КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 5 страница
4. Деятельность имеет цели. Но всегда ли они ДОБРО И ЗЛО — наиболее общие понятия, позволяющие оценивать действия и поступки людей. Добро -- это основная моральная святыня, нравственная ценность сама по себе. Оно есть высшее благо. Зло противостоит добру. Тесное родство обоих понятий выражается в том, что оба коренятся в понятии ценности и глубоко связаны с нравственной жизнью человека. Человек по природе своей ни добр, ни зол. Он одинаково способен на добро и на зло. Добрым или злым можно назвать лишь действующего человека.
Суждения мыслителей: «Высшее добро подобно воде. Добро, которое оказывает вода, приносит пользу всем существам, и она не борется с ними» (Лао-цзы). «Платить добром за зло — нелепость. Чем же тогда платить за добро?» (Конфуций). «Ничто так не ценится народом, как доброта» (Цицерон). «Не все ли равно для меня, из атомов или гомео-мериЙ, из огня или земли материя Вселенной? Но довольно ли знать сущность добра и зла, меру любви и ненависти и, пользуясь этим как мерилом, устроить свою жизнь!..» (Эпиктет). «Созидай добро, делай это не ради своей славы, а ради славы того, кому ты обязан возможностью делать добро. От своего лица ты способен делать лишь зло; добро, которое ты творишь, — от Бога» (Августин Блаженный). «Доброе начало и начало злое противоположны; но они не могут быть противоположны, не будучи одного и того же рода; значит, есть нечто такое, что выше их; это нечто — одно и обладает всей сущностью начала; значит, оно является собственно началом; значит, нет двух первых начал; значит, предположение о двух противоположных началах заключает в себе противоречие» (Сиплиций). Мудрые сказали: «Время быстротечно, О муж, добро я зло недолговечно. Фирдоуси Учил мудрец: «Кто мудр — от зла уйдет, Кто сеет зло — возмездие пожнет. Фирдоуси
Победило ль зло в борьбе с доброй, Иль взаправду рождены мы злом? Аль-Маори
Мы творим добро с большим трудом. Но зато нам подлость нипочем. Аль-Маари «Если Бог есть, то откуда зло? Если его нет, откуда добро?» (Анселъм Кентерберийский). Я повторю известное от века.: Лишь доброта — богатство человека! Юсуф И добрые, и злые — все умрут. Так лучше пусть добром нас помянут. Саади «Добро — это то, чего все желают» (Фома Аквин-ский). Борьбу со Злом ведет Добро добром, Но злому недругу всяк отвечает злом. Мануэль Хуан «То, что соседствует с добром или злом, тем самым тоже является добром или злом; то же, что далеко от добра, есть зло, а то, что далеко от зла, — добро» (Фрэнсис Бэкон). «Я созерцал необъятную глубину этого мира, наблюдал за Солнцем, звездами, облаками, дождем и снегом, представлял себе мысленно все творение этого мира и находил добро и зло, любовь и гнев во всем — не только в людях и животных, но и в неразумной твари: в дереве, камнях, земле и стихиях... Я убедился, что добро и зло присущи всему: не только тварям, но и стихиям, что безбожники так же блаженствуют, как и люди благочестивые, что варварские народы располагают лучшими землями и наслаждаются большим счастьем, чем народы благочестивые. Это повергло меня в печаль и сильно огорчило. Я не мог найти утешение даже в Писании, с которым я был хорошо знаком. Но надо мной не восторжествовал дьявол, внушавший мне часто языческие мысли...» (Якоб Беме). «Доброе так же легко превращается в злое, как и злое — в доброе» (Якоб Беме). «Всемирная история заставляет нас думать, что, согласно требованиям природы и присущему ей разнообразию, порок и добродетель соединяются между собой во всех степенях, доступных человеку. Человеку присуще ровно столько же добродетели, сколько порока; поэтому в результате их сочетаний получается полное равенство между обоими этими качествами» (Жан Робине). «Делать добро другим людям по мере нашей возможности есть долг независимо от того, любим мы их или нет...» (Иммануил Кант). «Ибо моральный закон как таковой находит свое выражение в долженствовании, другими словами, он допускает возможность, что ему можно не следовать, допускает понятие добра наряду с понятием зла» (Фридрих Шеллинг). «Представления о добре и зле так сильно меня-лись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому» (Карл Маркс и Фридрих Энгельс). «Вперед» должно значить к Добру, но откуда же оно возьмется, когда в основу положено зло...» (Владимир Соловьев). «Добро» и «зло» коррелятивны, и в известном смысле можно сказать, что «добро» возникло лишь тогда, когда возникло «зло», и падает с падением «зла» (Николай Бердяев). Вопросы и задания: 1. Какое слово тождественно слову «добро»? 2. Каким добрым поступком своей жизни ты гор 3. Почему доброе превращается в злое? Приведи 4. Почему «добро» и «зло» связаны между собой? 5. Найди в тексте рассуждения о том, что Бог ДОБРОДЕТЕЛЬ — устремленность воли к добру, почитание добра нравственным благом. Добродетель противоположна порочности и определяет постоянный нравственный образ действия человека. Содержание понятия добродетели менялось в истории весьма существенно. Древние греки признавали четыре основные кардинальные добродетели: мудрость, мужество, справедливость и умеренность, причем, однако, учили, что по существу добродетель одна и имеет лишь различные обнаружения. Древние греки видели единую добродетель в разуме (Сократ). Мудрость заключала в себе все добродетели. Аристотель первым провел различие между добродетелями воли и добродетелями ума. Христианское противопоставило кардинальным добродетелям божественные веру, надежду и любовь. Суждения мыслителей: «Безграничная добродетельность похожа на ее недостаток; распространение добродетели похоже на ее расхищение» (Лао-цзы)., «Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи» (Конфуций). «Если тебя спросят: что есть добродетель? — ответствуй: любомудрие, употребленное в действие» (Пифагор). «Не от денег рождается добродетель, а от добродетелей бывают у людей деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной» (Сократ). «Добродетели нельзя разучиться» (Сенека). Напомню истину, что непреложна: И добродетель без ума ничтожна. Юсуф
«...Самые страшные преступники наносят значительно меньше вреда состоянию общественных нравов, чем люди, у которых их недостатки и пороки уживаются с некоторой видимостью добродетели и благоразумия» (Фрэнсис Бэкон). «Добродетель означает мужество и храбрость и, следовательно, предполагает врага» (Иммануил Кант). «Добродетель есть моральная твердость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления» (Иммануил Кант). «До тех пор пока мы еще верим в счастье, обретенное в награду за добродетель, мы предполагаем, что счастье и моральность, чувственность и разум — противоречивые принципы» (Фридрих Шеллинг). «Многие скорее считают добродетелью раскаяние в ошибках, чем старание их избежать» (Георг Лих-тенберг). «Итак, мужество получает свое нравственное значение или становится добродетелью, лишь поскольку связывается с первой основой человеческой нравственности — стыдливостью — в одном общем принципе: отстаивания личности от низшей природы, или плотских инстинктов» (Владимир Соловьев). «Скучная добродетель — плохое лекарство от скуки пустоты» (Николай Бердяев). «Мораль, когда она формальна, пожирает. Перефразируя Сен-Жюста, можно сказать: никто не добродетелен невинно» (Альбер Камю). Вопросы и задания: 1. Что является противоположностью добродете 2. Предложи собственную классификацию добро 3. Невинность еще не является добродетелью. Со 4. Добродетель — это восхождение к добру. Как ДОЛГ — нравственное веление, готовность поступать в соответствии с собственными требованиями, ориентируясь на этические ценности. Долг — это внутреннее принуждение, обусловленное идеей блага. Он направляется указаниями совести и разума. Кант оценивал долг как принуждение, которое испытывает свободная воля со стороны нравственного закона. Источник долга — личность как разумное и свободное существо. Суждения мыслителей: «Человек в силе уступает быку, в способности бегать уступает лошади, однако он заставляет людей жить сообща, в то время как бык и лошадь не обладают этой способностью. Благодаря чему люди могут жить сообща? Отвечаю: благодаря разделению обязанностей. Благодаря чему возможно это разделение? Отвечаю: благодаря чувству долга» (Сюнь-цаы). «Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга» (Цицерон). «Моральную ценность должно усматривать только в том, что поступок совершают из чувства долга» (Иммануил Кант). «Даже чувство долга, заставившее меня принять решение, не могло бы внушить мне спокойствие относительно возможных последствий моих действий, если бы, невзирая на то, что мои поступки зависят от моей свободы, последствия моих действий, или то, что вытекает из них для всего моего рода, не являлись бы следствием отнюдь не моей свободы, а чего-то совсем иного и более высокого» (Фридрих Шеллинг). «Истинную вежливость необходимо рассматривать именно как долг, ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим» (Георг Гегель). «Говоря проще, человек может делать добро помимо и вопреки всяких корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону» (Владимир Соловьев). Вопросы и задания: 1. Считаешь ли ты себя человеком долга? 2. Подбери синонимы к слову «долг» (обязан 3. Что направляет чувство долга? 4. Откуда рождается чувство долга? 5. Можно ли прожить, не платя долги? ДООПЫТНОЕ ЗНАНИЕ — знание, не приобретенное в опыте. Иногда его называют врожденным, то есть полученным при рождении. Суждения мыслителей: «Следует признать, что изобретатели в области искусства механики оказались значительно полезнее людям, чем изобретатели силлогизмов: тот, кто изобрел ткацкий челнок, имеет несказанное преимущество перед тем, кто придумал врожденные идеи» (Вальтер). Осип Мандельштам в стихотворении «И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме...» приводит такие строчки: Выть может, прежде губ уже родился шепот, И в беэдревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты.
Вопросы и задания: 1. Возможно ли доопытное знание? 2. Можно ли его обрести путем интуиции? 3. Философы называют некоторые идеи врожден 4. Прокомментируй парадокс: «прежде губ уже ДУХ — жизнь души. Слово первоначально встречается в Библии и в античной философии. Переводилось как «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни). Дух в противоположность душе означает высшие душевные способности, разум. Суждения мыслителей: «Коли дух твой чист — и тело целиком твое чисто» (Эпихарм). «Дух силен радостью» (Лукреций Кар). «Разум — это не что иное, как часть божественного духа, погруженного в тело людей» (Сенека). «Дух человека велик и обширен; он не терпит никаких границ. Он не признает своей родиной узкие пределы Эфеса, Александрии или какого-либо еще более обширного государства. Его подлинная родина охватывает весь этот мир, это — свод, включающий в себя моря и земли» (Сенека). «Разве можешь приказать что-нибудь свободному духу?» (Аниций Боэций). «...Человеческий дух, будучи по своей субстанции однородным и единообразным, предполагает и придумывает в природе большей однородности и большего единообразия, чем существует в действительности» (Фрэнсис Бэкон). «Дух вечен, так как он воспринимает вещи в форме вечности» (Бенедикт Спиноза). «Дух в эстетическом смысле — это оживляющий принцип в душе» (Иммануил Кант). «Задача философии изобразить движение самого человеческого духа, а не только развитие индивидуума» (Фридрих Шеллинг). «Ибо жизнь - - это любовь, а жизнь жизни — дух» (Иоганн Гёте). «Так, в еще большей мере, абсолютный дух, оказывающийся конкретной и последней высшей истиной всякого бытия, познается как свободно отчуждающий себя в конце развития и отпускающий себя, чтобы принять образ непосредственного бытия, познается как решающийся сотворить мир, в котором содержится все то, что заключалось в развитии, предшествовавшем этому результату, и что благодаря этому обратному положению превращается вместе со своим началом в нечто зависящее от результата как от принципа. Главное для науки не столько то, что началом служит нечто исключительно непосредственное, а то, что вся наука в целом есть в самом себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее — также и первым» (Георг Гегель). «Следовательно, самосохранение духа есть прежде всего сохранение его самообладания» (Владимир Соловьев). «Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни. Но духовность нужно понимать шире, чем обыкновенно понимают. Духовность нужна и для борьбы, которую ведет человек в мире. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги. Радость солнечного света есть духовная радость. Солнце духовно. Форма человеческого тела, лицо человека духовно» (Николай Бердяев). Вопросы и задания: 1. Чем отличается дух от тела и от души? 2. Почему дух — это разум? 3. Чем отличаются понятия «дух» и «духов 4. Что имеет в виду Шеллинг, говоря о движении 5. Докажи тезис о величии и обширности челове ДУША (греч. psyche, лат. anima) — духовная основа живого существа, особенно человека. Представление о душе рождается в человеке весьма рано, благодаря единству сознания и жизни. Возникает представление о противоположности души и тела, которое в религиозной традиции оценивается как «темница истинной сущности человека». Религиозные деятели считают душу бессмертной в отличие от бренного тела. В религии душа — это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. В психологии понятие души отражает исторически изменяющиеся воззрения на психику человека и животных. Суждения мыслителей: «Душа бессмертна» (Анаксагор). «— Можно ли видеть душу? — Нельзя. — Значит, она безвидна? — Да» (Платон). «Каждое тело, движимое извне, не одушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, одушевлено, потому что такова природа души. То, что движет само себя, есть не что иное, как душа» (Платон). «Душа наша существовала до того, как мы родились» (Платон). «Душа — своего рода гармония, слагающаяся из натяжения телесных начал» (Платон). «То, что видит душа, умопостигаемо и безвидно» (Платон). «Душа бессмертна и неуничтожима. И поистине наши души будут существовать в Аиде» (Платон). «Душа умершего продолжает существовать и обладает способностью мыслить» (Платон). «Душа всякий раз обманывается по вине тела. Мне кажется, это бесспорно» (Платон). «Выдающаяся душа не чужда безумия» (Аристотель). «Те, кто объявляют душу бестелесной, - - бредят» (Эпикур). «Душа есть тончайшее тело, рассеянное по всему организму» (Эпикур). «Природа души должна быть телесна» (Лукреций Кар). «Природа души неизвестна» (Лукреций Кар). «Невозможно считать, что рожденья души не знают совсем и свободны от смерти Законов» (Лукреций Кар). «Душа - - суть искорки, оторвавшиеся от высших святынь, упавшие я приставшие к чуждому им элементу» (Сенека). «Душа — это Бог, нашедший приют в теле человека» (Сенека). «Душа наша похожа на сосуд с водой, а мысли, которые нам приходят, похожи на свет, падающий на эту воду- Когда вода в сосуде колышется, то кажется, будто колышется и свет, падающий на эту воду, хотя это и не так на самом деле. Так же точно, когда душа волнуется, то кажется, будто наши мысли расшатываются и путаются. Но в самом деле волнуется только душа: успокоится она, и мысли наши сейчас же опять придут в порядок» (Эпик-тет). «Души плохих людей после смерти превращаются в демонов» (Тертуллиан). «Если нужно оплодотворить душу, чтобы принести плоды философии, она должна зачать извне» (Иоанн из Солсбери). «Перейдем теперь к учению о человеческой душе, из сокровищницы которой вышли все остальные науки» (Фрэнсис Бэкон). «Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большему праву, чем распоряжение своими собственными желаниями» (Реке Декарт). «В самом деле, чувство возвышенного в природе невозможно мыслить, не связав с ним ту настроенность души, которая близка настроенности к моральному...» (Иммануил Кант). «Обе эти борющиеся силы, представляемые одновременно в единстве и в борьбе, ведут к идее организующего начала, формирующего мир в систему. Быть может, его имели в виду древние мыслители, говоря о мировой душе» (Фридрих Шеллинг). «Таким образом, вопреки своей критике за звездным небом над нами Кант захотел найти Бога, а за голосом совести в нас — бессмертную душу по образу и подобию Божию» (Владимир Соловьев). Вопросы и задании: 1. Чем отличается религиозное понимание души 2. Есть ли душа у животных — твое мнение?
3. Найди в тексте рассуждения о бессмертии 4. Почему Бэкон считает учение о человеческой
ЖИЗНЬ - одна из форм существования материи, которая отличает мир организмов от всей остальной действительности. Жизнь закономерно возникает при определенных условиях развития материи. Различаются три царства жизни — растительное, животное и человеческое- Ниже растительного царства обнаруживает себя «не-жизнь» - - царство минералов. Выше человеческого располагается «сверх-жизнь» — пространство духов. В биологическом смысле жизнь есть основной признак организма. Когда она исчезает, наступает смерть. Основные функции жизни: рост, размножение, способность реагировать на внешние воздействия, активность. Современная наука утверждает, что провести строгую границу между телами, одаренными жизнью и не одаренными ею, весьма трудно. Точно так же нелегко обнаружить границу между жизнью органической и психической, хотя в природе, по всей вероятности, нет более резкой границы, чем та, которая проведена между живым и мертвым. В философии постоянно обсуждается жизненная судьба вообще, вопросы о смысле, ценности и цели ЖИЗНИ.
Суждения мыслителей: «Жизнь все-таки всегда лучше смерти» (Эзоп). «Чем отличается жизнь от смерти?» - спросили Фалеса. - «Ничем». - «Почему же ты тогда не умираешь?» - «Потому, - ответил он, - что нет никакой разницы» (Фалес). «Время человеческой жизни - миг; ее сущность- вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе — сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава -забвение» (Марк Аврелий). Жизнь — пустыня, по ней мы бредем нагишом. Смертный, полный гордыни, ты просто смешон! Ты для каждого шага находишь причину — Между тем он давно в небесах предрешен. Хайям «В жизни человеческой все так неясно и так сложно, что здесь ничего нельзя знать наверное» (Эразм Роттердамский). О, эта жизнь, остывающий жар] О, этой жизни отравленный дар! Атаалах Аррани «Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что превращают ее» (Мишель Монтень). «Жизнь дарована мне как милость, следовательно, я могу вернуть ее, когда она перестанет быть благодеянием: если прекращается причина, должно прекратиться и действие» (Шарль Монтескье). «Я все еще люблю жизнь. Эта нелепая слабость, может быть, один из самых роковых наших недостатков: ведь ничего не может быть глупее, чем желание беспрерывно нести ношу, которую хочется сбросить на землю, быть в ужасе от своего существования и власти его» (Франсуа Мари Вольтер). Дар напрасный! Дар случайный! Жизнь, зачем ты мне дана? Пушкин «Что такое жизнь? Это странствие: прокладывать себе дорогу, не зная, куда идти, зачем идти» (Григорий Сковорода). «Если же превратность судьбы и неизбывная тоска совершенно отняли вкус к жизни, если несчастный, будучи сильным духом, более из негодования на свою судьбу, чем из малодушия или подавленности, желает смерти и все же сохраняет себе жизнь не по склонности или из страха, а из чувства долга, — тогда его максима имеет моральное достоинство» (Иммануил Кант). «Равновесие отрицательных начал жизни должно все время нарушаться и восстанавливаться» (Фридрих Шеллинг). «Человек, как и животное, живет общею жизнью вселенной. Существенное различие заключается лишь в способе участия того и другого в этой жизни» (Владимир Соловьев). «Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Если мы говорим, что жизнь зло, то мы говорим это только в сравнении с другой, воображаемой, лучшей, жизнью, но ведь мы никакой другой лучшей жизни не знаем и не можем знать, и потому жизнь, какая бы она ни была, есть высшее, доступное нам, благо» (Лев Толстой). «Мудрейшие из людей с древнейших времен живут в этом загадочном безумии незнания. Только посредственные люди твердо знают, что такое жизнь и что такое смерть» (Лев Шестов).
Вопросы и задавил: 1. Что такое жизнь в естественнонаучном смысле? 2. Почему Пушкин называет жизнь «даром на
3. Считаешь ли ты, что жизнь — благо? Твои 4. Что заставляет думать, что жизнь — это 5. В чем смысл человеческой жизни?
ЗАБЛУЖДЕНИЕ — неточное представление, мысль или ход мысли. Заблуждение не является обманом, познающий не осознает, что следует неверным путем, уводящим его от истины. Заблуждение вызывается предубеждением, несовершенством умственных способностей, поспешностью, недостатком энергии, субъективными настроениями и пристрастиями. Суждения мыслителей: «Заблуждение — нарушение правил использования имен» (Мо-цзы). «Есть три источника заблуждений разума: воображение, привычка, самолюбие. Влияя на наши суждения, они делают нас неспособными познать истинную сущность вещей» (Блез Паскаль). «Именно заблуждению мы обязаны тяжелыми цепями, которые повсюду куют народам тираны и жрецы. Именно заблуждению мы обязаны рабством, до которого доведены почти во всех странах народы, предназначавшиеся природой для свободного труда ради своего счастья» (Поль Анри Гольбах). «Напротив, заблуждение религиозного самообольщения — это моральная смерть разума...» (Иммануил Кант). «Болезнь одна лишь заразительна, здоровье не заразительно; то же самое с заблуждением и истиной. Вот почему заблуждение распространяется быстро, а истина медленно» (Петр Чаадаев). Вопросы и задания: 1. Подбери синонимы к слову «заблуждение». 2. В чем разница между «заблуждением» и «суе 3. Попробуй перечислить собственные заблужде 4. Что Кант называет моральной смертью разу 5. Почему заблуждения стойки? ЗАВИСТЬ — разновидность страдания, которое человек испытывает, видя благополучие другого индивида, его достоинства- Признак мелочности характера и ограниченного ума. Древнегреческий философ Ксенофан отметил, что зависть направляется только на друзей, а не на врагов. Она родственна злорадству. Зависть часто не обнаруживает себя пороком. Поэтому она нередко выступает в форме праведного обличения чужих недостатков. Суждения мыслителей: «Одной только смертью смиряется зависть, Жжется сияньем своим талант, затмивший другие, Те, что слабей; а почет придет, когда он угаснет» (Гораций). «Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иаков). «Зависть есть беспокойство души, вызванное сознанием того, что желательным нам благом завладел другой человек, который, по нашему мнению, не должен обладать им раньше» (Джон Локк). «Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим» (Шарль Монтескье). «Эти пороки составляют отвратительное семейство зависти, неблагодарности и злорадства» (Иммануил Кант). «Люди, одержимые завистью и ревностью, — больные люди, для которых реальности Божьего мира угасают и исчезают, они повсюду видят фантаз-мы, питающие их чувства зависти и ревности» (Николай Бердяев). Вопросы и задания: 1. Опять просьба подобрать синонимы к слову «зависть». 2. Почему зависть старается подать себя в благо 3. Назови пороки, близкие зависти. Обратись к 4. «Белая» и «черная» зависть — что это означа 5. Почему все-таки зависть можно назвать «бес ЗАКОН — необходимое, существенное, стабильно повторяющееся отношение между явлениями. Научный закон — система понятий, отражающих наиболее значительные связи в природе и обществе. В другом значении — указание на то, как должен человек вести себя в обществе (нравственный, правовой закон). Суждения мыслителей: «Закон подобен паутине: слабого они затягивают, а сильный их порвет» (Соломон Мудрый). «Законам покорствуй» (Хилон из Эфор). «Законы — дурная выдумка. Законы создаются людьми, а от природы — атомы и пустота» (Демокрит). «Когда говорит оружие, законы молкнут» (Цицерон). «Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дураков. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше» (Демонакт). «Если законы, нагромождаясь один на другой, выросли в огромные тома или если они так смешались и перепутались между собой, что необходимо рассмотреть их заново и свести в разумный и удобный для пользования свод, то эта работа должна быть выполнена прежде всего. Этот труд будет поистине героическим...» (Фрэнсис Бэкон). «...В человеческих законах существуют нередко так называемые максимы — чисто произвольные положения, опирающиеся скорее на авторитет, чем на разум, и потому не подлежащие обсуждению» (Фрэнсис Бэкон). «Законы пользуются всеобщим уважением не в силу того, что они справедливы, а лишь потому, что они являются законами» (Мишель Монтень). «Это означает следующее: тот, в чьих руках власть, не позволит, чтобы народ предписывал ему законы» (Иммануил Кант). «Свобода и закон (ее ограничивающий) — два стержня, вокруг которых вращается гражданское законодательство» (Иммануил Кант). «Ибо моральный закон как таковой находит свое выражение в долженствовании, другими словами, он допускает возможность, что ему можно не следовать, допускает понятие добра наряду с понятием зла. Однако в абсолюте немыслимы как одно, так и другое» (Фридрих Шеллинг). «Наивысшей степенью совершенства естествознания было бы полное одухотворение всех законов природы, которое превратило бы их в законы созерцания и мышления» (Фридрих Шеллинг). «Что же дает эмпирической, фактической связи явлений характер безусловной всеобщности и необходимости, что делает из простого обобщения данных явлений, из действительного факта необходимый закон» (Владимир Соловьев). «Грехопадение подчинило человеческую совесть обществу. Общество делается носителем и охранителем нравственного закона» (Николай Бердяев). «Поскольку законы природы неизменны, они не могут быть нарушены или созданы. Хотя мы можем использовать их в технических целях, они недоступны контролю со стороны человека, а их незнание или игнорирование может привести к беде» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Найди в тексте синонимы к слову «закон». 2. Чем отличается закон природы от нравствен 3. Справедливо ли суждение Хилона «законам 4. Каково соотношение власти и закона? Проком 5. Перечисли известные тебе законы природы. ЗДРАВОМЫСЛИЕ, ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ — способность мыслить, опираясь на жизненный практический опыт, на общепринятые моральные принципы. Здравый смысл помогает человеку ориентироваться в окружающей реальности, однако он не поднимается до уровня научного и философского понимания действительности. В то же время здравомыслие противостоит надуманным идеологическим схемам, помогает людям сбрасывать пропагандистские штампы. В делом же верная по существу позиция здравого смысла часто не позволяет проникнуть в существо явлений, ограничиваясь поверхностными суждениями, создающими иллюзию безусловной правды и истинности.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |