Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 5 страница




4. Деятельность имеет цели. Но всегда ли они
достижимы? Не рождаются ли непредвиденные ре­
зультаты? Приведи иллюстрации.

ДОБРО И ЗЛО — наиболее общие понятия, по­зволяющие оценивать действия и поступки людей. Добро -- это основная моральная святыня, нравст­венная ценность сама по себе. Оно есть высшее благо. Зло противостоит добру. Тесное родство обоих понятий выражается в том, что оба коренятся в по­нятии ценности и глубоко связаны с нравственной жизнью человека. Человек по природе своей ни добр, ни зол. Он одинаково способен на добро и на зло. Добрым или злым можно назвать лишь действу­ющего человека.

 

 

Суждения мыслителей:

«Высшее добро подобно воде. Добро, которое ока­зывает вода, приносит пользу всем существам, и она не борется с ними» (Лао-цзы).

«Платить добром за зло — нелепость. Чем же тогда платить за добро?» (Конфуций).

«Ничто так не ценится народом, как доброта» (Цицерон).

«Не все ли равно для меня, из атомов или гомео-мериЙ, из огня или земли материя Вселенной? Но довольно ли знать сущность добра и зла, меру любви и ненависти и, пользуясь этим как мерилом, устро­ить свою жизнь!..» (Эпиктет).

«Созидай добро, делай это не ради своей славы, а ради славы того, кому ты обязан возможностью де­лать добро. От своего лица ты способен делать лишь зло; добро, которое ты творишь, — от Бога» (Авгус­тин Блаженный).

«Доброе начало и начало злое противоположны; но они не могут быть противоположны, не будучи одного и того же рода; значит, есть нечто такое, что выше их; это нечто — одно и обладает всей сущнос­тью начала; значит, оно является собственно нача­лом; значит, нет двух первых начал; значит, предпо­ложение о двух противоположных началах заключа­ет в себе противоречие» (Сиплиций).

Мудрые сказали: «Время быстротечно, О муж, добро я зло недолговечно.

Фирдоуси

Учил мудрец: «Кто мудр — от зла уйдет, Кто сеет зло — возмездие пожнет.

Фирдоуси

 

Победило ль зло в борьбе с доброй, Иль взаправду рождены мы злом?

Аль-Маори

 

Мы творим добро с большим трудом. Но зато нам подлость нипочем.

Аль-Маари

«Если Бог есть, то откуда зло? Если его нет, откуда добро?» (Анселъм Кентерберийский).

Я повторю известное от века.: Лишь доброта — богатство человека!

Юсуф

И добрые, и злые — все умрут.

Так лучше пусть добром нас помянут.

Саади

«Добро — это то, чего все желают» (Фома Аквин-ский).

Борьбу со Злом ведет Добро добром, Но злому недругу всяк отвечает злом.

Мануэль Хуан

«То, что соседствует с добром или злом, тем самым тоже является добром или злом; то же, что далеко от добра, есть зло, а то, что далеко от зла, — добро» (Фрэнсис Бэкон).

«Я созерцал необъятную глубину этого мира, на­блюдал за Солнцем, звездами, облаками, дождем и снегом, представлял себе мысленно все творение этого мира и находил добро и зло, любовь и гнев во всем — не только в людях и животных, но и в нера­зумной твари: в дереве, камнях, земле и стихиях... Я убедился, что добро и зло присущи всему: не толь­ко тварям, но и стихиям, что безбожники так же блаженствуют, как и люди благочестивые, что вар­варские народы располагают лучшими землями и наслаждаются большим счастьем, чем народы благо­честивые. Это повергло меня в печаль и сильно огор­чило. Я не мог найти утешение даже в Писании, с которым я был хорошо знаком. Но надо мной не восторжествовал дьявол, внушавший мне часто язы­ческие мысли...» (Якоб Беме).

«Доброе так же легко превращается в злое, как и злое — в доброе» (Якоб Беме).

«Всемирная история заставляет нас думать, что, согласно требованиям природы и присущему ей раз­нообразию, порок и добродетель соединяются между собой во всех степенях, доступных человеку. Чело­веку присуще ровно столько же добродетели, сколь­ко порока; поэтому в результате их сочетаний полу­чается полное равенство между обоими этими каче­ствами» (Жан Робине).

«Делать добро другим людям по мере нашей воз­можности есть долг независимо от того, любим мы их или нет...» (Иммануил Кант).

«Ибо моральный закон как таковой находит свое выражение в долженствовании, другими словами, он допускает возможность, что ему можно не следовать, допускает понятие добра наряду с понятием зла» (Фридрих Шеллинг).

«Представления о добре и зле так сильно меня-лись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому» (Карл Маркс и Фридрих Энгельс).

«Вперед» должно значить к Добру, но откуда же оно возьмется, когда в основу положено зло...» (Вла­димир Соловьев).

«Добро» и «зло» коррелятивны, и в известном смысле можно сказать, что «добро» возникло лишь тогда, когда возникло «зло», и падает с падением «зла» (Николай Бердяев).

Вопросы и задания:

1. Какое слово тождественно слову «добро»?

2. Каким добрым поступком своей жизни ты гор­
дишься?

3. Почему доброе превращается в злое? Приведи
примеры.

4. Почему «добро» и «зло» связаны между собой?

5. Найди в тексте рассуждения о том, что Бог
допустил зло.

ДОБРОДЕТЕЛЬ — устремленность воли к добру, почитание добра нравственным благом. Добродетель противоположна порочности и определяет постоян­ный нравственный образ действия человека. Содер­жание понятия добродетели менялось в истории весьма существенно. Древние греки признавали че­тыре основные кардинальные добродетели: муд­рость, мужество, справедливость и умеренность, причем, однако, учили, что по существу добродетель одна и имеет лишь различные обнаружения. Древ­ние греки видели единую добродетель в разуме (Со­крат). Мудрость заключала в себе все добродетели. Аристотель первым провел различие между доброде­телями воли и добродетелями ума. Христианское противопоставило кардинальным добродетелям бо­жественные веру, надежду и любовь.

Суждения мыслителей:

«Безграничная добродетельность похожа на ее недостаток; распространение добродетели похоже на ее расхищение» (Лао-цзы).,

«Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи» (Конфуций).

«Если тебя спросят: что есть добродетель? — от­ветствуй: любомудрие, употребленное в действие» (Пифагор).

«Не от денег рождается добродетель, а от доброде­телей бывают у людей деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной» (Сократ).

«Добродетели нельзя разучиться» (Сенека).

Напомню истину, что непреложна: И добродетель без ума ничтожна.

Юсуф

 

«...Самые страшные преступники наносят значи­тельно меньше вреда состоянию общественных нра­вов, чем люди, у которых их недостатки и пороки уживаются с некоторой видимостью добродетели и благоразумия» (Фрэнсис Бэкон).

«Добродетель означает мужество и храбрость и, следовательно, предполагает врага» (Иммануил Кант).

«Добродетель есть моральная твердость в следо­вании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь долж­на возникать из акта мышления» (Иммануил Кант).

«До тех пор пока мы еще верим в счастье, обре­тенное в награду за добродетель, мы предполагаем, что счастье и моральность, чувственность и разум — противоречивые принципы» (Фридрих Шеллинг).

«Многие скорее считают добродетелью раскаяние в ошибках, чем старание их избежать» (Георг Лих-тенберг).

«Итак, мужество получает свое нравственное зна­чение или становится добродетелью, лишь посколь­ку связывается с первой основой человеческой нрав­ственности — стыдливостью — в одном общем прин­ципе: отстаивания личности от низшей природы, или плотских инстинктов» (Владимир Соловьев).

«Скучная добродетель — плохое лекарство от скуки пустоты» (Николай Бердяев).

«Мораль, когда она формальна, пожирает. Пере­фразируя Сен-Жюста, можно сказать: никто не добродетелен невинно» (Альбер Камю).

Вопросы и задания:

1. Что является противоположностью добродете­
ли?

2. Предложи собственную классификацию добро­
детелей.

3. Невинность еще не является добродетелью. Со­
гласен ли ты с этой мыслью? Объясни различие.

4. Добродетель — это восхождение к добру. Как
оно осуществляется?

ДОЛГ — нравственное веление, готовность по­ступать в соответствии с собственными требования­ми, ориентируясь на этические ценности. Долг — это внутреннее принуждение, обусловленное идеей блага. Он направляется указаниями совести и разу­ма. Кант оценивал долг как принуждение, которое испытывает свободная воля со стороны нравственно­го закона. Источник долга — личность как разумное и свободное существо.

Суждения мыслителей:

«Человек в силе уступает быку, в способности бегать уступает лошади, однако он заставляет людей жить сообща, в то время как бык и лошадь не обла­дают этой способностью. Благодаря чему люди могут жить сообща? Отвечаю: благодаря разделению обя­занностей. Благодаря чему возможно это разделе­ние? Отвечаю: благодаря чувству долга» (Сюнь-цаы).

«Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга» (Цицерон).

«Моральную ценность должно усматривать толь­ко в том, что поступок совершают из чувства долга» (Иммануил Кант).

«Даже чувство долга, заставившее меня принять решение, не могло бы внушить мне спокойствие от­носительно возможных последствий моих действий, если бы, невзирая на то, что мои поступки зависят от моей свободы, последствия моих действий, или то, что вытекает из них для всего моего рода, не являлись бы следствием отнюдь не моей свободы, а чего-то совсем иного и более высокого» (Фридрих Шеллинг).

«Истинную вежливость необходимо рассматри­вать именно как долг, ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим» (Георг Гегель).

«Говоря проще, человек может делать добро по­мимо и вопреки всяких корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону» (Владимир Соловьев).

Вопросы и задания:

1. Считаешь ли ты себя человеком долга?

2. Подбери синонимы к слову «долг» (обязан­
ность).

3. Что направляет чувство долга?

4. Откуда рождается чувство долга?

5. Можно ли прожить, не платя долги?

ДООПЫТНОЕ ЗНАНИЕ — знание, не приобре­тенное в опыте. Иногда его называют врожденным, то есть полученным при рождении.

Суждения мыслителей:

«Следует признать, что изобретатели в области искусства механики оказались значительно полезнее людям, чем изобретатели силлогизмов: тот, кто изо­брел ткацкий челнок, имеет несказанное преимуще­ство перед тем, кто придумал врожденные идеи» (Вальтер).

Осип Мандельштам в стихотворении «И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме...» приводит такие строчки: Выть может, прежде губ уже родился шепот, И в беэдревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты.

 

 

Вопросы и задания:

1. Возможно ли доопытное знание?

2. Можно ли его обрести путем интуиции?

3. Философы называют некоторые идеи врожден­
ными. Твое мнение по этому поводу. Возможно ли
такое?

4. Прокомментируй парадокс: «прежде губ уже
родился шепот».

ДУХ — жизнь души. Слово первоначально встре­чается в Библии и в античной философии. Переводи­лось как «движущийся воздух», «дуновение», «ды­хание» (как носитель жизни). Дух в противополож­ность душе означает высшие душевные способности, разум.

Суждения мыслителей:

«Коли дух твой чист — и тело целиком твое чисто» (Эпихарм).

«Дух силен радостью» (Лукреций Кар).

«Разум — это не что иное, как часть божествен­ного духа, погруженного в тело людей» (Сенека).

«Дух человека велик и обширен; он не терпит никаких границ. Он не признает своей родиной узкие пределы Эфеса, Александрии или какого-либо еще более обширного государства. Его подлинная родина охватывает весь этот мир, это — свод, вклю­чающий в себя моря и земли» (Сенека).

«Разве можешь приказать что-нибудь свободному духу?» (Аниций Боэций).

«...Человеческий дух, будучи по своей субстан­ции однородным и единообразным, предполагает и придумывает в природе большей однородности и большего единообразия, чем существует в действи­тельности» (Фрэнсис Бэкон).

«Дух вечен, так как он воспринимает вещи в форме вечности» (Бенедикт Спиноза).

«Дух в эстетическом смысле — это оживляющий принцип в душе» (Иммануил Кант).

«Задача философии изобразить движение самого человеческого духа, а не только развитие ин­дивидуума» (Фридрих Шеллинг).

«Ибо жизнь - - это любовь, а жизнь жизни — дух» (Иоганн Гёте).

«Так, в еще большей мере, абсолютный дух, ока­зывающийся конкретной и последней высшей исти­ной всякого бытия, познается как свободно отчуж­дающий себя в конце развития и отпускающий себя, чтобы принять образ непосредственного бытия, по­знается как решающийся сотворить мир, в котором содержится все то, что заключалось в развитии, предшествовавшем этому результату, и что благода­ря этому обратному положению превращается вмес­те со своим началом в нечто зависящее от результата как от принципа. Главное для науки не столько то, что началом служит нечто исключительно непосред­ственное, а то, что вся наука в целом есть в самом себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее — также и первым» (Георг Гегель).

«Следовательно, самосохранение духа есть преж­де всего сохранение его самообладания» (Владимир Соловьев).

«Завоевание духовности есть главная задача че­ловеческой жизни. Но духовность нужно понимать шире, чем обыкновенно понимают. Духовность нужна и для борьбы, которую ведет человек в мире. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги. Радость солнечного света есть духовная ра­дость. Солнце духовно. Форма человеческого тела, лицо человека духовно» (Николай Бердяев).

Вопросы и задания:

1. Чем отличается дух от тела и от души?

2. Почему дух — это разум?

3. Чем отличаются понятия «дух» и «духов­
ность»?

4. Что имеет в виду Шеллинг, говоря о движении
самого человеческого духа?

5. Докажи тезис о величии и обширности челове­
ческого духа.

ДУША (греч. psyche, лат. anima) — духовная ос­нова живого существа, особенно человека. Представ­ление о душе рождается в человеке весьма рано, благодаря единству сознания и жизни. Возникает представление о противоположности души и тела, которое в религиозной традиции оценивается как «темница истинной сущности человека». Религиоз­ные деятели считают душу бессмертной в отличие от бренного тела. В религии душа — это нематериаль­ное, независимое от тела животворящее и познаю­щее начало. В психологии понятие души отражает исторически изменяющиеся воззрения на психику человека и животных.

Суждения мыслителей:

«Душа бессмертна» (Анаксагор). «— Можно ли видеть душу?

— Нельзя.

— Значит, она безвидна?

— Да» (Платон).

«Каждое тело, движимое извне, не одушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, одушевлено, по­тому что такова природа души. То, что движет само себя, есть не что иное, как душа» (Платон).

«Душа наша существовала до того, как мы роди­лись» (Платон).

«Душа — своего рода гармония, слагающаяся из натяжения телесных начал» (Платон).

«То, что видит душа, умопостигаемо и безвидно» (Платон).

«Душа бессмертна и неуничтожима. И поистине наши души будут существовать в Аиде» (Платон).

«Душа умершего продолжает существовать и об­ладает способностью мыслить» (Платон).

«Душа всякий раз обманывается по вине тела. Мне кажется, это бесспорно» (Платон).

«Выдающаяся душа не чужда безумия» (Аристо­тель).

«Те, кто объявляют душу бестелесной, - - бре­дят» (Эпикур).

«Душа есть тончайшее тело, рассеянное по всему организму» (Эпикур).

«Природа души должна быть телесна» (Лукреций Кар).

«Природа души неизвестна» (Лукреций Кар).

«Невозможно считать, что рожденья души не знают совсем и свободны от смерти Законов» (Лукре­ций Кар).

«Душа - - суть искорки, оторвавшиеся от выс­ших святынь, упавшие я приставшие к чуждому им элементу» (Сенека).

«Душа — это Бог, нашедший приют в теле чело­века» (Сенека).

«Душа наша похожа на сосуд с водой, а мысли, которые нам приходят, похожи на свет, падающий на эту воду- Когда вода в сосуде колышется, то ка­жется, будто колышется и свет, падающий на эту воду, хотя это и не так на самом деле. Так же точно, когда душа волнуется, то кажется, будто наши мысли расшатываются и путаются. Но в самом деле волнуется только душа: успокоится она, и мысли наши сейчас же опять придут в порядок» (Эпик-тет).

«Души плохих людей после смерти превращают­ся в демонов» (Тертуллиан).

«Если нужно оплодотворить душу, чтобы прине­сти плоды философии, она должна зачать извне» (Иоанн из Солсбери).

«Перейдем теперь к учению о человеческой душе, из сокровищницы которой вышли все остальные науки» (Фрэнсис Бэкон).

«Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему при­надлежало бы по большему праву, чем распоряже­ние своими собственными желаниями» (Реке Де­карт).

«В самом деле, чувство возвышенного в природе невозможно мыслить, не связав с ним ту настроен­ность души, которая близка настроенности к мо­ральному...» (Иммануил Кант).

«Обе эти борющиеся силы, представляемые одно­временно в единстве и в борьбе, ведут к идее органи­зующего начала, формирующего мир в систему. Быть может, его имели в виду древние мыслители, говоря о мировой душе» (Фридрих Шеллинг).

«Таким образом, вопреки своей критике за звезд­ным небом над нами Кант захотел найти Бога, а за голосом совести в нас — бессмертную душу по обра­зу и подобию Божию» (Владимир Соловьев).

Вопросы и задании:

1. Чем отличается религиозное понимание души
от психологического?

2. Есть ли душа у животных — твое мнение?

 

3. Найди в тексте рассуждения о бессмертии
души и ее конечности во времени.

4. Почему Бэкон считает учение о человеческой
душе основополагающим для всех наук?

 

 

 

 

ЖИЗНЬ - одна из форм существования мате­рии, которая отличает мир организмов от всей ос­тальной действительности. Жизнь закономерно воз­никает при определенных условиях развития мате­рии. Различаются три царства жизни — раститель­ное, животное и человеческое- Ниже растительного царства обнаруживает себя «не-жизнь» - - царство минералов. Выше человеческого располагается «сверх-жизнь» — пространство духов.

В биологическом смысле жизнь есть основной при­знак организма. Когда она исчезает, наступает смерть. Основные функции жизни: рост, размножение, спо­собность реагировать на внешние воздействия, актив­ность. Современная наука утверждает, что провести строгую границу между телами, одаренными жизнью и не одаренными ею, весьма трудно. Точно так же нелегко обнаружить границу между жизнью органи­ческой и психической, хотя в природе, по всей вероят­ности, нет более резкой границы, чем та, которая проведена между живым и мертвым.

В философии постоянно обсуждается жизненная судьба вообще, вопросы о смысле, ценности и цели ЖИЗНИ.

 

Суждения мыслителей:

«Жизнь все-таки всегда лучше смерти» (Эзоп).

«Чем отличается жизнь от смерти?» - спросили Фалеса. - «Ничем». - «Почему же ты тогда не умираешь?» - «Потому, - ответил он, - что нет никакой разницы» (Фалес).

«Время человеческой жизни - миг; ее сущ­ность- вечное течение; ощущение - смутно; стро­ение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе — сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмерт­ная слава -забвение» (Марк Аврелий).

Жизнь — пустыня, по ней мы бредем нагишом. Смертный, полный гордыни, ты просто смешон! Ты для каждого шага находишь причину — Между тем он давно в небесах предрешен.

Хайям

«В жизни человеческой все так неясно и так сложно, что здесь ничего нельзя знать наверное» (Эразм Роттердамский).

О, эта жизнь, остывающий жар] О, этой жизни отравленный дар!

Атаалах Аррани

«Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что превращают ее» (Мишель Монтень).

«Жизнь дарована мне как милость, следователь­но, я могу вернуть ее, когда она перестанет быть благодеянием: если прекращается причина, должно прекратиться и действие» (Шарль Монтескье).

«Я все еще люблю жизнь. Эта нелепая слабость, может быть, один из самых роковых наших недо­статков: ведь ничего не может быть глупее, чем желание беспрерывно нести ношу, которую хочется сбросить на землю, быть в ужасе от своего существо­вания и власти его» (Франсуа Мари Вольтер).

Дар напрасный! Дар случайный! Жизнь, зачем ты мне дана?

Пушкин

«Что такое жизнь? Это странствие: прокладывать себе дорогу, не зная, куда идти, зачем идти» (Григо­рий Сковорода).

«Если же превратность судьбы и неизбывная тоска совершенно отняли вкус к жизни, если не­счастный, будучи сильным духом, более из негодо­вания на свою судьбу, чем из малодушия или подав­ленности, желает смерти и все же сохраняет себе жизнь не по склонности или из страха, а из чувства долга, — тогда его максима имеет моральное досто­инство» (Иммануил Кант).

«Равновесие отрицательных начал жизни долж­но все время нарушаться и восстанавливаться» (Фридрих Шеллинг).

«Человек, как и животное, живет общею жизнью вселенной. Существенное различие заключается лишь в способе участия того и другого в этой жизни» (Владимир Соловьев).

«Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Если мы говорим, что жизнь зло, то мы говорим это только в сравнении с другой, воображаемой, лучшей, жизнью, но ведь мы ника­кой другой лучшей жизни не знаем и не можем знать, и потому жизнь, какая бы она ни была, есть высшее, доступное нам, благо» (Лев Толстой).

«Мудрейшие из людей с древнейших времен живут в этом загадочном безумии незнания. Только посредственные люди твердо знают, что такое жизнь и что такое смерть» (Лев Шестов).

 

 

Вопросы и задавил:

1. Что такое жизнь в естественнонаучном смысле?

2. Почему Пушкин называет жизнь «даром на­
прасным, даром случайным»?

 

3. Считаешь ли ты, что жизнь — благо? Твои
аргументы...

4. Что заставляет думать, что жизнь — это
тайка?

5. В чем смысл человеческой жизни?

 

 

 

 

ЗАБЛУЖДЕНИЕ — неточное представление, мысль или ход мысли. Заблуждение не является обманом, познающий не осознает, что следует невер­ным путем, уводящим его от истины. Заблуждение вызывается предубеждением, несовершенством ум­ственных способностей, поспешностью, недостатком энергии, субъективными настроениями и пристрас­тиями.

Суждения мыслителей:

«Заблуждение — нарушение правил использова­ния имен» (Мо-цзы).

«Есть три источника заблуждений разума: вооб­ражение, привычка, самолюбие. Влияя на наши суждения, они делают нас неспособными познать истинную сущность вещей» (Блез Паскаль).

«Именно заблуждению мы обязаны тяжелыми цепями, которые повсюду куют народам тираны и жрецы. Именно заблуждению мы обязаны рабством, до которого доведены почти во всех странах народы, предназначавшиеся природой для свободного труда ради своего счастья» (Поль Анри Гольбах).

«Напротив, заблуждение религиозного самообольщения — это моральная смерть разума...» (Имма­нуил Кант).

«Болезнь одна лишь заразительна, здоровье не заразительно; то же самое с заблуждением и исти­ной.

Вот почему заблуждение распространяется бы­стро, а истина медленно» (Петр Чаадаев).

Вопросы и задания:

1. Подбери синонимы к слову «заблуждение».

2. В чем разница между «заблуждением» и «суе­
верием»?

3. Попробуй перечислить собственные заблужде­
ния.

4. Что Кант называет моральной смертью разу­
ма?

5. Почему заблуждения стойки?

ЗАВИСТЬ — разновидность страдания, которое человек испытывает, видя благополучие другого ин­дивида, его достоинства- Признак мелочности харак­тера и ограниченного ума. Древнегреческий философ Ксенофан отметил, что зависть направляется только на друзей, а не на врагов. Она родственна злорадст­ву. Зависть часто не обнаруживает себя пороком. Поэтому она нередко выступает в форме праведного обличения чужих недостатков.

Суждения мыслителей:

«Одной только смертью смиряется зависть,

Жжется сияньем своим талант, затмивший дру­гие,

Те, что слабей; а почет придет, когда он угаснет» (Гораций).

«Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иаков).

«Зависть есть беспокойство души, вызванное сознанием того, что желательным нам благом завладел другой человек, который, по нашему мнению, не должен обладать им раньше» (Джон Локк).

«Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим» (Шарль Монтескье).

«Эти пороки составляют отвратительное семейст­во зависти, неблагодарности и злорадства» (Имману­ил Кант).

«Люди, одержимые завистью и ревностью, — больные люди, для которых реальности Божьего мира угасают и исчезают, они повсюду видят фантаз-мы, питающие их чувства зависти и ревности» (Ни­колай Бердяев).

Вопросы и задания:

1. Опять просьба подобрать синонимы к слову «зависть».

2. Почему зависть старается подать себя в благо­
родной форме?

3. Назови пороки, близкие зависти. Обратись к
тексту.

4. «Белая» и «черная» зависть — что это означа­
ет?

5. Почему все-таки зависть можно назвать «бес­
покойством души»?

ЗАКОН — необходимое, существенное, стабиль­но повторяющееся отношение между явлениями. Научный закон — система понятий, отражающих наиболее значительные связи в природе и обществе. В другом значении — указание на то, как должен человек вести себя в обществе (нравственный, право­вой закон).

Суждения мыслителей:

«Закон подобен паутине: слабого они затягивают, а сильный их порвет» (Соломон Мудрый).

«Законам покорствуй» (Хилон из Эфор).

«Законы — дурная выдумка. Законы создаются людьми, а от природы — атомы и пустота» (Демо­крит).

«Когда говорит оружие, законы молкнут» (Цице­рон).

«Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дураков. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше» (Демонакт).

«Если законы, нагромождаясь один на другой, выросли в огромные тома или если они так смеша­лись и перепутались между собой, что необходимо рассмотреть их заново и свести в разумный и удоб­ный для пользования свод, то эта работа должна быть выполнена прежде всего. Этот труд будет поис­тине героическим...» (Фрэнсис Бэкон).

«...В человеческих законах существуют нередко так называемые максимы — чисто произвольные по­ложения, опирающиеся скорее на авторитет, чем на разум, и потому не подлежащие обсуждению» (Фрэн­сис Бэкон).

«Законы пользуются всеобщим уважением не в силу того, что они справедливы, а лишь потому, что они являются законами» (Мишель Монтень).

«Это означает следующее: тот, в чьих руках власть, не позволит, чтобы народ предписывал ему законы» (Иммануил Кант).

«Свобода и закон (ее ограничивающий) — два стержня, вокруг которых вращается гражданское законодательство» (Иммануил Кант).

«Ибо моральный закон как таковой находит свое выражение в долженствовании, другими словами, он допускает возможность, что ему можно не следовать, допускает понятие добра наряду с понятием зла. Однако в абсолюте немыслимы как одно, так и дру­гое» (Фридрих Шеллинг).

«Наивысшей степенью совершенства естествозна­ния было бы полное одухотворение всех законов природы, которое превратило бы их в законы созер­цания и мышления» (Фридрих Шеллинг).

«Что же дает эмпирической, фактической связи явлений характер безусловной всеобщности и необ­ходимости, что делает из простого обобщения дан­ных явлений, из действительного факта необходи­мый закон» (Владимир Соловьев).

«Грехопадение подчинило человеческую совесть обществу. Общество делается носителем и охраните­лем нравственного закона» (Николай Бердяев).

«Поскольку законы природы неизменны, они не могут быть нарушены или созданы. Хотя мы можем использовать их в технических целях, они недоступ­ны контролю со стороны человека, а их незнание или игнорирование может привести к беде» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Найди в тексте синонимы к слову «закон».
Назови сходные слова — установление, предписание
И т. д.

2. Чем отличается закон природы от нравствен­
ного закона?

3. Справедливо ли суждение Хилона «законам
покорствуй»?

4. Каково соотношение власти и закона? Проком­
ментируй Канта...

5. Перечисли известные тебе законы природы.

ЗДРАВОМЫСЛИЕ, ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ — спо­собность мыслить, опираясь на жизненный практи­ческий опыт, на общепринятые моральные принци­пы. Здравый смысл помогает человеку ориентиро­ваться в окружающей реальности, однако он не под­нимается до уровня научного и философского пони­мания действительности. В то же время здравомыс­лие противостоит надуманным идеологическим схе­мам, помогает людям сбрасывать пропагандистские штампы. В делом же верная по существу позиция здравого смысла часто не позволяет проникнуть в существо явлений, ограничиваясь поверхностными суждениями, создающими иллюзию безусловной правды и истинности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.