КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 8 страница
Пусть всякий разумный человек ищет себе предмет любви, ибо, если человек не стремится к чему-то всеми силами, все представляется ему простым н скучным» (Фрэнсис Бэкон). «Из двух человеческих страстей — «любви» и «ненависти» — большую склонность к чрезмерности имеет именно «любовь». Она пламеннее, а потому сильнее и прочнее. Чем страстней воспламеняется любовь, тем она беспощадней ко всему, что ей препятствует и угрожает, она дает свободу «ненависти» действовать более чем в одном направлении и тем самым освобождает от оков целую дружину зол; любовь породила те злосчастные семена, из которых впоследствии вышел пожар Трои» (Рене Декарт). «Любовь одна, но подделок под нее тысячи» (Франсуа де Ларошфуко). «Сильнейшие естественные импульсы, которые выступают вместо незримо ведущего весь человеческий род к физическому благополучию высшего разума (правителя мира), не допуская содействия человеческого разума, — это любовь к жизни и половая любовь; цель первой — сохранение индивида, цель второй — сохранение вида...» (Иммануил Кант}. «Любовь! В каких только безумствах не заставляешь ты нас обретать радость» (Анри Мари Стендаль). «Позвольте нам на этом остановиться, друг мой, и воздать должное тому спокойствию, с которым Спиноза шел к завершению своей системы. Пусть он даже обрел этот покой только в любви бесконечного!..» (Фридрих Шеллинг). «Любовь — большая помеха в жизни. С ее помощью заполняются тюрьмы и дома для умалишенных. Хроника любовных страстей легко прослеживается в протоколах комиссара полиции» (Артур Шопенгауэр). «Как стремление абсолютного к другому, то есть к бытию, любовь есть начало множественности, ибо абсолютное само по себе, как сверхсущее, безусловно едино... Но абсолютное, будучи началом своего другого, или единством себя и этого другого, то есть любовью, не может, как мы видели, перестать быть самим собою; напротив, как в нашей человеческой любви, которая есть отрицание нашего я, это я не только не теряется, но и получает высшее утверждение, так и здесь, полагая свое другое, абсолютное первоначало утверждается как такое в своем собственном определении» (Владимир Соловьев). «Любовь — это... добродетель личности в отношении другой личности, представляющая собой частичку ценности личности любящего и направленная на ценность личности любимого, преданность ему... Ибо все, что есть в тебе ценного, выполняет свое назначение тем, что является также ценным «для кого-то»... Любящий дает любимому... новое измерение своей сущности — быть «для него» (в то время как обычно он - только бытие «в себе»). Личная любовь является для личности дополнением к его ценности, приданием смысла его бытию» (Николай Гартман). «Любовь и есть не что иное, как утверждение бытия в его полноте и утверждение бытия на вечность» (Николай Бердяев). «Нам пришлось также побороть свою любовь к человеку и представление о мирной, миролюбивой судьбе; нам пришлось преодолеть глубокое убеждение в том, что ни одна победа не приносит добрых плодов, так как любое насилие над человеком непоправимо...» (Альбер Камю}. «Сострадание не есть любовь...» (Карл Ясперс). «Мы действительно не способны любить «абстрактно». Мы можем любить только того, кого знаем. Обращение даже к нашим лучшим чувствам — чувствам любви и сострадания, может только способствовать разделению человечества на две разные категории» (Карл Поппер}. Вопросы и задания: 1. Что такое любовь? 2. Что является противоположностью любви и почему? 3. Правда ли, что любовь отнимает разум? 4. Что нового в понимание любви внесла христи 5. Подготовь, пользуясь текстом, сочинение на МАТЕРИЯ (лат. materia) — вещество, бесконечное множество всех существующих в мире предметов, философская категория, которая обозначает вещественность, а не идеальность мира. Аристотель определял материю как чистую возможность, вместилище форм. На низшей ступени философского развития под материей или веществом подразумевалось нечто, обладающее протяженностью, массой, тяжестью, инерцией и т. д. Мало-помалу материя теряет эти признаки. Декарт главным атрибутом материи считал протяженность. Лейбниц доказывал, что протяженность есть только второстепенный признак, вытекающий из главного - - силы. Механическое мировоззрение устранило все атрибуты материи, кроме массы. Оно выводило все явления из движения и полагало, что движение не может совершаться без двигающегося. Это двигающееся и называется материей, а основную механическую величину, определяющую величину ускорения, сообщаемого телу данною силою, механическое мировоззрение называет массою тела или количеством материи. Наконец, энергетическое мировоззрение объясняет все явления из понятия энергии, совершенно обходясь без понятия вещества. В новейшей физике материя — обозначение некоторой особой точки поля. Материя является главной философской категорией в материализме и определяется как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая независимо от них. Суждения мыслителей: «Материя — начало страдательное. Начало деятельное — это находящийся в материи разум, бог» (Зенон). «Основные причины всех явлений находятся в материи» (Протагор). «Материя текуча, я при течении ее, на месте утрат ее возникают непрерывные прибавления...» (Протагор). «Где-то должны существовать другие скопления материи» (Лукреций Кар). «В создании вещей участвуют два элемента — материя и причина. Материя инертна, способна принимать любую форму и мертва, пока ничто не приводит ее в движение. Причина же, или разум, придает материи форму, дает ей по своему усмотрению то или иное назначение и производит из нее различные вещи. Итак, должно быть нечто, из чего состоит предмет, и затем то, что создало его. Первое есть материя, второе — причина» (Сенека). «Я состою из действующей силы и телесной материи. Ни одно из них не обращается в ничто, так как они не возникают из ничего. Каждая часть моего существа через превращение входит в какую-нибудь часть мира, и эта в свою очередь — опять в другую часть его, и так бесконечно совершаются его превращения. В силу подобных превращений возник я, как и мои родители, и так назад до бесконечности» (Марк Аврелий). «Разрушение материи невозможно, ибо о нем нельзя себе составить понятие, во что и каким образом она разлагается» (Плотин). «Материя все производит из собственного лона» (Джордано Бруно). «Материя не знает покоя и находится в вечном движении» (Фрэнсис Бэкон). «Теперь спрашивают: каким образом из неосязаемой материи произошел осязаемый сын? У тебя есть подобие тому, как земля и камни возникли из неосязаемости. Смотри: глубина между небом и землею так же неосязаема; однако качество стихий порождаете ней в разные времена живую и постижимую плоть, как-то: саранчу, мух и червей» (Якоб Бёме). «Дайте мне материю и движение, и я построю вам из этого Вселенную» (Рене Декарт). «Предположим, что все материально, и мысль моя, равно Как и мысли других людей, представляет собой лишь следствие особого расположения частиц материи. Кто же тогда привнес в мир мысль о вещах нематериальных? Разве способна материя содержать в себе такую чистую, простую и нематериальную идею, как представление о духе? В состоянии ли она породить то, что отрицает и даже исключает ее самое? Как может материя быть мыслящим началом в человеке, если оно и есть доказательство того, что человек нематериален?» (Жан де Лабрюиер). «У меня есть разумное основание верить а существование материи. У меня нет непосредственной интуиции ее; и не могу я непосредственно, на основании своих ощущений, идей, понятий, действий и страстей, заключать о существовании немыслящей, невоспринимающей, недеятельной субстанции — ни с помощью правильной дедукции, ни с помощью обязательного заключения» {Джордж Беркли). «— Но знаешь ли ты, по крайней мере, что такое материя? — Еще бы не знать! — ответил человек. — Вот, — Ну хорошо! — сказал житель Сириуса. — Этот — Нет, — ответил тот. — Значит, ты вовсе не знаешь, что такое мате «Материя и дух в основе своей равно неизвестны, и мы не можем определить, какие свойства присущи тому или другому» (Дэвид Юм). «Мы не в состоянии узнать... может ли материя... быть причиной мышления» (Дэвид Юм). «Если нас спросят, откуда явилась материя, мы ответим, что она существовала всегда» (Поль Анри Гольбах). «Природа организует материю не только по роду, но и по ступеням» (Иммануил Кант). «Материи свойственна самопроизвольность (спонтанность) и непрерывность движения» (Жан Робине). «Если материя живая, значит, она способна к организации и не нуждается в руководящем разуме» (Жан Робине). Епископ Беркли говорил когда-то: «Материя — пустой и праздный бред». Его система столь замысловата, Что спорить с ней у мудрых силы нет, Но и поверить, право, трудновато... Джордж Байрон «Но эмпирические науки имеют своим предметом природу уже в определенных формах и, следовательно, никак не дают искомой всеобщей основы — она не дается ни в какой эмпирии; но ее можно вывести из эмпирии: стоит только взять общее содержание всех познаваемых в науке форм, и получится всеобщая основа природы. Такое общее содержание всех внешних форм есть материя, или вещество» (Владимир Соловьев). «Материализм стремится ограничить материю и в другом смысле: решительно отвергая наличие у нее качеств посредством запрета действовать там, где ее нет. Незаметным образом он склоняется к реалистическому атомизму» (Гостом Башляр). Вопросы и задания: 1. Что такое материя? 2. Каковы разные трактовки материи? 3. Почему Беркли не верит в существование ма 4. Как Вольтер доказывает трудность философ 5. Что означает реалистический атомизм? МАТЕРИАЛИЗМ — философское учение, которое признает в основе всего сущего материю. Платон, возможно, первым в европейской философии задумался над тем, что же первично, что породило мир. Ответ мыслителя был однозначным: сознание. Другие философы возражали Платону. Нет, сначала появилось вещество, предметы. То, из чего устроен мир, можно назвать философским словом «материя». Конкретное, естественнонаучное представление о материи меняется, преобразуется. Поначалу думали, что Вселенная состоит из атомов. Античный материализм — это воззрение, признающее за истинную реальность неделимые частицы, занимающие пространство, отличающиеся друг от друга или количественно только, или же количественно и качественно. Из сочетания этих частиц образовался весь видимый мир, с его разнообразием явлений. Это учение, выраженное Левкиппом и Демокритом, повторенное Эпикуром, несколько раз появлялось и исчезало в истории. Так, материализм был воскрешен в XVII в. Гас-сенди. Он также пропагандировался мыслителями идеологами эпохи Просвещения. Своего расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения, но определяющее влияние оказал на европейскую философию только в XIX в. (Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс). Материализм представляет удобную гипотезу для объяснения некоторых физических явлений. Однако материализм неудовлетворителен при объяснении более сложных феноменов — органических и психологических (такие человеческие проблемы, как сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности). Может быть, разделение философов на материалистов и идеалистов устарело? Нет, для решения определенных теоретических задач такое разграничение важно. Наконец, какие бы ни были внушительные открытия в физике, они не закрывают дорогу философии. Не стоит сразу перемешивать традиции, снимать вывески. Пусть духовные системы в результате названных открытий поднимутся на иную ступень познания. Пусть материализм продолжает выявлять свой потенциал. Пусть в диалоге, не утрачивая собственной разной природы, соперничают между собой духовные традиции. Суждения мыслителей: .«Тупой ум восходит к истине через материальное» (Сюгер из Сен-Дени). «...Материализм никогда нельзя применить в качестве принципа, объясняющего природу нашей души» (Иммануил Кант). «Это стремление было впоследствии названо материализмом; в безумии своем он не мог вернуть своих последователей к первоисточнику, сумев лишь подтвердить смерть материи, поставить ее вне всякого сомнения; вместо этого он создал такое грубое представление о природе и ее сущности, по сравнению с которыми верования народов, называемых обычно грубыми, поклоняющихся солнцу, звездам, свету, животным или отдельным телам природы, кажутся нам достойными уважения» (Фридрих Шеллинг). «Величайшая нелепость материализма состоит в том, что исходит из объективного, принимает за крайнюю основу объективное. Между тем в действительности все объективное, как таковое, многоразлично обусловливается познающим субъектом и формами его познания и таковые предполагает, следовательно, с устранением субъекта тоже совершенно исчезает» (Артур Шопенгауэр). «Те лее, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Фридрих Энгельс). «Однако, на наш взгляд, мы совершили бы грубую философскую ошибку, если бы поверили в подлинно конкретный характер материализма, особен-но когда он выступает в виде учения о непосредственном восприятии реальности еще не оформившейся научной мыслью, как в XVII—XVin вв.» (Гастон Башляр). «О марксовом материализме было сказано много совершенно несостоятельного. Особенно нелепо звучит часто повторяемое утверждение о том, что Маркс не признавал ничего, выходящего за пределы «низших», или «материальных», аспектов человеческой жизни» (Карл Поппер).
Вопросы и задания: 1. Что такое материализм? 2. Опиши атомистический материализм. 3. Расскажи о воскрешении материализма в 4. Устарело ли разделение на материалистов и 5. Что ты знаешь о марксистском материализме? МЕТОД (от греч. methodas — путь, исследование, прослеживание) — правильный, систематичный способ достижения определенной цели. В философии и науке весьма важно применение точного метода, ибо только в таком случае можно рассчитывать на верные результаты. В науке методом называют путь познания, который избирает исследователь для того, чтобы исследовать конкретный предмет. Философия помогает ученому установить, годится ли избранный метод для достижения обозначенной цели. Разрабатывая метод, философия поддерживает в науках живой критический дух. Желание коллективными усилиями создать универсальный метод не принесли удачи. Суждения мыслителей: «Следование определенному методу — залог успеха в начинаниях. Мастеровые всех ремесел, чтобы сделать квадрат, применяют угломер; чтобы начертить круг, используют циркуль; чтобы сделать прямую линию, используют отбойный шнур; чтобы установить предмет вертикально, используют отвес» (Мо-цзы). «Знание же передается другим подобно ткани, которую нужно выткать до конца, и его следует вкладывать в чужие умы таким же точно методом (если это возможно), каким оно было первоначально найдено» (Фрэнсис Бэкон). «Познание, как наука, должно руководствоваться методом. Ибо наука есть целое познания в смысле системы, а не в смысле лишь агрегата. Поэтому она требует познания систематического, следовательно, осуществленного по обдуманным правилам» (Иммануил Кант). «Я, разумеется, не могу полагать, что метод, которому я следовал в этой системе логики или, вернее, которому следовала в самой себе эта система, не допускает еще значительного усовершенствования, многочисленных улучшений в частностях, но в то же время я знаю, что он единственно истинный». (Георг Гегель). «Как будто метод не есть именно то, что может быть общим даже для противоположных систем и доже должно быть общим для двух противоположных систем» (Фридрих Шеллинг). «Это целое представляет собой настоящую систему, организацию положений и воззрений. К такой системе как к цели научного творчества стремился и Шеллинг, но он не мог ее достигнуть по отсутствию у него истинной диалектической методы» (Владимир Соловьев). «Приведя этот пример, Платон пытается применить свой метод для «доказательства» того, что он называет подлинной природой души...» (Карл Поп-пер). Вопросы и задания: 1. Что такое метод? 2. Может ли метод обслуживать две противопо 3. Чем отличается научный метод от философско 4. Осваивая знания, стараешься ли ты использо 5. Как рождается метод? МИФ (от греч. mythos — предание) — сказание, рассказ о каких-то событиях, которые сопровождали историю разных народов у их истоков. В современной литературе понятие мифе многозначно. В традиционном понимании — это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме. В более поздней трактовке — это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. В новейших истолкованиях под мифом подразумевают некритически воспринятое воззрение. Миф оценивают, наконец, как универсальный способ человеческого мирочувствования. Многие античные мыслители приравнивали миф к вымыслу. Однако древние философы подчас относились к мифу с большим доверием. Платон, например, использовал мифы как художественные иллюстрации своего собственного философствовании. Так же в XVII в. относился к мифам и Фрэнсис Бэкон, который видел в мифе историческую форму миро-постижения. Позже философы обратили внимание не только на то, что миф может заключать в себе прозрение или заблуждение. Они стали писать о социальной роли мифа, раскрывая его значение как средства консолидации традиционного общества. Затем в истории философии появились попытки сравнить мифы разных народов. Однако все попытки как-то объединить мифологические идеи, свести их к одному типу оказались неудачными. Мифология — выдающееся достояние человеческой культуры, ценнейший материал жизни, тип человеческого переживания и даже способ уникального существования. В мифе воплощаются тайные вожделения человека, в частности и его галлюцинаторный опыт и драматургия бессознательного. Индивиду психологически неуютно в разорванном, расколотом мире. Он интуитивно тянется к нерасчленен-ноку мироощущению. Миф освящает человеческое существование, придает ему смысл и надежду. Оно помогает одолеть безжалостную, критическую направленность сознания. Вот почему люди так часто отступают от трезвой мысли, отдавая предпочтение миру мечты. Миф, конечно, не строго аналитическое знание, но вместе с тем он и не хаотичен. В нем есть своеобразная логика, он позволяет освоить огромный опыт иррационального, накопленный человечеством. Миф живет, умирает и возрождается вновь как форма освоения жизни. Ничто не утрачивается из сокровищницы человеческой культуры. Можно указать также на огромную роль мифа в современной художественной литературе, особенно латиноамериканских стран. На долю того или иного персонажа нередко выпадает удивительная, постоянно возобновляемая судьба. Он как бы приговорен воспроизвести некий первообраз жизни, неоднократно разыгранный на подмостках истории. И в этом кружении времени отражается нечто вселенское, что никак нельзя назвать миражем. Напротив, обнажается некая неразложимая правда, за зыбкостью и своеобразием проступает неизмеримо более глубокое постижение реальности. Мифология — свод мифов, наука о мифах. Суждения мыслителей: «Все мифы — вымысел» (Ксенофан).. «Возникает сомнение, заключают ли в себе древние поэтические мифы некий тайный смысл? Сам же я могу заявить, что склонен видеть в очень многих мифах древних поэтов глубокий скрытый смысл. И нас не заставит презрительно относиться к ним то, что эти мифы считаются теперь интересными лишь для маленьких детей... и им не придают серьезного значения» (Фрэнсис Бэкон). «Философы-моралисты среди греков и впоследствии среди римлян поступали именно так со своим мифологическим учением о богах. Они умели самый грубый политеизм объяснить в конечном счете как чисто символическое представление свойств единого божественного существа и искать во всевозможных порочных поступках богов, как и в диких, но все же прекрасных грезах своих поэтов, мистический смысл...* (Иммануил Кант). «Применение учения об изначальном схематизме к изучению структуры праязыков, древнейших воззрений на природу, следы которых дошли до нас в мифологиях древних народов, наконец, к критике научного языка, почти все термины которого свидетельствуют о своем происхождении из схематизма, показало бы, какое всеобъемлющее значение этот метод имеет во всех областях человеческого духа» (Фридрих Шеллинг). «Индусские законодатели доложили в основание порядка жизни своего народа мифологию. Священники, объяснявшие ее, вовсе не были глупы. Напротив, они были очень мудры. Они потому и измыслили эти законы, что сами не верили ни в одно из своих сотворений. Законы Ману — это ловкая и красивая ложь, но эта ложь необходима. Если природа представляет собой хаос, насмешку над всякой мыслью и порядком, то всякий, кто желает восстановить в ней какой-либо порядок, должен уйти от нее и создать новый мир, полный иллюзий» (Фридрих Ницше). «Несомненно, в самом деле, что основные элементы в жизни человечества — язык, мифология, первичные формы общества — все это в своем образовании совершенно независимо от сознательной воли отдельных лиц» (Владимир Соловьев). «Но обезбоженность настолько не исключает религиозности, что, наоборот, благодаря ей отношение к богам впервые только и превращается в религиозное переживание. Если до такого дошло дело, то боги улетучились. Возникшая пустота заменяется историческим и психологическим исследованием мифа» (Мартин Хайдеггер). «Мифы созданы для того, чтобы привлекать наше воображение. Мы можем представить только напряженное тело, силящееся поднять огромный камень, покатить его, взобраться с ним по склону; видим сведенное судорогой лицо, прижатую к камню щеку, плечо, удерживающее покрытую глиной тяжесть, оступающуюся ногу, вновь и вновь поднимающие руки с измазанными землей ладонями» (Альбер Камю). Вопросы и задания: 1. Какие мифы ты знаешь? 2. Альбер Камю пересказывает миф, который не назван. Догадался ли ты, о ком идет речь? Перескажи этот миф. 3. Почему можно считать миф выдающимся до 4. Какой религиозный миф ты знаешь? 5. Назови прочитанное тобой художественное
МНЕНИЕ — частное суждение, соображение о чем-то. Древние философы противопоставляли мнение знанию, которое считалось общепринятым. Мнение — это скорее всего «догадка». Человек беспомощен, он не обладает универсальным представлением. Истина в античной философии влагается в уста богини и противопоставляется обманчивым мнениям смертных. Сократ пытался найти нечто, что поднимается выше мнений. Он усматривал в разуме такую способность человека. Суждения мыслителей: «То, что самый испытанный мудрец знает и соблюдает, есть только мнение...» (Гераклит). «Бытие относится к становлению, как мышление — к мнению» (Платон). «Истинное мнение ведет нас к правильным действиям ничуть не хуже, чем разум» (Платон). «Общественное мнение, к которому прежде всего должны прислушиваться правители в своих решениях, они презирают, называя его болтовней слюнявой черни, вещью неустойчивой и быстро меняющейся» (Фрэнсис Бэкон). «Пошлые мнения весьма стойки, прочно укоренились, и многие люди, не поддаваясь заблуждению необычному, не сумели избежать общепринятых. Пошлость, к примеру, то, что каждый недоволен своей участью, даже блестящей, зато доволен своим умом, даже неблестящим» (Бальтасар Грасиан). «Я думаю, что о мнениях следует судить по их влиянию и результатам» (Бенджамин Франклин). «Так, ожидание плохого урожая после засухи, длившейся всю весну, есть просто мнение, а после жатвы — знание...» (Иммануил Кант). «Бывают времена, когда нет мнения зловреднее, чем общественное мнение» (Никола Шамфор). Вопросы и задания: 1. Чем отличается знание от мнения и от веры 2. Что такое «общественное мнение»? 3. Почему общественное мнение может оказаться зловредным? 4. Действительно ли мнения стойки? 5. «Что скажет княгиня Марья Алексевна?» - МОНАРХИЯ (греч. monarcia — единовластие) — форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства — наследственного монарха. В рабовладельческих и феодальных государствах монархия выступала как неограниченная деспотия. В современных государствах власть монарха ограничена конституцией, законодательные функции переданы парламенту, исполнительные — правительству. Иначе говоря, «монарх царствует, но не управляет». Это относится, скажем, к Великобритании (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), Швеции (Королевство Швеция). Суждения мыслителей: «Нужно при любых обстоятельствах приложить все усилия к тому, чтобы это Навуходоносорово древо монархии имело достаточно толстый и крепкий ствол, дабы иметь возможность поддерживать свои ветви и листву, т. е. чтобы число полноправных граждан было вполне достаточным для того, чтобы держать в повиновении жителей покоренных стран» (Фрэнсис Бэкон). «Монарх, окруженный роскошью и пышностью, -- это пастух в одежде, усыпанной золотом и каменьями, с золотым посохом в руке, с овчаркой в золотом ошейнике, на парчовой или шелковой сворке. Какая польза стаду от этого золота? Разве оно защитит его от волков?» (Жан де Лабрюйер). «Монархия погибает, когда государь, все относя единственно к самому себе, сводит государство к своей столице, столицу — к своему двору, а двор -к своей особе» (Шарль Монтескье). «Реки стремятся слиться с морем; монархии стремятся раствориться в деспотизме» (Шарль Монтескье). «Необходимо, чтобы власть монарха всегда оставалась подчиненной власти представителей народа и чтобы эти представители сами постоянно зависели от воли уполномочивших их людей, от которых они получили все свои права и по отношению к которым они являются исполнителями, доверенными лицами, а отнюдь не хозяевами» (Поль Анри Гольбах). «Причина того, почему мы содрогаемся при мысли о совершенной по форме казни монарха его народом, состоит, следовательно, в том, что убийство дулжно мыслить лишь как исключение из правила, Которое народ сделал своей максимой, казнь же -как полное ниспровержение принципов взаимоотношений между сувереном и народом...» (Иммануил Кант). «Монархия... наилучший государственный строй, если монарх хорош (т. е. обладает не только волей к правлению, но и разумением такового)...» (Иммануил Кант). «Очевидно, в человеческом роде заложена (быть может, с известным умыслом) наклонность к тому, чтобы каждое отдельное государство, если все идет согласно его желанию, стремилось подчинить себе каждое другое государство и создать универсальную монархию» (Иммануил Кант). «Монархическая конституция есть поэтому конституция развитого разума; все другие конституции принадлежат более низким ступеням развития и реализации разума» (Георг Гегель). «Несомненное, хотя и полусознательное стремление «всемирных монархий» было — дать мир земле, покорив все народы одной общей власти. Величайшая из этих завоевательных держав —- Римская империя прямо называла себя миром...» (Владимир Соловьев). «Этот парадокс может быть сформулирован следующим образом: неограниченная свобода ведет к своей противоположности, поскольку без защиты и ограничения со стороны закона свобода необходимо приводит к тирании сильных над слабыми. Этот парадокс, в смутной форме восстановленный Руссо, был разрешен Кантом, который потребовал, чтобы свобода каждого человека была ограничена, но не далее тех пределов, которые необходимы для обеспечения равной степени свободы для всех» (Карл Поп-пер). «Можно ли быть настолько недалеким, чтобы требовать «конституции» для страны, которая осчастливлена абсолютной монархией, наивысшей возможной степенью любой конституции вообще?» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Что такое монархия и чем она отличается от 2. Отчего монархи стремятся к созданию универ 3. Попробуй сформулировать, почему Поппер 4. Может ли монархия возродиться в России? 5. Бывают ли монархи просвещенными? Приведи примеры из истории. МОРАЛЬ (от лат. moralis — нравственность) -особая форма общественного сознания, регулирующая действия людей в обществе с помощью норм. Множество этических ценностей (см. Этика, Ценность) признается взрослым человеком не в полном объеме. Мораль — это признанные, а не закрепленные в праве нормы. Они различны у разных народов и, кроме того, преображаются с течением времени. Моральные представления раскрывают правила поведения, которые считаются достойными, благородными, приличными. Это касается жизненного уклада, потребления пищи, отношений между мужчиной и женщиной, стремления к обладанию или власти. Мораль определяет картину мира для каждого человека.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |