КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 4 страница. «Ведь существует издавна утверждение, что гению присуща некая примесь безумия
Суждения мыслителей: «...Ведь существует издавна утверждение, что гению присуща некая примесь безумия. На этом основана и вера в изречения оракулов, содержащиеся, как полагают, в наугад открытых книгах знаменитых (как бы творивших по вдохновению) поэтов» (Иммануил Кант). «Гений — это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться» (Иммануил Кант). «Начинателям всегда надлежит быть первыми в памяти людей. Но с каким бы почтением мы ни относились к этим первым гениям, их преемники часто доставляют гораздо больше удовольствия... Мы чтим гениев, создавших первый набросок искусств, однако ближе нам умы, усовершенствовавшие эти искусства» (Франсуа Мари Вольтер). «Великие философы — гении в области разума» (Люк де Вовенарг). «Новизна — единственная неоспоримая примета гения» (Люк де Вовенарг). «Превратить глупца в гения столь же трудно, как свинец в золото» (Георг Лихтенберг). «Далее, если искусство является результатом' двух совершенно различных деятельностей, то гений есть не та и не другая, а нечто возвышающееся над обеими» (Шеллинг). «Так же человек видит и слышит то, что он видит и слышит, только посредством более высокого инстинкта, который там, где он преимущественно направлен на великое и прекрасное, называется гениальностью» (Фридрих Шеллинг). «Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство» (Чезаре Ломб-розо). «Мы называем гениальными людей, у которых живая творческая сила не тратится вполне на внешнее дело плотского размножения, но идет еще и на внутреннее дело духовного творчества в той или другой области. Гениальный человек есть тот, который помимо жизни рода увековечивает себя самого и сохраняется в общем потомстве, хотя бы не производил своего» (Владимир Соловьев). «Незначительное меньшинство творческих людей — людей, создающих произведения искусства, мыслителей, основателей религий и великих государственных деятелей - представляет собой подлинную ценность. Эти немногочисленные исключительные личности позволяют нам осознать подлинное величие человека» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Как родилось слово «гений»? 2. Гений и талант — одно и то же? 3. В каком произведении у Пушкина сказано: 4. Если гениальность — это своего рода помеша 5. Кого вы считаете гением? Назовите имена. ГЛУПОСТЬ - свойство неразумного человека. Противоположность мудрости и разуму. Человеческое поведение далеко не всегда отличается продуманностью и рассудочностью- Поэтому философы издавна обращали внимание на феномен глупости, на ее отрицательную роль в истории. Суждения мыслителей: «Увидел я, что полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма» (Соломон Мудрый). «Но и то я узнал, что единая участь постигает и мудрого и глупого» (Соломон Мудрый). «Поставлена глупость на высокие посты, а достойные внизу пребывают» (Соломон Мудрый). «Великая прямота похожа на кривизну, великое остроумие похоже на глупость» (Лао-цзы). «Глупец, который знает всю глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, «глупец» (Будда). «Глупые! Мысль у вас не глубокая, если вы думаете, что может произойти то, чего не было сначала, или что-либо погибает и исчезает вполне» (Эмпе-докл). «Глупые — это те, у которых элементы редки и редко расположены, они тупы и медлительны; те же, у кого элементы густо расположены и разделены на мельчайшие части, те впечатлительны, за многое хватаются, но мало что доводят до конца благодаря быстроте движения крови» (Эмпедокл). «Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад» (Эразм Роттердамский). «Глупость не была бы подлинной глупостью, если бы не боялась ума» (Никола Шамфор). «Глупость — это недостаток, против которого нет лекарства» (Иммануил Кант). «Глупец гоняется за наслаждениями и находит разочарование, мудрец же только избегает горя» (Артур Шопенгауэр). Вопросы н задания: 1. Попробуйте дать собственное определение глу 2. Что имеет в виду Соломон Мудрый, говоря об 3. Чего больше в истории: разума или глупости? 4. Почему в народных сказках глупцы нередко 5. Эразм Роттердамский написал произведение
ГНЕВ — состояние человека, когда он обрушивает свою ярость и ненависть на какой-то предмет или на других людей.
Суждения мыслителей: «Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против ревности?» (Соломон Мудрый). «Обуздывай гнев» (Хилон из Эфор). «Говори правду, не поддавайся гневу: если тебя просят — пусть о немногом — дай. С помощью этих трех условий можно приблизиться к богам» (Будда). «Нет, никто решенья в гневе не принимает должного» (Гораций). «Гнев есть кратковременное безумие» (Гораций). Как милость неба отличить от гнева, О мудрецы, ответите ли мне вы? Фирдоуси «Гнев — это испуг, который быстро приводит в действие силы к сопротивлению» (Иммануил Кант). «Аффекты гнева и стыда имеют ту особенность, что они сами себя ослабляют в отношении своей цели» (Иммануил Кант). «Человек обидел тебя, ты рассердился на него. Дело прошло. Но в сердце у тебя засела злоба на. этого человека, и, когда ты думаешь о нем, ты злишься. Как будто дьявол, который стоит всегда у двери твоего сердца, воспользовался тем часом, когда ты почувствовал к человеку злобу, и открыл эту дверь, вскочил в твое сердце и сидит в нем хозяином. Выгони его. И впредь будь осторожнее, не отворяй той двери, через которую он входит» (Лев Толстой). Вопросы и задания: 1. Когда приходит чувство гнева? 2. Каков человек в состоянии гнева? 3. Почему справедливый гнев — это тоже кратко 4. Подберите синонимы к слову «гнев» и близкие 5. Правда ли, что гнев порождается испугом? 6. Рассказывают, что древнегреческий философ Пиррон однажды пришел в сильный гнев из-за истории, которая случилась с его сестрой, а когда его попрекнули, он ответил: «Не за счет женщины подобает щеголять безразличием». Попробуйте разыграть эту сценку. ГОРДОСТЬ - почитание собственных достоинств, своей принадлежности к какой-либо человеческой общности: стране, нации, коллективу, преклонение перед дорогими индивиду ценностями. Гордыня — это чрезмерная, как правило, необыкновенная гордость. Суждения мыслителей: «Нет ничего неприличнее гордыни» (Зенон). «Не доброта, а гордость обычно побуждают нас читать наставления людям, совершившим проступки; мы укоряем их не столько для того, чтобы исправить, сколько для того, чтобы убедить в нашей собственной непогрешимости» (Франсуа де Ларошфуко). «Гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности, тогда как тщеславие есть желание вызвать это убеждение в других, с тайной надеждой усвоить его впоследствии самому» (Артур Шопенгауэр). «Высокомерие следует отличать от гордости как любви к чести, т. е. заботу о том, чтобы не уронить своего человеческого достоинства перед другими (поэтому гордости обычно сопутствует эпитет благородная); в самом деле, высокомерие требует от других уважения, в котором оно со своей стороны им отказывает. — Но сама эта гордость становится прегрешением и оскорблением, если она остается всего лишь требованием, чтобы другие отдавали ей дань» (Фридрих Ницше). «Но столь же ложна греховная гордость и самопревозношение человека, творчески одаренного и занятого трудом высшего качества» (Николай Бердяев). Вопросы и задания: 1. Найдите синонимы к слову «гордость» (достоинство, самоуважение и т. д.) и к слову «гордыня» (высокомерие, самолюбие). 2. Почему гордость часто «благородная»? 3. Не чужда ли тебе гордыня? 4. Чем отличается гордость от тщеславия? ГОСУДАРСТВО — историческая форма союза людей, которая в идеале направлена на свободу и благополучие граждан. Государство — это воплощение права в обществе. Оно выражает реальное господство всеобщей воли, обеспечивающей возможность свободы. В истории философии существуют разные подходы к проблеме государства. Одни мыслители рассматривали государство как божественное установление. Другие видели в нем добровольный союз людей, основанный на взаимном согласии. Так, Платон оценивал государство как продолжение естественного роста семьи и необходимых ее потребностей. Древние философы считали, что государство поглощает собой человека. Оно должно было заботиться о счастье индивидов. С этой точки зрения государство — воспитательное учреждение. Аристотель в «Политике» различал в качестве основных форм государства: монархию, аристократию и демократию. Древним грекам были известны и извращенные формы государственного правления, когда права всеобщей воли присваивались либо отдельным лицом (деспотизм, тирания), либо собранием лиц (олигархия), либо сборищем людей (охлократия — власть толпы, плебса). Томас Гоббс и Жан Жак Руссо трактовали государство как результат общественного договора, соглашения. По мнению Гоббса, человеческая природа первоначально побуждается только эгоизмом — стремлением к самосохранению и наслаждению. Естественным состоянием человека была война всех против всех, приносящая ущерб каждому- Поэтому люди путем договора объединились в государство и подчинились государю, чтобы тем самым получить защиту и возможность человеческой жизни. То, что государь санкционирует, всегда оценивается как хорошее, противоположное — как дурное. Общественный закон есть совесть гражданина. Страх перед теми невидимыми силами, которые признает государство, — это религия. Страх перед силами, которых она не признает, — это предрассудок. Кроме идеи общественного договора есть и иной подход к оценке государства. Культ индивида, его прав, которые государство часто защищает не лучшим образом, практика тоталитарных режимов дают основания рассматривать государство как орудие насилия. Так, согласно марксизму, государство возникает на определенном этапе исторического развития в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы, как продукт непримиримости классовых противоречий. Суждения мыслителей: Для какой цели возникло государство и сколько видов имеет власть, управляющая человеком в его общественной жизни? Уже в начале наших рассуждений, при разъяснении вопроса о домохозяйстве и власти господина в семье, было указано, что человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству» (Аристотель). «Спрашивают: как осуществлять управление государством? Отвечаю: мудрых и способных людей нужно выдвигать на должности независимо от их положения и происхождения, ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности» (Сюнь-цзы). «Многие ошибочно держатся того мнения, что и государю в управлении страной, и каждому вельможе в ведении дел надо прежде всего принимать во внимание интересы партий; а между тем высшая мудрость велит, напротив, сообразовываться либо с общими интересами, осуществляя то, с чем согласны представители самых различных партий, либо с интересами отдельных лиц» (Фрэнсис Бэкон), «...Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты» (Томас Гоббс). «Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства» (Томас Гоббс). «Если бы повелевать умами было так же легко, как и языками, то каждый бы царствовал бы спокойно и не было бы никакого насильственного правления, ибо каждый жил бы, сообразуясь с нравом правящих, и только на основании их решения судил бы о том, чту истинно и ложно, справедливо или несправедливо» (Бенедикт Спиноза). «Проблема создания государства разрешима, как бы странно это ни звучало, даже для народа дьяволов (если только они обладают рассудком)» (Иммануил Кант). «Государственное устройство известной эпохи есть результат ее прежних судеб» (Иоганн Фихте). «Государство и все человеческие установления, являющиеся голым средством, стремятся к своему собственному уничтожению: цель всякого правительства — сделать правительство излишним» (Фихте). «Государство — это «намордник» (Артур Шопенгауэр). «Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали собственным благом во имя общественного благополучия» (Артур Шопенгауэр). «Государство — это всего лишь средство, с помощью коего вооруженный разумом эгоизм старается избежать своих же собственных, на него обращенных дурных последствий, причем каждый споспешествует благополучию всех, потому видит в нем залог собственного благоденствия» (Артур Шопенгауэр). «Какую роль играет государство? Это сталь, скрепляющая общество. Вне государства, при естественных условиях (война всех против всех), общество ограничилось бы семьей и не могло бы широко пустить свои корни» (Фридрих Ницше). «Когда государство не может достичь своей высшей цели, то оно растет безмерно. Мировая Римская империя не представляет, в сравнении с Афинами, ничего воз выше иного. Сила, которая должна принадлежать исключительно цветам, принадлежит теперь неимоверно вырастающим стеблям и листьям» (Фридрих Ницше). «Борьбы государств больше не будет, но этот политический мир, это установление международного единства в виде всемирного государства (монархического или какого иного) — будет ли оно настоящим и вечным миром, прекратит ли оно борьбу, даже вооруженную, между другими, неполитическими элементами человечества?» (Владимир Соловьев). «Государство есть прежде всего организатор природного хаоса, оно движется пафосом порядка, силы, мощи, экспансии, образования больших исторических, тел» (Николай Бердяев). «Пусть почитатели государства продолжают поклоняться государству, однако следует потребовать, чтобы специалистам по технологии учреждений было разрешено не только совершенствовать внутренний механизм социальных институтов, но и создавать организации для предотвращения международных преступлений» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Найдите синонимы к слову «государство» (дер 2. Какой оттенок выражает украинское слово 3. Как произошло государство? Перечислите раз 4. Как вы относитесь к идее всемирного государ 5. Вечно ли государство, или оно отомрет в буду ГРЕХ — поступок, совершенный вопреки воле, установлениям и намерениям Бога. Греховность — подверженность греху. Обозначает нарушение нравственного закона, поскольку тот рассматривается как веление Бога. Язычество оценивало то, что в религиозных представлениях именуется грехом, как зло. В то же время оно полагало, что все согласное с природой не постыдно. Понятие греха по преимуществу христианское. Данная религия развивает представление о первородном грехе, наследственном состоянии, в котором человек рождается и из которого может быть спасен особым содействием Бога-благодатью.
Суждения мыслителей: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен» (Соломон Мудрый). «Без греха и без упрека нет на свете никого» (Эпихарм). «Если предположить, что для грехов человека возможно искупление, то весьма понятно, сколь охотно каждый грешник получил бы его для себя, и если это зависит только от веры... ни на мгновение в нем не усомнился бы» (Иммануил Кант). «Напротив, чем большую жалость возбуждают во мне прискорбные последствия чьих-то грехов, тем сильнее мое осуждение этих грехов» (Владимир Соловьев). «В человеке глубоко заложено воспоминание об утерянном рае, о золотом веке, чувство вины и греха и мечта о возвращении в рай, о Царстве Божьем, которое иногда принимает форму утопии земного рая» (Николай Бердяев). Вопросы и задания: 1. Перескажите миф о первородном грехе, как вы 2. Какое понятие близко слову «грех»? 3. Как осмысливался грех в язычестве? 4. Найдите в тексте религиозные слова, сопря ГУМАНИЗМ (от латинского слова humanitas -человечность) — человеколюбие, прославление человека. В древнейших известных нам мифологиях человек неотторжим от Вселенной, он еще не воспринимает себя как нечто самостоятельное, В восточных деспотиях индивидуальность не рассматривалась как ценность. Осмысление самоценности человека связано с греческой античностью. Римский философ Цицерон говорил, связывая это со словом «гуманизм», о высшем культурном и нравственном развитии человеческих задатков. Гуманизм превратился в своеобразное движение и в особую идеологию в эпоху Возрождения. Данте, Петрарка, Боккаччо были предшественниками итальянского гуманизма. Гуманизм Возрождения — это новое мировоззрение, проникнутое осознанием безмерной полноты того величия, которым наделен человек- Он рассматривается отныне как средоточие мира, как творец земного бытия. Но в этом прославлении человека, как меры всего сущего, проступает и зерно противоречия в судьбах и содержании самого гуманизма. Если человек сам выступает мерилом своих собственных поступков, в равной степени способен творить добро и зло, стало быть, гуманизм становится проблемой. Многие мыслители Возрождения сомневались в нравственной природе человека. Суждения мыслителей: «Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я видел, как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя человеколюбию, погибали» (Конфуций). «Человеколюбивый может быть человеколюбивым к другим людям, но не может заставить людей быть человеколюбивыми; человеколюбивый может любить других людей, но он не может заставить людей любить друг друга.. Отсюда ясно, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно для того, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной» (Ян Шан). Где же теперь человечность? Ужель удалилась навек? Человека любого страшится любой человек. Низами «Героизм и человеколюбие — почти одно и то же слово. Но стоит чувству этому хотя бы немного сбиться с пути, и любящий человечество герой превращается в свирепого безумца: освободитель и хранитель делается притеснителем и разрушителем» (Антона, Шефтсбери). «Образ мыслей, направленный в обиходе на соединение благополучия с добродетелью, есть гуманность» (Иммануил Кант). «Гуманизм послушен факту рабства человека у природного мира» (Николай Бердяев). «Однако я заявляю, что вера в разум, в рационализм и гуманизм... может вносить улучшения в человеческие дела...» (Карл Поппер). «Он (истинный гений. -- П. Г.) искренне встает на защиту людей из любви к ближнему, а не из любви к тому отдаленному, туманному будущему, которое топчет уже существующий гуманизм...» (Альбер Камю). Вопросы и задания: 1. Найдите в тексте слова, которые сопряжены с 2. Мог ли возникнуть гуманизм в языческой 3. Почему гуманизм стал проблемой? 4. Что имеет в виду Н.'Бердяев, говоря о рабстве человека у природного мира? ДВИЖЕНИЕ — 8 широком смысле всякое изменение. В узком смысле — перемещение тел в пространстве. Суждения мыслителей: «Все течет, все изменяется» {Гераклит). «Движение вечно. Кто ответит на вопрос, откуда начало природного движения?» (Демокрит). «Поскольку движение есть в движущемся (а в пройденном и непройденном движущегося нет), движение существует только в движущемся. Если настоящее движение обладает движением, то необходимо следует существование двух движений: то, благодаря которому движение совершается, и другое, которое в настоящем движении. Из двух видов движения необходимо вытекает существование двух идущих, так как существование движения без совершающего движение недопустимо. Если движение недопустимо без совершающего движение, то где находится идущий, если нет движения? Идущий не движется, равным образом неидущий не движется. Кто же третий, отличный от идущего и не-идущего? Говорят: «Идущий — это тот, кто движется». Как можно это допустить, если совершенно недопустимо движение без идущего? Кто говорит: «Идущий движется», предполагая, что идущий обладает движением, тот необходимо должен допустить, что идущий существует без движения. Если «идущий движется», то необходимо следует существование двух движений: одно, благодаря которому говорят «идущий», и другое, которое движется» (древнеиндийский философ Нагарджуна). «Существуют простые движения, заключающие в себе корень всех остальных действий в природе... и движения сложные или произвольные» (Фрэнсис Бэкон). «Движение есть непрерывная перемена мест, т. е. оставление одного места и достижение другого» (Томас Гоббс). «Понятие развития с начала настоящего столетия вошло не только в науку, но и в обиходное мышление» (Владимир Соловьев). «...Нужно, по существу, воспринимать объекты в движении и искать, при каких условиях их можно рассматривать как находящиеся в состоянии покоя...» (Гастон Башляр). «Относительно апории «стрела» мы теперь отвечаем, что можно провести различие между покоем и движением в одной точке» (Гаке Рейхенбах). Вопросы и задания: 1. Подберите синонимы к слову «движение». 2. Почему понятие «движение» является важной 3. Универсально ли движение? 4. Подберите иллюстрации к мысли «покой отно 5. Найдите в книге описание апории Зенона о стреле. Каковы комментарии к этой апории в изложении этого текста? ДЕМОКРАТИЯ (от греч. слова demos — народ и kratoa — власть) — народовластие, форма государственно-политического устройства, в которой народ является источником власти. Народовластие устанавливает право народа участвовать в решении государственных дел. Демократия основана на принципах подчинения меньшинства большинству, выборности основных органов государственной власти, наличии прав и политических свобод граждан, а также условий для их реализации. Различаются институты представительной демократии (выборные учреждения -- Государственная Дума, парламенты и др.) и непосредственной демократии (референдумы). Современный мир склоняется к убеждению, что именно демократия больше, чем другие типы государственного устройства, годится для политической жизни. Как удивился бы Аристотель, если бы узнал об этом. В его типологии демократия занимала низшее место. Еще бы — дай волю народу, он такое натворит... Не по воле ли толпы ушел из жизни Сократ? Люди, которые не стоили даже мизинца мудреца, наделенные правом голоса, уверенно подвели к гибели величайшего философа. Надо заметить, что ни в античности, ни в средние века никто не ценил демократии. Только в XVTII в., перед буржуазными революциями, заговорили о том, что народовластие есть высший закон. После буржуазных революций началось медленное и мучительное строительство демократической жизни. Оттачивались демократические механизмы, шлифовались правовые отношения.
Суждения мыслителей: «Мне дороже всего жить под народовластием» (Соломон Мудрый). «Народное правление лучше тирании» (Пери-андр). «Когда несправедливое правление осуществляется многими людьми, это называется демократией; господство народа имеет место именно тогда, когда широкие массы благодаря своей силе и численному превосходству подавляют богатых. Тогда весь народ выступает как один единый тиран» (Фома Аквин-ский). «Демократия должна избегать двух крайностей: духа неравенства, который ведет ее к аристократии или правлению одного, и доведенного до крайности духа равенство, который ведет к деспотизму одного так же неминуемо, как деспотизм одного заканчивается завоеванием» (Шарль Монтескье). «Из трех форм государства демократия в собственном смысле слова неизбежно есть деспотизм» (Иммануил Кант). «...Демократии совершенно невозможно (кроме как путем насильственной революции) достичь единственно совершенного правового устройства» (Иммануил Кант). «Рядом с носителями безусловного авторитета и безусловной власти должны быть в обществе носители безусловной свободы. Такая свобода не может принадлежать толпе, не может быть атрибутом демократии» (Владимир Соловьев). «Под демократией же я понимаю не какую-нибудь неопределенную «власть народа», или «власть большинства», а многообразные общественные институты...» (Карл Поппер).
Вопросы и задания: 1. Объясните происхождение слова «демокра 2. Найдите в тексте свидетельства о том, что 3. Еще в древности были раскрыты парадоксы 4. Почему демократия способна переродиться? 5. Каковы недостатки демократии в нашей стране? ДЕСПОТИЗМ (от греч. despoteta — неограниченная власть) — система государственного устройства, неограниченная монархия, которая характеризуется произволом власти и бесправием граждан. Классический деспотизм присущ государствам Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и другие). В переносном значении деспотия — это самовластие, жестокое подавление свободной воли, произвол по отношению к подчиненным. Деспот — жестокий властитель, тиран. Суждения мыслителей: «Человеческая природа будет постоянно возмущаться против деспотического правления» (Шарль Монтескье). «Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так и для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна» (Шарль Монтескье). «Когда дикари Луизианы хотят сорвать плод с дерева, они срубают дерево под корень и срывают плод. Таково деспотическое правление» (Шарль Монтескье). «Деспотизм — принцип самовластного исполнения государством законов, данных им же самим; тем самым публичная воля выступает в качестве частной воли правителя (Иммануил Кант) «Поэтому неудивительно, что все попытки преобразовать этот порядок в моральный оказываются неприемлемыми из-за проявляющегося в, них неразумия и его непосредственного следствия — чудовищного деспотизма» (Фридрих Шеллинг). «Вообще для того, чтобы возвыситься над принудительною формою общественной нравственности, дикое человечество должно пройти через нее, — чтобы перерасти деспотизм, оно должно пережить его» (Владимир Соловьев). Вопросы и задания: 1. Что означает слово «деспотизм»? 2. Подберите синонимы к слову «деспотизм». 3. В чем Владимир Соловьев усматривает поло 4. Какую роль в деспотизме играет публичная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический для человека способ отношения к внешнему миру. Он состоит в преобразовании и подчинении его человеческим целям, В отличие от животного, человек относится к природе не пассивно, а деятельно. Человеческая активность многолика. Она проявляется в различных сферах и имеет разнообразный характер. Суждения мыслителей: «В человеке и в любом животном существует принцип деятельности, как и во всякой машине. Это первый двигатель, эта изначальная движущая сила необходимо и вечно управляется волей Верховного Существа, без чего все было бы хаосом, без чего не существовало бы самого мира» (Франсуа Мари Вольтер). «Человек от рождения стремится к действию, как огонь стремится ввысь, а камень вниз» (Франсуа Мари Вольтер). «Деятельность есть наше определение» (Иммануил Кант). «Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем» (Иоганн Фихте). «Свободное действование всегда продуктивно, но продуктивно сознательно» (Фридрих Шеллинг}. «Производительный труд, обладание и пользование его результатами представляют одну из сторон в жизни человека или одну из сфер его деятельности...» (Владимир Соловьев). «Свободный нравственный акт может совершаться не только относительно так называемой нравственной жизни, но и относительно всей жизни человека» (Николай Бердяев). Вопросы и задания: 1. Чем отличаются действия животных от дея 2. Найди в тексте синонимы к слову «деятель 3. Прокомментируй фразу Канта о том, что дея
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |