КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дейтсвительность –философская категория. Отражающая то, что есть, появилось и творилось
ДЕСТРУКЦИЯ -(лат. destructio - разрушаете) - разрушение существующей структуры, системы, явления, процесса, приводящее к утрате их функций. ДЕТЕРМИНИЗМ - (лат. determinare — определять, ограничивать) - принцип формулирования и решения экономических задач, когда условия задачи не учитывают случайные факторы. ДИАЛЕКТИКА -(греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) - учение о всеобщей связи, взаимодействии и взаимообусловленности всех предметов и явлений материального и духовного мира. ДУАЛИЗМ -(лат. dualis - двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального. ЗАКОН - философская категория, которая показывает внутреннюю существенную необходимую связь между предметами, явлениями и процессами материальной и духовной действительности. ИММАНЕНТНОСТЬ - (лат. immanens, род.пад. immanentis «пребывающий внутри ») — философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней. ИМПЕРАТИВ -(лат. imperativus - повелительный) - требования, правила, выражающие долженствование, т. е. объективное принуждение поступать так, а не иначе. ИНДИВИДУАЛИЗМ -(лат. idividuum - неделимое) - Вера в уникальность и неповторимость личности Бога. ИНДУКЦИЯ -(лат. inductio - выведение) - способ умозаключения от частного к общему. ИРРАЦИОНАЛИЗМ -(лат. ratio - мышление, рассудок, разум) - отрицательное отношение к разуму, опирающееся на убеждение, что познавательный контакт с реальностью, во-первых, должен быть непосредственным и без участия разума и, во-вторых, его результаты совершенно отличаются от того, что способен дать разум. КАТОЛИЦИЗМ -(от греч. καϑολικός – всеобщий, главный, вселенский) – одно из трех гл. направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом, предполагает что святой дух исходит не только от бога-отца, но и от бога-сына. КАЧЕСТВО - философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость КИНИКИ - (др.-греч.κῠνικοί, от κύων (собака) и/или Κῠνόσαργες (Киносарг, холм в Афинах); лат. Cynici), кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ. Последователи Сократа еще в IV в. до н. э. сформировали концепцию, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность. КИРЕНАИКИ – представители греч.философской школы, последователи Аристиппа из Кирены. Киренаики, проповедуя смысл жизни в сиюминутном чувственном наслаждении, средством достижения счастья, тем не менее считают свободу, которая дает человеку силу отказаться от недостижимого удовольствия или от удовольствия, удовлетворение которого грозит причинить человеку страдание. КЛЕРИКАЛИЗМ - (ср.-лат. clericalis церковный) – политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. КОЛИЧЕСТВО - внешняя более изменчивая характеристика предмета. КРЕАЦИОНИЗМ -(от лат. creare создавать) – учение о сотворении мира Богом из нечего. КУМУЛЯТИВИЗМ -(лат. cumulatio - увеличение, скопление) - методологическая установка философии науки, согласно которой развитие знания происходит путем постепенного добавления новых знаний к накопленным истинным знаниям и устранения неистинных старых знаний. ЛИБЕРАЛИЗМ -(фр. libéralisme) - мировоззрение, сочетающее левые (минималистический гуманизм, индивидуализм, этнический и культурный эгалитаризм) компоненты в области политики и правые (рынок, приватизация, частная собственность, капитализм) в области экономики. Правящая идеология атлантистского лагеря. Политическим выражением либерализма является либерал-демократия. ЛОГОЦЕНТРИЗМ - (от др.-греч. λόγος — «знание» и центр) – культ разума и знаний. МЕРА - философская категория, граница количественно-качественного предмета, при которой он остается неизменным. МЕССИАНСТВО - (др.-евр. машиах — помазанник, араб. масх — помазание, масих — помазанник) - в иудаизме и христианстве вера в пришествие мессии. Учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца — мессии, призванного установить справедливый и угодный богу порядок. МЕТАФИЗИКА - (др.-греч. τα μετα τα φυσικά — «то, что после физики» ) - философское учение о сверхчувственных, недоступных опыту, принципах бытия. МЕТОДОЛОГИЗМ – (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μέθ- + οδος, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина )- учение о способах, путях и приемах познания. МЕХАНИЦИЗМ - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из механических закономерностей. В истории философии и науки М. проявлялся в нескольких формах. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. МЕХАНИЦИЗМ – сведение всех природных и социальных процессов к простым механическим воздействиям. МОДУС -(от лат. modus — мера, способ, образ, вид) – различные состояния, которые принимает субстанция. МОНАДЫ - ( греч. monas – единица, единое) – единицы бытия, но не пассивно-материальные, а активно-духовные. МОНОТЕИЗМ -(букв. «единобожие» — от греч. μονος — один, θεος — Бог) - религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму). НАТУРАЛИЗМ - (лат. natura - природа) – стремление объяснить все явления естественными причинами. НЕОБХОДИМОСТЬ - явление, определённое некоторой областью действительности и однозначно предсказуемое в рамках знания о ней. Необходимость противопоставляют случайности. НОМИНАЛИЗМ - (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) – считает, что реально существуют лишь вещи, а общие понятия являются именами вещей. ОБЩЕЕ-ОСОБЕННОЕ-ЕДИНИЧНОЕ -Категории единичное и общее характеризуют предмет как со стороны его уникальности, так и со стороны схожести с другими предметами. Единичное – категория, отражающая в предмете только ему присущие, неповторимые свойства и признаки. Общее – категория, характеризующая в предмете те его признаки, свойства, которые объединяют его с множеством других предметов. Связь между общим и единичным в предмете выражается категорией особенное.. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея)- духовное начало существует вне и независимо от нашего сознания. ОККУЛЬТИЗМ -(от лат. occultus — тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвященных», прошедших специальную психическую тренировку. ОТРАЖЕНИЕ -(по Платону) - отражение в воде, потоке, стекле символизирует временный феноменальный мир. Может символизировать также истину. Движущийся образ вечности. ОТРИЦАНИЕ – процесс замены старого новым. ОТЧУЖДЕНИЕ -(англ. alienation, нем. Entfremdung)– «неузнавание» субъктом собственной сущности в ее проявлениях. ПАНЛОГИЗМ - (от греч. πᾶν — все и λόγος — мысль, слово, разум) - идеалистическое воззрение, полагающее основой всего разум (логос) и видящее в мире осуществление разума. Представитель — Г. Гегель. ПАНСЛАВИЗМ - идея славянской культурно-политической взаимосвязи, находящая выражение в различных концепциях политической философии. Термин "П." был введен в нач. 40-х гг. XIX в. для обозначения "сепаратистских и прорусских" настроений и движений славян. ПАНТЕИЗМ -(Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «бог, божество».) - религиозные и философские учения, отождествляющие бога и природу. ПАТРИСТИКА -(лат. patres - отцы) - философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Представитель – Августин. ПЕССИМИЗМ -(нем. Pessimismus от лат. pessimus — наихудший) - наихудший — представление о том, что а мире преобладает негативное начало: зло, хаос и др., настроения безысходности, неверия в будущее, меланхолии. Впервые назвал свое учение П. А. Шопенгауэр. ПЛЮРАЛИЗМ -(лат. pluralis - множественный) – философское учение, которое признает много первоначал (атомы, стихии). ПОЛИТЕИЗМ - (отгреч. πολύς, «многочисленный, много») - религия, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов. ПРИНЦИП -(лат. principium, греч. αρχή- начало, основа) — правила, которые лежат в основе правильного понимания все процессов и явлений окружающей действительности. ПРИЧИНА -философская категория, являющаяся движущей силой процесса, которое вызывает другое явление. Следствие – это то, что возникает под воздействием причины. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ -(от лат. providentia — провидение)— вера в божественное предопределение. ПРОСТРАНСТВО – применение к материи, показывающее структурность и взаиморасположенность предметов и явлений по отношению друг к другу. ПРОТЕСТАНТИЗМ -(от лат. protestans, род.п. protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Представляет собой учение о непосредственной связи человека и бога. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ - предметы и явления одновременно взаимно предполагают и взаимно исключают друг друга. ПРОТИВОРЕЧИЕ - активное взаимодействие противоположностей. РАЗВИТИЕ - необратимое, направленное, закономерное, последовательное изменение материи, включая наивысшую форму ее существования - сознание, ее универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. РАЦИОНАЛИЗМ - (от лат. rationalis — разумный) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. РЕДУКЦИОНИЗМ -(от лат. reductio) – методологический принцип, который заключается в сведении сложного к простому и высшего к низшему. религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы. РЕЛЯТИВИЗМ - (от лат. relativus — относительный) – учение о том, что все знания относительны. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ -(от saecularis — мирской) процесс отсечения, сокращения, при котором увеличивается роль государтсва по отношению к церкви. СЕНСУАЛИЗМ - (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) - термин "сенсуализм" происходит от латинского слова "sensus", что значит чувство, ощущение. Сенсуализмом называется такое направление в теории познания, которое считает чувственные ощущения единственным источником наших знаний о действительном мире. СИНТЕТИЧНОСТЬ – целостность в мышлении, краткость, содержательность. СКАЧОК - философская категория, постепенный перерыв в качественно-количественных преобразованиях, в результате которых одно качество заменяется другим. СКЕПТИЦИЗМ -(от др.-греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — стремление подвергнуть сомнению объективно существующий мир, данный нам в наших ощущениях. СЛЕДСТВИЕ -философская категория, результат действия причины. СЛУЧАЙНОСТЬ -проявление внешних неустойчивых связей в действительности; выражение, описывающее начальный этап познания объекта. СОБОРНОСТЬ - термин православного богословия и русской философии, означающий, что в церкви осуществляется добровольное соединение (собор) индивидов на основе любви к Богу и друг к другу. Интерпретация коллективистских отношений, складывающихся в практической деятельности людей. СОДЕРЖАНИЕ – философская категория, отражающая компоненты предметов и явлений. СОЛИПСИЗМ - (от лат. solus — «единственный» и лат. ipse — «сам») - крайняя форма субъективного идеализма, признающего несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющего все остальное существующим лишь в его сознании. СОФИЗМ -(от греч. σόφισμα, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость»)- ложное умозаключение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. СТОИЦИЗМ - (от греч. stoa — портик), философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. СУБСТАНЦИЯ -(лат. substantia - сущность, лежащее в основе) – то, что имеет причину в самом себе. СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – духовное начало –само человеческое «Я» СУЩНОСТЬ – категория диалектики, показывающая основу вещи, ее смысл и назначение. СХОЛАСТИКА -(греч. "scolastikwz", "школьный", "ученый") – период развития школ. ТЕИЗМ - (греч. Θεός — Бог) - класс религий, признающих безраздельную власть над миром одного высшего существа - бога; ТЕЛЕОЛОГИЗМ -(от греч. τέλειος, «заключительный, совершенный» + логос - учение)– учение о том, что все существующее имеет свою цель и определяется ею. ТЕОДИЦЕЯ -(от греч. theos - бог и dike - справедливость)— оправдание Бога. ТЕОСОФИЯ - (др.-греч. θεοσοφία — «божественная мудрость») - мудрость, знание, богопознание — в широком смысле — всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн. ТЕОЦЕНТРИЗМ -(греч.Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. ТЕУРГИЯ - (др.-греч. θεουργία, из θεός «бог, божество» + ὄργια «обряд, священнодействие, жертвоприношение») – достижение богоподобного состояния, с целью воссоединения с божественным. ТРАДУКЦИЯ -(лат. traductio — перемещение) — вид опосредствованного умозаключения, в к-ром посылки и вывод являются суждениями одинаковой степени общности. Традуктивным умозаключением является аналогия. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ - (от лат. transcendo — переступать) – стремление очертить границы возможного опыта. УНИВЕРСАЛИИ -(лат. universalis - общий) термин средневековой философии, обозначающий общие понятия. ФАТАЛИЗМ - (от лат. fátalis — определённый судьбой) - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. ФАТАЛИЗМ -(лат. fatalis - предопределенный, роковой) - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. ФЕНОМЕНАЛИЗМ – объктом познания признаются лишь явления(феномены) как единственно доступная человеку реальность. ФИДЕИЗМ - религиозное мировоззрение, утверждающее приоритет веры над разумом. ФОРМА – внешняя характеристика, наружный вид предмета. ХОЛИЗМ - (от др.-греч. ὅλος, «целый, цельный») - идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным «фактором целостности». ЭВДЕМОНИЗМ -(греч. ευδαιμονία — процветание, блаженство, счастье)- этическое направление, считающее блаженство высшей целью человеческой жизни. Эвдемонизм является одним из основных принципов древнегреческой этики. ЭЗОТЕРИЗМ - (греч. esoterikos - внутренний) - тайное, скрытое от посторонних глаз, учение, знание, предназначенное исключительно для посвященных (оккультизм, мистика, теософия и т. д.). ЭКЛЕКТИКА - (греч. εκλεκτός, «избранный, отборный», от греч. εκλέγω, «выбирать, отбирать, избирать») - смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т. п. ЭМПИРИЗМ - (от др.-греч. έμπειρία — опыт) – опыт, философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. ЭНТЕЛЕХИЯ - (греч. ἐντελέχια «осуществленность», от ἐντελής, «законченный» и ἔχω, «имею») - динамическое единство формы и материи, направленное на максимально полную реализацию заложенного в предмете потенциала (Аристотель). ЭПИКУРЕИЗМ - одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии; философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Основное идейное содержание – механический взгляд на мир, материалистический атомизм, отрицание вмешательства бога в дела мира. ЭСХАТОЛОГИЯ -(греч. eschaton - конец во времени и пространстве, logos – учение) – вера в неизбежный конец света. ЯВЛЕНИЕ – категория диалектики, раскрывающая внешнюю характеристику сущности.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |