над Божьим Промыслом» (Ни­колай Бердяев).

«Нам пришлось также побороть свою любовь к человеку и представление о мирной, миролюбивой судьбе; нам пришлось преодолеть глубокое убежде­ние в том, что ни одна победа не приносит добрых плодов, так как любое насилие над человеком непо­правимо» (Альбер Камю).

«Предложенное Марксом определение, если его рассматривать как историческое пророчество, дейст­вительно не дает определенного ответа по поводу того, будет ли в ходе социальной революции приме­нено насилие или нет. Тем не менее важно осозна­вать, что если его рассматривать с точки зрения законности или морали, то это определение социаль­ной революции, несомненно, изображает ее насиль­ственным восстанием» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Подбери из текста синонимы к слову «наси­лие».

2- Почему нельзя убивать живое?

3. Что такое правило талиона?

4. Согласен ли ты с этикой ненасилия?

5. Способен ли ты лично подставить другую
щеку, если тебя ударили?

НАУКА (греч. episteme, лат. scientia) — сфера человеческой деятельности, которая направлена на добывание и осмысление знания (см. Знание). Мощная тяга к знанию — чисто человеческая потреб­ность. Любое живое существо на земле принимает мир таким, какой он есть. Только человек пытается понять, как этот мир устроен, какие законы им уп­равляют, что определяет его динамику. Зачем чело­веку это нужно? Ответить на этот вопрос непросто. Иногда говорят: знание помогает человеку выжить. Но это не совсем так, ведь именно знание способно повести человечество к гибели... Не случайно Эккле­зиаст учит нас: многознание умножает скорбь...

Тем не менее уже древний человек обнаружил в себе могучее желание проникнуть в тайны Вселен­ной, понять ее секреты, ощутить законы универсу­ма. Это стремление все глубже проникало в челове­ка, все более и более захватывало его. В этом неодо­лимом устремлении к знанию отразилась человечес­кая природа. Казалось бы, зачем индивиду, лично мне знать, есть ли жизнь на других планетах, как развертывается история, можно ли отыскать мель­чайшую единицу материи, в чем загадка живого мыслящего вещества. Однако, вкусив плодов зна­ния, человек уже не может отказаться от них. На­против, он готов ради истины (см. Истина) взойти на востер.

Наука родилась не сразу. Начатки науки появи­лись еще в Древнем Китае и Индии. Почти все есте­ственные науки прошли через мифологическую ста­дию. С идеей общих закономерностей в природе мы встречаемся уже в вавилонской астрологии, которая открыла ряд закономерностей в движении небесных светил. Математический язык сочетался в ней с чисто мифологическими концепциями. Однако соб­ственно наука ведет свое начало от пифагорейской школы, создавшей первую философию числа. Таким образом, методически, логически осознанной наука становится только в античной культуре. Благодаря науке культура Европы оказалась существенно иной, чем на Востоке.

История науки неисчерпаема по своей глубине. Самым поразительным по новизне и по своим неслыханным практическим последствиям в области тех­ники является со времен Кеплера и Галилея естест­веннонаучное знание с его применением математи­ческой теории. Однако оно составляет лишь звено во всеохватывающем процессе познания. Географичес­кие открытия завершились первым кругосветным путешествием и установлением того факта, что при плавании на запад теряется один день. Все это про­изошло только четыреста лет назад.

В настоящее время мы знаем о начальной стадии истории Греции, об истории Передней Азии и Египта больше, чем древние греки. История Земли и земной цивилизации углубилась для нас в прошлое на тыся­челетия и теперь открыта нашему взору, звездное небо уходит в неизмеримую глубину, открываются тайны мельчайших частиц...

Наука требует разработки определенных принци­пов классификации. Когда Линней создал свою сис­тему, многие критики рассматривали ее как чисто искусственную. Однако постепенно стало ясно, что предложенная классификация позволяет описывать явления природы. Природа состоит из отдельных и разнородных феноменов, которые наука упорядочи­вает, распределяя их по классам и подчиняя общим законам.

Современный мир как бы создает повсюду науки, независимые друг от друга, но общие по духу. В мастерских художников и архитекторов возникла наука о природе, мореплавание создало географию, государственные интересы — экономическую науку. Импульсом повсюду служило желание извлечь из знания непосредственную пользу. Но постепенно формировался и живой интерес к объекту познания.

Наука строится на объективных и вещественных доказательствах. Аналитическое сознание вбирает в себя многоликий жизненный опыт и всегда открыто для уточнений. Мы можем говорить о научном зна­нии только тогда, когда оно общезначимо. Обяза­тельность результата — конкретный признак науки. Наука также универсальна по своему духу. Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все происходящее в мире подвергается наблюдению, рассмотрению, исследо­ванию — явления природы, действия или высказы­вания людей, их творения и судьбы.

Суждения мыслителей:

«Наука увеличивает разум» (Эмпедокл).

С тех пор, кок мир возник большой, Стремились люди к знанью всей душой. На разных языках из века в век Дорогу к знанью ищет человек. И каждый шаг был им запечатлен Для поколений будущих времен. Науки свет в сердцах светлей огня Жизнь бережет надежней, чем броня.

Рудяки

«Людям прирожден способ познания от ощуще­ния к уму, так что, если нет ощущений, нет и науки» (Роджер Бэкон).

«Опытная наука — владычица умозрительных наук» (Роджер Бэкон).

«Я люблю науку, но не боготворю ее» (Мишель Монтень).

«Наука есть не что иное, как отображение дейст­вительности» (Фрэнсис Бэкон).

«Факты, взятые со стороны их достоверности, определяют, чему быть знанием, а чему — наукой» (Томас Гоббс).

«Успех науки — дело времени и смелости ума» (Франсуа Мари Вольтер).

«Систематическое целое познания может уже по одному тому, что оно систематическое, называться наукой, а если объединение познаний в этой системе есть связь оснований и следствий, — даже рацио­нальной наукой» (Иммануил Кант).

«Я знаю много прекрасных наук, но науки пре­краснее философии не знаю» (Георг Гегель).

«Настоящая форма, в которой существует исти­на, может быть только ее научной системой. Я по­ставил себе целью поработать над тем, чтобы фило­софия приняла форму науки, чтобы она могла поки­нуть имя любви к знанию и стать действительным знанием» (Георг Гегель).

«Ибо все, что в науках основано на разуме, зави­сит от философии» (Георг Гегель).

«Пусть наука все-таки возвысится до абсолютно­го принципа, а если она хочет стать системой, это даже необходимо» (Фридрих Шеллинг).

«Я никогда не претендовал, чтобы моя филосо­фия все исчерпывала и не оставляла больше вопро­сов. В этом смысле философия действительно невоз­можна — это была бы наука всезнания» (Артур Шо­пенгауэр).

«Я нисколько не сомневаюсь, что настоящая наука может познать и действительно познает необ­ходимые отношения или законы явлений, но спра­шивается только: остается ли она при этом познании на исключительно эмпирической почве... не заклю­чает ли она в себе и других познавательных элемен­тов, кроме того, которым хочет ограничить его от­влеченный эмпиризм?» (Владимир Соловьев).

«Как раз если смотреть с точки зрения наук, ни одна область не имеет превосходства над другой, ни природа над историей, ни наоборот- Ни один способ разработки предмета не имеет преимуществ перед остальными. Математическое познание не строже, чем историко-филологическое.

Следовательно, наше понимание, сформирован­ное в рамках научной культуры, отличается от по­нимания, сформированного в процессе обыденного наблюдения» (Гаспгон Башляр).

«Дело в том, что Маркс использовал некоторый правдоподобный аргумент, согласно которому наука может предсказывать будущее, только если будущее предопределено, — если, так сказать, будущее при­сутствует в прошлом, свернуто в нем» (Карл Поп-пер).

 

 

Вопросы и задания:

1. Зачем нужна наука?

2. Можем ли мы вслед за Рудаки сказать, что
наука бережет жизнь «надежней, чем броня»?

3. Надо ли боготворить науку?

4. Какая наука может считаться главнейшей?

5. Чем отличается научное понимание от житей­
ского, обыденного?

НЕНАВИСТЬ — активная враждебность, поляр­ность любви. Отрицательное отношение, доведенное до аффекта, до страсти. Древний философ Эмпедокл полагал, что именно любовь и ненависть обеспечива­ют развитие. Психоаналитики учат, что от любви до ненависти один шаг. Более того, они сплавлены. Ненависть нередко обнаруживается как вытеснен­ная любовь, перетекшая в свою противоположность. Ненависти часто предшествует острое недовольство, если события развиваются не так, как хочется. Чув­ство ненависти способно вызвать все, что противоре­чит потребностям, убеждениям и ценностям челове­ка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.