КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 7 страница. «Что такое истина? Соответствие с объектом» (Жан Робине)
«Что такое истина? Соответствие с объектом...» (Жан Робине). «Не существует такой истины, против которой не спорили бы и которая не была бы доказана столькими же способами, сколькими ее не опровергали» (Жан Робине). «Я не придерживаюсь взгляда тех мыслителей, которые сделали из истины удел одного лишь божества» (Жан Робине). «Сколько истин, признаваемых нами в настоящее время бесспорными, в момент провозглашения их казались лишь парадоксами или даже ересями» (Жан Робине). «Я шире распахнул завесу истины, чем кто-либо из смертных до меня. Но я хотел бы видеть того, кто мог бы похвалиться более ничтожными современниками, чем те, среди которых я жил» (Артур Шопенгауэр). «Мы должны произвести опыты с истиной. А если истина должна уничтожить человечество, ну что же, пускай! Я вложил в вашу руку молот, он должен опуститься на голову людей. Бейте!» (Фридрих Ницше). «Обладание истиной не может составлять привилегии народа так же, как оно не может быть привилегией отдельной личности. Истина может быть только вселенской, и от народа требуется подвиг служения этой вселенской истине, хотя бы, и даже непременно, с пожертвованием своего национального эгоизма* (Владимир Соловьев). «Ложь признается полезной для поддержания и организации человеческого общежития и несет социальную функцию. В этом трагизм проблемы лжи. Ложь прагматически оправдывается. Истина же, правда, часто представляется опасной и вредной» (Николай Бердяев). «Платон, например, мог бы сказать, что миф -истинен, так как все, что служит интересам государства, должно быть принято на веру и потому должно быть названо «истиной», причем никакие другие критерии истины не допустимы» (Карл Поппер). «Философ всегда готов, если речь идет о науке, развивать философию ясную, быструю, простую, но она остается тем не менее философией философа. Ему довольно одной истины, чтобы расстаться с сомнениями, незнанием, иррационализмом: она достаточна для просветления его души» (Гастон Башляр). «Истина откровения, провозглашенная церковным учением в качестве абсолютно обязательной, сделала излишним вопрос о том, что такое сущее» (Мартин Хаидеггер). Вопросы и задания: 1. Расскажи о происхождении слова «истина». 2. Назови истины, которые достаточны для про 3. Почему истина недоступна одному мыслите 4. Отчего истин множество? 5. Всегда ли истинна истина? КАРА — наказание, которое неотвратимо настигает человека, воздаяние за грехи и проступки. Суждения мыслителей: «Человек, упорствующий в непослушании, может быть уверен в наступлении кары как на основании законов, так и на основании учений о небесном и подземном суде, о жестоких муках, которым будут преданы несчастные души, и обо всем прочем, что согласно древнему преданию возвестил ионийский мудрец. Ибо, подобно тому, как тела больных мы лечим любыми средствами, попавшими под руку, если они отказываются от наиболее полезных, так и ум людей мы держим в узде при помощи ложных доводов, когда он не внемлет истинным. Вот почему необходимо учение чужеземцев о загробных муках и о переселении душ, о том, что души трусов после смерти вселяются в тела женщин — на позор, души убийц — в хищных животных — в наказание, души сластолюбцев — а тела свиней и козлов, души вертопрахов и хвастунов — в летающих птиц, наконец, души лентяев и дураков — в тела животных, обитающих в воде» (Тимей Локрийский). «Несомненно, в интересах общества, чтобы существовало некое божество, которое карает то, что не может быть пресечено человеческим правосудием* (Франсуа Мари Вольтер). «А именно не может быть никакого уголовного закона, карающего смертью того, кто, подвергаясь при кораблекрушении одинаковой с другим опасности цля жизни, сталкивает этого другого с доски, на которой он спасся, дабы таким образом спасти самого себя. Ведь грозящая по закону кара не могла бы не быть в этом случае больше, чем кара, состоящая в потере жизни, угрожавшей первому из йих» (Иммануил Кант). «Наказанием, угрозой наказания можно запугать человека, на время удержать его от зла, но никак не исправить» (Лев Толстой). «Этика закона не может быть индивидуальной и персоналистической, она никогда не проникает в интимную глубину нравственной жизни личности, нравственного опыта и борений» (Николай Бердяев). «Точка зрения, в соответствии с которой общество должно быть таким же прекрасным, как произведение искусства, с легкостью приводит к насильственным мерам. Однако все это, радикализм и насилие, в равной степени нереалистично и бесплодно» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Подбери синонимы к термину «кара». Отметь 2. Способно ли наказание облагородить нравы? 3. Почему в обществе появляются преступники?
4. Платон хотел сделать общество идеальным, 5. «Но есть, есть Божий судия...» Твое мнение?
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ КАНТА -радикальное требование, приказ, закон, обращенный к нравственному человеку, общезначимое нравственное предписание. См. Золотое правило нравственности. Каждая вещь в природе, рассуждает Кант, действует по законам. Только разумное существо имеет волю или способность поступать согласно представлению о законах, то есть согласно принципам. Так как для выведения поступков из законов требуется разум, то воля есть не что иное, как практический разум. Бели разум непременно определяет волю, то поступки такого существа, признаваемые объективно необходимыми, необходимы также и субъективно, то есть воля есть способность выбирать только то, что разум независимо от склонности признает практически необходимым, то есть добрым. Если же разум сам по себе недостаточно определяет волю, то воля подчиняется, согласно Канту, еще и субъективным условиям (тем или иным мотивам), которые не всегда согласуются с объективными, одним словом, если воля сама по себе не полностью сообразуется с разумом (как это действительно имеет место у людей), то поступки, объективно признаваемые необходимыми, субъективно случайны, и определение такой воли сообразно с объективными законами есть принуждение. Формула веления называется, как определяет Кант, императивом. У Канта первая формулировка категорического императива, по сути дела, совпадает с «золотым правилом нравственности». Еще одна формулировка гласит: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Наконец, у Канта есть еще одна формулировка: «...всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для применения со стороны той или другой воли».
Суждения мыслителей: «Поскольку упомянуто, что действительный критерий всегдашней «максимы» поведения состоит в том, что она может быть в то же время всеобщим законом или нет, то в ней очевидно заключено нечто такое, чего человек как личность принципиально не может хотеть. Он скорее должен хотеть, чтобы сверх всякой всеобщей значимости в его поступках было еще нечто собственное, что на его месте никто другой не мог бы или не должен был бы делать. Если он отказывается от этого, то он является просто одцим из множества номеров, который можно заменить любым другим; его личное существование ненужно, бессмысленно» (Николай Гартман}. «Этика Канта и была типом такой нормативной, законнической этики» (Николай Бердяев). «Закон нравственный, как и закон логический, совершенно обязателен для всякого живого существа независимо от его индивидуальности и своеобразия. Никакой индивидуальности и своеобразия закон не признает. Для нравственного закона совсем не интересен нравственный индивидуальный опыт, нравственные борения духа. Мы видим у Канта совершенное равнодушие к нравственному опыту и нравственной борьбе. Закон интересуется только тем, исполнит его личность или нет» (Николай Бердяев). «...Я придерживаюсь точки зрения Канта, согласно которой никому не следует считать себя ценнее других людей. Я убежден, что этот принцип является единственно приемлемым, особенно если мы вспомним о всем известной невозможности вынесения о себе непредвзятых суждений» (Карл Поп-пер). Вопросы и задания: 1. Сформулируй категорический императив 2. Почему можно считать моральное предписание 3. Согласен ли ты с критикой Канта со стороны 4. Действительно ли, исполняя закон, человек 5. Что такое нравственный опыт? КОРЫСТЬ — жадность как мотив человеческих поступков, стремление стнжать все для себя- Суждения мыслителей: «Мерзостна корысть» (Периандр). «Корысть ненасытна» (Питтак). «Склонности к этому, если они становятся страстями, — это честолюбие, властолюбие и корыстолюбие. Конечно, человек становится здесь игрушкой (жертвой обмана) своих собственных склонностей и в применении этих средств не достигает своей конечной цели» (Иммануил Кант). «Но при этом такой человек может быть даже до скупости привязан к тому имуществу, которое он раздает, и в таком случае его нельзя, строго говоря, назвать бескорыстным; следует только сказать, что в нем альтруистическая добродетель щедрости побеждает порок корыстолюбия» (Владимир Соловьев). Вопросы и задания: 1. Неизбежна ли жадность в современном мире? 2. Подбери синонимы к слову «корысть».
3. Что является противоположностью «корыс 4. Может ли щедрость победить порок корысто 5. Щедр ты или жаден? Прости за откровенный
КОСМОС (греч. kosmos —Вселенная) - - нечто приведенное в порядок или уже существующее как упорядоченное единство. Противоположность космоса — хаос, то есть нечто беспорядочное. Космос -это порядок, устроение. Пифагор назвал мир космосом, чтобы прославить царящие в нем порядок и гармонию. Гераклит был первым греческим философом, в текстах которого появился термин «космос». Первоначально он применялся к обозначению государственного устройства и даже убранства приведшей себя «в порядок» женщины (отсюда «косметика»). Плутарх начал свою «Естественную историю» с похвалы космосу. Космический — относящийся к космосу. Суждения мыслителей: «Космос настолько великолепен, насколько это только можно помыслить. Он — небесное живое существо, не гибнущее начало и причина устроения всего миропорядка» (Пифагор). «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим» (Гераклит). «Дыхание и воздух объемлют весь космос. Из них все возникает, и в них все разрешается» (Анак-симен). «Философия имеет своим предметом не ту или иную идею, а весь идеальный космос...» (Владимир Соловьев). Вопросы и задания: 1. Что означает слово «космос»? 2. Приведи слова, которые можно считать сино 3. На вопрос: «Ради чего лучше родиться, чем не 4. Что такое «идеальный космос»? 5. Правильно ли представлял космос Анаксимен? КРАСОТА — характеристика прекрасного, одно из принципиальных понятий эстетики. Различны определения красоты, которые встречаются в истории философии. Так, Платон видит красоту в идее, в том, как живет идея. Аристотель, напротив, полагает красоту в порядке, симметрии и ограничении. Немецкий философ Готфрид Лейбниц сопоставлял идею красоты с совершенством, с целесообразностью. Кант дал знаменитое определение красоты: красиво то, что вызывает чувство удовольствия, не затрагивая нашей страсти. То есть красота — ценность, лишенная непосредственной материальной пользы. Шеллинг и Гегель развивали систему эстетических понятий в платоновском направлении. Высшая степень красоты — прекрасное. Суждения мыслителей: «Однажды Ананда, двоюродный брат, любимый ученик и последователь Будды, пришел к Будде и сказал: «Я понял, учитель, что наши искания красоты, наше устремление к красоте, наконец, наше слияние с красотой суть то, что составляет половину нашей духовной жизни». «Не говори так, Ананда, — отвечал Будда. — Это не половина духовной жизни, а вся наша духовная жизнь». «Деятельность способности суждения... приводит только к тому, что начинают охотно заниматься подобными суждениями и придают добродетели или образу мыслей по моральным законам ту форму красоты, которой восхищаются...» (Иммануил Кант). «Так, например, возможна лишь схема какого бы то ни было органического образа, в том числе образа человека, тогда как красота, вечность и т. п. могут быть выражены только в символах» (Фридрих Шеллинг). «Как содержание воли сущего идея есть благо, как содержание его представления она есть истина, как содержание его чувства она есть красота» (Владимир Соловьев). «Красота есть характеристика высшего качественного состояния бытия, высшего достижения существования, а не раздельная сторона существования. Можно сказать, что красота не есть лишь категория эстетическая, но есть и категория метафизическая. Если что-нибудь воспринимается человеком целостно, то именно красота. Мы говорим: прекрасная душа, прекрасная жизнь, прекрасный поступок и т. д. Это не есть лишь эстетическая оценка, это целостная оценка» (Николай Бердяев). «Нужно очень различать красоту и красивость-Красивость есть обманная красота» (Николай Бердяев). «Прекрасное и абстрактное все-таки не тождественны» (Мартин Хаидеггер). Вопросы и задания: 1. Что такое красота? 2. Как она соотносится с прекрасным? 3. Прокомментируйте кантовское определение 4. Почему красота, согласно Будде, это вся наша 5. Чем красота отличается от красивости? КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание) -совокупность обнаружений жизни, достижений и творчества народов или группы народов. Понятие культуры относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура поведения», «физическая культура». В своем происхождении слово восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие «культура» в переносном значении (и производное от него понятие «культ») аналогично «хозяйству», изначально соотносилось со словом «возделывание»: культура души, культура разума, культ богов или культ предков. Затем слово «культура» отрывается от земной почвы. Оно соотносится с разумностью. Римский оратор и философ Цицерон, говоря о возделывании, имел в виду не землю, а духовность. Именно поэтому он рассматривал философию как культуру духа и ума. В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем «культура». Философы обычно относят к культуре все рукотворное. Природа существует для человека. Он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. В целом это самоочевидно... Но в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. В традиционном представлении о культуре как «второй природе» обнаруживаются противоречия. Толкуя культуру как нечто надстраивающееся над природой, исследователи создали эффект их взаимного отчуждения. Возникает парадоксальный ход мысли: для сотворения культуры нужна предельная дистанция от природы. Не в таком ли воззрении на культурное творчество истоки хищнического, разрушительного отношения к природе? На деле же культура прежде всего — природный феномен хотя бы потому, что ее творец — человек — биологическое существо. Природа и культура действительно противостоят Друг Другу. Однако природа никогда не дана нам вне культурной своей формы. Мы видим на небе не просто звезды, а нечто, что уже имеет культурную форму. Например, мы называем созвездие Большой Медведицей. Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. Человек претворяет и достраивает природу. Культура — это природа, которую «пересоздает» человек, утверждая посредством этого себя как человека. Культура немыслима без человека: он ее создал. Но что при этом его воодушевляло? Желание утвердить себя в природе в качестве властелина, способного наменять дарованное? Бессознательная игра творческих сил, способных бесконечно развертывать свой потенциал? Стремление пересотворить мир? Основанием культуры служит неукорененность человека в природе, потребность я реализации тех побуждений, которые не являются инстинктивными. Суждения мыслителей: «Наши руки как бы создают в природе вторую природу» (Цицерон). «Натура и культура — два стержня, на коих красуются все достоинства» (Грасиан Бальтасар). «Благодаря искусству и науке мы достигли высокой степени культуры. Но нам еще много недостает, чтобы считать нас нравственно совершенными. В самом деле, идея моральности относится к культуре...» (Иммануил Кант). «В своем сочинений о влиянии наук и о неравенстве людей Руссо совершенно правильно показывает неизбежное противостояние культуры и природы человечества как физического рода, в котором каждый индивидуум должен полностью достигнуть своего предназначения» (Иммануил Кант). «Понятие европеец, или, что то же, понятие культура, содержит в себе твердое мерило для определения сравнительного достоинства или ценности различных рас, наций, индивидов» (Владимир Соловьев). «Только такая жизнь, такая культура, которая ничего не исключает, но в своей всецелости совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности, — только она может дать настоящее, прочное удовлетворение всеми потребностями человеческого чувства, мышления и воли и быть, таким образом, действительно общечеловеческой, или вселенской, культурой, причем ясно, что вместе с тем и именно вследствие своей всецельности эта культура будет более чем человеческою, вводя людей в актуальное общение с миром божественным» (Владимир Соловьев). «Культура есть в этой связи реализация верховных ценностей путем заботы о высших благах человека. В существе культуры заложено, что подобная забота со своей стороны начинает заботиться о самой себе, и так становится культурной политикой» (Мартин Хайдеггер). Вопросы и задания: 1. Чем вызвано многообразие в определениях 2. Как возникло понятие «культура»? 3. Верно ли, что культура противостоит природ 4. Объясни, что значит реализация верховных 5. Как ты понимаешь культуру? ЛИЧНОСТЬ (от лат. persona — маска актера) — социально и духовно развитой человек. Это слово подчеркивает социальность человека, его возвышение над природным миром. Поздняя античность называла человека личностью, чтобы подчеркнуть, что тот не является лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо человеческие свойства. Личность может проявиться только в сообществе людей. Все, что относится к личности, называется персональным. Индивид — это человеческий экземпляр, имеющий уникальные черты. Личность же - - это индивид, наделенный множеством социальных свойств. Каждый человек самобытен, экземплярен. Однако нельзя доводить персонацистскую идею до абсурда. Персо нал истекая философия, обосновывающая суверенитет личности, не может отвлечься от вопроса о том, каковы собственные пределы человека, в чем черпает он основы нравственности, что питает его волевые импульсы? Ценность личности во многом соразмеряется совокупным духовным опытом человечества. Например, в христианском сознании человек постоянно соотносит себя с надмирным, всечеловеческим. Условием духовности личности в христианстве служит исполнение Христовых заповедей, которые и оцениваются нами как выстраданные человеческим родом. Внешне они предстают перед человеком как совокупность надличностных запретов. Персонал истекая традиция, задумавшись над предназначением человека, выдвигает перед ним определенные нравственные императивы, соразмеряет его поступки с общечеловеческими целями. Свобода трагична. Она ставит человека перед выбором, потому что основана на нравственном законе, а не на игре страстей. Личность отнюдь не стремится к самоутверждению и не пытается навязать общественной организации своекорыстные интересы. Начиная с XVIII в., особенно с Канта и Гердера, философы отличают личность от индивидуальности. Иначе говоря, личностью становится не каждый человек, а только тот, кто обнаружил богатейший внутренний опыт. Только зрелое сознание обнаруживает разницу между свободной личностью, вобравшей в себя универсальный опыт человечества, и тем, кто возвеличил себя и свою волю, вытравив из своей души высшее начало, абсолютизировав собственные вожделения. Человеческое, следовательно, в значительной степени можно оценивать как всечеловеческое. Суждения мыслителей: «Более того, эта тема о различиях в человеческих характерах принадлежит к числу тех, о которых (хотя и очень редко) в повседневных разговорах людей можно услышать более разумные вещи, чем в самих книгах. Но самый лучший материал для такого исследовании следует искать у наиболее серьезных исследователей, и не только в похвальных речах, произносимых обычно на похоронах какого-нибудь знаменитого лица, но прежде всего в самой истории, в изображении этой личности всякий раз, как она, если можно так выразиться, выходит на сцену. Такого рода изображение исторической личности в ходе событий, в которых она участвует, дает, как мне кажется, более верное представление о характере человека, чем та оценка, которую мы встречаем в панегириках» (Фрэнсис Бэкон). «Из рассмотрения нашей личности и того, что мы безошибочно находим в своем собственном строении, наш разум приводит нас к познанию той достоверной и очевидной истины, что есть вечное, всемогущее и всеведущее существо. Неважно, будут ли его называть Богом, очевидно само бытие его» (Джон Локк). «Эта внушающая уважение идея личности, показывающая нам возвышенный характер нашей природы (по ее назначению), позволяет нам вместе с тем замечать отсутствие соразмерности нашего поведения с этой идеей и тем самым сокрушает самомнение; она естественна и легко понятна даже самому обыденному человеческому разуму» (Иммануил Кант). «Под личностью мы понимаем человеческий индивид, поскольку он — как действующий, наделенный волей и стремлениями, как представитель своих мыслей, взглядов, суждений, как существо с претензиями и правами, настроениями и оценками — предстает соединенным с другими такими же человеческими индивидами и узнает об их манере обращения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с их мыслями, взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их претензиям, настроениям и ценностям» (Николай Гартман). «Воззрения же философские, как произведения личного мышления, возникают лишь с обособлением личности, когда отдельные люди приобретают полную внутреннюю самостоятельность, начинают жить для себя, сами с отчетливым сознанием ставят себе вопросы и разрешают их своим личным разумением независимо от общенародного мышления и основанного на них миросозерцания» (Владимир Соловьев). «Учение о человеке есть прежде всего учение о личности. Истинная антропология должна быть персонал истичной. И вот основной вопрос — как понять отношения между личностью и индивидуумом, между персонализмом и индивидуализмом? Индивидуум есть категория натуралистически-биологическая. Личность есть категория религиозно-духовная» (Николай Бердяев). «Это происходит как выработка «нравственной» установки, как спасение бессмертной души, как развитие творческих сил, как воспитание разума, как культивирование личности, как пробуждение общественного сознания, как дисцишшнирование тела или как соответствующее сочетание некоторых или всех этих «гуманиэмов» (Мартин Хайдеггер). «Социальная природа человека коренится в несовершенстве человеческого индивида. В противоположность Сократу, Платон утверждает, что в силу внутренне присущей человеческому индивиду ограниченности он не может быть полноценным. Платон, настаивая на совершенствовании весьма различных степеней человеческого совершенства, заявляет тем не менее, что даже немногие сравнительно совершенные индивиды все же зависимы от других (менее совершенных) — по крайней мере, в том, что последние выполняют за них грязную и тяжелую работу» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Почему слово «личность» соотносится со сло 2. Что такое индивид? 3. Почему Н. Бердяев считает личность катего 4. Можно ли считать, что личность своевольна? 5. Какую роль в истории играют «исторические
ЛЮБОВЬ — глубинное человеческое переживание, аффект души, предполагающий предельную близость влюбленных. Среди человеческих страстей первозданной аидится нам любовь. Ведь человечество ни одного дня не могло бы прожить без нее. Это глубинное человеческое влечение захватывает все существо человека. Будучи универсальной напряженной страстью, любовь пронизывает человеческое существование на протяжении всей жизни- Любовь, по сути дела, определяет фундаментальные основы бытия- Она в то же время проявляется как глубоко индивидуальное, сугубо личностное, уникальное чувство. Эта страсть всеобъемлюща и неповторима. Она принадлежит человеческому роду и лично мне, вам, ему... Знойное пламя эроса — вечное повторение и вечное открытие... В чем искать исток неугасимой страсти? Как в «крушении всего земного» опереться на «души любвеобильной неисчерпаемый запас»? (Федор Тютчев) С чего начать размышление о любви романтической, лучезарной и всепобеждающей? Может быть, с Ветхого завета Библии? Ведь именно в ней собраны лирические песни о страстном, преодолевающем все преграды чувстве. «Песнь Песней» предположительно ОТНОСЯТ К Ш В. ДО Н. Э. Древнеиндийская и древнегреческая философия (Гесиод, Эмпедокл) говорят о любви как о космическом чувстве, принципе, через который усмиряется и объединяется Вселенная во всем ее стремящемся к распаду обилии сил и форм. У Эмпедокла любовь и ненависть - - это некие объективные начала мира, принципы бытия и становления. Любовные традиции западного мира берут свое начало в Древней Греции. Согласно Платону, любовь есть чистое вдохновение, освобожденное от всего чувственного, направленное по преимуществу к познанию людей и высшей из них, идеи добра. В любви к благу Платон видит высшее блаженство человека. Христианство проповедует любовь между Богом и человеком (сострадательная любовь Бога, почитательная любовь человека), так же как и людей между собой. Оно заповедует любовь к ближнему, причем понятие ближнего распространяется на всех людей — и на друзей, и на врагов. Любовь к Богу есть постулат христианской философии. У мистиков любовь к Богу есть принцип познания. Фома Аквин-ский различает любовь чувственную я любовь интеллектуальную. Любовь — это связь всего существующего, благодаря чему бесконечное разнообразие объединяется во всеединстве. Бога справедливо называют любовью, ибо Он есть источник любви, проникающей Вселенную и создающий круговорот бытия. У Декарта любовь есть волнение души, возникающее благодаря движению животных духов, стремящееся к соединению с объектом, который кажется соответствующим ей. У Спинозы интеллектуальная любовь к Богу возникает из тождественного познания Бога и составляет часть той любви, которой Бог любит себя. Никто не может ненавидеть Бога. Любовь к Богу возникает из рассмотрения всех вещей с точки зрения вечности. Лейбниц определяет любовь как чувство радости, происходящей из счастья ближнего. Кант отличает практическую любовь от патологической. Любить Бога значит охотно исполнять его заповеди. Любить ближнего — значит охотно исполнять все обязанности по отношению к ближнему. «Любовь сама по себе, — говорит Владимир Соловьев, — не есть добродетель». К отрицательному предписанию «не люби мира» библейская этика присоединяет два положительных: люби Бога всем сердцем своим и люби ближнего как самого себя. Любовь к ближним определяется жалостью, любовь к Богу — благоговением. Любить ближнего как самого себя реально означает — жалеть его как самого себя. Любовь к Богу означает всецелую преданность Ему, полное соглашение своей воли с Его волею. Шопенгауэр рассматривает любовь как равную состраданию. В теории познания любовь — предпосылка и начало процесса познания.
Суждения мыслителей: «Любовь — неистовое влечение к тому, что убегает от нас» (Мишель Монтень). Любви своей неся высокий стяг, То я в ознобе, то горю от страсти. Воплю, безгласен от такой напасти, Дрожу в огне, смеюсь от передряг, Я слезы лью, но пламень не иссяк. Я жав, я мертв, я у страстей во власти. Над морем слез пожары скалят пасти, Вулкан в Тейя — кто мне худший враг? Но я в самом себе люблю другого: Кремня он крепче, я — летучий пух. Он рвется ввысь, а мой порыв потух. Зову его — в ответ хотя бы слово. Бегу за ник — его же нет как нет. Чем я упорней, тем слабее след. Джордано Бруно «Нельзя представить себе лучшего состояния души, чем то, когда она находится во власти какой-нибудь великой страсти.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |