Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 13 страница




«Право свободы основано на самом существе че­ловека и должно быть обеспечено извне государст­вом» (Владимир Соловьев).

«Сама свобода сотворена Богом, и она проницае­ма для него в самой своей глубине» (Николай Бердя­ев).

«Все хорошо, все дозволено, и нет ничего ненави­димого: таковы постулаты абсурда» (Алъбер Камю).

«Марксисты действительно просмотрели фунда­ментальную роль «формальной свободы». Они счита­ют, что формальной демократии недостаточно, и хо­тели бы дополнить ее тем, что они обычно называют экономической демократией». Это — двусмыслен­ная и совершенно пустая фраза, которая затемняет тот факт, что «чисто формальная свобода» является единственной гарантией демократической экономи­ческой политики» [Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Почему понятие свободы столь сложно?

2. В чем отличие свободы от своеволия?

3. Какую мысль хотел выразить Пушкин такими
строчками:

Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич, К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич?

4. Что такое «формальная свобода»?

5. Правда ли, что абсолютная свобода дает бла­
женство?

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. akeptikoa — рассматри­вающий, исследующий) — философское течение, ко­торое культивирует сомнение, отрицает возмож­ность истинного познания. Древний скептицизм имел практический характер. Он указывал на логи­ческую равноценность противоположных утвержде­ний и учил воздерживаться от окончательных суж­дений. Эта позиция приводила к душевному спокой­ствию (Секст Эмпирик). Следует различать абсолют­ный скептицизм, отвергающий всякое познание, или относительный скептицизм, рассматривающий сомнение как двигатель человеческой мысли.

Суждения мыслителей:

«Нет ничего глупее и обманчивее половинчатого скептицизма. Ибо пока сомнение прилагается только к одной стороне, на другой тем сильнее растет достоверность. Одна сторона глупости кажется сме­хотворной, а другая все более раздувается и все боль­ше лжет» (Антоны Шефтсбери).

«Я умею только сомневаться» (Франсуа Мари Вольтер).

«Таким образом, немало философов (и среди них некоторые очень известные) имели весьма серьезные и очевидные причины стать академиками и скепти­ками, отрицающими достоверность человеческого знания...» (Фрэнсис Бэкон).

«У скептицизма, который образует, если его до­думать до конца, прямую противоположность догма­тизма, нет ничего, чем он может повлиять на дея­тельный разум, поскольку он все отвергает неис­пользованным» (Иммануил Кант).

«Насколько большее значение для истинной фи­лософии имеет поэтому скептик, заранее объявляю­щий войну всякой общезначимой системе, бесконеч­но большее, чем догматицист, заставляющий всех принести клятву верности символу теоретической науки!» (Фридрих Шеллинг).

«Само собою понятно, как уже замечал Декарт, что заранее составленное намерение всегда и оконча­тельно сомневаться так же противно существу фило­софской мысли, как и принятое наперед решение устранить во что бы то ни стало все сомнения, хотя бы с помощью произвольных ограничений исследо­вания» (Владимир Соловьев).

«Что есть истина?...На вопрос Понтия Пилата можно ответить просто и убедительно, хотя такой ответ вряд ли удовлетворит нашего скептика. Ответ этот заключается в следующем: утверждение, сужде­ние, высказывание или мнение истинно, если и толь­ко если оно соответствует фактам» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Кто такие скептики?

2. Можешь ли ты сказать, что ты один из них?

3. Надо ли уметь сомневаться, как это завещал
Вольтер?

4. Что является противоположностью скептициз­
ма?

5. Кто такой Понтий Пилат?

СЛОВО — слог или совокупность слогов, выра­жающих какое-то понятие, представление или какой-либо предмет.

Суждения мыслителей:

«Достаточно того, чтобы слова выражали смысл» (Конфуций).

«Слово — тень дела» (Демокрит.).

«На всякое слово есть обратное» (Пиррон).

«Кто слушает Слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты своего лица в зеркале: он посмотрел на себя, ото­шел — тотчас забыл, каков он» (Иаков).

«Слово звучит в отзывчивой среде» (Петр Чаада­ев).

«Слово есть для мышления вторая необходимая основа, без которой одна первая недействительна. Приведенное положение, несмотря на свою простоту и пустоту, несомненно, переносит нас, благодаря слову, в область логического, т. е. всеобщего, мыш­ления» (Владимир Соловьев).

Вопросы и задания:

1. Слово выражает содержание сознания. Объяс­
ни этот тезис.

2. Без слова мышление недействительно... Про­
комментируй эту мысль В. С. Соловьева.

3. Почему для слова нужна отзывчивая среда?

4. Важно ли философу уточнить смысл слова,
которое он использует?

5. Какое «Слово» имеет в виду Иаков?

 

СЛУЧАЙНОСТЬ — приход неожиданного, не имеющего очевидных причин. Случайность проти­востоит закономерности. Многие события, которые люди рассматривают как случайность, на самом деле вызваны непознанными, не открывшимися человеку причинами.

Суждения мыслителей:

«Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность» (Цицерон).

«Прежде всего счастье представляется людям неким знаком и доказательством божественного бла­говоления и потому порождает в нас самих чувство уверенности и бодрости, в остальных же людях оно вызывает чувство уважения и почтения к счастлив­цу. Но счастье включает в себя и случайности, к которым добродетель не имеет почти никакого отно­шения» (Фрэнсис Бэкон).

«Случайности не существует, — все на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие» (Франсуа Мари Вольтер).

«Случай делать зло представляется сто раз на дню, а случай делать добро — лишь единожды в год» (Франсуа Мари Вольтер).

«Случай — это лишенное смысла слово...» (Поль Анри Гольбах).

«Мы называем случайными явления, причины которых нам неизвестны и которые из-за своего не­вежества и неопытности мы не можем предвидеть» (Поль Анри Гольбах).

«...Мир по существу своему состоит только из случайного» (Иммануил Кант).

«Необходимое в жизни — это всеобщие силы природы, участвующие в этом процессе; случайное, поддерживающее эту игру своим влиянием...» (Фридрих Шеллинг).

 

Вопросы и задания:

1. Какие понятия противостоят случайности?

2. Почему Кант считает, что мир состоит из слу­
чайного?

 

3. Отчего Вольтер убежден, что случайности
вовсе нет?

4. Приведи поразительный случай из своей
жизни.

5. Почему так редко удается делать добро? Про­
комментируй мысль Вольтера.

СМЕРТЬ — прекращение жизни, переход орга­низма в царство неорганической природы. Смерть как феномен возникла сравнительно недавно, по­скольку ей подвержены только высокоорганизован­ные живые существа. Теология рассматривает эту грань ухода из жизни как расплату за грехи. Смерть неотвратима, она поглощает все живое. Конечность человеческого существования неизбежно ставит во­прос о смысле земного удела, о предназначенности жизни. Несомненно, проблема смерти относится к числу фундаментальных, затрагивающих предель­ные основания бытия.

Ужас перед конечностью человеческого сущест­вования вечен и неустраним. Это глубинный страх среди всех страхов... Философы, которые обраща­лись к теме смерти, нередко пишут о том, что в различные времена к ней относились по-разному. В иные времена страх смерти и вовсе отсутствовал: люди находили в себе силы противостоять угрозе физического уничтожения. Античные греки, напри­мер, учили преодолевать ужас небытия путем кон­центрации духа, усилием животворной мысли вос­питывать в себе презрение к смерти. Людей средне­вековья, напротив, предстоящая смерть доводила до исступления.

Каждая культура вырабатывает определенную систему ценностей, в которой переосмысливаются вопросы жизни и смерти. Она творит также определенные комплексы символов и образов, с помощью которых обеспечивается психологическое равнове­сие индивидов. Человек, разумеется, располагает от­влеченным знанием о факте неотвратимой смерти. Но он пытается, опираясь на существующую в дан­ной культуре символику, сформировать более кон­кретное представление о том, что делает возможной полноценную жизнь перед фактом неизбежной гибе­ли.

Признаки смерти в современной культуре измен­чивы. Когда она наступает? При угасании клиничес­ки определенных проявлений жизни? После распада мозга? Или только отделение души от тела может свидетельствовать о роковом мгновении? Обсужде­ние этих вопросов позволяет выдвигать принципи­ально новые концепции смерти.

Суждения мыслителей:

«Все из праха, и все возвратится а прах» (Соло­мон Мудрый).

«Бояться смерти — это не что иное, как припи­сывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она — величайшее из зол. Но не самое ли позор­ное невежество — воображать, будто знаешь то, чего не знаешь?» (Платон).

«Самое страшное из зол, смерть не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем» (Эпикур).

И если смерть сама грозить мне станет,

Я не раскаюсь в помыслах моих. За прямоту свою и справедливость Платили жизнью древле мудрецы.

ЮаАъ Цюй

 

«Смерть наступает один раз, человек не возвра­щается» (Сюнь-цэи).

«После истинной смерти не будет второго тебя» (Лукреций Кар).

«Кто сказал, что умирать страшно? Разве кто-то возвратился оттуда? Почему же ты боишься того, о чем не знаешь? Не лучше ли понять намеки неба? Заметь: в этой жизни мы все болеем —- то одной болезнью, то другой. То нас донимает желудок, то нога. Со всех сторон в этом мире нас преследует дыхание болезней, ярость зверей и людей. Со всех сторон нас будто гонят отсюда прочь. Так бывает лишь с теми, кто живет не у себя. Почему же тебе страшно возвращаться из гостей домой?» (Сенека).

«Пока смерть подвластна нам, мы никому не под­властны» (Сенека).

«После смерти все прекращается, даже она сама» (Сенека).

«Смерть страшна, тяжела тому, кто, хорошо зна­комый всем, сам до смерти не знал себя» (Сенека).

«В смерти, например, нет ничего страшного. Страшно мнение, потому что оно представляет смерть страшною» (Сенека).

«Атрибуты смерти устрашают сильнее самой смерти» (Сенека).

«Подвластный смерти подобен лампе, стоящей на ветру» (Нагарджуна).

«Самое главное, чтобы человек безропотно ждал смерти как простого разложения тех элементов, из которых он состоит. Ведь последнее согласно с при­родой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным» (Марк Аврелий).

Все быстротечно, все проходит мимо, И только смерть одна неотвратима. Затянется узлом веревка жизни. Срок подойдет, который не продлим мы.

Рудаки

«Смерть — это стрела, пущенная в тебя, а жизнь — то мгновение, что она до тебя долетит» (Аль-Хусри).

В конце концов у всех одна судьба — Смерть ждет и властелина а раба.

Юсуф

Над смертью властвуй в жизни быстротечной:. И смерть уйдет, и ты пребудешь вечно.

Шекспир

«Этот образ действия природы ясно обнаружива­ется в устройстве растительного и животного царств. Та самая сила, которая побуждает деревья к росту, приносит им смерть, после того как они завершают свой рост» (Иммануил Кант).

«Едва ли люди стали бы философствовать, если бы не было смерти» (Артур Шопенгауэр).

«Существует только одна судьба всех вещей, одна жизнь, одна смерть...» (Фридрих Шеллинг).

«Поскольку истоки материи были мертвы, смерть стали считать началом, а жизнь — чем-то производным» (Фридрих Шеллинг).

«Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несо­вместимо с пустотой нашей жизни» (Владимир Соло­вьев).

«Смерть имеет положительный смысл. Но смерть вместе с тем самое страшное и единственное зло. Всякое зло может быть сведено к смерти» (Николай Бердяев).

«Предшествующее свободное становление для собственной смерти освобождает от потерянности в случайно появившихся возможностях, освобождает таким образом, что фактическую возможность смер­ти оно понимает и избирает, прежде всего, лично. Заглядывание вперед раскрывает существованию -как предельной возможности — его цель и, таким образом, уничтожает всякую возможность опереться на уже достигнутое существование» (Мартин Хай-деггер).

«Мы имеем все шансы умереть раньше, чем вы­полним нашу задачу, в противном же случае пережить ее и себя самих. Смерть является не моей возможностью не осуществлять и дальше мое при­сутствие в мире, а возможным в любое время исчез­новением, превращением в ничто моих возможнос­тей... Глупо, что мы родимся, глупо, что мы умира­ем» (Жак Поль Сартр).

Вопросы и задания:

1. Правда ли, что смерть появилась недавно?

2. Верно ли, что мы ошибочно приняли смерть за
начало сущего?

3. Думаешь ли ты о смерти?

4. Расскажи об образах смерти в разных культу­
рах.

5. «Всякое зло может быть сведено к смерти».
Прокомментируй.

СОВЕСТЬ — нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков. Через совесть человек познает этические ценности в их фактическом виде. В узком смысле совесть опреде­ляется как нравственное сознание, ориентирующее человека в космосе поступков. Способность в оценке действий с точки зрения добра и зла —- основная черта человека, которая хотя и изменчива, все же, без сомнения, свойственна людям. Однако в реаль­ности оно может притупиться или оказаться пре­дельно ослабленным. Христианская этикя сравнива­ет совесть с окном, через которое проникает божест­венная воля.

Суждения мыслителей:

«Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость» (Платон).

«Совесть — это правильный суд доброго челове­ка» (Аристотель).

«Свидетелем нашим является бог, то есть наша совесть» (Цицерон).

«Заставлять детей заучивать готовые предписа­ния — бесполезное дело, которое может лишь вну­шить им превратное представление о благочестии. Истинное богопочитание состоит в том, чтобы дейст­вовать по воле Божьей, — вот что следует преподать детям» (Иммануил Кант).

«Совесть в отличие от законов бесправна в госу­дарстве; ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого — другая. Чтобы совесть была правой, необходимо, чтобы то, что она признает правым, было таковым объективно» (Георг Гегель).

«И благочестие запрещает нам презирать в себе и других то, что уважено самим Богом, из-за чего Он помнит и посещает нас, — внутреннее неоценимое и незаменимое достоинство человека в его разуме и совести» (Владимир Соловьев).

«Совесть есть та глубина человеческой природы, на которой она соприкасается с Богом и где она получает весть от Бога и слышит голос Божий» (Ни­колай Бердяев).

«Абсурд не есть дозволение каких угодно дейст­вий. «Все дозволено» не означает, что ничто не за­прещено. Абсурд показывает лишь равноценность последствий всех действий. Он не рекомендует со­вершать преступления (это было бы ребячеством), но выявляет бесполезность угрызений совести. Если все виды опыта равноценны, то опыт долга не более законен, чем любой другой. Можно быть доброде­тельным из каприза» (Альбер Камю).

Вопросы и задания:

1. Подбери синонимы к слову «совесть».

2. Почему совесть — «когтистый зверь»?

3. «О, совесть лютая, как тяжко ты караешь!» —
чьи слова, что они означают?

4. Почему совесть бесправна в государстве?

5. Действительно ли угрызения совести бесполез­
ны? (Читай Камю).

СПРАВЕДЛИВОСТЬ — один из принципов, оп­ределяющих добрые взаимные отношения между людьми. Она заключается в том, чтобы каждый по­лучал то, на что имеет право, однако при этом не нарушая прав других людей. Поэтому справедли­вость имеет положительную и отрицательную сторо­ны. В одном отношении утверждается, что человек имеет право на неограниченную деятельность и на ее результаты. В другом — это право ограничивается наличием других людей. Здесь заключено известное противоречие. Платон определял справедливость как добродетель правильного отношения к другим людям. Аристотель различал двойную справедли­вость: распределяющую и уравнивающую. Одна имеет в виду количественное распределение благ не­зависимо от достоинств отдельных лиц. Другая при­нимает в расчет тот факт, что люди неодинаковы и имеют разное достоинство. В современной этике справедливость оценивается как предварительное условие, без которого не могут быть реализованы остальные ценности.

Суждения мыслителей:

«На вопрос: «Что понимать под чувством спра­ведливости?» — Мэн-цзы ответил: «Об этом трудно рассказать. Это чувство весьма велико и чрезвычай­но прочно. Когда его воспитывают и не наносят ему ущерба, то оно наполняет все между небом и зем­лей... Пусть разум не забывает об этом чувстве, но не помогает его росту. Не надо быть похожим на жителя царства Сун. Этот человек из Сун, озабочен­ный тем, что его всходы не растут, стал тянуть их. Вернувшись утомленным, он сказал своим домаш­ним: «Я устал сегодня: помогал всходам расти». Его сын побежал посмотреть и увидел, что всходы завя­ли. В Поднебесной мало людей, которые не помогали бы расти всходам. Те, кто считает воспитание чувст­ва справедливости ненужным и уклоняется от этого, подобны тем, кто не обрабатывает всходы. Те же, кто помогает его росту, подобны тем, кто тянет всходы» (Мэн-цзы).

В этом мире не вырастет правды побег. Справедливость не правила миром вовек. Не считай, что изменишь течение жизни. За подрубленный сук не держись, человек!

Омар Хайям

«Власть и государство всего лишь придатки спра­ведливости; если бы можно было осуществлять спра­ведливость каким-то иным путем, то в них не было бы никакой нужды. Только благодаря наличию справедливости человек человеку — бог, а не волк. Хотя справедливость и не может уничтожить поро­ков, но она не дает им наносить вред» (Фрэнсис Бэкон).

«У большинства людей любовь к справедливос­ти — это просто боязнь подвергнуться несправедли­вости» (Франсуа де Ларошфуко).

«Справедливость — это соотношение между ве­щами: оно всегда одно и то же, какое бы существо его ни рассматривало, будь то Бог, будь то ангел или, наконец, человек» (Шарль Монтескье).

«В мире царит несправедливость» (Поль Анри Гольбах).

«Справедливость (если рассматривать ее объек­тивно) вовсе не основание для апелляции к этичес­кому долгу других (к их благоволению и доброте); тот, кто требует чего-то на основании справедливос­ти, опирается на свое право...» (Иммануил Кант).

«Понять, как из совершенно лишенной законо­мерности игры свободы, когда каждое свободное су­щество ведет себя так, как будто вне его вообще никого нет... в конечном счете возникает нечто ра­зумное и внутренне согласованное...» (Фридрих Шеллинг).

«Таким образом, мыслимое содержание (идея) жалости, или сострадания, взятая в своей всеоб­щности и независимо от субъективных душевных состояний, в которых она проявляется... есть правда и справедливость» (Владимир Соловьев).

«Вопрос о социальном устроении более справед­ливом, при котором не будет ни непереносимой бед­ности по социальному положению, ни непереносимо­го богатства, лежит в иной плоскости, чем духовный вопрос о «бедности» и «богатстве» (Николай Бердя­ев).

«Это тот кружной путь, который защитил и спас справедливость, поставил правду на сторону тех, кто терзался сомнениями* (Алъбер Камю).

«Что мы в действительности имеем в виду, гово­ря о справедливости?...Однако я полагаю, что боль­шинство из нас, особенно те, кто привержен гума­низму, говоря о справедливости, имеют в виду сле­дующее: а) равное распределение бремени граждан­ских обязанностей, т. е. тех ограничений свободы, которые необходимы в общественной жизни; б) ра­венство граждан перед законом при условии, разуме­ется, что в) законы не пристрастны в пользу или против отдельных граждан, групп или классов; г) справедливый суд и д) равное распределение преиму­ществ (а не только бремени), которое может означать для граждан членство в данном государстве» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. В чем сложность понимания справедливости?

2. Как понимает Мэн-цзы воспитание справедли­
вости?

3. Верно ли, что в мире дарит несправедливость?

4. Почему справедливость невозможна без жалос­
ти?

5. Перечисли пункты, которые, согласно Поппе-
ру, составляют содержание справедливости.

СТРАДАНИЕ — душевное состояние, противо­положное наслаждению. Оно вызывается многими причинами — физической болью, горем, страхом, тревогой, тоской, раскаянием. Христианская теоло­гия считает страдание расплатой за грехи. В то же время именно через страдание можно добиться ис­купления. Сострадание в этом контексте оказывает­ся универсальным, поскольку любовь к ближнему постоянно вызывает жалость и сочувствие. Шопен­гауэр считал, что именно сострадание позволяет пре­одолеть эгоизм. Поэтому оно есть основание морали. Освальд Шпенглер рассматривал страдание как кри­терий и содержание подлинной духовности. Нищие оценивал его как величие души.

Суждения мыслителей:

«Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения* (Будда).

«Освободиться от страданий можно, лишь отка­завшись от желаний, подавив в себе страсти» (Будда).

«Пусты слова философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Мы знаем, что оно есть первое и природное благо. Оно есть исходный пункт для всякого выбора или избежания. Прекрасное, добродетель и тому подобное заслуживает почитания только в том случае, если это доставляет удовольст­вие, а если не доставляет, то с ним нужно простить­ся» (Эпикур).

«Помни, что сильные страдания завершаются смертью, слабые предоставляют нам частые пере­дышки, а над умеренными — мы владыки. Таким образом, если их можно стереть — снесем их; если же нет — уйдем из жизни, раз она не доставляет нам радости, как уходим из театра» (Цицерон).

«Пусты слова того философа, которые не врачуют никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души» (Порфирии).

...Ты видишь ли круговращенье дней?

Оно одних на самый верх поставит,

От горестей и бед избавит,

Других низвергнет вниз, в непрочный арах,

Где сплошь и рядом — горе, смута, страх, Того, кого лелеяло на воле, Вдруг бросит в яму нищеты и боли, Другого из темницы до высот Престола и короны вознесет.

Фирдоуси

«Со страданием дело обстоит так же, как с драго­ценными камнями, которые светятся ярко или более тускло в зависимости от того, в какую оправу мы их заключаем; подобно этому и страдание захватывает нас настолько, насколько мы поддаемся ему» (Шарль Монтпенъ).

«Страдание — это побуждение к деятельности» (Иммануил Кант).

«Тысяча наслаждений не окупают одного страда­ния» (Артур Шопенгауэр).

«Сострадание есть вполне единственная и дейст­вительная основа всякой справедливости и всякого истинного человеколюбия, и лишь поскольку деяние истекает из него — имеет оно нравственную цен­ность» (Артур Шопенгауэр).

«Страдание есть самый скорый способ для дости­жения истины» (Фридрих Ницше).

4Когда теоретический пессимист утверждает как настоящую предметную истину, что жизнь есть зло и страдание, то он этим выражает свое убеждение, что жизнь такова для всех, но если для всех, то, значит, и для него самого, а если так, то на каком основании он живет и пользуется этим злом жизни, как если бы оно было благом?» (Владимир Соловьев).

«Отношение христианства к страданию двойст­венно и парадоксально. Страдание есть последствие греха и зла. Но страдание есть также искупление, оно имеет положительную ценность. Только христи­анство принимает страдание и имеет до конца муже­ственное отношение к страданию» (Николай Бердя­ев).

«Иногда спуск исполнен страданий, но он может проходить и в радости. Это слово уместно. Я вновь представляю себе Сизифа, спускающегося к своему камню. Вначале были страдания. Когда память на­полняется земными образами, когда непереносимым становится желание счастья, бывает, что к сердцу человека подступает печаль: это победа камня, это сам камень. Слишком тяжело нести безмерную ношу скорби... Но сокрушающие нас истины отступают, как только мы распознаем их» (Альбер Камю).

Вопросы а задания:

1. Можно ли считать страдание основой морали?

2. Часто ли тебе приходится страдать?

3. Как можно врачевать страдание?

4. Почему через страдание можно понять истину?
Что означает «выстрадать истину»?

5. Опиши состояние Сизифа, миф о котором ана­
лизирует Камю.

СТРАСТЬ — сильная, не поддающаяся контролю рассудка любовь к какой-либо вещи, столь сильное желание насладиться ею, что при этом подавляется воля человека. Страсти можно разделить на физи­ческие и духовные. Первые — чревоугодие, лень и т. д. Ко вторым относится эротическое влечение, властолюбие, месть, корыстолюбие. Страсть — вы­ражение внутреннего мира человека. Гегель называ­ет страсть определенным аспектом энергии, воления и деятельности человека. По его мнению, ничто ве­ликое не свершилось без страсти и не может свер­шиться без нее.

Суждения мыслителей:

«Страсти пагубны, потому что они ослепляют че­ловека» (Эзоп).

«Нет большего несчастья, чем незнание границы своей страсти» (Лао-цзы).

«Нет огня, подобного страсти, нет спазмы, подоб­ной гневу, нет сети, подобной обману, нет реки, подобной желанию» (Будда).

«В молодые годы у меня была настоящая страсть к тому виду мудрости, который называют познанием природы» (Сократ).

«Страсть — приманка зла» (Платон).

«Человек бывает несчастлив или вследствие стра­ха, или вследствие безграничной, вздорной страсти» (Эпикур).

Как научиться управлять страстями, Когда они от века правят нами?

Аль-Маарри

«Из двух человеческих страстей — любви и нена­висти — большую склонность к чрезмерности имеет именно любовь. Она пламеннее, а потому сильнее и прочнее. Чем страстней воспламеняется любовь, тем она беспощадней ко всему, что ей препятствует и угрожает, она дает свободу ненависти действовать более чем в одном направлении и тем самым осво­бождает от оков целую дружину зол; ведь любовь породила те злосчастные семена, из которых впос­ледствии вышел пожар Трои» (Рене Декарт).

«Страсть окрашивает в свои цвета все, до чего коснется, — ненавидя, как и любя; главное для нее — произвести впечатление» (Бальтасар Граси-он).

«Страсти -- это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны» (Франсуа де Ларошфу­ко).

«Все страсти лживы: они стараются надеть маску, они прячутся даже от самих себя. Нет такого порока, который не рядился бы под какую-нибудь добродетель или не прибегал бы к ее помощи» (Жан де Лабрюйер).

«Странно представить, чтобы война, самое дикое, что только есть, была страстью героических душ» (Антоны Шефтсбери).

«Страсти — это ветры, надувающие паруса ко­рабля. Иногда они его топят, но без них он не мог бы плавать. Все на свете опасно — и все необходимо» (Франсуа Мари Вольтер).

«Верх безумия — ставить себе целью уничтоже­ние страстей» (Дени Дидро).

«Чем больше в человеке сильных, но разноречи­вых страстей, тем меньше он способен первенство­вать в чем бы то ни было» (Люк де Вовенарг).

«Любая страсть, владеющая человеком, как бы открывает прямой доступ к нему» (Люк де Вове­нарг).

«Не под влиянием природы пробуждаются в нем так называемые страсти, вносящие столь значитель­ный ущерб в его первоначально добрые задатки. По­требности человека невелики, а его душевное настро­ение в заботах о них умеренно и спокойно» (Имма­нуил Кант).

«Тут мы имеем два типа страстных людей: у одних страсть чисто личная, эгоистическая (Ромео, Вертер), другие связывают свою личную страсть с тем или другим историческим интересом, который они, однако, отделяют от всемирного смысла, — об этом смысле всеобщей жизни, от которого зависит и смысл их собственного существования, они так Же, как и те, не хотят ничего знать...» (Владимир Соло­вьев).

«Вот почему злые страсти очень трудно, почти невозможно победить отрицательно, через отрица­тельную аскезу, через отрицательный запрет. Злую похоть, злую страсть можно победить лишь положи­тельно, через пробуждение положительной, проти­воположной, творческой духовной силы» (Николай Бердяев).

Вопросы и задания:

.1. Может ли человек жить без страстей?

2. Действительно ли они пагубны?

3. Назови свою пламенную страсть.

4. Можно ли уничтожить страсти?

5. Как победить страсти?

 

СТРАХ — сильное душевное волнение, вызван­ное неожиданной опасностью. Это состояние может также вызываться неясным предчувствием, томи­тельным ожиданием, чувством неблагополучия. Страх обладает всепроникающей мощью, он — глу­бочайшая бездна, в которой гибнут люди и народы. Люди размышляли о страхе исстари, едва задума­лись о мироздании. Позже, обратив взор на самих себя, люди стремились разгадать собственные на­важдения. Многие мудрецы, от античного философа Сократа до современного мыслителя Сартра, пыта­лись проникнуть в природу страха. Художественная литература коснулась разных граней этого феномена человеческого существования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.