КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение 3 страница. Власть — способность, реальная возможность правителей или народа оказывать радикальное и всеобъемлющее влияние на деятельность
ВЛАСТЬ — способность, реальная возможность правителей или народа оказывать радикальное и всеобъемлющее влияние на деятельность, поведение, сознание и помыслы людей, распоряжаться их судьбами. Власть, если ее не ограничивать и не контролировать, стремится подчинить своей воле не только общественную, но и частную жизнь человека, его душу и помыслы. Она реализуется через авторитет, право и насилие. Вся история власти сопровождается попытками ее оправдания. В ней, как считают специалисты, есть нечто демоническое. Суждения мыслителей: «Человека выказывает власть» (Питтак из Ми-тилены). Древнегреческий1 мудрец из Афин Солон провел реформы, которые способствовали ускорению ликвидации пережитков родового строя. Он говорил о своих законах: «Власть даровал я народу в той мере, в какой нуждался: Чести его не лишил, но и не дал лишних прав. Также о тех позаботился я, кто богатством и силой Всех превзошел, — чтобы их не опозорил никто. Встал я меис тех и других. Простерев мощный щит мой над ними, И запретил побеждать несправедливо других». «Наслаждением властвуй» (Клеобул). «Только нравственная власть пользуется уважением» (Мо-цзы). «Когда народ глуп, им легко управлять» (Шан Ян). «Не хорошо многовластье: один да будет властитель» (Аристотель). «Бывают случаи, когда методы правления прекрасны, а в стране — смута; но с древности и до наших дней не было слышно, чтобы смута существовала при совершенном правителе» (Сюнь-цзы). «Власть суверена в государстве должна быть абсолютной» (Томас Гоббс). «Одни из существующих вещей находятся в нашей власти, другие — не в нашей власти. В нашей власти — наши мнения, наша воля, наше влечение и уклонение — словом, все наши действия. Не в нашей власти — наше тело, наше имущество, почет, чины — словом, все, что не есть наши действия. Все, что в нашей власти, от природы свободно, не знает препятствий и стеснений; то, что не в нашей власти, является слабым, подчиненным, подверженным препятствиям и чуждым воздействиям. Теперь подумай о следующем: если то, что от природы является подчиненным и подверженным чуждым воздействиям, ты будешь считать своей собственностью, то ты столкнешься с препятствиями, впадешь в заботы и беспокойство и будешь недоволен богами и людьми. Если же, напротив, ты будешь лишь то считать своей собственностью, что действительно принадлежит тебе, а то, что подвержено чуждым воздействиям, будешь считать чуждым тебе, то никто никогда тебя ни к чему не принудит, никто ни в чем не сможет тебе воспрепятствовать; ты всеми будешь доволен, ибо вообще никто не может принести тебе вреда» (Эпиктет). «Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегнуть ко злу» (Никколо Макиавелли). «Одним из способов, с помощью которого можно удержать власть в новом государстве и либо укрепить колеблющихся, либо сохранить в них состояние нерешительности и неизвестности, это держать их постоянно в ожидании, возбуждая в людях желание узнать, чем закончатся новые предприятия и начинания» (Никколо Макиавелли). «Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигает предела» (Шарль Монтескье). «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньше, народ их презирает» (Лао-цзы). «Сила — это способность преодолевать большие препятствия. Она называется властью, если способна преодолевать то, что само обладает силой. Природа, рассматриваемая в эстетическом суждении как сила, не имеющая власти над ними, «динамически возвышенна» (Иммануил Кант). «Чувство власти и силы — если являешься членом сильной семьи, общины, государства — играет роль фундамента в созидании нравственной обязанности; мы подчиняемся для того, чтобы иметь чувство власти и силы. Кто отрекается от своего отечества, но в минуту его опасности приносит себя ему в жертву, тот не хочет испытывать чувства бессилия» (Фридрих Ницше). «Другими словами, право должно иметь в обществе действительных носителей или представителей, достаточно могущественных для того, чтобы издаваемые ими законы и произносимые суждения могли иметь силу принудительную. Такое реальное представительство права, или такая дееспособная законность, называется властью» (Владимир Соловьев). «Даже если государство защищает своих граждан от запугивания физическим насилием (как оно, в принципе, делает в системе не ограниченного законодательно капитализма), наши цели могут оказаться недостижимыми из-за неспособности государства защитить граждан от злоупотребления экономической властью» (Карл Поппер).
Вопросы и задания: 1. Можно ли обойтись без власти? 2. Как называется власть народа? 3. Почему власть вынуждена постоянно оправды 4. Правда ли, что глупым народом легче управ 5. Согласны ли вы с мнением Никколо Макиавел ВОЛЯ - способность человека самостоятельно обусловливать и регулировать собственные поступки, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Понятие воли было изначально введено для объяснения побуждения таких действий, которые рождаются по личным решениям человека, но не отвечают его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения свободного выбора человека, когда возникает конфликт между его желаниями. Воля сознательна, в ней выражаются такие качества человека, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость. Артур Шопенгауэр придал понятию воли более широкое значение. Воля не зависит ни от каких установлений: она неизменна, тождественна самой себе, свободна в своих проявлениях, сама утверждает или отрицает себя. Человек — прежде всего существо водящее, а уж потом — познающее, мыслящее. Такое воззрение, по мнению Шопенгауэра, творит особую нравственность, которая порождает героев и святых. Понятие воли возникает в рассуждениях Шопенгауэра не в житейском смысле. Воля трактуется не в психологическом, а в бытийственном смысле. Немецкий философ утверждает, что в основе всего, что нас окружает, лежит некое беспредельное и вездесущее начало - Воля. Такого понимания воли в прежней философии не было. Предполагалось, что косная природа не обладает никакой волей, поскольку она немыслящая материя, а побуждение, порыв — это исключительные свойства сознательной личности. У Шопенгауэра, напротив, и растения и минералы одушевлены волей. Магнитная стрелка неизменно направляется к северу. Тело падает всегда вертикально. Тепло и холод влияют на состояние вещества. В растительном царстве воля воплощает стремление, желание, бессознательное вожделение. Верхушка дерева тянется к свету, стремится постоянно расти только вертикально. Корень вожделеет влаги... Семя, брошенное в землю, пустит стебель вверх, а корень — вниз. Гриб пробивается через стену, цветок — сквозь асфальт. Все это проявления воли. И фиксирует это волевое начало язык. Люди говорят, вода кипит, огонь хочет гореть. По мнению Шопенгауэра, это вовсе не образы, а реальные побуждения, возникающие в сфере стихий, минералов, предметов. Воля — это сила, благодаря которой появляются существа, индивиды, живущие в пространстве и времени. Воля есть то, что стремится к существованию, становится бытием, выражается во множестве различных воплощений. Сама она не подчинена законам пространства и времени и не может быть познана. Но ее реальные обнаружения интеллект способен воспринимать. Но много ли можно сказать о воле, если наблюдать, скажем, за скалой? Что ни говори, а в человеке она обнаруживается с большей неповторимостью и конкретностью. Именно воля определяет все сознание человека, а не наоборот. Более того, если задуматься над человеческой природой, над тем, в чем сущность человека, то, пожалуй, можно назвать волю. Она, как ничто иное, предельно раскрывает существо человека.
Суждения мыслителей: «Человек желает невозможного, например бессмертия, но хочет всегда лишь осуществимого» (Аристотель). «Воля движет самое себя» (Уильям из Оккама). «Спрашивать, свободна ли человеческая воля, так же бессмысленно, как спрашивать, квадратна ли добродетель; свобода так же мало приложима к воле, как квадратность к добродетели» (Джон Локк). «Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную» (Джон Локк). «Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал» (Бенедикт Спиноза). «Какое бы точное понятие мы ни составили себе с метафизической точки зрения о свободе воли, необходимо, однако, признать, что проявления воли, человеческие поступки, подобно всякому другому явлению природы, определяются общими законами природы» (Иммануил Кант). «Насколько необходимо, что силой воли обладал тот, кто упорен в достижении разумной цели, настолько же отвратительно упрямство» (Георг Гегель). «Каждый организм, в том числе и человеческий, жизнь как таковая, представляет собой не что иное, как обнаружение воли. Что такое зубы, глотка, кишечный канал, как не «объективированный голод»? Что такое половые органы, как не «объективированное» половое влечение?» (Артур Шопенгауэр). «Воля, будучи рассматриваема сама по себе, бессознательна и есть лишь слепое, неудержимое стремление, каким она в наших глазах проявляется еще в неорганической и растительной природе и ее законах, равно как и в растительной части нашего собственного тела» (Артур Шопенгауэр). «Все мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир — это самопознание воли» (Артур Шопенгауэр). «Что в нашей воле. — Можно распоряжаться своими страстями, как садовник распоряжается отпрысками, но об этом знают немногие. И семена своего гнева, сострадания, тщеславия можно выхаживать плодоносными и полезными; можно сделать это с хорошим вкусом, и с безвкусием садовника, и на французский, и на английский, и на голландский, и на китайский манер; можно предоставить все это природе и только там и сям немножко подрезать и украсить; можно, наконец, даже без всякого умения и без всяких целей предоставить растениям расти в их естественном приволье и вести между собой борьбу, можно даже иметь удовольствие от такого их дикого состояния. Все это в нашей воле. Но многие ли знают о том, что это в нашей воле?» (Фридрих Ницше). «Как известно, Шопенгауэр утверждает, что сущность мира есть воля, а воля по существу есть состояние неудовлетворенности (так как при удовлетворении нечего хотеть); поэтому неудовольствие или страдание есть основное и положительное определение всякого бытия (внутри его самого), а следовательно, внутренняя нравственная связь (или солидарность) существ между собою есть сострадание....Мы по существу дела находим, что основанием нравственного отношения к другим существам может быть принципиально только жалость, или сострадание, а никак не со-радование или со-наслаж-дение» (Владимир Соловьев). «Есть ли одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно. Таковы условия игры: прежде всего нужно дать отвит. И если верно, как того хотел Ницше, что заслуживающий уважения философ должен служить примером, то понятна и значимость ответа — за ним последуют определенные действия. Эту очевидность чует сердце, но в нее необходимо вникнуть, чтобы сделать ясной для ума» (Альбер Камю). Вопросы и задания: 1. Что ты можешь сказать о себе — волевой ли 2. Чем отличается шопенгауэровское толкование 3. Действительно ли вулкан обладает собственной 4. В чем суть полемики Владимира Соловьева с 5. Полезно ли быть волевым человеком? ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия, позволяющая воссоздать представления без реального предмета, вызвать его в своей памяти. Ощущения, накопленные нашей психикой, оставляют следы в нашем сознании. В то время как внешний импульс уже утрачен, эти образы продолжают жить в нашей памяти. Воображение — это многоликая и многоуровневая образность. Продуктивное воображение способно создавать новые реальности, эта способность лежит в основе творчества. С древнейших времен воображение воспринималось как естественное качество человека, данное ему от природы наряду с врожденными способностями видеть, слышать, наблюдать, размышлять. Воображение как творческая свобода, фантазия, мечта наглядно проявляется в искусстве. Оно помогает также познанию. Суждения мыслителей: «Наиболее правильным разделением человеческого знания является то, которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в себе знание. История соответствует памяти, поэзия — воображению, философия — рассудку» (Фрэнсис Бэкон). «Если источник всякого воображения — богатая и развитая память, то память перегруженная для него губительна. Так, человек, набивший себе голову именами и датами, располагает не тем запасом, который необходим для создания образов. Воображение людей, занятых расчетами и каверзами, как правило, бесплодно» (Франсуа Мари Вольтер). «Воображению, пожалуй, можно простить, если оно иногда замечтается, т. е. неосмотрительно выйдет за пределы опыта; ведь таким свободным взлетом оно, по крайней мере, оживляется и укрепляется, и всегда легче бывает сдержать смелость, чем превозмочь его вялость» (Иммануил Кант). «Абсолют... предоставляет полную свободу воображению — той способности, которая находится посредине между нашей способностью познавать и способностью реализовывать...» (Фридрих Шеллинг). «Итак, действительность объективного явления дается не чувственным опытом, а воображением; она открывается не в ощущениях чувств, а в образах или идеях ума» (Владимир Соловьев), «Способность воображения есть источник всякого творчества» (Николай Бердяев). Вопроси и задания: 1. Найди в тексте слова, которые служат синони 2. Не потускнел ли присущий нам дар воображения? 3. Почему воображение — источник всякого творчества? 4. Можно ли вообразить небывалое? 5. Откуда взялся образ кентавра, если такого существа нет в природе? ВОСПИТАНИЕ — систематическое и целенаправленное влияние на духовное и физическое развитие личности, образование ума и тела с помощью внушения воспитаннику известных истин и правил, выработки в нем полезных привычек. Суждения мыслителей: «Воспитание — лучший припас к старости» (Аристотель). «Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание — хорошими законами, а хорошие законы — теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются» (Никколо Макиавелли). «Многознайство и хитроумие, ловкость и расчетливость: кто ведает их, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделен, а не пользуется — тот возвышен вдвойне» (XijH Цзычань). «Среди людей одинакового воспитания существует большое неравенство способностей» (Джон Локк). «Воспитание создает идеи в нас, содержит в себе такой канал, через который идеи приходят в голову. Наше воспитание — мануфактура идей» (Шарль Монтескье). «Воспитание есть своего рода рождение» (Георг Лихтенберг). «Воспитание должно опираться на две основы: нравственность и благоразумие — первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Бели опорой окажется только нравственность, вы воспитаете своих простофиль или мучеников, если только благоразумие — одних расчетливых эгоистов» (Себастиан Шамфор). «Человек — единственное создание, подлежащее воспитанию. Под воспитанием мы понимаем уход (попечение, содержание), дисциплину (выдержку) и обучение вместе с образованием. Сообразно с этим человек бывает грудным младенцем, питомцем и учеником» (Иммануил Кант). «Человеческий род должен своими усилиями, постепенно, из себя самого, вырабатывать все свойства, присущие человеческой природе. Одно поколение воспитывает другое. При этом самое первое начало можно искать как в диком, так и во вполне развитом состоянии. Если это последнее принимать за первобытное состояние, тогда, следовательно, человек впоследствии опять огрубел и впал в дикое состояние» (Иммануил Кант). «Применительно к воспитанию — единственно правилен ответ пифагорейца на вопрос некоего человека — какое воспитание было бы наилучшим для его сына? Ответ на это гласит: «Если ты сделаешь его гражданином народа, имеющего наилучшую организацию» (Георг Гегель). «Высшая, безусловная нравственность также обязывает настоящее поколение передать новому двоякое наследие: во-первых, все положительное, что добыто прошедшим человечества, все результаты исторического сбережения, а во-вторых, способность и готовность воспользоваться этим основным капиталом для общего блага, для нового приближения к высшей цели» (Владимир Соловьев). «Цель воспитания в семье духовно-организованной состоит в том, чтобы связать временную жизнь нового поколения с вечным благом, общим для всех поколений и восстановляющим их существенное единство» (Владимир Соловьев).
Вопросы и задания: 1. Прокомментируй суждение Аристотеля. Поче 2. Отчего можно сравнить воспитание с рождени 3. Почему воспитание непременно предполагает 4. Что такое «конфликт поколений»? Отражается ВРЕМЯ — форма течения, последовательной смены явлений и состояний материи. В ней происходит возникновение, становление и разрушение в мире. Суждения мыслителей: «Началом всего является беспредельное время» (Анаксимандр). «Рождение и гибель миров происходит согласно порядку времени» (Анаксимандр). «Время безначально» (Демокрит). «Что такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничто не происходило, не было бы прошлого времени, если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени. А как могут быть эти два времени, прошлое и будущее, как прошлого уже нет, а будущего еще нет? И если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в прошлое. Как же мы говорим, что оно есть, если причина его возникновения в том, что его не будет! Разве мы ошибаемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть?» (Августин Блаженный). «До творения мира времени не было. Творение вызвало некоторое движение; момент этого движения и изменения в мире и есть время» (Августин Блаженный). «Время измеряется в памяти. Например, я намереваюсь пропеть известный мне гимн, который знаю наизусть. Прежде чем начну его, я весь обращаюсь при этом в ожидание. Но когда начну, тогда пропетое мною, переходя в прошедшее, принадлежит уже моей памяти, так что жизнь моя при этом действии разлагается на память по отношению к тому, что пропето, и ожидание по отношению к тому, что осталось петь, а внимание всегда присуще мне и служит к переходу будущего в прошедшее. И чем далее продолжается действие мое, тем более ожидание сокращается, а воспоминание возрастает, пока ожидание не истощится и не обратится всецело в воспоминание» (Августин Блаженный). «Время есть величайший из новаторов» (Фрэнсис Бэкон). «Так хочет время. Мы — его рабы» (Шекспир). «Идея времени не возникает из чувств, а предполагается ими» (Иммануил Кант). «Непрерывное возникание и исчезание есть время, и мы должны признать время условием всякого психического бывания...» (Владимир Соловьев). «Парадокс времени и вечности существует не только для судьбы мира, но и для судьбы личности» (Николай Бердяев). Вопросы я задания: 1. Как вы понимаете суждение Демокрита: 2. Как вы лично ощущаете бег времени? 3. Что означает суждение Августина Блаженного о том, что время измеряется в памяти? Сравните эту мысль с тем, что говорит о «психическом бывании» Владимир Соловьев. 4. Напишите коротенькое сочинение на тему: 5. Что вы читали в современной фантастике от ВСЕЛЕННАЯ — весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве. Он бесконечно разнообразен по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Говоря о Вселенной, мы имеем в виду все, что существует. Суждения мыслителей: «Вселенная едина, бесконечна, неподвижна. Едина, говорю я, абсолютная возможность, едина действительность; едина форма или душа, едина материя или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее. Она не движется в пространстве, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что является всем. Она не рождается, ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать и ожидать, так как она обладает своим бытием. Она не уничтожается, ибо нет другой вещи, в которую она могла бы превратиться, так как она является всякой вещью. Она не может уменьшиться или увеличиться, так как она бесконечна. Она не материя, ибо она не имеет фигуры и не может ее иметь, она бесконечна и беспредельна. Она не форма, ибо не формирует и не образует другого ввиду того, что она есть все, есть величайшее, есть единое, есть «Вселенная» (Джордано Бруно). «Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя. Бесконечные миры, содержащиеся в ней (звезды), все движется вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа, и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель» (Джордано Бруно). «Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем» (Джордано Бруно). «Существуют бесконечные земли, бесконечные солнца и бесконечный эфир» (Джордано Бруно). «До сих пор еще не решено, и я думаю, что человеческая наука никогда не решит, конечна ли Вселенная или бесконечна» (Галилео Галилей). «Состояние Вселенной неуловимо, ее изменения бесконечны» (Чжуан-цзы). «Весь небесный хор и все убранство земли, одним словом, все вещи, составляющие Вселенную, не имеют существования вне духа, поскольку они в действительности не восприняты мною или не существуют в уме моем или какого-либо другого сотворенного духа, они либо вовсе не имеют существования, либо существуют f уме какого-либо вечного духа» (Джордж Беркли). «Вся Вселенная сотворена» (Григорий Сковорода). «Вселенная повсюду являет нам лишь материю и движение» (Поль Анри Гольбах). «Бесконечность творения с одинаковой необходимостью охватывает все создания, вызываемые к жизни его неистощимым богатством. От высшего класса мыслящих существ до презреннейшего насекомого ни одно звено не безразлично для него; ни одно не может отсутствовать, не нарушив этим красоты целого, а эта красота — во взаимной связи* (Иммануил Кант). «Говорить об одном состоянии Вселенной в один какой-либо момент времени — значит находиться во власти не только случайно выбранного момента, но и случайного состояния в этот момент» (Гастон Башляр).
Вопросы н задании: 1. Можно ли обойтись без обобщающего слова 2. Если Вселенная сотворена, как считает Сково 3. Какую мысль подчеркивает Кант — многоли- 4. Что означает мысль о том, что у Вселенной нет 5. Перескажите мысль Г. Вашляра другими сло
ГАРМОНИЯ (греч. harmonia — связь, соразмерность) - единство в многообразии. В музыке это слово означает созвучие многих тонов. Его заимствовали пифагорейцы и учили о гармонии сфер, то есть о правильном обращении небесных светил вокруг центрального огня. Лейбниц признавал предустановленную гармонию между душою и телом. Сведенборг толковал о порядке в органическом мире. Педагогическим идеалом Гёте, который он выразил в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в волшебном балансе. Гёте и природу оценивал как идеально обнаруживающий себя большой организм, в котором царит равновесие силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков. Гармония как созвучие, согласие является и эстетической категорией. Суждения мыслителей: «Все на свете, решительно все на свете обязательно гармонично. Гармоничны боги, гармоничен космос, потому что все составляющие его моменты абсолютно согласованы в единое и нераздельное целое. Гармоничны государства, гармоничен царь, потому что от него исходит сила скрепления всех людей в единое целое» (Пифагор). «Существуют, по-видимому, две гармонии или музыки — гармония божественного провидения и гармония человеческого разума. Для человеческого ума, как и для слуха смертных, божественное управление миром и тайные предначертания Бога звучат как что-то грубое и как бы дисгармоничное» (Фрэнсис Бэкон). Певучесть есть в морских волнах, Гармония — в стихийных спорах, И стройный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах. Невозмутимый строй во всем. Созвучье полное в природе, — Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с вею сознаем. ф. Тютчев «Когда-нибудь я, может быть, набреду на плане-ту, где царит полная гармония, но пока что мне никто не указал, где такая планета находится» (Франсуа Мари Вольтер). «Защитник религии опасается, что та гармония, которую можно объяснить естественными свойствами материи, может доказать независимость природы от божественного провидения. Он открыто признает, что если можно найти естественные причины всего порядка мироздания, способные породить этот порядок из самых общих и существенных свойств материи, то нет надобности ссылаться на верховное ми-роправление» (Иммануил Кант). Вопросы и задания: 1.Каково происхождение слова «гармония»? 2. Считаете ли вы мир гармоничным? Приведите доказательства «за» и «против». 3. Как можно противопоставить гармонию боже 4. Покажите, что Тютчев видит гармонию только 5. Что такое гармония небесных сфер? ГЕНИЙ (лат. genius) - предельное выражение творческой одаренности. Гениальность связана с созданием новых уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Понятие гениальности было изначально связано с осмыслением творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род необъяснимого вдохновения, «озарения» (Платон, неоплатонизм и др.}- У римлян слово «гений» первоначально обозначало сверхъестественное существо, олицетворяющее мужскую силу, жизненную силу, а затем покровителя мужчины, семьи, дома, общины, города, даже государства. Большую роль играл в императорском Риме Гений императора. В эпоху Возрождения родился культ гения как творческой индивидуальности. Особенно рельефно это обнаружилось в немецкой поэзии и философии XVIII в., включая романтику. Иммануил Кант называл гениального человека «любимцем природы». «Гений», по его мнению, это врожденное, душевное свойство, благодаря которому природа предписывает правила не только науке, но и изящным искусствам. Гений, по Канту, это талант, то есть дар природы, который дает искусству правила. Поскольку талант как прирожденная продуктивная способность художника сам принадлежит природе, то эту мысль можно выразить и так: гений - - это врожденная способность души, посредством которой природа дает искусству правила. Опираясь на Канта, Шеллинг считал, что гениальность отсутствует там, где некое целое, подобно научной системе знаний, создается по частям, как бы складывается из них. И наоборот, наличие гениальности следует предположить там, где идея целого несомненно предшествует возникновению частей, как это имеет место при создании произведений искусства. Призвание гения состоит в том, чтобы снять противоположность между конечным и бесконечным, частью и целым. Гёте, присоединяясь к культу гения в период «Бури и натиска», еще более четко определяет гения как высшее формосоэидающее дарование. Немецкий поэт Иоганн Шиллер рассматривал гениальность как творческую наивность. Фридрих Ницше также считал творческую детскость основным свойством гения. В последние два века предпринимались попытки соотнести феномен гениальности с сумасшествием. Об этом писал в XIX в. психолог Чезаре Ломброзо в книге «Гениальность и помешательство». Еще Платон говорил о «божественном безумии» поэтов. Действительно, многие гениальные люди впадали в безумие (Тассо, Свифт, Ленау, Шуман, Галлер, Ницше). У гения иногда возникает внезапная жажда творчества, которая напоминает отклонения от «нормальной» психики. Карл Юнг рассматривал творчески одаренного человека как некую двойственность, как синтез парадоксальных свойств. Как человек, гений может быть здоровым или болезненным, даже ненормальным, но в качестве творца он может быть понят только исходя из его творческого деяния. Современная психология старается глубже познакомиться с самим процессом творчества гениальных людей.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |