Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 4 страница. «Ведь существует издавна утверждение, что гению присуща некая примесь безумия




 

Суждения мыслителей:

«...Ведь существует издавна утверждение, что гению присуща некая примесь безумия. На этом основана и вера в изречения оракулов, содержащие­ся, как полагают, в наугад открытых книгах знаме­нитых (как бы творивших по вдохновению) поэтов» (Иммануил Кант).

«Гений — это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться» (Иммануил Кант).

«Начинателям всегда надлежит быть первыми в памяти людей. Но с каким бы почтением мы ни относились к этим первым гениям, их преемники часто доставляют гораздо больше удовольствия... Мы чтим гениев, создавших первый набросок ис­кусств, однако ближе нам умы, усовершенствовав­шие эти искусства» (Франсуа Мари Вольтер).

«Великие философы — гении в области разума» (Люк де Вовенарг).

«Новизна — единственная неоспоримая примета гения» (Люк де Вовенарг).

«Превратить глупца в гения столь же трудно, как свинец в золото» (Георг Лихтенберг).

«Далее, если искусство является результатом' двух совершенно различных деятельностей, то гений есть не та и не другая, а нечто возвышающееся над обеими» (Шеллинг).

«Так же человек видит и слышит то, что он видит и слышит, только посредством более высокого ин­стинкта, который там, где он преимущественно на­правлен на великое и прекрасное, называется гени­альностью» (Фридрих Шеллинг).

«Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным чело­веком, обдумывающим и создающим свое произведе­ние, существует полнейшее сходство» (Чезаре Ломб-розо).

«Мы называем гениальными людей, у которых живая творческая сила не тратится вполне на внеш­нее дело плотского размножения, но идет еще и на внутреннее дело духовного творчества в той или дру­гой области. Гениальный человек есть тот, который помимо жизни рода увековечивает себя самого и сохраняется в общем потомстве, хотя бы не произво­дил своего» (Владимир Соловьев).

«Незначительное меньшинство творческих лю­дей — людей, создающих произведения искусства, мыслителей, основателей религий и великих государственных деятелей - представляет собой под­линную ценность. Эти немногочисленные исключи­тельные личности позволяют нам осознать подлин­ное величие человека» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Как родилось слово «гений»?

2. Гений и талант — одно и то же?

3. В каком произведении у Пушкина сказано:
«Гений и злодейство — две вещи несовместные»?
Так ли это на самом деле? Приведите исторические
примеры «за» и «против».

4. Если гениальность — это своего рода помеша­
тельство, то почему Поппер видит в гениях «подлин­
ное величие человека»?

5. Кого вы считаете гением? Назовите имена.

ГЛУПОСТЬ - свойство неразумного человека. Противоположность мудрости и разуму. Человечес­кое поведение далеко не всегда отличается проду­манностью и рассудочностью- Поэтому философы из­давна обращали внимание на феномен глупости, на ее отрицательную роль в истории.

Суждения мыслителей:

«Увидел я, что полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма» (Соломон Мудрый).

«Но и то я узнал, что единая участь постигает и мудрого и глупого» (Соломон Мудрый).

«Поставлена глупость на высокие посты, а до­стойные внизу пребывают» (Соломон Мудрый).

«Великая прямота похожа на кривизну, великое остроумие похоже на глупость» (Лао-цзы).

«Глупец, который знает всю глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воисти­ну, как говорится, «глупец» (Будда).

«Глупые! Мысль у вас не глубокая, если вы ду­маете, что может произойти то, чего не было сначала, или что-либо погибает и исчезает вполне» (Эмпе-докл).

«Глупые — это те, у которых элементы редки и редко расположены, они тупы и медлительны; те же, у кого элементы густо расположены и разделены на мельчайшие части, те впечатлительны, за многое хватаются, но мало что доводят до конца благодаря быстроте движения крови» (Эмпедокл).

«Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад» (Эразм Роттердамский).

«Глупость не была бы подлинной глупостью, если бы не боялась ума» (Никола Шамфор).

«Глупость — это недостаток, против которого нет лекарства» (Иммануил Кант).

«Глупец гоняется за наслаждениями и находит разочарование, мудрец же только избегает горя» (Артур Шопенгауэр).

Вопросы н задания:

1. Попробуйте дать собственное определение глу­
пости.

2. Что имеет в виду Соломон Мудрый, говоря об
единой участи глупого и мудрого?

3. Чего больше в истории: разума или глупости?

4. Почему в народных сказках глупцы нередко
посрамляют умных?

5. Эразм Роттердамский написал произведение
«Похвала Глупости», в котором показал, что интел­
лектуальная ослепленность пагубна. Выходит, глу­
пость не всегда плоха. Что вы думаете по этому
поводу?

 

 

ГНЕВ — состояние человека, когда он обрушива­ет свою ярость и ненависть на какой-то предмет или на других людей.

 

 

Суждения мыслителей:

«Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против ревности?» (Соломон Мудрый).

«Обуздывай гнев» (Хилон из Эфор).

«Говори правду, не поддавайся гневу: если тебя просят — пусть о немногом — дай. С помощью этих трех условий можно приблизиться к богам» (Будда).

«Нет, никто решенья в гневе не принимает долж­ного» (Гораций).

«Гнев есть кратковременное безумие» (Гораций).

Как милость неба отличить от гнева, О мудрецы, ответите ли мне вы?

Фирдоуси

«Гнев — это испуг, который быстро приводит в действие силы к сопротивлению» (Иммануил Кант).

«Аффекты гнева и стыда имеют ту особенность, что они сами себя ослабляют в отношении своей цели» (Иммануил Кант).

«Человек обидел тебя, ты рассердился на него. Дело прошло. Но в сердце у тебя засела злоба на. этого человека, и, когда ты думаешь о нем, ты злишься. Как будто дьявол, который стоит всегда у двери твоего сердца, воспользовался тем часом, когда ты почувст­вовал к человеку злобу, и открыл эту дверь, вскочил в твое сердце и сидит в нем хозяином. Выгони его. И впредь будь осторожнее, не отворяй той двери, через которую он входит» (Лев Толстой).

Вопросы и задания:

1. Когда приходит чувство гнева?

2. Каков человек в состоянии гнева?

3. Почему справедливый гнев — это тоже кратко­
временное безумие?

4. Подберите синонимы к слову «гнев» и близкие
по смыслу слова.

5. Правда ли, что гнев порождается испугом?

6. Рассказывают, что древнегреческий философ Пиррон однажды пришел в сильный гнев из-за исто­рии, которая случилась с его сестрой, а когда его попрекнули, он ответил: «Не за счет женщины подо­бает щеголять безразличием». Попробуйте разы­грать эту сценку.

ГОРДОСТЬ - почитание собственных досто­инств, своей принадлежности к какой-либо челове­ческой общности: стране, нации, коллективу, пре­клонение перед дорогими индивиду ценностями. Гордыня — это чрезмерная, как правило, необыкно­венная гордость.

Суждения мыслителей:

«Нет ничего неприличнее гордыни» (Зенон).

«Не доброта, а гордость обычно побуждают нас читать наставления людям, совершившим проступ­ки; мы укоряем их не столько для того, чтобы испра­вить, сколько для того, чтобы убедить в нашей соб­ственной непогрешимости» (Франсуа де Ларошфу­ко).

«Гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности, тогда как тщеславие есть желание вызвать это убеждение в других, с тайной надеждой усвоить его впоследствии самому» (Артур Шопенгауэр).

«Высокомерие следует отличать от гордости как любви к чести, т. е. заботу о том, чтобы не уронить своего человеческого достоинства перед другими (поэтому гордости обычно сопутствует эпитет благо­родная); в самом деле, высокомерие требует от дру­гих уважения, в котором оно со своей стороны им отказывает. — Но сама эта гордость становится пре­грешением и оскорблением, если она остается всего лишь требованием, чтобы другие отдавали ей дань» (Фридрих Ницше).

«Но столь же ложна греховная гордость и само­превозношение человека, творчески одаренного и за­нятого трудом высшего качества» (Николай Бердя­ев).

Вопросы и задания:

1. Найдите синонимы к слову «гордость» (досто­инство, самоуважение и т. д.) и к слову «гордыня» (высокомерие, самолюбие).

2. Почему гордость часто «благородная»?

3. Не чужда ли тебе гордыня?

4. Чем отличается гордость от тщеславия?

ГОСУДАРСТВО — историческая форма союза людей, которая в идеале направлена на свободу и благополучие граждан. Государство — это воплоще­ние права в обществе. Оно выражает реальное гос­подство всеобщей воли, обеспечивающей возмож­ность свободы.

В истории философии существуют разные подхо­ды к проблеме государства. Одни мыслители рас­сматривали государство как божественное установ­ление. Другие видели в нем добровольный союз людей, основанный на взаимном согласии. Так, Пла­тон оценивал государство как продолжение естест­венного роста семьи и необходимых ее потребностей. Древние философы считали, что государство погло­щает собой человека. Оно должно было заботиться о счастье индивидов. С этой точки зрения государст­во — воспитательное учреждение. Аристотель в «Политике» различал в качестве основных форм го­сударства: монархию, аристократию и демократию. Древним грекам были известны и извращенные формы государственного правления, когда права все­общей воли присваивались либо отдельным лицом (деспотизм, тирания), либо собранием лиц (олигархия), либо сборищем людей (охлократия — власть толпы, плебса).

Томас Гоббс и Жан Жак Руссо трактовали госу­дарство как результат общественного договора, со­глашения. По мнению Гоббса, человеческая природа первоначально побуждается только эгоизмом — стремлением к самосохранению и наслаждению. Ес­тественным состоянием человека была война всех против всех, приносящая ущерб каждому- Поэтому люди путем договора объединились в государство и подчинились государю, чтобы тем самым получить защиту и возможность человеческой жизни. То, что государь санкционирует, всегда оценивается как хо­рошее, противоположное — как дурное. Обществен­ный закон есть совесть гражданина. Страх перед теми невидимыми силами, которые признает госу­дарство, — это религия. Страх перед силами, кото­рых она не признает, — это предрассудок.

Кроме идеи общественного договора есть и иной подход к оценке государства. Культ индивида, его прав, которые государство часто защищает не луч­шим образом, практика тоталитарных режимов дают основания рассматривать государство как ору­дие насилия. Так, согласно марксизму, государство возникает на определенном этапе исторического раз­вития в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общест­ва на классы, как продукт непримиримости классо­вых противоречий.

Суждения мыслителей:

Для какой цели возникло государство и сколько видов имеет власть, управляющая челове­ком в его общественной жизни? Уже в начале наших рассуждений, при разъяснении вопроса о домохо­зяйстве и власти господина в семье, было указано, что человек по природе своей есть существо полити­ческое, в силу чего даже те люди, которые не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству» (Аристотель).

«Спрашивают: как осуществлять управление го­сударством? Отвечаю: мудрых и способных людей нужно выдвигать на должности независимо от их положения и происхождения, ленивых и неспособ­ных людей нужно немедленно отстранять от долж­ности» (Сюнь-цзы).

«Многие ошибочно держатся того мнения, что и государю в управлении страной, и каждому вельмо­же в ведении дел надо прежде всего принимать во внимание интересы партий; а между тем высшая мудрость велит, напротив, сообразовываться либо с общими интересами, осуществляя то, с чем согласны представители самых различных партий, либо с ин­тересами отдельных лиц» (Фрэнсис Бэкон),

«...Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и сред­ства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты» (Томас Гоббс).

«Только в государстве существует всеобщий мас­штаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы каж­дого государства» (Томас Гоббс).

«Если бы повелевать умами было так же легко, как и языками, то каждый бы царствовал бы спо­койно и не было бы никакого насильственного прав­ления, ибо каждый жил бы, сообразуясь с нравом правящих, и только на основании их решения судил бы о том, чту истинно и ложно, справедливо или несправедливо» (Бенедикт Спиноза).

«Проблема создания государства разрешима, как бы странно это ни звучало, даже для народа дьяво­лов (если только они обладают рассудком)» (Имма­нуил Кант).

«Государственное устройство известной эпохи есть результат ее прежних судеб» (Иоганн Фихте).

«Государство и все человеческие установления, являющиеся голым средством, стремятся к своему собственному уничтожению: цель всякого прави­тельства — сделать правительство излишним» (Фихте).

«Государство — это «намордник» (Артур Шопен­гауэр).

«Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали собствен­ным благом во имя общественного благополучия» (Артур Шопенгауэр).

«Государство — это всего лишь средство, с помо­щью коего вооруженный разумом эгоизм старается избежать своих же собственных, на него обращен­ных дурных последствий, причем каждый споспеше­ствует благополучию всех, потому видит в нем залог собственного благоденствия» (Артур Шопенгауэр).

«Какую роль играет государство? Это сталь, скрепляющая общество. Вне государства, при естест­венных условиях (война всех против всех), общество ограничилось бы семьей и не могло бы широко пус­тить свои корни» (Фридрих Ницше).

«Когда государство не может достичь своей выс­шей цели, то оно растет безмерно. Мировая Римская империя не представляет, в сравнении с Афинами, ничего воз выше иного. Сила, которая должна при­надлежать исключительно цветам, принадлежит те­перь неимоверно вырастающим стеблям и листьям» (Фридрих Ницше).

«Борьбы государств больше не будет, но этот по­литический мир, это установление международного единства в виде всемирного государства (монархи­ческого или какого иного) — будет ли оно настоя­щим и вечным миром, прекратит ли оно борьбу, даже вооруженную, между другими, неполитичес­кими элементами человечества?» (Владимир Соло­вьев).

«Государство есть прежде всего организатор при­родного хаоса, оно движется пафосом порядка, силы, мощи, экспансии, образования больших исто­рических, тел» (Николай Бердяев).

«Пусть почитатели государства продолжают по­клоняться государству, однако следует потребовать, чтобы специалистам по технологии учреждений было разрешено не только совершенствовать внут­ренний механизм социальных институтов, но и со­здавать организации для предотвращения междуна­родных преступлений» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Найдите синонимы к слову «государство» (дер­
жава, страна...) и к слову «господство» (главенство,
верховенство и т. д.).

2. Какой оттенок выражает украинское слово
•» господарство»?

3. Как произошло государство? Перечислите раз­
личные концепции, которые вам известны.

4. Как вы относитесь к идее всемирного государ­
ства, которую формулирует В.Соловьев?

5. Вечно ли государство, или оно отомрет в буду­
щем?

ГРЕХ — поступок, совершенный вопреки воле, установлениям и намерениям Бога. Греховность — подверженность греху. Обозначает нарушение нрав­ственного закона, поскольку тот рассматривается как веление Бога. Язычество оценивало то, что в религиозных представлениях именуется грехом, как зло. В то же время оно полагало, что все согласное с природой не постыдно. Понятие греха по преимуще­ству христианское. Данная религия развивает пред­ставление о первородном грехе, наследственном со­стоянии, в котором человек рождается и из которого может быть спасен особым содействием Бога-бла­годатью.

 

 

Суждения мыслителей:

«При многословии не миновать греха, а сдержи­вающий уста свои разумен» (Соломон Мудрый).

«Без греха и без упрека нет на свете никого» (Эпихарм).

«Если предположить, что для грехов человека возможно искупление, то весьма понятно, сколь охотно каждый грешник получил бы его для себя, и если это зависит только от веры... ни на мгновение в нем не усомнился бы» (Иммануил Кант).

«Напротив, чем большую жалость возбуждают во мне прискорбные последствия чьих-то грехов, тем сильнее мое осуждение этих грехов» (Владимир Со­ловьев).

«В человеке глубоко заложено воспоминание об утерянном рае, о золотом веке, чувство вины и греха и мечта о возвращении в рай, о Царстве Божьем, которое иногда принимает форму утопии земного рая» (Николай Бердяев).

Вопросы и задания:

1. Перескажите миф о первородном грехе, как вы
его представляете.

2. Какое понятие близко слову «грех»?

3. Как осмысливался грех в язычестве?

4. Найдите в тексте религиозные слова, сопря­
женные с понятием греха.

ГУМАНИЗМ (от латинского слова humanitas -человечность) — человеколюбие, прославление чело­века. В древнейших известных нам мифологиях че­ловек неотторжим от Вселенной, он еще не воспри­нимает себя как нечто самостоятельное, В восточных деспотиях индивидуальность не рассматривалась как ценность. Осмысление самоценности человека связано с греческой античностью. Римский философ Цицерон говорил, связывая это со словом «гуманизм», о высшем культурном и нравственном разви­тии человеческих задатков.

Гуманизм превратился в своеобразное движение и в особую идеологию в эпоху Возрождения. Данте, Петрарка, Боккаччо были предшественниками ита­льянского гуманизма. Гуманизм Возрождения — это новое мировоззрение, проникнутое осознанием безмерной полноты того величия, которым наделен человек- Он рассматривается отныне как средоточие мира, как творец земного бытия. Но в этом прослав­лении человека, как меры всего сущего, проступает и зерно противоречия в судьбах и содержании самого гуманизма. Если человек сам выступает мерилом своих собственных поступков, в равной степени спосо­бен творить добро и зло, стало быть, гуманизм стано­вится проблемой. Многие мыслители Возрождения со­мневались в нравственной природе человека.

Суждения мыслителей:

«Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я видел, как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя челове­колюбию, погибали» (Конфуций).

«Человеколюбивый может быть человеколюби­вым к другим людям, но не может заставить людей быть человеколюбивыми; человеколюбивый может любить других людей, но он не может заставить людей любить друг друга.. Отсюда ясно, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточ­но для того, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной» (Ян Шан).

Где же теперь человечность? Ужель удалилась навек? Человека любого страшится любой человек.

Низами

«Героизм и человеколюбие — почти одно и то же слово. Но стоит чувству этому хотя бы немного сбиться с пути, и любящий человечество герой превращается в свирепого безумца: освободитель и хра­нитель делается притеснителем и разрушителем» (Антона, Шефтсбери).

«Образ мыслей, направленный в обиходе на со­единение благополучия с добродетелью, есть гуман­ность» (Иммануил Кант).

«Гуманизм послушен факту рабства человека у природного мира» (Николай Бердяев).

«Однако я заявляю, что вера в разум, в рациона­лизм и гуманизм... может вносить улучшения в че­ловеческие дела...» (Карл Поппер).

«Он (истинный гений. -- П. Г.) искренне встает на защиту людей из любви к ближнему, а не из любви к тому отдаленному, туманному будущему, которое топчет уже существующий гуманизм...» (Альбер Камю).

Вопросы и задания:

1. Найдите в тексте слова, которые сопряжены с
понятием гуманизма.

2. Мог ли возникнуть гуманизм в языческой
культуре?

3. Почему гуманизм стал проблемой?

4. Что имеет в виду Н.'Бердяев, говоря о рабстве

человека у природного мира?

ДВИЖЕНИЕ — 8 широком смысле всякое изме­нение. В узком смысле — перемещение тел в про­странстве.

Суждения мыслителей:

«Все течет, все изменяется» {Гераклит).

«Движение вечно. Кто ответит на вопрос, откуда начало природного движения?» (Демокрит).

«Поскольку движение есть в движущемся (а в пройденном и непройденном движущегося нет), дви­жение существует только в движущемся.

Если настоящее движение обладает движением, то необходимо следует существование двух движе­ний: то, благодаря которому движение совершается, и другое, которое в настоящем движении.

Из двух видов движения необходимо вытекает существование двух идущих, так как существование движения без совершающего движение недопусти­мо.

Если движение недопустимо без совершающего движение, то где находится идущий, если нет дви­жения?

Идущий не движется, равным образом неидущий не движется. Кто же третий, отличный от иду­щего и не-идущего?

Говорят: «Идущий — это тот, кто движется». Как можно это допустить, если совершенно недопус­тимо движение без идущего?

Кто говорит: «Идущий движется», предполагая, что идущий обладает движением, тот необходимо должен допустить, что идущий существует без дви­жения.

Если «идущий движется», то необходимо следует существование двух движений: одно, благодаря ко­торому говорят «идущий», и другое, которое дви­жется» (древнеиндийский философ Нагарджуна).

«Существуют простые движения, заключающие в себе корень всех остальных действий в природе... и движения сложные или произвольные» (Фрэнсис Бэкон).

«Движение есть непрерывная перемена мест, т. е. оставление одного места и достижение другого» (Томас Гоббс).

«Понятие развития с начала настоящего столе­тия вошло не только в науку, но и в обиходное мышление» (Владимир Соловьев).

«...Нужно, по существу, воспринимать объекты в движении и искать, при каких условиях их можно рассматривать как находящиеся в состоянии покоя...» (Гастон Башляр).

«Относительно апории «стрела» мы теперь отве­чаем, что можно провести различие между покоем и движением в одной точке» (Гаке Рейхенбах).

Вопросы и задания:

1. Подберите синонимы к слову «движение».
Найдите их в тексте мыслителей.

2. Почему понятие «движение» является важной
философской категорией?

3. Универсально ли движение?

4. Подберите иллюстрации к мысли «покой отно­
сителен»

5. Найдите в книге описание апории Зенона о стреле. Каковы комментарии к этой апории в изло­жении этого текста?

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. слова demos — народ и kratoa — власть) — народовластие, форма государст­венно-политического устройства, в которой народ является источником власти. Народовластие уста­навливает право народа участвовать в решении госу­дарственных дел. Демократия основана на принци­пах подчинения меньшинства большинству, выбор­ности основных органов государственной власти, на­личии прав и политических свобод граждан, а также условий для их реализации. Различаются институты представительной демократии (выборные учрежде­ния -- Государственная Дума, парламенты и др.) и непосредственной демократии (референдумы).

Современный мир склоняется к убеждению, что именно демократия больше, чем другие типы госу­дарственного устройства, годится для политической жизни. Как удивился бы Аристотель, если бы узнал об этом. В его типологии демократия занимала низ­шее место. Еще бы — дай волю народу, он такое натворит... Не по воле ли толпы ушел из жизни Сократ? Люди, которые не стоили даже мизинца мудреца, наделенные правом голоса, уверенно подве­ли к гибели величайшего философа. Надо заметить, что ни в античности, ни в средние века никто не ценил демократии. Только в XVTII в., перед буржу­азными революциями, заговорили о том, что народо­властие есть высший закон. После буржуазных рево­люций началось медленное и мучительное стро­ительство демократической жизни. Оттачивались демократические механизмы, шлифовались право­вые отношения.

 

 

Суждения мыслителей:

«Мне дороже всего жить под народовластием» (Соломон Мудрый).

«Народное правление лучше тирании» (Пери-андр).

«Когда несправедливое правление осуществляет­ся многими людьми, это называется демократией; господство народа имеет место именно тогда, когда широкие массы благодаря своей силе и численному превосходству подавляют богатых. Тогда весь народ выступает как один единый тиран» (Фома Аквин-ский).

«Демократия должна избегать двух крайностей: духа неравенства, который ведет ее к аристократии или правлению одного, и доведенного до крайности духа равенство, который ведет к деспотизму одного так же неминуемо, как деспотизм одного заканчива­ется завоеванием» (Шарль Монтескье).

«Из трех форм государства демократия в собст­венном смысле слова неизбежно есть деспотизм» (Иммануил Кант).

«...Демократии совершенно невозможно (кроме как путем насильственной революции) достичь един­ственно совершенного правового устройства» (Имма­нуил Кант).

«Рядом с носителями безусловного авторитета и безусловной власти должны быть в обществе носите­ли безусловной свободы. Такая свобода не может принадлежать толпе, не может быть атрибутом демо­кратии» (Владимир Соловьев).

«Под демократией же я понимаю не какую-ни­будь неопределенную «власть народа», или «власть большинства», а многообразные общественные ин­ституты...» (Карл Поппер).

 

 

Вопросы и задания:

1. Объясните происхождение слова «демокра­
тия».

2. Найдите в тексте свидетельства о том, что
древние ценили народовластие.

3. Еще в древности были раскрыты парадоксы
демократии и свободы. Каковы они?

4. Почему демократия способна переродиться?

5. Каковы недостатки демократии в нашей стране?

ДЕСПОТИЗМ (от греч. despoteta — неограничен­ная власть) — система государственного устройства, неограниченная монархия, которая характеризуется произволом власти и бесправием граждан. Класси­ческий деспотизм присущ государствам Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и другие). В переносном значении деспотия — это самовластие, жестокое по­давление свободной воли, произвол по отношению к подчиненным. Деспот — жестокий властитель, тиран.

Суждения мыслителей:

«Человеческая природа будет постоянно возму­щаться против деспотического правления» (Шарль

Монтескье).

«Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так и для деспотического прави­тельства нужен страх. В добродетели оно не нужда­ется, а честь была бы для него опасна» (Шарль Мон­тескье).

«Когда дикари Луизианы хотят сорвать плод с дерева, они срубают дерево под корень и срывают плод. Таково деспотическое правление» (Шарль Монтескье).

«Деспотизм — принцип самовластного исполне­ния государством законов, данных им же самим; тем самым публичная воля выступает в качестве частной воли правителя (Иммануил Кант) «Поэтому неудивительно, что все попытки преоб­разовать этот порядок в моральный оказываются не­приемлемыми из-за проявляющегося в, них неразу­мия и его непосредственного следствия — чудовищ­ного деспотизма» (Фридрих Шеллинг).

«Вообще для того, чтобы возвыситься над прину­дительною формою общественной нравственности, дикое человечество должно пройти через нее, — чтобы перерасти деспотизм, оно должно пережить его» (Владимир Соловьев).

Вопросы и задания:

1. Что означает слово «деспотизм»?

2. Подберите синонимы к слову «деспотизм».

3. В чем Владимир Соловьев усматривает поло­
жительное значение деспотизма?

4. Какую роль в деспотизме играет публичная
воля?

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический для челове­ка способ отношения к внешнему миру. Он состоит в преобразовании и подчинении его человеческим целям, В отличие от животного, человек относится к природе не пассивно, а деятельно. Человеческая активность многолика. Она проявляется в различ­ных сферах и имеет разнообразный характер.

Суждения мыслителей:

«В человеке и в любом животном существует прин­цип деятельности, как и во всякой машине. Это пер­вый двигатель, эта изначальная движущая сила необ­ходимо и вечно управляется волей Верховного Суще­ства, без чего все было бы хаосом, без чего не сущест­вовало бы самого мира» (Франсуа Мари Вольтер).

«Человек от рождения стремится к действию, как огонь стремится ввысь, а камень вниз» (Франсуа Мари Вольтер).

«Деятельность есть наше определение» (Имману­ил Кант).

«Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем» (Иоганн Фихте).

«Свободное действование всегда продуктивно, но продуктивно сознательно» (Фридрих Шеллинг}.

«Производительный труд, обладание и пользова­ние его результатами представляют одну из сторон в жизни человека или одну из сфер его деятельнос­ти...» (Владимир Соловьев).

«Свободный нравственный акт может совершать­ся не только относительно так называемой нравст­венной жизни, но и относительно всей жизни чело­века» (Николай Бердяев).

Вопросы и задания:

1. Чем отличаются действия животных от дея­
тельности человека?

2. Найди в тексте синонимы к слову «деятель­
ность» (действование, действие, нравственный акт,
поведение).

3. Прокомментируй фразу Канта о том, что дея­
тельность есть наше определение. Что имеется в
виду? Почему деятельность определяет человека?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.