КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 13 страница
«Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспечено извне государством» (Владимир Соловьев). «Сама свобода сотворена Богом, и она проницаема для него в самой своей глубине» (Николай Бердяев). «Все хорошо, все дозволено, и нет ничего ненавидимого: таковы постулаты абсурда» (Алъбер Камю). «Марксисты действительно просмотрели фундаментальную роль «формальной свободы». Они считают, что формальной демократии недостаточно, и хотели бы дополнить ее тем, что они обычно называют экономической демократией». Это — двусмысленная и совершенно пустая фраза, которая затемняет тот факт, что «чисто формальная свобода» является единственной гарантией демократической экономической политики» [Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Почему понятие свободы столь сложно? 2. В чем отличие свободы от своеволия? 3. Какую мысль хотел выразить Пушкин такими Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич, К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич? 4. Что такое «формальная свобода»? 5. Правда ли, что абсолютная свобода дает бла СКЕПТИЦИЗМ (от греч. akeptikoa — рассматривающий, исследующий) — философское течение, которое культивирует сомнение, отрицает возможность истинного познания. Древний скептицизм имел практический характер. Он указывал на логическую равноценность противоположных утверждений и учил воздерживаться от окончательных суждений. Эта позиция приводила к душевному спокойствию (Секст Эмпирик). Следует различать абсолютный скептицизм, отвергающий всякое познание, или относительный скептицизм, рассматривающий сомнение как двигатель человеческой мысли. Суждения мыслителей: «Нет ничего глупее и обманчивее половинчатого скептицизма. Ибо пока сомнение прилагается только к одной стороне, на другой тем сильнее растет достоверность. Одна сторона глупости кажется смехотворной, а другая все более раздувается и все больше лжет» (Антоны Шефтсбери). «Я умею только сомневаться» (Франсуа Мари Вольтер). «Таким образом, немало философов (и среди них некоторые очень известные) имели весьма серьезные и очевидные причины стать академиками и скептиками, отрицающими достоверность человеческого знания...» (Фрэнсис Бэкон). «У скептицизма, который образует, если его додумать до конца, прямую противоположность догматизма, нет ничего, чем он может повлиять на деятельный разум, поскольку он все отвергает неиспользованным» (Иммануил Кант). «Насколько большее значение для истинной философии имеет поэтому скептик, заранее объявляющий войну всякой общезначимой системе, бесконечно большее, чем догматицист, заставляющий всех принести клятву верности символу теоретической науки!» (Фридрих Шеллинг). «Само собою понятно, как уже замечал Декарт, что заранее составленное намерение всегда и окончательно сомневаться так же противно существу философской мысли, как и принятое наперед решение устранить во что бы то ни стало все сомнения, хотя бы с помощью произвольных ограничений исследования» (Владимир Соловьев). «Что есть истина?...На вопрос Понтия Пилата можно ответить просто и убедительно, хотя такой ответ вряд ли удовлетворит нашего скептика. Ответ этот заключается в следующем: утверждение, суждение, высказывание или мнение истинно, если и только если оно соответствует фактам» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. Кто такие скептики? 2. Можешь ли ты сказать, что ты один из них? 3. Надо ли уметь сомневаться, как это завещал 4. Что является противоположностью скептициз 5. Кто такой Понтий Пилат? СЛОВО — слог или совокупность слогов, выражающих какое-то понятие, представление или какой-либо предмет. Суждения мыслителей: «Достаточно того, чтобы слова выражали смысл» (Конфуций). «Слово — тень дела» (Демокрит.). «На всякое слово есть обратное» (Пиррон). «Кто слушает Слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты своего лица в зеркале: он посмотрел на себя, отошел — тотчас забыл, каков он» (Иаков). «Слово звучит в отзывчивой среде» (Петр Чаадаев). «Слово есть для мышления вторая необходимая основа, без которой одна первая недействительна. Приведенное положение, несмотря на свою простоту и пустоту, несомненно, переносит нас, благодаря слову, в область логического, т. е. всеобщего, мышления» (Владимир Соловьев). Вопросы и задания: 1. Слово выражает содержание сознания. Объяс 2. Без слова мышление недействительно... Про 3. Почему для слова нужна отзывчивая среда? 4. Важно ли философу уточнить смысл слова, 5. Какое «Слово» имеет в виду Иаков?
СЛУЧАЙНОСТЬ — приход неожиданного, не имеющего очевидных причин. Случайность противостоит закономерности. Многие события, которые люди рассматривают как случайность, на самом деле вызваны непознанными, не открывшимися человеку причинами. Суждения мыслителей: «Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность» (Цицерон). «Прежде всего счастье представляется людям неким знаком и доказательством божественного благоволения и потому порождает в нас самих чувство уверенности и бодрости, в остальных же людях оно вызывает чувство уважения и почтения к счастливцу. Но счастье включает в себя и случайности, к которым добродетель не имеет почти никакого отношения» (Фрэнсис Бэкон). «Случайности не существует, — все на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие» (Франсуа Мари Вольтер). «Случай делать зло представляется сто раз на дню, а случай делать добро — лишь единожды в год» (Франсуа Мари Вольтер). «Случай — это лишенное смысла слово...» (Поль Анри Гольбах). «Мы называем случайными явления, причины которых нам неизвестны и которые из-за своего невежества и неопытности мы не можем предвидеть» (Поль Анри Гольбах). «...Мир по существу своему состоит только из случайного» (Иммануил Кант). «Необходимое в жизни — это всеобщие силы природы, участвующие в этом процессе; случайное, поддерживающее эту игру своим влиянием...» (Фридрих Шеллинг).
Вопросы и задания: 1. Какие понятия противостоят случайности? 2. Почему Кант считает, что мир состоит из слу
3. Отчего Вольтер убежден, что случайности 4. Приведи поразительный случай из своей 5. Почему так редко удается делать добро? Про СМЕРТЬ — прекращение жизни, переход организма в царство неорганической природы. Смерть как феномен возникла сравнительно недавно, поскольку ей подвержены только высокоорганизованные живые существа. Теология рассматривает эту грань ухода из жизни как расплату за грехи. Смерть неотвратима, она поглощает все живое. Конечность человеческого существования неизбежно ставит вопрос о смысле земного удела, о предназначенности жизни. Несомненно, проблема смерти относится к числу фундаментальных, затрагивающих предельные основания бытия. Ужас перед конечностью человеческого существования вечен и неустраним. Это глубинный страх среди всех страхов... Философы, которые обращались к теме смерти, нередко пишут о том, что в различные времена к ней относились по-разному. В иные времена страх смерти и вовсе отсутствовал: люди находили в себе силы противостоять угрозе физического уничтожения. Античные греки, например, учили преодолевать ужас небытия путем концентрации духа, усилием животворной мысли воспитывать в себе презрение к смерти. Людей средневековья, напротив, предстоящая смерть доводила до исступления. Каждая культура вырабатывает определенную систему ценностей, в которой переосмысливаются вопросы жизни и смерти. Она творит также определенные комплексы символов и образов, с помощью которых обеспечивается психологическое равновесие индивидов. Человек, разумеется, располагает отвлеченным знанием о факте неотвратимой смерти. Но он пытается, опираясь на существующую в данной культуре символику, сформировать более конкретное представление о том, что делает возможной полноценную жизнь перед фактом неизбежной гибели. Признаки смерти в современной культуре изменчивы. Когда она наступает? При угасании клинически определенных проявлений жизни? После распада мозга? Или только отделение души от тела может свидетельствовать о роковом мгновении? Обсуждение этих вопросов позволяет выдвигать принципиально новые концепции смерти. Суждения мыслителей: «Все из праха, и все возвратится а прах» (Соломон Мудрый). «Бояться смерти — это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она — величайшее из зол. Но не самое ли позорное невежество — воображать, будто знаешь то, чего не знаешь?» (Платон). «Самое страшное из зол, смерть не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем» (Эпикур). И если смерть сама грозить мне станет, Я не раскаюсь в помыслах моих. За прямоту свою и справедливость Платили жизнью древле мудрецы. ЮаАъ Цюй
«Смерть наступает один раз, человек не возвращается» (Сюнь-цэи). «После истинной смерти не будет второго тебя» (Лукреций Кар). «Кто сказал, что умирать страшно? Разве кто-то возвратился оттуда? Почему же ты боишься того, о чем не знаешь? Не лучше ли понять намеки неба? Заметь: в этой жизни мы все болеем —- то одной болезнью, то другой. То нас донимает желудок, то нога. Со всех сторон в этом мире нас преследует дыхание болезней, ярость зверей и людей. Со всех сторон нас будто гонят отсюда прочь. Так бывает лишь с теми, кто живет не у себя. Почему же тебе страшно возвращаться из гостей домой?» (Сенека). «Пока смерть подвластна нам, мы никому не подвластны» (Сенека). «После смерти все прекращается, даже она сама» (Сенека). «Смерть страшна, тяжела тому, кто, хорошо знакомый всем, сам до смерти не знал себя» (Сенека). «В смерти, например, нет ничего страшного. Страшно мнение, потому что оно представляет смерть страшною» (Сенека). «Атрибуты смерти устрашают сильнее самой смерти» (Сенека). «Подвластный смерти подобен лампе, стоящей на ветру» (Нагарджуна). «Самое главное, чтобы человек безропотно ждал смерти как простого разложения тех элементов, из которых он состоит. Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным» (Марк Аврелий). Все быстротечно, все проходит мимо, И только смерть одна неотвратима. Затянется узлом веревка жизни. Срок подойдет, который не продлим мы. Рудаки «Смерть — это стрела, пущенная в тебя, а жизнь — то мгновение, что она до тебя долетит» (Аль-Хусри). В конце концов у всех одна судьба — Смерть ждет и властелина а раба. Юсуф Над смертью властвуй в жизни быстротечной:. И смерть уйдет, и ты пребудешь вечно. Шекспир «Этот образ действия природы ясно обнаруживается в устройстве растительного и животного царств. Та самая сила, которая побуждает деревья к росту, приносит им смерть, после того как они завершают свой рост» (Иммануил Кант). «Едва ли люди стали бы философствовать, если бы не было смерти» (Артур Шопенгауэр). «Существует только одна судьба всех вещей, одна жизнь, одна смерть...» (Фридрих Шеллинг). «Поскольку истоки материи были мертвы, смерть стали считать началом, а жизнь — чем-то производным» (Фридрих Шеллинг). «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни» (Владимир Соловьев). «Смерть имеет положительный смысл. Но смерть вместе с тем самое страшное и единственное зло. Всякое зло может быть сведено к смерти» (Николай Бердяев). «Предшествующее свободное становление для собственной смерти освобождает от потерянности в случайно появившихся возможностях, освобождает таким образом, что фактическую возможность смерти оно понимает и избирает, прежде всего, лично. Заглядывание вперед раскрывает существованию -как предельной возможности — его цель и, таким образом, уничтожает всякую возможность опереться на уже достигнутое существование» (Мартин Хай-деггер). «Мы имеем все шансы умереть раньше, чем выполним нашу задачу, в противном же случае пережить ее и себя самих. Смерть является не моей возможностью не осуществлять и дальше мое присутствие в мире, а возможным в любое время исчезновением, превращением в ничто моих возможностей... Глупо, что мы родимся, глупо, что мы умираем» (Жак Поль Сартр). Вопросы и задания: 1. Правда ли, что смерть появилась недавно? 2. Верно ли, что мы ошибочно приняли смерть за 3. Думаешь ли ты о смерти? 4. Расскажи об образах смерти в разных культу 5. «Всякое зло может быть сведено к смерти». СОВЕСТЬ — нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков. Через совесть человек познает этические ценности в их фактическом виде. В узком смысле совесть определяется как нравственное сознание, ориентирующее человека в космосе поступков. Способность в оценке действий с точки зрения добра и зла —- основная черта человека, которая хотя и изменчива, все же, без сомнения, свойственна людям. Однако в реальности оно может притупиться или оказаться предельно ослабленным. Христианская этикя сравнивает совесть с окном, через которое проникает божественная воля. Суждения мыслителей: «Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость» (Платон). «Совесть — это правильный суд доброго человека» (Аристотель). «Свидетелем нашим является бог, то есть наша совесть» (Цицерон). «Заставлять детей заучивать готовые предписания — бесполезное дело, которое может лишь внушить им превратное представление о благочестии. Истинное богопочитание состоит в том, чтобы действовать по воле Божьей, — вот что следует преподать детям» (Иммануил Кант). «Совесть в отличие от законов бесправна в государстве; ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого — другая. Чтобы совесть была правой, необходимо, чтобы то, что она признает правым, было таковым объективно» (Георг Гегель). «И благочестие запрещает нам презирать в себе и других то, что уважено самим Богом, из-за чего Он помнит и посещает нас, — внутреннее неоценимое и незаменимое достоинство человека в его разуме и совести» (Владимир Соловьев). «Совесть есть та глубина человеческой природы, на которой она соприкасается с Богом и где она получает весть от Бога и слышит голос Божий» (Николай Бердяев). «Абсурд не есть дозволение каких угодно действий. «Все дозволено» не означает, что ничто не запрещено. Абсурд показывает лишь равноценность последствий всех действий. Он не рекомендует совершать преступления (это было бы ребячеством), но выявляет бесполезность угрызений совести. Если все виды опыта равноценны, то опыт долга не более законен, чем любой другой. Можно быть добродетельным из каприза» (Альбер Камю). Вопросы и задания: 1. Подбери синонимы к слову «совесть». 2. Почему совесть — «когтистый зверь»? 3. «О, совесть лютая, как тяжко ты караешь!» — 4. Почему совесть бесправна в государстве? 5. Действительно ли угрызения совести бесполез СПРАВЕДЛИВОСТЬ — один из принципов, определяющих добрые взаимные отношения между людьми. Она заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право, однако при этом не нарушая прав других людей. Поэтому справедливость имеет положительную и отрицательную стороны. В одном отношении утверждается, что человек имеет право на неограниченную деятельность и на ее результаты. В другом — это право ограничивается наличием других людей. Здесь заключено известное противоречие. Платон определял справедливость как добродетель правильного отношения к другим людям. Аристотель различал двойную справедливость: распределяющую и уравнивающую. Одна имеет в виду количественное распределение благ независимо от достоинств отдельных лиц. Другая принимает в расчет тот факт, что люди неодинаковы и имеют разное достоинство. В современной этике справедливость оценивается как предварительное условие, без которого не могут быть реализованы остальные ценности. Суждения мыслителей: «На вопрос: «Что понимать под чувством справедливости?» — Мэн-цзы ответил: «Об этом трудно рассказать. Это чувство весьма велико и чрезвычайно прочно. Когда его воспитывают и не наносят ему ущерба, то оно наполняет все между небом и землей... Пусть разум не забывает об этом чувстве, но не помогает его росту. Не надо быть похожим на жителя царства Сун. Этот человек из Сун, озабоченный тем, что его всходы не растут, стал тянуть их. Вернувшись утомленным, он сказал своим домашним: «Я устал сегодня: помогал всходам расти». Его сын побежал посмотреть и увидел, что всходы завяли. В Поднебесной мало людей, которые не помогали бы расти всходам. Те, кто считает воспитание чувства справедливости ненужным и уклоняется от этого, подобны тем, кто не обрабатывает всходы. Те же, кто помогает его росту, подобны тем, кто тянет всходы» (Мэн-цзы). В этом мире не вырастет правды побег. Справедливость не правила миром вовек. Не считай, что изменишь течение жизни. За подрубленный сук не держись, человек! Омар Хайям «Власть и государство всего лишь придатки справедливости; если бы можно было осуществлять справедливость каким-то иным путем, то в них не было бы никакой нужды. Только благодаря наличию справедливости человек человеку — бог, а не волк. Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не дает им наносить вред» (Фрэнсис Бэкон). «У большинства людей любовь к справедливости — это просто боязнь подвергнуться несправедливости» (Франсуа де Ларошфуко). «Справедливость — это соотношение между вещами: оно всегда одно и то же, какое бы существо его ни рассматривало, будь то Бог, будь то ангел или, наконец, человек» (Шарль Монтескье). «В мире царит несправедливость» (Поль Анри Гольбах). «Справедливость (если рассматривать ее объективно) вовсе не основание для апелляции к этическому долгу других (к их благоволению и доброте); тот, кто требует чего-то на основании справедливости, опирается на свое право...» (Иммануил Кант). «Понять, как из совершенно лишенной закономерности игры свободы, когда каждое свободное существо ведет себя так, как будто вне его вообще никого нет... в конечном счете возникает нечто разумное и внутренне согласованное...» (Фридрих Шеллинг). «Таким образом, мыслимое содержание (идея) жалости, или сострадания, взятая в своей всеобщности и независимо от субъективных душевных состояний, в которых она проявляется... есть правда и справедливость» (Владимир Соловьев). «Вопрос о социальном устроении более справедливом, при котором не будет ни непереносимой бедности по социальному положению, ни непереносимого богатства, лежит в иной плоскости, чем духовный вопрос о «бедности» и «богатстве» (Николай Бердяев). «Это тот кружной путь, который защитил и спас справедливость, поставил правду на сторону тех, кто терзался сомнениями* (Алъбер Камю). «Что мы в действительности имеем в виду, говоря о справедливости?...Однако я полагаю, что большинство из нас, особенно те, кто привержен гуманизму, говоря о справедливости, имеют в виду следующее: а) равное распределение бремени гражданских обязанностей, т. е. тех ограничений свободы, которые необходимы в общественной жизни; б) равенство граждан перед законом при условии, разумеется, что в) законы не пристрастны в пользу или против отдельных граждан, групп или классов; г) справедливый суд и д) равное распределение преимуществ (а не только бремени), которое может означать для граждан членство в данном государстве» (Карл Поппер). Вопросы и задания: 1. В чем сложность понимания справедливости? 2. Как понимает Мэн-цзы воспитание справедли 3. Верно ли, что в мире дарит несправедливость? 4. Почему справедливость невозможна без жалос 5. Перечисли пункты, которые, согласно Поппе- СТРАДАНИЕ — душевное состояние, противоположное наслаждению. Оно вызывается многими причинами — физической болью, горем, страхом, тревогой, тоской, раскаянием. Христианская теология считает страдание расплатой за грехи. В то же время именно через страдание можно добиться искупления. Сострадание в этом контексте оказывается универсальным, поскольку любовь к ближнему постоянно вызывает жалость и сочувствие. Шопенгауэр считал, что именно сострадание позволяет преодолеть эгоизм. Поэтому оно есть основание морали. Освальд Шпенглер рассматривал страдание как критерий и содержание подлинной духовности. Нищие оценивал его как величие души. Суждения мыслителей: «Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения* (Будда). «Освободиться от страданий можно, лишь отказавшись от желаний, подавив в себе страсти» (Будда). «Пусты слова философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Мы знаем, что оно есть первое и природное благо. Оно есть исходный пункт для всякого выбора или избежания. Прекрасное, добродетель и тому подобное заслуживает почитания только в том случае, если это доставляет удовольствие, а если не доставляет, то с ним нужно проститься» (Эпикур). «Помни, что сильные страдания завершаются смертью, слабые предоставляют нам частые передышки, а над умеренными — мы владыки. Таким образом, если их можно стереть — снесем их; если же нет — уйдем из жизни, раз она не доставляет нам радости, как уходим из театра» (Цицерон). «Пусты слова того философа, которые не врачуют никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души» (Порфирии). ...Ты видишь ли круговращенье дней? Оно одних на самый верх поставит, От горестей и бед избавит, Других низвергнет вниз, в непрочный арах, Где сплошь и рядом — горе, смута, страх, Того, кого лелеяло на воле, Вдруг бросит в яму нищеты и боли, Другого из темницы до высот Престола и короны вознесет. Фирдоуси «Со страданием дело обстоит так же, как с драгоценными камнями, которые светятся ярко или более тускло в зависимости от того, в какую оправу мы их заключаем; подобно этому и страдание захватывает нас настолько, насколько мы поддаемся ему» (Шарль Монтпенъ). «Страдание — это побуждение к деятельности» (Иммануил Кант). «Тысяча наслаждений не окупают одного страдания» (Артур Шопенгауэр). «Сострадание есть вполне единственная и действительная основа всякой справедливости и всякого истинного человеколюбия, и лишь поскольку деяние истекает из него — имеет оно нравственную ценность» (Артур Шопенгауэр). «Страдание есть самый скорый способ для достижения истины» (Фридрих Ницше). 4Когда теоретический пессимист утверждает как настоящую предметную истину, что жизнь есть зло и страдание, то он этим выражает свое убеждение, что жизнь такова для всех, но если для всех, то, значит, и для него самого, а если так, то на каком основании он живет и пользуется этим злом жизни, как если бы оно было благом?» (Владимир Соловьев). «Отношение христианства к страданию двойственно и парадоксально. Страдание есть последствие греха и зла. Но страдание есть также искупление, оно имеет положительную ценность. Только христианство принимает страдание и имеет до конца мужественное отношение к страданию» (Николай Бердяев). «Иногда спуск исполнен страданий, но он может проходить и в радости. Это слово уместно. Я вновь представляю себе Сизифа, спускающегося к своему камню. Вначале были страдания. Когда память наполняется земными образами, когда непереносимым становится желание счастья, бывает, что к сердцу человека подступает печаль: это победа камня, это сам камень. Слишком тяжело нести безмерную ношу скорби... Но сокрушающие нас истины отступают, как только мы распознаем их» (Альбер Камю). Вопросы а задания: 1. Можно ли считать страдание основой морали? 2. Часто ли тебе приходится страдать? 3. Как можно врачевать страдание? 4. Почему через страдание можно понять истину? 5. Опиши состояние Сизифа, миф о котором ана СТРАСТЬ — сильная, не поддающаяся контролю рассудка любовь к какой-либо вещи, столь сильное желание насладиться ею, что при этом подавляется воля человека. Страсти можно разделить на физические и духовные. Первые — чревоугодие, лень и т. д. Ко вторым относится эротическое влечение, властолюбие, месть, корыстолюбие. Страсть — выражение внутреннего мира человека. Гегель называет страсть определенным аспектом энергии, воления и деятельности человека. По его мнению, ничто великое не свершилось без страсти и не может свершиться без нее. Суждения мыслителей: «Страсти пагубны, потому что они ослепляют человека» (Эзоп). «Нет большего несчастья, чем незнание границы своей страсти» (Лао-цзы). «Нет огня, подобного страсти, нет спазмы, подобной гневу, нет сети, подобной обману, нет реки, подобной желанию» (Будда). «В молодые годы у меня была настоящая страсть к тому виду мудрости, который называют познанием природы» (Сократ). «Страсть — приманка зла» (Платон). «Человек бывает несчастлив или вследствие страха, или вследствие безграничной, вздорной страсти» (Эпикур). Как научиться управлять страстями, Когда они от века правят нами? Аль-Маарри «Из двух человеческих страстей — любви и ненависти — большую склонность к чрезмерности имеет именно любовь. Она пламеннее, а потому сильнее и прочнее. Чем страстней воспламеняется любовь, тем она беспощадней ко всему, что ей препятствует и угрожает, она дает свободу ненависти действовать более чем в одном направлении и тем самым освобождает от оков целую дружину зол; ведь любовь породила те злосчастные семена, из которых впоследствии вышел пожар Трои» (Рене Декарт). «Страсть окрашивает в свои цвета все, до чего коснется, — ненавидя, как и любя; главное для нее — произвести впечатление» (Бальтасар Граси-он). «Страсти -- это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны» (Франсуа де Ларошфуко). «Все страсти лживы: они стараются надеть маску, они прячутся даже от самих себя. Нет такого порока, который не рядился бы под какую-нибудь добродетель или не прибегал бы к ее помощи» (Жан де Лабрюйер). «Странно представить, чтобы война, самое дикое, что только есть, была страстью героических душ» (Антоны Шефтсбери). «Страсти — это ветры, надувающие паруса корабля. Иногда они его топят, но без них он не мог бы плавать. Все на свете опасно — и все необходимо» (Франсуа Мари Вольтер). «Верх безумия — ставить себе целью уничтожение страстей» (Дени Дидро). «Чем больше в человеке сильных, но разноречивых страстей, тем меньше он способен первенствовать в чем бы то ни было» (Люк де Вовенарг). «Любая страсть, владеющая человеком, как бы открывает прямой доступ к нему» (Люк де Вовенарг). «Не под влиянием природы пробуждаются в нем так называемые страсти, вносящие столь значительный ущерб в его первоначально добрые задатки. Потребности человека невелики, а его душевное настроение в заботах о них умеренно и спокойно» (Иммануил Кант). «Тут мы имеем два типа страстных людей: у одних страсть чисто личная, эгоистическая (Ромео, Вертер), другие связывают свою личную страсть с тем или другим историческим интересом, который они, однако, отделяют от всемирного смысла, — об этом смысле всеобщей жизни, от которого зависит и смысл их собственного существования, они так Же, как и те, не хотят ничего знать...» (Владимир Соловьев). «Вот почему злые страсти очень трудно, почти невозможно победить отрицательно, через отрицательную аскезу, через отрицательный запрет. Злую похоть, злую страсть можно победить лишь положительно, через пробуждение положительной, противоположной, творческой духовной силы» (Николай Бердяев). Вопросы и задания: .1. Может ли человек жить без страстей? 2. Действительно ли они пагубны? 3. Назови свою пламенную страсть. 4. Можно ли уничтожить страсти? 5. Как победить страсти?
СТРАХ — сильное душевное волнение, вызванное неожиданной опасностью. Это состояние может также вызываться неясным предчувствием, томительным ожиданием, чувством неблагополучия. Страх обладает всепроникающей мощью, он — глубочайшая бездна, в которой гибнут люди и народы. Люди размышляли о страхе исстари, едва задумались о мироздании. Позже, обратив взор на самих себя, люди стремились разгадать собственные наваждения. Многие мудрецы, от античного философа Сократа до современного мыслителя Сартра, пытались проникнуть в природу страха. Художественная литература коснулась разных граней этого феномена человеческого существования.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |