Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 3 страница. Власть — способность, реальная возможность правителей или народа оказывать радикальное и всеобъемлющее влияние на деятельность




 

 

ВЛАСТЬ — способность, реальная возможность правителей или народа оказывать радикальное и всеобъемлющее влияние на деятельность, поведение, сознание и помыслы людей, распоряжаться их судь­бами. Власть, если ее не ограничивать и не контро­лировать, стремится подчинить своей воле не только общественную, но и частную жизнь человека, его душу и помыслы. Она реализуется через авторитет, право и насилие. Вся история власти сопровождает­ся попытками ее оправдания. В ней, как считают специалисты, есть нечто демоническое.

Суждения мыслителей:

«Человека выказывает власть» (Питтак из Ми-тилены).

Древнегреческий1 мудрец из Афин Солон провел реформы, которые способствовали ускорению лик­видации пережитков родового строя. Он говорил о своих законах:

«Власть даровал я народу в той мере, в какой нуждался:

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел, — чтобы их не опозорил никто.

Встал я меис тех и других.

Простерев мощный щит мой над ними,

И запретил побеждать несправедливо других».

«Наслаждением властвуй» (Клеобул).

«Только нравственная власть пользуется уваже­нием» (Мо-цзы).

«Когда народ глуп, им легко управлять» (Шан Ян).

«Не хорошо многовластье: один да будет власти­тель» (Аристотель).

«Бывают случаи, когда методы правления пре­красны, а в стране — смута; но с древности и до наших дней не было слышно, чтобы смута существо­вала при совершенном правителе» (Сюнь-цзы).

«Власть суверена в государстве должна быть аб­солютной» (Томас Гоббс).

«Одни из существующих вещей находятся в нашей власти, другие — не в нашей власти. В нашей власти — наши мнения, наша воля, наше влечение и уклонение — словом, все наши действия. Не в нашей власти — наше тело, наше имущество, почет, чины — словом, все, что не есть наши действия. Все, что в нашей власти, от природы свободно, не знает препятствий и стеснений; то, что не в нашей власти, является слабым, подчиненным, подверженным пре­пятствиям и чуждым воздействиям. Теперь подумай о следующем: если то, что от природы является под­чиненным и подверженным чуждым воздействиям, ты будешь считать своей собственностью, то ты столкнешься с препятствиями, впадешь в заботы и беспокойство и будешь недоволен богами и людьми. Если же, напротив, ты будешь лишь то считать своей собственностью, что действительно принадлежит тебе, а то, что подвержено чуждым воздействиям, будешь считать чуждым тебе, то никто никогда тебя ни к чему не принудит, никто ни в чем не сможет тебе воспрепятствовать; ты всеми будешь доволен, ибо вообще никто не может принести тебе вреда» (Эпиктет).

«Тот, кто желает сохранить власть, должен при­бегнуть ко злу» (Никколо Макиавелли).

«Одним из способов, с помощью которого можно удержать власть в новом государстве и либо укре­пить колеблющихся, либо сохранить в них состоя­ние нерешительности и неизвестности, это держать их постоянно в ожидании, возбуждая в людях жела­ние узнать, чем закончатся новые предприятия и начинания» (Никколо Макиавелли).

«Известно уже по опыту веков, что всякий чело­век, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигает предела» (Шарль Монтескье).

«Там, где великие мудрецы имеют власть, под­данные не замечают их существования. Там, где вла­ствуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньше, народ их презирает» (Лао-цзы).

«Сила — это способность преодолевать большие препятствия. Она называется властью, если способна преодолевать то, что само обладает силой. Природа, рассматриваемая в эстетическом суждении как сила, не имеющая власти над ними, «динамически возвы­шенна» (Иммануил Кант).

«Чувство власти и силы — если являешься чле­ном сильной семьи, общины, государства — играет роль фундамента в созидании нравственной обязан­ности; мы подчиняемся для того, чтобы иметь чув­ство власти и силы. Кто отрекается от своего отече­ства, но в минуту его опасности приносит себя ему в жертву, тот не хочет испытывать чувства бессилия» (Фридрих Ницше).

«Другими словами, право должно иметь в обще­стве действительных носителей или представителей, достаточно могущественных для того, чтобы изда­ваемые ими законы и произносимые суждения могли иметь силу принудительную. Такое реальное представительство права, или такая дееспособная за­конность, называется властью» (Владимир Соло­вьев).

«Даже если государство защищает своих граждан от запугивания физическим насилием (как оно, в принципе, делает в системе не ограниченного зако­нодательно капитализма), наши цели могут оказать­ся недостижимыми из-за неспособности государства защитить граждан от злоупотребления экономичес­кой властью» (Карл Поппер).

 

 

Вопросы и задания:

1. Можно ли обойтись без власти?

2. Как называется власть народа?

3. Почему власть вынуждена постоянно оправды­
вать себя?

4. Правда ли, что глупым народом легче управ­
лять, как это считал китайский мудрец?

5. Согласны ли вы с мнением Никколо Макиавел­
ли о том, что власть я зло неразделимы?

ВОЛЯ - способность человека самостоятельно обусловливать и регулировать собственные поступ­ки, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Понятие воли было изначально введе­но для объяснения побуждения таких действий, ко­торые рождаются по личным решениям человека, но не отвечают его желаниям. Затем оно стало исполь­зоваться для объяснения свободного выбора челове­ка, когда возникает конфликт между его желания­ми. Воля сознательна, в ней выражаются такие ка­чества человека, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость.

Артур Шопенгауэр придал понятию воли более широкое значение. Воля не зависит ни от каких установлений: она неизменна, тождественна самой себе, свободна в своих проявлениях, сама утвержда­ет или отрицает себя. Человек — прежде всего суще­ство водящее, а уж потом — познающее, мыслящее. Такое воззрение, по мнению Шопенгауэра, творит особую нравственность, которая порождает героев и святых.

Понятие воли возникает в рассуждениях Шопен­гауэра не в житейском смысле. Воля трактуется не в психологическом, а в бытийственном смысле. Не­мецкий философ утверждает, что в основе всего, что нас окружает, лежит некое беспредельное и вездесу­щее начало - Воля.

Такого понимания воли в прежней философии не было. Предполагалось, что косная природа не обла­дает никакой волей, поскольку она немыслящая ма­терия, а побуждение, порыв — это исключительные свойства сознательной личности.

У Шопенгауэра, напротив, и растения и минера­лы одушевлены волей. Магнитная стрелка неизмен­но направляется к северу. Тело падает всегда верти­кально. Тепло и холод влияют на состояние вещест­ва. В растительном царстве воля воплощает стрем­ление, желание, бессознательное вожделение. Вер­хушка дерева тянется к свету, стремится постоянно расти только вертикально. Корень вожделеет влаги... Семя, брошенное в землю, пустит стебель вверх, а корень — вниз. Гриб пробивается через стену, цветок — сквозь асфальт. Все это проявления воли. И фиксирует это волевое начало язык. Люди говорят, вода кипит, огонь хочет гореть. По мнению Шопенгауэра, это вовсе не образы, а реальные по­буждения, возникающие в сфере стихий, минералов, предметов.

Воля — это сила, благодаря которой появляются существа, индивиды, живущие в пространстве и вре­мени. Воля есть то, что стремится к существованию, становится бытием, выражается во множестве раз­личных воплощений. Сама она не подчинена зако­нам пространства и времени и не может быть позна­на. Но ее реальные обнаружения интеллект способен воспринимать.

Но много ли можно сказать о воле, если наблю­дать, скажем, за скалой? Что ни говори, а в человеке она обнаруживается с большей неповторимостью и конкретностью. Именно воля определяет все созна­ние человека, а не наоборот. Более того, если заду­маться над человеческой природой, над тем, в чем сущность человека, то, пожалуй, можно назвать волю. Она, как ничто иное, предельно раскрывает существо человека.

 

 

Суждения мыслителей:

«Человек желает невозможного, например бес­смертия, но хочет всегда лишь осуществимого» (Аристотель).

«Воля движет самое себя» (Уильям из Оккама). «Спрашивать, свободна ли человеческая воля, так же бессмысленно, как спрашивать, квадратна ли добродетель; свобода так же мало приложима к воле, как квадратность к добродетели» (Джон Локк).

«Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противопо­ложную» (Джон Локк).

«Бог дал нам ограниченный разум и неограни­ченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал» (Бенедикт Спиноза).

«Какое бы точное понятие мы ни составили себе с метафизической точки зрения о свободе воли, не­обходимо, однако, признать, что проявления воли, человеческие поступки, подобно всякому другому явлению природы, определяются общими законами природы» (Иммануил Кант).

«Насколько необходимо, что силой воли обладал тот, кто упорен в достижении разумной цели, на­столько же отвратительно упрямство» (Георг Гегель). «Каждый организм, в том числе и человеческий, жизнь как таковая, представляет собой не что иное, как обнаружение воли. Что такое зубы, глотка, ки­шечный канал, как не «объективированный голод»? Что такое половые органы, как не «объективирован­ное» половое влечение?» (Артур Шопенгауэр).

«Воля, будучи рассматриваема сама по себе, бес­сознательна и есть лишь слепое, неудержимое стрем­ление, каким она в наших глазах проявляется еще в неорганической и растительной природе и ее зако­нах, равно как и в растительной части нашего собст­венного тела» (Артур Шопенгауэр).

«Все мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир — это самопознание воли» (Артур Шопенгауэр).

«Что в нашей воле. — Можно распоряжаться сво­ими страстями, как садовник распоряжается от­прысками, но об этом знают немногие. И семена своего гнева, сострадания, тщеславия можно выха­живать плодоносными и полезными; можно сделать это с хорошим вкусом, и с безвкусием садовника, и на французский, и на английский, и на голланд­ский, и на китайский манер; можно предоставить все это природе и только там и сям немножко подре­зать и украсить; можно, наконец, даже без всякого умения и без всяких целей предоставить растениям расти в их естественном приволье и вести между собой борьбу, можно даже иметь удовольствие от такого их дикого состояния. Все это в нашей воле. Но многие ли знают о том, что это в нашей воле?» (Фридрих Ницше).

«Как известно, Шопенгауэр утверждает, что сущ­ность мира есть воля, а воля по существу есть состо­яние неудовлетворенности (так как при удовлетворе­нии нечего хотеть); поэтому неудовольствие или страдание есть основное и положительное определе­ние всякого бытия (внутри его самого), а следова­тельно, внутренняя нравственная связь (или соли­дарность) существ между собою есть сострадание....Мы по существу дела находим, что основанием нравственного отношения к другим существам может быть принципиально только жалость, или сострадание, а никак не со-радование или со-наслаж-дение» (Владимир Соловьев).

«Есть ли одна по-настоящему серьезная философ­ская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос фило­софии. Все остальное — имеет ли мир три измере­ния, руководствуется ли разум девятью или двенад­цатью категориями — второстепенно. Таковы усло­вия игры: прежде всего нужно дать отвит. И если верно, как того хотел Ницше, что заслуживающий уважения философ должен служить примером, то понятна и значимость ответа — за ним последуют определенные действия. Эту очевидность чует серд­це, но в нее необходимо вникнуть, чтобы сделать ясной для ума» (Альбер Камю).

Вопросы и задания:

1. Что ты можешь сказать о себе — волевой ли
ты человек?

2. Чем отличается шопенгауэровское толкование
философии от предшествующих?

3. Действительно ли вулкан обладает собственной
волей?

4. В чем суть полемики Владимира Соловьева с
Шопенгауэром?

5. Полезно ли быть волевым человеком?

ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия, позволяющая воссоздать представления без реального предмета, вызвать его в своей памяти. Ощущения, накоплен­ные нашей психикой, оставляют следы в нашем со­знании. В то время как внешний импульс уже утра­чен, эти образы продолжают жить в нашей памяти. Воображение — это многоликая и многоуровневая образность. Продуктивное воображение способно со­здавать новые реальности, эта способность лежит в основе творчества. С древнейших времен воображе­ние воспринималось как естественное качество чело­века, данное ему от природы наряду с врожденными способностями видеть, слышать, наблюдать, раз­мышлять. Воображение как творческая свобода, фантазия, мечта наглядно проявляется в искусстве. Оно помогает также познанию.

Суждения мыслителей:

«Наиболее правильным разделением человечес­кого знания является то, которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в себе знание. История соответствует памяти, поэ­зия — воображению, философия — рассудку» (Фрэнсис Бэкон).

«Если источник всякого воображения — богатая и развитая память, то память перегруженная для него губительна. Так, человек, набивший себе голову именами и датами, располагает не тем запасом, ко­торый необходим для создания образов. Воображе­ние людей, занятых расчетами и каверзами, как правило, бесплодно» (Франсуа Мари Вольтер).

«Воображению, пожалуй, можно простить, если оно иногда замечтается, т. е. неосмотрительно вый­дет за пределы опыта; ведь таким свободным взле­том оно, по крайней мере, оживляется и укрепляет­ся, и всегда легче бывает сдержать смелость, чем превозмочь его вялость» (Иммануил Кант).

«Абсолют... предоставляет полную свободу вооб­ражению — той способности, которая находится по­средине между нашей способностью познавать и спо­собностью реализовывать...» (Фридрих Шеллинг).

«Итак, действительность объективного явления дается не чувственным опытом, а воображением; она открывается не в ощущениях чувств, а в образах или идеях ума» (Владимир Соловьев),

«Способность воображения есть источник всяко­го творчества» (Николай Бердяев).

Вопроси и задания:

1. Найди в тексте слова, которые служат синони­
мами понятию «воображение».

2. Не потускнел ли присущий нам дар воображе­ния?

3. Почему воображение — источник всякого творчества?

4. Можно ли вообразить небывалое?

5. Откуда взялся образ кентавра, если такого су­щества нет в природе?

ВОСПИТАНИЕ — систематическое и целена­правленное влияние на духовное и физическое раз­витие личности, образование ума и тела с помощью внушения воспитаннику известных истин и правил, выработки в нем полезных привычек.

Суждения мыслителей:

«Воспитание — лучший припас к старости» (Аристотель).

«Добрые примеры порождаются добрым воспита­нием, доброе воспитание — хорошими законами, а хорошие законы — теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются» (Никколо Маки­авелли).

«Многознайство и хитроумие, ловкость и расчет­ливость: кто ведает их, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделен, а не пользуется — тот воз­вышен вдвойне» (XijH Цзычань).

«Среди людей одинакового воспитания существу­ет большое неравенство способностей» (Джон Локк).

«Воспитание создает идеи в нас, содержит в себе такой канал, через который идеи приходят в голову. Наше воспитание — мануфактура идей» (Шарль Монтескье).

«Воспитание есть своего рода рождение» (Георг Лихтенберг).

«Воспитание должно опираться на две основы: нравственность и благоразумие — первая поддержи­вает добродетель, вторая защищает от чужих поро­ков. Бели опорой окажется только нравственность, вы воспитаете своих простофиль или мучеников, если только благоразумие — одних расчетливых эго­истов» (Себастиан Шамфор).

«Человек — единственное создание, подлежащее воспитанию. Под воспитанием мы понимаем уход (попечение, содержание), дисциплину (выдержку) и обучение вместе с образованием. Сообразно с этим человек бывает грудным младенцем, питомцем и учеником» (Иммануил Кант).

«Человеческий род должен своими усилиями, по­степенно, из себя самого, вырабатывать все свойства, присущие человеческой природе. Одно поколение воспитывает другое. При этом самое первое начало можно искать как в диком, так и во вполне развитом состоянии. Если это последнее принимать за перво­бытное состояние, тогда, следовательно, человек впоследствии опять огрубел и впал в дикое состоя­ние» (Иммануил Кант).

«Применительно к воспитанию — единственно правилен ответ пифагорейца на вопрос некоего чело­века — какое воспитание было бы наилучшим для его сына? Ответ на это гласит: «Если ты сделаешь его гражданином народа, имеющего наилучшую ор­ганизацию» (Георг Гегель).

«Высшая, безусловная нравственность также обязывает настоящее поколение передать новому двоякое наследие: во-первых, все положительное, что добыто прошедшим человечества, все результа­ты исторического сбережения, а во-вторых, способ­ность и готовность воспользоваться этим основным капиталом для общего блага, для нового приближе­ния к высшей цели» (Владимир Соловьев).

«Цель воспитания в семье духовно-организован­ной состоит в том, чтобы связать временную жизнь нового поколения с вечным благом, общим для всех поколений и восстановляющим их существенное единство» (Владимир Соловьев).

 

 

Вопросы и задания:

1. Прокомментируй суждение Аристотеля. Поче­
му воспитание полезно к старости?

2. Отчего можно сравнить воспитание с рождени­
ем?

3. Почему воспитание непременно предполагает
обращение к опыту прошлого? Неужели для воспи­
тания мало опыта одного поколения?

4. Что такое «конфликт поколений»? Отражается
ли он на твоей жизни?

ВРЕМЯ — форма течения, последовательной смены явлений и состояний материи. В ней происхо­дит возникновение, становление и разрушение в мире.

Суждения мыслителей:

«Началом всего является беспредельное время» (Анаксимандр).

«Рождение и гибель миров происходит согласно порядку времени» (Анаксимандр).

«Время безначально» (Демокрит).

«Что такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничто не происходило, не было бы прошлого време­ни, если бы ничто не приходило, не было бы будуще­го времени; если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени. А как могут быть эти два вре­мени, прошлое и будущее, как прошлого уже нет, а будущего еще нет? И если бы настоящее всегда оста­валось настоящим и не уходило в прошлое, то это было уже не время, а вечность; настоящее оказыва­ется временем только потому, что оно уходит в про­шлое. Как же мы говорим, что оно есть, если причи­на его возникновения в том, что его не будет! Разве мы ошибаемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть?» (Августин Блаженный).

«До творения мира времени не было. Творение вызвало некоторое движение; момент этого движе­ния и изменения в мире и есть время» (Августин Блаженный).

«Время измеряется в памяти. Например, я наме­реваюсь пропеть известный мне гимн, который знаю наизусть. Прежде чем начну его, я весь обращаюсь при этом в ожидание. Но когда начну, тогда пропе­тое мною, переходя в прошедшее, принадлежит уже моей памяти, так что жизнь моя при этом действии разлагается на память по отношению к тому, что пропето, и ожидание по отношению к тому, что ос­талось петь, а внимание всегда присуще мне и слу­жит к переходу будущего в прошедшее. И чем далее продолжается действие мое, тем более ожидание со­кращается, а воспоминание возрастает, пока ожида­ние не истощится и не обратится всецело в воспоми­нание» (Августин Блаженный).

«Время есть величайший из новаторов» (Фрэнсис Бэкон).

«Так хочет время. Мы — его рабы» (Шекспир).

«Идея времени не возникает из чувств, а предпо­лагается ими» (Иммануил Кант).

«Непрерывное возникание и исчезание есть время, и мы должны признать время условием вся­кого психического бывания...» (Владимир Соловьев).

«Парадокс времени и вечности существует не только для судьбы мира, но и для судьбы личности» (Николай Бердяев).

Вопросы я задания:

1. Как вы понимаете суждение Демокрита:
«время безначально»? Почему греческий мудрец не
отметил также и бесконечность времени?

2. Как вы лично ощущаете бег времени?

3. Что означает суждение Августина Блаженного о том, что время измеряется в памяти? Сравните эту мысль с тем, что говорит о «психическом бывании» Владимир Соловьев.

4. Напишите коротенькое сочинение на тему:
«Я — раб времени».

5. Что вы читали в современной фантастике от­
носительно обратимости времени?

ВСЕЛЕННАЯ — весь существующий материаль­ный мир, безграничный во времени и пространстве. Он бесконечно разнообразен по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Го­воря о Вселенной, мы имеем в виду все, что сущест­вует.

Суждения мыслителей:

«Вселенная едина, бесконечна, неподвижна. Едина, говорю я, абсолютная возможность, едина действительность; едина форма или душа, едина ма­терия или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее. Она не движется в про­странстве, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что является всем. Она не рождается, ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать и ожидать, так как она облада­ет своим бытием. Она не уничтожается, ибо нет дру­гой вещи, в которую она могла бы превратиться, так как она является всякой вещью. Она не может уменьшиться или увеличиться, так как она беско­нечна. Она не материя, ибо она не имеет фигуры и не может ее иметь, она бесконечна и беспредельна. Она не форма, ибо не формирует и не образует дру­гого ввиду того, что она есть все, есть величайшее, есть единое, есть «Вселенная» (Джордано Бруно).

«Поскольку Вселенная бесконечна и неподвиж­на, не нужно искать ее двигателя. Бесконечные миры, содержащиеся в ней (звезды), все движется вследствие внутреннего начала, которое есть их соб­ственная душа, и вследствие этого напрасно разыс­кивать их внешний двигатель» (Джордано Бруно).

«Вселенная есть целиком центр. Центр Вселен­ной повсюду и во всем» (Джордано Бруно).

«Существуют бесконечные земли, бесконечные солнца и бесконечный эфир» (Джордано Бруно).

«До сих пор еще не решено, и я думаю, что человеческая наука никогда не решит, конечна ли Вселенная или бесконечна» (Галилео Галилей).

«Состояние Вселенной неуловимо, ее изменения бесконечны» (Чжуан-цзы).

«Весь небесный хор и все убранство земли, одним словом, все вещи, составляющие Вселенную, не имеют существования вне духа, поскольку они в действительности не восприняты мною или не суще­ствуют в уме моем или какого-либо другого сотво­ренного духа, они либо вовсе не имеют существова­ния, либо существуют f уме какого-либо вечного духа» (Джордж Беркли).

«Вся Вселенная сотворена» (Григорий Сковоро­да).

«Вселенная повсюду являет нам лишь материю и движение» (Поль Анри Гольбах).

«Бесконечность творения с одинаковой необходи­мостью охватывает все создания, вызываемые к жизни его неистощимым богатством. От высшего класса мыслящих существ до презреннейшего насе­комого ни одно звено не безразлично для него; ни одно не может отсутствовать, не нарушив этим кра­соты целого, а эта красота — во взаимной связи* (Иммануил Кант).

«Говорить об одном состоянии Вселенной в один какой-либо момент времени — значит находиться во власти не только случайно выбранного момента, но и случайного состояния в этот момент» (Гастон Башляр).

 

 

Вопросы н задании:

1. Можно ли обойтись без обобщающего слова
«Вселенная»? Есть ли у него синонимы?

2. Если Вселенная сотворена, как считает Сково­
рода, значит, она существовала не всегда, стало
быть, не вечна. Что было до рождения Вселенной?

3. Какую мысль подчеркивает Кант — многоли-
кость Вселенной, ее взаимосвязь? Напишите коро­
тенькое сочинение на эту тему.

4. Что означает мысль о том, что у Вселенной нет
центра?

5. Перескажите мысль Г. Вашляра другими сло­
вами.

 

 

ГАРМОНИЯ (греч. harmonia — связь, соразмер­ность) - единство в многообразии. В музыке это слово означает созвучие многих тонов. Его заимство­вали пифагорейцы и учили о гармонии сфер, то есть о правильном обращении небесных светил вокруг центрального огня. Лейбниц признавал предустанов­ленную гармонию между душою и телом. Сведенборг толковал о порядке в органическом мире. Педагоги­ческим идеалом Гёте, который он выразил в «Виль­гельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных че­ловеческих способностей в волшебном балансе. Гёте и природу оценивал как идеально обнаруживающий себя большой организм, в котором царит равновесие силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков. Гар­мония как созвучие, согласие является и эстетичес­кой категорией.

Суждения мыслителей:

«Все на свете, решительно все на свете обязатель­но гармонично. Гармоничны боги, гармоничен кос­мос, потому что все составляющие его моменты абсолютно согласованы в единое и нераздельное целое. Гармоничны государства, гармоничен царь, потому что от него исходит сила скрепления всех людей в единое целое» (Пифагор).

«Существуют, по-видимому, две гармонии или музыки — гармония божественного провидения и гармония человеческого разума. Для человеческого ума, как и для слуха смертных, божественное управ­ление миром и тайные предначертания Бога звучат как что-то грубое и как бы дисгармоничное» (Фрэн­сис Бэкон).

Певучесть есть в морских волнах, Гармония — в стихийных спорах, И стройный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах. Невозмутимый строй во всем. Созвучье полное в природе, — Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с вею сознаем.

ф. Тютчев

«Когда-нибудь я, может быть, набреду на плане-ту, где царит полная гармония, но пока что мне никто не указал, где такая планета находится» (Франсуа Мари Вольтер).

«Защитник религии опасается, что та гармония, которую можно объяснить естественными свойства­ми материи, может доказать независимость природы от божественного провидения. Он открыто признает, что если можно найти естественные причины всего порядка мироздания, способные породить этот поря­док из самых общих и существенных свойств мате­рии, то нет надобности ссылаться на верховное ми-роправление» (Иммануил Кант).

Вопросы и задания:

1.Каково происхождение слова «гармония»?

2. Считаете ли вы мир гармоничным? Приведите доказательства «за» и «против».

3. Как можно противопоставить гармонию боже­
ственного провидения и гармонию человеческого ра­
зума?

4. Покажите, что Тютчев видит гармонию только
в природе, а в нашей призрачной свободе царит раз­
лад.

5. Что такое гармония небесных сфер?

ГЕНИЙ (лат. genius) - предельное выражение творческой одаренности. Гениальность связана с со­зданием новых уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Понятие ге­ниальности было изначально связано с осмыслением творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род необъяснимого вдохнове­ния, «озарения» (Платон, неоплатонизм и др.}- У римлян слово «гений» первоначально обозначало сверхъестественное существо, олицетворяющее муж­скую силу, жизненную силу, а затем покровителя мужчины, семьи, дома, общины, города, даже госу­дарства. Большую роль играл в императорском Риме Гений императора.

В эпоху Возрождения родился культ гения как творческой индивидуальности. Особенно рельефно это обнаружилось в немецкой поэзии и философии XVIII в., включая романтику. Иммануил Кант назы­вал гениального человека «любимцем природы». «Гений», по его мнению, это врожденное, душевное свойство, благодаря которому природа предписывает правила не только науке, но и изящным искусствам. Гений, по Канту, это талант, то есть дар природы, который дает искусству правила. Поскольку талант как прирожденная продуктивная способность ху­дожника сам принадлежит природе, то эту мысль можно выразить и так: гений - - это врожденная способность души, посредством которой природа дает искусству правила.

Опираясь на Канта, Шеллинг считал, что гени­альность отсутствует там, где некое целое, подобно научной системе знаний, создается по частям, как бы складывается из них. И наоборот, наличие гени­альности следует предположить там, где идея целого несомненно предшествует возникновению частей, как это имеет место при создании произведений ис­кусства. Призвание гения состоит в том, чтобы снять противоположность между конечным и бесконеч­ным, частью и целым.

Гёте, присоединяясь к культу гения в период «Бури и натиска», еще более четко определяет гения как высшее формосоэидающее дарование. Немецкий поэт Иоганн Шиллер рассматривал гениальность как творческую наивность. Фридрих Ницше также счи­тал творческую детскость основным свойством гения.

В последние два века предпринимались попытки соотнести феномен гениальности с сумасшествием. Об этом писал в XIX в. психолог Чезаре Ломброзо в книге «Гениальность и помешательство». Еще Пла­тон говорил о «божественном безумии» поэтов. Дей­ствительно, многие гениальные люди впадали в без­умие (Тассо, Свифт, Ленау, Шуман, Галлер, Ницше). У гения иногда возникает внезапная жажда творче­ства, которая напоминает отклонения от «нормаль­ной» психики. Карл Юнг рассматривал творчески одаренного человека как некую двойственность, как синтез парадоксальных свойств. Как человек, гений может быть здоровым или болезненным, даже ненор­мальным, но в качестве творца он может быть понят только исходя из его творческого деяния. Современ­ная психология старается глубже познакомиться с самим процессом творчества гениальных людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.